Главная страница
Навигация по странице:

  • Специфика общественного строя Древней Индии состоит в разделении людей 110 варнам, замкнутым группам.

  • В законах регламентируются договоры: купли-продажи, займа, дарения, перевозки и др., а также общие положения о договоре

  • Договор купли-продажи был нестабилен и мог быть расторгнут в течение 10 дней после заключения сделки без всяких причин. Семейные и брачные отношения

  • Законы Ману - наиболее древний образец наследственного права.

  • ЗАКОНЫ МАНУ. 1. Общая характеристика Законов Ману


    Скачать 71.37 Kb.
    Название1. Общая характеристика Законов Ману
    Дата26.09.2021
    Размер71.37 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаЗАКОНЫ МАНУ.rtf
    ТипЗакон
    #237163

    1. Общая характеристика Законов Ману

    Законы Ману были составлены во 2-1 в.в. до н.э. брахманами Древней Индии. Точная дата их появления неизвестна. В Европе Законы стали известны с конца 18в. с началом английского владычества в Индии.

    Ману - мифический прародитель человечества - первый человек. По легенде всевышний бог Брахма послал Ману на землю, чтобы навести порядок и законность.

    Предание приписывает Законам Ману божественное происхождение. Они представляют собой не только свод правовых правил, но и религиозных и гражданских норм, которыми должен руководствоваться в быту человек. Нет сомнений в том, что в систематизации данных Законов основную роль выполняли лица, знающие религиозные догматы и юриспруденции. Законодатель внес в этот свод правила поведения человека, взгляды философов, теологов, индийских правителей на управление, право, этику.

    Законы Ману - самый известный и самый комментированный источник древнеиндийского законодательства, вполне сопоставимый по уровню развития юридических и политических конструкций с образцами законодательных актов более позднего времени. В понимании индийцев это не просто правовой кодекс, а религиозные и гражданские правила, которыми должен руководствоваться человек в повседневной жизни.

    Написаны Законы в форме двустиший, чтобы облегчить их запоминание. Все 2 685 статей посвящены дхарме (судьбе). Понятие дхармы неоднозначно. Это и религиозные предписания, и мораль, и норма поведения.

    Дхарма описывает то, что мы называем правом. В то же время ее содержание выходит за пределы права. Дхарма основывается на идеях меры и гармонии, рассматривает личность во всех отношениях с окружающей действительностью и другими людьми. Она исходит из идеи долга, а не права. закон ману собственность судебный

    Главное в Законах Ману - закрепление существовавшего в Древней Индии варнового устройства. Указывается на наследственно-профессиональный характер варн, определяются назначение каждой варны, привилегии. Законы Ману устанавливали следующий порядок (ст. 145-146 гл.2): «Старшинство у брахманов зависит от знания, у кшатриев - от доблести, у вайшьев - от богатства, у шудр - от возраста. Человек является почтенным не потому, что у него седая голова: того, кто изучил Веды, боги считают почтенным, даже ели он юн».

    Структура Законов Ману:

    Глава 1 Учение о происхождении общества, обоснование господствующего положения брахманов и др.Глава 2 Правила жизни человека в период ученичестваГлава 3-5Правила повседневной жизни в свете религиозно-нравственных и других предписаний рекомендации для вступающих в брак, форма бракосочетания.Глава 6Религиозно-нравственные правила жизни отшельниковГлава 7О божественном происхождении царской власти и правилах должностного управления государствомГлава 8О судопроизводстве, обязательствах, имущественных отношениях и уголовном правеГлава 9Положения о брачно-семейных отношениях, наследовании имущества и
    борьбе с воровствомГлава 10О потомстве от браков между представителями разных варн. Условия приобретения собственностиГлавы 11-12О покаянии во искупление совершенных грехов. Описание посмертных воздаяний за дурные дела в земной жизни.

    ВАРНЫ И КАСТЫ

    Община — самоуправляемая единица. В нее входили касты — совокупность более мелких групп, кулы — семейные общины родственников. Ремесленники и торговцы объединялись в сангхи. Во главе этих объединений и групп стоял выборный староста, руководитель. Глава племени также считался с мнением совета знати (сабха), его должность из выборной превратилась в наследственную.


    Специфика общественного строя Древней Индии состоит в разделении людей 110 варнам, замкнутым группам.

    Движение народов, этническая пестрота, частая смена государств заставляли господствующий слой поддерживать классовую и сословную солидарность. Развитие общественного неравенства привело к тому, что знатные роды одного племени стали считать знатные роды других племен и народов более близкими себе, чем незнатных соплеменников. Система варн облегчала выполнение этой задачи.


    О происхождении варн существует много точек зрения. Большинство ученых связывают их возникновение с брахманской религией. Верхушка ариев постепенно присвоила себе исключительное право на религиозную, политическую и военную деятельность. Термин «варна» означает «разряд» людей, «вид», «цвет», «качество», «заслуга». Вся общественная жизнь древнего индуса определялась его принадлежностью к варне; профессия, должность, размер получаемого наследства, процент по договору, займу и даже тяжесть наказания. Варна определяла имя человека, одежду, порядок принятия пищи. Принадлежность к той или иной варне устанавливалась рождением, переход из одной варны в другую в принципе был невозможен.

    В гимнах Ригведы появление варн описывается с позиций религии. К дваждырожденным варнам отнесены брахманы, кшатрии, вайшьи. Лица, принадлежащие к ним, проходили инициации, могли изучать тексты религиозных сочинений, знать их предписания и ритуалы. Позднее появилась угнетенная варна — шудры, единождырожденные. Поступки членов варн, их поведение от рождения до смерти регламентировалось религиозными правилами, имевшими силу узаконенного обычая. Существование варн было позднее закреплено в знаменитом памятнике права Древней Индии — законах Ману (II в. до н. э.).


    Варно-кастовый строй имел правовую основу: святость и неприкосновенность частной собственности, привилегия высших сословий. Соблюдение основ такого строя обеспечивалось моральными, религиозными и юридическими санкциями, карами: порицание, похвала, радость в загробной жизни или объявление преступником.


    Первая варна, самая привилегированная — брахманы. Они якобы произошли из уст, самой «чистой» части тела Брахмы. В древних источниках брахман считался чуть ли не божеством в человеческом облике. Только он мог узнавать волю богов, изучать священные тексты, делать жертвоприношения, совершать обряд коронации правителя. Брахманы освобождались от повинностей, даже царь не мог распоряжаться их собственно-ностью. Убийство брахмана считалось самым тяжким преступлением против человека. Исполнение культовых обрядов давало брахманам огромные преимущества — моральные и материальные. Принадлежность к варне брахманов считалась наследственной привилегией, хотя иногда имелись случаи перехода их в другие варны.


    Вторая варна — раджанья, кшатрии — были якобы сотворены из рук бога. Девятилетний брахман считался отцом девяностолетнего кшатрия. Это правящее сословие поставляло правителей, военачальников, раджей, князей, основную массу верхушки чиновников. В руках кшатриев была реальная власть — военная сила, богатство, материальные ресурсы. Почти все цари были выходцами из кшатриев. Религия предписывала сотрудничество брахманов и кшатриев. Многие авторы сочинений, как брахманы, так и буддисты, упрекали кшатриев за то, что они не всегда чтут религиозные обычаи, уклоняются от соблюдения этапов жизни (ашрам), особенно последнего.

    Третья варна — вайшьи, созданы якобы из бедра бога. Они занимались земледелием, скотоводством, ремеслом, торговлей, но пользовались покровительством правителей. Вайшьи — это угнетаемое сословие, из него формировалось ополчение, от него поступала за счет эксплуатации основная масса податей, налогов. За счет эксплуатации вайшьев содержался господствующий класс — жрецы. Только отдельные вайшьи имели богатство, высокое положение в обществе.

    Четвертая варна — шудры. Сотворены они не то из ступней, не то из плевка бога. Они не проходили обряда посвящения, инициации. Их основная обязанность — служить дваждырожденным: шудра должен был кормиться со стола хозяина, носить его недоношенную одежду и пользоваться его старой утварью. Он не мог изучать веды. Брахман за убийство шудры нес такое же покаяние, как за убийство кошки или собаки (законы Ману, XI, 132).

    Распространение буддизма внесло некоторые коррективы в морально-этические нормы. В отличие от индуизма, это вероучение обещало праведникам полное равенство и на том свете, включая рабов, отверженных и даже женщин. Император Ашока в конце своей жизни стал адептов этой религии.

    Таким образом, принадлежность человека к варне не мешала ему выбрать профессию, достичь должности. Однако закон категорически запрещает переходить из одной варны в другую, считает такое перерождение величайшим грехопадением. По законам Ману, за такой переход брахман должен питаться блевотиной, кшатрий — трупами, вайшья — гноем, шудра — вшами (XII, 71, 72). Реальность выполнения таких предписаний весьма сомнительна.

    В истории появления каст еще далеко не все ясно. Они сформировались позднее, в эпоху раннего средневековья. Некоторые ученые полагают, что в понятие касты входили этнические группы (например, отсталые племена, зачисляемые в разряд неприкасаемых), кланы воинов-завоевателей (раджпутские племена), религиозные секты и группы людей, объединявшиеся по наследственным профессиям и занятиям.

    В крайне бесправном положении находились отверженные, неприкасаемые: чандалы и парии. Люди из этой касты существовали как бы вне общества и выполняли самые грязные, унизительные работы. Они жили за чертой селения и города, в котором находились члены более высоких варн. В обязанность неприкасаемых входили переноска и кремация трупов, совершение казни над осужденными преступниками. Им полагалось носить одежду покойников, есть из разбитой посуды. Позднее у чандалов появились свои слуги, еще более презираемые обществом. К разряду неприкасаемых относились и чужеземные варвары, те, кто пытался силой оружия поработить индусский народ.
    ОБЯЗАТЕЛЬСТВА


    IX).

    Обязательственное право. Довольно тщательную разработку получили

    в Законах Ману обязательственные отношения. Обязательства – это обязанность что-либо сделать или возместить другому лицу в силу предписания права. Обязательства возникали при заключении сделок и соглашений или вследствие причинения вреда, когда виновный брал на себя обязанность возместить

    нанесенный ущерб. Соответственно в Законах Ману различаются два вида обязательств: обязательства из договора и обязательства из причинения вреда.

    Приступая к характеристике обязательств из договоров, следует, в

    первую очередь, перечислить со ссылкой на соответствующие статьи основные

    виды договоров (или сделок), которые в большей или меньшей степени регламентировались Законами Ману. Далее обратите внимание на общие правила заключения сделок, которые были сформулированы в Законах Ману. Проанализируйте в этой связи ст. 52, 163–165, 168, 201, 215, 218–221 (гл. VIII). Раскрывая общие правила заключения сделок, важно определить круг недееспособных,

    а также наказания, которые предусматривались за нарушение договора по Законам.

    Наряду с общими правилами Законы Ману содержат положения, которые

    регулировали отдельные виды договоров. Значительное внимание здесь уделено договорам займа, найма и купли-продажи.

    6

    По договору займа Законы Ману твердо устанавливали нерушимость и

    преемственность долговых обязательств, подробно регламентировали условия

    предоставления кредита, включая размеры процентов (ст. 140–144 гл. VIII), а

    также условия возвращения долга (ст. 48–50, 177 гл. VIII). Характеризуя договор займа по Законам Ману, обратите внимание на ст. 117 (гл. X). Раскройте ее

    содержание.

    В Древней Индии широко применялся труд свободных наемных работников – кармакаров. Условия заключения договора найма зависели от работодателя. Законами Ману регламентировались оплата труда (ст. 215–217 гл. VIII),

    определялись обязанности наймита (ст. 230 гл. VIII) и устанавливалась ответственность наемных работников за неисполнение условий договора (ст. 215,

    235–236 гл. VIII). Раскройте содержание указанных статей.

    Законы Ману регламентировали также условия заключения сделок куплипродажи. Сформулируйте эти условия на основе анализа ст. 199, 201–203

    гл. VIII и ст. 291 гл. IX. Обратите внимание также и на условия расторжения

    договора купли-продажи. Найдите соответствующие статьи и проанализируйте

    их. Далее следует раскрыть роль верховного правителя Древней Индии в регулировании торговых отношений (ст. 399, 401–403 гл. VIII, ст. 127 гл. VII).

    В Законах Ману упоминаются также договор аренды земли и договор дарения. Найдите эти статьи и раскройте их содержание.

    При характеристике обязательственного права Древней Индии следует

    остановиться и на обязательствах из причинения вреда. Приведите конкретные

    примеры возникновения подобного рода обязательств, которые упомянуты в

    Законах Ману. Какая ответственность возлагалась на виновного в причинении

    вреда в каждом случае? При ответе на этот вопрос следует различать обязательства из причинения вреда и наказания за преступления

    В законах регламентируются договоры: купли-продажи, займа, дарения, перевозки и др., а также общие положения о договоре:

    договор недействителен, если он заключен человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также не уполномоченным лицом (гл.8, ст.163). Недействительны договоры, заключенные рабами. Если этот договор заключен в пользу хозяина раба, то от него не следовало отказываться

    предусматривается добровольное согласие сторон при заключении договора. Соглашение, заключенное с помощью обмана или насилия недействительно.

    если должник не располагал имуществом, необходимым для уплаты долга, то он обязан был отработать долг (гл.8, ст.177). У должника высшей варны было право “отдавать постепенно” (т.е. предоставлялась отсрочка).

    Виды договоров:

    ДОГОВОР ЗАЙМА. Весьма детально разработан. Свидетельствует о расцвете ростовщичества. Но сохраняются элементы самоуправства, расправа кредитора над должником, который имел фактически неограниченную власть над должником. Допускались: хитрость, принуждение путем захвата, сила. Санкция самоуправства кредитора со стороны государства нашла отражение в параграфе, предписывающем царю штрафовать должника, жалующегося на кредитора, добивающегося уплаты долга по произволу.

    ДОГОВОР ЛИЧНОГО НАЙМА. Рабы и наемные работники упоминаются вместе и характеризуются одинаково в специальной главе артхашастр, касающейся рабов и работников. Наемный труд презирался; услужение характеризуется как собачий образ жизни.

    Условия личного найма были крайне тяжелы. Наемник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Нормы оплаты работника были установлены (1/10 урожая), но он, как правило, отказывался от личной свободы, становясь рабом за содержание.

    КУПЛИ-ПРОДАЖИ. Существовал ряд ограничений на возможность заниматься торговлей представителям высших варн. Существовали ограничения на торговлю людьми, которая была наиб. предосудительной и влекла за собой изгнание из касты.

    Договор купли-продажи был нестабилен и мог быть расторгнут в течение 10 дней после заключения сделки без всяких причин.

    Семейные и брачные отношения
    В Древней Индии семейные отношения в значительной степени сохранили влияние первобытных порядков. И Законы Ману лишь отразили объективную реальность – существование большой патриархальной семьи, в которой глава семьи (отец) обладал огромной, почти неограниченной властью. По отношению к главе семьи все, состоявшие под его властью, находились на положении рабов. И жена, и дети могли быть им проданы, сданы в наем и даже убиты. Особенно тяжелым было положение женщины в семье. Она полностью зависела от своего мужа и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью. Законы Ману предписывали содержать женщину под опекой в течение всей ее жизни. Считалось, что ни девочка, ни пожилая женщина не имеют права что-либо делать по своей воле даже в собственном доме. В детстве женщина должна была подчиниться своему отцу, в молодости – своему мужу, после смерти мужа – своим сыновьям. Женщина никогда не должна быть предоставлена самой себе.

    Имущественные права женщины были ограничены. Предполагалось, что женщине может принадлежать лишь то, что дано ей при брачном огне, при свадебном шествии, что получено от брата, матери или отца в виде приданого.

    Законы Ману допускали низкий брачный возраст для женщин. 30-летний мужчина мог жениться на 12-летней, а 24-летний – на 8-летней. Девочку могли выдать замуж и в более раннем возрасте. Не допускались браки между кровными родственниками, осуждались браки с внекастными, младшему брату не следовало жениться раньше старшего. Вступая в первый брак, «дважды рожденный» обязан был брать жену равной с ним варны. При последующих браках разрешалось жениться на женщинах нижестоящих варн. Женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось. Серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке. Мужчина мог также иметь наложниц, чаще всего из числа рабынь.

    Главным назначением женщины считалось воспроизводство рода. Рождение в семье дочери рассматривалось как несчастье, а сына – как благо, ибо именно на них падала обязанность совершать поминальные обряды по умершим предкам. Если у женщины не было сыновей, муж мог уполномочить свою жену на сожительство с деверем или другим родственником мужа для достижения желаемого потомства. Последнее, как и скот, признавалось основным видом богатства. Женщина в данном случае приравнивалась к домашним животным, рабыням, потомство которых принадлежало хозяину.

    Законы не запрещали многоженство. При наличии жен из разных варн старшинство определялось порядком варн. Только жена равной с мужем варны могла лично прислуживать ему, присутствовать при совершении обрядов. Муж обязан был обучать жену хорошему поведению, мог наказать ее. Согласно Законам Ману жена должна почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетели. Проданная в рабство и оставленная мужем, она все равно продолжала считаться его женой.

    Брак в Индии считался священным институтом, и поэтому очень сурово наказывалось прелюбодеяние, особенно если оно совершалось между членами различных варн. В этих случаях мужчину сжигали, а женщину затравливали собаками. По этим же религиозным соображениям осуждался развод, следуя им, в Законах Ману развод не допускался. Но «если жена не рождает детей, может быть взята другая на восьмом году, если рождает детей мертвыми – на десятом, если рождает (только) девочек – на одиннадцатом, но если говорит грубо – немедленно».

    По древним религиозным обычаям женщина не могла после смерти мужа вторично выйти замуж, в противном случае ее ожидало всеобщее презрение. Подобного рода брак не имел юридической силы. Идеалом жены в Древней Индии считалась женщина, которая после смерти мужа кончала жизнь самоубийством, восходя на костер, в котором сжигали труп ее мужа. Зато муж, почтив священными огнями умершую жену, мог вступить в новый брак. Видимо, поэтому женщины-идеалы, следующие за своими мужьями на костер, были все же редкостью.

    Законы Ману - наиболее древний образец наследственного права.

    В законах упоминается два способа наследования отцовского имущества: оно либо делилось поровну между сыновьями, либо его полностью забирал старщий брат, а остальные братья жили при нем, как при отце. Женщина могла наследовать наравне с мужчинами.(Сестры не принимали участие при дележе наследства, но они получали приданое.) При отсутствии детей к наследованию призывались родственники до 6-ой степени.

    СУДОПРОИЗВОДСТВО
    Суд в древней Индии состоял из царского суда и суда брахманов. Состав царского суда: царь, 2 брахмана (знатоки законов). Стоит отметить, что судопроизводство было официальной и обязательной ежедневной функцией царя. Если по каким-то причинам царь не мог отправлять правосудие, то тогда работал суд брахманов, состоявший из 3-х членов: специалистов по Ригведе (логике), Агорведе (этимологии) и Самоведе (ритуалу). Право брахманского суда регулируется 12-ой главой законов Ману.

    Вообще в индийском обществе господствовала не имущественная, а интеллектуальная дифференциация. Брахманами были самые лучшие знатоки Вед. Таким образом, если приговор выносился хотя бы одним таким знатоком, то это решение было уже невозможно отменить даже если за это высказалось бы более 1 млн. чел.

    Судоговорение было неформальным, расспрос являлся основным методом решения судебных вопросов. Четкого различия между гражданским и уголовным процессом нет. Судебные дела возбуждались заинтересованными лицами. Процесс носил состязательный характер. Стороны должны были убедить суд в своей правоте, представив для этого соответствующие доказательства. Дети, рабы, люди с дурной славой - не свидетели. Женщины могут свидетельствовать только против женщин; относительно “дваждырождённых” - только “дваждырождённые”. Если свидетели давали разные показания, то большинством голосов.


    написать администратору сайта