Главная страница
Навигация по странице:

  • Роль церкви (папства) в развитии дипломатии.

  • 5. Появление многосторонней дипломатии и ее органов.

  • Теория. 1. Особенность дипломатии средневековых стран. Роль церкви(папства) развитии дипломатической службы


    Скачать 57.8 Kb.
    Название1. Особенность дипломатии средневековых стран. Роль церкви(папства) развитии дипломатической службы
    Дата03.12.2019
    Размер57.8 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТеория.docx
    ТипДокументы
    #98399
    страница1 из 3
      1   2   3

    Тема 1: История дипломатии зарубежных стран.

    1. Особенность дипломатии средневековых стран. Роль церкви(папства) развитии дипломатической службы.

    В средние века дипломатия была орудием осуществления внешнеполитических целей феодального государства. На различных этапах его развития изменялись содержание, характер деятельности и методы средневековой дипломатии.

    История средневековой Европы открывается падением Западной Римской империи и нашествий «варварских» племен. В Европе образовался ряд «варварских» государств, в которых в течение последующих столетий складывается феодальный строй.

    Цели внешней политики государств определялись интересами военно-землевладельческой знати, приобретавшей все большую силу в феодализировавшемся обществе.

    Международная обстановка была неустойчивой. Международные столкновения разрешались не только силой, но и путем переговоров и соглашений. Так складывалась дипломатия «варварских» государств, соединявшая черты примитивности, характерные для этих новых политических образований, с некоторыми элементами римской традиции.

    Значительное влияние на дипломатию молодых варварских государств оказала Византия, где сохранились дипломатические традиции Поздней Римской империи. Высокоразвитая организация этой восточной дипломатии, ее торжественный церемониал, изворотливость, коварство, умение изобретать всякого рода комбинации, разъединять своих врагов, использовать в своих целях торговые, культурные и религиозные связи -- все это оказало сильное воздействие на дипломатию средневековья. Другим мощным проводником влияния римских традиций на дипломатию средних веков была католическая церковь в лице папства с его широкими международными связями.

    Напрямую короли встречались крайне редко, договаривались специальные люди - послы. 1й постоянный посол 1450г. Италия: герцог Миланский отправил оратора-резидента в Венецию и Флоренцию (он был гражданином своего государства, но служил в другой стране всю жизнь). Послы занимались заключением договоров на конференциях, встречах, которые затем утверждались Папой Римским.

    В условиях раннего средневековья не могли установиться более или менее прочные политические образования, границы непрерывно менялись, государства быстро создавались и распадались. Даже наиболее крупные и сильные объединения раннего средневековья не имели прочной экономической базы и представляли временные и непрочные военно-административные объединения.

    Дипломатия периода политической раздробленности средневековой Европы соответствует характеру сложившегося феодально-крепостнического строя. Сеньория отождествляется с государством. Крупный землевладелец является государем. Различие между государством и частным владением стирается; исчезает также различие между публичным и частным правом, отношениями частными и международными. Несмотря на существование «феодальной лестницы», каждая крупная сеньория ведет более или менее самостоятельную внешнюю политику. Провозглашается право «частной войны».

    Деятельность дипломатии этого периода была направлена главным образом на урегулирование споров и столкновений, которые возникали между государями-вотчинниками из-за грабежа соседних владений или захвата чужих подданных ради увеличения числа плательщиков феодальной ренты. Порой, однако, эта дипломатия разрешала и более крупные вопросы, возникавшие между государями-вотчинниками перед лицом какого-либо общего врага - мусульман для Западной Европы, половцев и татар для феодальной Руси.

    Делается попытка установления не только церковного, но и политического господства пап над всеми странами католического Запада с целью распространения папской теократии на «весь мир». На этой почве разгорелась долгая борьба между императорами и папами, в которую был втянут ряд стран Европы. Борьба велась как силой оружия, так и дипломатическим путем. В отличие от империи, вечно страдавшей от внутренних несогласий, возглавлявшаяся папами католическая церковь представляла наиболее организованную силу в раздробленной Европе. Папство являлось но только религиозной, но и государственной силой. Разжигая существовавшие противоречия, чтобы использовать их в интересах своего владычества, папство развивало активнейшую дипломатическую деятельность. В ней применялись все доступные папскому престолу средства, начиная от испытанных методов политики великодержавного Рима, вплоть до отлучений от церкви, интердиктов, подкупа, шпионажа и тайных убийств.

    Внешняя политика и дипломатия крупных феодальных монархий -- Франции, Англии, Испании, Московской Руси -- направлены были на преодоление политической раздробленности, объединение и расширение государственной территории, борьбу с соперниками за военное и торговое преобладание, на поиски союзников, необходимых для разрешения этих задач. В такой обстановке дипломатическая работа все более приобретает значение особой отрасли государственной деятельности. В ее организации и приемах проявляются черты, сближающие ее с дипломатией нового времени.

    Особую роль в истории дипломатии средневековой Европы играли итальянские города. В Италии раньше других стран начали развиваться капиталистические отношения. Здесь торговые и промышленные независимые города находились в состоянии непрерывного соперничества и постоянной борьбы за внешние рынки. Необходимость регулировать сложные внешние отношения итальянских городов, которые вели интенсивную международную торговлю, вызвала к жизни их искусную и тонкую дипломатию, многое позаимствовавшую от Востока и особенно от Византии. В свою очередь дипломатия итальянских городов оказала сильнейшее влияние на дипломатическую практику складывавшихся в Европе абсолютных монархий.

    Роль церкви (папства) в развитии дипломатии.

    Ватиканская дипломатия с самого начала имела отличительные черты- она совмещала в себе светское и религиозное начало. Расширение сети посольств требовало в центральном районе больше организации и управления этими посольствами. Поэтому в итальянских гос-вах впервые появились канцелярии. Представлявшие из себя гос. орган, призванный заниматься непосредственно проблемой внешней политики и укомплектовывать соответствующих специалистов.

    В первые века существования христианская церковь учредила единую дипломатическую должность -опокрисятник (от греч. -"тот, кто знает, что ответить"). Это был постоянный представитель Папы при восточном дворе в Константинополе. Опокрисятник должен был решать многочисленные спорные вопросы, возникавшие между Ватиканом и императором. Опокрисятники пользовались некоторыми личными преимуществами. Они имели право вести переговоры непосредственно с императором, жили при императорском дворе.

    В средние века Папу Римского представляли лица, которых называли апостольскими легатами. В основном они занимались координацией спорных вопросов. Причём легаты подразделялись повременно: посылавшиеся на определённый срок и постоянно. Постоянных Ватикан назначал после долгого их служения в стране пребывания. 1ая структура дип. служб при Ватикане появилась в 15 в. Они назывались "секретные кадры" или "апостолические секретариаты". К началу 16 в образовался личный секретариат, который вёл переписку от имени Папы и возглавлялся кардиналом.

    Основными дипломатическим представителями папства в это время по-прежнему оставались легаты. Легат — кардинал, который выполняет специальную миссию религиозного или политического характера, выступая в качестве личного представителя папы. В стране, куда он направляется, и в странах, через которые он следует к месту назначения, легату оказываются высшие почести, если о его визите сообщается заранее. Термин «нунций» впервые появляется в XI веке при папе Льве IX (1049-1054), причём этим термином обозначался посланник не самого высокого уровня, имеющим ограничения в полномочиях по сравнению с легатами при выполнении тех же политических и церковных задач.

    в 14-15 вв. нунцием мог быть назначен лишь епископ. В 15- 17 вв. нунций часто выполнял роль судьи, был посредником между дворами. Итальянские города-государства располагали высококвалифицированными дипломатами. Многие приглашались в иностранные дворы, это была своего рода дипломатическая практика. Дипломаты папской школы иногда переходили к другим государям, например, дипломат МАЗАРИНИ Джулио. Нунции, которые посылались в значительные посольства, обычно становились кардиналами. Высокое епископское и кардинальское звание ставило их в особое положение.

    В Европе происходит широкое распространение папской дипломатической службы несущей двойные обязанности – помимо религиозных – распространение веры, церковные реформы, строительство монастырей, культовых сооружений и разрешения догматических споров, идёт светская нагрузка – коронация правителей, урегулирование внешнеполитических споров, сбор средств, надзорные и судебные функции. Во многом эта двойственность обуславливалась обстоятельством того, что Святой Престол одновременно являлся центром духовным власти и центром светской власти – Папским государством (Ватиканом) со столицей в Риме.

    Папская дипломатия всегда включала в себя прекрасную осведомлённость о людях. Люди исповедовались, а они всё слушали и докладывали. Она отличалась проницательностью суждений, рациональностью. Папская дипломатия никогда не принимала поспешных решений. Они сохраняли спокойствие и терпение в любых ситуациях, система равновесия. Эта система достигает наибольшего равновесия в 15 веке. Основные диаграммы, детальные исследования сохранения равновесия были готовы к заключению различных коалиций, союзов, как только появлялась опасность со стороны какого-нибудь государства.

    Влияние папской дипломатии сильнейшим образом сказалось на всем ходе политической истории средневековья. По самому своему существу папство представляло международную силу. Искусная дипломатия была политическим оружием пап не в меньшей, а часто и в большей степени, чем их духовный авторитет.

    5. Появление многосторонней дипломатии и ее органов.

    На протяжении веков дипломатия использовала в своих целях людей и организации, не принадлежащие к правительственным сферам. Так, дипломатия пользовалась искусством знаменитых актеров в полисах Древней Греции. В средневековой Европе правители охотно прибегали к услугам монахов, купцов, врачей, гадалок, направляя их за границу для сбора информации, выполнения неофициальных миссий. Бисмарк откомандировывал своих банкиров в качестве неофициальных послов Г ер- мании. Они поставляли канцлеру информацию экономического и политического свойства, способствовали развитию сотрудничества с другими европейскими странами. В 1920-х годах Раймонд Робинс, представитель американского Красного Креста, стал активным посредником между США и Советской Россией. Неправительственные акторы широко использовались в культурной дипломатии и пропаганде.

    В свою очередь с развитием экономического и технологического прогресса, способствовавшего неслыханному ранее сближению народов, благодаря становлению парламентаризма, политизации повседневной жизни, появлению массовых организаций и партий, а также под воздействием средств массовой информации широкое общественное мнение все активнее включалось в международную политику. «Философия XVIII в. была философией революции, нынешняя философия должна быть философией организации», — прозорливо писал Сен-Симон19. В XIX столетии появились движения, выражающие интересы национальных меньшинств, которые при дворах великих держав пытались добиться поддержки в достижении национальной независимости. Значительный размах приобрели пацифистские настроения. Еще столетием раньше, в XVIII в., физиократы утверждали, что существующая система международных отношений таит разрушительный потенциал. Военная слава и территориальные завоевания казались выражением эгоизма правителей, министров и генералов. Вольтер в «Философском словаре» 1764 г. осудил войну как следствие «игры воображения трехсот или четырехсот людей, называющих себя главами государств или министрами»20.Берущая начало в XVIII в. идея «рациональной невозможности» войны в связи с технологическим прогрессом, чреватым огромными разрушениями, с особой настойчивостью повторялась идеологами XIX в. Английские пацифисты утверждали: «В настоящее время правительства так или иначе находятся под контролем общественного мнения, в то время как прогресс в области образования и власть прессы позволяет каждому гражданину оценить поведение своего правительства»21. Первое Общество мира было основано в Нью-Йорке в 1815 г. Следом за ним, в 1816 г., возникло аналогичное британское общество. В 1843 г. в Лондоне собрался первый съезд сторонников мира. В дальнейшем съезды проходили в Брюсселе (1848), Париже (1849), Франкфурте (1850) и, наконец, в 1851 г. снова в Лондоне. Общество сторонников мира появилось в Нидерландах (1870), через год — в Бельгии (1871), затем в Италии (1878), Дании (1882), Норвегии и Швеции (1883). С 1889 г. конгрессы сторонников мира стали ежегодными. Проходивший в 1901 г. в Глазго конгресс сторонников мира официально принял самоназвание «пацифист». В 1892 г. в Берне было создано Международное бюро по проблемам мира. К 1903 г. в Европе и Америке насчитывалось более ста пацифистских общественных организаций. В странах с более консервативными авторитарными режимами (Германия, Россия) пацифистские движения не получили распространения.

    В 1867 г. в Женеве состоялся конгресс сторонников мира под председательством Джузеппе Гарибальди. Было принято решение о необходимости строить в Европе федеративное государство, а также постановление об учреждении «Международной лиги мира и свободы». Повсеместная смена монархического правления на республиканское, отделение церкви от государства, запрещение постоянных армий стали настоятельными требованиями пацифистских движений. Во второй половине столетия все чаще стали раздаваться голоса в пользу изучения французского языка в англоязычных странах и английского — во франкофонных. Утверждали, что оба языка должны стать языками международного общения. Наряду с этим были предприняты попытки создания также искусственного языка международного общения. В 1880 г. появился воляпюк, десятилетие спустя — эсперанто, затем идо.

    В своей деятельности пацифисты сталкивались с националистически настроенными теоретиками, которые проповедовали неизбежность войн. Националисты были убеждены, что войны присущи человеческой натуре, а служба в армии воспитывает молодежь и консолидирует чувство национального единства. Более того, в Германии появилась теория о необходимости войн, поскольку они якобы способствуют техническому прогрессу, росту индустрии, а следовательно, возрастанию экономической мощи государства и его процветанию. Временные жертвы, провозглашал основной постулат этой теории, сулят долгосрочную выгоду.

    Некоторые воинственные интеллектуалы, будучи уверенными в том, что прогресс делает войны менее кровавыми и менее длительными, вторили Ницше, заявляя, что война развивает благородные черты человеческой природы — мужество, дисциплину, товарищество, самопожертвование, позволяет подняться над коррумпирующими материальными интересами. Соревновательная гонка вооружений, в которой победит сильнейший, рассматривалась ими как благотворная и полезная для нации. Один из американских сторонников этих теорий утверждал: «Вооружения представляют собой скопление естественной силы любого сообщества». Особо пышным цветом эти старые как мир теории расцвели в последней трети XIX в. В России писатель Лев Толстой, социолог Яков Новиков, многие другие деятели культуры и науки самым решительным образом протестовали против подобных теорий, предупреждая, что в войне неизменно погибает цвет нации.

    В русле массификации политики и культуры возникало большое количество общественных организаций различного толка. Разумеется, тогдашние правительства с недоверием относились к организациям, не имеющим официального государственного статуса. Неправительственные организации, несмотря на настоятельные попытки, так и не были допущены на Гаагские конференции по разоружению и выработке правил ведения войны ни в1899-м, ни в 1907 г.

    Перелом наступил после Первой мировой войны. Лига Наций предоставила НПО неофициальный консультативный статус. Созданная в рамках Версальской системы Международная организация труда предусматривала членство не только правительственных, но и профсоюзных и предпринимательских организаций. После Второй мировой войны ст. 71 Устава ООН уполномочила Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) «обеспечить условия для консультаций с неправительственными организациями, которые имеют дело с проблемами, находящимися в его компетенции».

    В период холодной войны в социалистических странах профсоюзы, студенческие организации, группы борцов за мир, общества дружбы были превращены в идеологическое орудие дипломатического наступления. С ними солидаризировались неправительственные организации других стран, находящиеся под влиянием левых и коммунистических партий. В идеологическую борьбу активно включились частные фонды, организации, выступающие за права человека. На их средства проводились международные конференции, осуществлялся обмен, стимулировались совместные исследования, направленные на создание транснациональных экспертных обществ.

    В постбиполярном мире в области телекоммуникаций, валютной политики, защиты окружающей среды появились группы экспертов, оказывающих существенное влияние на содержание и ход международных переговоров. НПО, бизнесмены, деятели культуры и науки, частные фонды и отдельные граждане все активнее включались в международный контекст. В этом контексте (если понимать дипломатию, как это делает Алам Джеймс, как коммуникационную систему международного сообщества) действия на международной арене неправительственных акторов с полным основанием могут рассматриваться в качестве неотъемлемой части современной дипломатии.

    Как отмечает отечественный исследователь американской политики А. И. Уткин, в развитых странах, прежде всего в США, происходит своеобразное дробление внешнеполитической стратегии между элитой и обществом. В частности, это выражается в лоббистской деятельности национальных меньшинств. Так, американцы польского происхождения приложили гигантские усилия, чтобы увидеть Польшу в НАТО. Беженцы с Кубы формируют антикастровскую политику Вашингтона. Китайское лобби оказывает значительное давление на правительство в вопросах, касающихся взаимоотношений с КНР. Армянская диаспора занята выработкой соответствующей проармянской политики США.

    Диаспоры предоставляют убедительные аргументы, аналитические материалы, выдвигают кандидатов для дипломатических миссий и даже рекрутов в добровольческие силы. Диаспоры оказывают воздействие на американскую политику в отношении Греции и Турции, стран Закавказья и Ближнего Востока. Существенной была их роль в дипломатическом признании Македонии, поддержке Хорватии, принятии решения о введении санкций против Кубы, санкций в отношении Южной Африки. Потомки выходцев из Ирландии принимали активное участие в разработке путей решения конфликта в Северной Ирландии. Иногда, как подчеркивает А. И. Уткин, это идет вразрез с общенациональными интересами США. Как отмечал известный американский историк Артур Шлезингер на лекции в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне, внешняя политика США «уже давно не проводится в традиционном сверхдержавном духе, так как является результатом давления отдельных групп избирателей»22. В других странах официальная дипломатическая служба столкнулась с необходимостью вступать в контакты и взаимодействовать с широким кругом неправительственных акторов, все более настойчиво заявляющих о себе в международной политике.

    В 1998 г. на основе шкалы, разработанной ООН, более 100 НПО имели «категорию 1» (речь идет об организациях с широкими экономическими и социальными интересами и обширной географией) или «категорию II» (узкоспециализированные организации). В настоящее время около трех тысяч НПО, в том числе сорок семь российских неправительственных организаций, приобрели консультативный статус при ЭКОСОС. Партнерское сотрудничество этих организаций с ООН предполагает, среди прочего, действия по мобилизации мирового общественного мнения и оказанию политического давления с помощью кампаний и протестов, а также совместное финансирование программ и фондов ООН.

    В известной степени можно говорить о том, что НПО в качестве важного общественного института, устанавливая и развивая интенсивные контакты в рамках многовекторной дипломатии, заполнили «пустоты», существующие в современном контексте по временам излишне «обюрокраченной» международной политики. Специальные знания больше не являются исключительным достоянием правительственных агентов. Неправительственные акторы часто располагают такой информацией и такими экспертами, которые многим правительствам просто не по карману. В связи с этим прокладывает путь выраженная тенденция к формированию «научных сообществ» или «сети экспертных групп», действующих на транснациональной основе. Как утверждают К. Хилл и П. Бишоф, в той неустойчивой среде, которая возникла по окончании холодной войны, связи правительств с НПО и 
      1   2   3


    написать администратору сайта