Главная страница

экзамее по философии. ответы. Философия. 1. Понятие философии науки, ее предмет и проблемы


Скачать 293 Kb.
Название1. Понятие философии науки, ее предмет и проблемы
Анкорэкзамее по философии. ответы
Дата25.02.2023
Размер293 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаФилософия.pdf
ТипДокументы
#954478

1.
Понятие философии науки, ее предмет и проблемы.
Философия науки - область философии, исследующая природу научного знания, его структуру и функции, методы научного познания, способы обоснования и развития научного знания.
Цель ФН: выявить место и роль науки на разных этапах развития общества, особенности научного познания, его структуру, проанализировать познавательные процедуры и методы, обеспечивающие порождение нового знания.
Объект НФ - наука как особая социальная реальность.
1. Наука как познавательная деятельность;
2. наука как система знаний;
3. наука как социальный институт;
4. наука как производительная сила;
5. наука как форма духовной культуры.
Предмет ФН - общие закономерности и тенденции научного познания, как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их развитии, и рассмотренных в историческом изменяющемся социокультурном контексте.
16.
Научное знание как система, его особенности и структура.
Научное знание как система:
1.субъект познания: индивидуальный (отдел учений); коллективный (научный коллектив) школа , сообщество;
2. объект познания (природа общество, культура ,сам человек);
3. система методов и приемов (эксперимент и теория);
4. специфический научный язык (естественный и искусственный).
Уровневый подход
1.Эмпирическое знание (наблюдение)
2.теоретический
3.Уровень метатеории (идеалы, нормы научного знания)
Основания науки
- Идеалы и нормы научного познания
- Научная картина мира
- Философское основание науки.
Среди идеалов и норм науки могут быть выявлены: а) собственно познавательные установки, которые регулируют процесс воспроизведения объекта в различных формах научного знания; б) социальные нормативы, которые фиксируют роль науки и ее ценность для общественной жизни на определенном этапе исторического развития, управляют процессом коммуникации исследователей, отношениями научных сообществ и учреждений между собой и с обществом в целом и т.д. Познавательные идеалы и нормы науки имеют достаточно сложную организацию, в которой можно выделить следующие основные их формы:
1) объяснения и описания,
2) доказательности и обоснованности знания,
3) построения и организации знаний.
В совокупности они образуют своеобразную схему метода исследовательской деятельности, обеспечивающую освоение объектов определенного типа.
Научная картина мира фиксирует блок-знание об устройстве мира.
Научная картина мира выступает лишь как компонент мирровозрения.
Мирровозренческие системы формируются под воздействием научной картиной мира.
2. Возникновение науки. Наука и практика.
В древневосточных цивилизациях знания существовали в религиозно-мистической форме. Знания необходимы были прежде всего для хозяйственных нужд; там не создавали теории, что явл-ся важным признаком научного знания. Не происходило рационального исследования мира, теоретического решения проблем, чаще всего для объяснения прибегали к аналогиям из жизни.
Знания продуцировались стихийно, это был набор готовых рецептов. Знания не выходили за границы существующей практики, отсутствовал фундаментальность. Древневосточная преднаука имела прикладной характер (практико-ориентированное познание).

Таким образом, происходит разделение на два пути: - практическое знание преобладало в цивилизации Древнего Востока, - а Древние Греки стремились к построению умозрительных теорий, объясняющих мир (натурфилософских концепций).
17.
Сущность и структура эмпирического уровня знания.
1.Протокольные предложения т.е частные эмпирические суждения выражающие фиксирования точным образом условия научного наблюдения.
2.Научные факты-это общие(утвердительные или отрицательные )суждения универсального характера ,которое выражается индуктивными обобщениями некоторого множества протокольных высказываний.
3.Эмпирический закон – это наиболее развитая форма вероятностного эмпирического знания , с помощью индуктивных методов фиксирующего количественные и иные зависимости.
4.Феноменологические теории – логически организованное множество соответствующих эмпирических законов и факторов .На эмпирическом уровне происходит обработка и интерпретация данных после наполнения большого массива эмпирич.законов.
1. Эмпирический уровень →явления поверхностные
2.Теоретический уровень → сущность и связи
Далее обнаруживаются качественные или количественные корреляции →соответствие между эмпирическими фактами. После этого начинается теоретическое осмысление фактов.
Эмпирический закон примеры : закон Кеплера о движении планет , 2 Закон Ома для участка цепи
3.Закон Менделя в генетике.
3. Дисциплинарно организованная наука.
Дисциплинарно организованная наука с четырьмя основными бло­ками научных дисциплин — математикой, естествознанием, техничес­кими и социально-гуманитарными науками.
Для дисциплинарно организ-ой науки характерно:
- трактовка знаний как объективно-мыслительной структуры;
- ориентация преподавания на унифицированные расчленение и упорядочивание всего знания;
- изложение знания в учебниках, энциклопедиях и т.д.
18.
Сущность и структура теоретического уровня знания.
Теоретическое познание отражает явление и процессы со стороны их универсальных, внутренних связей и закономерностей ,постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания.
Проблема - форма знания ,содержанием которой является то что не познано, но что нужно знать.
Гипотеза это форма , содержащая предположение сформулированное на основе ряда факторов , истинное значение которой неопределенно и нуждается в доказательстве.
Теория-форма научного знания дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
4. Классификация наук
19.
Научная теория, ее структура и функции.
Основные элементы теории: фундаментальные понятия, идеализированные объекты, принципы, законы.
Научные понятия - это мысленная характеристика предмета познания, определяющее его простых и сложных свойств.

Идеализированные объекты - это особый род мысленных объектов, которые не существуют и даже не могут существовать в качестве реальных объектов, создаваемые познающим субъектом
(материальная точка, идеальный газ, абсолютно черное тело,объекты геометрии).
Научный закон - форма организации научного знания, состоящая в формулировке всеобщих утверждений о свойствах и отношениях исследуемой предметной области.
Структуры научной теории, то она включает: 1. Основания теории (аксиомы геометрии Евклида, принципы диалектики); 2. Законы, выступающие в качестве косяка научной теории, ее базы; 3.
Узловые понятия, категориальный аппарат теории, с помощью которого выражается и излагается основное содержание теории; 4. Идеи, в которых органически слиты отражение объективной реальности и постановка практических задач перед людьми.
Основные функции:
1) синтетическая - в теории объединяются отдельные достоверные знания в единую, целостную систему;
2) объяснительную - теория представляет причинные зависимости, многообразие связей явления, существенные характеристики его генеза и развития;
3) методологическая - на основании теории формируются методы, способы и приемы исследовательской деятельности;
4) предсказательная - на основании теорит. представлений о ―наличном‖ состоянии известных явлений делаются выводы о существующих неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей м/у явлениями.
5) практическая - конечная цель любой теории - практическое применение.
5. Проблема возникновения науки. Основные этапы развития науки.
Предпосылкой возникновения знаний считают МИФ! он являлся способом ориентации человека в мире и сформировал определенный тип мышления. Это происходило в тот период, когда человек еще не выделял себя из окружающей среды, а логическое мышление не было отделено от эмоциональной сферы (синкретизм).
1. Античное знание
2. Средневековое знание
3. Классическая наука
4. Неклассическая наука
5. Постнеклассическая наука
20.
Научная картина мира и ее эволюция.
Научная картина мира - целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях мира, возникающие в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных понятий и принципов.
Структура НКМ:
1. понятийный (концептуальный) компонент: а) философские категории (материя, движение, пространство, время) б) философские принципы (система единства мира, всеобщая взаимосвязь и взаимодействие явлений); в) общенаучные понятия и законы (закон сохранения энергии и превращения).
2. Чувственнообразный компонент - совокупность наглядных представлений о природе
(планетарная модель атома, расширяющаяся сфера).
Виды НКМ:
1. Общенаучная (представление о природе, обществе, человеке, познании);
2. Естественная (общенаучные понятия, фундаментальные понятия отдельных наук, наглядное представление о мире);
3. Локальная (существует в границах отдельных наук).
6. Античная наука: социально-исторические условия и осо­бенности.
Переход от преднауки к науке заключался в том, что знание стало не только средством, но и целью жизни. К знанию стали стремиться ради понимания, а не ради пользы. Происходит
дополнение практического опыта дедуктивным доказательством, конструированием теоретических моделей, объясняющих наблюдаемые явления, логическим анализом, методологической рефлексией, свободной дискуссией.
Социально-исторические предпосылки: взаимодействие с иными культурами, высокие темпы исторического развития и тд.
Особенности античной науки:
1. Созерцательность: 1)дистанцировании от материальной деятельности, презрительное отношение к практике, к физическому труду; 2)разрыв между научным знанием и техническим творчеством; 3)неразвитость экспериментального подхода.
2. Умозрительность; 1)недооценка опытного знания, размышления о сущностях, лежащих за пределами чувственного опыта; 2)господство натурфилософских учений; 3) неверие в возможность применения математики к исследованию природы).
3. неоформленность науки в качестве социального института.
4. развитие философского мышления, построение аргументации, судебных политических речах – заложили основы общенаучного метода.
21.
Наука как социокультурный феномен.
1. Наука явл-ся соц.культур. феноменом, она зависит от сил действительности в обществе, определяет приоритеты в соц. контексте и направляет общественную жизнь. Фиксируется двоякого рода зависимость. Наука возникла, отвечая на потребности человека. В производстве и получении истинного значения о мире.
2. Наука существенно оказывает заметное влияние на развитие всех сфер общества.
Наука претендует на роль подлинного фундамента
Наука всегда опирается на сложившиеся
7. Социально-исторические предпосылки и специфи­ческие черты средневековой науки.
Роль христианской теологии в развитии средневек. науки - она создавала тот мировоззренческий контекст, в котором происходит изучение природы и человека в ту эпоху.
Познание носило религиозно-теологический характер. Цель познания - укрепление веры и авторитета церкви.
Схоластика - это тип философии (вкл. науку), для которого характерно сочетание религиозно- теологическим догматизма с рациональным способом обоснования.
Особенности средневековой науки:
1) ускоренность в церковной организации: церковь являлась учредителем и покровителем первых универов;
2) символизм и текстуаизм: любое природное явление - это знак, символ, сообщение.
3) универсализм - тяга к всеобщему, завершенному вечному знанию;
4) энциклопедизм и дидактизм (наука была задачей образования, не столько на открытие нового, сколько на систематизацию значений, на разъяснение и понимание вечных божественных истин);
5) традиционализм - намеренное подражание предшественникам и слабая выраженность личного авторитета; неготовность и критика основ вероучения к практике церковных авторитетов;
6) телеологизм: вода - для растения, растение - для животных, животные - для человека;
7) провиденциализм: история рассматривается как осуществление божьего промысла, плана по спасению человека и человечества.
Два гл. обстоятельства, повлиявших на средневек. науку:
1. обретение полного корпуса сочинение Аристотеля, в 18 веке;
2. начавшееся веком ранее становление университетского образ-я.
Выводы: 1) философы науки пытались объяснить не только процесс научн. познания, но и его результат, особенностями специфической культуры; 2) современ. наука польз-сь методами, разработ-ми во время научн. революции в Европе, материалом для которой послужили труды европ. и араб. ученых средних веков, котор. основывались на раносозревшей науке Древней
Греции.

22.
Основные тенденции формирования науки буду­щего.
Современная эпоха хар-ся противостоянием двух позиций, касающиеся оценки роли науки в обществе:
- сцентизм
- антисцентизм
Причины возрастания интереса к науке в современном обществе:
- увеличение самостоятельности науки.
- наглядным становится связь науки с практикой, ориентация ее развития на
8.
Рождение экспериментального естествознания в Новое время.
Предпосылки:
1) Экономические: развитие производства и капиталистических отношений, технических средств, средств коммуникации и т.д., рост благосостояния и потребностей…
2) Политические: буржуазные революции, кризис сословной структуры общества, общеевропейская война 1618–1648 гг., усиление государства, политическая централизация, прогресс в области права и правосознания…
3) Социально-исторические: Великие географические открытия…
4) Духовно-культурные: кризис традиционной системы ценностей, ослабление позиций церкви,
Реформация и
Контрреформация, обострение межконфессиональных противоречий и постепенное установление климата веротерпимости, прогресс в области искусства и литературы…
5) Конкретно-научные: безостановочный вал теорий, открытий, изобретений; научные революции и ускорение научно-технического прогресса.
Особенности науки в Нов. время:
1) научн революция в 17веке (1543-1687), книги Коперника, Ньютона;
2) наука обособляется от философии, религии, искусства и начинает существовать в чистом виде;
3) 17 век - начало научн-технич прогресса, классического естествознания;
4) распад религиозно-метафизиологической картины мира и формирование научной картины мира;
5) математизация природы и переход от идеи замкнутого и иерархически упорядоченного
Космоса к идее открытий и бесконечной Вселенной;
6) актуализация проблемы научного метода;
7) наука становится социальным институтом. Появляется идея методологически регулируемой и общественно-контролируемой науки, приносящей пользу обществу;
8) Научн революция повлияла на формирование новой эпистемологически ориентированной философии;
9) происходит отказ созерцательного идеала научн. знания в пользу номания его как ―знание ради господства‖, направленного на подчинение природы посредством технического распоряжения.
23.
Этические проблемы науки.
ЭТОС науки Р.К(Н)ертен.
Совокупность моральных императивов (Правила обязательные к выполнению) принятых в научном сообществе и определяющих поведений ученых.
Нормы Этос
- Универсализм (интернационализм науки)
- Коллективизм (достояние всего социума)
- Бескорыстность (служение истине)
- Организованный скептицизм (критика).

9.
Динамика науки как процесс порождения научного знания.
Выделяют два подхода к развитию науки: - кумулятивный ( поступательное развитие науки, когда происходит накопление и расширение знаний), уточняются понятия, накапливаются эмпирические знания, совершенствуется методология); - антикумулятивный (наука развивается путем научных революций).
Факторы влияющие на развитие науки: - интернализм (под влиянием внутренних факторов: стремление к истинности своих положений, к объективности, доказательства, внутренняя логика);
- Экстернализм (под влиянием внешних факторов: политическая экономика, социальная сфера, культура).
Философские взгляды на проблему развития науки:
1. А. Конт считал, что наука развивается кумулятивно, не происходит столкновений мировоззренческих ученых;
2. К. Поппер отказывается видеть развитие науки в кумуляции вечных истин и считает, что наука находится в состояние перманента (постоянная революция);
3. Т. Кун считал, что развитие науки представляет смену эволюционных и революционных этапов;
4. И. Локатос. Структура научно-исследовательских программ: а) Жесткое ядро - неизменное фундаментальное научное положение. б) Негативная эвристика - защитный пояс жесткого ядра. Здесь формируются вспомогательные гипотезы, задача которых снять противоречия м/у жестким ядром и аномальными эмпирическими факторами. в) Позитивная эвристика - изменяемая часть научно-исследовательской программы.
24. Свобода научных исследований и социальная ответственность ученого.
Научная свобода – свобода заниматься научными исследованиями, осуществлять и применять знания и открыто общаться. Эта свобода неразрывно связана и должна осуществляться в соответствии с научной ответственностью.
Научная ответственность заключается в том, чтобы проводить исследования и применять их результаты добросовестно, в интересах человечества, в духе сохранения окружающей среды и уважения прав человека.
10.
Концепция науки в «первом» позитивизме.
Классический (первый) позитивизм - О. Конт, Г. Спенсер, ДЖ. С. Милль
30-40 гг. 19 века
Позитивизм закрепил за собой науку как предмет приоритетного философского исследования.
1. Позитивизм складывается под лозунгом борьбы с умозрительной философией;
2. Позитивизм заявил о себе как о такой системе, в которой философствование становится излишним;
3. Позитивная наука о действительном (позитивное означает полезное), доподлинно известное;
4. Научное знание - это результат научного, а не философского познания, и оно должно быть подвергнуто проверке посредством опыта;
5. Позитивистский стиль мышления состоит в сознательном отказе от постановки и решения мировоззренческих проблем в попытке ограничить философию и решать те задачи, которые становятся в практической деятельности. Наука должна основываться на наблюдениях и выполнять описательную, а не объяснительную функцию.
25.
Вненаучные формы знания: лженаука, псевдонаука, квазинаука.
лженаучное - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки, Лженаука - это ошибочное знание, часто представляет науку как дело аутсайдеров. Иногда лженаучное связывают с патологической деятельностью психики творца, которого в обиходе величают "маньяком",
"сумасшедшим". В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность.
квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жестко иерархизированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.
11.
Неопозитивистские представления о научном знании.
Логический позитивизм (неопозитивизм) - 20-40 гг. 20 века). М. Шлик, Р. Карнап, Б. Рассел, Л.
Витгенштейн и др.
1. Логич. позитивисты анализировали язык науки и произвели лингвистический поворот.
2. Процесс познания начинается с фиксации эмпирических фактов и установления протокольных предложений.
3. Всякая наука - это система познавательных предложений, т.е. истинных утверждений опыта.
4. Логич. позитивистов ялв-ся верификация - установление истинности научных высказываний (предложений) путем опытной проверки.
5. Логический позитивисты выводят формулу ―картины мира‖, отражающуюся в картине языка, т.е. мир языка и мир природы идентичны.
6. Научные факты могут являтся фактами, которые обращены в высказывания о наблюдаемых явлениях.
7. Подлинное научное знание должно быть сведено к чувственному данному.
8. Законы природы должны быть представлены согласно правилам языка науки.
9. Своей задачей логические позитивисты считали перестройку языка науки, т.о. чтобы он был лишен неточности, присущей языку философии.
Вывод: Именно с установлением протокольных предложений начинается процесс познания. В их истинности нельзя сомневаться. Анализ условий и схем верифицируемости научных утверждений, гипотез и теорий был предметом изучения логических позитивистов.
26. Понятие метода и методологии. Классификация методов.
Методология – система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. а) Система определенных способов и приѐмов, применяемых в той или иной сфере деятельности (науке, политике, искусстве) б) Учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии
Методология
• Учит, как действовать ученому или практику для получения истинного результата.
• Исследует внутренние механизмы, логику движения и организации знания
• Выявляет законы функционирования изменения знания
• Изучает объяснительные схемы науки и т.п.
Уровни методологии (Э.Г. Юдин)
• Философский – общие принципы познания и категориальной строй науки в целом.
• Общенаучный – представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин.
• Конкретно – научный – совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной дисциплине.
• Технологический – составляют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение материала, его обработку и его включение в массив научного знания.
12.
Критический рационализм К. Поппера.
К. Поппер отказывается видеть развитие науки в кумуляции вечных истин и считает, что наука находится в состояние перманента (постоянная революция).
1. На первый план К. Поппер выдвигает проблему демаркации - это разграничение, отделение научного знания от ненаучного.

2. Вместо верификации он выдвигает принцип фальсификации - научное утверждение должно быть в принципе опровержимо.
3. Поппер активно выступает против принципа опытно-индуктивного обособления научных теорий. По его мнению наука развивается путем произвольного выдвижения гипотез и их последующей критике.
4. Он абсолютизировал гипотетико-дедуктивный метод построения теорий.
5. Он считал, что наука начинается не с наблюдений (чистых фактов не существует), а с проблем, стимулирующих творческие воображения, ведущих к выдвижению гипотез.
27.Методы эмпирического познания.
а) Наблюдение – целенаправленное восприятие явления. б) Измерение – определение характеристик объектов (измерительные приборы) в) Сравнение – выявление сходств и различий между объектами. г) Эксперимент – метод изучения явлений, в фиксированных условиях, которые воссоздаются исследователем.
13.
Модель развития науки Т. Куна.
Парадигма - это совокупность теорий, принципы мироустройства, указывающие возможные пути решения проблем, которые возникают в процессе научного исследования.
Т. Кун искал ответ на вопрос как в рамках традиции появляется новое, одним из таких механизмов является смена парадигмы.
Взгляд ученого на мир определен и задан его приверженностью к парадигме и зависит от исторических и социальных факторов.
Нет факторов независимых от научной парадигмы, невозможен эмпирически нейтральный язык наблюдений, ученые включенные в научное сообщество видят мир сквозь призму принятой парадигмы.
Не факты определяют теорию, а теория отбирает факты, которые могут войти в ее осмысленный опыт.
Наблюдения сами по себе не могут определить содержание науки.
Причиной научных революций явл-ся обнаружение аномалий ( - фактор противоречащего существующей теории и неспособность парадигмы объяснить эту аномалию.
Т. Кун считал, что развитие науки представляет смену эволюционных и революционных этапов.
Вывод: после того как научная революция состоялась, происходит следующее:
1. Картина мира, сложившаяся вследствие революции начинает рассматриваться как объективная и единственно-верная.
2. Переориентируется преподавание наук и переделываются учебники истории науки.
28.Методы теоретического познания.
а) Идеализация – отвлечение от реальных свойств предмета и введение признаков нереализуемых в действительности. б) Моделирование – метод исследований, когда знания переносятся с модели на оригинал
(глобус) в) Гипотетико-дедуктивный метод – система методологических приемов, состоящие в движении гипотез, их проверки, в движении следствий и сопоставление их с фактом.
14.
Концепция методологии научно-исследовательских программ И. Лакатоса.
Научные революции предполагают прогрессивными программами своих предшественников исчерпавших внутренние резервы.
Теория может быть сфальсифицирована только другой теорией, которая предлагает иную концепцию реальности и подтверждается большим множеством фактов (фундаментальные понятия, идеализированные объекты, принципы, законы).

Структура научно-исследовательских программ:
1. Жесткое ядро - неизменное фундаментальное научное положение.
2. Негативная эвристика - защитный пояс жесткого ядра. Здесь формируются вспомогательные гипотезы, задача которых снять противоречия м/у жестким ядром и аномальными эмпирическими факторами.
3. Позитивная эвристика - изменяемая часть научно-исследовательской программы.
15.
«Методологический анархизм» П. Фейерабенда.
1. Объективность формирования и смене науки делает научное сообщество зависимым от внешних обстоятельств и ведет к опасности, если одна теория принимается как истинное, она перекрывает пути появления новой теории.
2. Чтобы избежать застоя в науке, необходимо устранить причину застоя - отсутствия соперничества теорий.
Принципы Фейерабенда:
1. Принцип пролиферации - придумывать и разрабатывать теории несовместимые с существующими.
2. Принцип упорства - не обращать внимание на критику.
3. Несоизмеримости теории - допустимы любые теории, даже противоречащие фундаментальным принципам.
4. Допустимо всѐ. Кто угодно может выдвинуть какие угодно теории, а также запрещает взаимную критику.


написать администратору сайта