Главная страница
Навигация по странице:

  • Предметом

  • Методологическую

  • Структура

  • Гражданство РФ. 1 т еоретические основы изучения прав и свобод человека и гражданина 6


    Скачать 174.27 Kb.
    Название1 т еоретические основы изучения прав и свобод человека и гражданина 6
    Дата27.03.2022
    Размер174.27 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГражданство РФ.docx
    ТипДокументы
    #420593
    страница1 из 3
      1   2   3


    Содержание
    Введение 3

    1 Теоретические основы изучения прав и свобод

    человека и гражданина 6

    1.1 Сущность прав и свобод человека и гражданина 6

    1.2 Классификации прав и свобод человека и гражданина 9

    2 Права и свободы человека и гражданина на современном

    этапе развития российского государства 17

    2.1 Проблемы реализации прав и свобод человека и гражданина

    в современной России 17

    2.2 повышение эффективности реализации прав и свобод

    человека и гражданина в современной России 35

    Заключение 42

    Библиографический список 45

    Введение
    Актуальность темы исследования. Утверждение в общественном сознании идеи прав и свобод человека и гражданина отражает объективную тенденцию движения человечества к демократическому, гуманному общественному строю, основанному на признании достоинства, присущего всем членам международного сообщества. Идеал справедливого будущего, основанного на верховенстве права и приоритете прав человека, постоянно воздействует на жизнь людей и миропонимание современного человека, вносит коррективы в деятельность демократического правового социального государства.

    Тематика прав и свобод человека и гражданина и их реализации была и остается неизменно актуальной. Тем более это касается современного этапа развития России, когда права и свободы обрели качественно новое демократическое звучание. Как известно, Конституция Российской Федерации закрепила фундаментальные, признанные на международно-правовом уровне права и свободы человека, обозначив их высшей ценностью (ст. 2). Закономерно, что в комплексе стоящих перед современным российским обществом задач государственно-правового строительства выделяются задачи обеспечения реализации и охраны прав и свобод личности. Проблема тем более актуальна для России, поскольку провозглашенные права и свободы личности еще не всегда подкреплены гарантиями их полноценного осуществления.

    Основываясь на принципах правового государства, предполагающего верховенство закона и Конституции, государство должно обеспечить эффективную реализацию признанных прав и свобод человека, создать необходимые для этого условия. В данном контексте принципиально, что в Российской Федерации конституционно признано, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18 Конституции РФ).

    В рамках системы юридического регулирования прав и свобод человека и гражданина их реализация выступает как итоговая, заключительная стадия, имеющая своей целью воплощение прав человека в жизнь. Эта цель обусловливает и соответствующие правовые и иные средства, которые в своей совокупности образуют механизм реализации прав человека. Поэтому анализ проблем реализации прав и свобод человека и гражданина заслуживает повышенного научного внимания.

    В связи с этим, возникает необходимость разрабатывать научно-теоретические, концептуально новые подходы, которые содержали бы обоснованные рекомендации и предложения по совершенствованию

    законодательства в области реализации прав и свобод человека и гражданина.

    Комплексный характер проблемы предполагает обращение к различным разделам юриспруденции: теории государства и права, конституционному праву, международному праву.

    Значительный вклад в разработку общей и конституционной теории прав и свобод человека внесли следующие авторы: С.А. Авакьян, А.Я. Азаров, С.С. Алексеев, М.В. Баглай, С.Н. Братусь, Н.В. Витрук, Г.А. Гаджиев, Л.И. Глухарева П.П. Глущенко, А.И. Денисов, Б.А. Едидин, В.М. Жуйков, Р.В. Зайцев, О.С. Иоффе, М.И. Ковалев, Е.А. Кутафин, В.А. Кучинский, В.В. Лапаева, В.О. Лучин, Н.С. Малеин, Г.В. Мальцев, В.А. Масленников, Н.И. Матузов, А.С. Мордовец, Р.А. Мюллерсон, Л.В. Павлова, В.А. Патюлин, И.Л. Петрухин, М.Робинсон, Ф.М. Рудинский, В.А. Ржевский, Б.М. Семененко, Н.Ю. Хаманева, И.Л. Честнов, В.А. Четвернин, В.Е. Чиркин, В.С. Шевцов и другие.

    Эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления Конституционного Суда России, решения иных федеральных судов, постановления российского Правительства. Широко использовались акты международного права.

    Объектом исследования являются регулируемые правом общественные отношения, в рамках которых сложились и реализуются права и свободы человека и гражданина в современной России.

    Предметом исследования является проблемы реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

    Цель выпускной квалификационной работы состоит во всестороннем изучении прав и свобод человека и гражданина, исследовании проблем реализации прав человека в России.

    Для достижения указанной цели исследования поставлены следующие задачи:

    - исследовать теоретические основы изучения прав и свобод человека и гражданина: понятие, сущность, классификации, систему обеспечения (гарантии) прав человека;

    - проанализировать проблемы реализации прав и свобод человека и гражданина в современной России;

    - рассмотреть механизм обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, проблемы практической реализации прав человека в РФ;

    - разработать конкретные рекомендации по повышению эффективности реализации прав и свобод человека и гражданина.

    Методологическую основу исследования составили различные методы познания: общенаучный диалектический метод, а также конкретно-социологический, сравнительно-правовой, формально-логический, структурно-функциональный, системный и иные специальные методы.

    Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.


    1 Теоретические основы изучения прав и свобод человека и гражданина
    1.1 Сущность прав и свобод человека и гражданина
    Концепция прав человека исходит их того, что, с одной стороны, права человека представляют собой объективные принципы, на которых базируется правовая система и государственное устройство в целом. Они определяют в позитивном смысле главные направления деятельности государства и его органов и ограничивают влияние государства на социальные процессы. С другой стороны, это субъективные права личности. Это означает, что каждая личность - субъект комплекса принадлежащих ей прав и сама решает, как ими пользоваться. При этом каждый вправе требовать от государства защиты своих прав.

    В доктрине конституционного права и решениях конституционных судов ряда стран права и свободы человека рассматриваются, прежде всего, как служащие защите человека от государственной власти. Их основное свойство заключается в том, что они обеспечивают каждому возможность действовать в определенных пределах и пользоваться сферой частной жизни, в которую не может вмешиваться государство. Отсюда свободы человека не устанавливаются государством, а являются по отношению к нему первичными.

    Конституционное регулирование прав человека формируется в каждой стране под влиянием таких факторов, как исторические и государственные традиции, уровень экономического развития, принятая и приемлемая для общества концепция прав личности, уровень общественного сознания в политической и правовой областях. Все это приводит к различиям между отдельными странами как в содержании перечня прав личности, так и в методах их регулирования и подборе механизмов их защиты.

    В Швейцарии полвека назад возникла проблема так называемых неписаных конституционных прав человека. З. Джакометти, швейцарский юрист, сформулировал тезис, согласно которому перечисление в конституции основных прав личности может иметь лишь примерный характер, ибо законодатель не в состоянии предвидеть всех способов вмешательства государства в различные сферы жизни человека. Поэтому, кроме прав, записанных в конституции, могут, по его мнению, существовать равные им по рангу «неписаные» права, осуществление которых должно быть гарантировано в момент реализации. Швейцарский Федеральный суд частично принял эту концепцию и допустил существование «неписаных» конституционных прав

    личности, мотивируя свое решение целым рядом аргументов1.

    Этот подход не был принят в других странах. Однако можно обнаружить подобную позицию в практике французского Конституционного Совета. Принимая за основу действующие до сих пор положения, изложенные в преамбуле Конституции 1946 г., Совет формулирует новые права и свободы, не фигурирующие в нормах конституции. Таким образом, во Франции, как и в Швейцарии, происходит расширение перечня конституционных прав личности.

    Представления о правах человека (как обыденные, так и теоретические научные) формировались и развивались постепенно в ходе исторического развития человеческого общества, его экономической, политической и правовой систем, а также представлений о праве и правах, которые прошли путь «от примитивных, ограниченных и неразвитых до современных», при этом на каждой ступени в историческом развитии вырабатывалась своя концепция2.

    Сложность понятия прав человека объясняется тем, как считают некоторые авторы, что они стоят на пересечении притязаний отдельного человека к государству3, с которым данный человек находится во властеотношениях. С другой стороны, в отношениях между физическими лицами и/или юридическими лицами, действующими в сфере, допустим, гражданского права, проблема обязательного действия прав человека «по горизонтали» появилась сравнительно недавно. Вкратце остановимся на двух подходах, выделяемых в европейской литературе по поводу обязательного действия прав человека «по горизонтали».

    Первый подход отрицает возможность горизонтального действия прав человека, исходя из положения, что эти права накладывают обязательства только на государство. Допущение возможности ссылаться на эти права в отношениях физических лиц между собой привело бы к ограничению личности, поскольку права одной личности стали бы источником обязательств для другой. Кроме того, сторонники такого подхода подчеркивают, что из-за своего обобщенного характера конституционные нормы, устанавливающие права человека, не могут быть использованы как основа ни для разрешения гражданско-правовых споров, ни для определения отношений между физическими лицами и/или юридическими лицами, действующими в сфере гражданского права.

    Вторая точка зрения принимает в качестве исходного пункта прямое горизонтальное действие и допускает трактовку прав человека как объективных принципов, имеющих обязательную силу для субъектов гражданско-правовых отношений и способных служить основой для гражданско-правовых исков1.

    По нашему мнению, концепция прав человека была создана и должна применяться для защиты индивидов от произвола государственной власти. Наличие власти предполагает возможность репрессий в некоторых правоотношениях, а с другой стороны - постоянное подчинение: индивид не может просто отказаться от отношений с властью. Образно говоря, правители держат в руках меч, которым могут карать, поэтому индивиды нуждаются в «щите», который позволил бы им заслониться от карающего меча. Сторонники так называемого горизонтального применения прав человека убеждены, что это понятие должно найти применение в межличностных отношениях. Скептики же полагают, что это исказит сущность межличностных отношений: люди не должны - ибо нет такой необходимости - общаться друг с другом под охраной меча. Государство обязано защищать права каждого от нарушений со стороны других лиц, рассматривая некоторые деяния как преступные и подвергая судебному преследованию тех, кто преступает закон.

    В доктрине прав человека существует точка зрения о том, что нормативные документы содержат слишком много обязательств государства по отношению к человеку. Об обязанностях человека по отношению к государству говорится намного меньше. Высшей ценностью в государстве объявляются права человека (например, ст. 2 Конституции РФ1) над всеми иными правами. Подобный приоритет прав человека вместо необходимого для нормального развития государства и общества паритета прав и обязанностей отдельного человека с правами и обязанностями «коллективного гражданина», видимо, является следствием слишком долгой и трудной борьбы человека за свои права. Подобная точка зрения высказана Л.С. Мамутом2.
    1.2 Классификации прав и свобод человека и гражданина
    В Конституции и международных документах мы встречаем понятия «права» и «свободы». Существуют разные точки зрения по поводу природы этих понятий.

    По мнению Е.А. Лукашевой3, права и свободы идентичны по юридической природе и системе гарантий. И те и другие очерчивают социальные возможности человека в различных сферах, обеспечиваемые государством. Подобное различие в терминологии является скорее традиционным (с XVIII - XIX вв.), поэтому четкое разграничение провести трудно: термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности выбора, в то время как термин «право» «определяет конкретные действия человека (например, право участвовать в управлении делами государства)», считает Е.А. Лукашева.

    А.Я. Азаров4 под «свободами» понимает сферы, в которые государство не должно вмешиваться, но должно обеспечивать их защиту, а под «правами» - правомочия в определенной сфере, внутри действия которых нет вариантов,

    кроме как воспользоваться или не воспользоваться.

    В международно-правовых документах используется термин «право на свободу чего-либо». Например, ст. 13 Всеобщей декларации1 гласит: «Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство...», ст. 18: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии»; ст. 19: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их» и т.п.

    Отсюда можно заключить, что и то, что называется «правами», и то, что называется «свободами», является правами. Слово «свобода» - это право делать что-либо свободно, без ограничений со стороны государства и других субъектов.

    Наиболее распространенная, чаще встречающаяся в литературе классификация прав человека - классификация по трем поколениям, выдвинутая французским юристом Карелом Васаком, который охарактеризовал три поколения с помощью знаменитой французской триады «свобода, равенство, братство»2, и разработанная в ряде других теоретических исследований.

    К правам первого поколения относятся права, провозглашенные в статьях 2 - 21 Всеобщей декларации и в статьях 6 - 27 Пакта о гражданских и политических правах3; статьях 19 - 33 и 46 - 54 Конституции РФ:

    а) гражданские права: право на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность, на национальность и язык, запрет пыток, рабства, принудительного труда; право на равенство перед судом и законом; право на свободу передвижения, на убежище; право на правосудие (справедливое судебное разбирательство, гарантии обвиняемого и др.), право на собственность, жилище, право на создание семьи и защиту семьи; право на свободу мысли, совести и религии, на свободу слова и иного выражения; право на информацию.

    В докладе Международного комитета Красного Креста и Лиги обществ Красного Креста «Красный крест и права человека»1 (Женева, 1983 г.) в группу гражданских прав включены права, связанные с индивидуальной экономической деятельностью (частным предпринимательством и инициативой). По классификации, данной в учебнике «Общая теория прав человека», к этой группе относится право частной собственности, в то время как право частной собственности на землю в «Общей теории... «расценивается как социальное право»2. Конституция РФ также закрепляет право частной собственности, в том числе и на землю, а также право предпринимательской деятельности в статьях 34 - 36.

    Юридический энциклопедический словарь относит эти права к группе экономических прав3;

    б) политические права: право на гражданство, право на участие в ведении государственных дел, право голосовать и быть избранным, допускаться к государственной службе, участвовать в отправлении правосудия (последнее право отсутствует во Всеобщей декларации и Пакте о гражданских и политических правах; ч. 5 ст. 32 Конституции РФ). Это и право на объединения, право мирных митингов, шествий, демонстраций.

    Ряд авторов относит не к гражданским, а к политическим правам право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию. На мой взгляд, это вопрос неоднозначный, поскольку все эти перечисленные права могут реализовываться человеком и как членом гражданского общества, и как участником публично-властных отношений, в зависимости от того, в какой роли он выступает. Это же можно сказать и о праве на объединения, праве митингов, шествий и т.д.

    Ко второму поколению относятся права, провозглашенные в статьях 22 - 27 Всеобщей Декларации, в Пакте об экономических, социальных и культурных правах4, а также в статьях 34 - 44 Конституции РФ:

    а) экономические права. Международный билль о правах человека не выделяет четко группу экономических прав. Не дает разделения на экономические и социальные права и «Общая теория прав человека». Юридический словарь относит к группе экономических прав и свобод, как уже говорилось выше, право частной собственности, в том числе на землю и на продукты интеллектуальной деятельности, свободу предпринимательской деятельности, свободу труда и другие трудовые права, в том числе право на забастовку. Пакт об экономических, социальных и культурных правах закрепляет право на труд (ст. 7), которое прямо в Конституции РФ не гарантируется: есть «право свободно распоряжаться своими способностями к труду» (ч. 1 ст. 37), есть запрет принудительного труда (ч. 2 ст. 37). Гарантировано также «право трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены» (ч. 3 ст. 37). Сюда же относятся право на справедливое денежное вознаграждение - равное за равный труд и достаточное для удовлетворительного существования их семей - п. «а» ст. 7 Пакта. В Конституции РФ гарантируется только недопущение дискриминации и право на получение минимального размера оплаты труда. К этой же группе прав представляется возможным отнести право на отдых. Хотя право на отдых, на мой взгляд, можно отнести и к социальным правам;

    б) социальные права: охрана материнства, отцовства, детства, социальное

    обеспечение по возрасту или болезни; социальная помощь в получении жилища

    (само право на жилище - ч. 1 ст. 40 Конституции РФ - право гражданское).

    Право на медицинскую помощь и охрану здоровья, образование, право на достаточный жизненный уровень (ст. 7 Конституции РФ);

    в) культурные права: право на участие в культурной жизни, свобода творчества и преподавания (ст. 15 Пакта об экономических, социальных и культурных правах; ст. 44 Конституции РФ).

    К третьему поколению прав человека относят права, толчок к развитию которых дается в ст. 28 Всеобщей декларации.

    Это право на политическое, экономическое, социальное и культурное самоопределение народов и наций; право на экономическое и социальное развитие; право на общее наследие человечества и пользование его благами (совместные космические ресурсы, научно-технический прогресс и информация, культурные традиции, достопримечательности и памятники). Также это право на мир, право на здоровую и сбалансированную окружающую среду, право на гуманитарную помощь в случае катастроф.

    Из международно-правовых документов права этого поколения частично формулируются в Декларации социального прогресса и развития 1969 г.1, в Декларации о праве народов на мир 1984 г.2, в Декларации о праве народов на развитие 1986г.3, в Руководящих принципах регламентации компьютеризованных картотек, содержащих данные личного характера, 1990 г.4.

    Право на благоприятную окружающую среду и информацию о ее

    состоянии закреплено в ст. 42 Конституции РФ, эти права относят к экологическим5. Права этой группы принято считать коллективными, или солидаристскими6. Некоторые авторы подчеркивают тем самым беспомощность как индивидов, так и отдельных государств в определенных критических ситуациях и неэффективность их действий в одиночку. Однако, как представляется, эти права могут считаться как индивидуальными, так и коллективными, поскольку от реализации этих прав выгадывает в конечном итоге индивид. Более того, мы можем и должны говорить о праве индивида, к примеру, на здоровую и сбалансированную окружающую среду, о праве на гуманитарную помощь и так далее.

    Анализ закрепленных в законодательстве экологических прав, под которыми имеется в виду права человека на природу или связанные с природой, показывает, что функциональное назначение их различно. Выделяются такие группы прав как:

    1. Права, направленные на удовлетворение потребностей человека за счет ресурсов природы. К ним относятся право на благоприятную окружающую среду и права на природопользование. К этой разновидности прав относятся также право на благоприятную среду обитания и благоприятную среду жизнедеятельности в той мере, в какой среда обитания и среда жизнедеятельности включают в свое содержание окружающую среду.

    2. Права, направленные на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. К этой разновидности этих прав относят: конституционное право на охрану здоровья (ст.41 Конституции РФ), на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности (ст. 37), а также на радиационную безопасность, установленное.

    3. Права, служащие средствами обеспечения соблюдения и защиты права на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. К этой группе прав относятся права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу человека экологическим правонарушением, на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на возмещение вреда окружающей среде и т.д.

    Все исследователи, в работах которых представлена классификация прав человека как прав трех поколений, сходятся во мнении, что у нее есть недостатки, самый большой из которых - выбор критериев классификации.

    В связи с делением прав на личные, политические и социально-экономические интересно рассмотреть различие так называемых позитивных и негативных прав. Под позитивным правом понимают собственно право, т.е. возможность требовать от государства определенных действий, направленных на реализацию потребностей человека. Для реализации позитивного права необходимы, помимо воли субъекта-носителя прав, своего рода «услуги» со стороны власти.

    К позитивным правам можно отнести большую часть социально-экономических и культурных прав: право на социальную и медицинскую помощь, право на образование, право на приобщение к культурным ценностям и пр., а также некоторые политические, такие, например, как право на получение информации и право на справедливый суд. Все эти права государство должно предоставить индивиду.

    Широко известна и распространена классификация, делящая права на «естественные» и «позитивные».

    Концепция о естественных прирожденных правах человека, которые независимы от усмотрения государственной власти, доктринально обоснована в учениях Ж.Ж. Руссо, Г. Гроция, Дж. Локка, Ш. Монтескье.

    Другой подход (позитивистский): права человека даруются государством, которое определяет их объем и содержание (Б. Чичерин, А. Меркель, Д. Остин, К. Бергбом - вторая половина XIX в., нормативистская теория Г. Кельзена).

    Как представляется, провозглашение Всеобщей декларации прав человека признало за каждым индивидом ряд прав и свобод. Из этого вытекает, что каждому должна быть предоставлена возможность требовать от государства выполнения возложенных на него обязательств, являющихся элементом защиты прав личности. Отсюда, с принятием и провозглашением Декларации, стало бесспорно, что все права и свободы, утверждаемые в ней, принадлежат каждому от рождения, в силу самой человеческой природы, и не могут рассматриваться как дар государства человеку. Как было сформулировано в Венской декларации 1993 года, «права человека и фундаментальные свободы

    являются прирожденными правами»1.

    Понятие естественности и неотъемлемости прав вышло также за пределы внутригосударственной компетенции. Это означает, что они должны быть обеспечены любому человеку, где бы он ни жил2.

    Одно дело - декларировать права человека, закрепляя их в Конституции государства, другое дело - обеспечить на практике соблюдение этих прав всеми без исключения.
      1   2   3


    написать администратору сайта