История. Билеты. 1. Теория и методология исторической науки. Функции исторической науки
Скачать 1.34 Mb.
|
1.Теория и методология исторической науки. Функции исторической науки. Ф-ии: 1.познавательная-выявление закономерностей исторического развития 2.прогностическая-предвидение будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего 3.воспитательная- формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств 4.практически-рекомендательная(практически-политическая) – выработка научно-обоснованного политического курса на основе исторических знаний 5. Социальной памяти- способ идентификации и ориентации общества, личности 6. Мировоззренческая(методологическая)- формирование научного взгляда на мир, общество, законы его развития Методология –учение о способах исследования, освещения исторических фактов , научного познания. Методология истории основывается на научных принципах и подходах к изучению исторических фактов . Методы изучения истории: 1. Исторический – воспроизведение , то есть последовательное рассмотрение и описание всех этапов становления, развития и формирования изучаемых явлений или процессов развития с их общими, особенными и неповторимо индивидуальными чертами 2. Логический- обобщение исторического процесса в теоретической форме закономерностей 3. Проблемно-хронологический – изучение последовательности исторических событий во времени 4. Метод периодизации – особого рода систематизация , которая заключается в условном делении исторического процесса на определенные хронологические периоды, выявление изменений качественных особенностей в развитии и установление моментов этих изменений 5. Типологический или историко-типологический – классификация исторических явлений, событий, объектов на основе присущих им общих существенных признаков 6. Синхронный- изучение исторических событий, происходящих в одно и то же время 7. Сравнительный (компаративный)- сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени, выявление сходства и различия между ними; или метод, характеризующий сущность явления путем сопоставления его с другим 8. Ретроспективный- последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события, явления 9. идеографический – описание исторических событий и явлений на основе объективных фактов 10. Системный- раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития или метод исторического исследования, устанавливающий взаимосвязи и взаимодействия объектов в историческом развитии 2.Основные этапы отечественной историографии по истории России . Общее и особенное в историческом развитии России. Слово «историография» происходит от греч. «история»-разведывание, исследование прошлого и «графо» - пишу. Понятие «историография» неоднозначно. Таким термином часто называют историческую литературу по какому-либо вопросу, проблеме, периоду. Отечественная историография зарождается в период Средневековья. Основой исторических взглядов, как и мировоззрения в целом, в данную эпоху являлся провиденциализм, связывавший все происходящее с волей божественного провидения. период феодальной раздробленности (XII - середина XV-века) на Руси прервалось единое летописание. В результате наряду с новгородскими и киевскими стали составляться летописные своды и других городов, в которых основное внимание уделялось не общерусской, а местной истории. Пришедшая на смену средневековой историография эпохи Возрождения подчеркнула роль эмпиризма, отказалась от религиозной схоластики, обратилась к изучению реальной жизни. История стала признаваться учителем жизни, необходимой государям и военачальникам. Период Раннего Возрождения и Высокого Ренессанса в отечественной истории совпал по времени со становлением Русского централизованного государства, упрочением самодержавия. В официальной историографии этого периода отчетливо прослеживается идея самодержавия, классовая направленность. Подготовка в 1749 г. диссертации Г.Ф.Миллера, работавшего при Елизавете Петровне в России, положила начало норманнской теории, ответом на которую явилась критика М.В.Ломоносова, заложившая основу антинорманской теории. Во второй половине XVIII века в отечественной историографии нашли отражение идеи Просвещения. Основой мировоззрения данного периода был рационализм, вера в неограниченную силу человеческого познания, которое властвует над всем существующимНа рубеже XVIII-XIX веков в историографии проявляются идеи сентиментализма. Зародившись в рамках просветительской идеологии, сентиментализм отрицал решающую роль разума и возводил в основной критерий ценности чувства. Примером отражения идей сентиментализма в отечественной историографии может служить труд Н.М.Карамзина «История государства Российского». В 20-30-е гг. XIX века против назидательных идей Просвещения выступило новое направление мысли - романтизм. В рамках романтизма мифы и легенды стали изучаться с точки зрения поиска в них достоверного и реального. В 40-е годы XIX века в отечественной историографии нашли отражение идеи общественно-политической мысли России. В рамках «Теории официальной народности» написаны работы М.П.Погодина. Особое место в отечественной историографии ХIХ века занимает имя В.О.Ключевского, создавшего «Курс лекций по русской истории». В настоящее время российская историческая наука находится в условиях после кризисной ситуации, приобретя возможность свободы выбора известных и поиска новых методологических установок. 3. Проблема этногенеза восточных славян. Концепция становления древнерусской государственности Этногенез — весь процесс существования и развития этнической системы от момента ее возникновения до исчезновения.По мнению ученых, славяне могли принадлежать к индоевропейским народам, образование языковой общности которых произошло на Иранском плоскогорье и в Передней Азии в VI-V тыс. до н.э. Кроме того, полагают, что славяне как вид образовались на территории Восточной Европы в IV-II тыс. до н.э. Они населяли лесные области между Одером и Средним Днепром, от Балтийского моря до Днестра. Главными отраслями хозяйства являлись земледелие и скотоводство .В середине I тыс. до н.э. среди славян началось распространение железа. К этому же периоду относится постепенное разложение родового строя. Именно тогда отчетливо выделились бытовые, религиозные и культурные особенности славянских племен в сравнении с другими индоевропейскими народами, что позволяет сделать вывод о формировании в I тыс. до н.э. славянской працивилизации. Примерно в это время единая славянская общность разделилась на три ветви: восточную (будущие белорусский, русский и украинский народы), западную (поляки, чехи, словаки и др.) и южную (болгары, сербы, хорваты и др.).С конца IV в. племена Восточной Европы оказались вовлечены в крупные миграционные процессы — так называемое Великое переселение народов. Вторгшиеся из Азии тюркские кочевники — гунны — разбили готов, и последние ушли в Центральную и Западную Европу. В течение V—VIII вв. славяне заселили обширные пространства в Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе. Сложные природно-климатические условия побуждали наших предков к объединению в рамках общины, ведению коллективного хозяйства. Достоверные сведения о славянах историческая наука имеет лишь с V - VI вв. н. э. Более ранняя же их история весьма туманна. Главной чертой общественной жизни этого периода являлся коллективизм, вырастающий из невозможности силами одной семьи осуществлять весь цикл сельскохозяйственных работ. Коллективным был не только труд, но и собственность, и распределение, что порождало, в свою очередь, очевидное равенство всех членов данного коллектива. Такое общество и управлялось при помощи коллективного органа - народного собрания всех членов общества - веча. Постепенно начинают выделяться особые общественные группы, получающие большую, нежели остальные члены коллектива, долю созданного им продукта. Это, прежде всего, так называемая, племенная верхушка - старейшины, вожди и жрецы, - все чаще превращающая исполнение своих функций в свое наследственное владение. Исследователи выделили несколько основных славянских групп: южную, западную и восточную. Восточные славяне к VII - VIII вв. заняли весьма обширную территорию в четырехугольнике: Финский залив - Карпаты - Черноморское побережье - верховья Волги и Дона. В свою очередь и они представляли из себя весьма разношерстный конгломерат союзов племен, именуемых в летописи "Повесть временных лет" как поляне, ильменские словене, древляне, дреговичи и др. Соседями восточных славян на северо-западе были скандинавские народы, более известные среди славян как варяги, норманны, на юго-востоке - кочевые племена хазар. На юго-западе через Черное море был прямой выход на одно из крупнейших государств того времени - Византийскую империю. Отношения с этими важнейшими соседями для восточных славян развивались весьма непросто. Если Византийская империя являлась для них в течение длительного времени объектом агрессии, то, в свою очередь, славянские земли сами подвергались нападению со стороны хазар и варягов. В отдельные периоды славянским племенам приходилось даже уплачивать дань последним. Впрочем, периоды войны сменялись миром, во время которого активно развивались и торгово-хозяйственные отношения между ними. Как раз через славянские территории проходил знаменитый путь "из варяг в греки", чем, собственно, они и были привлекательны для "находников".Таким образом, торговля и война, попеременно сменяя друг друга, все больше изменяли уклад жизни славянских племен, вплотную подводя их к формированию новой системы отношений. 4. Этапы становления и особенности социально-политического и экономического развития Киевской Руси 9-11 вв. Русская летопись содержит рассказ о том, как жители города Новгорода в 862 г. призвали скандинавских варягов — норманнов (на Руси их называли варягами) для наведения порядка на своей земле. Три брата, варяжские князья Рюрик, Синеус и Трувор, откликнулись на этот призыв. От старшего, Рюрика, севшего в Новгороде, пошел княжеский род, постепенно объединивший все русские земли под своим управлением и создавший государство с центром в Киеве. На этих летописных сведениях и основывалась знаменитая норманнская теория, в соответствии с которой государственные начала были привнесены на дикую Русь извне, и государство, таким образом, носило здесь искусственный характер. Норманнской теории придерживались многие историки XVIII—XIX вв., хотя и тогда у нее было немало противников. Большинство современных ученых не отрицают того, что норманны сыграли определенную роль в становлении русского государства, однако они указывают на органичность и постепенность этого процесса, связанного с имущественным расслоением, зарождением племенной знати, появлением славянских дружин. Все это происходило на Руси на протяжении нескольких веков. Киевская Русь представляла собой раннефеодальное государство. В нём шли процессы перехода от общественного устройства к феодальному, но феодальный строй ещё не сложился. Во главе государства стоял великий князь, опирающийся на военную дружину. Он возглавлял войско, руководил всей системой управления, был законодателем, верховным судьёй. Князя окружала дружина. Наиболее уважаемы были старшие дружинники - бояре, бывшие воеводами, членами постоянного совета - думы. Для обозначения младшей дружины применялись термины «отроки», «гриди». Они были главной военной силой. Наряду с властью князя в Киевской Руси существовало народное собрание - вече. Оно ведало вопросами войны и мира, финансами и земельными ресурсами. Князь заключал с вечем договор - «ряд», причём вече могло и сместить князя. Тем самым власть князя не была абсолютной. В этом нашёл отражение переход от родового строя к феодальному. За то, что князь с дружиной защищали страну от врагов, население платило им дань, которая шла на содержание дружины. Дань собиралась дружинными отрядами, которые раз в год объезжали территории подвластных племён («полюдье»). Так, в 944г. древлянами был убит князь Игорь. Его вдова Ольга с большим трудом справилась с непокорным племенем и затем упорядочила сбор дани, установив ее точный размер — урок, и места ее сбора — погосты. Однако и после этого киевским князьям не раз приходилось устраивать военные походы в земли радимичей, вятичей и пр., чтобы подтвердить свое господство. Однако постепенно новые отношения получают все большее развитие в самых различных сферах жизни. Так, на Руси появляется феодальная аристократия — боярство. Основным его источником стала избранная часть дружинников — старшая дружина, которая составляла при князе постоянный совет — думу, получала за верную службу вотчины — земельные владения в наследственную собственность. В отдаленных от Киева землях, например в Новгородской, боярство оформлялось из местной племенной знати. Наряду со свободными общинниками — людьми — на Руси в это время уже появляются различные категории зависимого земледельческого населения. С одной стороны, это рабы — холопы, челядь, — ничего не имевшие и находившиеся в полном владении своего господина. С другой — смерды, рядовичи, закупы — земледельцы, по тем или иным причинам попавшие в частичную зависимость от феодала. Они сохраняли свое хозяйство, но значительную часть времени должны были работать на вотчинных землях. Т.о., в Киевской Руси существовали элементы строя первобытнообщинного, рабовладельческого и феодального, причем последние, очевидно, преобладали. По мере становления государства Киевская Русь оно становилось все более опасным противником для своих соседей, и прежде всего богатой Византии. В 911г. князь Олег принудил капитулировать ее столицу Константинополь, взял богатую добычу и заключил с византийским императором выгодный торговый договор. В 944 г. неудачный поход на Византию совершил Игорь. Активную внешнюю политику вел его сын Святослав. В 964—965 гг. он разгромил Хазарский каганат; в начале 970-х гг. совершил поход на Дунай, доставив множество хлопот Византии; в 971 г. на обратном пути в Киев был убит новыми кочевыми противниками Руси — печенегами. Важнейшей вехой в становлении Киевского государства явилось принятие христианства Владимиром Святославичем в 988 г. Владимир пошел на этот шаг после того как его попытка создать единую государственную религию на основе славянских языческих верований окончилась полной неудачей. 5. Крещение Руси и его историческое значение. Крещение Руси привело к установлению более тесных международных связей с соседними христианскими государствами. Русские князья получили возможность вступать в династические браки с принцессами из императорских, королевских, княжеских домов Европы. Заключались мирные договоры, создавались военные союзы, обеспечивались выгодные торговые взаимоотношения. Более высокими темпами начало развиваться ремесленное производство. Иностранные мастера могли теперь приезжать и работать на Руси, не боясь быть принесенными в жертву языческим богам. Христианская церковь способствовала созданию многих великолепных памятников архитектуры и живописи, распространению письменности, развитию летописания, появлению школ и библиотек, проникновению на Русь произведений зарубежных авторов, содержащих в себе важные знания по целому ряду отраслей культуры и искусства. Церковь укрепила моногамную семью. Изменился похоронный обряд, жен и рабынь перестали убивать после смерти их мужей и хозяев, что способствовало увеличению населения Руси.В целом отход от язычества и принятие христианства были важными и прогрессивными для того времени явлениями. Укрепилась и власть русских князей. Но в то время как княжеская власть на Руси была еще слаба, и князья сами стремились к разделению государства, — церковь была едина и власть митрополита распространялась одинаково на всю Русскую землю. Настоящее единовластие явилось прежде всего в церкви, но это сообщало всему государству внутреннее единство и силу. Крещение Руси – это процесс введения христианства византийского обряда в Киевской Руси как государственной религии. Существуют ведомости, что одной из первых христианок на Руси была княгиня Ольга – бабка князя Владимира, которая крестилась еще в 957 году в Константинополе. Официальной датой крещения Руси принято считать 1 августа 988 года. Именно в этот день киевский князь Владимир Святославович, который незадолго до этого события окрестился сам и получил при крещении имя Василий, отдал приказ жителям Киев принять крещение. Обряд был проведен во всех городах и селах государства. Князь Владимир верил, что введение единой религии будет способствовать сплочению славянских племен. Кроме этого, принятие Владимиром христианства было условием, выполнение которого позволило б Владимиру взять в жены сестру византийского императора принцессу Анну. После принятия христианства в Киевской Руси началось церковное строительство. В Киеве было возведено самую большую церковь – Десятинную. На ее содержание князь Владимир выделили десятую часть своего имущества. Первым митрополитом Киевской Руси был грек Феофилакт. По всей Руси возникали многочисленные монастыри, первыми среди которых были Печерский, Выдубицкий, Межигорский. 6. феодальная раздробленность как закономерный этап развития древнерусской государственности.особенности развития южной, юго-западной,северо-восточной и северо-западной Руси в 11-13 вв. В Древнерусских землях существует 3 способа образования феодальной собственности: земля князя и его родственников; земли "посаженных на место" дружинников (феодальная знать); земли "лучших людей" общины (родоплеменная знать). Из-за неразвитости социально-экономических отношений и первичности внешних причин при образовании Древнерусского государства третий способ был предпочтителен. В советской историографии приоритетным считался экономический вариант развития феодальных отношений в Древнерусских землях, .е. феодальная раздробленность - это закономерный этап в развитии общества. Развитие натурального хозяйства в итоге приводит к тому, что отдельные субъекты собственности в состоянии содержать свой аппарат собственности. "Лестничный" принцип наследования породил борьбу за престол. Другой причиной феодальной раздробленности стало ослабление внешнеполитической опасности. В конце XI в. в дикой степи печенегов сменили половцы, которые очень быстро сами распались на отдельные воинственные группы, с которыми отдельные князья научились договариваться, использовать в своих целях. Необходимости создавать большую дружину не было. Владимиро-Суздальское княжество.Северо-восточная Русь - Владимиро-Суздальская или Ростово-Суздальская земля (как она называлась сначала) располагалась в междуречье Оки и Волги. Здесь к началу XII в. сложилось крупное боярское землевладение. Здесь росли старые и возникали новые города. У впадения Оки в Волгу в 1221 г. был основан Нижний Новгород - крупнейший опорный и торговый центр на востоке княжества. Дальнейшее развитие получили старые города: Ростов, Суздаль, Владимир, Ярославль. Строились и укреплялись новые города-крепости Дмитров, Юрьев-Польской, Звенигород, Переяславль-Залесский, Кострома, Москва, Галич-Костромской и др.Территория Ростово-Суздальской земли была хорошо защищена от внешних вторжений естественными преградами - лесами, реками. Ее называли Залесским краем. Экономическому подъему северо-востока Руси способствовал постоянный приток населения. В поисках защиты от нападения врагов и нормальных условий для ведения хозяйства население земель, подвергавшихся набегам кочевников, устремлялось во Владимиро-Суздальские ополья. Сюда шел колонизационный поток и с северо-запада в поисках новых промысловых земель. Правители Владимиро-Суздальского княжества носили титул великих князей. Центр русской политической жизни переместился на северо-восток..Галицко-Волынское княжествоЮго-западная Русь - Галицко-Волынское княжество занимало северо-восточные склоны Карпат и территорию между реками Днестр и Прут. Здесь имелись тучные черноземы в широких речных долинах, а также обширные лесные массивы, благодатные для промысловой деятельности, и значительные залежи каменной соли, которую вывозили в соседние страны. На территории Галицко-Волынской земли возникли крупные города: Галич, Владимир-Волынский, Холм, Берестье (Брест), Львов, Перемышль и др. Удобное географическое положение (соседство с Венгрией, Польшей, Чехией) позволяло вести активную внешнюю торговлю. Кроме того, земли княжества находились в относительной безопасности от кочевников. Как и во Владимиро-Суздальской Руси, здесь наблюдался значительный экономический подъем. В первые годы после отделения от Киева Галицкое и Волынское княжества существовали как самостоятельные. Новгородская боярская республика. Новгородская земля (северо-западная Русь) занимала огромную территорию от Ледовитого океана до верховья Волга, от Прибалтики до Урала. Новгородская земля находилась далеко от кочевников и не испытала ужаса их набегов. Богатство Новгородской земли заключалось в наличии громадного земельного фонда, попавшего в руки местного боярства, выросшего из местной родоплеменной знати. Своего хлеба в Новгороде не хватало, но промысловые занятия - охота, рыболовство, солеварение, производство железа, бортничество - получили значительное развитие и давали боярству немалые доходы. Возвышению Новгорода способствовало исключительно выгодное географическое положение: город находился на перекрестке торговых путей, связывавших Западную Европу с Русью, а через нее - с Востоком и Византией. У причалов реки Волхов в Новгороде стояли десятки кораблей. Как правило, Новгородом владел тот из князей, кто держал киевский престол.Главным должностным лицом в новгородском управлении был посадник (от слова "посадить"; обычно великий киевский князь "сажал" своего старшего сына наместником Новгорода). Посадник был главой правительства, в его руках были управление и суд. Фактически в посадники избирались бояре из четырех крупнейших новгородских родов. Вече выбирало главу новгородской церкви - епископа (впоследствии архиепископа). Киевское княжество.Киевское княжество, подвергавшееся опасности со стороны кочевников, потеряло прежнее значение в связи с оттоком населения и падением роли пути " из варяг в греки"; однако все же оставалось крупной державой. По традиции князья еще соперничали за Киев, хотя влияние его на общерусскую жизнь ослабло. Накануне монгольского нашествия в нем утвердилась власть галицко-волынского князя Даниила Романовича. В 1299 г. русский митрополит переносит свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме, как бы утверждая новое соотношение сил внутри Руси. Монгольское вторжение с востока, экспансия католической церкви с запада, изменения в мире (ослабление Византии и т.д.) во многом определили характер дальнейшего развития русских княжеств и земель - преемников Киевской державы. 7. монголо-татарское вторжение на Русь. Социально -политические изменения в русских землях в период ордынского владычества. К началу 13 в. монголы под предводительтством Чингис-хана объединили под своим крылом большинство народов востока Евразии (северной и срединной частей), после чего ими был захвачен Китай. Русские впервые пересеклись с этим степным народом, когда убили их послов. Этим они и с отрицательной стороны привлекли внимание монголов. Монгольские парламентёры были посланы на Русь с той целью, чтобы переубедить восточных славян поддерживать половцев. Последние были врагами монголов.В 1223 г. на реке Калке объединённая армия русских и половцев потерпела поражение от монголо-татар. На Русь надвигалось монголо-татарское нашествие... В 1238 г. хан Батый подошёл к границам Киевской Руси. Та в свою очередь представляла собой множество раздробленных княжеств, некоторые из которых враждовали между собой. Монголами достаточно легко были взяты Рязань, Владимир, Чернигов и Киев. Самое упорное сопротивление иноземцам оказал маленький городок Козельск, продержавшись семь недель. Некоторые города, к примеру, Углич, просто откупились от монголов и не пострадали от них.В результате вся территория Киевской Руси оказалась под властью хана Батыя и начались годы ордынского ига. Монголо-татары не стали создавать колонии на русской территории, а просто обложили её данью. В связи с этим в основном русские князья принимали следующую позицию. Дабы избежать бессмысленного кровопролития, исправно платили дань хану и постепенно накапливали силы.Для того чтобы можно было избавиться от монгольского ига необходимо было русским княжествам объединиться. Здесь стоит отметить длительную борьбу между Москвой и Тверью за то, чтобы стать центром объединения. В итоге победу одержала Москва. Больших успехов добился Московский князь Иван Калита. От монгольского хана он получил возможность самому собирать и доставлять в Золотую Орду дань. Соответственно никто контролировать его не мог и он мог спокойно не доплачивать в Орду, поэтому накопил много денег для Московского княжества. В результате завоевания Руси замедлилось развитие феодализма, в том числе процесс формирования вотчинной земельной собственности. Отрицательное воздействие монгольского завоевания на русскую национальную экономику выражалось в постоянном разорении территорий - городов, сел и деревень, систематическом' выкачивании из страны в виде дани значительных материальных средств. Такие старые центры русской цивилизации, как Киев, Чернигов, Переяславль, Рязань, Суздаль были полностью разрушены, а первые три из перечисленных потеряли свое былое значение на несколько столетий. Исчезли целые ремесленные специальности. В Древней Руси знали, например, стеклоделие. В Московской Руси его возродили только в конце XVII века с помощью итальянских и немецких мастеров. Исчезло и русское искусство перегородчатой эмали, техника скани и чернения, глазированной полихромной керамики. Серьезной утратой было искусство резьбы по камню. Значительный регресс претерпели строительные ремесла. В первые 50 лет ордынского господства на Руси не было построено ни одного города. Американский исследователь Д.Миллер статистически обработал материал о каменном строительстве в русских городах и выяснил, что масштабы каменного строительства после монголо-татарского завоевания резко сократились. Они достигли домонгольского уровня только сто лет спустя после Батыева нашествия. |