Главная страница
Навигация по странице:

  • 1 тыс до н э.

  • 2. Понятие «Научная парадигма»

  • 4) Функции языка.

  • языкознание. Языкознание!. 1 тыс до н э. Это индийская, европейская(античная) и китайская традиции


    Скачать 145.42 Kb.
    Название1 тыс до н э. Это индийская, европейская(античная) и китайская традиции
    Анкорязыкознание
    Дата01.03.2022
    Размер145.42 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЯзыкознание!.docx
    ТипДокументы
    #379050
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    1. Основные лингвистические традиции (по В.М. Алпатову)

    Первые известные в истории зачатки изучения языка появились во 2 тыс до н э в вавилонской культуре, однако устойчивые лингвистические традиции сложились независимо друг от друга в 1 тыс до н э. Это индийская, европейская(античная) и китайская традиции.

    · Индийская традиция – самая древняя, точное время формирования неизвестно. Наивысшая точка взлета традиции- грамматика Панини (4 в н э)

    · Древняя Греция – Платон и Аристотель (5-4 в до н э), но традиция занимающаяся собственно изучением языка - 3-2 в до н э – грамматика Дионисия Фракийского. По аналогии с грамматикой греческого языка в 1 в до н э Марк Теренций Варрон создал грамматику латинского. Наиболее известные и крупные грамматики латинского – Доната (4 в н э) и Присциана (6 в н э)

    · Китайская традиция (2-1 вв до н э) Сюй Шэнь (1 в н э) предложил делить иероглифы на составные части.

    · Арабская традиция (вторая половина 8 века (с образованием арабского халифата)). Самая знаменитая грамматика – грамматика Сибавейхи.

    Цели создания грамматик:

    · Педагогическая (в разных ареалах язык культуры сильно отличался от языка разговорного, поэтому дабы язык культуры освоить его надо было сначала описать)

    · Толкование текстов (филологическая задача)

    · Помощь в стихосложении ( греческое и латинское ударение начали изучать именно для этого)

    · Толкование и составление ритуальных текстов ( особенно для индийской традиции)

    Общие черты всех традиций:

    · Ориентация на один язык – язык культуры соответствующего ареала (языки варваров изучать незачем, только с практической целью, языки соседей тоже, и вообще язык наш самый замечательный – изучаем строй только нашего языка). Отсюда же – никакого сопоставления языка, максимум сопоставление диалектов своего языка.

    · Язык рассматривали в синхронии ( язык – дар божий , он не меняется, мы можем его только забыть или испортить, поэтому язык культуры – это престижный, ибо более архаичный, а разговорный – непрестижный, ибо мы его достаточно загадили)

    · Отношение к норме (везде создавалась строгая норма, от которой нельзя было отступать. Но различны правила установления нормы ( индия что по правилу то норма; античный мир норму можно обсуждать) и различны источники нормы (сакральные тексты – арабы; светские тексты – китайцы и япошки)

    Отличительные черты традиций:

    · Письменная и устная форма (все традиции - письменно и аналитически, следовательно, объемно (грамматика Присциана 18 томов) индийцы – устно и стишками, дабы можно учить наизусть (грамматика Панини – вообще эт была пиздатая штучка во многих отношениях европейцы дошли до такого развития только к 20 веку)

    · Приоритетная часть языка (китайцы – лексикография, ибо кучу иероглифов надо было как-то записать (17 век словарь -50 тыс иероглифов) ; арабы – фонетика, ибо надо было коран читать правильно.

    · Составление словарей – Китайцы и арабы молодцы, европейцы лохи – в Средние века составляли только словари непонятных слов.

    · Выделение единиц языка в фонетике (европейцы как и мы сейчас – звук, мора(они придумали чтоб стишки свои сочинять, это промежуточная единица между звуком и слогом, типо слог с долгим гласным- это две моры), слог, слово; арабы гласные вообще не уважали – это просто огласовки, дальневосточные традиции – японцы (звук- сочетание гласного и согласного либо просто гласный); китайцы – базовая единица – слог (это сегментная часть и тон, превая потом делится на инициаль и финаль)

    · Выделение единиц языка в грамматике (европейцы – слово в и.п. ед.ч либо инфинитив – остальное формы слова; арабы – трехсогласный и двухсогласный корень и слово: корень вместе с огласовкой включая окончание; индийцы – корень и слово, причем корень первичная единица)

    · Выделение частей речи (европейцы-имя, глагол, причастие, наречие, местоимение, предлог, союз, артикль(греция)/междометие (рим); япония -6 частей речи, арабы – 3(имя,глагол,частица); китай – «полные и пустые слова»

    2. Понятие «Научная парадигма»:

    (По Т. Куну): признанные всеми достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений.

    Из лекции: это совокупность убеждений, ценностей, технологических средств и т.д., которые характерные для данного научного сообщества при исследовании научного объекта.

    3.Установки современной лингвистики

    Установки современной лингвистики:

    *по Кубряковой (первые четыре)

    1. Антропоцентризм

    2. Экспланаторность

    3. Экспансионизм

    4. Функционализм

    5. Полипарадигмальность

    6. Семантикоцентризм

    7. Текстоцентризм

    Экспансионизм

    -тенденция к расширению своих пределов

    -экспансионистские периоды - периоды, в которых ракурсы исследования считаются либо неясными, либо постоянно меняющимися. Тенденции развития науки связаны в этом последнем случае с поисками новых подходов к изучаемому объекту

    - экспансионизм проявляется в сдвоенных науках (психолингвистика), новых дисциплинах (компьютерная лингвистика), формировании новых отраслей знания в самой лингвистике (лингвистика текста, трансфрастика)

    Антропоцентризм

    -=обращение к человеку, тенденция поставить человека во главу угла во всех теоретических предпосылках научного исследования

    -в лингвистике - рассмотреть языковые явления в диаде “язык - человек” (напр. как язык влияет на человека или как человек влияет на язык?)

    Функционализм

    -такой подход в науке, когда центральной ее проблемой становится исследование функций изучаемого объекта, вопрос о его назначении и тд

    -!постулат функциональной лингвистики! - язык - инструмент, орудие, средство, механизм для осуществления определенных целей и реализации человеком определенных намерений

    *разные школы ставят на первое место разные функции языка - когнитивная, коммуникативная и тд

    Экспланаторность

    -стремление найти и внутренней организации языка, и его отдельным модулям,и порождению и пониманию речи и тп то или иное объяснение
    4) Функции языка. (Баранцева)

    I. Коммуникативная – фун-я при которой язык служит средством обмена информацией.

    Информация – сведения доступные для понимания и важные для поведения того, к кому они адресованы.

    Подфункции коммуникативной функции:
      1   2   3   4


    написать администратору сайта