Главная страница
Навигация по странице:

  • 16. Искусство европейского средневековья: готика

  • 26. Голландское искусство XVII века: многообразие жанров

  • 30. Рококо и придворная культура Людовика XV. Искусство Ватто, Фрагонара, Буше

  • 2. Искусство Месопотамии: ассирийский период и вавилонский период.

  • 3. Искусство Древнего Египта: древнее царство.

  • 1.

  • 4. Искусство Древнего Египта: среднее царство и новое царство.

  • 6. Искусство Древней Греции: искусство крито-микенской или эгейской цивилизации.

  • билеты ответы на главные вопросы история и теория визуальных иск. 14. Искусство Византии. 15. Искусство европейского средневековья романика 16. Искусство европейского средневековья готика


    Скачать 109.56 Kb.
    Название14. Искусство Византии. 15. Искусство европейского средневековья романика 16. Искусство европейского средневековья готика
    Дата10.06.2019
    Размер109.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлабилеты ответы на главные вопросы история и теория визуальных иск.docx
    ТипДокументы
    #81107
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    13. Искусство Европейского Средневековья: раннехристианское искусство.

    14. Искусство Византии.

    15. Искусство европейского средневековья: романика

    16. Искусство европейского средневековья: готика

    21. Искусство северного Возрождения

    26. Голландское искусство XVII века: многообразие жанров

    28. Искусство Испании (Эль Греко, Веласкес, Гойя)

    27 караваджо есть еще один сайт

    30. Рококо и придворная культура Людовика XV. Искусство Ватто, Фрагонара, Буше

    33. Революция и романтизм. (искусство Жерико и Делакруа)

    34. Английское искусство XVII – XVIII веков (Хогарт, Гейнсборо, Констебль, Тёрнер.)

    1. Искусство Месопотамии: шумерский и аккадский период.

    Как и в Египте, религия в Двуречье играла громадную роль в общественной жизни, но в Месопотамии не существовало развитого заупокойного культа, не было идеи воскресения и бессмертия. Смерть представлялась неизбежной и закономерной, после нее не оставалось ничего. Реальной была лишь земная жизнь, но она страшна, жестока, в ней все решается силой и кровью.

    По сравнению с Египтом до нас дошло мало памятников искусства народов Двуречья. В долине Тигра и Евфрата не было камня и как строительный материал использовался недолговечный кирпич-сырец. Из глины создавались храмы, дома и крепостные стены. Стихия и бесконечные войны разрушали созданное человеком.

    Шумер и Аккад. Фундаментом цивилизации Двуречья является культура древнего и таинственного народа — шумеров. В конце IV — начале III тысячелетия до н. э. возникли первые города-государства шумеров: Ур, Лагаш, Урук и др. Центром города был храм бога-покровителя, рядом с которым возвышалась многоступенчатая башня, так называемый зиккурат. Зиккурат мог насчитывать от трех до семи террас, соединенных широкими пологими пандусами. На самом верху располагалось святилище бога, место его отдыха. Облицовка зиккурата делалась из обожженного кирпича и раскрашивалась, причем каждый ярус окрашивался в свой цвет — черный, красный или белый. Площади террас занимали сады с искусственным орошением. Во время торжественных богослужений по пандусам храма поднимались к святилищу процессии жрецов.

    Но зиккурат использовался и для других целей. Это была своеобразная обсерватория древности. С вершин зиккуратов жрецы вели наблюдения за планетами и звездами. Храмы являлись средоточием знаний. зиккурат бога луны Нанну, построенный в 2200—2000 гг. до н. э. в древнем Уре.

    Непрочность материала определила особенности архитектуры Двуречья. Здесь нет мощных колоннад, вертикалий, только большие прямоугольные массы кирпича. Здесь возникла полукруглая арка. Впоследствии арка была позаимствована Римом, затем арабским востоком и романской Европой.

    Конструктивные особенности отличают и светскую архитектуру Двуречья. О ней дают представление сохранившиеся фундаменты зданий. Дворец правителя в городе Киш размером 75 х 40 м сложен из массивных кубических блоков. Он окружен мощными крепостными стенами, которые господствовали над городом. Во двор собраний выходила широкая прямая лестница, на вершине которой царь появлялся перед народом.

    Скульптура. О развитии изобразительного искусства можно судить по маленьким фигуркам животных и, позже, по небольшим, размером в 35—40 см, статуэткам из мягких пород камня и глины. Эти работы имели плоскую заднюю сторону и располагались вдоль стен.

    Изображения людей и животных встречаются также на керамических сосудах - Цилиндрические печати с вырезанными горельефами. Наиболее часто встречаются сцены битв и охот. Изображение зверя — характерно для искусства раннего периода. Человеческий мотив встречается реже.

    Исключением является мраморная скульптура женской головы из г. Урука. По предположению, это покро-ца города богиня Инанна (нач. III тыс. до н. э.). громадные глаза, крупный нос, тонкий разрез надменного рта, мягкий овал подбородка. Располагалась на стене.

    черная базальтовая «Стела охоты» из Урука. На лицевой стороне дважды изображен бородатый человек, поражающий львов копьем и стрелами из лука. Располагаются на плоскости камня.

    В XXIV в. до н. э. впервые города-государства Двуречья были объединены в централизованное государство. Во главе него оказался выходец из северных семитских племен Шаррукен (Саргон), построивший свою столицу г. Аккад.

    За время существования аккадского государства (XXIV—XXII вв. до н. э.) в художественной культуре произошли определенные изменения.

    В архитектуре разрабатывались и совершенствовались конструктивные решения предшествующего периода. А в изобразительном искусстве появилась большая раскованность и индивидуализация. Так, на стеле преемника Саргона царя Нарам-Сина композиция строится не как линейное повествование. Воины во главе с царем штурмуют горные высоты Загроса в походе против племени лулу-беев. Действие разворачивается по вертикали снизу вверх. Центральное место занимает гигантская фигура царя в божественной рогатой короне-шлеме. Перед ним поверженный и молящий о пощаде враг. Треугольная форма стелы, ее композиция — все подчеркивает главную идею — восхождение к триумфу. Движения фигур динамичны и пластичны, размеры пропорциональны, тщательно проработана мускулатура. Это уже не схема, а произведение искусства.

    Медная скульптурная голова (Саргона?) из Ниневии (XXIII в. до н. э.). Все здесь укладывается в схему: моделировка черт лица, прическа, борода. Но это уже не маска, а человеческое лицо.

    После гибели аккадского государства традиции его искусства не были забыты. В подлинно монументальных статуях патеси (правителя-жреца) г. Лагаша Гудеа из твердого диорита мы видим смелость и реалистичность в лепке мускулатуры, в попытке добиться портретного сходства.

    2. Искусство Месопотамии: ассирийский период и вавилонский период.

    Вавилон. В начале II тысячелетия до н. э. в среднем течении Евфрата начинается возвышение нового политического и культурного центра — г. Вавилон. (благоприятное расположение на торговых путях) Своего расцвета Древневавилонское царство достигло во времена правления аморейского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.).

    стела законов Хаммурапи. Наверху выпуклый рельеф, на котором бог солнца Шамаш, вручающий царю жезл — символ власти. По сравнению с аккадским периодом - снижение мастерства. Фигуры статичны, техника рельефа грубее. То же можно сказать и о мелкой пластике и об изображениях на цилиндрических печатях.

    Вторая половина II тысячелетия до'н. э. Ассирия. В период своего расцвета ассирийская держава распространила свое господство от Египта до Кавказа. Это было воинственное государство, презиравшее всех, идеологией которого был культ силы и обожествленной царской власти. Культовая и светская архитектура, изобразительное искусство и литература — все было подчинено одной цели, прославлению победоносного царя-завоевателя.

    Архитектура. Тип государства и общества определял особенности архитектурного стиля ассирийской империи. Следуя традициям Двуречья, возводились храмы богам с семиэтажными башнями — зиккуратами. Замысел зодчих отводил храмам второе место после царских дворцов. Города - мощные крепости,с высокими стенами, множеством башен. Надо всем городом господствовала грозная цитадель — дворец царя. Представление о нем может дать дворец царя Саргона II вДур-Шар-рукине (VIII в. до н. э.). При общей площади города в 18 га, дворец занимал 10 га. Во дворце было более 200 помещений. Около входов во дворец стояли 5метр. высоты статуи крылатых быков «шеду» с головами людей и крыльями орлов. Это были гении-хранители царя и его дома. Интересно, что эти статуи имели пять ног.

    Помещения дворцов облицовывались длинными рельефными фризами и украшались многоцветными росписями.

    Монументальной скульптуры Ассирии сохранилось немного, она воспринимается как добавление к декоративному украшению дворца. Статуи напоминают небольшие, красиво изукрашенные мелким рельефом колонны. Таковы статуи Ашшурнацирапала II и Салманасара III (IX в. до н. э.).

    Изображений богов и легендарных героев крайне мало. Украшения для стен царских дворцов — это войны и победные пиры, охота на диких зверей и торжественные шествия царей и вельмож. Сцены полны напряжения, пафоса и несокрушимой мощи. И поражает холодная жестокость в сценах пыток и казней. Черты лица в образе царя оформлены обобщенно и скупо, основное внимание уделяется передаче физической мощи.

    рельеф из дворца Синахериба в столице Ассирии Ниневии (705—680 гг. до н. э.). - штурм города Лахиша. Могучие воины стреляют из луков, таран разбивает стены города, на кот. по приставным лестницам устремились осаждающие. Внизу трупы врагов и на заднем плане посаженные на кол пленные.

    Благодаря ассирийцам до наших дней дошли литературные произведения древности. В развалинах дворца Ашшурбанипала найдены десятки тысяч глиняных табличек с клинописными текстами. «Песнь о Гильгамеше» — могучем и сильном герое-царе древнего Шумера.

    В 612 г. до н. э. ненавистная всем Ассирия пала. Ее столица Ниневия была взята штурмом объединенными силами вавилонян и мидян.

    Нововавилонское искусство. В конце VII в. до н. э. после крушения Ассирии древний Вавилон снова стал политическим и экономическим центром Месопотамии. Столица государства превратилась в цветущий город-крепость. В Вавилоне насчитывалось 53 храма, самым велич-ным был храм покро-ля города бога Мардука - Вавилонская башня. Одним из чудес света греки считали знаменитые «Висячие сады» царицы Семирамиды.

    3. Искусство Древнего Египта: древнее царство.

    Древнее царство 28 – 23 вв. до н.э.

    Архитектура
    Именно в период Древнего царства складывается самый известный египетский тип гробницы – пирамида. Перед древнеегипетскими зодчими стояла задача произвести впечатление подавляющей мощи и силы власти фараона. С этой целью для увеличения надземной части гробницы была изобретена форма пирамиды.
    Пирамида Снофру в Медуме. 27 в. до н.э. -  Египетские некрополи всегда располагались на западном берегу Нила. 

    Фараоны IV династии избрали для своих погребений место недалеко от Саккары - в современной Гизе.

    Ансамбль пирамид в Гизе.
    Три великие классические пирамиды фараонов Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура). Сложены из гигантских блоков известняка, средним весом 2,5 тонны, которые держаться силой собственной тяжести. Ансамбль включает в себя малые пирамиды цариц и заупокойные храмы, примыкавшие к пирамиде с восточной стороны. 

    Рядом с нижним заупокойным храмом нередко помещали сфинкса. 
    Сфинкс - лежащий лев с человеческим лицом. Он воплощал сверхчеловеческую сущность фараона. 
    У нижнего заупокойного храма Хефрена помещён Большой Сфинкс. Считается, что он имеет портретное изображение фараона. Высечен из монолитной известковой скалы. У статуи отсутствует нос, повреждение шириной в один метр. 
    Великая пирамида Хеопса. Вторая четверть 26 в. до н.э. Одно из «семи чудес света». Построена на массивном природном скальном возвышении, кот. находится в самой середине основания пирамиды, его высота около 9 метров. Была сделана облицовка пирамиды, отчего она сияла на солнце.

    К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания — солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с позолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья.

    Скульптура как и все египетское искусство имела ритуальное значение. 
    В пирамидах, в специальном помещении обязательно помещали статую умершего на случай, если что-то случится с мумией.
    В эпоху Древнего царства сложились основные черты скульптуры:
    - симметрия и фронтальность в построении фигур
    - четкость и спокойствие поз.
    - геометризм и обобщенность формы.
    - обязательное сохранение портретных черт.
    Изображение фигуры целиком: 
    1. стоящей с выдвинутой вперёд левой ногой — поза движения в вечности.

    2. Сидящей на кубообразном троне.

    3. В позе «писца» со скрещенными ногами на земле.


    Хефрен. скульптура. - Симметрия и фронтальность в построении фигуры. 


    4. Искусство Древнего Египта: среднее царство и новое царство.

    Среднее царство 21 – 18 вв. до н.э.

    С 23 по 21 вв. в результате воин, упадка идеи о божественной власти фараона произошел распад страны. Это повлияло на развитие индивидуализма в искусстве. Индивидуализм проявился в том, что не только фараон и вельможная знать, но и простые люди стали заботиться о собственном бессмертии. Культ умерших очень упростился. Для обеспечения вечной жизни стало достаточно одной стелы — каменной плиты, на которой были написаны магические тексты.
    Фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, но размеры их значительно уменьшились. Материалом для строительства служил кирпич-сырец, поэтому в настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин.

    С новым этапом централизации власти в период Среднего царства вновь активизировалось строительство. Наряду с пирамидами появился новый тип погребальных сооружений - полускальный храм. Он сочетал в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу. 
    Заупокойный храм фараона Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри

    Скульптура

    Статуя фараона Аменемхета III. Черный гранит. На голове – убор фараонов: полосатый платок с выпуклым изображением священной змеи надо лбом. Царственно восседает на троне. Более индивидуален, чем предшествующие скульптуры (н-р, статуя Хефрена).
    Бюст Аменемхета III. Пристальный взгляд, энергичное выражение лица с широкими скулами выдают крутой нрав этого царя. 

    Новое царство Ок. 1600 г. – 11 в. до н.э.
    После раскола Среднего царства объединенный Египет восстал с новой силой в Новом царстве. Это период наивысшего расцвета, торжество египетской мощи. Царь мощного тогда государства Митанни свидетельствовал о том, что в державе фараона «золото все равно, что пыль».
    Строительство по-прежнему имеет целью утверждение божественного характера царской власти. Но вместо пирамид теперь возводятся храмы.
    Усыпальницы фараонов сооружаются в так называемой «Долине царей» - Дейр-эль-Бахри напротив Фив. 
    Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри
    Храм царицы Хатшепсут. Ок. 1500 г. до н.э.
    Все части храма расположены по горизонтальной оси. Три террасы возвышаются одна над другой. Чередующиеся горизонтали олицетворяют бесконечность или вечность. На террасах помещались водоемы, густо обсаженные деревьями. Залы храма высечены в скале.
    Дейр-эль-Бахри. Храм Хатшепсут. 
    Залы храма были украшены великолепной живописью и скульптурами с изображением экспедиций в дальние страны. Как и сами храмы все перед ними дышало торжественностью и величием: аллеи сфинксов, гигантские изваяния фараонов – колоссы. 
    Гигантомания отличает многие памятники эпохи Нового царства.
    Скальный храм Рамзеса II в Абу-Симбеле. одному из самых могущественных фараонов Нов.царства.
    Храм Рамзеса. Статуи фараона у входа в храм поражают своими размерами – 20 м в высоту. Храм посвящен фараону и трём богам: Амону, Ра, и Птаху.

    6. Искусство Древней Греции: искусство крито-микенской или эгейской цивилизации.

    Искусство этого периода характеризует высокое мастерство художников и зодчих Крита. Ансамбли дворцов, росписи стен, керамика впечатляют свободной живописностью, фантазией, высоким художественным уровнем исполнения.

    Кносский Дворец представлял собой уникальный памятник художественной культуры Крита. Он занимал площадь 16 тыс. м2. Его росписи, архитектура, керамика являются образцом искусства; напоминающего египетское, но более непринужденное, с плавными линиями, красивыми силуэтами и красочными рисунками. При всей своей величественности он не подавляет человека, а выступает соразмерным ему. Фрески дворца свидетельствуют о том, что главный герой критского искусства — человек, его впечатления от окружающей жизни, которые были положены в основу изображения пейзажа и животных.

    Зная лишь пять красок — белую, красную, голубую, желтую и черную, владея лишь «цветным силуэтом», живописцы Крита сумели создать яркие эмоциональные образы.

    По сравнению с искусством Египта и Месопотамии искусство Крита раскрывает совершенно новый мир, полный гармонии. Обожествление природы и красоты, радость бытия, ликующее восприятие мира отражены в искусстве Крита, считающемся самым изящным и абсолютно законченным в своем мастерстве из всех, до и после него возникших.

    Изменчивость и Движение как основы художественного образа, быстрая смена видений, стремление запечатлеть мгновенность — вот то новое, что дало миру искусство Крита.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта