Главная страница

этика_шпоры1714184182[2]. 17. пед деонтология, осн критерии и принципы


Скачать 70.71 Kb.
Название17. пед деонтология, осн критерии и принципы
Дата02.05.2019
Размер70.71 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаэтика_шпоры1714184182[2].docx
ТипДокументы
#75894
страница1 из 4
  1   2   3   4

.

17. пед. деонтология, осн.критерии и принципы. Термин «деонтология» введен в научный лексикон в XVIII в. английским философом-утилитаристом И. Бентамом. Первоначально термин имел узкий смысл, обозначая долг верующего человека перед Богом и религиозной общиной. В настоящее время деонтология трактуется как учение о долге и должном поведении отдельной личности или группы людей в любой сфере жизни. Термин «деонтология» широко используется и в профессиональной этике для обозначения теории о долге и должном поведении специалиста в рамках его профессии. Таким образом, педагогическая деонтология – это учение о долге и должном поведении педагога в различных сферах его профессиональной деятельности. Выражает отношение специалиста к своему делу. Необходимость педагогической деонтологии обусловлена следующими причинами: 1) от деятельности педагога во многом зависит благополучие учащегося, а опосредованно – всего общества, что требует неукоснительного и качественного выполнения им всех профессиональных обязанностей; 2) не все обязанности, возлагаемые на педагога, могут быть для него привлекательными и желательными (не устраивает общение с определенными учащимися, оплата труда, общение с коллегами и др.). Педагогическая деонтология акцентирует свое внимание: во-первых, на содержании профессионального долга педагогов; во-вторых, на механизме, обеспечивающем реализацию требований педагогической этики. 19. Ситуации морального выбора в дея-ти педагога. Злоупотребление. Моральный выбор – это духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений, действий. В широком смысле – это выбор самой системы ценностей, которые формируют весь жизненный замысел человека, определяют линию его поведения. Рассмотрим основные виды ситуаций нравственного выбора. 1. Выбор между нравственным и безнравственным поведением, который в обычной ситуации человек всегда совершает в пользу нравственности. Каковы потенциальные злоупотребления педагогов? Вот некоторые из них: -неуместных отношений с учащимися (сексуальных, делового партнерство, дружеские «после школы», совместное распитие спиртных напитков и т.д.); - нарушение четко сформулированных школьных правил и методик преподавания; - невыполнение обязанностей (хаос на уроках, неправильное отношение к профессии учителя, и т.д.);- навязывание учащимся личных мнений, не связанных с темой урока или поощрения таких, которые не представляют собой общепринятых; - предвзятость, пристрастия, а также отсутствие справедливости; -унижение учащихся; - нарушение конфиденциальности, вторжение в личную жизнь; - вовлечение учащихся в неэтичное поведение; - принятие подарков и знаков внимания, услуга за услугу; -обман учащихся и их родителей. 2. Выбор между разными видами нравственного поведения: а) выбор между долгом и склонностями традиционно толковался этикой в пользу долга, ибо склонности обычно ведут жизнь человека «под уклон»; б) выбор между своими интересами и чужими интересами в классической этике трактовался как выбор между безнравственным эгоизмом и нравственным альтруизмом. в) выбор между личными убеждениями и общественным мнением более проблематичен. г) выбор между различными видами обязанностей личности. Таким образом, педагогическая работа как профессиональная деятельность сопровождается столкновением интересов и возникновением на этой почве характерных проблем и противоречий. 21. Диллемы. дилеммой называется положение, при котором выбор одной из двух противоположных возможностей одинаково затруднителен. Моральные дилеммы в педагогической работе возникают в связи с тем, что ее субъекты имеют различные, но равновесные интересы, требования и ценности. Выделим некоторые дилеммы, с которыми сталкивается педагог. 1) Патернализм и самоопределение ребенка. Говоря простым языком, патернализм – это вмешательство в желания другого человека (ребенка) или ограничение его свободы (для его же блага). 2) Конфиденциальность и интересы общества. Все педагоги знают и должны следовать положению о конфиденциальности, то есть о праве на сохранение и неразглашение сведений о другом человеке, полученных приватно. 3) Необходимость говорить правду и интересы ребенка. Некоторые педагоги считают возможным, а в некоторых ситуациях даже необходимым скрывать правду от родителей ребенка или искажать ее. 4) Обязательство придерживаться законов и защита ребенка. 5) Коллегиальность и «доносительство». В случаях, когда кто-то из педагогов нарушает закон или правила организации, складывается очень сложная ситуация для их коллег, которые знают об этих нарушениях. Дружеские чувства, профессиональная от-ветственность и возможность испортить свою репутацию могут раз¬норечивым образом повлиять на решения коллег. 6) Личные и профессиональные ценности. пути разрешения: Шаг 1. Распознать и пояснить дилемму. Шаг 2. Получить все возможные факты. Шаг 3. Перечислить все ваши варианты выбора. Шаг 4. Проверить каждый вариант, задавая три вопро¬са: «Это законно?», «Это правильно?», «Это полезно?». Шаг 5. Принятие решения. Шаг 6. Дважды проверить решение, задавая два вопроса: «Как я себя буду чувствовать, если моя семья узнает о моем решении?», «Как я себя буду чувствовать, если о моем решении сообщат в местной печати?». Шаг 7. Предпринять действие. 24. этические требования к профессионально-значимым качествам педагога. Моральные качества – это понятие морального сознания, с помощью которого характеризуются с моральной точки зрения черты характера и поведения людей, причем имеются в виду устойчивые характеристики. 1группаинтеллектуальные качества: гибкость ума, сообразительность, рассудительность, критичность ума, адекватность оценки, хорошая обучаемость. 2 группа – моральные качества, а) качества, направленные на достижение блага – доброта, добропорядочность, благородство, добросердечность, добросовестность. б) качества, в которых проявляется отношение к долгу – обязательность, ответственность, точность, исполнительность. в) качества совести – честность, совестливость, искренность, чистоплотность. 3 группа – коммуникативные качества,: коммуника-сть, открытость и доверительность, визуальность, красноречивость, этикетность. 4 группа – перцептивные качества: наблюдательность, интуиция, воображение, рефлексия. 5 группа – эмоционально-волевые качества, которые характеризуют переживания педагога и способность управлять своими эмоциями: эмпатия, эмоци-ая стрессоустойчивость), сила воли (выдержка, умение держать под контролем свои чувства и действия, способность преодолевать себя – свою лень и др.), оптимизм (вера в благоприятный исход дела). 6 группа – организаторские качества, активность, энергичность, инициативность, уверенность, целеуст-сть, работ-сть, самост-ость, предп-ость, рискованность. Таким образом, самые главные профессионально-значимые личностные качества учителя есть, прежде всего, его общечеловеческие качества. Основная задача педагогического образования – оказание помощи будущему учителю в том, чтобы раскрыть его положительный личностный потенциал. Однако существуют такие личностные качества, которые изначально выступают антипараметрами профессиональной деятельности. К профессионально недопустимым качествам педагога следует отнести: равнодушие, грубость, раздражительность, несдержанность, конфликтогенность, безответственность, непорядочность, агрессивность, жестокость, злость, высокомерие, цинизм. 25.Профес.какнравств.качествопед.профес. - это св-во личн. Пед., отражающее уникальную для каждого пед. содержательное наполнение входящих в состав пед. дея-сти компонентов профес.-пед. компетентности, нравственности, инициативы и пед. мастерства. Пед. мастерство – это искусство обучения и вос-ния, доступное каждому преподавателю и мастеру производственного обучения, но треб.постоянного совершенствования. Это профес. умение направлять все виды уч.-восп. работы на всестороннее разв. учащегося, включая его мировоззрение и способности. Мастер – это человек, особенно сведущий или искусный в своем деле. Педагог-мастер – это специалист высокой культуры, мастер своего дела, он в совершенстве владеет преподаваемой дисциплиной, методикой обучения и вос-ния, обладает психол. знаниями, а также знаниями в различных отраслях науки и искусства. Пед. мастерство проявляется в дея-сти, но к ней не сводится. Оно хар-тся высоким уровнем развития специальных умений, но и это не главное. Главное в позиции пед., способности виртуозно управлять дея-тью своих учеников. Сущность пед. мастерства заключается в качествах личности самого педагога, который осуществляя эту работу, обеспечивает ее успешность. 26. структура проф-нрав. Сознания педагога. Моральное сознание педагога представляет собой отражение его бытия в профессии, которое выражается в идеях о должном поведении. Выделяются два базовых уровня морального сознания педагога – рациональный и чувственно-волевой. 1. Рациональный компонент морального сознания педагога. Данный компонент основывается на способности специалиста к логическому анализу и моральным суждениям. Формой выражения морального сознания на данном уровне являются знания (представления) специалиста о должном профессиональном поведении. Педагог должен: а) знать основные нормы и принципы поведения, принятые в профессиональном сообществе, зафиксированные либо в Уставе, либо в Этическом кодексе; б) знать и уметь оперировать основными категориями профессиональной морали. К основным категориям морального сознания педагога относятся свобода, добро, справедливость, достоинство, честь, авторитет, дружба, товарищество, любовь. 1). Свобода – это возможность педагога действовать в отсутствии жесткого внешнего давления и ограничений со стороны иррационального авторитета. Формой проявления моральной свободы педагога является выбор, который самостоятельно делается человеком. Свободный выбор обеспечивается разумом и волей. Свобода имеет два аспекта: а) негативный («свобода от») – предполагает освобождение от внешней зависимости и б) позитивный («свобода для») – предполагает осознание того, зачем тебе моральная свобода, для чего ты будешь её использовать. 2) Добро - это понятие, которое выражает положительное значение явлений в их соотнесенности с идеалом. Практически добро проявляется как доброжелательность, добродетельность и милосердие. 3) Справедливость – это понятие, которое подразумевает существование и использование в повседневной практике условного эквивалента, позволяющего осуществлять адекватное распределение блага между разными людьми. Бывает уравнивающая и распределяющая справедливость. 4) Достоинство – понятие для обозначения нравственной самоценности личности, ее значимости, самоуважения. Чувство собственного достоинства предполагает не сравнение своих достижений с достижениями других людей, а сравнение себя с идеальным представлением о моральном человеке. 5) Честь – понятие для обозначения внешнего, общественного признания поступков чело¬века, его заслуг, проявляющееся в почитании, славе. 6) Авторитет – это неформальное (без принуждения) влияние педагога, основанное на знаниях, умениях, опыте и нравственных достоинствах. Авторитет может быть: а) формальным – как авторитет профессии и должности; б) неформальным – как показатель моральной значимости и степени влияния педагога на ребенка и его окружение. 7) Такт – это понятие, которое отражает умение педагога предвидеть все последствия своих действий и их субъективное восприятие другими людьми – учениками и коллегами. 8) Дружба, товарищество, любовь – это категории, которые отражают ценности межличностного общения. Дружба – это межличностные отношения взаимопонимания, доверия и поддержки, которые носят индивидуальный, избирательный характер; основана на взаимной привязанности и общности интересов и убеждений. 2. Иррациональный (чувственно-эмоциональный) компонент морального сознания педагога. Данный компонент представляет собой психическую реакцию специалиста на человека, события, отношения. Включает в себя эмоции, чувства, аффекты, волю и др. как психологические феномены. Эмоции педагога – это особый класс субъективных психологических состояний (печаль, радость, тревога, негодование, восторг и др.), отражающих в форме переживаний приятного и неприятного процесс и результаты профессиональной деятельности. К эмоциям педагога, придающим ценность его деятельности, относятся: альтруистические (желание блага другому человеку, которое ведет к сочувствию, поддержке), - эстетические (чувство меры, душевная мягкость, чувство возвышенного), гедонистические (удовольствие, наслаждение жизнью), - гностические (приятное волнение в процессе открытия истины, расширения имеющейся информации), - праксические (увлеченность работой, приятное ощущение от качественной работы), - коммуникативные (ощущения благодарности, симпатии, признательности в процессе общения). Моральные чувства – это высшие эмоциональные переживания (сострадание, стыд, надежда, уважение, радость, оптимизм, благодарность и др.) Аффекты – это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека. Наиболее распространенный вид аффектов – стресс. Воля как элемент морального сознания педагога определяет направленность активности личности специалиста, проявляясь в стойкости, решительности, в готовности на активные действия. К этому уровню следует отнести и такие проявления бессознательного, как вера, интуиция, привычки. 31. Служебная этика как элемент проф.пед-кой этики. Предлагаем вашему вниманию 8 правил служебного этикета. Правило 1. Научитесь управлять своим поведением в любых условиях. Будьте приветливы и вежливы. Улыбайтесь людям. Стремитесь поддерживать хорошее настроение и у себя, и у окружающих. Правило 2. Придя на работу, приветствуйте своих коллег. Дайте им понять, что вы рады начать с ними новый рабочий день, что они могут рассчитывать на вашу помощь и поддержку. Правило 3. Обращение к сослуживцам на «вы» — необходимый инструмент поддержания нормальных служебных отношений и трудовой дисциплины, Правило 4. Проявляйте максимум доброжелательности к участникам совещаний. Научитесь терпеливо слушать других, не допускайте в их адрес реплик, отвергайте высказанные предложения только потому, что вы с ними не согласны, дайте высказаться другим. Правило 5. В любых ситуациях сохраняйте самообладание, будьте вежливы, отдавая поручения; помните, что люди лучше воспринимают поручения в форме просьбы, чем приказа. Правило 6. Будьте внимательны к своим сослуживцам, замечайте каждый их успех в работе и поощряйте за это. Простое «спасибо», высказанное вовремя, может оказаться не менее эффективным, чем денежная премия; если возникла необходимость наказать кого-то за служебные упущения, будьте справедливы и тактичны. Правило 7. Не злоупотребляйте критикой, не унижайте достоинства людей, не допускайте перерастания критики в элементарную ссору. Будьте самокритичны — это только укрепит ваш авторитет. Правило 8. Моральный долг коллектива состоит в том, чтобы оберегать душевный комфорт каждого своего члена. Поэтому проявляйте дружеское внимание и участие к личным нуждам и потребностям коллег по работе. 34. Морально-этичнские аспекты. Морально-этические аспекты деятельности руководителя. Лидерство, авторитет, стиль управления руководителя в значительной мере определяют характер «вертикальных» отношений в коллективе. Но сущность их в наибольшей степени проявляется в процессе реализации руководителем своих функций, в частности: в распределении обязанностей в коллективе, в обеспечении необходимых условий для продуктивной деятельности подчиненных и в осуществлении контроля за принятием управленческих решений. Именно здесь явственно проявляются морально-этические аспекты деятельности руководителя. Распределение «ролей» и обязанностей. Для обеспечения высокой работоспособности и оптимального морально-психологического климата в коллективе большое значение имеет правильное распределение обязанностей и поручений. Руководитель должен знать, как классифицируются эти «роли», и соответственно определять сферу деятельности учителя, давать ему те или иные поручения и спрашивать с него. В коллективах, в том числе педагогических, условно выделяются следующие «роли»:- «генераторы идей» — педагоги, обладающие нестандартным мышлением, способные к творчеству, предрасположенные к поиску и созданию нового; «новаторы», как правило, люди беспокойные и беспокоящие других и поэтому часто бывают «не в чести» у начальства;- «исполнители» - педагоги, обладающие репродуктивным складом ума и исполнительскими наклонностями, добросовестные;- «эксперты» — люди, предрасположенные к прогнозированию и предвидению, способные заранее просчитать и увидеть, как будет «работать» предлагаемая идея, какие последствия повлечет за собой та пли! иная методика;- «критики» — люди с особым, критичным складом ума, подмечающие все недостатки и «узкие» места; обычно вызывают неприязнь окружающих и руководства («критиковать легче всего»);- «шут гороховый» — легкий, необидчивый, контактный человека способный поднять настроение в коллективе или разрядить тяжелую конфликтную обстановку. Создание условий для положительной мотивации к труду. Американский специалист по социологии труда Ф. Харцберг считает, что в любой сфере деятельности необходимо соблюдать как минимум 15 критериев, которые создают условия для мотивирующей организации труда. 1. Любые действия должны быть осмысленными. В первую очередь это относится к тому, кто требует действий от других. 2. Человек испытывает радость от работы, если видит, что его действия приносят конкретную пользу. 3. Каждый на своем рабочем месте стремится проявить свои способности и показать свою значимость, принимая участие в решении вопросов, в которых он компетентен. 4. Человек стремится выразить себя в труде, в его результатах, что-то сделать, особенно если это «что-то» получает имя своего создателя, например, методика Шаталина, правило Успенского и т. д. 5. Каждый сотрудник имеет собственную точку зрения на то, как лучше организовать работу, и рассчитывает, что его предложения будут рассмотрены. 6. Людям нравится ощущать свою значимость и т.д. Считается, что внедрение и соблюдение этих «критериев Харцберга» действительно повышают эффективность труда сотрудников в любой сфере деятельности и поэтому не только обязательно должны учитываться руководителем, но и быть для него «руководством к действию». Контроль и оценка педагогического труда. Цель контроля — стимулирование активности сотрудников: ведь в их интересах, чтобы результаты их работы были отмечены. Наличие контроля подчеркивает значимость контролируемой деятельности. Отсутствие же контроля и интереса со стороны руководства демонстрирует невысокую оценку значимости работы, выполняемой подчиненными. Контроль как управленческую функцию можно разделить на два вида. Во-первых, контроль за процессом и полученными результатами деятельности в целом; во-вторых, периодический контроль за деятельностью и профессиональным ростом каждого сотрудника. При контроле за деятельностью подчиненных часто допускаются ошибки. Наиболее типичные из них следующие: - «тотальный» контроль — постоянный контроль всего и вся — характерен для руководителей авторитарного типа, которые считают, что все, что не прошло через их руки и не было ими «критически» проверено, чревато ошибками; - контроль как проявление общего недоверия — по форме близок первому виду, однако проявляемая руководителем подозрительность, как правило; - контроль «по случаю» - связан исключительно с некоторыми инцидентами, в то время как контроль должен упреждать ошибки в работе, а не становиться их следствием; - скрытый контроль - тайное соглядатайство, некорректное с этической точки зрения и унизительное для любого руководителя; - поверхностный контроль — например контроль за присутствием сотрудника на рабочем месте вместо контроля за результатом его работы; - отсутствие информирования сотрудников о результатах контроля — делает негативные результаты контроля бесплодными, поскольку они не становятся предметом обсуждения и поэтому не дают возможности сотрудникам сделать правильные выводы; - поиск «козла отпущения» — косвенное признание руководителя в том, что он не справился с контролем за процессом и теперь ищет ответственного за результат. 43.Аксиологическое«Я»педагог. Аксиологическое «Я» учителя как система ценностных ориентации опирается на социально-педагогические и профессионально-групповые ценности, которые служат основанием формирования его индивидуально-личностной ценностной системы. Данная система включает: 1.ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (признание окружением, престижность и др.); 2.ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, родителями, обмен опытом и др.); 3.ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (развитие профессионально-творческих способностей, самосовершенствование и др.);4. ценности, позволяющие осуществлять самореализацию (оказание помощи и поддержки детям, реализация собственных идей и др.); 5. ценности, дающие возможности удовлетворять прагматические потребности (оплата труда, отпуск, служебный рост и др. В представленной системе ценностей в зависимости от содержания можно выделить ценности-цели, ценности-средства, ценности-отношения ценности-качества, ценности-знания). 45. соотношение. Ценность – это:1) значимые для человека материальные и духовные объекты (объективный компонент отношения); 2) устойчивые, обобщенные представления о чем-то как о благе, отвечающем потребностям, интересам человека, группы, общества (субъективный компонент отношения). Ценность – это то, что не безразлично для человека, что ему дорого. Однако поскольку потребности людей различаются, «вес» ценностей неодинаков у разных людей. Выделяют общечеловеческие и специфически-профессиональные.Общеч-е(- свобода;- человеческое достоинство;- равенство и недискриминация;- справедливость;- ответственность;- терпимость;- ненасилие и стремление к миру;- экологичность. Они пораждают специфически-профе-ные. Принципы – это наиболее общие содержательные требования, предъявляемые к поведению специалиста в целом. Они определяют основную линию жизнедеятельности специалиста. Выделяют: принцип любви, принцип доверия к ученику, принцип ненасилия, принцип компетентности, принцип порядочности. Норма поведения – это наиболее простая форма требования, предъявляемого к педагогу. Она является выражением той или иной ценности в системе четких предписаний и запретов. Иначе говоря, это своеобразные стандарты (правила) поведения, общеобязательные для представителей данной профессиональной группы. Выделяют общие и частные норы. Общие (не лги, поставь себя на место другого), частные – 6 групп норм: нормы определяющие облик педагога, нормы по отношения к ученику, коллегам, администрации, родителям. Обществу. 51.Общ. как нравст.цен-ть. нравственный смысл процесса общения с его ценностнориентирами,к-е определ его основные содержател-е характеристики. В п.э. общение неотделимо от таких мор.цен-й – мораль,справедливость, равенство. Равенство общения = равенство достоинства. Этика общения – это система норм, принципов и правил общения, а также технология их выпонения. Э.о. преполсоблюд след условий: 1.равенство,независимолсть, парнерство; 2. признание партнерами уникальности; 3. различие и ориганальность точек зрения. Принятие их; 4.ориентация каждого н понимание; 5.взаимодополняемость позиций участников; 6.способность воспринимать другого как личность такого же уровня, как я сам. 48. Нравственные основы пед.контроля. Педагогический контроль – это функция управления воспитательным процессом, осуществляемая с целью получения достоверной информации о ходе и результатах проводимой воспитательной деятельности, проверки соответствия достигнутых параметров запланированным, поддержки положительных и коррекции отрицательных явлений в практике воспитательной работы с учащимися. Виды педагогического контроля.1. Поэтапный - оценивать состояние спортивно-технической и тактической подготовки занимающихся на конкретном этапе.2. Текущий - определять повседневные изменения в подготовке занимающихся.3. Оперативный - экспресс-оценка того состояния, в котором находится занимающийся в данный момент. 41 Аксиологическая модель педагогической этики. Анализ исторического пути становления и развития педагогической этики свидетельствует о том, что в ней оказались зафиксированными требова¬ния, которые выражают сущность этико-аксиологического аспекта педагогической деятельности. Учитель должен:быть носителем глубоких и всесторонних знаний. «Че¬ловек, взявший на себя труд обучать других, не имея для этого глубоких знаний, поступает безнравственно» (Гельвеций);систематически обновлять и пополнять свои знания. «Учитель учит до тех пор, пока учится сам. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель» (К. Д. Ушинский); любить свою профессию, понимать, что она «настоль¬ко превосходная, как никакая другая под солнцем» (Я.А. Коменский);знать психологию детей, интересоваться их внутренним миром, изучать их индивидуальные способности. «Еслипедагогика хочет воспитывать человека во всех отноше¬ниях, то она должна прежде узнать его тоже во всех от¬ношениях» (К. Д. Ушинский); быть гуманистом, любить детей, понимать их. «Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце» (В.А. Сухомлинский); быть принципиальным, требовательным, но справедли-вым и великодушным (А.С. Макаренко); быть непререкаемым авторитетом для воспитуемых, помнить, что «действительный авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребенка, на вашей помощи и на вашей ответственности за его воспитание» (А.С. Макаренко);быть коллективистом, помнить, что «сила воспитательного процесса… в единстве действия учителей школы, и нет ничего опаснее индивидуализма в педагогическом коллективе» (А.С. Макаренко);быть активным просветителем и распространителем знаний, «сеять разумное, доброе, вечное» (Н.А. Добролюбов);
  1   2   3   4


написать администратору сайта