Главная страница

ИЭУ на 30. 1)Экономические воззрения средневековья (феодального общества), судя по дошедшим до нас литературным источникам, носят ярко выраженный богословский характер


Скачать 18.74 Kb.
Название1)Экономические воззрения средневековья (феодального общества), судя по дошедшим до нас литературным источникам, носят ярко выраженный богословский характер
Дата15.11.2022
Размер18.74 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИЭУ на 30.docx
ТипДокументы
#790223

ИЭУ на 30:

1)Экономические воззрения средневековья (феодального обще­ства), судя по дошедшим до нас литературным источникам, но­сят ярко выраженный богословский характер. Научное наследие духовных идеологов этой эпохи, в том числе в области хозяйствен­ной политики, переполняют схоластика, софистические рассуж­дения, религиозно-этические нормы, посредством которых ими оправдывается сословный характер и иерархическая структура об­щества, рост концентрации политической власти и экономичес­кого могущества у светских и церковных феодалов. Их доктринам присущи также двусмысленное толкование необходимости расши­рения масштабов товарности экономики, осуждение либо неяв­ное одобрение ростовщичества и другие признаки неприятия в хозяйстве основополагающих принципов рыночных отношений.
В концепции Ибн-Хальдуна («социальная физика») не отверга­ются богоугодность торговли и провозглашаемое исламом в Кора­не возвышенное отношение к труду, порицание скупости, жад­ности и расточительства, а также то, что «Аллах дал преимуще­ство одних людей перед другими». Ее основным достижением яв­ляется дифференцированная характеристика эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации». Последняя, на его взгляд, к традиционным хозяйственным занятиям людей в земледелии и ско­товодстве прибавила такие прогрессивные сферы экономической деятельности, как ремесло и торговля. Успешное развитие всех отраслей экономики, полагает мыслитель, позволит многократно приумножить богатство народа, сделать роскошь достоянием каж­дого человека. Однако переход к цивилизации с ее возможностя­ми для избыточного производства материальных благ, предупреж­дает ученый, не означает, что наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и отпадет необходимость в «предводи­тельстве» над подданными и в разделении общества на сословия («слои») по имущественному признаку.
2)методологической базой, на которую опирались ранние канонисты, были прежде всего авторитарность доказа­тельств (посредством ссылок на тексты священного писания и труды церковных теоретиков) и морально-этическая характерис­тика экономических категорий (включая положение о «справедли­вой цене"). К этим принципам поздние канонисты прибавили еще принцип двойственности оценок, позволяющий посредством ком­ментариев, уточнений и оговорок первоначальную трактовку кон­кретного хозяйственного явления или экономической категории преподнести в ином или даже противоположном смысле.
Тоталитарные идеологии первой половины XX века не были связаны с религиозными идеями, хотя в историческом плане им предшествовал именно религиозный фанатизм. Многие черты тоталитаризма проявлялись во Флоренции времен правления монаха Савонаролы (1494—1497), пытавшегося внедрить добродетель принудительными мерами. В годы правления Ж. Кальвина в Женеве (1541—1564) государственному регулированию подвергались нравы, верования, развлечения граждан, которым строго предписывалось, какое в каких случаях у них должно быть выражение лица.
3)Идеи Августина соответствуют взглядам раннего феодализма. Главные труды Блаженного Августина – «О граде Божием» и «Исповедь».
Экономические воззрения Августина:
а) вид труда (умственный или физический) не должен влиять на положение человека в обществе, так как эти виды труда равноценны;
б) нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами;
в) «справедливая цена» есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство.

Ключевые догмы Фомы Аквинского:
· деньги не могут порождать деньги;
· необходимо сословное деление общества;
· богатство подразделяется на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро);
· признание необходимости частной собственности.
«Справедливой ценой» Фома Аквинский считал:
- цену, которая сообразна издержкам;
- цену, которая обеспечивает блага людям соразмерно их сословию

Ранний канонизм (Августин Блаженный)

Поздний канонизм (Аквинат)

 

Разделение труда

 




Умственный и физический труд равноценны и не должны влиять на положение человека в обществе

Деление людей по профессиям и сословиям обусловлена божественным проведением и склонностями людей

 

Богатство

 




Труд людей создает богатство, в виде материальных благ включая золото и серебро. Нетрудовое накопление богатства является грехом.

Золото и серебро - источник приумножения частной собственности и умеренного богатства

 

Обмен

 




Обмен осуществляется по принципу пропорциональности и является актом свободного волеизъявления людей

Субъективный процесс, не всегда обеспечивающий равенство извлекаемой пользы, насколько в результате этого акта выходит, что вещь поступает на пользу одному, и в ущерб другому

 

Справедливая цена

 




Ценность товара устанавливается в соответствии с трудовыми и материальными затратами в процессе его производства по принципу справедливой цены.

Процесс установления справедливой цены считается неточным, т.к. он может не доставить продавцу соответствующего его положению в обществе количество денег и нанести ущерб.

 

Деньги

 




Деньги являются искусственным изобретением человека и необходимым для облегчения и ускорения меновых операций на рынке, благодаря внутренней ценности монет.

Ценность денег на внутреннем рынке должна устанавливать не по весу содержащегося в них металла, а по усмотрению государства.

 

Отношение к торговой прибыли и ростовщическому капиталу

 




Торговая прибыль и ростовщический процент, извлекаемый из ссудных и торговых операций превращаются в самоцель и потому должны расцениваться как не богоугодные и грешные явления.

Крупные доходы купцов и ростовщиков лишь тогда допустимы, когда они извлекаются трудом, связаны с транспортными прочими издержками, а также с риском, имеющим место в благоп





написать администратору сайта