Главная страница
Навигация по странице:

  • Алаш

  • тюркских

  • Основой

  • Толера́нтность

  • Толерантность

  • Характерной

  • индивидов

  • кость"

  • Руническая

  • Ответы на жкзамен по истории. ответы на билеты по истории. 1Географические аспекты Центральная Азия обширный, не имеющий выхода к океану регион Азии. Она охватывает территорию пяти стран Казахстана, Кыргызской Республики, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана


    Скачать 56.94 Kb.
    Название1Географические аспекты Центральная Азия обширный, не имеющий выхода к океану регион Азии. Она охватывает территорию пяти стран Казахстана, Кыргызской Республики, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана
    АнкорОтветы на жкзамен по истории
    Дата06.06.2022
    Размер56.94 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаответы на билеты по истории.docx
    ТипДокументы
    #573314
    страница1 из 3
      1   2   3

    Ответы:

    Билет 1

    1Географические аспекты :Центра́льная Азия — обширный, не имеющий выхода к океану регион Азии. Она охватывает территорию пяти стран: Казахстана, Кыргызской Республики, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.Климат региона резко континентальный, в основном аридный и полуаридный.

    Исторические аспекты :На данную територию имели большое влияние степнве кочевики . Тем не менее, первые протогорода появились в Центральной Азии более 4000 лет назад. С II века до н. э. до XVI века здесь проходили важные трассы Великого шёлкового пути, происходила международная торговля и культурный обмен между цивилизациями Европы и Востока

    2Материальная культура казахского народа связана со скотоводством и земледелием, производством предметов быта, орудий труда, конской упряжи и прикладным искусством.

    3. казахский государственный, политический и общественный деятель, преподаватель, журналист и этнограф. Основатель и один из лидеров партии «Алаш». Считается[кем?] первым премьер-министром Казахстана: председатель правительства Алашской автономии (казахского национал-территориального образования) с 1917 по 1920 годы

    Билет 2

    1 Центральная Азия всегда представляла собой достаточно целостное и своеобразное культурно-историческое пространство, сформировавшееся благодаря общности исторических судеб населяющих его народов, географических условий и действия общих культурных закономерностей. Причем особую роль в этом феномене играло не только единство этнокультурных процессов, но и отсутствие внутренних границ, обусловливающих постоянные широкомасштабные контакты внутри региона. Центральная Азия была своеобразным «местом встречи» мировых религий: христианства, ислама и буддизма, взаимовлияния культур тюрко-монгольских, индоевропейских, угро — финских, сино — тибетских народов. В конечном счете это определило особый менталитет, культурные стереотипы и традиции этносов, а также полиэтничность и многоконфессиональность данного региона. Этнокультурные процессы играли чрезвычайно важную роль в общеконтинентальных процессах этногенеза, в формировании языков многих древних, средневековых и современных народов Евразии. Таким образом, будучи этноконтактной зоной, Центральная Азия во многом определяла судьбы народов всего Евразийского континента. Общность исторических судеб, сложившаяся в течение трех четырех тысячелетий, прослеживается в многочисленных письменных источниках, засвидетельствована в известных исторических фактах, подтверждена археологическими открытиями. Это общность является очевидной константой всего исторического времени нашего региона. Образно говоря, именно тысячелетние корни истории питают сегодня идею евразийства и способствуют интеграционным процессам на современном постсоветском пространстве Центральной Азии.

    2традиционное мировоззрение казахов имеет 25-вековую историю (Г. Есим, М. Орынбеков, С. Акатай и др.), которая, начиная от простого мышления, плавно переходила к первоначальным мировоззренческим ориентирам, а потом, от философских размышлений о религии к проблемам нравственности и национального согласия

    3Байтурсынов Ахмет. (1872 г., аул Сарытубек Джангельдинского района Костанайской области - 1937 г.) - великий сын казахского народа, духовный лидер нации, выдающийся просветитель, ученый-тюрколог, лингвист, реформатор орфографии казахского языка, создатель первых казахских учебников, поэт, публицист, основатель первой общенациональной газеты «Казах», видный общественный и политический деятель.

    Билет 3

    1. Всего можно выделить 9 основных культурных очагов этой цивилизации: Маргуш, Бактрия, Хорезм, согд, фельдано, шаш, сырдарьинский оазис, Семиречье и Восточный Туркестан. 4. Маргуш• Маргуш – очаг, существовавший в эпоху бронзы, на юге Центральной Азии, в экологической нише Мургабского оазиса, расположенного среди песков.

    2. Архитектура достигла своего расцвета в X-XII веках в период существования государства Караханидов.

    Монгольское нашествие в XIII в. Нанесло значительный ущерб развитию архитектуры.

    Со 2-ой половины XIII – начала XIV веков начала возрождаться оседлая городская культура, стали вновь возводиться архитектурные сооружения (Дауитбека, Тектурмаса и др.).

    3. Миржакып Дулатов — крупный представитель казахской культуры и литературы начала XX в., поэт, писатель, общественный деятель.

    Его политическая деятельность началась с 1905 года. В Омске Дулатов встретился с А.Байтурсыновым и А.Бокейхановым. Был одним из авторов Каркаралинской петиции. Первый сборник стихов «Проснись, казах!» выпустил в Казани в 1909 г. Весь тираж книги был уничтожен, автор подвергся гонениям и был заключен в тюрьму

    Билет 4

    1 Великая Степь как географическое понятие
    Степь степей, Великая степь Евразийская степь (также евразийские степи) — обобщённое название природного региона, занимающего центральную часть континента Евразия. Преобладающий ландшафт — степи и лесостепи, местами пустыни и полупустыни. Тянется с запада на восток, достигая в ширину около 1 000 км, в длину свыше 6 000. С севера на юг её пересекают полноводные реки — Днепр, Дон, Волга, Урал и другие.

    2.Культурное наследие казахского народа и есть воспитание будущего поколения. Устное народное творчество: сказки и былины, пословицы и поговорки. В них сохранена многовековая мудрость народа, его мечты о лучшей жизни, его понятия о справедливости и долге. «Ер төстік», «Еділ — Жайық», «Кұламерген», «Аламан мен Жоламан» и др.

    3Абу Наср Аль-Фараби, известный на Западе как Альфарабиус (ок. 872 – между 14 декабря 950 и 12 января 951) - известный ранний исламский философ и юрист. он писал в области политической философии, метафизики, этики и логики.

    Билет 5

    1.В 4000-2000 годах до нашей эры Средняя Азия делилась на две области – северную и южную. Люди, проживающие на них, отличались друг от друга своими традициями и хозяйственным укладом.Люди, живущие в южной части Средней Азии в эпоху энеолита, уже пользовались металлическими орудиями (т.е. медными). Так как они были сравнительно хорошо технологически развиты, они вели оседлый образ жизни, занимаясь в основном земледелием и скотоводством. Их жилища строились из глины, и были такими же крепкими, как кирпичные дома.Те люди, что жили на севере, были менее развиты. Они жили в землянках и шалашах простой конструкции и не занимались земледелием. Вместо этого они были охотниками, рыболовами и собирателями. Эти люди также пользовались простейшими каменными орудиями.Однако 2000 лет до нашей эры эти два народа ассимилировались.Через некоторое время среднеазиатские люди научились делать металлические сплавы. Сплавляя медь с оловом, у них получился новый металл – бронза, который оказался более твердым и пригодным для изготовления инструмента. Так начался Бронзовый век.В бронзовом веке не только возросло качество орудий – теперь жилища и другие здания стали иметь более современную конструкцию, а качество их материалов значительно возросло. Улучшилась и обработка металла, а объекты (орудия, украшения, и т.д.), выполненные из них, обладали повышенным качеством и улучшенным внешним видом. Также стал использоваться гончарный круг, поэтому посуда была очень сильно похожа на современную.

    2. важнейшей чертой «культурной революции» стало активное приобщение советских людей к искусству. Широко распространялась художественная самодеятельность.Развитие советской культуры в 20 — 30-х годах имело противоречивый характер. С одной стороны, образование, наука, литература были взяты под строгий контроль и испытывали идеологическое давление. С другой стороны, советская культура достигла значительных успехов.

    3. Ю́суф Хасс Ха́джиб Баласагу́ни (встречается вариант Баласагунский) — (араб. يوسف خاص حاجب البلاساغوني‎‎) — тюркский средневековый поэт, философ, мыслитель и писатель. Жил в XI веке (точные годы жизни неизвестны, предположительно между 1017-1019 и 1075-1085 гг.) в государстве Караханидов (средневековое государство на территории Центральной Азии), в городе Кашгар, где и похоронен

    Билет 6

    1. Са́ки (др.-перс. Sakā, др.-греч. Σάκαι, лат. Sacae) — собирательное название группы ираноязычных кочевых и полукочевых племён I тыс. до н. э. — первых веков н. э. в античных источниках. Название восходит к скифскому слову saka — ‘олень’ (ср. осет. Sag 'олень'). И древними авторами, и современными исследователями саки, наряду с массагетами, считаются восточными ветвями скифских народов.

    2. Новые направления и новые программы Современного культурного развития

    • «Культурное наследие» 2004-2006, 2007-

    2009, 2009-2011 годы

    «Рухани жанжру» 12 апрель 2017 год

    • «Семь грани великой степи» 21 ноябрь

    2018 год

    Цели:

    • реализация национальных стратегических Проектов

    Реализация масштабных национальных Проектов

    3. Традиционная цивилизация — это цивилизация, основанная на воспроизведении культурного опыта и образа жизни предков

    Билет 7

    1.Кочевать – это не значит скитаться, пассивно следуя за табунами и стадами с одного пастбища на другое. Скотоводы соблюдали веками выработанную скотоводческую культуру, перекочевывая с известной летовки – жайляу, на свою зимовку – кыстау. Они тщательно выбирали время года и место, которое могло бы обеспечить имеющиеся стада травой и водой.

    2. Развитие ремесел.

    Гончары лепили керамическую посуду на круге, который вращался с помощью ног.В ходе археологических раскопок остатки гончарных мастерских были найдены в городах Отрар, Куйрыктобе, Талгар, Тараз и др. Дальнейшее развитие гончарного дела привело к изобретению и производству стекла. Найденная в Отраре, Таразе и Туркестане посуда из стекла относится к X веку. Стеклянная посуда изготавливалась путем выдувания. А некоторые виды стеклянной посуды делали путем отливки в форме. Снаружи посуду украшали разноцветными стеклянными напайками. Кроме посуды стеклодувы изготавливали и оконное стекло.

    3. Жеты Жаргы (каз. Жеті Жарғы) — свод законов обычного права казахов, принятый в Казахском ханстве при хане Тауке-хане.

    Жеты Жаргы включал в себя следующие основные разделы:

    Земельный Закон (каз. Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.

    Семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.

    Военный Закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.

    Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства.

    Уголовный Закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства.

    Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.

    Закон о вдовах (каз. Жесір дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего

    Билет 8

    1. В истории и развитии культуры народов Центральной Азии эпоха Тюркской культуры VI-XII вв. занимает особое место. В статье рассматривается развитие и роль тюркской культуры Центральной Азии в мировой культуре средневековья, а также ее вклад в процесс дальнейшего развития культуры и просвещения на протяжении последующих веков. Средняя Азия становится центром мусульманской культуры и учености тюркской эпохи. В свое время культура тюркской эпохи Средней Азии внесла огромный вклад в становление и развитие просветительства кыргызского народа.

    2. Великий Шелковый путь оказал большое влияние на развитие городов, построенных тюркоязычными племенами вдоль караванной дороги, на состав казахского народа. Торговые взаимоотношения, развитие экономических связей позволили вести взаимовыгодный диалог, обмениваться достижениями культуры и искусства, учиться друг у друга тонкостям ведения хозяйства

    3. Зар заман, Лихолетье (скорбные времена) — период ликвидации царским правительством ханской власти в XIX веке, после введения в 1867—1868 гг. «Положения об управлении казахами» и установления на его основе нового порядка

    Билет 9

    1. Они способствовало Великому переселению народов.

    Все началось с вторжения гуннов с Востока, из-за чего германским племенам пришлось спасаться, продвигаясь дальше на запад, где на тот момент находилась Римская империя. Последняя оказалась отодвинута или даже прорвана в нескольких местах.

    2. Влияние кочевников на Запад, Средний Восток и Китай было довольно многогранным. Оседлые народы получали от кочевников лошадей, луки, учились у них ведению конной войны, а также перенимали стили одежды, покупали у них разную экзотику. Взаимодействие кочевников и оседлых часто оказывалось затруднено, но не менее часто обе культуры взаимно обогащали друг друга

    3. Демокра́тия (др.-греч. Δημοκρατία «народовла́стие» от δῆμος «народ» + κράτος «власть») — политическая система, в основе которой лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии

    Билет 10

    1. Антропогене́з — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (лат. Homo sapiens), отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи

    Этногенез — концепция в советской и российской антропологии, опирающаяся на примордиалистские теории этноса. Теории этногенеза описывали процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов, в качестве начального этапа этнической истории. Согласно этой концепции, по завершении процесса может происходить включение в сложившийся этнос других ассимилируемых им групп, дробление и выделение новых этнических групп

    2.

    3. Автоно́мия — самостоятельность, способность или право субъекта действовать на основании установленных (сделанных, составленных им самим) принципов.

    Билет 11

    1 В развитии этногенетических процессов на территории Казахстана выделяются несколько этапов. По антропологическим данным, в процессе этнического развития устойчиво сохранялся на протяжении длительного времени европеоидный тип населения, подвергшийся со временем более или менее сильному (в разных зонах)изменению в сторону монголоидности. Не оставалась неизменной и языковая ситуация, ираноязычность древних племен постепенно уступала место тюркоязычности более поздних обитателей данной территории. Андроновским племенам индоиранцев, европеоидного облика, занимавшимся скотоводством и земледелием в эпоху бронзы, наследовали в период раннего железа родственные скифам кочевые скотоводческие племена саков в южных и восточных областях, савро-матов — в северных и западных. Решающий этап в этнических процессах в Казахстане и в целом в регионе степных территорий Евразии связан с массовым расселением тюрков в западном направлении с середины I тыс. н. э. Все более определенной, моноэтничной, а именно — тюркской, становилась этнодемографическая обстановка в степной части территории Казахстана и сопредельных стран. На огромной территории в южном, юго-западном направлении, от Северной Монголии до Амударьи, включая Семиречье, также постепенно расселяются тюркские племена. На землях Казахстана тюрки, среди которых источники называют племена буту, байырку, бекли, кыбыр, тюргеш, булак, карлук и др., смешивались с потомками древних его обитателей саков, сарматов, усуней, кангюев.

    2 Казахстан показывает положительные тенденции экономического роста. Он был включен Всемирным банком в перечень стран, где доход населения выше среднего. Кроме того, растет кредитный рейтинг государства. Для того, чтобы сохранить положительный вектор роста и развития правительство Казахстана реализует следующие направления:

    диверсифицирует экономику;

    развивает инфраструктуру;

    внедряет новые технологии.

    Основой экономики Казахстана является промышленность. В данной сфере трудится около двадцати процентов населения государства. На современном этапе преобладает первичный сектор и добыча сырья, доля обрабатывающей промышленности составляет 20%, а распределение ресурсов около 8%. Экспорт Казахстана теперь направлен не на соседние страны, а обращен в сторону мировой экономики. Однако, интенсивное использование месторождений для получения дохода может сделать экономику страны зависимой от продажи энергоносителей. Для этих целей проводится диверсификация отрасли, развивается нефтехимическая промышленность.

    3 Алаш (древнетюркское слово – братьясоплеменникиродственники) – понятие, появившееся в древности, когда тюркские народы представляли единую общность. По народным понятиям, этот термин означает первопредков тюркских народов. Движение Алаш – национально-освободительное движение казахского народа начала ХХ века

    Билет 12

    1 Основой культурно-генетического кода казахской нации являются ее вековые обычаи и традиции, представляющие кладезь народной мудрости, многовековой опыт воспитания поколений. Обычаи и традиции для казахов прошлых веков служили вместо законов, они были главной нормой жизни.

    2Русское население в Казахстане начало расти быстрыми темпами к концу XIX–началу XX веков. В этот период началось массовое переселение крестьян из европейской части России. В 1897 году в шести областях Казахстана численность русских составила почти 544 тысячи человек. В течение всей первой половины XX столетия вплоть до переписи 1959 года, когда относительное количество казахского населения достигло 30,02 %, удельный вес казахского населения неуклонно уменьшался как в силу мощного миграционного притока иноэтничного населения в Казахстан, так и по причине массовой гибели населения в годы Гражданской войны и коллективизации.

    В последующие годы в результате высокого естественного прироста численность и удельный вес казахов начинает постепенно увеличиваться.  В 1993 году была зафиксирована наибольшая численность населения Казахстана — 17,0 млн человек

    3Мәңгілік Ел» − это общенародная идея, показывающая историческую глубину казахстанской государственности, олицетворение любви к своей Отчизне, высокая степень казахстанского патриотизма. Наше государство занимает достойное место в системе международных отношений и пользуется авторитетом как надежный внешнеполитический партнер.

    Билет 13

    1Позднее средневековье – в данный период происходит переход от улусной системы к делению на жузы, при котором основой политической организации является генеалогическая иерархия родов, племен, жузов, данное изменение обусловлено изменениями в системе кочевания.

    2Население Казахстана в начале 20-х годов XX века. В 1917 году на территории Казахстана была проведена перепись, по данным которой численность населения края составила более 6 млн человек. По сравнению с 1897 годом численность населения заметно выросла. Славянское население преимущественно проживало в северных и северо-восточных областях. Доля казахов в составе населения Казахстана значительно снизилась. Это произошло вследствие низкого естественного прироста и высокой смертности, в первую очередь детской. В это же время продолжался процесс переселения крестьян из европейской части России.

    3 Толера́нтность (от лат. tolerantia — «терпение, терпеливость, способность переносить») — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.

    Билет 14

    1Характерной особенностью традиционного социального деления казахского общества являлась дифференциация индивидов на так называемую "белую кость" (ак суйек) и "черную кость" (кара суйек). Первый социальный слой представлял собой закрытую привилегированную корпорацию индивидов, непроницаемую извне в силу ее происхождения, сословной изолированности и большой значимости в структуре общественных отношений.

    2На протяжении всех лет независимости Казахстану удается сохранить согласие между различными этническими группами. В республике сумели объективно оценить опасность межнациональных конфликтов, которые могли привести к серьезным столкновениям. Такого рода конфликты происходили на постсоветском пространстве на рубеже 80–90-х годов XX века. Поэтому сохранение стабильности в обществе стало одним из основных направлений внутренней политики Казахстана. На протяжении очень длительного времени в стране складывалась особая традиция взаимоотношений между народами. В основе «казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия» лежит толерантное и уважительное отношение казахов ко всем этническим диаспорам и последних друг к другу и к казахам.

    3Руническая надпись-это надпись, сделанная на одном из различных рунических алфавитов.

    Билет 15

    I тысячелетии до н.э. Казахстан и Среднюю Азию населяли саки. Сведения о саках содержатся в наскальных надписях, составленных по приказам персидских царей Дария и Ксеркса, и сочинениях греко-римских авторов, среди которых можно выделить Геродота и Страбона. Персы называли жителей степи саками, что означало «великие мужи», а иногда «туры с резвыми конями». Древние греки называли саков азиатскими скифами. Греческий «отец истории» Геродот называл саков массагетами. В Жетысу, в горах Тянь-Шаня, по среднему течению Сырдарьи жили саки-тиграхауда. Они носили остроконечные шапки. В Приаралье и в низовьях Сырдарь иобитали саки-парадарайа — заморские саки. Южнее них расселялись саки-хаумаварга, они готовили напиток хаома. Греки называют их массагетами, даями. Даи, аргиппеи, исседоны кочевали в Северном Приаралье, Северном и Центральном Казахстане. Сакские вожди решали вопросы войны и мира, заключали союзы, отправляли послов, возглавляли войска Власть передавалась по наследству. Велика была роль народного собрания. Это было время распада первобытного строя и формирования военной демократии. На народном собрании выбирали вождя. Сакское общество состояло из трех групп — воинов, жрецов, скотоводов и земледельцев.

    2. Основными задачами ассамблеи являются: обеспечение равенства прав и свобод граждан вне зависимости от их религии, расы, национальности, развитие языка, культуры и идентичности народа Казахстана, консолидация этносов, укрепление и дальнейшее распространений духовных ценностей, межнациональной дружбы и согласия.

    3. Тракта́т (от лат. tractatus — «подвергнутый рассмотрению») — одна из литературных форм, соответствующих научному сочинению, содержащему обсуждение какого-либо вопроса в форме рассуждения (часто полемически заострённого), ставящего своей целью изложить принципиальный подход к предмету.

    Билет 16

    1 Эпоха великого переселения народов (II-V вв.) в значительной мере изменила этническую и политическую карту Казахстана, Средней Азии и Восточной Европы. В V в. многочисленные группировки союза тюркоязычных племен расселились в степной полосе от Северной Монголии до Восточной Европы, на юге их кочевья достигали верховьев Амударьи. В VI в. земли Казахстана подпали под власть могущественной державы - Тюркского каганата, образованного в районах Восточного Туркестана и Алтая со ставкой в бассейне реки Орхон. Первые правители Тюркского каганата были выходцами из династийного рода Ашина, племени тюрк. Первое упоминание этнонима «тюрок» встречается в китайских летописях и относится к 542 г . Китайцы тюрков называли потомками хуннов. Этнонимом «тюрк» первоначально называли представителей знати или военной аристократии, а затем господствующие племена

    2 Распространение исламской религии началось в период арабских вторжений в Среднюю Азию и Казахстан. Арабский полководец Кутейба ибн Муслим в 709 году захватил Бухару, затем в 714 году – Шаш, совершил поход на Испиджаб. Арабский полководец Насыр ибн Сейяр в 737–748 годах завоевал ряд регионов Средней Азии и Южного Казахстана. В 751 году в битве у города Атлах тюргеши в союзе с арабами одержали победу над китайскими войсками. В X–XI веках в развитии городской культуры значительную роль сыграла новая религия – ислам.

    3 Джадиди́зм — идеология исламского модернизма в Российской империи конца XIX — начала XX века. Противостоял кадимизму — консервативному направлению в российском исламе. Иногда джадидизм понимают широко как синоним мусульманского модернизма в целом и тогда к нему относят даже таких людей как Джамалуддин аль-Афгани. Непосредственный основоположник джадидизма крымскотатарский просветитель и политик — Исмаил Гаспринский.

    Билет 17

    1 Приемники Тюркской иимпери: Уйгурский каганат(745-840), Карлукское государство (756-940), Государство Караханидов (942-1212), Государство Огузов (кон.9 в.-нач.11в) продолжили объединение тюркских племен и сохранили тип кочевой государственности,сложившийся в Тюркском каганате.

    2 «Тарих-и-Рашиди» Мухаммед Хайдар Дулати (1499-1551 гг.)
      1   2   3


    написать администратору сайта