Главная страница

Тема 2. 2. Генезис всаднической культуры


Скачать 27.07 Kb.
Название2. Генезис всаднической культуры
Дата26.01.2023
Размер27.07 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТема 2.docx
ТипДокументы
#907016

Тема 2. Генезис всаднической культуры

1. Этнополитическая и социальная история племен эпохи раннего железа. Саки.

Эпоха открытия и использования железа для племен населявших Казахстан началась в VIIIVI вв. до н.э. Эпоха раннего железа на территории Казахстана продлилась с VIII в. до н.э. до III в. до н.э.Эпоха позднего железа на территории Казахстана охватывает Период с III в. до н.э. до IV в. н.э. Каменные орудия труда были окончательно вытеснены из употребления в результате внедрения орудий из железа.САКИ.На территории Казахстана племена стали объединяться в союзы племен в эпоху железа. Сакские племена населяли территорию Казахстана и Средней Азии в 1 тысячелетии до н. э.Сведения о саках содержатся в надписях персидских царей. Персидские источники 1 тысячелетия до н. э. называли жителей степи  саками. Слово саки по сведениям персов означало великие мужи. Иранские источники называют их также турами с резвыми конями. Саки были европеоидами однако в их внешнем облике появляются уже монголоидные черты.Наиболее интересные сведения о саках представляют сочинения грекоримских авторов. Саков в своих трудах описывали Геродот и Страбон. Греческие источники 1 тысячелетия до н. э. называли жителей степи азиатскими скифами. Геродот называл саков массагетами.Племена саковтиграхауда расселялись на территории Семиречья и в горах ТяньШаня. Племена саковпарадарайя расселялись на территории Приаралья и в низовьях Сырдарьи южнее них расселялись сакихаомаварга.Общественное устройство саков находилось на уровне распада первобытного строя и формирования военной демократии. Сакское общество состояло в основном из трех групп населения воины жрецы общинники скотоводы и земледельцы. Основную массу населения сакского общества составляли общинникискотоводы. В сакском обществе в решении вопросов племени и межродовых отношений велика была роль народного собрания.Женщины в сакском обществе находились в почетном положении. Источники свидетельствуют что правителями саков часто были женщины наиболее известна царица Томирис она управляла саками в VI до н. э.Источники сообщают о войнах саков за независимость в VI в. до н.э. с персами. В 530 г. до н. э. на земли саков вторглись персидские войска во главе с Киром. Победу над Киром одержала сакская царица Томирис.В 519 г. до н. э. поход против саков предпринял Дарий I. В войне с персидским царем Дарием I совершил подвиг сакский пастух Ширак. По условиям мирного договора с Дарием I саки должны были персам поставлять своих воинов. В составе персидских войск в войне с Египтом и Грецией были сакские воины.В IV в. до н.э. поход против саков предпринял Александр Македонский. Путь на восток грекомакедонским войскам преградили племена саков.Золотой человек найден в знаменитом сакском памятнике  Иссыкском кургане. Одежда Золотого человека из сакского кургана украшена золотыми изделиями которых более четырех тысяч. С VIII в. до н. э. в искусстве племен населявших территорию Казахстана и Сибири формируется так называемый Звериный стиль. Украшения и изделия найденные в сакских курганах относятся к Звериному стилю. Изделия с изображением зверей у  саков играли роль талисманов и амулетов.О том что сакам была известна письменность свидетельствует надпись нанесенная на серебряную чашу которую нашли в Иссыкском кургане.Городища Чирик  Рабат и Бабиш  Молда являются памятниками сакского периода. В крупном сакском городище Чирик  Рабат которое находится в 300 км от города Кызылорда археологами найдены железные доспехи сакского война.Саки занимались кочевым скотоводством. Кочевали целыми родами по маршрутам родовых кочевий. Переносное жилище кочевников Казахстана  юрта. Древнейший праздник который отмечали еще 3000 лет назад и дошел до наших дней  Наурыз.УЙСУНИ.В раннем железном веке после саковтиграхауда земли Жетысу были населены племенами уйсунов. Уйсунам был характерен антропологический тип  европеоидный. Памятники унсунской культуры в основном сосредоточены в Семиречье и относятся к периоду III в. до н. э.  IV в. н.э.Название уйсун встречается начиная со II в. до н. э. в Китайских письменных источниках. Письменные сведения об усунях оставил древний историк Сыма Цянь. Источники свидетельствуют что правитель государства усуней именуется гуньмо что уйсунские племена имели государственное устройство а столица государства усуней город Чигучен находилась на берегу ИссыкКуля.Среди украшений созданных древними уйсунскими мастерами особый интерес представляет диадема найденная в Каргалинском ущелье. В уйсунском обществе в домашнем хозяйстве использовались рабы.
2. Проблема происхождения и этнической истории хунну.

С первых веков китайской истории на северных границах Поднебесной обитали многочисленные кочевые племена – одно или, скорее, несколько из них в конце концов получили имя сюнну. Информацию о сюнну сохранили древние китайские хронисты, но сегодня мы уже не знаем, как звучало в их устах название этого народа, остались лишь обозначавшие его иероглифы. В современном Китае на юге страны эти иероглифы читаются «хунну», а на севере – «сюнну».
Китайские хроники в качестве предков сюнну перечисляют самые разные племена, воевавшие с жителями Поднебесной начиная с эпохи мифических Пяти императоров, правивших в третьем тысячелетии до н. э. Непрерывные войны с северными варварами привели к тому, что в конце эпохи Чжоу (с XI века по 221 год до н. э.), в дни которой Поднебесная была раздроблена на множество враждующих царств, северные царства стали сооружать на своих границах стены для защиты от ху, или хусцев – так китайцы теперь все чаще называли своих воинственных соседей (слово это могло относиться к «варварам вообще», но постепенно оно закрепилось прежде всего за сюнну). Позднее, при императоре Цинь Ши-хуанди, взошедшем на трон в 221 году до н. э., эти и другие оборонительные сооружения были объединены в Великую Китайскую стену.
В отличие от китайских хронистов, археологи до сегодняшнего дня так и не смогли решить вопрос о происхождении сюнну – археологическая культура сюнну тех времен, когда они уже доподлинно известны под этим именем, не имеет единого достоверного корня ни на северных и западных границах Китая, ни где либо еще.
Но от кого бы ни произошли сюнну, откуда бы они ни появились, с уверенностью говорить о них как о народе можно лишь с рубежа IV и III веков до н. э. К концу IV века до н. э. относятся первые упоминания о сюнну, в которых они названы этим именем и встроены в исторический контекст. А в середине III века до н. э. сюнну уже всерьез тревожили северные царства Поднебесной. Знаменитый китайский историк II – I веков до н. э. Сыма Цянь рассказывает о том, как полководец Ли Му сдерживал их натиск на границах царства Чжао: «Погибло более 100 тысяч сюннуских конников. Он уничтожил [племена] даньлань, разгромил [племена] дунху, принудил сдаться [племена] линьху. Шаньюй (титул правителя сюнну. ) спасся бегством. В последующие десять с лишним лет племена сюнну уже не решались приближаться к пограничным городам Чжао».
Число погибших сюннуских конников, возможно, несколько преувеличено, но ясно, что сюнну к этому времени уже располагали огромной армией и выступали во главе целого ряда племен, которые позднее войдут в состав сюннуской державы. У них имелся единый шаньюй – хотя не исключено, что он был лишь военным вождем, а в мирное время его власть ограничивалась собственным племенем. Так или иначе, сюнну уже приблизились к созданию своего государства.
Устав от постоянных вторжений сюнну, император Гао-ди отправил к Маодуню послов, чтобы заключить «договор о мире, основанный на родстве», и предложил в жены шаньюю свою дочь. Правда, ближе к делу принцессу пожалели и вместо нее к Маодуню отправили другую девушку, выдав за дочь императора. Вероятно, шаньюй догадался о подмене, – по крайней мере, наследником его стал сын от другой женщины. Но скорее всего, подлинность принцессы не особенно волновала Маодуня. Гораздо больше его интересовало, чтобы в степь вовремя поступали регулярные подарки, которые ему причитались согласно тому же договору.
Тем временем держава сюнну продолжала расти и крепнуть. В 176 году до н. э. Маодунь прислал императору Вэнь-ди письмо, в котором в числе прочего сообщалось: «Благодаря милостям Неба и тому, что командиры и солдаты были на высоте, а лошади в силе, [мы] смогли уничтожить юэчжи, которые были перебиты или сдались. Были усмирены также племена лоуфань, усунь, хуцзе и двадцать шесть соседних с ними владений, и все они подчинились сюнну. Так все народы, натягивающие луки со стрелами, оказались объединенными в одну семью»15.В 174 году до н. э. Маодунь скончался, и на престол гигантской молодой державы взошел его сын, принявший титул Лаошан-шаньюй («Почтенный шаньюй»), – он продолжил завоевательную политику отца. В течение примерно пятидесяти лет после завоеваний Маодуня и Лаошана границы сюннуской державы оставались практически неизменными. Неизменными в своей основе оставались и взаимоотношения сюнну с Китаем. Как только на престол восходили очередной шаньюй или император, заключался очередной договор о мире, который предусматривал отсылку в степь очередной невесты императорского рода и выплату регулярной дани. Но купленный китайцами мир обычно длился не более трех-четырех, максимум десяти лет.
В 140 году до н. э. на трон Поднебесной взошел император У-ди, который вознамерился радикально решить сюннускую проблему силой оружия. Тридцать два года – большую часть своего правления – он истратил на то, чтобы отогнать кочевников от границ Срединного государства. Территориальные потери сюнну в войнах с императором У-ди были огромны: они утратили Ордос, горы Иньшань и Ганьсуский проход. Но это не изменило ситуации принципиально.

Сюнну оплакали утраченные территории, после чего стали пасти свои стада на оставшихся в их распоряжении землях. Они продолжали набеги на Китай, и, хотя укрепления, сквозь которые им приходилось прорываться, сдвинулись на север и на запад, громить их было не труднее, чем прежде. Что же касается Китая, то ему пришлось не только строить новые пограничные укрепления на новых границах, но и содержать огромное количество военнопленных.

3. Этнополитическое образование усуней.

Это одно из крупных государственных объединений на территории Казахстана. На западе границы усуньских владений проходили по pp.Чу и Талас, возможно, вплоть до восточных склонов Каратау. Центром усуньских владений были — Илийская и Чуйская долины, котловина Иссык-Куля.
Содержание самого термина усунь до сего времени не выяснено. Он известен только в китайском иероглифическом написании, современное звучание которого идентично одному из казахских этнонимов — уйсын, самоназвание племени, являющемуся этническим компонентом казахов Старшего жуза (Улу-жуза). Многие исследователи склонны видеть в этой транскрипции известный по среднеазиатской истории этноним асиан. Однако новейшие исследования допускают другое толкование: термин асиан мог быть одним из диалектных вариантов этнонима ятии, а его традиционной древнекитайской формой транскрипции были иероглифы, звучащие в современном китайском языке как юечжи.
Существует еще один вариант интерпретации транскрипции термина усунь. Предполагают, что в древнекитайском языке два иероглифа, звучащие ныне у-сунь, произносились а-сман — «небо».
Усуни были разделены на три части: левое крыло, центр, правое крыло (по десять тысяч воинов в каждом из них).
Усуни считались одним из значительных этнополитических объединений в Центральной Азии в древности. Памятники усуньской культуры распространены на территории Семиречья, Ферганы (частично) и, по-видимому, северной части Восточного Туркестана. Имея во II в. до н. э. население в 630 тысяч человек, усуни могли выставить большое войско из конницы и пеших лучников. Дружина предводителя усуней куньби (гуньмо) и двух наследников престола состояла из 30 тысяч конницы, у каждого по 10 тысяч.
В династийных хрониках эпохи Хань изложение фактов из политической истории усуней доведено примерно до III в. до н. э. Отрывочные сведения имеются и в некоторых письменных источниках поздних периодов Срединной империи. В «Бэйшу» (История династии Юаньвэй) есть сообщение о том, что в 437 г. н. э. усуни отправили к ханьскому двору послов. Многие исследователи считают, что усуни были тюркоязычным народом.
Археологический материал, особенно полученный с территории Семиречья, свидетельствует, что в предтюркское время усуни продолжали жить на обширной территории. Более того, по этим же данным, культура древних усуней продолжала развиваться на прежних землях обитания, хотя они и были поставлены под контроль тюркских каганатов. Даже в X в. н. э. на страницах источников вновь появляется имя усунь.

4. Происхождение и этническая история кангюй.

Кангюй являются индоевропейцами и, как правило, считаются иранским народом, идентичным согдийцам. Древний народ кангюев, который сформировался на основе группы сакских племён присырдарьинских районов, в III веке до н. э. создал своё государство, известное под названием Кангха — Кангюй.
История вопроса о местонахождении государства Кангюй и его владений начинается с российского востоковеда И. Бичурина, определившего местоположение его в степях к северу от р. Сырдарьи. В комментарии к тексту «Шицзи» с «повествованием о Давани» он отмечает: «Владение Кангюй занимало степи от Сырдарьи к северу, на которых ныне кочуют Большая и Средняя казачьи (казахские) орды». В «Шицзи» о локализации Кангюя сказано следующее: «Кангюй лежит почти в 2000 ли от Давани на северо-запад. Это кочевое же владение, в обыкновениях сходствует с юеджийцами, имеет до 20000 войска. Кангюй смежен с Даванью и по малосилью своему признает над собой на юге власть юеджийцев, на востоке — власть хуннов». В следующей династийной хронике старшей Хань «Цянь Ханьшу» в главе «Описание устройства земель» есть раздел, посвященный Кангюю, в котором дословно говорится следующее: «Кангюйский владетель пребывание имеет в стране Лоюени, в городе Битянь, за 12 300 ли от Уанань. Он не зависит от наместника. От Лоюени семь дней пути до летнего владетелева местопребывания… Народонаселение состоит из 120 000 семейств, 600 000 душ; строевого войска 120 000 человек. Обыкновения одинаковы с большим Юеджи. Кангюй на востоке подчинен хуннам.»
К середине XX века сложились две основные точки зрения по вопросу локализации:
Кангюй занимал обширные пространства в среднеазиатском междуречье от Ташкентского оазиса до Хорезма; владения его были сосредоточены в долине р. Сырдарьи от низовьев и до Ташкента, коренные же земли размещались по среднему течению до р. Сарысу, Чу, гор Улутау.
Первую точку зрения наиболее аргументированно отстаивал С.П. Толстов. Он считал, что на востоке земли Кангюя доходили до Ферганы (Давань), на юге граничили с Парфией и Бактрией, на западе включали Бухарский оазис и Хорезм. Основной оппонент С.П. Толстова в этом вопросе А.Н. Бернштам считал, что восточная граница земель Кангюя проходила по р.Талас. Позже, в III в. н. э., по сведениям Цзиньши, она отодвигается вплоть до р. Или. Пять владений Кангюя размещены им следующим образом: Юегань — Хорезм; Ги — низовья Сырдарьи; Фуму — к северо-западу от Яны-Кургана до Казалинска; Сусе — среднее течение Сырдарьи, бассейн р. Арысь, склоны Каратау; Юени — Ташкентский оазис. Им соответствуют отдельные археологические культуры: в Ташкентском оазисе — культура каунчи; на средней Сырдарье — кангюйско-каратауская культура; джетыасарская культура на древних руслах Кувандарьи; культура «болотных городищ» в низовьях Сырдарьи. Земли по среднему течению Сырдарьи были коренными владениями кангюев. Здесь же локализуется, по мнению А.Н. Бернштама, легендарная страна Кангха исторических памятников — Авесты, Махабхараты и Шахнаме.
Эта точка зрения в последующем была в основном принята казахстанскими исследователями.
Хотя в различного рода древних письменных источниках название страны Кангха известно с XIV в. до н. э., античные авторы, хорошо осведомленные о событиях конца IV в. до н. э. в Средней Азии, не упоминают Кангюя. Можно предполагать, что возвышение «дома Кан» в присырдарьинском регионе происходит в III, а скорее, во II в. до н. э.
Отметим, что в этот период в среднеазиатском междуречье происходит передвижение основного ядра юеджей на юг, в левобережную Бактрию, оседание на землю и разделение на пять отдельных владений, что не могло не привести к их ослаблению по сравнению с Кангюем, перед которым открылись возможности для экспансии на юг и запад. В это время (конец II в. — нач. I в. до н. э., по-видимому, у Кангюя появляются пять, упоминавшихся выше, зависимых владений, он подчиняет себе Янцай (приаралокаспийский сармато-аланский союз племен), Янь (сарматские племена Приуралья). По отношению к Китаю правители Кангюя ведут себя независимо и даже дерзко, о чем в конце I в. до н. э. ханьский наместник Западного края сообщал императору: «Кангюй, напротив (по сравнению с Усунь) горд, дерзок и никак не соглашается делать поклонение перед нашими посланцами. Чиновников, посылаемых к нему от наместника, сажает ниже усуньских послов. Князьям и старейшинам его подают кушанья прежде, а потом уже посланным от наместника… »
Позже, в 47-46 гг. до н. э., кангюйский правитель поддержал северо-хунского шаньюя Чжи Чжи в борьбе с Усунь, союзником которой выступал могущественный ханьский Китай.
В III-V вв. н. э. Кангюй утрачивает свою гегемонию над владениями в Среднеазиатском междуречье, Приаралье и распадается на ряд независимых владений. В V в. он известен в списке стран, приславших посольство к императорскому двору. Видимо, к этому времени мелкие владения, возникшие на месте Кангюя, попадают в зависимость от эфталитского государства.
Вопрос о языковой принадлежности кангюйских племен остается дискуссионным, одни исследователи относят их к северо-иранским, другие считают их тюркоязычными. Начиная с середины первого тысячелетия н. э., этнополитическая ситуация в районе Средней и Нижней Сырдарьи меняется. Сюда переселяются тюркоязычные племена.
Еще со времен Чжан Цяня китайская историография усвоила традицию, характеризующую население кангюя, акцентировать внимание на кочевническом характере культуры, называя его «кочевым владением». Однако китайские хроники сообщают о кангюях как о народе, который живет внутри глиняных стен. Столичный город называется Битянь, но правитель не жил здесь постоянно, так как имел еще летнюю резиденцию. Последнее свидетельствует о сезонном передвижении главной ставки, о полукочевом характере правящей элиты. Археологические данные, накопленные за последние годы, помогают существенно расширить представления о культуре и хозяйстве кангюйцев.


написать администратору сайта