Главная страница

история версия 2. 2. Воспитательная функция. Прогностическая функция


Скачать 160.19 Kb.
Название2. Воспитательная функция. Прогностическая функция
Анкористория версия 2
Дата14.01.2022
Размер160.19 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаистория версия 2.docx
ТипДокументы
#330860
страница1 из 11
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Билет 1

История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупностью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук.

Предметом истории является изучение развития человеческого общества как единого противоречивого процесса.

История - наука многоотраслевая, она включает в себя целый ряд самостоятельных отраслей исторического знания: история экономическая, политическая, социальная, военная и т.п. К историческим наукам относятся этнография, изучающая быт и культуру народов, археология, изучающая историю по вещественным памятникам древности.

Функции 1. 

Познавательная функция заключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции историзма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

2. Воспитательная функция .

3. Прогностическая функция.

4. Функция социальной.

5. Практически-рекомендательная .

Билет 2. Понятие и классификация исторического источника.

Историческим источником называется любой документ, привлеченный для познания действительности.

Классификация – распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов, при этом каждый класс занимает в получившийся системе определенное постоянное место и делится на подклассы.

В исторической науке существуют различные подходы к классификации источников.

1) выделение категорий исторических источников по методам и формам отражения действительности:

- вещественные

- письменные,

- изобразительные

- фонические.

2) видовая классификация, в основе которой лежит определенная функция воздействия источника на те или иные сферы общественных отношений.

Так, источники периода феодализма можно разделить на

1) Публично-правовые акты:

А) договорного вида

Б) договорно-законодательного вида

В) судебно-процессуального вида – с XV в

2) Частные акты:

А) договорного вида

Б) распорядительного вида

3) делопроизводственные документы – распорядительного вида, докладного вида, протокольного вида, отчетного вида,

4) частные письма.

Билет 3

Методы изучения истории

сравнительный – заключается в сопоставлении исторических объектов в пространстве

системный – заключается в раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития исторических явлений объектов

типологический – позволяет классифицировать исторические явления, события, объекты на основе присущих им существенных признаков;

ретроспективный (историко-генетический) – позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности развития исторического события.

идеографический – состоит в описании исторических событий и явлений;

синхронный – заключается в изучении различных исторических событий, происходящих в одно и тоже время.

Методологические подходы исторического познания методология учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания :

субъективизм полагает, что ход истории определяют выдающиеся исторические личности;

географический детерминизм концепция, согласно которой климат и др. природные условия предопределяют специфику экономической, социальной и политической жизни государств, формируют национальный дух и национальный характер впервые разработана Ш. Монтескье ;

рационализм признает разум единственным источником познания и исторического развития; теологический подход рассматривает исторического процесса как результата деятельности мирового духа;

эволюционизм в истории направление, предполагающее существование универсального закона общественного развития, заключающегося в эволюции культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации и т. д. первым применил концепцию эволюционизма к истории человеческого общества Э. Тейлор ;

марксизм рассматривает исторический процесс как последовательную смену в истории человечества общественно исторических формаций, а решающую роль в развитии общества отводит способу производства материальных благ основоположники К. Маркс, Ф. Энгельс, в России Г. В. Плеханов ;

цивилизационный подход в основу классификации кладет причастность обществ к той или иной цивилизации большую роль в разработке подхода сыграли Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби .

Билет 4

Слово "историография" происходит от греческого - "история" - разведывание, исследование прошлого и "графо" - пишу.

 Таким термином часто называют историческую литературу, имея в виду не только библиографию, но и анализ, критический разбор литературы. Предшественниками историографии были архаическая мифология и архаический эпос.

Архаическая мифология трансформировалась с появлением письменности в историографию. . Первым историографом считается древнегреческий мыслитель Геродот.

В историографии собранный фактический материал требует своего объяснения, выяснения причин развития общества. Так вырабатываются теоретические концепции. В то или иное время историки по-разному объясняли причины и закономерности развития истории нашей страны.

С появлением опытного, эмпирического, рационалистического знания историки в качестве определяющей силы исторического процесса стали считать объективные факторы.

 Крупнейший русский историк XIX в. С.М. Соловьев (1820-1879гг.), создавший многотомную "Историю России с древнейших времен", видел ход истории нашей страны в переходе от родовых отношений к семье и далее к государственности.

Ключевский (1841-1911гг.) в "Курсе русской истории" развивал идеи своего великого предшественника. Он считал, что необходимо выявить всю совокупность фактов и факторов (географический, этнический, экономический, социальный, политический)

В советский период историки особенно успешно изучали социально-экономическую проблематику, движение народных масс. Были выявлены и введены в научный оборот новые исторические источники. Однако господство в теоретической сфере только одной марксистско-ленинской концепции существенно сковывало творчество ученых.

С середины 80-х гг. XX в., с началом в нашей стране "перестройки", шел пересмотр исторического наследия советского времени. Историография пополнилась вводимыми в научный оборот некоторыми ценными историческими источниками, особенно видных русских эмигрантов

Преодолевая конъюнктурные перекосы в трактовке прошлого и настоящего, соотношении общего и особенного, современная историография стала пополняться более объективными научными исследованиями, обобщениями. Достижения обновлённой историографии нашли отражения в новых учебных пособиях для вузов

Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества. Периодизация - это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран.

В настоящее время большинство отечественных историков придерживаются следующей устоявшейся в историографии периодизации: первобытная эпоха, древний мир, средневековье, новое время, новейшее время.

Билет 5

Большинство историков считает, что славяне обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. По археологическим данным прародиной ранних славян была территория к востоку от германцев – от реки Одры (Одера) до Карпатских гор на востоке. Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I века до н.э. Античные авторы упоминают о славянах под именем венедов или антов.

В эпоху великого переселения народов, совпавшего с кризисом рабовладельческой цивилизации, славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зоне.

В VI-VII вв. у славян сложился общий уклад жизни. В состав общины входило 50-60 домохозяйств, каждое из которых жило большой семьей (отец и мать, взрослые сыновья с женами и детьми). Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, скот, приусадебная земля, инвентарь – личные, основной земельный массив, луга, леса – общие. Все дела решались на основе самоуправления, на сходах самостоятельного мужского населения, именуемых миром. Для ведения общих дел выбирали старейшин. Мир охранял благоденствие всей общины и требовал от каждого ее члена безоговорочного повиновения. Голосования не проводились.

Для организации обороны общины объединялись в волости, на стратегически выгодных местах, обычно на высоких берегах рек, строили города. В них помещались избираемые из родоплеменной знати князья с дружинами. Города обносились деревянными, каменными укреплениями.

Особое место в жизни славянского этноса занимали отношения с кочевыми народами степи, протянувшейся от Причерноморья до Центральной Азии. В конце IV в. сложившийся на юге современной Украины готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедших из Центральной Азии.

В VI в. тюркоязычные авары создали в южнорусских степях свое государство, объединив кочевавшие там племена. Аварский каганат был разбит Византией в 625г.

Крупнейшими политическими образованиями VII-VIII вв. в южнорусских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая – Тюрский каганат. Государства кочевников были непрочными конгломератами степняков, промышлявших военной добычей.

С середины VII в. на территории Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крыма начала складываться сильная держава – Хазарский каганат. Он три века доминировал в Восточной Европе.

Билет 6

В VI-IX вв. Восточные славяне занимали огромную территорию Восточно-европейской равнины. Они объединялись в общности, имевшие не только родовой, но и территориально-политический характер. Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен. Каждое племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию (40-60 км в поперечнике).

Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка - «нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы решали на народных собраниях – вечевых сходах. Существовало ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни»). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина. Она делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных дань («полюдье»).

Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). На территории в районе озера Ильмень располагалась Славия. Ее центром был Новгород.

Таким образом, широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины, рост числа городов, возникновение дружины – свидетельства формирующейся государственности. Славяне освоили Восточно-европейскую равнину, взаимодействуя с местным балтийским и финно-угорским населением.

Но согласно так называемой «норманской территории» государственность Руси возникла в связи с обращением славянских племен к норманскому (скандинавскому) воину Рюрику с братьями Синеусом и Трувором (существует, однако мнение, что они были прибалтийскими славянами) прийти и править ими.

Русские князья иногда использовали небольшие варяжские дружины как наемное войско. Но однако археологические источники свидетельствуют о минимальном влиянии скандинавов на славян.

Появление норманской теории в середине XVIII в. диктовалось стремлением исторически оправдать засилие иностранцев в управлении русским государством во времена «бироновщины». Государственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства выражают конкретные проявления этого процесса.

Принятие христианства. Распространение ислама.

Первый период Руси, начало русской государственности, согласно «Повести временных лет», ведет отсчет с 862г., когда Рюрик утвердился в Киеве, его братья Синеус – на Белом озере, Трувор – в Изборске. После смерти Рюрика в 879г. власть в Новгороде захватил предводитель одного из отрядов Олег (879-911гг.). Он предпринял поход на Киев, который стал центром объединенного государства.

В 988г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство, имевшее большое значение для дальнейшего развития Руси. Единая вера служила как укреплению государственной власти, так и территориальному единству Древней Руси. Крещение на Руси имело и международное значение. Русь, отвергнув примитивное язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились.

Наивысшего могущества Древняя Русь достигла при Ярославе Мудром (1019-1054гг.). При нем Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем.

Билет 7

Государство Киевская Русь было создано в конце 9 века.

О возникновении государства у восточных славян сообщает летопись «Повесть временных лет» (XII в.).В ней рассказывается, что славяне платили дань варягам. Затем изгнали варягов за море и встал вопрос: кто будет править в Новгороде? Ни одно из племен не желало установления власти представителя соседнего племени. Тогда решили пригласить чужеземца и обратились к варягам. На приглашение откликнулись три брата: Рюрик, Трувор и Синеус. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус на Белоозере, а Трувор - в г. Изборске. Через два года Синеус и Трувор умерли, и вся власть перешла к Рюрику. Двое из дружины Рюрика – Аскольд и Дир отправились на юг и стали княжить в Киеве. Они убили правивших там Кия, Щека, Хорива и их сестру Лыбедь. В 879 году Рюрик умер. Править стал его сородич Олег, так как сын Рюрика - Игорь был пока еще малолетним. Через 3 года (в 882 г.) Олег с дружиной захватывает власть в Киеве. Таким образом, под властью одного князя объединились Киев и Новгород.

Существует две теории происхождения древнерусского государства: норманнская и антинорманнская

Норманнская теория.

(Байер, Миллер, Шлецер, приглашенные еще при Петре I). Сделали предположение, что имя Российской империи скандинавского происхождения, и что само гос-во Киевская Русь создано варягами. «Русь» с древнешведского переводится как глагол «грести», русы — гребцы. Возможно «русь» — это название варяжского племени, из к-го происходил Рюрик. Сначала русами называли варягов-дружинников, а затем это слово постепенно перешло на славян. Немецкие ученые решили, что Варяги — это выходцы с Запада, а значит, немцы создали гос-во Киевская Русь.

Антинорманнская теория.

(XYIII век, при дочериПетра I — Елизавете Петровне) Ей не понравилось заявление не­мецкихученых о том, что российское гос-во было создано выход­цами с Запада. Она попросила Ломоносова разобраться в этом вопросе. Ломоносов М. В. не отрицал факт сущ-ния Рюрика, но отрицал его сканди­навское происхождение. Антинорманнская теория усилилась в 30-е годы XX века. Когда в Германии в 1933 году к власти пришли фашисты. Сталин дал задание опровергнуть норманнскую теорию. => Южнее Киева на реке Рось про­живало племя рось (россы). Река Рось впадает в Днепр и именно отсюда происходит название Руси. Антинорманнская теория пыта­ется доказать то, что государство Киевская Русь было создано самими славянами.

Социально-экономические предпосылки для появления гос-ва:

Изменение орудий земледельческого труда (появился плуг) и по­вышение произв-ти труда, появление прибавочного про­дукта.

Отделение скотоводства от земледелия.

Отделение ремесла от земледелия.

Рост городов и развитие торговли.

Появление частной собственности.

Возникновение имущественного и соц. неравенства.

Политические предпосылки:

Укрепление власти старейшин, вождей племен.

Образование больших союзов племен.

Необходимость защиты от внешних врагов — кочевников.

Социально-экономический строй:

Гл. отрасль хозяйства — пашенное земледелие, скотоводство. Доп. отрасли: рыболовство, охота. Русь была страной горо­дов (более 300) — в XII веке.

Своего расцвета Киевская Русь достигла при Ярославе Мудром (1019-1054). В 1036 г. он разгромил печенегов под Киевом и обеспечил безопасность восточных и южных границ гос-ва. В Прибалтике он основал г. Юрьев и утвердил там позиции Руси. При нем распр-ся письменность и грамотность, открываются школы для детей бояр. Высшая школа — в Киево-Печерском монастыре. Самая крупная библиотека — в Софийском соборе. При нем появился первый свод законов на Руси — «Русская Правда», который действовал на протяжении XI—XIII вв.

Билет 8

Киевская Русь объединила под своей властью обширные территории, населенные восточнославянскими, финно-угорскими и балтскими племенами. В 882 г. новгородский князь Олег (879 – 912 гг.) хитростью захватил Киев, затем подчинил древлян, северян и радимичей. Объединение под властью одного князя Киева и Новгорода было важнейшим этапом развития древнерусской государственности. С этого времени традиционно ведется отсчет лет Древнерусского государства с центром в Киеве.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта