Главная страница
Навигация по странице:

  • 2015/2016 учебный год : «Время», «Дом», «Любовь», «Путь», «Год литературы». •2016/2017 учебный год

  • 2017/2018 учебный год : «Верность и измена», «Равнодушие и отзывчивость», «Цели и средства», «Смелость и трусость», «Человек и общество». •2018/2019 учебный год

  • 2019/2020 учебный год : «Война и мир» — к 150-летию великой книги, «Надежда и отчаяние», «Добро и зло», «Гордость и смирение», «Он и она». •2020/2021 учебный год

  • 2021/2022 учебный год

  • Требование № 2 .«Самостоятельность написания итогового сочинения»

  • Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям

  • Критерии № 1 и № 2 являются основными .

  • Главные требования к тезису: • определенность, ясность, точность смысла и формулировки Типичные ошибки

  • Нарушение закона

  • Наказание – это

  • Итоговое сочинение. итоговое сочинение 2021. 20142015 учебный год Недаром помнит вся Россия


    Скачать 1.35 Mb.
    Название20142015 учебный год Недаром помнит вся Россия
    АнкорИтоговое сочинение
    Дата24.03.2022
    Размер1.35 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаитоговое сочинение 2021.pdf
    ТипДокументы
    #413073
    страница1 из 3
      1   2   3

    Подготовка к итоговому сочинению

    Направления сочинения

    2014/2015 учебный год:
    «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей
    М.Ю. Лермонтова),
    «Вопросы, заданные человечеству войной», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе»,
    «Спор поколений: вместе и врозь»
    ,
    «Чем люди живы?».

    2015/2016 учебный год:
    «Время», «Дом», «Любовь», «Путь»,
    «Год литературы».

    2016/2017 учебный год:
    «Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда»

    2017/2018 учебный год:
    «Верность и измена», «Равнодушие и отзывчивость»,
    «Цели и средства», «Смелость и трусость», «Человек и общество».

    2018/2019 учебный год:
    «Отцы и дети»,
    «Мечта и реальность», «Месть и великодушие», «Искусство и ремесло», «Доброта и жестокость».

    2019/2020 учебный год:
    «Война и мир» — к 150-летию великой книги,
    «Надежда и отчаяние», «Добро и зло», «Гордость и смирение», «Он и она».

    2020/2021 учебный год: «Забвению не подлежит»,
    «Я и другие»,
    «Время перемен»
    ,
    «Разговор с собой»,
    «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения».

    2021/2022 учебный год:
    «Человек путешествующий: дорога в жизни
    человека», «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия»,
    «Преступление и наказание – вечная тема»,
    «Книга (музыка, спектакль,
    фильм) — про меня»,
    «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос
    гражданина»

    Критерии оценивания сочинения
    Требование № 1.
    «Объем итогового сочинения»

    Рекомендуемое количество слов – от 350.

    Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
    Если в сочинении менее 250 слов
    (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом
    (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения
    (изложения)» и критериям оценивания).
    Требование № 2
    .«Самостоятельность написания итогового сочинения»

    Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого- либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

    Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме).
    Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

    Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
    Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

    «Соответствие теме»;

    «Аргументация. Привлечение литературного материала»;

    «Композиция и логика рассуждения»;

    «Качество письменной речи»;

    «Грамотность».
    Критерии № 1 и № 2 являются основными
    .

    Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление
    «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.

    При подсчёте слов в сочинении учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

    Формулировка главной мысли сочинения
    • Тема: «Считаете ли вы смирение добродетелью?»
    Что такое смирение? Можно ли считать смирение добродетелью?
    На мой взгляд, смирение – это нравственное качество человека, противопоставленное гордости (
    шаблон
    ). Осознание своих слабостей и недостатков, раскаяние и способность к обузданию собственных отрицательных черт.
    Над вопросом смирения задумывались многие.
    Одни считают, что это удел слабых, а другие
    – показатель нравственной силы и мудрости человека. (
    Как считает сам ученик?)
    Многие писатели и драматурги в своем творчестве затрагивали тему смирения.
    Чтобы доказать свою точку зрения???, обращусь к произведениям художественной литературы.
    Вспоминается повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Ярким примером смиренного человека является Акакий Акакиевич Башмачкин.
    Проблемы: главная мысль не сформулирована, личная позиция отсутствует, пример не аргументирован

    Формулировка главной мысли сочинения
    • Тема сочинения «Как вы понимаете известное выражение, что главное поле битвы добра и зла – сердце человека?»
    Добро и зло, их противостояние – сложный выбор для каждого человека и неиссякаемый источник размышлений для философов, писателей и просто людей думающих.
    И самое интересное в этом противостоянии, на мой взгляд, - это то, как же человек все-таки приходит к выбору между добром и злом, где происходит эта борьба?
    Известное утверждение гласит, что в сердце, и я с этим полностью согласна. Где же, как не в сердце, будут «биться» добро и зло за господство в душе человека, и к чему же, как не к сердцу, обращается человек, оказавшийся на перепутье жизни?
    Однако есть люди, которые думают, что сердце – не лучший советник, и пытаются решить все холодным рассудком.
    Но едва ли у них это получается.

    Использование литературных примеров
    Рассмотрим поднятую проблему на примере романа Ф.М.
    Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой, Родион
    Раскольников, ставит перед собой вопрос: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Этим вопросом он решает для себя, имеет ли он право вершить судьбы людей, вплоть до убийства.
    Не слушая доводов сердца («натуры»), опираясь на логику своей теории, Родион решает, что «имеет».
    Он убивает старуху процентщицу и случайно оказавшуюся рядом женщину.
    И что же в итоге?
    Холодный расчет, теория – все это подводит
    Раскольникова
    : он не может смириться с совершенным преступлением, чувство вины тяжелым грузом ложится на его плечи.
    Не без чужой помощи Раскольников понимает, что невозможно сделать нравственный вывод, основываясь лишь на рациональности.
    Теперь уже по зову сердца он признается в совершенном преступлении.

    Использование литературных примеров
    Нельзя решать все в жизни, исходя только из холодного расчета, «по разумению», ведь то, что было разумно сегодня, завтра может измениться. И только выбор, сделанный искренне, от всего сердца, никогда вас не разочарует.
    Примером тому является Юшка, герой одноименного рассказа А. Платонова.
    Измученный болезнью добряк-Юшка всегда жил, думал и решал сердцем. Как бы жители города не издевались над героем, не оскорбляли его, Юшка всегда был к ним добр. И добро его было не пассивное, не
    «напоказ», а деятельное и искреннее.
    Почти незаметно, он многое сделал для жителей города: принимал на себя их злобу, воспитал чудесную девушку-сироту, которая благодаря ему стала врачом и помогала больным в городе, который ополчился на Юшку.
    Но при жизни Юшка не получил ни слова благодарности. Казалось бы, герой должен был озлобиться на жителей города.
    Так бы и произошло, если бы Юшка делал все с холодным расчетом. Но его поступки продиктованы сердцем, добро победило в душе героя, поэтому
    Юшка никогда не отвечал на зло злом.

    Вывод
    • Какой же я могу подвести итог?
    Противостояние добра и зла – извечный выбор, который стоит перед каждым человеком. Жизнь и литература уже доказали нам, что пытаться сделать этот выбор, опираясь только на разум, - ошибка.
    • Эпиграф к сочинению отражает мою позицию
    – зорко только сердце. Так пусть наши сердца помогут нам не ошибиться в этом выборе.

    Тезис и аргумент
    Тезис
    – исходное суждение, истинность которого нужно доказать в сочинении
    Главные требования к тезису:
    • определенность, ясность, точность смысла и формулировки
    Типичные ошибки:
    • подмена тезиса;
    • расплывчатость тезиса (использование слов с заведомо расплывчатым значением)

    Тезис и аргумент
    Аргумент
    – логический вывод, истинность которого проверена и доказана практикой
    Главные требования к аргументу:
    • истинность
    • непротиворечивость
    • достаточность
    Аргумент дополняет и раскрывает тезис
    Литературный материал сам по себе не аргумент, он играет роль примера, подтверждающего доказательство

    Структура текста-рассуждения
    Тезис
    Аргумент 1
    Иллюстрация
    (пример)
    Иллюстрация
    (пример)
    Аргумент 2

    Виды доказательств
    • Прямые – тезис необходимо следует из аргументов
    • Косвенные – истинность выдвинутого тезиса обосновывается путем доказательства ложности утверждаемого антитезиса

    Д.С. Лихачев. «Молодость-это вся жизнь» («Земля родная»)
    Когда я учился в школе, мне казалось — вот вырасту и все будет иным. Я буду жить среди каких- то иных людей, в иной обстановке, и все вообще будет иначе. Будет другое окружение, будет какой-то иной, «взрослый» мир, который не будет иметь ничего общего с моим школьным миром. А в действительности оказалось иначе. Вместе со мной вступили в этот «взрослый» мир и мои товарищи по школе, а потом и по Университету. Окружение менялось, но ведь оно менялось и в школе, а в сущности оставалось тем же. Репутация моя как товарища, человека, работника оставалась со мной, перешла в тот иной мир, о котором мне мечталось с детства, и если менялась, то вовсе не начиналась заново.
    Я помню, что и у моей матери самыми лучшими подругами до конца ее долгой жизни оставались ее школьные подруги, а когда они отходили «в иной мир», замены им не было. То же и у моего отца — его друзья были друзьями молодости. Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно.
    Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его наилучших друзей — самых близких, самых нужных.
    В молодости формируется не только человек — формируется вся его жизнь, все его окружение.
    Если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и легче переносить радость. Радость ведь также надо «перенести», чтобы она была самой радостной, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека еще более щедрым. Радость, не разделенная с задушевными друзьями, — не радость.
    Храните молодость до глубокой старости. Храните молодость в своих старых, но приобретенных в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой «открытости к людям», непосредственности. Храните ее во всем и не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иным» и будете жить в другом мире.
    И помните поговорку: «Береги честь смолоду». Уйти совсем от своей репутации, созданной в свои школьные годы, нельзя, а изменить ее можно, но очень трудно.
    Наша молодость — это и наша старость.

    Алгоритм работы с текстом
    Определение целевой установки автора: текст обращен к молодежи, цель автора – убедить собеседника
    , что
    «молодость – это вся жизнь»
    Выявление ключевых слов –
    «вся»
    Формулирование цели читателя – уметь доказать, почему молодость – это
    ВСЯ
    жизнь
    Формулирование проблемы и главной мысли: проблема
    – почему молодость – важный этап жизни; главная мысль
    – надо «хранить молодость» «до глубокой старости»

    Тезис 1:
    «мне казалось -… все будет иным, … а … оказалось иначе»,
    аргумент 1:
    «Окружение менялось, а в сущности же…»; аргумент 2
    : «… у моей матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту»; микровывод:
    «в молодости формируется характер человека… и круг наилучших друзей»

    Тезис 2:
    «В молодости формируется не только человек-формируется вся его жизнь»,
    аргумент 1
    – «если он правильно выберет себе друзей, …легче переносить горе и … радость»; микровывод:
    «радость, не разделенная с задушевными друзьями, не радость»

    Тезис 3:
    «Храните молодость до глубокой старости»,
    аргументы 1-3:
    «Храните молодость в … приобретенных в молодости друзьях. Храните молодость в… привычках…Не думайте, что взрослым вы станете совсем иным»; микровывод:
    «помните поговорку:
    «Береги честь смолоду».
    Вывод: «
    Уйти совсем от своей репутации, созданной в свои школьные годы, нельзя, а изменить ее можно, но очень трудно»
    Н.В. Беляева, доктор педагогических наук, заслуженный учитель школы РФ

    Д.С. Лихачев. «Когда следует обижаться?»
    Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть. Если не хотят, а повод для обиды – случайность, то зачем же обижаться?
    Не сердясь, выяснить недоразумение – и все.
    Ну, а если хотят обидеть? Прежде чем отвечать на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где-то низко и до нее следует наклониться, чтобы ее поднять.
    Если решили все же обидеться, то прежде произведите некое математическое действие – вычитание, деление и пр. Допустим, вас оскорбили за то, в чем вы только отчасти виноваты. Вычитайте из вашего чувства обиды все, что к вам не относится.
    Допустим, что вас обидели из побуждений благородных, – произведите деление вашего чувства на побуждения благородные, вызвавшие оскорбительное замечание, и т. д. Произведя в уме некую нужную математическую операцию, вы сможете ответить на обиду с большим достоинством, которое будет тем благороднее, чем меньше значения вы придаете обиде. До известных пределов, конечно.
    В общем-то, излишняя обидчивость – признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. Будьте умны.
    Есть хорошее английское правило: обижаться только тогда, когда вас хотят обидеть, намеренно обижают. На простую невнимательность, забывчивость (иногда свойственную данному человеку по возрасту, по каким-либо психологическим недостаткам) обижаться не надо. Напротив, проявите к такому «забывчивому» человеку особую внимательность – это будет красиво и благородно.
    Это если «обижают» вас, а как быть, когда вы сами можете обидеть другого? В отношении обидчивых людей надо быть особенно внимательными. Обидчивость ведь очень мучительная черта характера.

    Алгоритм работы с текстом
    • Определение целевой установки автора: убедить адресата, что обида – чувство непродуктивное
    • Выявление ключевых слов – когда
    ?
    • Формулирование цели читателя – уметь доказать, что не следует опускаться до обиды
    • Формулирование проблемы и главной мысли: проблема
    – почему обижаться непродуктивно?; главная мысль
    – обидчивость – очень мучительная черта характера
    • Тезис 1: не стоит обижаться на случайные обиды
    ; аргумент
    – поводом для обиды могут быть случайность, недоразумение, которые легко разрешить
    • Тезис 2: не стоит опускаться до обиды
    , аргумент 1
    – обиду нужно воспринимать обдуманно, благородно, с достоинством; аргумент 2

    обиде не стоит придавать большого значения (вы виноваты отчасти, обида вызвана благородным порывом): аргумент 3
    – обидчивость – признак небольшого ума, комплексов; аргумент 4
    – не нужно обижаться на невнимательность и обидчивость
    • Вывод: главное не обижаться, а стараться не обидеть другого

    Работа с терминами

    Человек
    – биологическое, психологическое, социальное существо. Говоря о человеке, необходимо понимать, что в искусстве, в том числе литературе, объектом изображения становится человек в его социальном, культурном, духовном аспектах. Поэтому наряду с понятием «человек» необходимо оперировать понятием «личность».

    Личность
    – человеческое существо с индивидуальными особенностями характера, темперамента, интеллектуальными и волевыми качествами, проявляющихся в общественных отношениях и сознательной деятельности.

    Общество
    - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Общество можно характеризовать по многим признакам: к примеру, по национальному: французское, российское, немецкое; государственному и культурному; по территориальному и временно́му; по способу производства и т. д.

    Цивилизация
    (от лат. civilis – государственный, гражданский) — это определенная стадия развития человеческого
    общества, которая отражает достижение некоторого уровня социальности.

    Преступление
    – это:

    общественно-опасное действие или бездействие, направленное против существующего строя или нарушающее существующий правопорядок.

    недопустимый, непозволительный поступок.

    Нарушение закона – это различные деяния, за которые следует наказание со стороны государства: убийства, грабежи, коррупция и многое другое.

    Нарушение законов морали – это унижение других, потеря стыда и совести, предательство своих идеалов, безжалостное отношение к природе, животным, это любые поступки, которые не соответствуют моральным устоям и принципам, существующим в обществе.

    Наказание
    – это:

    мера воздействия со стороны государства, санкции, которые оно применяет к совершившему преступление, к преступившему закон;

    санкции со стороны общества за аморальные поступки человека, за нарушение им нравственных законов;

    тягостное состояние человека, осознание им самим своего неправильного поведения, самонаказание, самобичевание, кара.

    Векторы раскрытия
    • А. Моруа
    : «До тех пор, пока человек зависит от мнения других и от событий внешнего мира, он крайне уязвим и непременно несчастлив»
    • М. Литвак
    : «Зависимость от чужой оценки – самая тяжкая зависимость»
    • Хуан Рамон Хименес
    : «Если тебе дадут линованную бумагу – пиши поперек»
    • Л. Толстой
    : «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»
    • А. Радищев
    : «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»
    • И. Бехер
    : «Человек становится человеком только среди людей»
    • В. Белинский
    : «Создает человека природа, но развивает его и образует общество»
    • А. де Сент-Экзюпери
    : «Все дороги ведут к людям»
    • Сенека: «Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого»

    Векторы раскрытия
    • Формирование личности человека: роль семья, окружения, воспитания, образования, общества
    • Свобода человеческой личности: защита собственных принципов, борьба с мнением большинства, возможность компромисса, границы свободы личности человека
    • Взаимоотношения человека и окружающих людей, общества: гармония взаимоотношений, причины конфликтов, одиночество, общественное мнение

    Публицистические тексты: «Человек
    путешествующий: дорога в жизни человека»
    Самопознание – сложный, многоступенчатый процесс. Психологи нередко выделяют в нём два уровня. На первом этапе самопознание осуществляется через соотнесение с другими людьми.
    Включая себя в сравнительный контекст с окружающими, человек преимущественно опирается на внешние моменты. Основной метод такого самопознания - самонаблюдение. На этом уровне человека обычно занимают вопросы: какой я? чем отличаюсь от других? что знаю о себе? как меня воспринимают другие?
    При самонаблюдении вектор внимания направлен на самого себя. Что же можно наблюдать в себе? Многое: как меняются чувства, желания, ощущения, настроения, увлечения и пристрастия, ценности, представления о жизни, как проявляется темперамент и характер в разных ситуациях, как развиваются способности и т.п. При самонаблюдении человек словно делает опись элементов, составляющих его внутренний мир.
    Познакомившись с разными сторонами своего внутреннего мира, человек рано или поздно переходит на второй уровень самопознания: углублённое самоисследование. Теперь становятся важны вопросы, развёртывающиеся в плоскости «Я и Я», а не в плоскости «Я и другой человек».
    Человек словно рассматривает себя под разными углами, измеряет, сравнивает, пытается докопаться до смысла происходящего в глубине души, дойти до первопричин. Он действительно исследует себя подобно учёному, изучающему какое-то явление природы. В процессе этой работы души человек обозревает весь свой внутренний мир и свою жизнь. Углубляясь в собственные чувства, мысли, состояния, он постепенно осознаёт и интегрирует в одно целое всё, что видит в себе. Осознание никогда не оставляет нас прежними.
      1   2   3


    написать администратору сайта