История культуры. Ответы для зачёта. Ответы на зачёт по истории культуры. 5. Литература Древней Руси. Основные жанры и произведения
Скачать 60.02 Kb.
|
1.Рукописные книги. Начало книгопечатания. Деятельность Ивана Фёдорова. Книжная миниатюра на Руси в X-XVI вв. 2.Введение христианства и его значение в формировании и развитии древнерусской культуры. 3.Св. Кирилл и Мефодий. Становление единой славянской письменности. 4.Храмовое и гражданское строительство на Руси в X-XIII вв. Символика православного храма. 5.Литература Древней Руси. Основные жанры и произведения. 6.Возрождение зодчества Руси в XIV-XVI вв. Русские монастыри. Шатровый стиль. 7.Ансамбль Московского Кремля в XV-XVII вв. Оружейная палата Кремля. 8.Русские иконописцы: Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий. 9.Новые веяния в русской культуре XVII в. 10.Архитектура России первой половины XVIII в. Выдающиеся зодчие. 11.Архитектура России второй половины XVIII в. Выдающиеся зодчие. 12.Живопись и скульптура XVIII в. 13.Образование, просвещение, наука в XVIII в. 14.Театр, музыка, журналистика в XVIII в. 15.Архитектура России первой половины XIX века. Выдающиеся ансамбли Петербурга. 16.Архитектура России первой половины XIX века. Стиль эклектика и его направления. 17.Развитие литературы, театра, музыки в XIX веке. 18.Живопись и скульптура в XIX веке. Основные направления и представители. 19.Наука и образование в XIX веке. 20. «Серебряный век» русской культуры. 21.Архитектура начала ХХ века. Стиль модерн. 22.Советская литература. 23.Советская живопись, скульптура, архитектура. 24.Кино и театр советского периода. Режиссёры, актёры, произведения. 25.Культура периода Великой Отечественной войны. 26.Культура блокадного Ленинграда. 27.Культура периода «Хрущёвской оттепели» 28.Культура Русского зарубежья. Диссидентство и нонконформизм. 29. Проблемы развития культуры на современном этапе . 1.Рукописные книги. Начало книгопечатания. Деятельность Ивана Фёдорова. Книжная миниатюра на Руси в X-XVI вв. Материалом для книг служил пергамент, называвшийся на Руси «харатья», а также «кожа», «телятина». В 14 веке его вытеснила бумага иностранного производства , но особо важные документы и в 16-17 веках продолжали писать на пергаменте. Книги писались железистыми чернилами, имевшими коричневатый оттенок. Для чернил использовалось старое железо (например, гвозди) и дубильные вещества («чернильные орешки» — наросты на дубовых листьях). Для блеска и густоты добавляли вишневый клей и патоку. Для украшения применяли цветные краски, особенно красные, а также листовое золото, реже серебро. Орудиями для письма служили гусиные перья, а для торжественного писания использовали лебединые и павлиньи перья. Над одной рукописной книгой трудилось много людей: Одни писали текст каллиграфическим подчерком; Другие затейливо украшали заглавные буквы в начале строки – инициалы; Третьи делали заставки и орнамент; Четвертые рисовали миниатюры. Первые древнерусские письма и документы (XI—XV вв.) процарапывались на березовой коре – бересте. Отсюда и пошло их название — берестяные грамоты. В 1951 году археологи нашли в Новгороде первые берестяные грамоты. Рукописные книги появились позже берестяных грамот. Стоили такие книги очень дорого. Самая древняя русская рукописная книга «Остромирово Евангелие» появилась на свет в середине XI века. Книга эта принадлежит перу диакона Григория, который переписал Евангелие для новгородского посадника Остромира. Текст предваряет нарядная заставка в виде орнаментальной рамки – фантастические цветы на золотом фоне. В нем имеются три большие иллюстрации, на которых изображены апостолы Марк, Иоанн и Лука. Для защиты рукописных книг от механических повреждений делали переплёт из двух досок, обтянутых кожей и имевших застёжку на боковом срезе. Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом обязательно делали заставку – небольшую орнаментальную композицию, часто в форме рамки вокруг названия главы или раздела. Первую, заглавную букву в тексте – «инициал» – писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом. Среди рукописных книг было много летописей. Текст летописи состоит из составленных по годам записей. Каждая из них сообщает о событиях, которые произошли в этом году. Самым знаменитым из летописных сочинений (XII в.), описывающем в основном историю восточных славян (повествование начинается от Всемирного потопа), исторические и полулегендарные события, происходившие в Древней Руси можно назвать «Повесть временных лет» — труд нескольких монахов Киево-Печерской лавры и, прежде всего, Нестора летописца. Первые печатные книги в Русском государстве появились лишь в середине XVI столетия, в пору царствования Ивана Грозного, который в 1553 году устроил в Москве книгопечатню недалеко от Кремля на Никольской улице в соседстве с Никольским монастырем. Этот печатный двор был сооружен на средства самого царя Ивана Грозного. В 1563 году его возглавил диакон церкви Иван Федоров. Иван Федоров был человеком образованным, хорошо разбирался в книгах, знал литейное дело, был и столяром, и маляром, и резчиком, и переплетчиком. С 1553 года Иван Федоров и его ученик Петр Мстиславец работали над устроением печатного двора. Иван Федоров сам строил печатные станки, сам отливал формы для букв, сам набирал, сам правил. В апреле 1563 года приступили к изготовлению первой книги. Первую книгу Иван Федоров со своим учеником печатали целый год. Называлась она «Апостол» («Деяния и Послания Апостолов»). Эта первая печатная книга вышла в свет 1 марта 1564 года. Этот год и считается началом русского книгопечатания. После выхода «Апостола» Иван Федоров со своими подручными стали готовить к изданию новую книгу — «Часовник». Если «Апостол» выпускался год, то на «Часовник» ушло всего 2 месяца. Одновременно с изданием «Апостола» шла работа над составлением и выпуском «Азбуки» — первого славянского учебника. Вышла «Азбука» в 1574 году. Она знакомила с русским алфавитом, учила составлять слоги и слова. Так и появились на Руси первые православные книги и азбука. МИНИАТЮРА КНИЖНАЯ - вид живописи, иллюстрации в рукописных книгах, а также декоративные элементы книжного оформления (инициалы, заставки, маргиналии и др.). Исчезновение миниатюры книжной стало следствием изобретения книгопечатания. 2.Введение христианства и его значение в формировании и развитии древнерусской культуры. Особую роль в развитии Древнерусского государства сыграло введение христианства в 988 г. при князе Владимире Святославиче. До этого господствующей религией на Руси было язычество, для которого характерно многобожие. Сразу же после того, как Владимир в 980 г. овладел киевским престолом, он сделал попытку создать общерусский языческий пантеон во главе с Перуном, которому поклонялись княжеские дружинники. Но эта акция не принесла желаемого результата. Через несколько лет киевский князь ставит вопрос о решительном разрыве со старой традицией — о принятии монотеистической религии. Существовало несколько возможных вариантов выбора такой религии: восточный, византийский вариант христианства — православие, западноевропейский вариант христианства — католицизм, мусульманство, господствующее в территориально близкой к Руси Волжской Булгарии, иудаизм. Непосредственно акт принятия христианства Владимиром Святославичем был связан с событиями в отношениях Руси и Византии. В 988 г. императоры Василий и Константин обратились к Владимиру за по мощью против мятежного полководца Варды Фоки. Владимир поставил условием предоставления помощи свой брак с сестрой императоров Анной. Шеститысячный русский отряд принял участие в разгроме войск мятежников. Но византийские императоры нарушили соглашение, отказавшись отправить сестру на Русь. Тогда Владимир выступил походом на центр крымских владений Византии — Херсонес, взял его и тем заставил императоров выполнить договор. Анна была отправлена к нему в Херсонес. Владимир принял крещение и женился на ней. После возвращения на Русь им было осуществлено массовое обращение в христианство жителей Киева. Киевляне, среди которых к концу Х в. было немало христиан, восприняли переход в «греческую» веру без сопротивления. Владимир рассматривал христианство как государственную религию, и отказ от крещения был равнозначен проявлению нелояльности. Спокойно отнеслись к введению христианства жители южных и западных городов Руси, которые часто общались с иноверцами и жили в многоязычной, много племенной среде. Но очень большое сопротивление религиозные новшества встретили на севере и востоке. Новгородцы взбунтовались против прибытия в город епископа Иоакима. Для покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян во главе с Добрыней и воеводой Путятой. Жители Мурома отказались впустить в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Похожие конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земель. Одной из причин враждебного отношения к христианству в крупных городах, удаленных от Киева, была приверженность населения традиционным обрядам. В этих городах, особенно в Ростове и Новгороде, сложились существенные элементы религиозной языческой организации: это — регулярные и устойчивые ритуалы, обособленные группы жрецов — волхвов, кудесников. Другой причиной сопротивления христианству новгородцев и ростовчан было настороженное отношение к распоряжениям, исходившим из Киева. Христианская религия рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных земель. В сельской местности сопротивление христианству было не таким активным. Земледельцы и охотники поклонялись духам домашнего очага, лесов, полей, рек. Они совмещали свои прежние представления о мире сверхъестественного с элементами христианского мировосприятия. Двоеверие существовало в славянских селах на протяжении десятилетий и даже веков и постепенно преодолевалось усилиями многих поколений священников. 3.Св. Кирилл и Мефодий. Становление единой славянской письменности. Кирилл и Мефодий - сыновья греческого наместника в г. СолУни. Прекрасно знали язык, на котором говорили славяне. Кирилл имел необычайные умственные способности. Он был взят ко двору императора Михаила III, в товарищи по учению к его сыну. Там изучил многие науки, рано принял духовный сан, был библиотекарем патриарха. В 862 году моравский князь Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу III с просьбой помочь ему ввести в Моравии церковную службу на славянском языке. «Учить без азбуки и без книг — невозможно», — отвечал Константин Философ (Кирилл) императору Михаилу, когда тот предложил ему отправиться с просветительной миссией к моравским христианам. Он составил славянам азбуку (на основе лат и греч), и вместе с братом перевел первые тексты из Евангелия и Псалтири, так появилась глаголица. Ее не принял Рим (Истина исчезнет, если переводить на нац. языки), назвал Кирилл и Мефодия еретиками Позднее на основе глаголицы и греческого языка была создана учеником Кирилла кириллица. Разница заключается лишь в начертаниях букв. Различают две формы начертания глаголицы: более древняя - круглая - известная как болгарская, и более поздняя - угловатая или хорватская. Глаголица получила широкое распространение среди южных славянских народов, а в древней Руси использовалась очень мало - встречаются лишь единичные надписи. Введение единой письменности сыграло огромную роль в развитии древнерусского общества, потому что только единая система алфавита может по-настоящему служить делу общения людей. Благодаря введению единой письменности появилась возможность накапливать культурный опыт, знания, развивать художественное слово, закреплять и сохранять словесно произведения для потомства и распространять их среди многих людей. В целом можно говорить о том, что Кирилл и Мефодий не создали азбуку заново, а лишь доработали уже существовавшую, но бывшую крайне несовершенной славянскую азбуку. В славянской азбуке не хватало необходимых букв, которыми её дополнили братья. Может быть как доп. вопрос: Последняя реформа кириллицы была в 1917-1918 гг. Всего было исключено 12 букв, а две введены новые — "и" и "ё". 4.Храмовое и гражданское строительство на Руси в X-XIII вв. Символика православного храма. До принятия христианства здания на Руси строили в основном из дерева. Оно служило материалом как для строительства жилищ, так и для сооружения крепостных стен. По этой причине древнерусские дома, укрепления и декоративные элементы не сохранились. Следовательно, полноценно изучать историю русской архитектуры домонгольского времени приходится почти исключительно по каменно-кирпичным зданиям, которые начали возводить на Руси с конца X века с принятием христианства (988). Основные памятники. Византийский крестово-купольный храм стал исходным «образцом» для русского церковного зодчества, воспринявшего его как канон, хотя это и не было чётко сформулировано в церковных источниках. Храмы в форме креста (крестово-купольные) строились в знак того, что Крест Христов – основа Церкви. Православный храм по внутреннему устройству делился на три части: алтарь, средний храм и притвОр. Алтарь символизирует Царство Небесное. В средней части стоят все верующие. В притворе в первые века христианства стояли оглашенные, которые только готовились к таинству Крещения. Самым ранним памятником каменной архитектуры стала церковь Успения Пресвятой Богородицы (989-996). Князь Владимир Святославич даровал церкви «десятину» своих доходов, отчего ее стали называть Богородицей Десятинной. Церковь рухнула во время штурма Киева монголами в 1240 году Следующий этап монументального строительства начался на Руси в 30-х годах XI века. Страна была в это время разделена на две части между сыновьями князя Владимира - Мстиславом и Ярославом. В стольном городе Мстислава - Чернигове - был заложен Спасо-Преображенский собор (ок. 1036). Спасский собор сохранился до наших дней почти целиком. Вскоре после Спасского собора в Чернигове был возведен Софийский собор в Киеве (1037). Софийский собор был построен в традициях столичной византийской архитектуры. Здание имеет четко выраженную пирамидальную композицию, которая придает памятнику величественность и цельность. Софийский собор был создан как центральный памятник зодчества Киевской Руси, как памятник, который должен был укрепить влияние новой религии и государственной власти, отразить мощь и величие молодого государства. (Пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. Сохранен самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI века.) Следующими были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Новгородский собор был начат в 1045 году, закончен в 1050 году; полоцкий возведен, по-видимому, в 50-х годах XI века. (пятинефный крестово-купольный храм; мощи князей Владимира, Мстислава и Федора, святителей Никиты Новгородского и Иоанна Новгородского – это в Новгороде) Кроме трех Софийских соборов в 40-50-е годы было осуществлено строительство еще нескольких зданий в Киеве: Золотых ворот, церквей Ирины и Георгия. Таким образом, в середине XI века на Руси развернулась интенсивная строительная деятельность. Но уже к 60-м годам вся строительная деятельность сосредоточилась только в Киеве. Особенности архитектуры Древней Руси Памятники Киевской Руси вовсе не идентичны византийским, в Киеве строили храмы, не имеющие аналогов в Византии. Причинами этому были своеобразие задания, наличие или отсутствие определенных строительных материалов, местные условия. К этому следует добавить, что они должны были считаться со вкусами заказчиков, воспитанных в традициях и эстетических представлениях деревянного строительства. В дальнейшем именно данные особенности памятников стали отправными пунктами, на которые ориентировались строители следующего поколения. Хотя русское зодчество возникло на базе византийской архитектуры, оно имело очень своеобразный характер и уже во второй половине XI века выработало собственные традиции, получило свой, древнерусский, а не византийский путь развития. Гражданское строительство - из дерева. В отличие от католических храмов, которые строили в соответствии с художественным стилем, господствующим во время строительства, православные храмы строили в соответствии с символикой православия. Таким образом, каждый элемент православного храма несет какую-либо информацию о том, кому посвящен храм, о некоторых чертах самого православия и о многом другом. Форма храма · Храмы в форме креста строились в знак того, что Крест Христов — Основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти дьявола, Крестом открыт вход в рай. · Храмы в форме круга, как символа вечности, говорят о бесконечности существовании Церкви, ее нерушимости. · Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом церковь свидетельствует о своей роли путеводительницы в жизни человека. · Храмы в форме корабля — самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию. Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо. Купола увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа. Православный крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий много присваиваемых ему символических значений, одно из которых — якорь христианской надежды на спасение по вере в Христа. Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой — это жизнь Будущего Века. Количество куполов Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены. · Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения. · Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую). · Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу. · Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света. · Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над другими, символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов. · Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей. · Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских. · Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Форма и цвет купола также имеют символический смысл. Шлемовидная форма символизирует духовную борьбу, которую Церковь ведет с силами зла. Форма луковицы символизирует пламя свечи. Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, говорит о красоте Рая. Золотятся купола у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздника. Синие со звездами купола свидетельствуют о том, что храм посвящен Пресвятой Богородице. Храмы с зелеными куполами посвящены Пресвятой Троице. |