Главная страница

философия. философия 1. А Жизнь есть страдание


Скачать 28.37 Kb.
НазваниеА Жизнь есть страдание
Анкорфилософия
Дата10.05.2023
Размер28.37 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлафилософия 1.docx
ТипДокументы
#1120185

А)«Жизнь - есть страдание»
Первая из «Четырёх Благородных Истин», открытых Буддой, гласит: «Жизнь - есть страдание».
Люди не очень хорошо понимают тот факт, что жизнь трудна, то автоматически они как бы предполагаем, что жизнь должна быть лёгкой и порой жалуются, кто вслух, кто втихомолку, от непомерности проблем и трудностей. Они думают порой, что их трудности исключительны, что эта напасть постигла именно их, их семью, род, расу или страну. Однако сколько бы люди ни жаловались, обычно это мало помогает.
Если же мы признаём, что жизнь трудна, если мы понимаем это и принимаем это, жизнь перестаёт быть трудной, мы перестаём пасовать перед жизненными обстоятельствами и просто движемся вперёд. Проблема не в том, что жизнь трудна, проблема в том, что мы не видим ничего дальше своих проблем.

С самого рождения мы сталкиваемся с вызывающими для нас ситуациями, жизнь постоянно подталкивает нас столкнуться нос к носу со своими ограничениями. Чтобы ребёнок научился ходить, ему предстоит сотни раз падать. Однако он так хочет ходить и быть как все вокруг, что не воспринимает свои падения как проблему, а только как часть процесса развития, может и не слишком приятную, но необходимую. В школе, в институте, на работе, да и во всей своей повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с задачами, требующими нашего участия. Если не напрягать мышцы, они атрофируются. Наш пластичный мозг, отключает функции души и тела, которые мы долгое время не используем. Тело, которое мы постоянно не напрягаем, не закаляем, не подвергаем трудностям толстеет, хиреет, болеет и раньше срока умирает. Душа, которую мы постоянно не напрягаем, чтобы научить её прощать, любить, раскаиваться, жить на благо других, становится ленивой, эгоистичной, жалобливой и обидчивой.
В конце концов, мы должны не избегать проблем, а, совсем наоборот, приветствовать их. Именно тот человек, который многое пережил и никогда не убегал, и не прятался от сюрпризов, преподнесённых ему жизнью, и становится по-настоящему любящим человеком с глубокой и красивой душой. Есть такая пословица: «То, что нас не убивает, то делает сильнее». Направив свой взор в сторону вечных ценностей, вечной жизни и вечной любви, мы можем любое обстоятельство в своей жизни использовать в качестве материала для духовного роста.
Жизнь трудна, и очень хорошо, что это так, жизнь постоянно стимулирует в нас потребность к духовному росту и развитию всех аспектов нашей личности. Все святые и праведники прошлого показали нам пример того, как, фокусируя свою жизнь на вечных ценностях, использовать любые обстоятельства, трудности и проблемы в качестве возможностей совершенствоваться и становиться более искренними, более любящими, более гармоничными людьми.

Цитаты:

«Больно значит поучительно».                Бенджамин Франклин

«Когда вас вдохновляет какая-нибудь великая цель, какой-то выдающийся замысел, ваши мысли разрывают свои оковы. Ваш разум преступает все пределы, ваше сознание расширяется во всех направлениях, и вы оказываетесь в новом, великолепном и чудесном мире». Патанджали, основатель Йоги

«Я помню, как однажды утром шел из лагеря, не способный больше терпеть голод, холод и боль в ступне, опухшей от водянки, обмороженной и гноящейся. Мое положение казалось мне безнадежным. Затем я представил себя стоящим за кафедрой в большом, красивом, теплом и светлом лекционном зале перед заинтересованной аудиторией, я читал лекцию на тему «Групповые психотерапевтические опыты в концентрационном лагере» и говорил обо всем, через что прошел. Поверьте мне, в тот момент я не мог надеяться, что настанет тот день, когда мне действительно представится возможность прочесть такую лекцию.
Что было делать? Мы должны были пробуждать волю к жизни, к продолжению существования, к тому, чтобы пережить заключение. Но в каждом случае мужество жить или усталость от жизни зависела исключительно от того, обладал ли человек верой в смысл жизни, в своей жизни. Девизом всей проводившейся в концлагере психотерапевтической работы могут служить слова Ницше: «Тот, кто знает, «зачем» жить, преодолеет почти любое «как»».                Виктор Франкл

Б) Истина непостижима

Книги Эпохи Возрождения => Николай Кузанский. «Об ученом незнании»

Из самоочевидной несоизмеримости бесконечного и конечного совершенно ясно также, что там, где мы имеем дело с превышаемым и превышающим, нельзя прийти к простому максимуму: превышаемое и превышающее конечны, а такой максимум необходимо бесконечен. Том самым для любой данной вещи, кроме этого максимума просто, явно мыслима и большая. Поскольку в равенстве мы тоже видим ступени — среди подобных вещей одна больше равна другой, чем третьей, смотря по сходству и различию рода, вида, места, влияния и времени, — то, конечно, нельзя найти ни нескольких, ни даже двух вещей, так подобных и равных друг другу, чтобы они не могли бесконечно становиться еще более подобными. Соответственно мера и измеренное при любом их равенстве тоже всегда останутся разными.

Наш конечный разум, двигаясь путем уподоблений, не может поэтому в точности постичь истину вещей. Ведь истина не бывает больше и меньше, она заключается в чем-то неделимом и, кроме как самой же истиной, ничем в точности измерена быть по может, как круг, бытие которого состоит в чем-то неделимом, не может быть измерен не-кругом. Не являясь истиной, наш разум тоже никогда не постигает истину так точно, чтобы уже не мог постигать ее все точнее без конца, и относится к истине, как многоугольник к кругу: будучи вписан в круг, он тем ему подобнее, чем больше углов имеет, но даже при умножении своих углов до бесконечности он никогда не станет равен кругу, если не разрешится в тождество с ним.

Итак, об истине мы явно знаем только, что в точности, как есть, она неуловима: наш разум относится к истине, как возможность — к абсолютной необходимости, не могущей быть ни больше, ни меньше, чем она есть. Недаром суть вещей, истина сущего, непостижима в своей чистоте, и, хоть философы ее разыскивают, никто не нашел ее как она есть. И чем глубже будет наша ученость в этом незнании, тем ближе мы приступим к истине.

В) Мир состоит из мельчайших неделимых частиц

Демокрит считал, что мир состоит из «неделимых частиц» - атомов, которые летают в пустоте. Демокрит полагал, что атомы движутся хаотично, что мы знаем из школьного курса физики. А дальше слепляются в зависимости от совместимости формы.

Все предметы разные именно потому, что они отличаются на атомарном уровне. Во-первых, они сложены из разных атомов. Во-вторых, атомы могут по разному сцепляться друг с другом. Как буквы – переставив их порядок мы получим совсем другое слово.

Разницу в цветах и вкусах философ также объяснял с помощью атомов. Почему некоторая пища нам кажется острой? Потому что в ее составы есть атомы, которые цепляются за атомы нашего языка. А сладость, наоборот, связана с тем, что атомы сладкого продукта гармонично и гладко проходят по поверхности нашего языка.

Демокрит стал первым философом, которые предложил стройную и логичную теорию, что мир состоит из атомов. И эта теория подтвердилась на практике и, по сути, составляет основу картины мира и сейчас. Конечно, можно придраться, что атомы сами делятся на протоны, те на кварки и т д и т п. Да и пустоты, как таковой, нет – вакуум тоже обладает энергией. Но сути это не меняет – хаотичное движение микрочастиц лежит в основе всей материи в нашем мире.

Г) Человек-существо общественное

Альтернативой Платону в античности стал Аристотель, обосновавший укорененность Ч. в природе, основные потенции которой он наиболее совершенно воплощает в вегетативной и сенситивной частях своей души. Рассматривая душу как энтелехию тела, Аристотель, в противоположность Платону, примирил Ч. не только с природным миром, но и с самим собой, ориентировав его на достижение счастья в конкретном эмпирическом опыте, а не в космических странствиях души. Ученик Платона – Аристотель вообще рассматривал человека как существо общественное, государственное, политическое. Эта социальная природа отличает человека от животного и от «сверхчеловека», т.е. божества. Еще один отличительный признак человека – его разумность; «человек и есть в первую очередь ум». Таким образом, человек, по Аристотелю, это общественное животное, наделенное разумом. Социальность, разумность, способность различать добро и зло – таковы основные характеристики, присущие человеку. В своих рассуждениях о человеке Аристотель предстает как философ, ратовавший в условиях рабовладельческого общества за гармоничное развитие личности свободного человека. Гармоничное сочетание возвышенной моральности, внешней и внутренней красоты и общественно-политической зрелости он выражал при помощи термина «калакагатия». Калакагатией человек обладает лишь тогда, когда он становится добродетельным существом, когда развиты его внутренние силы. Поэтому задача каждого члена общества состоит в том, чтобы выявить и развить свои потенциальные задатки и возможности.

Д) Разум главное средство познания

В учении о познании Декарт был родоначальником рационализма, который сложился в результате наблюдений над логическим характером математического знания. Математические истины, по Декарту, совершенно достоверны, обладают всеобщностью и необходимостью, вытекающими из природы самого интеллекта. Поэтому Декарт отвёл исключительную роль в процессе познания дедукции, под которой он понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Достоверность аксиом усматривается разумом интуитивно, с полной ясностью и отчётливостью. Для ясного и отчётливого представления всей цепи звеньев дедукции нужна сила памяти. Поэтому непосредственно очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассуждениями дедукции. Вооружённый достоверными средствами мышления - интуицией и дедукцией, разум может достигнуть во всех областях знания полной достоверности, если только будет руководствоваться истинным методом. Заслуга Декарта перед философией в том, что он: обосновал ведущую роль разума в познании; выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах; стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии; выдвинул теорию о научном методе познания.

Разум - как основа человека

Философию Рене Декарта можно считать образцовой системой рационализма. Главной задачей своей жизни Декарт считал построение системы наук при помощи рационального метода, исходя из подлинно достоверных начал. С этой целью он подверг все знания, которыми может обладать человек радикальному сомнению: все, в чем существует хотя бы малейшее сомнение, должно быть отброшено. Для этого Декарт водит гипотезу злого демона, очень могущественного существа, которое стремиться нас обмануть, и окружает нас иллюзиями. Согласно Декарту сомнению подлежит вся информация, полученная нами от других людей и от наших органов чувств (поскольку и другие люди, и наши чувства могут обманываться). Мы можем сомневаться и в самом существовании внешнего мира, о котором нам свидетельствуют чувства, и даже в существовании собственного тела (на что указывает феномен фантомных болей, когда человеку кажется, что у него болит ампутированная конечность). Единственная истина, в которой невозможно усомниться -- cogito ergo sum -- "я мыслю, следовательно, я существую", а именно как мыслящая вещь или субстанция (res cogitans). Но обнаруживая в себе идею наисовершенного существа (Бога) и свое собственное несовершенство, Декарт приходит к выводу, что причиной этой идее может быть только реально существующее наисовершеннейшее существо (таким образом Декарт доказывает бытие Бога). Из существования Бога Декарт выводит существование внешнего мира: то, что я мыслю ясно и отчетливо как реально существующее, на самом деле существует, поскольку в ином случае Бог, сотворивший нас ясно воспринимающими окружающий мир, был бы обманщиком, что противоречит Его совершенству.

То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом: в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.); зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.); следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах; сомнение -- свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит; мыслить может реально существующий человек; следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания; поскольку мышление -- это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.

В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: "Я мыслю, следовательно, я существую".

Е) Душа бессмертна

Учение Сократа

У Сократа существовали свои доказательства бессмертия души. Ведь без нее, при наличии одного лишь тела, человек, по мнению античного мыслителя, и вовсе был бы лишен разума. Благодаря душе люди способны приобщиться к божественным знаниям. Разум позволяет человеку познать окружающий мир, обладать членораздельной речью, творить добрые и злые дела. То есть душа осуществляет руководство телом человека. Однако при этом сама она управляется разумом. Сократовская вера в бессмертие души подтверждена его последними беседами с друзьями. Подобные разговоры были тесно связаны с идеей о существовании единого божественного Разума. Он и сотворил мир на основании порядка и гармонии. Этот Разум, по утверждениям Сократа, является вечным от своего начала. Он и выступил той силой, которая наделила человека мыслящей душой, речью и бессмертием. Именно поэтому нам крайне важны знания не только о мире и природе, но и о собственной душе. Постигнув разумом собственное бессмертие, человек способен начать жить с соблюдением праведных законов и никогда не испытывать страха смерти. Помимо этого, он получит уверенность в своем будущем, представляющем собой загробное счастье.

Учение Платона

В философии Платона одно из основных мест занимает идея бессмертия души. Эта субстанция, по мнению античного мыслителя, правит всем, что находится на море и на земле, при помощи своих движений, которыми являются забота, усмотрение и желания. Платон утверждал, что Земля, Солнце и все прочее представляют собой лишь формы души. Сама же она первична, когда материальные тела являются производными. Их мыслитель рассматривает как вторичные объекты.

Ж) Смысл человеческой реализация творческой способности

Виды творчества определяются характером созидательной деятельности (Творчество изобретателя, организатора, научное и художественное творчество и т. п.). Идеализм рассматривает художественное творчество как божественную одержимость (Платон), как «животворное дыхание бессознательного» (Э. Гартман), как мистическую интуицию (Бергсон), как проявление инстинктов (Фрейд). Согласно марксистско-ленинской теории; в процессе творчества принимают участие все духовные силы человека, в т. ч. воображение, а также обретаемое в обучении и в практике мастерство, необходимое для осуществления творческого замысла. Возможности для творческой деятельности зависят от общественных отношений. Социализм, преодолевая отчуждение труда и человеческих способностей, существующее в обществе, основанном на частной собственности, создает условия для развития всех видов творчества и развития творческих способностей у каждой человеческой личности.

В самом широком смысле, можно сказать, что творчество — деятельность, направленная на создание нового, никогда ранее не существовавшего, поэтому оно отличается неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. В результате творчества создаются новые объекты и качества, схемы поведения и общения, новые образы и знания.

Творчество — многоликий феномен. Поэтому разные грани творчества становились предметом исследования в различные эпохи. Внутри творчества проступали разные аспекты — объектный, эмоциональный, информационный, коммуникативный, психологический, личностный.

Творческая деятельность - это самодеятельность, охватывающая изменение действи­тельности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценно­стей, новых, более прогрессивных, форм управления, воспитания и раздвигающая пре­делы человеческих возможностей. В основе творчества лежит принцип деятельности, а кон­кретнее, трудовой деятельности. Процесс практического преобразования человеком окружаю­щего мира в принципе обусловливает и формирование самого человека. Творчество является атрибутом деятельности лишь человеческого рода. Родовой сущностью человека, его важней­шим атрибутивным свойством, является предметная деятельность, суть которой - творчество. Однако этот атрибут не присущ человеку с рождения. В данный период он присутствует только в виде возможности. Творчество не дар природы, а приобретенное через трудовую дея­тельность свойство. Именно преобразующая деятельность, включение в неё являются необ­ходимым условием развития способности к творчеству. Преобразующая деятельность человека воспитывает в нем субъекта творчества, прививает ему соответствующие знания, навыки, воспитывает волю, делает его всесторонне развитым, позволяет создавать качест­венно новые уровни материальной и духовной культуры, т.е. творить. Таким образом, прин­цип деятельности, единство труда и творчества раскрывают социологический аспект анализа основ творчества. Творческая деятельность есть главный компонент культуры, её сущность.

З) Каждая культура уникальна

Из идей Шпенглера развилось новое направление в культуро­логии и философии науки. После работ Шпенглера исследователи стали замечать то, что раньше ускользало от внимания. Теперь уже нельзя обойтись без исследования того, как, каким образом внерациональные смысловые основания культуры детерминируют развитие не только религии и искусства, но и науки и техники. И заслуга от­крытия (постановки) этой проблемы принадлежит Шпенглеру.

Итак, в основе каждой культуры лежит душа, а культура — это символическое тело, жизненное воплощение этой души. Но ведь все живое смертно. Живое существо рождается, чтобы реализовать свои душевные силы, которые затем угасают со старостью и уходят в небы­тие вместе со смертью. Такова судьба всех культур, которые рожда­ются в этот мир из таинственного хаоса душевной жизни. Шпенглер по-настоящему не объясняет истоки и причины этого рождения, но за­то дальнейшая судьба культуры нарисована им со всей возможной выразительностью. «Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека. У каждой есть свое детство, своя юность, своя возмужалость и старость» (Там же. С. 265). «Культура рождается в тот миг, когда из прадушевного состояния вечно-младенческого челове­чества пробуждается и отслаивается великая душа... Она расцветает на почве строго отмежеванного ландшафта, к которому она остается привязанной чисто вегетативно. Культура умирает, когда эта душа осуществила уже полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств, наук...»

По Шпенглеру, каждая культура имеет не только свое искусство (к этой мысли все уже привыкли), но свое собственное естествознание и даже свою уникальную природу, ибо природа воспринимается челове­ком через культуру. «Каждой культуре присущ уже вполне индивиду­альный способ видения и познания мира- как природы, или—одно и то же—у каждой есть своя собственная, своеобразная природа, каковой в точно таком же виде не может обладать ни один человек иного склада. Но в еще более высокой степени у каждой культуры... есть... собственный тип истории, в... стиле которой он непосредственно созерцает, чувствует и переживает общее и личное, внутреннее и внешнее, всемирно-исто­рическое и биографическое становление»

И) Природа человека противоречива

Одним из наиболее интересных свойств природы человека является его противоречивость. Н. А. Бердяев писал, что человек может познавать себя «сверху и снизу», из божественного начала и из демонического в себе начала. «И он может это делать потому, что он двойственное и противоречивое существо, существо в высшей степени поляризованное, богоподобное и звероподобное. Высокое и низкое, свободное и рабье, способное к подъему и падению, к великой любви и жертве и к великой жестокости и беспредельному эгоизму»

Наиболее очевидным проявлением этого свойства природы человека является следующее. Человек — самое слабое существо в мире млекопитающих, его инстинкты слабее, дети беспомощней, чем у животных. И в то же время он самый значимый элемент не только общества, культуры, но и Вселенной. Действительно, «мир таков, каков он есть, потому что есть люди на Земле. Человек создал биосферу Земли и этим изменил Космос»

Существует множество внутренних, духовных, экзистенциальных противоречий, которые несет в себе человек.

• Будучи высоко пластичным, человек ни в какой момент своей жизни, начиная с первых месяцев ее, не является совершенно аморфной массой, готовой принять любую, «наложенную извне» форму.

• Будучи существом материальным, человек не может жить только в материальном мире. Воздействие внешнего мира всегда органично сочетается с полновесным влиянием на человека его внутреннего, созданного воображением и воспринимаемого как реальность, мира. За придуманные им самим мифы и идеи он готов отдать самое дорогое - свою жизнь и жизни других людей. Иногда взаимодействие реального и воображаемого пространств бытия человека гармонично, уравновешено. Иногда одно преобладает над другим, иногда у человека возникает трагическое ощущение взаимоисключения этих двух сторон его жизни. Но всегда и тот, и другой мир необходимы человеку, всегда он живет в них обоих.

• Человеку свойственно жить одновременно и по рациональным законам, и по законам совести, добра и красоты, а они зачастую не только не совпадают, но прямо противоречат друг другу.

• Будучи детерминирован социальными условиями и обстоятельствами, человек сам создает эти условия, и среда его бытия во многом зависит от него самого. Даже находясь в полном одиночестве, человек ориентируется на общественные стереотипы и установки, испытывает острую потребность в нриродненности. В то же время никогда ни один человек не поглощается полностью обществом, не «растворяется» в нем, он всегда сохраняет свою автономность. Даже адаптированный к самым жестким социальным условиям человек сохраняет хотя бы минимум самостоятельности своих реакций, оценок, поступков, минимум способности к саморегуляции, к автономности своего существования, своего внутреннего мира, минимум непохожести на других. Никакие условия не могут лишить человека внутренней свободы, которую он обретает в воображении, творчестве, мечтах.

• Свобода — одна из высших ценностей человека, извечно ассоциирующаяся со счастьем. Ради нее человек способен отказаться даже от своего неотъемлемого права на жизнь, от стремления к самосохранению. Но достижение полной независимости от других людей, от ответственности перед ними и за них, от обязанностей и пр. делает человека одиноким и — несчастным.

• Человек осознает свою «ничтожность» перед мирозданием, природными стихиями, социальными катаклизмами, судьбой, Богом и т.н. И вместе с тем нет людей, которые не имели бы чувства собственного достоинства, унижение этого чувства чрезвычайно болезненно воспринимается всеми людьми: детьми и стариками, слабыми и больными, социально зависимыми и угнетенными. В то же время чувство собственного достоинства не исключает самокритичности и даже самоуничижения.

• Человеку жизненно необходимо общение и в то же время он стремится к уединению, и оно оказывается тоже очень важным для его полноценного развития.

• Человек — одновременно существо рутинное и творческое: проявляет креативность и тяготеет к стереотипам, в его жизни большое место занимают привычки.

• Человек — существо в определенной мере консервативное, стремящееся сохранить традиционный мир, и революционное, разрушающее устои, переделывающее мир под новые идеи, «иод себя».


написать администратору сайта