Главная страница

семинар. А образ Катерины как национальный русский характер. Стихийный протест Катерины против угнетения свободы личности. Сущность и причина трагедии Катерины роль событий, поступков, оценка других персонажей


Скачать 22.38 Kb.
НазваниеА образ Катерины как национальный русский характер. Стихийный протест Катерины против угнетения свободы личности. Сущность и причина трагедии Катерины роль событий, поступков, оценка других персонажей
Дата08.10.2022
Размер22.38 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файласеминар.docx
ТипРассказ
#721599

А) Образ Катерины как национальный русский характер. Стихийный протест Катерины против угнетения свободы личности. Сущность и причина трагедии Катерины: роль событий, поступков, оценка других персонажей.

На мой взгляд, главная черта Катерины – ее простота и душевность, присущая многим русским людям. Никому не желая зла, она мечтала о счастье и благополучии. Вспоминая о своем детстве и девичьих годах, девушка рассказывает Варваре о том, как формировался мир ее чувств и настроений. Ласка матери, которая в дочери “души не чаяла”, уход за любимыми цветами, которых у Катерины было “Много-много”, вышивание по бархату, посещение церкви, рассказы странниц – такова была жизнь героини до замужества.

Она жила в замкнутом мире, погружаясь порой в сказочные грезы и мечты: “В солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют”.

Катерина добра к окружающим, которые, к сожалению, не замечают этого. Она очень много общается с Варварой, доверяет ей свои сокровенные мысли. Девушка пытается найти отзывчивость в сердце мужа, изо всех сил старается быть ему любящей и верной женой.

Но все попытки разбиваются о рабскую приниженность Тихона и грубость его интересов. Тихон думает только о том, как бы забежать к Дикому “выпить”, покутить…

Катерина говорит языком образным, певучим, очень близким к народу. Скорее всего, на нее повлияли рассказы странниц, нищих, бродяг, которые путешествовали по стране, распространяя устное народное творчество. Из этих рассказов Катерина почерпнула и образные сравнения (точно голубь воркует; дым, точно облака; летала бы, как бабочка), народные обороты (души не чаяла), и певучесть речи, и песни. Думая о Борисе, девушка восклицает: “Ветры буйные, перенесите вы ему печаль-тоску мою!” В языке героини, кроме того, чувствуется еще и некоторая “книжность”.

Язык девушки красочнее и ярче, чем у других персонажей “Грозы”.

Натура мечтательная, впечатлительная, с характером “любящим, идеальным”, по определению Добролюбова, Катерина в то же время обладала пылкой и страстной душой. “Такая уж я зародилась горячая! Я лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега.

На другое утро уж нашли верст за десять!” Ее решительность, ее настрой бороться за свое счастье достигают пика, когда Катерина встречает Бориса. Борис, с первого взгляда, не похож на окружающих, он подарил ей новые впечатления и надежду на счастье. К сожалению, только надежду…

Любовь к Борису у девушки была безоглядной, пылкой, не знающей преград. Так любить могут немногие! Весь смысл существования Катерины сошелся в этом человеке.

Эта любовь открывала ей дорогу в иную, лучшую жизнь: “Кабы моя воля, каталась бы я теперь на Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись”. Мечтательность, безграничная любовь, решительность и искренность непременно помогли бы Катерине обрести счастье, но не в обществе Кабаних и Диких, самодуров и лицемеров. Чистая душа девушки не смогла выжить в этом удушливом обществе.

Смерть оказалась предпочтительнее.

Поступок Катерины – доказательство ее духовной силы и смелости. Она не побоялась сделать вызов окружающему обществу. Она не побоялась бороться до последнего за любовь, в отличие от Бориса.

Образ Катерины очень близок и понятен народу. И тем контрастнее она выглядит на фоне самодуров города Калинина. Образ главной героини пьесы по праву принадлежит к лучшим образам женщин не только в творчестве Островского, но и всей русской литературе.

Добролюбов определял характер Катерины как «решительный, цельный, русский». Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести. Цельный, потому что в характере Катерины все гармонично, едино, ничто не противоречит друг другу, потому что Катя составляет единое с природой, с Богом. Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить, способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения, оставаясь при этом самим собой, свободным.

В основе протеста Катерины против гнета «темного царства» лежит естественное стремление отстоять свободу своей личности. Неволя - вот имя ее главного врага. Внешне условия жизни в Калинове ничем не отличаются от обстановки детства Катерины. Те же молитвы, те же обряды, те же занятия, но «здесь» , отмечает героиня, «все как будто из-под неволи» . Неволя несовместима с ее свободолюбивой душой. «А горька неволя, ох, как горька! » - говорит она в сцене с ключом, и эта мысль приводит ее к решению увидеться с Борисом. Всем своим существом Катерина чувствовала, что жить в «темном царстве» хуже смерти. И она предпочла смерть неволе. «Грустно, горько такое освобождение, - писал Добролюбов, -но что же делать, когда другого выхода нет».

Героиня отстаивает свободу своей личности. В этом лежит основа протеста Екатерины. Жизнь ее не сильно отличалась от прошлой, но все происходило по неволе. Отчаявшись, она встречается с Борисом. После решает погибнуть, чем жить в вечном мраке.

Девушка искренне верит, что все люди добры и возвышенны, однако, выданная замуж, сталкивается с жестокой реальностью. Несмотря на такое отношение к себе от мужа и свекрови, она все равно пытается найти к ним подход, полюбить мужа и жить счастливо, но окружение обрубает все ее попытки на корню.

Протест Катерины выражается в первую очередь ее готовностью пойти против всего «темного царства»: всех консервативных помещиков, ее свекрови, мужа, тех, кто пытался удержать ее свободолюбивую натуру.

Девушка ясно понимала свою измену и ее непростительность, поэтому она честно призналась в этом. Ее искренность не нашла отклика, ее новая семья просто продолжала «душить» Катерину своими придирками, так что героине было легче умереть, чем поступиться своими принципами и продолжать жить в таком окружении. Ее смерть – самый настоящий протест против всего темного царства.

Сам образ Катерины – это протест. Она не старалась стать такой, как окружение. Не старалась специально. С другой стороны, среда эта не повлияла на неё – даже подсознательно. Катерина не стала сплетничать, красоваться, она не подлизывалась даже к свекрови! Её любовь к Борису, конечно, это тоже протест против условностей. Да, тут (в этой отдушине настоящего чувства) жена как бы совершает преступление, но ей бы следовало давно уйти от мужа, который так плохо к ней относился.

А этот городок, где она жила – такой же, как и её свекровь. Тут все (как на подбор) – тёмные, ограниченные, злые сплетники. Они и сами не живут, и другим не дают жить! Есть один изобретатель, но и от него мало толку. Все только и знают, что гулять в дорогих нарядах по главной улице – это, кроме сплетен, единственное развлечение.

Главная героиня Катя — самый яркий персонаж в произведении. Её образ представляет собой резкий контраст с остальными обитателями города. Она понимает, что отличается от других горожан, и ощущает в себе тягу к свободе, знаниям, любви.

Барышня выросла в хорошей семье в любви и заботе. Матушка её баловала, не принуждала к работе, позволяла делать всё, что хотелось. Жизнь её была беспечна, весела и беззаботна. Она любила гулять в парке, её поэтичная душа тонко чувствовала красоту природы. Девушка мечтательна, свободолюбива, правдива, романтична, ранима. Благодаря воспитанию она впитала в себя все вековые традиции русского народа:

  • покорность старшим и смирение;

  • набожность;

  • подчинение обычаям.

Не получившая образования, она чрезвычайно любила слушать рассказы о мире от странниц и богомолок, впитывая информацию и серьёзно воспринимая их религиозные предрассудки

Но, согласно законам того периода, её рано выдают замуж. Катерина честно пытается полюбить супруга и быть ему хорошей и верной женой. Но загнанная в рамки и постоянно третируемая бессердечной свекровью, она начинает чувствовать себя «птичкой в клетке». Ей нужна любовь, забота. Она желает детей, мечтает заботиться о них.

Но неумный и слабый муж полностью находится под материнским влиянием, не может оказать ей противостояние. Только потеряв жену, он открыто обвинил мать в её смерти, в чём и выразился протест Тихона.

И вдруг появляется Борис… Её сердце, истосковавшееся по любви, тянется к нему, видит в нём родственную душу и полагает, что он также непохож на других, как и она. Молодая женщина хочет перемен, счастья, семейного благополучия. Катерина честно пытается бороться с собой. При прощании с мужем, уезжающим по делам, она просит и молит не оставлять её одну, просит взять с собой. Она боится себя и чувствует, что её хрупкий мир пошатнулся. Но Тихон прилюдно, по указке матери, даёт ряд унижающих наставлений:

  • не груби и почитай свекровь;

  • не сиди сложа руки;

  • в окна не смотри;

  • на молодых не заглядывайся.

Судьба Катерины сложна. Будни полны постоянных конфликтов со свекровью. Кабаниха умело манипулирует сыном, закатывает скандалы и истерики, унижает молодую невестку, оскорбляет. Екатерина безуспешно пытается отстоять своё человеческое право на самостоятельность.

И вот тогда молодая женщина попадает под влияние сестры мужа Варвары. Варвара ­­­- яркий представитель обычного городского обывателя. Она не видит ничего плохого в обмане и всячески способствует сближению двух влюблённых.

И влекомая неизвестным ей чувством, Катерина сдаётся. Но религиозные предрассудки отравляют её существование. Нежное, трепетное чувство к молодому человеку она воспринимает как страшный грех.

Катерина не принимает устой общества своего времени, не хочет и не может жить во лжи. Она протестует и публично признаётся в своём грехе. Борис пытался отговорить её от неосторожного поступка и не берёт с собой уезжая.

После этого признания жизнь её становится невыносима. Остаётся только два пути: вернуться в дом Кабанихи или самоубийство. Она не видит выхода, не имеет сил дальше бороться, не понимает, что дальше делать, и в итоге всё это приводит её к гибели. В порыве жеста отчаяния она делает свой сознательный выбор и бросается в реку с высокого берега, в чём и выражается протест Катерины.

Самоубийство Катерины может вызвать двойственные чувства, одновременно взывая: «а докажите, что смерть Катерины — это протест против ущемления свободы личности». С одной стороны, такой поступок можно считать слабостью. Но она борется как может и не видит другого выхода. С другой стороны, можно ли молодой женщине в одиночку противостоять обществу, не увязнув в болоте «тёмного царства»?

С какого же момента началась трагедия Катерины? С того самого, как она оказалась в доме Кабановых. С того самого, как стала жить по их законам. Хотя обычаи в их доме и были такие же, как в ее родном, вот только здесь они выполнялись будто бы по принуждения.

В родных краях девушка жила вольно и свободно. Могла весь день беззаботно слушать рассказы да пение странниц. Никогда не выполняла тяжелую работу. Но как только девушка перебралась в дом мужа, ей стало казаться, будто она уже не может дышать полной грудью, негде стало ей разгуляться.

Причиной стали натянутые отношения между свекровью и невесткой. Кабаниха, любящая жесткие правила и порядок, постоянно цеплялась к Катерине, доводила ее. Причина была в том, что она слишком ревновала своего любимого сына к другой женщине. Ведь после свадьбы любовь Тихона стала доставаться не только ей, а еще и Катерине.


написать администратору сайта