Главная страница
Навигация по странице:

  • Введение 3Биография 4 Ранние годы 4 Петербург 5 «Новое время» 6Издательская деятельность

  • Итоги 31Список использованной литературы

  • Реферат «а.С. Суворин» По Истории Книжного Дела (Куприянова Т. Г.). Реферат «а.С. Суворин» По Истории Книжного Дела (Куприянова Т. А. С. Суворин


    Скачать 201.5 Kb.
    НазваниеА. С. Суворин
    АнкорРеферат «а.С. Суворин» По Истории Книжного Дела (Куприянова Т. Г.).doc
    Дата05.10.2018
    Размер201.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРеферат «а.С. Суворин» По Истории Книжного Дела (Куприянова Т. Г.doc
    ТипДоклад
    #25538
    КатегорияИстория
    страница1 из 3
      1   2   3


    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ

    Факультет издательского дела и журналистики

    Доклад на тему:

    «А.С. Суворин»

    Преподаватель: Выполнила:

    Юдин А.В. студентка 1 курса группы ВКИ1-2

    Князева Е.Е.

    2008

    Оглавление


    Введение 3

    Биография 4

    Ранние годы 4

    Петербург 5

    «Новое время» 6

    Издательская деятельность 7

    «Дешевая библиотека» 14

    «Сказания иностранцев о России» 22

    Библиофильские издания 25

    «Роскошные издания» 26

    Издание справочников 28

    Итоги 31

    Список использованной литературы 36

    Введение


    А.С.Суворин (1834-1912) начал как журналист провинциальной газеты, продолжил эту стезю в Петербурге, а затем стал не только журналистом, но книгоиздателем, драматургом и руководителем театра.

    «Если деятельность Суворина, как публициста и руководителя большой газеты, возбуждала массу отрицательных отзывов со стороны различных слоев русского общества, – писал современник А.С. Суворина, – то деятельность его как издателя оценивалась всеми общественными лагерями одинаково сочувственно. И несомненно издательством Суворин создал себе памятник в истории русской книги, к подножию которого охотно все, без различия политических взглядов, положат ему венок».1

    Издательский и книготорговый размах Суворина был таков, что современники называли его «Наполеоном книжного дела». Поэт В.С. Курочкин (1831-1875) написал сатирическое стихотворение, где предрекал, что Суворин «проглотит» все популярные газеты и журналы, все книжные лавки:

    …Чьи издания


    в ходу теперь более?

    – Господина Суворина. Он,

    Знать,

    такая далась монополия,

    Всю печать нынче забрал

    в полон.

    А вот эта чья лавка? –

    Суворина.

    В книжном деле нет выше

    столпа:
    Он убил магазины

    все книжные,

    И бороться нельзя с ним

    никак.

    Биография


    Ранние годы

    Алексей Сергеевич Суворин родился 11 сентября 1834 г. в селе Коршеве Бобровского уезда Воронежской губернии (ныне Бобровский район Воронежской области). Отец его был государственный крестьянин того же села, отданный по набору в солдаты, раненый при Бородине и получивший затем офицерский чин; он дослужился до капитана, что в то время давало потомственное дворянство.

    Суворин учился в воронежском Михайловском кадетском корпусе и в специальных классах Дворянского полка (ныне Константиновское военное училище), которые он окончил в 1853 г. и был выпущен в сапёры. Вскоре он вышел в отставку. В начале 1856 г. выдержал экзамен на звание учителя уездного училища и отдался педагогической деятельности, сначала в Боброве, затем в Воронеже, где сблизился с М.Ф.Де-Пуле и поэтом И.С.Никитиным.

    С 1858 г. Суворин стал помещать переводные стихи в «Вазе», «Московском вестнике» и статьи в «Весельчаке» и «Русском дневнике». В изданной Де-Пуле «Воронежской беседе» (1861) Суворин поместил, рассказ из народной жизни «Гарибальди», имевший успех у публики, благодаря публичному чтению его артистом Малого театра Провом Садовским. Несколько корреспонденций из Воронежа (под псевдонимом Василий Марков) в «Русской речи» (1861) обратили на себя внимание издательницы этого журнала, графини Сальяс, которая предложила Суворину переселиться в Москву и принять постоянное участие в «Русской речи». Когда «Русская речь» прекратилась, Суворин занялся составлением книжек для народного чтения, для московского «Общества распространения полезных книг» («Ермак, покоритель Сибири», «Боярин Матвеев», «История Смутного времени»; последняя не была пропущена цензурой). Повесть «Солдат и солдатка» был напечатан в журнале «Современник» (1862, № 2), «Жизнь патриарха Никона» – в «Ясной Поляне» Л.Н.Толстого (есть отдельное издание), в журнале «Отечественные записки» – рассказ «Отверженный» (1863, № 1) и повесть «Алёнка» (1863, № 7 и 8).
    Петербург

    В 1863 г. Суворин переселился в Петербург, где писал обозрение журналов в «Русском инвалиде» (за подписью А. И-н) и стал секретарём и ближайшим сотрудником «Санкт-Петербургских ведомостей», занявших после перехода к В.Ф.Коршу одно из первых мест в рядах умеренно-либеральной печати. Здесь Суворин под псевдонимом А.Бобровский поместил ряд полубеллетристических очерков текущей жизни, собранных затем в отдельной книжке под заглавием «Всякие» (Санкт-Петербург, 1866). Прибавленные главы послужили поводом к возбуждению против Суворина в 1866 г. судебного преследования. Окружной суд приговорил автора к 2 месяцам тюремного заключения; судебная палата заменила это наказание 3 неделями содержания на гауптвахте. Самая книга была сожжена (изложение её содержания см. в «Сборнике сведений по книжно-литератур. делу за 1866 г.» Черепина, М., 1867).

    Широкую известность Суворин приобрёл во второй половине 1860-х годов, когда он под псевдонимом Незнакомец стал писать в «Санкт-Петербургские ведомости» воскресный фельетон («Недельные очерки и картинки»). Крупное значение в газетном деле этому фельетону впервые дал блестящий талант Суворина, соединявший в себе тонкое остроумие с искренностью чувства и уменьем к каждому предмету подойти со стороны его общественного значения. Суворин расширил рамки воскресного фельетона, введя в него обсуждение самых различных сторон современной государственной, общественной и литературной жизни.

    По своим убеждениям Суворин был умеренно-либеральный западник, исходивший из принципов широкой политической свободы, терпимости и протеста против узкого национализма. Это сближало его, между прочим, с «Вестником Европы», где он в 1869–1872 гг. помещал заметки о новых книгах и ряд критических и других статей (более крупные из них: «Новый роман Виктора Гюго», 1869, №№ 6 и 7; «Французское общество в новом романе Флобера», 1870, №№ 1 и 2; «В гостях и дома (Заметки о Германии)», 1870, №№ 9 и 10; «Русская драматич. сцена», 1871, № 1; «Историческая сатира» («История одного города» Щедрина), 1871, № 1).

    Огромный успех фельетонов Незнакомца сделал его имя ненавистным в известных кругах, и когда в 1874 г. В.Ф.Корш и его редакция были устранены от «С.-Петербургских ведомостей» (см. Б.Маркевич, Корш, СПб. вед.), то одним из главных к тому мотивов были выставлены фельетоны Суворина. Вынужденный уход Суворина из «С.-Петербургских ведомостей» вызвал всеобщее сожаление, сказавшееся весьма ярко, когда С. в начале 1875 г. выпустил две книжки своих «Недельных очерков и картинок». Очерки, в основном писанные на злобу дня, в значительной степени уже утратили интерес, но тем не менее были раскуплены в несколько дней – факт для книжной торговли того времени почти небывалый.
    «Новое время»

    В конце 1875 г. Суворин стал писать воскресные фельетоны в «Биржевых ведомостях» Полетики, а в начале 1876 г. приобрёл вместе с В.И.Лихачевым «Новое время». В роли официального редактора он не мог выступить по цензурным причинам и считался только издателем, кем и оставался до конца жизни. Ожидания, возбужденные переходом «Нового времени» к Суворину, были большие; никто не сомневался в том, что воскресают Коршевские «СПб. вед.»; Салтыков и Некрасов дали свои произведения для первых номеров. Но этим ожиданиям не суждено было сбыться. Став наиболее яркой выразительницей симпатий к болгарскому восстанию 1876 г., газета имела огромный успех не только среди прежних поклонников таланта Суворина, но и в публике совсем иного сорта. Это повело к тому, что через 1-2 года духовный облик издателя становится до неузнаваемости иным, скорее консервативного направления.

    Лично Суворин, впрочем, не может быть отождествлён с его газетой. Литературная его манера осталась, в общих чертах, та же, какая была у него в «С.-Петербургских ведомостях»; она в основном была свободна от грубого задевания личности, от вульгарных издевательств (в отличие от ведущего критика «Нового времени» В.П.Буренина). Публицистическая деятельность Суворина с приобретением «Нового времени» в общем ослабела. От воскресного фельетона он себя освободил и только изредка вёл рубрику «Маленькие письма».

    Последние годы Суворин усердно занимался театром, к которому издавна был близок, как театральный рецензент, и стал во главе литературно-артистического кружка (Малый театр).
      1   2   3


    написать администратору сайта