Главная страница
Навигация по странице:

  • АНАЛИЗ хорового произведения«Закувала зозуленька»

  • СОДЕРЖАНИЕ Сведения о произведении и его авторах Цицалюк Григорий Никифорович

  • Украинская народная песня

  • Календарно-обрядовые

  • Крепостного быта (чумацкие, наймитские, бурлацкие и т. д.) Исторические песни

  • Украинская лирическая песня

  • Литературный текст Литературной основой произведения является текст украинской народной песни «Закувала зозуленька»: Закувала зозуленька на стодолі

  • на розі

  • Нехай твоя руса коса з i ллям

  • Музыкально-теоретический анализ

  • Закувала зозуленька. 4а закувала анализ пед мой виня. Анализ хорового произведения Закувала зозуленька Украинская народная песня в обработке Г. Н. Цицалюка


    Скачать 238 Kb.
    НазваниеАнализ хорового произведения Закувала зозуленька Украинская народная песня в обработке Г. Н. Цицалюка
    АнкорЗакувала зозуленька
    Дата23.11.2022
    Размер238 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла4а закувала анализ пед мой виня.doc
    ТипДокументы
    #807467
    страница1 из 3
      1   2   3

    Министерство образования Республики Беларусь

    Учреждение образования

    «Белорусский государственный педагогический университет

    имени Максима Танка»

    Факультет эстетического образования

    Кафедра хорового и вокального искусства
    АНАЛИЗ

    хорового произведения

    «Закувала зозуленька»

    Украинская народная песня в обработке Г.Н. Цицалюка

    Выполнила:

    студентка 40гр.

    заочной формы

    получения образования

    Довнар Н.А.

    Руководитель:

    преп. Винярская В.А.

    Минск, 2014

    СОДЕРЖАНИЕ

    Сведения о произведении и его авторах

    Цицалюк Григорий Никифорович

    (1929 – 1995)

    Григорий Никифорович Цицалюк – украинский композитор, заслуженный деятель искусств УССР (1977), с 1982 г. – председатель правления Харьковской организации СКУ, с 1974 г. – член правления СК СССР, награжден медалями.

    Цицалюк Г.Н. родился в селе Подольское Хмельницкой области. В 1953 году окончил Львовскую консерваторию по классу С.Ф.Людкевича. С этого же года становится художественным руководителем Винницкой филармонии. С 1958 г. по 1967 – являлся дирижером оркестра народного ансамбля песни и танца Дома культуры «Серп и молот» в Харькове.

    С 1961 г. Г.Н. Цицалюк начинает преподавательскую деятельность в Харьковском университете культуры, а с 1962г. – и в Харьковском институте искусств. Начав педагогическую деятельность как старший преподаватель, к 1983 г. Г.Н. Цицалюк становится профессором.

    В своем творчестве композитор, опираясь на украинский фольклор, развивает классические традиции.

    Среди произведений композитора: сочинения для симфонического оркестра (симфония, поэмы «Отакар Ярош», «Легендарнi партизани», «Украïнскi симфонiчнi танцi» и др.), концерт для флейты с оркестром, элегии для валторны и камерного оркестра, произведения для хора («Наша слава» на сл.Ф.Белкина для солиста и хора ч фортепиано, «Цвiте краïна» на сл. А.Пришельца, «Хор лiсових дзвiночкiв» на сл. П.Тычины для детского хора с фортепиано и др.), музыка к театральным постановкам, камерно-инструментальные и камерно-вокальные сочинения, обработки народных песен.

    Украинская народная песня

    Музыкальность и певучесть являются одними из характерных черт украинского народа. О практике народной песни, существовавшей в древние времена на территории Украины, можно судить по старинным обрядовым песням. Многие из них отражением цельного мировоззрения времен первобытного человека, раскрывает отношение народа к природе и ее явлений.

    Самобытный национальный стиль наиболее полно представлен песнями центрального Приднепровья. Им свойственны мелодичная орнаментика, вокализация гласных, лады - эолийскийионийскийдорийский (нередко хроматизований) миксолидийский. Связи с белорусским и русским фольклором особенно ярко проявляются в фольклоре Полесья.

    В Прикарпатье и Карпатах развились свои отличительные песенные стили. Их определяют как гуцульский илемковский диалекты. Гуцульский фольклор отличается архаическими чертами в мелосе и исполнительской манере (интонирования, приближенный к натуральному строя, нисходящие глиссандо в окончаниях фраз, пение криками, импровизационная мелизматика, силлабический речитатив), взаимодействием вокального и инструментального начал, связями с молдавским и румынским фольклором. В ладовом отношении гуцульскому фольклору присущ особый - гуцульский строй, а также -эолийскийионийский, и дорийский лад.

    Для лемковского диалекта характерны связи с польской, венгерской, словацкой песенностью, которые проявляются в остро пульсирующем синкопированной ритме, преобладании мажора над минором, господстве силлабического речитатива.

    По своему значению в жизни народа, по тематике, сюжету и музыкальным особенностям украинская народная песня подразделяется на многие разнообразные жанры, которым присущи определенные признаки. В этом понимании наиболее типичными жанрами украинской песни являются:

    • Календарно-обрядовые (веснянки, щедривкигаивкиколядкикупальскиеобжинкові и др.)

    • Семейно-обрядовые  и бытовые

    (свадебные, шуточные, танцевальные (в том числе коломийки),частушкиколыбельные, погребальные, причитания и др).

    • Крепостного быта 

    (чумацкие, наймитские, бурлацкие и т. д.)

    • Исторические песни и думы

    • Солдатского быта

    (рекрутские, солдатские, стрелецкие)

    • Лирические песниибаллады.

    Украинская лирическая песня

    Народная лирика – богатейший раздел поэтического творчества. Лирические песни – это зеркало духовной жизни народа. Основная структурная особенность лирической песни состоит в единстве трех важных признаков:

    1. малый объем – от 8 до 30 стихов;

    Песня не имеет развернутого сюжета. Ее цель – достичь эмоционально впечатлительной передачи ситуаций, мыслей и переживаний. Поэтому изложение отличается краткостью и сжатостью.

    1. лирическая форма;

    Если в эпосе главное место занимают отражаемые в образах явления и факты объективной действительности, то в лирике основное значение имеет выражение того или иного отношения к этим фактам и явлениям, передача тех мыслей, чувств и настроений, которые они вызывают. Прежде всего предметом ее изображения является внутренний мир человека, его мысли и душевное состояние.

    1. лирическая песня – это стихотворный жанр.

    В ней существует внутреннее единство слова и напева, которое выражается в соответствии эмоционального и интонационного характера, синтаксической структуры предложений и структуры музыкальных фраз, словесного и музыкального ритма. В этом жанре велика смысловая и эмоциональная нагрузка слова.

    Лирические протяжные песни составляют основной раздел традиционной крестьянской песенной лирики. Это, как правило, песни с элегическим эмоциональным тоном, с раздумьями социального характера. Эти песни отражают общественный и внутрисемейный быт деревни разных эпох. Общий эмоциональный тон этих песен обычно выражает грусть, тоску, нередко обиду.

    В протяжных песнях существует два способа изложения быта и психологии. Одни песни излагают свое содержание в виде более или менее связного рассказа. Это протяжные песни типа повествования. Они имеют если не четко выраженный сюжет, то хотя бы какой-то завершенный сюжетный эпизод.

    Другие лирические песни имеют характер личных высказываний, раздумий, жалоб, воспоминаний. Это – песни-раздумья. Сюжетность в них ослаблена, констатируется только факт того или иного лирического настроения.

    Композиция лирических песен отличается своеобразием. Ее композиционные формы следующие:

    • монолог (размышление лирического героя, излияния чувств девушки, горький плач крестьянки, выданной замуж за нелюбимого);

    • диалог (менее распространенная);

    • повествовательная песня;

    • песни-описания (чаще всего эмоционально-лирическое содержание в них выражается символическими образами).

    Очень часто наблюдается взаимосвязь и взаимопроникновение различных композиционных форм. То есть, песня может начинаться повествованием или описанием, а далее следует диалог или монолог.

    Характерной особенностью лирической песни является зачин. Это своеобразное вступление, которое тематически подготавливает песню. Можно выделить несколько типов зачинов:

    • указание времени событий;

    • указание места действия;

    • обращение к близким, родным, дереву, птице, ветру, милому и т.д.;

    • психологический параллелизм.

    В лирической песне часто встречается припев. Припев может быть связан с текстом и выполнять смысловую и выразительную функцию, а может быть традиционным – делить песню на части, скреплять стихи, вести тему и эмоциональный тон.

    В текстах лирических песен часто используются различные повторы: слогов, слов, нескольких слов. Широкое распространение получили символические образы: чистое, поле, сизый голубь, туч темная и т.д. Нередко в лирических песнях употребляются обращения к различным предметам и явлениям природы. Еще одной ее характерной чертой является употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    Жанр хоровой обработки

    Впервые народную песню стали записывать, разрабатывать, изучать только в XVIII веке. Благодаря первым сборникам (составители – Кирша Данилов, В. Трутовский, И. Прач) до нас дошли лучшие образцы народных песен. Предтечей жанра хоровой обработки a cappella стало формирование в конце XVIII века национальной композиторской школы, в деятельности которой появилось стремление усиления национальных тенденций в русской музыкальной культуре, что нашло свое выражение в живом интересе к народному творчеству.

    Зарождение и становление жанра хоровой обработки a cappella в данный исторический период подготавливалось благодаря художественным прозрениям крупнейших мастеров – Е. Фомина и В. Пашкевича, наметивших перспективные пути композиторского освоения русской песенности: с одной стороны – приемы подголосочного развития, интонационного варьирования напева, ладовой переменности, с другой – опора на крупные хоровые формы, вплоть до песенных циклов (народно-обрядового действа).

    В условиях эпохи классицизма появление хоровых обработок народных песен было возможно только в комической опере, где фольклорному пласту отводилась функция интонационно-образной характеристики бытовой сферы и действующих лиц из простонародья, и только в хоре с сопровождением оркестра. Примером воплощения русской песенности в хоровой сфере явилась опера Е.Фомина «Ямщики на подставе» (1787), в которой из 11 номеров 7 написаны с участием хора.

    В XIX веке, в годы расцвета национальной оперы, под влиянием фольклорных тенденций в творчестве композиторов этого времени, получает широкое распространение новый самостоятельный жанр – хоровая обработка русской народной песни. Существенным вкладом в развитие этого жанра явились народно-песенные сборники 1830-1870х гг., авторы которых И. Рупин, Д. Кашин, С. Зайцев, Н. Афанасьев и др.

    Хоровые обработки русских народных песен в творчестве композиторов-классиков знаменуют собой качественно новый этап в развитии данного жанра. Если в ранних обработках встречались лишь отдельные проявления подголосочного склада, то в классических образцах имеет место всестороннее и подлинно национальное воплощение особенностей русского народного песенного стиля.

    В отличие от первых хоровых обработок, основой которых были городские напевы, в обработках композиторов-классиков решающее значение имели старинные крестьянские мелодии, особенно ценные записи песен. В творчестве композиторов-классиков сложились следующие типы хоровых обработок: гармонизация, полифонический тип, смешанный тип и свободная обработка. Принципы, положенные в основу гармонизации и обработки песен в первом сборнике М. Балакирева «40 русских народных песен» (1866), оказали влияние на трактовку народной песни в творческой практике.

    Одними из первых хоровых обработок русских композиторов-классиков явились обработки М. Мусоргского и Н. Римского-Корсакова. В их творчестве сформировалось новое отношение к народной песне: интерес к подлинным крестьянским напевам, чуткое проникновение в основы народного многоголосия, бережное отношение ко всем его особенностям.

    Продолжение традиций классиков и внесение новых черт в жанр обработки осуществляли в своем творчестве композиторы А. Лядов, А. Глазунов, А. Кастальский.

    Большой вклад в развитие жанра хоровой обработки внес А. Гречанинов. В его обработках появляется ряд новых приемов. Это, прежде всего, стремление композитора за счет значительного вариационного развития создать развернутую хоровую композицию, использование больших хоровых составов. Высокие художественные достоинства обработок А. Гречанинова, такие как, монументальность формы, развернутый модуляционный план, полифоническое звучание, вариационные изменения нашли свое дальнейшее отражение в обработках Чеснокова, Никольского, Кастальского, Калинникова и др.

    Значительное расширение рамок форм хоровых обработок, тяготение к масштабным произведениям у композиторов к. XIX-н.XX века, было направлено к тому, чтобы народная песня стала полноправным участником концертов, помогала воспитывать вкус слушателей, знакомя их с красотой и своеобразием русского народного песенного искусства.

    Роль обработки выросла в советское время. Народная песня была призвана хотя бы отчасти заполнить тот пробел, который образовался в результате исключения из хоровых программ обширного пласта классических произведений русской культовой музыки. Большое внимание уделяли обработке народной песни композиторы - Д. Шостакович, Г. Свиридов, А. Ленский, М. Коваль, А. Флярковский, И. Дунаевский; хоровые дирижеры – А. Свешников, В. Соколов, А. Юрлов.

    В настоящее время в композиторском творчестве растет интерес к новым (частушка), новейшим или, наоборот, старинным, мало популярным народным пластам (былины, плачи, причитания, духовный стих и т.д.). Заимствуемый материал – главным образом, мелодия – подчас сводится к минимуму (фраза, мотив), роль же его творческого переосмысления, разработки соответственно возрастает.

    Так обработка перерастет в переработку или, точнее, в свободное сочинение по мотивам песен (чаще всего современный композитор заимствует начальный мотив народной мелодии как исходный творческий импульс). Названный сложный процесс приводит к тому, что обработка постепенно утрачивает свою прежнюю функцию главного жанра, представляющего песенный фольклор в профессиональной музыке.

    Литературный текст

    Литературной основой произведения является текст украинской народной песни «Закувала зозуленька»:
    Закувала зозуленька на стодолі1 на розі2,

    Заплакала дівчинонька в батька на порозі.

    Іду яром до криниці коромисло гнеться.

    Чом до мене, моя мати, ніхто не пойшлеться.

    Багач доню не захоче, а бідній не сміє,

    Нехай твоя руса коса зiллям3 зеленіє.
    Стихотворный размер литературного текста народной песни - хорей. Это двухсложный размер, для которого характерно ударение на первом слоге в стопе (т.е. в строке ударными являются первый, третий, пятый и т.д. слоги):

    ∩́ __ / ∩́ __ /∩́ __ / ∩́_

    Украинская народная песня «Закувала зозуленька» относится к жанру лирических песен. Литературный текст проникнут настроением грусти, печали: молодая девушка тоскует без любви, грустит о том, что никто ее не берет в жены.

    Литературный первоисточник небольшой по объему – три куплета. Композитор Г.Н. Цицалюк его не изменяет, но, для придания музыкальной форме закругленности, использует в конце произведения повтор первого куплета. Следует также отметить, что заложенный в литературном тексте «скрытый» диалог между матерью и дочерью, композитор мастерски «раскрывает» в тексте музыкальном.

    Воплощая содержание литературного текста в музыке, композитор создает тонкую лирическую картину. С помощью использования различных хоровых тембров композитор создает диалог между персонажами народной песни: дочерью и матерью. Так, «партия» дочери поручена партии сопрано. Для нее характерно легкое, светлое звучание. «Партия» же матери (более старшей по возрасту, а, следовательно, и более мощной по звучанию) поручена альтовой партии.

    Первые два куплета литературного текста носят повествовательный характер (второй куплет скорее не вопрос дочери к матери, а ее недоумение). Поэтому и для музыкального языка характерна спокойная динамика, средняя хоровая тесситура.

    Третий куплет литературного текста – горький ответ матери на недоумение дочери: «Багач доню не захоче, а бiднiй не смiє, нехай твоя руса коса зiллям зеленiє» - является главным. Композитор полностью следует за текстом и в музыкальном материале третий куплет также становится кульминационным: повышается тесситура, мелодия переходит в партию альтов, появляется яркая динамика (f и ff), гармонический язык насыщается альтерированными аккордами.

    В целом, следует отметить, что Г.Н. Цицалюк в музыкальном тексте своего сочинения точно следует за логикой развития текста литературного.

    Музыкально-теоретический анализ

    Жанром произведения «Закувала зозуленька» является обработка народной песни.

    Его форма – куплетно-вариационная, что исходит от народной песни. Всего в анализируемом произведении четыре куплета. Первый, второй и четвертый куплеты являются точными музыкальными репризами друг друга (за исключением литературного текста). Четвертый же куплет полностью повторяет первый – и текстово, и музыкально. Таким образом, композитор достигает закругленности музыкального построения.

    Форма каждого из куплетов произведения «Закувала зозуленька» представляет собой квадратный период: 4+4, с остановкой на доминанте в середине построения (т.2-5):

    Пример

    Кульминация сочинения приходится на его третий куплет (т.10-17). Музыкально она выделена повышением общехоровой тесситуры, усилением динамики, появлением ярких динамических волн, указанием характера звучания как lamentoso (т.16).
      1   2   3


    написать администратору сайта