Главная страница
Навигация по странице:

  • Мелодический или горизонтальный строй

  • Гармонический строй Гармонический строй

  • Ансамбль хора Ансамбль

  • Закувала зозуленька. 4а закувала анализ пед мой виня. Анализ хорового произведения Закувала зозуленька Украинская народная песня в обработке Г. Н. Цицалюка


    Скачать 238 Kb.
    НазваниеАнализ хорового произведения Закувала зозуленька Украинская народная песня в обработке Г. Н. Цицалюка
    АнкорЗакувала зозуленька
    Дата23.11.2022
    Размер238 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла4а закувала анализ пед мой виня.doc
    ТипДокументы
    #807467
    страница2 из 3
    1   2   3

    Мелодический материал произведения составляет тема украинской народной песни «Закувала зозуленька». Несмотря на достаточно широкий диапазон основной темы (в объеме ноны), она отличается плавным, поступенным мелодическим движением. Несомненную сложность в ее исполнении представляют восходящие кварты, а также повторы одной и той же ноты (звук «g»):

    Пример

    Тема народной песни изложена в форме периода (состоящего из восьми тактов), с серединной каденцией на доминанте основной тональности (т.4).

    В третьем куплете основная тема произведения претерпевает некоторые изменения. Так, композитор здесь использует вариант изложения темы из первого куплета партии альтов, заменяя при этом звуки гармонической доминанты на натуральную. Кроме того, волнообразный рисунок мелодической линии сменяется на поступенный восходящий, который подготавливает кульминацию всего сочинения:

    Пример

    Темп, метр и ритм в анализируемом произведении «Закувала зозуленька» достаточно просты. Так, метр – 3/4 – является постоянным на всем его протяжении.

    Основной темп произведения – Andante (умеренно, не спеша) – претерпевает изменения между третьим и четвертым куплетами. Здесь в тактах 18-19 в партии фортепиано появляется темп Grave (важно, тяжело). Затем, в 20 такте снова возвращается первоначальное Andante.

    В области ритмики композитор использует движение восьмыми и четвертными длительностями. Половинные длительности, как правило, появляются в завершении музыкальных фраз. Самые мелкие ритмические длительности – шестнадцатые - появляются в 8 такте сочинения.

    Динамика в анализируемом произведении «Закувала зозуленька» отличается большим разнообразием. Так, здесь встречаются следующие динамические оттенки: ppp, pp, p, mp, mf, f, ff.

    Кроме этого композитор широко использует подвижную динамику – crescendo и diminuendo, а также филировку звучания. На постепенное угасание звучания указывает и morendo, выписанное композитором в конце произведения (т.21).

    В плане динамики наиболее сильное воздействие на слушателя оказывает резкий контраст между ff в момент кульминации (т.15) и, последующим за ними после ферматы, pp (т.16).

    В партии фортепиано мы находим те же динамические указания, что и в партии хора. Исключение представляет собой «sforzando p», появляющееся после небольшого crescendo в 19 такте произведения:

    Пример

    Ладотональный план обработки народной песни «Закувала зозуленька» отличается простотой: здесь отсутствуют модуляции.

    Основная тональность – g-moll. Композитор использует как натуральный, так и гармонический минор. Наиболее красочно в произведении звучат аккорды III и VI ступеней лада.

    Небольшие отклонения в тональности S и II ступени лада встречаются в третьем куплете сочинения и связаны с его кульминацией (т.14-15):

    Пример

    Потактовая схема:

    t | t | t D | t VI6 t7 S64 VI65 | D D7 | t t2 S III6#,бекар 5 | II43 S7-5#1 D D7 t | S7 II43 D7 | t | t | d6 | D64 D7 | t t7#3 | S t65#3 II7II43 VII65 | S7 t64 D7 | t | VI7+4-3-5 t7-3 | VII65 бемоль 1 D7 | t | t | t VI7#1 VI7 | t ||

    Фактура произведения «Закувала зозуленька» гамофонно-гармоническая с элементами подголосочной полифонии.

    Нередко композитор использует унисон всех хоровых голосов в приму и октаву. Чаще всего данный вид фактуры появляется в начале и в завершениях музыкальных фраз. Например, в т.4-6, 9, 21-23:

    Пример

    Вокально-хоровой анализ

    Обработка украинской народной песни «Закувала зозуленька» Г.Н. Цицалюка написана для четырехголосного женского хора в сопровождении фортепиано. Следует отметить, что композитор не использует divisi.

    Диапазоны партий хора

    Сопрано первые:



    Сопрано вторые:




    Альты первые:



    Альты вторые:



    Общехоровой диапазон



    Анализ вокально-хоровой стороны любого хорового произведения, в том числе хоровой обработки народной песни «Закувала зозуленька», основан на рассмотрении и изучении таких специфических элементов хоровой звучности как строй, ансамбль и дикция.

    Строй хора

    Строй хора – это чистота интонирования в пении. Хоровой строй принято делить на два вида: мелодический (горизонтальный), или строй отдельной хоровой партии, и гармонический (вертикальный) – строй всего хора.

    Мелодический или горизонтальный строй - это чистота интонирования мелодии вокальным унисоном (хоровой партией, группой партий, всем хором, поющим в унисон). Он в хоре занимает главное место, так как строй всего хора невозможен без точного звукового интонирования каждой партии. Интонационные неточности, возникшие в горизонтали, тут же повлекут за собой недостатки строя в вертикали. Особую важность мелодический строй играет в тех партиях анализируемого произведения, где проходит основная тема произведения.

    При анализе хорового строя данного произведения следует учитывать то, что оно написано с фортепианным сопровождением. Так как партия сопровождения имеет темперированный (фиксированный) строй, то это весьма упрощает интонирование хора. Следовательно, достичь хорошего строя в данном произведении будет намного легче чем, если бы оно было написано без сопровождения.

    Произведение «Закувала зозуленька» написано в миноре. На помощь интонированию хора здесь могут прийти правила исполнения минорной гаммы, выведенные П.Г. Чесноковым в труде «Хор и управление им»:



    Горизонтальная стрелка (→) обозначает устойчивость, вертикальная восходящая (↑) — напряжение к повышению, вертикальная нисходящая (↓) — напряжение к понижению. Горизонтальная стрелка, поставленная вслед за вертикальной (↓→↑→), обозначает устойчивость звука, наступающую после должного напряжения к повышению или понижению. Пометка на первой ступени ( ) — это устойчивость, но с некоторым напряжением к повышению.

    Опасные в смысле исполнения ступени минорной гаммы в восходящем ее движении — III и VII; III особенно трудна и опасна: она характерна для минора, как III же ступень была характерна для мажора, так как она определяет и устанавливает минор. Малейшая ее неправильность (в ту или другую сторону) пагубно отзовется на исполнении всей гаммы. Поэтому в минорной гамме надо с особенной тщательностью следить за III ступенью, исполняя ее всегда и во всех видах минора с особенным напряжением к понижению.

    Что касается VII ступени, то ее надо петь высоко, как верхний край последования целого ряда больших восходящих секунд и как вводный тон в VIII ступень.

    В нисходящем последовании опасна и трудна в смысле исполнения опять та же III ступень, которую и здесь надо исполнять с большим напряжением к понижению.

    Кроме III и VII ст., следует обращать внимание нa I и II ступени: I надо петь всегда с некоторым напряжением к повышению, II же — всегда с определенным напряжением к повышению.

    Для того чтобы выявить основные трудности мелодического строя каждой отдельной хоровой партии вне связи с фортепианным сопровождением рассмотрим их подробнее.

    Основная мелодия произведения сосредоточена, главным образом, в партии сопрано первых. Именно поэтому данная партия заслуживает особого внимания со стороны дирижера-хормейстера.

    В начале произведения основной сложностью в интонировании мелодии является то, что она выстраивается по звукам развернутого тонического трезвучия (т.2-3):

    Пример

    Кроме того, здесь же появляется и повторяющийся звук «g» (т.2, 4):

    Пример

    Во избежание падения интонации данные ноты необходимо петь на хорошей дыхательной основе, и каждый последующий повторный звук исполнять с некоторой тенденцией к повышению.

    На стыке 8 и 9 тактов возникает нисходящая кварта. На данный интервал следует обратить особое внимание, т.к. нисходящее движение может привести к падению интонации. А это, в свою очередь, отрицательно повлияет на последующий за ним общехоровой унисон:

    Пример

    В третьем куплете в партии сопрано первых наиболее сложным является вступление после паузы на слабую долю такта (т.12):

    Пример

    В данном случае, певцы данной партии должны внимательно слушать партию альтов, чтобы от них правильно выстроить свой звук «d».

    Кульминационные такты произведения (т. 14-15), отмеченные повышением тесситуры и резким нарастанием динамики от p до ff, могут привести к форсированному звучанию партии сопрано, а, следовательно, и к позиционной детонации:

    Пример

    Внимания со стороны певцов данной партии и дирижера-хормейстера требует и нисходящая кварта, возникающая между тактами 15 и 16 и разделенная ферматой:

    Пример

    На помощь интонированию данного интервала придет хорошо выработанное у певцов хора внутреннее ощущение ладогармонических связей. Так, звук «es» является септимой уменьшенного вводного септаккорда, а звук «b» - терцией его тонического разрешения.

    Особенностью партии сопрано вторых является ее частое звучание в унисон с партией сопрано первых. Например, в тактах 2-5. Здесь для нее характерны все те же мелодические сложности, что и для партии сопрано первых.

    В тактах с 6 по 9 для партии сопрано характерен узкий диапазон. Здесь в мелодии используются опевания тоники и второй ступени лада. Особого внимания заслуживают малые секунды, возникающие между II и III, VII# и I ступенями лада:

    Пример

    В данном случае певцам необходимо помнить о правилах пения данных ступеней, выработанных П.Г. Чесноковым, а именно: VII ступень необходимо петь высоко, а III ступень надо исполнять с большим напряжением к понижению.

    Еще одной характерной чертой партии сопрано вторых является ее терцовое дублирование партии сопрано первых. Наиболее яркий пример этому мы находим в тактах 14-17:

    Пример

    В 12 такте от партии сопрано вторых требуется точное вступление на звук «c» после длительной паузы:

    Пример

    Данный звук следует выстраивать, отталкиваясь от ранее звучавшего звука «b» в партии альтов.

    Как и в партии сопрано первых в партии сопрано вторых на границе 15 и 16 тактов возникает нисходящая кварта:

    Пример

    Чистота исполнения данного интервала, в первую очередь, зависит от хорошего внутреннего ощущения внутритональных гармонических связей.

    Особенностью мелодической линии партии альтов первых является обилие (в сравнении с остальными хоровыми партиями) хроматических звуков, а также чередований гармонической и натуральной VII ступени лада (т.3-4):

    Пример

    Наиболее сложными для интонирования указанных звуков являются 6 и 7 такты произведения «Закувала зозуленька»:

    Пример

    На грани 7 и 8 тактов в партии альтов первых появляется широкий интервал - большая секста в восходящем движении:

    Пример

    Чтобы данный интервал прозвучал чисто, необходимо не перегрузить нижний звук «b» грудным резонатором, а также правильно соединить его со смешанным регистром верхнего звука «g».

    Влияние на качество мелодического строя данной партии оказывают многократно повторяющиеся звуки. Чаще всего это звук «g». Например, такт 14:

    Пример

    Исполняя повторяющиеся звуки, следует помнить, что каждый последующий звук необходимо петь с тенденцией к повышению.

    Партия альтов вторых излагается в удобной тесситуре. Основной функцией этой партии в анализируемом сочинении является функция гармонической основы, фундамента. Именно поэтому в этой партии мелодический рисунок не так развит как в остальных партиях. Исключения представляют те места партитуры, в которых в партии альтов вторых (вместе с партией альтов первых) проходит основная тема сочинения (т.10-11):

    Пример

    Одной из особенностей партии альтов вторых является ее частое объединение в унисонное звучание с партией альтов первых (т.2-7, 9-14):

    Пример

    Поэтому в данных тактах партитуры для партии альтов вторых характерны те же мелодические трудности, что и для партии альтов первых: повторяющиеся звуки, чередование натуральной и гармонической VII ступени лада, хроматизмы.

    Наиболее сложными в интонационном отношении являются 15 и 16 такты произведения:

    Пример

    Здесь композитор использует нисходящее движение по малым секундам «g-fis-f». По правилам исполнения минорной гаммы (по П.Г. Чеснокову) звук «fis» поется максимально высоко, а звук «f» - с напряжением к понижению.

    Гармонический строй

    Гармонический строй музыкального произведения возникает при соединении воедино, в аккорды, всех его мелодических линий. Именно поэтому так важно помнить о тесной связи строя гармонического с мелодическим. Ведь именно хорошо выстроенный мелодический строй каждой партии сможет обусловить чистоту строя гармонического. И наоборот, сложные места мелодического строя становятся легче интонированным в выстроенной аккордово-гармонической вертикали. В связи с этим, рекомендуется в процессе репетиций сочетать работу над вертикальным и горизонтальным строем.

    Из хоровой практики известно, что на гармонический строй оказывает влияние расположение аккорда. В анализируемой хоровой обработке «Закувала зозуленька» преобладает тесное расположение аккордов, что, несомненно, облегчает достижение хорошего гармонического строя хора (т.2-5):

    Пример

    Одним наиболее сложным моментом в работе над гармоническим строем данного произведения является возникающее унисонное звучание при объединении всех партий. Именно такое унисонное звучание характерно для завершения музыкальных фраз (т.5,9,21):

    Пример

    Наибольшую сложность гармонического строя представляет собой поочередное вступление голосов в начале произведения (т.2) и в третьем куплете (т.10-12):

    Пример

    Кульминация произведения (т.14-16) отмечена насыщенным гармоническим движением:

    Пример

    Здесь композитор использует аккорды альтерированной субдоминанты, второй ступени лада, уменьшенный септаккорд, а также тонический септаккорд. Все эти гармонии весьма сложны в интонировании. Поэтому рекомендуется разучивать данные места сначала отдельно хоровыми группами (партиями сопрано и партиями альтов), а затем объединяя их в общее звучание.

    Некоторые рекомендации по работе над гармоническим строем:

    • пение аккордовой вертикали в умеренном темпе сольфеджио отдельно от мелодии;

    • пение на слоги и на отдельные звуки;

    • пение особо сложных гармонически мест вне темпа «по руке» дирижера.

    Ансамбль хора

    Ансамбль (ensemble, франц. – вместе) хора это определенное соотношение звучности всех компонентов хорового исполнения. В хоре различают такие виды ансамбля как: интонационный, динамический, тембровый, метроритмический, дикционный, агогический, артикуляционный. Все эти виды ансамбля, объединенные вместе, в свою очередь создают частный (ансамбль партии) и общий (всего хора) ансамбль.

    Для достижения ансамбля певцу надо возможно более уравновешиваться и сливаться со своей партией, партии — уравновешиваться в хоре, дирижеру — регулировать силу звука как отдельных певцов, так и целых партий.

    Дирижеру-хормейстеру следует помнить одно правило, что для достижения ансамбля, т. е. уравновешенного звучания певцов в каждой хоровой партии и всех партий в хоре, требуется:

    1. Одинаковое количество певцов в каждой хоровой партии

    2. Одинаковое качество голосов в каждой хоровой партии.

    3. Однотембренность голосов в каждой партии.

    Динамический ансамбль

    Динамический ансамбль – это уравновешенность по силе и громкости голосов внутри партии и согласованность интенсивности звучания хоровых партий при исполнении всего сочинения или его фрагмента.

    Хоровая фактура является главным компонентом произведения, который влияет на выбор той или иной разновидности динамического ансамбля.

    Как уже отмечалось ранее, фактура анализируемого произведения «Закувала зозуленька» гомофонно-гармоническая с элементами подголосочной полифонии. Там, где композитор использует имитационное вступление хоровых голосов (т.2-3) следует немного ярче выделять вступающий голос – сначала партию сопрано, затем партию альтов:

    Пример

    Однако после вступления партии альтов (т.3) следует все же более ярко выделить звучание партии сопрано, т.к. в ней сосредоточена основная мелодическая линия партитуры.

    В тех местах партитуры, где композитор использует аккордовую фактуру, следует добиться уравновешенного звучания всех хоровых голосов с незначительным выделением партии сопрано, т.к. она несет на себе главную мелодическую нагрузку (т.6-9):

    Пример

    Одной из динамических сложностей партитуры «Закувала зозуленька» является преобладание тихой звучности в первом, втором и четвертом куплетах. Зачастую, тихая динамика способствует «снятию» голоса с дыхания. Именно поэтому дирижер-хормейстер должен добиваться от певцов озвученного, тембрально оформленного «p», спетого на крепком дыхании (т.6-7):

    Пример

    Динамику «ff» в кульминации сочинения (т.14-15) – следует исполнять с нескольким запасом голоса, так как здесь возникает опасность форсирования звука:

    Пример

    Еще одну сложность, оказывающую влияние на динамический ансамбль произведения «Закувала зозуленька», представляют собой подвижные нюансы – crescendo и diminuendo. Дирижеру-хормейстеру следует помнить, что при crescendo не редки случаи ускорения темпа, а при diminuendo - замедление темпа. Особое внимание в данном контексте следует обратить на crescendo в момент кульминации произведения (т.14-15):

    Пример

    Большой профессиональной подготовки от певцов требует резкая смена динамики с ff на pp (т.15-16):

    Пример

    В данном случае особое внимание следует обратить на p. После громкого, эмоционально наполненного кульминационного ff тихая динамика может прозвучать тускло, подснято с опоры. Таким образом, это отрицательно скажется и на динамическом ансамбле, и на интонации, и на интерпретации всего произведения.

    В целом же следует отметить, что динамика в произведении «Закувала зозуленька» соответствует возможностям певческих голосов. Именно поэтому при всем развитии тесситурных условий хоровые голоса будут звучать уравновешенно в естественном ансамбле.
    1   2   3


    написать администратору сайта