Главная страница
Навигация по странице:

  • Примеры описания книг, статей, интернет-источников в библиографическом списке: Книга

  • Статья из сборника

  • Статья из журнала

  • Интернет-источник

  • Развернутый анализ произведения Инициалы и фамилия автора «Название произведения» Выполнил

  • Проверил: Ф. И. О. преподавателя полностью ЧЕЛЯБИНСК 201_

  • Хоровое дирижирование, анализ хоровой партитуры. Анализа хоровой партитуры. I. Общие сведения о произведении и его авторах. Общие сведения о произведении. Точное и подробное название произведения. Год


    Скачать 114.57 Kb.
    НазваниеАнализа хоровой партитуры. I. Общие сведения о произведении и его авторах. Общие сведения о произведении. Точное и подробное название произведения. Год
    АнкорХоровое дирижирование, анализ хоровой партитуры
    Дата29.11.2019
    Размер114.57 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаhorovoe_dir_trebov_k_analizu_hor_partitur.pdf
    ТипДокументы
    #97727

    План развернутого анализа хоровой партитуры.
    I.
    Общие сведения о произведении и его авторах.
    Общие сведения о произведении. Точное и подробное название произведения. Год создания. Авторы музыки и текста. Вид хорового творчества (хор a cappella или с сопровождением). Хоровой жанр
    (миниатюра, хор крупной формы, обработка, переложение, часть оратории, кантаты, сюиты, сцена; из оперы и др.).
    Краткая характеристика творчества композитора. Более подробная характеристика хорового творчества.
    Краткие сведения об авторе литературного текста. Содержание литературного текста, его тема, идея, образы, форма изложения, размер
    (количество строф, куплетов и т.д.).
    II.
    Музыкально- теоретический анализ.
    ;
    Определение формы: одночастная (период); двухчастная, трехчастная
    (простая и сложная), куплетная (число куплетов), куплетно – вариационная, сквозного развития и др. Особенности использования композитором традиционной музыкальной формы при воплощении своего замысла в данном произведении (размер и соотношение частей, размер и число музыкальных предложений и др.).
    Разбор музыкально-тематического материала.
    Характеристика мелодии – темы: характер, интонации, метроритмические и ладовые особенности. Распределение музыкально-тематического материала между хоровыми партиями (а также солирующими голосами и инструментальным сопровождением).
    Ладотональные особенности произведения. Определение основной тональности. Характеристика тонального плана (отклонения; модуляции).
    Ладовые особенности (использование композитором народных диатонических ладов или характерных ладовых оборотов).
    Выявление особенностей гармонического языка произведения, его красочности, сложности.
    Характеристика Фактуры: гармоническая (аккордово-гармоническая, гомофонно – гармоническая), полифоническая (контрастная, имитационная, подголосочная), смешанная. Взаимосвязь фактуры с содержанием произведения и выразительными средствами хора.
    III.
    Вокально-хоровой анализ.
    Состав хора (однородный, смешанный, число голосов, 'партий).
    Диапазоны хоровых партий и всего хора. Тесситурные условия. Степень вокальной загруженности хора и отдельных партий.
    Тесситурное и динамическое соотношение между партиями (хоровой ансамбль). Роль различных партий в произведении (исполнение основного мелодического материала, подголосков, аккомпанемента и др.) Использование специфических тембровых выразительных качеств хора и его партий.

    Особенности интонирования (хоровой строй). Выявление на основе ладо- гармонического анализа наиболее сложных в интонационном отношении моментов с учетом закономерностей мелодического (горизонтального) и гармонического (вертикального) строя. Способы преодоления интонационных трудностей.
    Дикция. Вокальность литературного текста и особенности его произношения (орфоэпия). Особенности подтекстовки.
    Приемы хорового изложения (tutti, использование неполного состава хоровых групп, «чистых тембров», divizi, сопоставление, обособление, постепенное включение, дублирование хоровых групп или партий, перекрещивание, окружение партий, колористические приемы).
    Установление других характерных вокально-хоровых особенностей произведения. Специфика певческого дыхания (по фразам, цепное); характер звука («светлый», «темный» и др.); характеристика приемов звуковедения
    (legato
    , поп legato, marсato, staccato).
    Определение количественного состава хора, необходимого для исполнения данного произведения, (большой, малый, средний) и его квалификация (профессиональный, учебный, и т.д.).
    IV.
    Исполнительский анализ.
    \
    Разработка исполнительского плана на основе раскрытия содержания произведения и исходя из литературного, музыкального и хорового анализа.
    Общий характер произведения и его частей. .Темповый план (точный перевод и объяснение всех темповых обозначений). Метрономические указания.
    Агогика. Динамика, Артикуляция.
    Выявление специфических исполнительских трудностей в связи с особенностями жанра и формой произведения (хоровая миниатюра, крупная вокально-инструментальная форма, куплетность, репризность и др.)
    Определение характерного для данного произведения основного исполнительского принципа
    (цельность, непрерывность развития, эпизодичность, детализация, периодичность и др.).
    Фразировка. Связь между музыкальной и литературной фразами.
    Определение общей и частных динамических и смысловых кульминаций.
    Приемы дирижирования. Темпо-метро-ритмические особенности.
    Дирижерская схема. Показы вступлений, дыханий, снятий. Наличие фермат, дробленых долей и т.п. Характер дирижерского жеста.
    Изложение собственного исполнительского замысла (интерпретация произведения) и его конкретная детализация путем отбора и выделения наиболее характерных для данного произведения музыкально-выразительных, вокально-хоровых и дирижерско-исполнительеких средств.
    Определение в произведении наиболее важных и трудоемких моментов, требующих особого внимания в процессе репетиций, методы эффективной работы над ними.

    V.
    Заключение.
    Выявление некоторых стилевых черт творчества композитора в данном произведении (при сравнении с другими его сочинениями). Наличие различных редакций партитуры, причина их возникновения и их сравнительный анализ.
    Сравнение анализируемого произведения с другими написанными на тот же текст или посвященных той же тематике.
    Выявление собственного отношения к изучаемому произведению.
    Сравнение различных исполнительских интерпретаций. Вывод.
    В конце работы рекомендуется дать библиографический список.
    Примеры описания книг, статей, интернет-источников в
    библиографическом списке:
    Книга: Васильев, В. Очерки о дирижерско-хоровом образовании / В.
    Васильев. – Л.: Музыка, 1991. – 135 с.
    Статья из сборника: Николаева, Л. А. Роль Александра Городцова в развитии хорового исполнительства на Южном Урале / Л. А. Николаева // Культура – искусство – образование. – Челябинск : ЧГИК, 2016. – С. 350–353.
    Статья из журнала: Аргонов, В. Ю. Искусственное программирование потребностей человека: путь к деградации или новый стимул развития? / В. Ю.
    Аргонов // Вопр. философии. – 2008. – № 12. – С. 22–37.
    Интернет-источник: Звонова, Е. В. Изучение характеристик понимания музыкальных произведений [Электронный ресурс] / Е. В. Звонова. – Режим доступа: http://www.art-in-school.ru/art/5-2016_Part3.pdf.

    О
    БРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА РАЗВЕРНУТОГО
    АНАЛИЗА ХОРОВОГО ПРИЗВЕДЕНИЯ
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
    высшего образования
    «
    ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»
    К
    ОНСЕРВАТОРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
    Кафедра хорового дирижирования
    Развернутый анализ произведения
    Инициалы и фамилия автора «Название произведения»
    Выполнил студент: группы (указать № группы и курс) курса дневной/заочной формы обучения
    Ф. И. О. полностью
    Проверил:
    Ф. И. О. преподавателя полностью
    ЧЕЛЯБИНСК 201_


    написать администратору сайта