Главная страница

Шпаргалки на экзамен по археологии. АРХЕОЛОГИЯ ЭКЗАМЕН. Археология встречается у Платона в значении


Скачать 86.69 Kb.
НазваниеАрхеология встречается у Платона в значении
АнкорШпаргалки на экзамен по археологии
Дата03.05.2023
Размер86.69 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАРХЕОЛОГИЯ ЭКЗАМЕН.docx
ТипДокументы
#1107067

1. Предмет и задачи археологии.

Археология – это наука, изучающая историческое прошлое человечества по вещественным источникам, остаткам деятельности человека в прошлом, остаткам человека, предметам и сооружениям, сделанным руками людей.

Впервые понятие «Археология» встречается у Платона  в значении «сведения о старине.

Начало археологического периода истории определяется появлением первых артефактов деятельности человека примерно около 3 млн лет назад.

Без данных археологии невозможно понять мировую историю. Ведь до введения в оборот археологических источников история общества была известна на протяжении не более чем 5 тысяч лет. А сейчас археология даёт нам возможность узнать о начальной поре человеческой истории, о палеолите, мезолите, неолите, об исторических событиях общечеловеческого масштаба – неолитическая революция, зарождение цивилизаций и т.д..

Таким образом, становится ясно, что задача археологии состоит в том, чтобы на основании археологических источников как можно полнее восстановить картину исторического прошлого человечества.

Предметом археологии является само древнее общество во всей совокупности его аспектов – материальном, духовном, бытовом, социальном и т.д. Объекты же исследования – это прежде всего исторические источники, являющиеся основой для исторических реконструкций.

2. Палеолит. Проблемы происхождения человека.

Палеолит или древний каменный век — начальный археологический период истории человечества. Наиболее значительное событие этого периода — появление древнейших людей. С палеолитом связано начало производительной деятельности, изготовление и применение орудий труда и охоты древним человеком, расселение людей и освоение территорий, зарождение духовной культуры.

Палеолитический период истории человечества принято делить на:

ранний палеолит — от 2,6 млн до 100—80 тыс. лет назад

средний палеолит — от 100—80 до 35—40 тыс. лет назад

верхний или поздний палеолит — около 40—12 тыс. лет назад.

Наряду с сохранившимися каменными орудиями труда, вероятно, широко использовались различные палки. К числу своего рода базовых элементов человеческой культуры, кроме орудий, относится создание протожилищ (укрытий), поселений для общины, мест обработки камня (мастерских), концентрация добычи на местах стоянок. Все это зафиксировано памятниками олдувайского периода.

С расселением человека началось освоение новых территорий, стала применяться более прогрессивная двусторонняя оббивка камня и появились ручные рубила — орудия ашельской культуры.

В раннепалеолитическое время люди научились делать орудия труда определенных форм, которые употреблялись ими в трудовых процессах. Галечные орудия — чопперы ( топоры). Рубила делали из целой гальки и крупных отщепов. Они имели устойчивую форму, заостренный рабочий конец и расширенную или даже необработанную пятку, которую держали в руке, зажимая ладонью и пальцами. .

Процесс антропогенеза за­нял около 3 млн. лет, Было четыре крупных оледенения. В ледниковые эпохи на севере Евразии и Северной Америки слой льда толщиной до 2 км покрывал обширнейшие территории..

Люди довольно густо заселили приледниковые территории. Там обитали животные, которые на многие тысячелетия стали для человека главным объектом охоты, поскольку давали обильную пищу, а также шкуры и кости. Это мамонты, шерстистые носоро­ги и пещерные медведи. Охота на крупных животных была возможна только при условии участия в ней значительного числа людей. Предполагается, что охота была загонной: зверей гнали либо к обрывам, либо к спе­циально вырытым ямам. Таким образом, человек мог выжить лишь в группе себе подобных.

Родовая община.

Предполагается, что первые люди подобно современным обезьянам, жили небольшими группами ( «человеческое стадо»). В группах современных человекообразных обезьян вожак и несколько близких ему самцов доминируют над всеми остальными самцами и самками.Изучение поселений позднего палеолита, данные этнографии, фольклористики позволили ученым прийти к выводу о том, что основой общественной организации кроманьонцев являлась ро­довая община (род) — коллектив кровных родственников, веду­щих свое происхождение от общего предка. Судя по раскопкам, древняя родовая община состояла из 100— 150 человек. Родовые общины объединялись в племена.

Холодный климат привел к появлению одежды и совершен­ствованию жилищ. Шкуру животного резали на куски, каменны­ми иголками прокалывали по краям отверстия и сшивали жилами животных. В качестве жилищ в Западной Европе и ряде других мест широко использовали пещеры. В Восточной Европе копали круглую или овальную яму, по ее краям вкапывали загибавшиеся вовнутрь кости мамонтов или других крупных животных, покрывали их шкурами, ветками и засыпали землей.

В период позднего палеолита люди заселили все доступные им земли Евразии. Во времена потеплений они продвигались на се­вер, при наступлении ледника отходили на юг.

Для раннего палеолита все следы пребывания человека во всех районах Земли вписываются в рамки общих сменяющих друг дру­га археологических культур (олдувай, ашель, мустье), хотя име­ются и местные отличия. Для позднего палеолита фиксируется сосуществование различных археологических культур. Это свиде­тельствует о зарождении этнических отличий. Еще в начале палеолита начали складываться три основные расы человечества.
3. Палеолит Восточной Европы. Палеолитическая стоянка Верхний Сунгирь.

Древнейшие следы пребывания человека на территории Европейской части России относятся ко времени, отстоящему от нас примерно на 70 тысячелетий. Наиболее ранними являются стоянки в устье Северного Донца, а также недалеко от Брянска и на окраине Волгограда. Обнаружены стоянки под Владимиром (Сунгирь) и на р. Чусовой. Сунгирь — самое северное поселение людей эпохи позднего палеолита (древне-каменного века). Стоянка принадлежит к Костенковско-селетской культурной общности, была открыта археологами в середине XX века.

На стоянке Сунгирь найдены останки шалашевидных жилищ, изделия из мамонтовой кости, много орудий труда и ремёсел, найдены места обработки костей и камняпогребения древних людейпредметов быта, украшений, оружия охоты — кинжалы, копья, дротики, ножи, иглы…поселение Сунгирь могло возникнуть от 20 тысяч до 30 000 лет назад.  Жившие на стоянке Сунгирь люди древне-каменного века — это люди современного типа «хомо сапиенс сапиенс. Генетические останки четырех человек из сунгирьского захоронения — там были найдены один целый и один неполный скелет взрослого человека, а также останки двух детей. Рост взрослого мужчины около 180 см, крупные размеры плечевого пояса: длина правой ключицы мужчины составляет 190 мм.

Высокий социальный статус мужчины подтверждался тем, что его одежда была богато расшита украшениями белыма бусинками из бивня мамонта и другими костяными изделиями.

В погребениях людей верхнего палеолита, на землях будущей древней Руси, России уже тогда хоронили с соблюдением сложнейших погребальных обрядов большое количество украшений, сопровождающих умершего- бусин, подвесок, амулетов  изготовленных из зубов животных, бивней мамонтов и камней мягких пород.

 На реконструкции облика древних кроманьонцев одновременно видны и европеоидные, и негроидные, и монголоидные черты лица.

4. Мезолит и неолит Верхнего Поволжья. Происхождение культур с ямочно-гребенчатой керамикой.

Конец палеолита и начало мезолита совпал с окончанием ледникового периода.Вместе с ледником ушли на север, а затем исчезли мамонты, шерстистые носороги, пещерные медведи. На смену им появляются олень, бурый медведь,, бык, лошадь, волк, лиса, бобр и др. Таким образом, в период мезолита сформировались близкие к современным ландшафтные и растительные зоны.

В центральных и северных районах России, в том числе и на территории нашего края, основными видами хозяйственной деятельности продолжали оставаться охота, рыболовство, собирательство. Строились полунадземные или надземные жилища в виде больших шалашей. Родовая община, возглавляемая женщиной, продолжала оставаться основным хозяйственным коллективом.

Неолит.Заключительным этапом каменного века является эпоха неолита. На данном этапе каменная индустрия достигает наивысшего развития. Кроме кремня впервые начинает употребляться камень-диорит, нефрит, змеевик, различные сланцы. Возникли новые приемы их обработки - сверление, натачивание, шлифование (полировка), пиление. Широкое распространение получают такие орудия, как топоры, тесла, долота, позволявшие более эффективно обрабатывать дерево, сооружать бревенчатые дома и изгороди, изготавливать повозки, сани, лыжи, лодки и др. Жилищами служили четырехугольные или овальные землянки, полуземлянки и наземные сооружения; оседлость населения стала довольно прочной. Наиболее важным и решающим нововведением было изобретение керамики. Ее изготовлением занимались женщины. Домашние хозяйки получили очень простой и удобный способ организации горячего питания .Другим, не менее важным открытием было изобретение текстиля, а вместе с ним прядения и ткачества. Наряду с присваивающими формами хозяйства (охота, рыболовство, собирательство), заметное место начинают занимать и производящие отрасли (скотоводство и земледелие). Археологи установили, что люди, проживавшие на Правобережье Волги, по своему культурному облику были близки племенам днепро-донецкой культуры, а в культуре поселений Левобережья без труда усматриваются черты уральско-камских неолитических племен.
Я́МОЧНО-ГРЕБЕ́НЧАТая культура-  Сто­ян­ки рас­по­ла­га­лись в основном у озёр и не­боль­ших рек; на тер­ри­то­рии по­се­ле­ний или ря­дом – мо­гиль­ни­ки: тру­по­по­ло­же­ния вы­тя­ну­ты на спи­не, ино­гда с ин­вента­рём, в ямах, ори­ен­ти­ров­ка со­от­но­сит­ся с те­че­ни­ем ре­ки. Ха­рак­тер­ны леп­ные ке­ра­мические со­су­ды с пря­мы­ми стен­ка­ми, ок­руг­лым дном, с зо­наль­ным ор­на­мен­том из ямок и от­пе­чат­ков гре­бен­ча­то­го штам­па. Многие ору­дия из­го­тов­ле­ны из крем­ня и кос­ти. В ос­но­ве хо­зяй­ст­ва – охо­та на ло­ся, боб­ра и др., ры­бо­лов­ст­во, со­би­ра­тель­ст­во. Сре­ди на­хо­док так­же – пло­ские ко­стя­ные и ан­тро­по­мо­рф­ные гли­ня­ные фи­гур­ки, под­вес­ки из зу­бов жи­вот­ных.

Фор­ми­ро­ва­ние культуры боль­шин­ст­во ис­сле­до­ва­те­лей свя­зы­ва­ет с Вол­го-Ок­ским ме­ж­ду­речь­ем и Верх­ним По­вол­жь­ем, где она сме­ни­ла верх­не­волж­скую куль­ту­ру .

5. Энеолит. Культуры периода энеолита Средней Азии, Украины, Молдавии, Кавказа. Волосовкая археологическая культура.
Энеолит (III тыс. до н. э.). Поселения и стоянки в большинстве случаев открытого типа, они тяготели к плодородным речным долинам.В особую культурно-историческую область входит и древнеямная культура Крыма. К уникальным памятникам кеми-обинской культуры относятся наскальная роспись Таш-Аира I и стела с культовой сценой пахоты из Бахчи-Эли у Симферополя. Все эти поселения состояли из домов, сложенных из сырцового кирпича. Некоторые помещения были украшены стенной росписью в виде геометрических узоров. Главным занятием населения здесь было земледелие. Скотоводство здесь возникло не сразу: кости овцы, быка и свиньи впервые встречаются на .4-м метре, считая снизу. Посуда, найденная в Анау, как и в других энеолитических посёлках Средней Азии, расписана главным образом геометрическими узорами. Орудия труда и оружие, найденные в энеолитических посёлках Анау, сделаны главным образом из кремня. Однако уже в нижних слоях найдены медные. Находки посуды, формованной на гончарном круге, а также бронзовых изделий свидетельствуют о значительных успехах домашних промыслов.

Волосовская культура названа так по находкам близ села Волосово Муромского района Владимирской области.
Была распространена в бассейне реки Ока, ниже нынешнего г. Рязань и в низовьях реки Клязьма.
Антропологический тип волосовцев - европеоидный с монголоидной примесью. Большинство современных специалистов по волосовской культуре отмечают ее связь с Восточной Прибалтикой. У волосовцев присутствует характерная, длинноголовость, а также имеется большая высота при все еще архаичных надбровных дугах, тяжелая челюсть. Характерный и современным русским чуть волнистый, но прямой тонкий нос, сравнительно небольшой рот и тонкие губы. Предполагается, что волосовцы говорили на языке финно-угорской группы. Для волосовцев характерны столбовые деревянные жилища полуземляночного и наземного типов, с узкими переходами и выходами. Жилища составляют целые поселки, вытянутые вдоль берегов рек компактной группой.
Керамика с примесью толченых раковин или органических остатков, полуяйцевидной и котловидной форм с округлым дном, утолщенным венчиком. Узоры разнообразны - сетка, горизонтальная елочка, «шагающая гребенка», ромбы, зигзаги, треугольники и др. Нередко неолитические стоянки располагаются группами на небольшом расстоянии друг от друга, как например, на оз. Виша в Муромском р-не или оз. Великое в Гороховецком р-не.

Подвески-лунницы по своему оформлению близки крылатым подвескам - изображениям птиц с развернутыми крыльями, которые связаны с представлениями древнего человека о душе, уходящей после смерти в загробный мир.
Отмечается параллельное существование культа лося и культа медведя. Изображения и захоронения черепов этих животных известны на ряде памятников Среднего Поволжья. Захоронение животных совершалось как жертвоприношения духам. Наиболее почитаемым животным являлся медведь.
В 2000-1500 гг. до нашей эры Волосовская культура распространилась далеко на север (стоянка Николо-Перевоз на Дубне и другие).В конце своей истории волосовская культура подверглась нападению племён фатьяновской культуры, а также абашевских племён. Финал волосовских древностей связан со сложением местных культур бронзового века лесной полосы.

6. Бронзовый век Кавказа, Средней Азии и степной полосы Восточной Европы.
Среднестоговская культура. В Съезжем могильнике скелеты вытянуты, в инвентаре часты пластины.а также мелкие бусы из раковин, металл отсутствует. Хвалынский скелеты скорчены, имеются и крупнее бусы из раковин и значительное количество медных изделий.. Хвалынский могильник имеет одну большую насыпь, возведённую над рядом могильных ям, в которых встречаются как одиночные так и групповые захоронения. Общей чертой являются каменные закладки могил, обряд посыпания погребённых охрой, наличие инвентаря почти во всех могилах. Основным хозяйством среднестоговских племён было скотоводство с преобладанием коневодство

Древнеямная культурно-историческая общности ( середина 3 –начало 2 тыс) Простиралась от Южного Приурально до Балкано-Дунайской области. Покойников хоронили в ямах, от которых и произошла название всей общности. Костяки лежат на спине с поднятыми коленями, головой на восток, они часто окрашены. Инвентарь отсутствует или очень беден: кремневые стрелы, скребки, ножи, костяные гарпуны, крючки, шилья, булавки, бусы. Сосуды круглодонны или остродонны Орнамент расположен зонами, а наносился гребенчатым штампом или палочкой, на которую была намотана верёвочка - шнур, отчего такой орнамент часто называется шнуровым. Поселения общности очень редки, а известные нам - временные стоянки скотоводов. Преобладают кости домашнего скота, примерно одинаково часто встречаются кости коровы и овцы, реже – кости лошади. В кургане Сторожевая Могила под Днепропетровском найдены остатки повозки, что свидетельствует об использовании тягловых животных На поселении найдены мотыги, зернотерки, вкладыши серпов: земледелие существовало, но занимало второстепенное место.

Катакомбная культурно-историческая общность (2000-1600г дон.э) которая вытеснила ямников с большей части их территории. Территория от Волги до Днепра и от Крыма до Курска . Основная форма катакомбной керамики - сосуд с выпуклыми боками и цилиндрической шейкой. Горшки плоскодонны. Орнамент на сосудах шнуровой. Форма могильной ямы с ответвлением в сторону (катакомбой) послужила основанием для археологического названия культуры. Поселения расположены на естественно укреплённых обрывами речных мысах. Земледелие было подсобным На поселениях много рыбьих костей. Основой хозяйства было развитое скотоводство. В Поднепровье преобладают кости коров. а в донецкой группе - овец .. Имело значение и земледелие, подтверждаемое находками вкладышей для серпов, кремневых серповидных ножей, роговых мотыг. зернотерок. В погребениях найдены зерна проса. Металлические изделия как показал анализ, сделаны из кавказской мышьяковистой бронзы.

Срубная культурно-историческая общность (вторая Головина II - начало I тыс. Лежит на Волге и в ее течении от Куйбышева до Волгограда и от Волги до Уральска. Одной из разновидностей погребального обряда было захоронение покойника в срубе высотой в один-два венца и перекрытом накатом.. Поселения срубной общности располагаются не только на больших, но и на малых реках. Жилищами служили полуземлянки значительной площади. Их стены были укреплены брёвнами. Внутри жилища располагалось несколько очагов. Керамика срубной культуры плоскодонная. преобладают баночные, почти цилиндрические сосуды и острореберные. Металлических вещей в срубное время много. В срубное время появляются бронзовые массивные топоры называемые кельтами. Основу хозяйства племён срубной общности составляло скотоводство. Растёт и роль земледелия, хорошо известны металлические серпы с крюком для прикрепления рукояти и бронзовые мотыги

7. Фатьяновская археологическая культура. Проблематика древностей балановского типа.

Население преимущественно занималось скотоводством и, возможно, земледелием. Носители Балановской культуры изготовляли каменные орудия труда (сверленые и клиновидные топоры, наконечники дротиков и стрел, ножи, проколки, скребки, долота, тесла, зернотерочные плиты и ступы и др.), имели колесный транспорт и собственную металлургию меди (найдены вислообушные топоры, наконечники копий, украшения в форме колец-подвесок, серег и др.); глиняные лепные круглодонные сосуды бомбовидной и шаровидной формы (амфоры, небольшие чашки и др.), украшенные сложным орнаментом (насечки, прочерченные линии, оттиски мелко- и среднезубчатого штампа и т. п.).Балановские племена жили в поселениях, расположенных на высоких, естественно укрепленных местах, которые дополнительно огораживались рвами и валами.

Погребения преимущественно подкурганные. Умерших хоронили в ямах в скорченном положении: женщин – на левом боку, головой на Восток, мужчин – на правом, головой на Север или Юг. По антропологическому типу носители Балановской культуры заметно отличались от населения фатьяновской культуры, относились к европеоидному узколицему восточно-средиземноморскому типу.

На территории Татарстана памятники Баланоской культуры выявлены у деревни Козловка – Буинского, села Шамбулыхчи Апастовского районов и в других местах Предволжья.
Фатьяновская археологическая культура названа так по деревне Фатьяново Ярославской области. Была распространена в центральной России (Ивановская, Ярославская, Костромская, Московская области).. Со времени появления в Волго-Окском междуречье одной из групп племен фатьяновской к-ры, здесь принято начинать новую эпоху по археологической периодизации – эпоху бронзы или бронзовый век.
В плане развития экономики этот период был временем не только знакомства с медью и бронзой, но и распространения земледелия и животноводства. Антропологический тип фатьяновцев - с высоким крутым лбом, массивным, красивым черепом, тонким, часто с небольшой горбинкой носом, широким подбородком. Характеризуется невысоким ростом, миндалевидными тёмными глазами, смуглой кожей, большим носом, узкими губами и длинноголовость. Фатьяновские могильники, как правило, невелики по количеству погребений, содержат остатки трупоположений в скорченном положении, на левом или на правом боку, с различной ориентировкой. Глубина могильных ям достигает 1.5-2.0 м. Погребения сопровождаются сосудами, боевыми и рабочими топорами, ножами, другими предметами из камня, рога, кости, иногда – металла.. Среди погребений человека обнаружены редкие ритуальные захоронения животных: Фатьяновцы хоронили умерших в грунтовых могильниках в скорченном положении в специальных сооружениях (из дерева, берёсты, прутьев), мужчин - на правом боку, головой на запад, женщин - на левом, головой на восток.
Фатьяновцев хоронили на родовых кладбищах, располагавшихся обычно на возвышенностях; при этом могилы старейшин выделяются размерами и богатством инвентаря. Покойника оборачивали шкурой или берестой и клали в прямоугольную яму с погребальным сооружением из деревянных плах, либо досок, луба, бересты, плетенки и т. д. медведей, собак. Фатьяновцы строили укрепленные поселения c полуземляночными жилищами по берегам рек, укрепляя их рвами и валами. Керамика. Шаровидные сосуды орнаментированы нарезным и штампованным узором, на донцах - солярные знаки.

8.Памятники сейминско-турбинского типа. Абашевская археологическая культура.
Сейминско-турбинский межкультурный (транскультурный) феномен — термин в археологии, которым определяют резкие изменения в материальной культуре лесостепной полосы Евразии в середине II тысячелетия до н. э. Могильники расположены вдоль крупных водных магистралей, в лесной и лесостепной зонах. Бронзовые изделия найдены в небольшом количестве могил. Помимо бронзового оружия, в "богатых" захоронениях находили костяные доспехи и изделия из нефрита . Оружие, найденное в "богатых" захоронениях, украшено фигурками животных, чаще лошадей. Большинство исследователей предполагает, что ядром зарождения сейминской культуры нужно считать Рудный Алтай и прилегающие территории. Этнически абашевское население было арийским.
Сейма. Могильник находится в Горьковской обл. на левом берегу Оки при слиянии ее с Волгой Погребения. Для ряда из них можно установить даже ориентацию: головой на северо-восток, параллельно реке. При очень немногих из сохранившихся костяков стояли иногда маленькие керамические сосуды. Кроме того, на дюне установлены следы культурных слоев разновременных поселений. Турбино. Эти кладбища расположены в пределах современных границ г. Перми, на правом берегу Камы, напротив места слияния ее с Чусовой. Решное. Могильник находится в Выксунском районе Горьковской обл., на правом берегу Оки, напротив с. Решное. Могилы располагались на песчаной гриве высотой 11—12 м над уровнем реки. Ростовка. Могильник находится в Омском районе Омской обл. (ныне практически на южной окраине г. Омска) в пределах пос. Ростовка. Могилы сооружались в виде подпрямоугольных ям глубиной от 10 до 70 см от древней поверхности, но преобладающей являлась глубина 30—50 см. Ориентация — восток-запад с некоторыми отклонениями к югу и северу. Способы захоронения покойного: трупоположение, иногда в сочетании с обрядом частичного трупосожжения; трупосожжение на стороне с помещением обгорелых костей в могильную яму; захоронение без черепов; захоронение только черепа. Многие могилы на Ростовке подвергались в древности преднамеренному разрушению. Канинская пещера. Памятник находится в Троицко-Печорском районе Коми на правом берегу р. Малая Печора.
Абашевцы - носители индоевропейского языка - сложились в 18-17 вв. до н.э. на территории Среднего Дона, на постшнуровой основе, при активном участии пришлого степного, лесного и местного населения.Культура получила своё название от наименования села Абашево (Чувашия). Ведущими отраслями хозяйства населения культуры являлись патриархально-пастушеское скотоводство, металлургия и металлообработка бронзы, достаточно развитый гужевой колесный транспорт.Поселения размещаются на мысовых площадках надпойменных террас. Жилища представляют собой многокамерные наземные каркасные сооружения со слабо углубленным в материк котлованом и 2- или 4-скатной крышей из органических материалов: камыша, травы, коры. Керамика Керамика изготовлена с добавлением мелкотолченых раковин, реже - растительных остатков, песка, шамота. В качестве основы выделяются горшечная и баночная формы. Погребения Подкурганные захоронения в ямах. Различаются простые земляные насыпи, курганы с каменными оградками, кольцевыми рвами и следами столбовых ограждений. Основные типы захоронений: трупоположение скорченно на спине, вторичные, коллективные. Важным элементом культуры абашевцев было коневодство. Они умели изготовлять колесницы. Орудия труда из камня, меди и кости домашних и диких животных свидетельствуют об охоте, скотоводстве и земледелии.

9. Поздняковская и приказанская археологические культуры.

На базе волосовского населения под сильным воздействием пришлых из лесостепей верхнего подонья ираноязычных племен срубной культуры формируется своеобразная культура - поздняковская. Поздняковское население занимало бассейны Верхней и Средней Оки, на востоке доходя до Среднего Поволжья, а на западе - до Десны и районов севернее Верхней Волги.
Ранние поселения этой культуры располагались в речных долинах, не заливаемых весенними паводками, в более поздний период - отодвигаются дальше от воды. Основной тип жилища - полуземлянки. Сооружения имели столбовую конструкцию, перекрывались двухскатной крышей, у входа строился небольшой тамбур. Внутри жилищ было обычно несколько очагов. Как правило, вблизи поселений располагались могильники - курганные и грунтовые. Захоронения совершались в могильных ямах, в скорченном положении, и сопровождались глиняными сосудами, различными украшениями (бронзовыми бусами, браслетами, подвесками), кремневыми скребками и наконечниками стрел, бронзовыми ножами, наконечниками копий, топорами, серпами.
Керамика, в основном, была плоскодонная, украшена зубчатым штампом и так называемыми «жемчужинами - небольшими округлыми бугорками, образованными вдавлением палочки с внутренней стороны сосуда. Основу хозяйства поздняковцев составляло скотоводство (разведение крупного и мелкого рогатого скота, лошадей) и охота; возможно, они занимались подсечным земледелием. Стоянки:- Поселение (Воихра 1- Ратьково (Киржачский район). - Бородино (Вязниковский р-н,- Быковка (Вязниковский р-н). и др. Поздняковская культура представлена небольшими родовыми поселениями, располагающимися на речных террасах. Поздняковская культура оказала влияние на формирование более поздних местных культур, в частности городецкой, хотя из-за хронологического разрыва в их существовании невозможно напрямую вывести последнюю из поздняковской.

Приказанская культура. Название дано по месту сосредоточения наиболее изученных памятников этой культуры – Приказанскому Поволжью.Наиболее исследованы памятники приказанской культуры в Прикамском Поволжье, среди них стоянки у бывшего села Займище (Займищенский комплекс), села Большие Отары (Балымский комплекс), села Атабаево (Атабаевское поселение), могильники у села Большие Отары, бывшего села Новомордово, поселка Луговой. Племена приказанской культуры занимались скотоводством, охотой, рыболовством, земледелием; знали металлургию бронзы (найдены бронзовые орудия труда, оружие и др.). Но скотоводство носило придомно-пастушеский характер с содержанием скота в зимнее время в стойлах. В стаде преобладали крупный рогатый скот и лошади, разводили также мелкий рогатый скот и свиней. Жилища полуназемные, соединенные переходами. Керамика: плоскодонные или круглодонные горшковидные толстостенные сосуды. Погребения грунтовые, над которыми иногда сооружались небольшие курганы. Умерших клали вытянуто или скорченно. В захоронениях встречается своеобразный ритуальный вещевой набор (глиняная посуда, каменные и костяные орудия труда, бронзовые украшения и предметы одежды, жилья, ножи-кинжалы и т. п.).

10. Древнегреческая культура в Северном Причерноморье. Города-полисы.
11. Ранний железный век. Скифы и сарматы. О самих скифах имеются многочисленные письменные и археологические свидетельства, которые позволяют определенно отнести их к ираноязычным народам. По версии Геродота, скифы первоначально обитали в Азии (очевидно, Южной Приуралье или в южных областях Западной Сибири). Их соседями были массагеты, которые и изгнали скифов с их прародины. В III в. до н.э. на смену скифам с востока (вероятно, из Предуралья и Поволжья) пришел новый народ, известный как сарматы. Сарматы были ираноязычными кочевниками. Самобытным и уникальным явлением мировой культуры является скифский звериный стиль. В нем выполнены (как правило, из золота и бронзы) произведения прикладного искусства, созданные самими скифами и греческими мастерами на заказ. Как видно из названия, главным в системе образов этого стиля было изображение животных. Травоядные (олень, бык, лошадь, овца и т.д.) символизировали добрый, земной начало. Дикие (лев, пантера, тигр, волк) и фантастические (грифон) хищники, орлы и змеи олицетворяли злые потусторонние силы. Борьба между добром и злом передавалась в искусстве звериного стиля сценами "терзаний" - нападения хищников и грифонов на травоядных. Архаический скифский звериный стиль характеризуется чистотой образов, фигуры животных изображены в оригинальной манере. Начиная с V в. до Р.Х., сюжетный рисунок звериного стиля усложняется, образы животных вплетаются в орнаментальных композиций и становятся частью их. Большой популярностью пользуется прием изображения тех частей животных, которые символизировали их главные качества: копыта коня или лося, рога оленя, пасть или клыки хищника, глаз и клюв орла. В этом стиле отливались бронзовые и золотые бляхи вуздечкових наборов, украшения щитов и панцирей, нашивные пластины. В IV в. до Р.Х. скифское искусство претерпело сильное влияние античного. Греческие мастера, работавшие по заказу скифов, добросовестно передавали реальные образы людей и животных, создав стиль "этнографического реализма" в скифском искусстве. Появились антропоморфные изображения богов и героев, в скифские могилы стали чаще попадать импортные македонские или фессалийские вещи. Старый звериный стиль стал выходить из моды и забываться. С эпохой киммерийцев связаны такие уникальные находки, как лубенское сокровище и золотая гривна, а также военные доспехи и предметы конской сбруи. Лубенское сокровище включает изготовленные из бронзы предметы вооружения и посуду. Это сокровище, которому около 3000 лет, является фактически "коллекцией в коллекции", поскольку в нем собраны вещи, изготовленные в разных краях Азии и Европы - от Байкала до Балканского полуострова и долины Рейна. 
12. Ананьинская археологическая культура.

Свое название, ананьинская культура получила по селу Ананьино, расположенного в пригороде Елабуги. Здесь был найден один из самых крупных археологических памятников данного периода. Культура была распространена на территории нескольких тысячи квадратных километров: от района приполярного Урала до среднего Поволжья. Ананьинская культура возникла на базе целого ряда ранее существовавших культур звериного стиля. Это скифский звериный стиль и кобанская культура (археологическая культура Кавказа ). Кроме того, ранее жившие на этих землях представители турбинской культуры, также  могли оказать значительное влияние. В конечном итоге, приблизительно в 8 веке до н.э. началось формирование уникальной ананьинской культуры, которая стало одним из важных этапов формирования Прикамских народностей. Ананьинская культура интересна как первый этап становления железного века в Прикамье. Именно в это время зарождаются традиции металлургии, которые развиваются здесь и по сей день. Начиная с достаточно примитивных изделий из бронзы и железа, древние мастера смогли достичь высокого уровня исполнения. Тогда же начинают изготавливать предметы, которые последствие будут относить к звериному стилю. Для ананьинской культуры характерно различные изображение человекоптицы. Это свидетельствует о почитании птицы как священного животного. Одновременно, птица может выступать как тотемное животное, от которого вели свой род древние ананьинцы. Считается, что наиболее древние предания жителей Прикамья связаны с уткой. На это может указывать как изображения утки, сделанные древними жителями ананьинцами, так и широкое распространение изображение человека-птицы. Еще одной интересной особенностью ананьинской культуры является изображение грифона. Это мифическое существо перекочевало в культуры из скифо-сибирского звериного стиля и свидетельствует о тесных связях поволжских и сибирских мастеров. Также, возможна версия о попадании грифона из древнего Ирана, где он являлся священным изображением. Следы Ананьинской культуры находят в основном на небольшом участке вдоль реки Камы, от села Елово до города Оханска. Отдельные поселения найдены в районе села Коса, поселка Курган и территории Пермского района. Охотничьи стоянки, относящиеся к Ананьинской культуре, имеются в средней части реки Вишеры. Несмотря на достаточно широкую географию распространения, освоение земель носило лишь эпизодический характер. Один из самых интересных артефактов ананьинской культуры – рукоятка меча из ананьинского могильника. Рукоять выполнена из меди, приблизительно в VII-III веках до н.э. Кроме того, интерес представляют бронзовые топоры-кельты с изображением головы мифического животного. Такие изделия свидетельствуют о высоком уровне развития металлургии в ананьинской культуре. Артефакты ананьинской культуры нельзя в полной мере отнести к пермскому звериному стилю. По своему исполнению эти предметы близки к скифо-сибирскому звериному стилю. Но именно ананьинская культура начала закладывать традиции, которые в дальнейшем привели к появлению в Прикамье уникального культурного феномена. Таким образом, ананьинская культура стала основой для дальнейшего развития целого ряда археологических культур, одной из которых была гляденовская культура.
13. Дьяковская и городецкая археологические культуры.


Дьяковская. Дьяковская культура, культура древних финно-угорских племён (предков известных по летописи мери и веси, а также др. племён), обитавших в бассейне верхнего течения Волги, Оки и в пределах Валдайской возвышенности во 2-й половине 1-го тысячелетия до н. э. и 1-й половины 1-го тысячелетия н. э. Некоторые учёные приписывают часть памятников Д. к. предкам славян, а западную их группу считают памятниками балтов. На отдельных памятниках Д. к. прослежены слои, свидетельствующие о продолжении её существования вплоть до летописного времени. Названа по городищу у с. Дьяково, расположенного вблизи Коломенского, которое было исследовано в 1864 Д. Я. Самоквасовым и в 1889—90 В. И. Сизовым. Характерные поселения Д. к. — небольшие городища, расположенные по берегам рек на труднодоступных местах и укреплённые валами и рвами. С первых веков н. э. наряду с городищами возникают открытые поселения — селища. Жилищами служили прямоугольные (иногда круглые) полуземлянки и наземные постройки. Общественный строй — первобытнообщинный. Население занималось скотоводством, мотыжным земледелием, охотой и рыболовством. С начала 1-го тысячелетия н. э. развивается обработка металлов. Изготовлялись железные серпы, топоры, стрелы, бронзовые украшения. Много орудий труда и украшений сделано из кости. Для Д. к. характерны глиняные грузики «дьякова типа» и в слоях до 2 в. н. э. — керамика, украшенная так называемым «текстильным» («сетчатым») орнаментом. Погребения Д. к. не найдены, вероятно, применялось трупосожжение.

Городецкая. Городе́цкая культу́ра (культура городищ «рогожной керамики»), археологическая культура раннего железного века, распространенная в 7 в. до н.э. — 5 в. в бассейнах средней Волги, средней и нижней Оки, рек Мокша и Цна. Свое название культура получила по городищу, обнаруженному В. А. Городцовым в 1898 у села Городец близ города Спасск-Рязанский. Городецкая культура сложилась на основе волосовской археологической культуры эпохи энеолитас участием племен абашевской культуры и срубной культуры. Представители городецкой культуры были предками финно-угорских народов Среднего Поволжья. Городецкую культуру подразделяеют на два этапа: первый — 7 в. до н. э. — 1 в. и второй — 1-5 вв. н. э. Основной тип поселений — это городища, расположенные группами по два-три, на расстоянии 1-3 км друг от друга, и в 10-15 км между такими группами. Обычный размер городища — 36-65 на 80-135 м. Как правило, городища располагали на мысах у пересечения двух оврагов, недалеко от реки. С напольной стороны они ограждались одним-тремя валами и рвами. Иногда городища строились не на мысах. В этом случае они со всех сторон окружались валами и рвами. Встречаются также селища (неукрепленные поселения) и жертвенники. Погребения городецкой культуры не выявлены. Жилища представляют собой прямоугольные или округлые землянки и полуземлянки, а также деревянные наземные постройки. Очаги в жилищах глинобитные или каменные. Для городецкой культуры характерна «рогожная» (с отпечатками рогожи) и «сетчатая» (с орнаментом, имитирующим отпечатки рогожи) керамика. Гладкая грубая керамика позднее сменяется лощеной. Кроме керамики находки вещей на городищах немногочисленны. Это изделия из кости — наконечники стрел, шилья, проколки, иглы, гарпуны. Металлических изделий обнаружено очень мало (железные ножи, шилья, наконечники стрел, медные подвески, бляшки, браслеты). Хозяйство представителей городецкой культуры было комбинированным: в нем сочеталось мотыжное земледелие, лесное скотоводство, рыболовство и охота. Население поддерживало связи со скифами, племенами дьяковской культуры, с Прикамьем.


14. Поволжские и прикамские финны в І - нач. II тыс. н.э.

Поволжские.

Прикамские.
15. Восточно-европейские степи в VIII - X вв. Салтово-маяцкая культура.

Восточно-европейские степи в VIII - X вв.

Салтово-маяцкая культура. Археологическая культура, памятники и иные свидетельства бытования которой распространены на территориях, полностью или частично входивших в Хазарский каганат или зависимых от него. Термин ее обозначающий, образован от названия двух памятников – остатков поселений хазарского времени в окрестностях села Верхний Салтов в Харьковской области и Маяцкого городища на верхнем Дону при впадении в него реки Тихая Сосна. Время бытования этой культуры (начало VIII – середина – 2-ая пол. X вв.). С двумя основными этносами (аланами и протоболгарами) связаны наиболее типичные и показательные элементы салтовской материальной культуры. Например, погребения по катакомбному обряду более характерны для аланского населения, тогда как болгарам был более свойственна практика погребений в грунтовых ямах. Для Салтово-маяцкой культуры наиболее характерны несколько основных разновидностей керамики. Во-первых, так называемые «котлы с внутренними ушками». Во-вторых, обыкновенные столовые горшки с рифленой поверхностью или украшенные примитивным волнообразным орнаментом. В третьих, лепная или подправленная на медленном гончарном круге лощеная посуда. Она традиционно рассматривается как показатель присутствия в том или ином регионе аланского населения или его влияния на местную материальную культуру. В четвертых, лепные сосуды различного размера и назначения, включая и крупные пифосы. Среди импорта преобладают амфоры боспорского и крымского производства. Наиболее характерные типы жилищ носителей Салтово-маяцкой культуры – полуземлянки с печами или очагами и юртообразные жилища, (как полуземлянки, так и наземные). Что касается типов поселений то они у салтовцев были разнообразны. Среди них можно отметить как укрепленные или неукрепленные селища или городища так и крепости, возводившиеся из обожженного или сырцового кирпича (Саркел, Семикаракорская крепость) или известняковых блоков (Маяцкое и Цимлянское Правобережное городища). Некоторые салтовские поселения в том числе не найденные пока Семендер или Итиль и затопленный водами цимлянского водохранилища Саркел традиционно в источниках и литературе именуются городами, хотя многое в такой интерпретации зависит от условности и изменчивости содержания самого концепта «город» как в науке, так и в различных культурах. Наконец, кроме оседлых поселений известны временные кочевья и стойбища салтовского населения в степных районах. Этнически население, бывшее носителем салтовской культуры состояло из алан и протоболгар. Достоверно идентифицируемые археологические памятники собственно хазарского этноса не известны.
16. Археология Волжской Болгарии.

Древние болгары, кочевники, пришедшие с Приазовья на территорию Средней Волги и бассейна реки Камы. Здесь они создадут новое государство – Волго-Камская Болгария, или Волжская Болгария. Многие крупные центры государства,такие как Биляр, Булгар, Сувар, Ошель, Муромский городок на данный момент являются археологическими памятниками. Раскопками последнего в 1928 - 1929 гг. занималась археолог В.В. ольмстен, которая первая и употребила это название. На сегодняшний день благодаря труду археологов выявлено более 2 тыс. булгарских памятников X — XIII вв. Среди них около 190 городищ и более 900 селищ. Большинство относится к домонгольскому времени —170 городищ и более 700 селищ. Основная часть памятников булгарского времени находится на территории Татарстана. Археологами на территории Булгарии ныне учтено более 1500 булгарских памятников домонгольского времени. Основу экономики Волжской Булгарии составляло развитое сельское хозяйство с плужным земледелием и скотоводством. Важное значение имело ремесленное производство - металлургическое, кузнечное, ювелирное, строительное, гончарное, стеклоделие, косторезное, кожевенное, ткацкое и другие. Третьей важной составляющей булгарской экономики выступает торговля. Расцвет булгарской торговли во многом был обусловлен расположением государства на важнейшей трансконтинентальной торговой магистрали - Волго-Балтийском пути, а также высоким уровнем развития ремесла и сельского хозяйства. В Х - начале XIII в. приоритетным направлением в области булгарских ремесел было изготовление кроме орудий труда и вооружения украшений и предметов повседневного спроса (ножи, шилья, гвозди и т.п.). Причем продукция эта, особенно украшения, чаще всего отражала непосредственно этнические традиции проживавшего в регионе населения и даже, в большей степени, жителей ближайшей округи ремесленного центра. В домашних промыслах, таких как косторезное дело, быстро сформировались универсальные типы изделий, в которых угадываются тюркские и финские прототипы (гребни, копоушки, рукояти ножей и шильев). В 1223-1240 гг. Булгария отчаянно сопротивляется монгольским ордам, стремившимся завоевать страну. Неравная борьба окончилась завоеванием Булгарии, разгромом ее экономики, культуры, уничтожением городов.
17. Балты в І - нач. II тыс. н.э.
18. Археология о происхождении и ранней истории славян.
19. Черняховская археологическая культура. Черняховская культура, археологическая культура рубежа 2—3 вв. — рубежа 4—5 вв. в лесостепи и степи от Нижнего Подунавья на З. до левобережья Днепра на В. Названа по могильнику у с. Черняхов (Кагарлыкский район Киевской области). На территории Румынии Ч. к. именуется Сынтана-де-Муреш — Черняхов. Оседлоземледельческие, скотоводческие племена носителей Ч. к. жили в больших неукрепленных поселениях; жилища — наземные и землянки — располагались рядами. Площадь некоторых наземных домов, принадлежавших, вероятно, большим патриархальным семьям, превышала 100 м2Подъём земледелия в эпоху Ч. к. отмечен усовершенствованием плуга и рала с железными наконечниками; вол и лошадь использовались, вероятно, как тягловая сила; расширился состав культурных злаков; под пашню освоены значительные площади. Были развиты железоделательное, кузнечное, бронзолитейное, камнесечное, косторезное ремёсла, причём мастера работали преимущественно на заказ и лишь частично на рынок. Керамика (миски, кувшины) изготовлялась в основном на гончарном круге. Процветала торговля с ближайшими античными центрами. Импортные предметы (амфоры, в которых привозили вино и оливковое масло, стеклянные кубки, реже — краснолаковые сосуды) — целые и в обломках — обнаружены на всех памятниках Ч. к. Во внешней и внутренней торговле использовалась римская монета. Некоторые черты Ч. к. сложились под влиянием позднеантичной цивилизации. В погребальном обряде Ч. к. сочетались трупосожжения (поля погребальных урн) и трупоположения (последние преобладали). Большинство исследователей считает, что Ч. к. создана племенами различного этнического происхождения (даки, сарматы, германцы, поздние скифы, анты или венеды-славяне), упоминаемыми древними авторами на территории её распространения. Мнение о многоэтничности Ч. к. подтверждается, в частности, наличием локальных особенностей в домостроительстве, керамике и погребальном обряде её носителей. Наиболее обосновано мнение, что Ч. к. была уничтожена гуннским нашествием в конце 4 в., однако существует гипотеза о перерастании её в древнеславянскую и даже древнерусскую культуру.

20. Зарубинецкая археологическая культура. Археологическая культура латенского времени (относится к раннему железному веку, ко второй его ступени, III / II вв. до н. э. — II в. н. э.). Она распространена в Верхнем и Среднем Поднепровье, на Левобережьи Днепра — по притоку Десны Сейму, на Правобережье – по притоку Днепра Припяти (в Припятском Полесье). То есть, ее носители овладели бассейном Среднего Днепра и его притоков, особенно левых, и продвинулись вверх по Днепру. Значит, в проекции на современные государства, она занимает Западную и Центральную Украину, южную и восточную Белоруссию и западные районы России. Открыта и названа археологом-любителем Викентием Хвойкой в 1899 г. по материалам раскопок могильника у с. Зарубинцы к юго-западу от Киева и выделена в особую культуру А. А. Спицыным в 1930 г. и несколько лет спустя польским археологом Ю. Костшевским. Представлена укреплёнными и неукрёпленными поселениями, могильниками и кладами. Особенно интенсивно изучалась в поле в 60-х – 80-х годах ХХ века. К середине первого десятилетия ХХI века выявлено около 500 памятников, раскопано 70, в том числе около 20 могильников, а в них свыше1000 погребений, изучено две сотни жилищ. С юга и востока соседствует с сарматскими культурами – это ираноязычный мир, с севера соседями были балтские народности (они тогда были распространены на значительно более широкие территории к востоку, чем ныне), а западным ее соседом была очень похожая пшеворская культура Польши (польск. (kultura przeworska). Ни одна из них непосредственно к границам Римского государства не примыкала. Как и черняховская и пшеворская, зарубинецкая культура — это культура полей погребальных урн. Интерес в России к этой культуре объясняется тем, что с самого начала (еще Хвойкой) она была объявлена раннеславянской и стала рассматриваться как одно из важнейших звеньев славянского этногенеза (особенно в концепции акад. Б. А. Рыбакова). А после признания черняховской культуры (или ведущей роли в ней) за готами надежды углубить славянский этногенез в эпоху начала нашей эры сосредоточились именно  на зарубинецкой культуре.


21. Пшеворская археологическая культура.
22. Восточные славяне в V - VII вв. Культуры южного региона.
23. Восточные славяне в V - VII вв. Культуры Верхнего Поднепровья и смежных областей.
24. Восточные славяне в V - VII вв. Культуры северных территорий.
25. Восточные славяне в VIII - XIII вв. Племена лесной зоны днепровского правобережья.
26. Восточные славяне в VIII - XIII вв. Племена севера.
27. Восточные славяне в VIII - XIII вв. Племена юга и го-востока.
28. Археология русских средневековых городов.


написать администратору сайта