конспект. Батальная композиция. У истоков исторического жанра
Скачать 445.7 Kb.
|
6-ой класс Тема урока. Батальная композиция. У истоков исторического жанра. Цель урока: - познакомить учащихся с историей развития исторического и батального жанров в живописи; - формировать умения и навыки по выполнению рисунков на тему боевых действий эпохи Средневековья; - рассмотреть сцены боевых действий как основа художественной летописи народного подвига до возникновения исторического жанра; - развивать аккуратность, умение ценить фактор времени; - развивать фантазию, наблюдательность и внимание, эстетическое отношение к миру, потребность в художественном творчестве и общении; - воспитывать бережное отношение к произведениям искусства. Тип урока: комбинированный Оборудование: принадлежности для рисования, проектор, презентация, видео, раздаточный материал, мини- тест. Ход урока: I. Организация начала урока. Создание благоприятной психологической атмосферы урока Дня - прелестного, урока- интересного. Поведения- примерного, рисования- отменного. II. Мотивация учебной деятельности. Отрывок из Слово о полку Игореве. СЛАЙД 1 Игорь-князь с могучею дружиной Мила брата Всеволода ждет. Молвит буй тур Всеволод Единый Ты мне брат, мой Игорь, и оплот! Дети Святослава мы с тобою, Так седлай же борзых коней, брат! А мои, давно готовы к бою, Возле Курска под седлом стоят. III. Сообщение темы, задач урока. 1. Определяют тему урока учащиеся совместно с учителем. Участвуют в коллективном обсуждении, делятся впечатлениями, отвечают на вопросы. СЛАЙД2 2. Проблемный вопрос с поисковой деятельностью. Встречались ли вам сцены сражений в памятниках культуры Египта, Древней Греции и Древнего Рима при изучении истории Древнего мира? 3. Объяснение материала по презентации СЛАЙД3 Батальный жанр (от фр. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. СЛАЙД 4- 6 В Средние века в Западной Европе возросло стремление запечатлеть особый, характерный эпизод военных действий, зафиксировать исторически важное событие. С течением времени конкретные исторические события всё чаще стали проникать в изобразительное искусство. Изменялся и характер изображения военных сцен в искусстве. Постепенно акцент смещался на передачу героики события (Паоло Уччелло «Битва при Сан-Романо», Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари», Микеланджело ди Буонарроти «Битва при Кашине»). Большие панорамные панно сражений появились в XVIв. К тому времени батальные картины стали отображать героическую готовность к борьбе, торжество победы и передавать восхищение воинской доблестью. Позднее, в XIX-XXвв., с развитием исторического знания для художников важными задачами стали передача художественными средствами исторической достоверности эпохи, отображение и осмысление в художественном произведении различных событий военной истории, оказавших большое влияние на судьбу народа. Художники стали готовиться к работе над батальной исторической картиной, собирать и изучать материалы об оружии участников битвы, их воинских доспехах, наиболее активных участниках сражения. СЛАЙД 7-8 Русский патриотический батальный жанр XVIIIв. очень богат. Это картины «Куликовская битва» и «Полтавская битва», приписываемые И. Н. Никитину, гравюры А. Ф. Зубова с морскими сражениями и многие другие. Всех их объединяет изображение художественными средствами наиболее ответственного момента битвы. Первоначально изображение военных действий было связано с осадой и штурмом городов. Среди героических страниц далёкого прошлого наибольший интерес у русских мастеров вызывали события, описанные в «Слове о полку Игореве». В. А. Фаворский выполнил в технике графики с использованием чёрного и белого цветов небольшие по размеру, но очень сложные по содержанию иллюстрации к этом произведению. Художник отмечал: «Для того чтобы вникнуть в содержание «Слова» и представить людей того времени, их одежду и вооружение, я должен был прочесть древнюю летопись. В нашем Московском историческом музее изучал оружие, одежду и быт того времени». СЛАЙД9 Картина С. Н. Присекина «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет». Пафос (от греч. pathos чувство, страсть) страстное воодушевление. Пафос произведения захватившая писателя идея, большое чувство, проникающие всё произведение. Анализ композиций: - как выделен центр композиции? - какие детали картины и цветовые решения вторят битве? - на чём (на ужасах битвы или высокой идее защиты земли Русской) акцентирует внимание художник? - каковы жесты и позы воинов? IV. Практическая работа Постановка практического задания – Выполнение рисунка на тему боевых действий эпохи Средневековья по выбору: бой у крепостной стены, поединок и т.д. (ВИДЕО) Практические советы: СЛАЙД 10 -принять во внимание, что все средневековые города были хорошо укреплёнными крепостями; -помнить, что применение законов перспективы и соответствующий колорит помогут создать не только убедительную, но и выразительную, оригинальную композицию исторических средневековых баталий. 2. Практическая деятельность, во время роботи: - текущий и индивидуальный инструктажи; - во время работы- минутка отдыха-упражнения для глаз, - анализ ошибок, выставление оценок. - демонстрация лучших работ. V. Итог урока. Рефлексия: Мини -тест Выберите один правильный ответ Раздаточный материал для учащихся
Закрепление изученного материала в виде мини- теста Выберите один правильный ответ Батальная картина и батальный жанр – это: А) жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни Б) это темы военных событий, в которых главное место имеют сражения. В) один из видов изобразительного искусства, где все действия происходят на поле боя. Сегодня на уроке были рассмотрены картины батального жанра: А) «Битва при Ангиари», «Битва при Кашине», «Куликовская битва», «Битва под Ростовом», «Великое сражение богатырей» Б) «Битва при Сан-Романо», «Битва при Ангиари», «Битва при Кашине», «Куликовская битва», «Полтавская битва». В) «Куликовская битва», «Полтавская битва», «Великое сражение богатырей», «Битва при Сан-Романо». |