ФИЛОСОФИЯ. Бруно и Галилео Галилея 10
Скачать 37.12 Kb.
|
Титульный лист Оглавление Введение 3 Глава 1. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения 4 Глава 2. Основные идеи философии Н. Кузанского 8 Глава 3.Философское значение космологического учения Джордано Бруно и Галилео Галилея 10 Глава 4.Социально-политические утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы 13 Заключение 15 Список литературы 16 Введение Эпоха Возрождения — время зарождения капиталистических отношений, формирования национальных государств и абсолютных монархий, период глубоких социальных конфликтов: крестьянской войны в Германии, религиозных войн во Франции, буржуазной революции в Нидерландах. Эта эпоха характеризуется значительными достижениями во всех областях жизни общества и культуры. Культура Ренессанса зародилась в Италии в XIV в. («треченто»), достигла своего расцвета в XV веке («кватроченто»); в XVI в. («чин-квеченто») культура Ренессанса стала общеевропейским явлением. Наиболее ярким проявлением культуры Возрождения стала культура Флоренции конца XV — начала XVI в. Жизнь итальянских городов-республик этого времени отличалась большой активностью, резко контрастировавшей с атмосферой феодально-деревенского застоя, характерной для большинства других стран Европы. В этих городах развивались торговля и банковское дело, появились шерстяные и другие мануфактуры. Культура эпохи Возрождения была тесно связана с развитием естествознания и с великими географическими открытиями. Философия эпохи Возрождения возникает и развивается параллельно с завершением поздней схоластической философии и в целом независимо от схоластической традиции. Это, конечно, не означает полного разрыва с наследием средневековой философии; но повышенный интерес к классической античной культуре, стремление к ее возрождению (что и дало наименование эпохе) определили решающее значение античного философского наследия в формировании новой философии. Происходит своеобразная модернизация аристотелизма и платонизма, стоической и эпикурейской философской мысли. Целью данной работы является изучение основных направлений философской мысли эпохи Возрождения. Глава 1. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения Гуманизм и антропоцентризм – это сущность эпохи Возрождения. К ней относятся социологические и философские учения времен становления раннего буржуазного общества (главным образом в Италии) 14-17 вв. В эту эпоху официальной философией оставалась схоластика, однако возникновение культуры гуманизма и существенные достижения в естествознании способствовали тому, что философия перестала быть лишь служанкой богословия[2]. Антисхоластическую направленность приобрела перспектива ее развития. Она проявилась прежде всего в этике – началось возрождение этических учений эпикуризма (Балла) и стоицизма (Петрарка), которые направлены против христианской морали . Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер. К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся: -антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство; -оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики); -перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию; -принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.); -большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству; -торжество индивидуализма; -широкое распространение идеи социального равенства. В философии Возрождения наибольшую роль сыграли натурфилософские концепции (Парацельс, Кордано, Бруно), которые свидетельствовали о крушении старых схоластических методов познания природы. Самыми важными результатами данного естественнонаучного направления были: различные методы экспериментально-математического изучения природы; противоположное теологическому детерминистское толкование действительности; формулировка научных законов природы, свободных от антропоморфических элементов (то есть от наделения человеческими качествами субъектов, с которыми соприкасается человек)[4]. Что характерно для натурфилософского направления? Натурфилософское направление характеризуется метафизическим пониманием неделимых природных элементов как абсолютно неживых, бескачественных. Для него также характерно отсутствие исторического подхода в изучении природы и поэтому деистическая непоследовательность, которая сохраняет в бесконечном мире обособленное положение Бога. Деизм же предполагает его наличие как безличной причины бытия, которая не участвует в дальнейшем развитии мира. Антропоцентризм и гуманизм В различных социологических концепциях нашли свое отражение социально-экономические изменения того времени. В них общество понималось как сумма изолированных индивидов. На первый план в эпоху Возрождения в борьбе с теократизмом Средневековья выступают антропоцентрические, гуманистические мотивы. Антропоцентризм – это представление, согласно которому человек представляет собой центр вселенной, а также цель всех событий, совершающихся в мире. С этим понятием связано понятие гуманизма. Отражаемый, исходящий из человеческого сознания антропоцентризм – это и есть гуманизм. Его объект – ценность человека. Познанием его разума и творческих способностей, стремлением к счастью на земле заменяется презрение к земному естеству. Гуманизм начинается, когда человек задумывается о самом себе, о том, какая роль отведена ему в мире, о своем предназначении и сущности, о цели и смысле своего бытия. Все эти рассуждения всегда имеют конкретные социальные и исторические предпосылки. Какие интересы выражает антропоцентризм? По своей сущности антропоцентризм эпохи Возрождения всегда выражает определенные классовые, социальные интересы. В революционных идеях, направленных на земную, внутреннюю «божественность» человека, проявлялся гуманизм Ренессанса, а также в привлечении к жизненной активности человека, в утверждении его веры в самого себя. Гуманизм в узком смысле слова – это идейное движение, сущность которого состоит в изучении и распространении культуры, искусства, литературы и античных языков. Поэтому итальянский антропоцентризм эпохи Возрождения часто характеризуется как филологический, литературный. В эпоху Ренессанса происходило обращение к гармонизации отношений между природой и человеком. В работах мыслителей этого времени тема человека тесным образом переплетена с темой природы. Последняя рассматривается как что-то одухотворенное и живое. Природа - это не просто результат промысла Бога, но и что-то, обладающее самодостаточностью, креативностью. Равноценными божественным установлениям являются ее законы. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения, таким образом, меняет также отношение человека к природе. Человек открывает ее великолепие и красоту, начинает рассматривать ее как источник наслаждения, радости в противовес средневековому мрачному аскетизму. Природа также начинает рассматриваться как убежище, которое противостоит порочной и развращенной человеческой цивилизации. Мыслитель Жан-Жак Руссо (портрет его представлен ниже) прямо говорил, что источником всех наших бедствий является переход от естественного, природного начала человека к социальному. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения рассматривает человека как органическую часть природы. Он является действующим по естественным законам существом. Человек, постигая разумность действительности, познает смысл и цель собственной жизни. Гармония в мире Природа, согласно представлениям мыслителей Возрождения, производит сама все формы вещей. Гармония является наиболее идеальной из них и соответствующей сущности красоты. Мир, по их представлениям, наполнен гармонией. Она проявляется во всем: в чередовании дня и ночи, в сочетании красок полей и лесов, меняющихся в зависимости от времени года, в наличии разных видов птиц и животных, взаимодополняющих друг друга. Однако если созданный Творцом мир является гармоничным, то, значит, и человек, который выступает его частью, также должен быть таковым . Глава 2. Основные идеи философии Н. Кузанского В тесном общении с итальянскими гуманистами находился Николай Кузанский (1401-1464). Восприняв гуманистическую идею единства античной философии и христианства, он стал выдающимся представителем пантеизма эпохи Возрождения. Опираясь на труды немецких мистиков, Дионисия Ареопагита, Платона и неоплатоников, Николай Кузанский выдвинул основные положения своего учения о тождестве противоположностей в абсолютном бытии Бога, об универсуме как взаимосвязи всего со всем, о человеке как микрокосме и Богочеловеке[1]. Исходным пунктом его философии стало убеждение в том, что бесконечное бытие Бога и истина не являются выдумками нашего ума и поэтому не могут быть постигнуты нами с абсолютной точностью и полнотой. Максимум, что мы можем знать, есть наше незнание бесконечного как такового, ибо оно несоразмерно любому человеческому суждению, опирающемуся на сравнение одной конечной вещи с другой. Однако это отнюдь не означает, что человек должен отринуть живущее в нем стремление к познанию сути вещей. Из абсолютного тождества противоположностей в Боге Николай делает пантеистический вывод: если Бог есть всё и ничто в отдельности, то все и ничто в отдельности есть Бог. Это означает, что Бог содержит в себе все вещи вселенной и поэтому содержится в каждой из них, не будучи никакой отдельной вещью. Сама же вселенная или универсум есть то, в чем каждое включает в себя все, поскольку все включено в Бога и включает его в себя. Бог есть свернутый в бесконечное единство универсум, а универсум есть развернутый во множество конечных вещей Бог. Поэтому поистине есть не Бог и мир, а их нераздельное и неслиянное единство. Этот вывод позволяет Кузанцу обосновать заключительное положение своей доктрины. Поскольку с пантеистической точки зрения каждая вещь некоторым особенным, свойственным именно ей образом содержит в себе Бога и весь мир, человек также по-своему есть Бог и вселенная. Он есть Бог и вселенная в образе человека: «В самом деле, человек есть Бог, только не абсолютно, раз он человек, а как человеческий Бог. Человек есть также мир, но не конкретно все вещи, раз он человек, а как микрокосм или человеческий мир. Область человечности охватывает, таким образом, своей человеческой возможностью Бога и весь мир, — пишет Николай в трактате «О предположениях». — Раз она есть человеческий мир, в человечности человеческим образом, как во вселенной универсальным образом, развернуто все. В ней же человеческим образом и свернуто все, раз она есть человеческий Бог»[3]. Благодаря этому в практической области человек способен с помощью воображения творить образы и подобия всех чувственных вещей, развертывая свой, человеческий мир культуры. В теоретической области человек по той же причине способен с помощью рассудка и разума познать вселенную, свертывая ее бесконечное многообразие в простоту интеллектуального созерцания универсума. Глава 3. Философское значение космологического учения Джордано Бруно и Галилео Галилея В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Это обусловлено развитием производства и науки. Изобретения книгопечатания, компаса, самопрялки, парохода, доменно-металлургического процесса, возобновление интереса к астрономии, физике, анатомии, физиологии, развитие экспериментального естествознания — все это расширяло человеческий кругозор, укрепляло власть человека над природой. Изменяется средневековая картина мира. Математическое обоснование гелиоцентрической системы мира, данное польским ученым Н. Коперником, нанесло существенный удар средневековой геоцентрической системе. Открытие Коперника, опровергшее представление об исключительном характере Земли и человечества, позволяли предложить существование бесконечного количества других небесных тел, подобных Земле и Солнцу. Итак, философия в эпоху Возрождения воспринималась, прежде всего, как натурфилософия, философия природы. На первый взгляд, может показаться, что происходит возврат к античному космоцентризму эпохи «физиков», «досократиков». Однако философия природы эпохи Возрождения в большей мере связана со средневековой философией. Для нее центральным остается трактовка вопроса о взаимоотношении Бога и мира. Но в этой трактовке, да и во всей методологии, философия эпохи Возрождения имеет свою специфику[5]. Характерной для нее является антисхоластическая, а, следовательно, и антиаристотелевская направленность. Происходит возврат к идеям платонизма и неоплатонизма. Взаимоотношения Бота и мира утрачивают откровенно теистический характер. На смену теизму приходит пантеизм («Бог во всем») Христианский Бог здесь утрачивает трансцендентный, надприродный характер, он как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется. Джордано Бруно(1548-1600), Галилео Галилей(1564-1642). Занимались наукой, были знакомы с учением коперника, пропагандировали его. За это их судили(инквизиция), Бруно сожгли, Галилей отказался от своих взглядов. Бруно высказывал идею о множестве миров(каждая звезда–Солнце, в космосе есть жизнь). Этим он подчеркивал величие Бога. За эти взгляды церковь его осудила[8]. Галилей разработал учение об инерции, изобрел телескоп и т.д. Он являет собой тип современного ученого. Ученый должен стремиться к истине, которая не зависит от заблуждений, т.е. ученый не отвеяает за результаты своего творчества. Г. отказался от своих взглядов, т.к. считал, что это не меняет истинности открытий Коперника. Воззрения Джордано Бруно(1548–1600), являющегося философом и поэтом, характеризуются как пантеизм - философское учение, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. В этом мировом целом мировая душа и мировой божественный разум совпадают. Оформлению пантеистической натурфилософии во многом способствовало знакомство Дж. Бруно с воззрениями Николая Кузанского: Бруно усматривал цели философии в познании не сверх природного Бога, а природы, являющейся «Богом в вещах». Разделяя космологическую теорию Н. Коперника, оказавшую на него огромное влияние, Бруно развивал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной. Он рассматривал диалектические идеи о внутреннем родстве и совпадении противоположностей. В бесконечности, согласно Бруно, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя. Основной единицей сущего является монада, в деятельности которой оказываются слиянными телесное и духовное, объект и субъект. Высшую субстанцию составляет «монада монад», или Бог. Как целое она проявляется во всем единичном по принципу «все во всем». Этические воззрения Бруно заключаются в утверждении «героического энтузиазма», безграничной любви к бесконечному. Это уподобляет людей божеству, отличает их как подлинных мыслителей, поэтов и героев, которые возвышаются над размеренной повседневностью. Идеи Бруно оказали влияние на таких мыслителей, как Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Ф.В. Шеллинг и др..; 17 февраля 1600 г. Дж. Бруно был заживо сожжен на площади Цветов в Риме. Его труды тоже сожгли. Его имя было запрещено упоминать публично. Своей жизнью и творчеством Дж. Бруно завершает эпоху Возрождения[6]. Безусловно, философия этого периода является новым этапом развития философии, но она осуществляла свои новации, опираясь во многом на античность, в месте с тем продолжив все лучшее из того, что дало средневековье. Эпоха Возрождения являет собой не узко европейское, но мировое явление. Для философии Возрождения характерны: широкое, общее и свободное чувство человечности; освобождение человеческого разума от непреклонных и незыблемых догм. Культура Возрождения подготовила интенсивное развитие философских достижений Нового времени. Глава 4. Социально-политические утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы Философская мысль эпохи Возрождения не исчерпывается рассуждениями, опирающимися на политический реализм. Н. Макиавелли предпочел действительность воображаемому. Но были и те, кто, по его собственным словам, «изобразил республики и государства, которых в действительности никто не знавал и не видывал». Томас Мор (1478–1535) – английский гуманист, писатель, государственный деятель. Мор интересен, прежде всего, как автор книги "Утопия" (1516). Вторая часть книги посвящена описанию идеального социального строя фантастического острова Утопия (буквально "место, которого нет"). Мор описывает прообраз коммунистического устройства общества. В Утопии, как и в "Государстве" Платона, все находится в общей собственности, так как Мор уверен, что благополучие общества невозможно там, где существует частная собственность, без обобществления не может быть равенства[9]. В Утопии все города выстроены по одному и тому же плану, но один из них является столицей. Все утопийцы одеваются одинаково, за исключением того, что одежда мужчин отличается от одежды женщин, а одежда людей женатых – от одежды неженатых. Все – как мужчины, так и женщины – работают шесть часов в день. Все ложатся спать в восемь часов и спят восемь часов. Все высшие должностные лица избираются из числа ученых. Формой правления является представительная демократия, покоящаяся на системе многоступенчатых выборов. Утопийцы не пользуются деньгами, а используют золото на изготовление ночных горшков и цепей, которыми сковывают рабов, чтобы воспитывать презрение к золоту. Что касается этики, то мы узнаем, что утопийцы решительно склоняются к мнению, согласно которому счастье состоит в удовольствии. Однако это воззрение не имеет своим следствием дурных поступков, ибо утопийцы полагают, что после настоящей жизни за добродетель назначены награды, а за пороки – наказания. Среди утопийцев существует много религий, и все они пользуются полной терпимостью. Для современного человека поразительна широта взглядов автора «Утопии». Мор рассуждает о сущности и социальных последствиях войны, о религии и религиозной терпимости, осуждает бессмысленные убийства животных, в частности охоту, выступает в пользу мягкого уголовного законодательства, против обычая наказывать смертью за воровство. Однако надо признать, что жить в Утопии Мора, как и в большинстве государств такого типа, довольно-таки скучно. Для счастья необходимо разнообразие, а в Утопии его невозможно найти[6]. Томмазо Кампанелла (1568–1639) – итальянский философ, поэт, политический деятель. Живо интересуясь общественными проблемами, Кампанелла написал ряд произведений на социальные темы, наиболее значительным из которых можно считать "Город Солнца" (1602) – своеобразный вариант коммунистической утопии. В придуманном Кампанеллой обществе отсутствует частная собственность, упраздняется семья, дети передаются на воспитание государству. Царит полная унификация в одежде, быту, поведении. Введена всеобщая трудовая повинность. Все стороны жизни соляриев строжайшим образом регламентированы государством, которое поистине вездесуще. Во главе государства стоит правитель по имени Солнце, или Метафизик. В городе исповедуется религия Солнца, которую отличает существенный рационалистический элемент, а также тесная связь с государством. Метафизик одновременно и первосвященник, функции других служителей культа выполняют высшие чиновники. В творчестве Кампанеллы нашли отражение как характерные для эпохи Возрождения философские идеи, так и социально-критические мотивы, свойственные его времени. Заключение Человек всегда пытался и пытается понять, какое место он занимает во Вселенной, что это за мир, как он устроен, всегда ли он существовал, а если нет, возник ли он или был создан кем-то. Все свои мысли, идеи, идеи, целые теории по этому поводу, в частности, человек обобщал в различных картинах мира на протяжении всей истории развития цивилизации. Философию эпохи Возрождения отличал ярко выраженный антропоцентризм. Если в Средневековье человек рассматривался не сам по себе, а только в рамках своих отношений с Богом, то для Возрождения характерно изучение человека в его, так сказать, земном образе жизни. Формально мыслители этой эпохи по-прежнему ставили в центр мироздания Бога, но преимущественное внимание уделяли уже не ему, а человеку. Человек рассматривался как деятельная творческая личность — будь то в искусстве, политике, технике и т. д. Культура Возрождения была ориентирована не только на человека, но и на новое истолкование мира. Средневековье в первую очередь продолжило концепцию Аристотеля (которая основывалась на представлении о пассивной материи и налагаемой на нее формы). Впрочем, некоторые философы Средневековья полагали, что формы содержатся в потенции в самой материи. Но эта точка зрения была скорее исключением, чем правилом. Для натурфилософии Возрождения характерны следующие основные особенности: — пантеизм, идея взаимопроникновения природы и Бога; — идея тождества микро- и макрокосма и вследствие этого своеобразное органистическое мировоззрение, трактующее природу по аналогии с человеком; — гилозоизм, убеждение в оживленности и даже одушевленности всего бытия; — качественная интерпретация природы. Список литературы 1. Брагина, Л. М. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Идеалы и практика культуры / Л.М. Брагина. - Москва: СИНТЕГ, 2020. - 384 c. 2. Буркгардт, Якоб Культура Италии в эпоху Возрождения / Якоб Буркгардт. - М.: Русич, 2018. - 220 c. 3. Виндельбанд История древней философии с приложением истории философии средних веков и эпохи возрождения. 4-е изд. / Виндельбанд. - М.: Книга по Требованию, 2017. - 293 c. 4. Ильин В. В, Базалин В. Г. Философия в системе культуры. Ч.1: Исторические типы философии. Вып.1. - М.: Изд. МГТУ им Н. Э. Баумана, 2016. - 132 с. 5. Князев, Ю. А. Вторая эпоха возрождения в России / Ю.А. Князев. - М.: Локус Станди, 2017. - 126 c. 6. Кустодиева, Т.К. Итальянское искусство эпохи Возрождения / Т.К. Кустодиева. - М.: Книга по Требованию, 2019. - 182 c. 7. Кулькин А. М., Л. М. Архагельский и др. История становления науки. - М: Из-во "Институт истории и естествознания и техники", 2017г. - с. 5-39. 8. Соколов, В.В. Антология мировой философии. Европейская философия от эпохи Возрождения до эпохи Просвещения / В.В. Соколов. - М.: Академический проект, 2018. - 363 c. 9. Шайтанов, И. О. Зарубежная литература. Эпоха Возрождения: моногр. / И.О. Шайтанов. - Москва: СИНТЕГ, 2017. - 400 c. |