12. Гроховская Анастасия, ПСД-с-о-19-1, курсовая работа. Человек как объект восприятия
Скачать 0.53 Mb.
|
Восприятие психологических особенностей человека по выражению его лица и по его голосу: проблема сходства и различия источников информации о человеке. Содержание: Введение. 1.Теоретическое-обоснование исследования оценки индивидуально-психологических особенностей человека по выражению его лица и по его голосу. Человек как объект восприятия. Связь психологических особенностей человека с его внешностью. Восприятие индивидуально-психологических особенностей человека по голосу. 2. Оценка психологических особенностей человека по выражению его лица и по его голосу. 2.1. Методика и процедура исследования. 2.2 Динамика показателей механизмов. Заключение Список литературы Введение Актуальность данной проблематики межличностного восприятия активно разрабатывающаяся как в России (Г.М. Андреева, А.А.Бодалев, В.А.Барабанщиков, В.А. Лабунская и др.), так и за рубежом (Д. С. Берри, В. Брюс, П. Экман, А. Д. Кенни, и др.). Это связанно, с одной стороны, переосмыслением «рамок» самого феномена восприятия в академической психологии в сторону его более расширительного понимания, а с другой стороны, с запросами, исходящими из различных областей практики. В теоретическом плане, исследования межличностного восприятия открывают возможность более глубокого понимания восприятия как социокультурного процессами его связи с рефлексивными компонентами мышления и структурами опыта человека. Проблема изучения особенностей человека по лицу занимается физиогномика и в этом направлении есть работы ученых (Пифагор VIв. до н.э., Барабанщиков 2009, Лабунская 1999, Морозов 1998 и др.). Что поспособствовало прийти к выводу о том, что движения мышц лица несут значимую информацию для его распознавания. Физиогномика, будучи около научным знанием, способствовала развитию теоретических представлений о нравственных, моральных качествах человека, о взаимосвязи души и тела, сущности и явления, формы и содержания, внешнего и внутреннего. Проблемой изучения человека по голосу в различных аспектах представлены в работах ученых О.К.Агавеляна, А.А. Бодалева, Н.В. Витта, Г.Е.Крейдлина, М.Неэпп и др. Благодаря им исследованиям показало, что голос действительно несет многомерную информацию о своем носителе. На ее основе делаются выводы о личности человека и его эмоциональных состояниях. По мнению А.А.Бодалева, "голосу каждого человека присущи определенный ритм, отрывистость или плавность произношения, характерность интонации, большая или меньшая музыкальность при рассказывании. И они, также как высота и тембр, делают голос каждого человека индивидуально своеобразным и влияют на то впечатление, которое складывается о владельце голоса у воспринимающего его индивидуума"[3. с.45]. С точки зрения практической значимости, точность личностных суждений важна, прежде всего, в клинической и организационной практике. Клиницистам следует быть точным в своих оценках личности клиентов для того, чтобы спланировать более эффективное лечение, предсказать его результаты и оценить последствия терапевтической помощи в целом. Точность личностных суждений также важна и в организационной практике. Показано, например, что такая индивидуально-психологическая особенность человека как «добросовестность» является значимым предиктором эффективности его рабочей деятельности, и способность интервьюера точно оценить эту особенность у потенциального работника может иметь важные последствия для компании. Но возможно самым важным фактором, связанным с практикой, является тот, что личностные суждения составляют неотъемлемую часть нашей повседневной жизни и многие из них имеют важные последствия в жизни каждого человека. Однако анализа различия восприятия по голосу и по лицу недостаточно представлено в современной литературе. Поэтому целью работы является выявление различий восприятия человеком человека по голосу и по лицу Объектом исследования является оценка индивидуально-психологических особенностей человека. Предметом исследования- является различие восприятие человека человеком по голосу и по лицу. Гипотезы исследования: Оценка индивидуально-психологических особенностей человека зависит от установки, в которой происходит межличностное восприятие. Различие восприятия человека по лицу и по голосу основываются на личностных установках воспринимающего. Задачи исследования: На основе теоретического анализа литературы по проблемам восприятия человека выявит особенности зрительного и голосового восприятия человека. Выявить связь психологических особенностей человека с его внешностью. Охарактеризовать особенности восприятия человека человеком по голосу. Разработать методику и процедуру исследования восприятия человека по голосу и по лицу. Провести теоретический анализ проблемы формирования представления об индивидуально-психологических особенностях человека в различных ситуациях восприятия. База исследования: Исследование проводилось на базе СКФУ, в нем приняли участие студенты 2-4х курсов, которые обучаются в 2-х государственных высших учреждений Северо-Кавказкий федеральный университет(СКФУ), Ставропольский государственный аграрный университет(СГАУ). Методы и методики исследования: Метод параллельных оценок индивидуально-психологических особенностей зрителя, натурщика и его изображения, реализованный на основе методики «Личностный дифференциал». Личностный опросник Айзенка - серия из нескольких авторский опросников, направленных на диагностику личности. Этап работы: Аналитический. На основе анализа психологической литературы по проблемам внутренней и внешней мотивации познавательной деятельности студентов выявлена проблема, определены объект, предмет исследования. Сформулированы цель, гипотеза, задачи исследования. Данный этап проводился с 4 октября 2020 г.- по 14 октября 2020г. Методический. Были выбраны методики исследования влияния восприятия психологических особенностей человека по выражению его лица и по его голосу. Методика «Личностный дифференциал» В. М.Бехтерева; Личностный опросник Айзенга. Этап проводился с 25 октября 2020г.- по 2 ноября 2020г. Экспериментальный. Было проведено экспериментальное исследование, использовались выбранные ранее диагностические методики. Был проведен психологический анализ полученных данных. Данный этап проводился с 10 ноября 2020г.- по 1 декабря 2020г. Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложение. Общий объем работы составляет 35 страниц. Межличностное восприятие и оценка индивидуально-психологических особенностей человека по выражению его лица и по его голосу. 1.1. Человек как объект восприятия. Человек - не только субъект, но и объект восприятия, и в качестве такового он предстает перед людьми как индивид, как личность, как индивидуальность. Как индивид он всегда характеризуется определенными морфоконституционными, нейротипологическими, половыми и возрастными особенностями. Как личность он оказывается представителем определенной общественно-экономической формации, народа, класса, социальной группы, коллектива. Вместе с тем каждый человек выступает всегда и как индивидуальность, как неповторимый продукт, как единичный результат конвергенции совершенно конкретных естественных и общественных условий и обстоятельств, формировавших его как субъекта труда, познания и общения. [3. c.16]. Восприятие - целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Всякое восприятие включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании и т.п.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по синтезу целостного образа. Все мы воспринимаем мир и самого себя с некоторой очевидностью. Сам по себе факт наличия этой непосредственной очевидности настолько не вызывает ни у кого сомнения, что еще в XVII в. Р. Декарт говорил о нем как о самом достоверном факте на свете. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни. В свою очередь, целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т.д.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Человек в роли объекта познания, как и любой объект действительности, вызывает у познающих его людей определенное отношение. Но по причине того, что он сам способен «творить мир», активно влиять на ход общения, на результаты труда с другими, он своим поведением сильнейшим образом воздействует на отношение к нему со стороны окружающих его людей. А имеющиеся у этих людей оценочные эталоны, стереотипы и установки, актуализируясь при взаимодействии с оцениваемым человеком, в свою очередь в громадной степени обусловливают конкретное своеобразие впечатления, которое этот человек затем у каждого из них вызывает.[3. c.2]. С давних времен люди стремились на основании видимых внешних признаков сделать вывод о внутреннем состоянии человека. По убеждению Гераклита, нравственность человека – это его судьба, с которой он рождается, а проявление нрава выражается не только в словах и поступках, но и во внешности. Большое внимание в древности было уделено изучению темпераментов. Ученые пытались найти внешние проявления черт личности и темперамента, искали зависимость между морфологическими и психологическими особенностями представителями того или иного темперамента. Разрабатывались разные теории темперамента: гуморальная (Гиппократ, Кант), морфологическая (Кречмер, Шелдон) и другие. Человек как объект восприятия является источником трех типов информации: 1.Физический или внешний облик; 2. Выразительные движения (жесты, позы как аналог жестов, мимика, походка); 3. Оформление внешности(одежда и украшения). Аристотель и Гиппократ первыми рассматривали проблему о физическом или внешнем облике. Аристотель связывал характер человека с типом телосложения. Лафатер считал, что психологический портрет можно составить на основании анализа головы и лица. 1.Физический облик – это элементы внешности, которые обусловлены наследственностью. Это общий тип телосложения, рост, цвет волос, цвет глаз и т.д. Перечень характеристик, которые можно определить на основе анализа физического облика человека: Пол. Возраст. Национальность. Состояние здоровья. Темперамент (зависит от типа телосложения). Самооценка (зависит от роста; люди невысоко роста чаще страдают от комплекса неполноценности). Рост также ассоциируется с социальным статусом человека. 2.Интерес к системе выразительных движений возник у людей очень давно. Еще 2000 лет назад Цицерон учил своих учеников правильно пользоваться жестами во время выступления. Первый психологический словарь жестов принадлежит римскому ритору Квинталиану, который жил в I в. до н.э. Первыми крупными работами по проблеме жестов были монографии Боливера, опубликованные в 1664 г.: «Хирология или естественный язык жестов» и «Хирономия или искусство риторики рук». В этих работах были представлены первые таблицы с систематикой основных жестов и их психологической интерпретацией. Ближе к началу ХХ в. наибольшую популярность в европейских странах получила систематика жестов, составленная французским режиссером Дельсартром. Его работы были переедены на русский язык в 1913 г. князем Волконским. Его книга называлась «Выразительный человек». После этого в связи с тем, что психология отделяется от философии, активное исследование жестов начинают психологи. К концу ХХ в. вышло в свет большое количество публикаций по проблеме жестов. Например в книге А. Пиз «Язык телодвижений» описывается о невербальных жестах людей. Основное внимание, в этой книге, уделено социальным коммуникациям.[17] Под оформлением внешности понимают, прежде всего, одежду и украшения. Оформление внешности говорит об уровне притязаний человека, о его самооценке и уровне эстетического развития. Одежда часто позволяет человеку выглядеть в глазах людей так, как он хотел бы выглядеть. Одежда является элементом имиджа человека. Одежда – это имидж предусмотренной для себя роли. Проблеме одежды и ее психологическому значению первоначально уделяли внимание не психологи. Например, этим вопросом занимался историк Ключевский. Одежда является самохарактеристикой личности. Через одежду человек выражает себя. Таким образом, мы убедились, что восприятие - это действительно активный творческий процесс. Важное влияние на точность восприятия и глубину понимания другого человека имеет жизненный опыт. Значительное влияние на восприятие другого человека оказывает также самооценка воспринимающего. Кроме того, процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии, а идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. 1.2.Связь психологических особенностей человека с его внешностью. Ежедневно каждый из нас не один раз выносит суждения о личности людей, с которыми нам приходится иметь дело или поведение которых мы просто могли наблюдать, опираясь лишь на их внешность, и в частности на выражение их лиц. И более того большинство из людей считает эти «источники информации» вполне надежными. Лицо как источник информации о индивидуально-психологических особенностях человека всегда привлекало внимание и профессиональных психологов. И к настоящему времени получена достаточно разнообразная эмпирия на этот счет. Например, в многочисленных исследования было обнаружено, что индивиды с привлекательными, красивыми лицами воспринимаются более положительно, нежели индивиды с непривлекательными выражениями лиц (Дион и др., 1972). В других работах было продемонстрировано, что люди с «детским» выражением лица (большие глаза, небольшой нос и подбородок, высокий лоб) воспринимаются менее доминантными и влиятельными и в большей степени как наивные, честные и мягкохарактерные люди, нежели индивиды с более «зрелыми», возмужавшими лицами. Возможно, наибольший сюрприз этих и подобных им исследований заключается в той впечатляющей степени согласованности личностных оценок вынесенных различными людьми (Д.В. Булл и Н. Рамси 1988; У.Каннингельм, 1990; Ш.Ланглуа, 1986; Р.Макартур, 1982).[4] Одно из возможных объяснений столь высокого уровня согласованности личностных оценок, которое можно встретить в литературе, состоит в том, что это является результатом усвоения культурных стереотипов, функционирующих в обществе, фиксирующих взаимосвязь между индивидуально психологическими особенностями индивида и выражением его лица. Сторонники данной точки зрения полагают, что хотя в действительности взаимосвязи психологических особенностей человека и выражения его лица нет, люди в процессе социализации интернализируют обратное утверждение о наличии подобной связи.[5.c.166]. Был период, когда люди отождествляли внешние проявления человека с его психической жизнью. В процессе многовековых наблюдений были собраны факты, отражающие связь между внешними и внутренними особенностями человека, затем они обобщались и появлялись характеристики устойчивой, неизменной связи внешних проявлений и внутреннего содержания психики. Вот некоторые из подобных характеристик: а) отождествление строения различных частей тела и психических особенностей человека: узкий лоб - недостаток ума, пухлые губы - эротическая чувствительность, маленькие глубоко посаженные глаза - злобность, уши ниже уровня бровей - глупость, маленькие руки и ноги - аристократизм, высокомерие и т. д.; б) отождествление строения тела - антропометрических показателей - и особенностей темперамента и характера, что нашло отражение в антропометрических теориях темперамента У. Шелдона и Э. Кречмера; в) приписывание и закрепление за определенными движениями совершенно определенных устойчивых психических характеристик. Многочисленные примеры подобного рода связи описаны в работах А. Штангля, А. Пиза и др. Безусловно, к этим сведениям нужно относиться как к очень ценному и полезному знанию с тем лишь условием, что его нельзя абсолютизировать. Статистическая связь между перечисленными выше параметрами человека и его психикой, как правило, не является достоверной. Вероятно, далеко не всегда совпадение в строении резцов, мочки ушей, ямочки на щеках является основанием для благополучных семейных или иных отношений. Жизненные наблюдения также, скорее всего, подтверждают, что далеко не всегда строение губ соответствует приписываемым особенностям эмоций, строение головы - качествам ума, строение тела - чертам характера и т. п. Однако собранный путем наблюдения материал о связи психики и внешне наблюдаемого поведения оказался шагом вперед в развитии метода наблюдения. Прежде всего удалось описать, выделить те внешние признаки, за которыми можно наблюдать и которые являются выразителями психической жизни человека. Самый общий из них - поведение человека. Основные особенности поведения: 1)направленность на цель, которая связывается с каким-либо объектом или ситуацией; 2)используемые средства для достижения цели; 3)избирательность средств, обусловленная ситуацией или индивидуальными особенностями. Эти признаки поведения выделяются как М. Я. Басовым, так и Э. Толменом. Данная общая характеристика поведения как бы создает контекст наблюдения за теми признаками поведения, которые являются выразителями психической жизни: движения туловища, движения руки, выразительные движения лица, автоконтакты различных частей тела, положение тела по отношению к собственной оси и по отношению к различным объектам. Многие из перечисленных выше признаков описаны как проявления невербального поведения человека. Это не случайно, поскольку за многими из них закрепились особые значения, часто имеющие общечеловеческий смысл или смысл, понятный для какой-то группы людей: профессиональной, социальной, этнической и др. Например, улыбка у всех народов читается как признак расположения, доброжелательного отношения, а кивок головы вперед может означать согласие ( у русских) и несогласие (у болгар). Другим внешним проявлением психической жизни человека являются речь и голос. Объектом наблюдения при этом могут быть следующие особенности речи: содержание, темп, ритм, интонации, паузы, скорость, экспрессия, характер голосовых реакций - крик, вопль, стон, визг; характеристики голоса: скрипучий, мягкий, колючий, высокий - низкий, молодой - старческий, звонкий - глухой. У человека, включенного в деятельность, объектом наблюдения может стать система движений и действий с присущими им характеристиками: скорость, темп, координация, последовательность, точность, правильность, автоматизм, уверенность и др. В зависимости от видов деятельности могут быть выделены специфические для того или иного вида деятельности качества движений и действий. Например, во многих видах спорта - амплитуда движений, антиципация движений и действий, напряженность - легкость. Внешним выразителем психической жизни человека является его внешность (внешний облик). Через одежду, обувь, косметику, украшения, состояние кожи, волос, прическу можно многое узнать о человеке, его позиции, ценностях, ожиданиях, самооценке, отношении к себе и т. п. Для становления наблюдения как метода исследования важным явилось не только описание набора признаков, доступных восприятию и репрезентирующих психику, но и следующие их характеристики. Образ мыслей и жизни имеет самое непосредственное влияние на внешность человека. Не только привычка чаще находиться в движении, следить за питанием, телом и состоянием кожи, но и психологические особенности оказывают влияние на то, как выглядит человек. Зависимость внешности людей от их психологических составляющих 1. Замкнутость, нежелание и неумение проявлять открытость по отношению к другим людям и миру в целом, склонность к тревожности проявляются через напряжение в теле. Такого человека выдает осанка – он привыкает сутулиться. Мышцы лица закрытого человека как бы защищают его от вторжения в личное пространство других лиц. В результате, на лбу и переносице появляются преждевременные морщины. 2. Оптимисты и веселые, открытые люди с возрастом приобретают морщины вокруг глаз. Их лицо как будто всегда подтянуто. Таким индивидам не грозит обвисшая кожа на щеках. 3. Человека, привыкшего выражать недовольство чем-либо, находящегося в плохом расположении духа, с возрастом выдают обвисшие щеки, опущенные уголки губ и морщина на переносице. 4. Умение расслабляться также влияет на общий вид. Отсутствие способности к расслаблению, накопление обид и слишком восприимчивое отношение к трудностям формируют образование вредных привычек. Так как обычным способом расслабиться человек не может, он замещает это действие, например, перееданием. В результате груз его проблем откладывается в жиры. Наличие избыточного веса или ожирение приводят к заболеваниям разного рода, что негативным образом влияет на внешность человека. Первое, на что мы обращаем внимание при встрече с незнакомым человеком, – это черты и выражение его лица. У кого-то "умные" глаза, "хищный" острый нос, "добрый" взгляд или, например, "злые" узкие губы. И мы часто склонны доверять этому первому впечатлению. Оно может повлиять на наше решение, стоит ли продолжать знакомство. Но правда ли, что характер и черты лица взаимосвязаны, и есть ли для этого утверждения научное обоснование? Метод изучения соответствия психологических характеристик человека его чертам лица или строению тела называется физиогномика. Приверженцы физиогномической теории полагают, что значение имеет все: форма ушей, бровей, носа, лоб, подбородок, глаза, рот. История появления физиогномики уходит в глубину веков: начиная с античных времен и Средневековья она получила широкое распространение.[6] Считается, что термин "физиогномика" впервые употребил "отец медицины" Гиппократ (V в. до н. э). Самый известный систематизированный трактат по физиогномике приписывается Аристотелю. Он посвятил немало страниц описанию внешних признаков конкретных проявлений характера, силы и слабости, гениальности и глупости. Древнегреческий философ детально рассматривал черты лица, волосы, форму тела и конечностей, походку, голос человека в связи с его характером. Например, он считал, что "у кого края ноздрей толстые – добродушны. тонкие – очень горячи по характеру. круглые и тупые – велики душой." и так далее. Так в исследовании (Шарль-Виктор Лангуа, Лори Роггман 1990) взрослая женщина общалась с годовалым ребенком. В паузах между общением её лицо гримировалось, либо в виде привлекательной лицевой маски, либо в виде непривлекательной. Ребенок демонстрировал более оживленную реакцию на женщину при том экспериментальном условии когда на ее лице была привлекательная маска. В другом исследовании Шарль-Виктор Лангуа было обнаружено, что младенцы играют более продолжительное время с куклами, лица которых характеризуются как привлекательные, нежели с теми, чьи лица непривлекательные. Все эти данные свидетельствуют о наличии дифференцированной реакции на выражение лица уже у детей трехмесячного возраста, при этом реакции-предпочтения младенцев согласуются с подобными же реакциями со стороны взрослых. Исходя из этих данных, очень трудно предположить, что младенцы каким-либо образом интернализировали культурный стереотип о значимости привлекательности лица. Древнегреческие и древнеримские ученые, среди которых врачи Гален и Цельс, Цицерон, Плиний Младший, Ювенал, Светоний, Пифагор также интересовались взаимосвязью человеческого лица и характера. Действие физиогномики почувствовал на себе Сократ. Физиономист, осмотрев философа, объявил, что он склонен к несдержанности, чувственности и бурному проявлению чувств. Это противоречило образу Сократа и вызвало протест учеников. Свой вклад в продвижение физиогномики внесли арабские писатели. В Китае физиогномика была полноправным видом медицины. Считалось, что судьба и характер каждого человека зависит от его уникальных физических данных. В трудах христианских ученых, особенно Климента Александрийского и Оригена, встречаются многочисленные отсылки к физиогномике. В то время как ранняя классическая физиогномика была в основном описательной, позднесредневековые исследования особенно развили предсказательную и астрологическую стороны этой науки, писатели и философы того времени часто углублялись в "пророческий" фольклор и магию. Физиогномика изучалась такими учеными и мыслителями, как Авиценна, Альберт Великий и Фома Аквинский. Но особую популярность она получила в конце XVIII и на протяжении XIX века благодаря работам Иоганна Лафатера, Чарлза Дарвина, Чезаре Ломброзо. Итальянский врач и ученый Чезаре Ломброзо предложил использовать физиогномику в криминалистике. Он считал, что "прирожденного преступника" можно узнать по таким чертам, как большие выступающие вперед челюсти, низкий покатый лоб, ястребиный, приплюснутый или вздернутый нос, мясистые губы, длинные руки и другим признакам.[7c.305]. Таким образом, люди способны очень быстро извлекать информацию о личности человека из его наблюдаемого поведения. Конечно, нельзя не принимать во внимание и те обстоятельства, которые могут затруднять точность личностных суждений, например, намеренная самопрезентация или специально демонстрируемое наблюдение натурщиком. Однако все же надо заметить, что воспринимаемые люди в меньшей степени способны манипулировать нашими представлениями о них, нежели как это допускается социально-когнитивным подходом восприятию. 1.3. Восприятие индивидуально-психологических особенностей человека по голосу. Актуальными проблемами для современного общества на сегодняшний день, стали вопросы невербальной коммуникации, данный факт свидетельствует о том, что большое значение приобретают знания о голосе с помощью, которого можно идентифицировать личность. В психологической науке исследования голоса в различных аспектах представлены в работах О. К. Агавеляна, А. А. Бодалева, Н. В. Витта, В. И. Галунова, Г. Е. Крейдлина, В. Х. Манёрова, В. П. Морозова, М.Нэппи др. Голос, также как и внешний облик человека влияет на первое впечатление о нем. Воспроизведение внутреннего мира другого человека – задача сложная, так как дан непосредственно только внешний облик и оформление другого человека, его поведение, поступки, используемые коммуникативные средства, созданная продукция. По этим параметрам человеку приходится проделать определенную работу, чтобы, опираясь на данные, представить человека, с которым вступил в общение, сделать заключение о его психических особенностях, мыслях, намерениях и скоррегировать собственное отношение. С точки зрения с помощью голоса можно передать несколько видов невербальной информации о человеке: эмоциональная информация дает представление об эмоциональном состоянии (радость, гнев, обида, страх, удивление, печаль) говорящего в данный момент; эстетическая информация имеет оценочной характер голоса и проявляется в таких определениях как: нравится - не нравится, нежный – грубый; индивидуально-личностная информация, позволяет узнавать знакомых по голосу; через биофизическую информацию определяются половые и возрастные различия людей; социально-групповая информация определяет национальность говорящего; психологическая информация включает личностные характеристики человека, которые проявляются в голосовых характеристиках; пространственная информация – это информация о пространственном расположении говорящего; медицинская информация включает в себя фониатрическую, логопедическую и информацию об общем медицинском состоянии и отражает состояние здоровья говорящего; и информация о физических помехах, сопровождающих процесс речевого общения данная информация немаловажна для, воспринимающего голос человека [16]. Все вышеперечисленные виды невербальной информации дают возможность реципиенту узнать: «кто говорит?», т. е. происходит идентификация личности по голосу, который в данный момент звучит. Это возможно с помощью тех паралингвистических характеристик, которые придают ему уникальность и неповторимость и «как говорит?», т. е. передает, то эмоциональное состояние, в котором находится собеседник. В.Х.Манеров утверждает, что в первые минуты общения по голосу говорящего можно определить следующие аспекты: возраст; общую манеру держать себя (серьезность, чувство юмора, цинизм, тщеславие, саркастичность, принципиальность, самодовольство, фамильярность, уверенность в себе, застенчивость и т. д.); интеллектуально-духовную зрелость (понятливость, интеллигентность, духовность и противоположные качества); проявления темперамента; образ мыслей, представления о ценностях» [16, С. 51]. Теоретической основой возможности построения психологического портрета человека по его голосу является отражение многих психических и физических свойств и состояний человека в акустических характеристиках его речи и голоса[17].Структуру психологического механизма распознавания слушателем (экспертом-аудитором) личностных свойств говорящего по его голосу можно представить в виде четырех основных блоков или звеньев цепи (информационного канала), связывающей говорящего со слушателем (рис. 1): Рис. 1 Схема формирования психологического портрета человека по особенностям его речи и голоса. Блок 1 - объективные (реальные) физические и психологические свойства говорящего; Блок 2 - объективные (реальные) акустические характеристики речи и голоса говорящего (интонационно-тембровые, темпо-ритмические и др.); Блок 3 - это субъективный образ речи и голоса говорящего, возникающий у субъекта восприятия - слушателя. Этот образ, как показали исследования, существенно зависит от жизненного опыта субъекта восприятия, его языковой и общей культуры, разрешающих перцептивных возможностей его слуховой системы по отношению к акустическим характеристикам речи (мелодический, тембровый, фонематический, ритмический, эмоциональный слух и др.); Блок 4 - субъективный образ самого говорящего человека, т. е. совокупность его индивидуально-личностных и типологических свойств, которыми он обладает в представлении субъекта восприятия (слушателя). Этот четвертый блок в сущности и есть психологический портрет говорящего по его голосу, возникающий у слушателя [17]. Таким образом мы можем сделать вывод, что в восприятии другого человека по голосу играет роль механизма, посредством которого происходит опознание определенного набора индивидуальных характеристик личности, что способствует формированию "голосообраза", т.е.этот образ является сугубо субъективным и по некоторым характеристикам может не совпадать с комплексом черт воспринимаемой личности. |