Словарь терминов. Липовка. Словарь терминов. Дисциплина Методики активного социальнопсихологического обучения Словарь основных терминов (глоссарий) Активный групповой метод (агм)
Скачать 52.5 Kb.
|
Дисциплина «Методики активного социально-психологического обучения» Словарь основных терминов (глоссарий) Активный групповой метод (АГМ) - любой способ планируемой активизации коммуникативных процессов в учебной или целевой группе, независимо от содержания поставленных учебно-познавательных, творческих или психокоррекционных задач (Ю.Н. Емельянов, 1985) Анализ конкретной ситуации («кейс-стади») - метод, позволяющий включить слушателей в активную работу по использованию теоретических знаний на практике. Конкретная ситуация (или кейс) - это письменно представленное описание определенных условий из жизни организации, группы людей или отдельных индивидов, ориентирующее слушателей на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения. Кейс должен давать слушателям возможность смоделировать практическую деятельность по диагностике ситуации, формированию гипотез, выделению проблем, сбору дополнительной информации. Аутогенная тренировка — метод психической саморегуляции, самовнушения, самонастройки психики, основанный на использовании процесса релаксации и позволяющий в известной мере управлять психическими, физиологическими процессами своего организма. Есть экспериментальные данные, показывающие, что а. т. может влиять на эндокринную, иммунную и другие системы организма. А. т. может быть успешно использована в рамках психологической подготовки к значимой для субъекта деятельности. Различают два уровня а. т.: 1. обучение релаксации; 2. обучение погружению в предгипнотические состояния. Внушение — социально-психический процесс воздействия в первую очередь на эмоциональную, бессознательную сферу психики личности или группы людей, нередко помимо (а иногда и против) их воли, механизм которого базируется на снижении сознательности, критичности по отношению к внушаемому содержанию. Групповая динамика — совокупность внутригрупповых социально-психических процессов, развернутых во времени и характеризующих весь цикл жизнедеятельности группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. К процессам г. д. относятся руководство и лидерство; принятие групповых решений; нормообразование; формирование функционально-ролевой структуры; сплочение; конфликты; групповое давление и др. Деловая игра - это модель процесса принятия управленческого или хозяйственного решения. Под деловой игрой понимается модель взаимодействия людей в процессе достижения целей экономического, политического или престижного характера. Это форма деятельности людей, имитирующая те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса в системе образования. В общем виде определяются как "метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуациях (путем проигрывания, разыгрывания) по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Поэтому нередко деловые игры называют имитационными управленческими играми" (Хруцкий Е.А., 2006). Основной сферой приложения деловых игр является принятие управленческого решения в социально- экономических ситуациях. Защита психологическая — бессознательный, спонтанный регулятивный механизм устранения тревоги, неприятных, психотравмирующих переживаний, эмоций, любого психического дискомфорта, связанного с осознанием конфликта Функцией з. п. является «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний (см.: вытеснение, сублимация и др.). З.п. ведет к специфическому изменению содержания сознания как результату функционирования ряда защитных механизмов: подавления, отрицания, проекции, идентификации, регрессии, изоляции, рационализации, конверсии и др. Инновационное обучение - обучение, ориентированное на перспективу, акцентирующееся на подготовке организации к работе в новых условиях. Путем "инновационного" обучения возможно развивать потенциал для развития как сотрудника, так и организации. Интерактивная игра - в упрощенном виде отражает реальные жизненные и групповые ситуации. Два основных признака: игровой характер и возможность взаимодействия. Из сложных аспектов внутриличностных или межличностных проблем они помогают выделить важные элементы и представляют их в искусственно созданном контексте в виде некой схемы действий. Таким способом интеллектуальная и эмоциональная энергия участников фокусируется в определенном направлении. Интерактивные технологии - имитационные и деловые игры, ролевые упражнения и тренинги, анализ ситуаций и игровое проектирование обеспечивают для специалиста своего рода «фундамент», с которого начинается строительство нового образовательного пространства. Интерактивные технологии, как правило, хорошо вписываются в любую учебную программу, не мешая традиционному способу обучения (лекции, семинары, практические и контрольные работы). Оргдеятельностные игры (ОДИ) - метод и технология работы с деятельностью в различных областях практики. Моделирование в процессе ОДИ предполагает размышление о деятельности, однако реальное проигрывание и манипулирование с моделью отсутствуют. Существенным отличительным признаком ОДИ является то, что роли здесь условные. Однако обязательно обеспечивается различие ролевых целей и взаимодействие ролей. При этом различие ролевых целей обусловлено главным образом различием личных интересов участников игры. Ведущий игры в ситуации ОДИ является центральной фигурой, организующей коллективную мыследеятельность, и выступающей посредником в процессах коммуникации и понимания. Психодрама – форма психотерапии. Основана на катарсисе, который достигается при помощи драматических инсценировок, ориентированных на лечение болезненных психических проявлений за счет перестройки отношений и системы переживаний больного человека. Пациент проигрывает на сцене жизненные ситуации, связанные с конкретными людьми. Основными психотерапевтическими приемами выступают "пустой стул", "телесный контакт", "обмен ролями", "репетиция будущего". Психологическая коррекция — активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений в конкретных социально-экономических условиях. Ролевая игра - способ расширения опыта участников посредством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль) кого-либо из участников и затем выработать способ, позволяющий привести эту ситуацию к достойному завершению (игра). Сенситивный тренинг (или тренировка межличностной чувствительности). Отличительной особенностью этого метода является стремление к максимальной самостоятельности участников при организации и функционировании Т-группы. Основным средством стимуляции группового взаимодействия здесь выступает феномен отсутствия структуры. Социально-психологическое обучение оказывается скорее результатом проб и ошибок участников группы, чем усвоением научных принципов, объясняющих межличностное поведение. Социально-психологический тренинг – область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. В самом широком смысле под социально-психологическим тренингом обычно понимают своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы соответствующей их коррекции. Общая цель СПТ - развитие компетентности в сфере общения - конкретизируется в следующих задачах: овладение психологическими знаниями; формирование умений и навыков в сфере общения (обогащение техники и тактик общения); коррекция, формирование и развитие установок, нужных для успешного общения; развитие способности адекватного и полного восприятия и познания себя и других людей; коррекция и развитие системы отношений личности. Т-группа - форма психотерапии. Ориентирована на отработку чувствительности по отношению к своим мотивам и эмоциям, к мотивам других людей, к событиям социального взаимодействия, к групповой динамике. Основным психотерапевтическим приемом выступает групповой анализ, который производится участниками (10-15 человек), которые друг с другом не знакомы. Темы для обсуждения выбираются произвольно, главным является тщательный анализ собственного поведения и поведения других участников группы и свободное обсуждение их. Тренинг - способ психологического воздействия, представляющий собой совокупность концепции и методов повышения социально-психологической компетентности людей посредством общения и моделирования значимых и проблемных для них жизненных ситуаций в относительно малочисленно группе, функционирование которой ограничено в пространстве и времени. Это многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации. "Современное понимание тренинга включает в себя многие традиционные методы групповой психотерапии и психокоррекции " (И.В. Вачков, 2006). Учебно-тренировочная группа (УТГ) - сочетает ряд методов, обеспечивающих высокую познавательную активность обучаемых, адекватность получаемых ими социально-психологических знаний, а также развитие свойственных каждому из них коммуникативных умений и навыков с помощью перехода от лекционной подготовки к тренировочным упражнениям и повторного возвращения к теории, то есть разграничением учебного (обучающего) и тренировочного аспектов. (Ю.Н. Емельянов, 1985) Характеристика игр, применяемых в учебном процессе (Т.Ю. Базаров и др.)
|