паллиат помощь (2). Доклад по дисциплине Паллиативныи уход по теме Фрэнсис Бэкон о достоинстве и продвижении наук
Скачать 19.2 Kb.
|
Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное обра- зовательное учреждение «Тамбовский областной медицинский колледж» Доклад по дисциплине: «Паллиативный уход» ПО ТЕМЕ: «Фрэнсис Бэкон о достоинстве и продвижении наук» Выполнила: Студентка 3 курса Специальности 34.02.01 «Сестринское дело» Клевцова Анастасия Андреевна Проверил: Преподаватель по паллиативному уходу Юрьева Ю.А. ______ Мичуринск 2022 Содержание Введение 1.Православная служба паллиативной помощи 2.Участие Церкви в организации и оказании помощи неизлечимым больным 3. Осмысление паллиативной помощи в контексте духовного и социального служения Церкви Заключение Список литературы Введение Если понимать под паллиативной помощью помощь неизлечимо больному человеку направленную на поддержание жизни человека, лечение боли и иных сопутствующих его состоянию негативных симптомов болезни, то, как следует из вышеизложенного, она должна быть сопряжена также и с оказанием больному духовной помощи по поддержанию в нем смысла его жизни. В этом последнем, по сути, и содержится основной смысловой тон паллиативной помощи, как комплексной системы медицинских, духовных, социальных и психологических мероприятий, призванных облегчить страдание человека и содействовать как можно более полноценному в духовном отношении завершению его жизненного пути. Опыт показывает, что страдание и тяготы, испытываемые умирающим человеком, как правило, лежат в духовной плоскости и связаны с духовными и душевными переживаниями. Об этом свидетельствует и тот факт, что люди, имеющие стойкие религиозные убеждения и опыт духовной жизни, значительно легче переносят боль и страдание чем прочие больные. Православное сознание видит в страдании возможность приобщиться к страданиям Спасителя, освятившего на Кресте все страдание человечества и принесшего ему избавление от вечного страдания и смерти. Святоотеческое вероучение, рассматривая человека, как целостное духовно-телесное единство, объясняет тем самым и взаимообусловленную связь духовных, физических и эмоциональных страданий человека. На пороге смерти эти страдания, внешне обусловленные в причинном отношении поразившей человека болезнью, также имеют и характер симптомов приближающейся смерти: предчувствие разлучение души и тела, ожидание встречи с Богом и последующего суда. В этом отношении страдание, испытываемое человеком, говорит об открытости его духовных ран, а значит, требует, духовного врачевания и возможности его осуществления, в том числе и посредством их физического облегчения. Православная служба паллиативной помощи Современная медицина более 15 лет назад вернулась к понятию паллиативная помощь. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «Паллиативная помощь — это деятельность, направленная на улучшение качества жизни больных со смертельным заболеванием и их близких путем предупреждения и облегчения страданий с помощью раннего выявления, тщательной оценки и устранения боли и других физических, психологических, социальных и духовных страданий». Понятие «паллиативная помощь» возникло в связи с лечением онкологических больных, но сегодня это понятие относится ко всем видам неизлечимых заболеваний. Паллиативная помощь является частью общественного здравоохранения, поэтому оказанием этой помощи занимаются не только государственные лечебно- профилактические учреждения и социальные структуры, но также общественные и религиозные организации. Церковь имеет многовековой опыт облегчения страданий и ухода за больными с неизлечимыми заболеваниями. Можно вспомнить сердобольных вдов, «хожалок» за больными, сестер милосердия. Дореволюционные училища сестер милосердия давали выпускницам не только духовные основы их работы, но и высокий профессионализм. Современные общины сестер милосердия унаследовали и возродили этот опыт. Сестры милосердия сегодня там, где радикальная медицина исчерпывает свои возможности, где необходим профессиональный, терпеливый, длительный, порой пожизненный уход. Такой опыт сестер милосердия, накопленный в области ухода за онкологическими больными, сегодня востребован при оказании помощи ВИЧ-инфицированным, имеющим тяжелые клинические проявления и нуждающимся в постоянном сестринском уходе. ВИЧ-инфекция протекает как сложный многоступенчатый процесс, зависящий от многих факторов, которые к тому же различны на разных ее стадиях. У половины ВИЧ- инфицированных больных при типичном течении ВИЧ-инфекции СПИД развивается через несколько лет после начала острой лихорадочной фазы, но уход становится необходимым уже тогда, когда больной вследствие развития оппортунистических заболеваний частично утрачивает возможность самообслуживания и длительное время проводит в постели. При отсутствии хосписов, больниц и отделений по уходу за такими больными, необходима организация ухода за ними на дому. Для организации такого ухода не хватает медперсонала – не только врачей, но и ухаживающих медицинских сестер. Поэтому опыт и участие сестер милосердия в оказании паллиативной помощи ВИЧ–инфицированным востребованы уже сейчас. Духовная поддержка тяжелобольных людей и помощь в разрешении их проблем – неотъемлемая часть, а возможно, и основа паллиативной помощи. «Многие больные живут и умирают в неоправданных страданиях без адекватного лечения боли и других патологических симптомов, без решения психосоциальных проблем и удовлетворения духовных запросов, зачастую в состоянии постоянного страха и одиночества. Духовные и экзистенциальные переживания являются серьезным источником клинических проблем. Каждый человек, верит он в Бога или нет, имеет внутреннюю духовную жизнь. Духовность определяет цель и смысл жизни человека. Духовная жизнь каждого человека уникальна. Поэтому с точки зрения сестер милосердия в понятие паллиативной помощи включается как медикаментозное лечение (высокоактивная антиретровирусная терапия (ВААРТ), терапия и профилактика оппортунистических заболеваний, лечение боли), так и сестринский уход по симптоматике заболеваний, психологическая, социальная и духовная поддержка больных с существенно ограниченными физическими и психическими возможностями, а также психоэмоциональная поддержка членов его семьи. Такую помощь и оказывает православная служба паллиативного ухода. Участие Церкви в организации и оказании помощи неизлечимым больным Участие Церкви в оказании помощи неизлечимым больным заключается, прежде всего, в духовно-пастырской помощи таким больным, их духовном окормлении, приобщении больных благодатным и спасительным Таинствам Церкви. Вместе с этим, попечение о таких больных может и должно рассматриваться также и в аспекте социального служения Церкви, служения, направленного на духовное развитие и преображение человека и общества. Этот процесс оказывается невозможным без воспитания и укоренения в человеке таких добродетелей и свойств как любовь, смирение, долготерпение, милосердие, сострадания ближнему. Очевидно, что только на практике, в личном опыте служения и сострадания, совершаемого по образцу, данному нам Спасителем, человек может осознать и прочувствовать в какой степени он смог приобщиться и усвоить в себе эти добродетели. Организовывая или принимая участие в организации помощи неизлечимо больным и в уходе за ними, Церковь не только сострадает и помогает больному человеку, но и предоставляет возможность своим чадам послужить ближнему. Само наличие подобных организаций и форм работы уже само по себе может оказывать положительное влияние на духовно-нравственную атмосферу в обществе и содействовать воспитанию и формированию человека и всего общества. Этому могут служить также следующие основные направления и формы церковной работы, а именно: 1. церковная богослужебная и внебогослужебная проповедь; 2. духовно-просветительская работа в воскресных школах, средствах массовой информации, светских и духовных учебных заведениях, лечебных учреждениях; 3. личный пример служения пастырей Церкви, организация благотворительной помощи неизлечимым больным, привлечение верующих к уходу за больными и оказанию другой посильной помощи, организация волонтерских служб и сестричеств милосердия, благотворительных организаций по оказанию помощи неизлечимым умирающим больным; 4. образовательная подготовка духовных пастырей в вопросах современных форм организации медицинской и социальной помощи, в том числе помощи неизлечимым умирающим больным, ознакомление их с современными приемами социальной работы и психологической помощи; 5. участие в организации курсов по подготовке патронажных сестер, социальных работников; 6. разработка и проведение ознакомительных курсов для работников учреждений здравоохранения и социальных служб по вопросам духовной помощи больным и умирающим; 7. участие служителей церкви в работе функциональных подразделений, служб и групп по оказанию паллиативной помощи; 8. участие духовенства и представителей Церкви в попечительских и наблюдательных советах учреждений, служб и подразделений паллиативной помощи, медицинских и социальных учреждений оказывающих эту помощь, этических комитетах, в работе общественных и государственных органов. Обладая огромным духовным и историческим опытом служения ближнему, Церковь вместе с тем может являть и образцы тех форм, в которых этот опыт может быть закреплен, и в которых он может оказывать благотворное влияние на развитие нравственных и духовных начал в жизни общества. Осмысление паллиативной помощи в контексте духовного и социального служения Церкви Одной из проблем дискуссионного характера, касающихся помощи неизлечимым больным, является определение того места, которое занимает эта помощь в медицинской практике, в ее соотнесенности со стратегическими целями и базовыми ценностями современной медицины. Если стать на ту точку зрения, а она является общепринятой, что основной главенствующей целью медицины является освобождение человека от болезни и немощи, достижение здоровья, как состояния полного физического, социального и психологического благополучия, а также максимально возможное качество жизни, то возникает вопрос: в каком отношении к этой цели находятся усилия медицины по оказанию помощи неизлечимо больным умирающим людям? Декларируемая выше цель здоровья и благополучия оказывается в данном случае неприемлемой. Это обстоятельство порождает определенное противоречие, приводящее к возникновению, как бы двух медицин, конечные ценности и цели которых становятся отличными друг от друга, а значит, как следствие становятся отличными и их средства, и методы, и подходы. |