МПНИ. Достижения науки в современной медицине религия на грани с медициной
Скачать 30.49 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кафедра: педагогики Дисциплина: методологические проблемы научных исследований в медицине Реферат тема: «Достижения науки в современной медицине: религия на грани с медициной» Исполнитель: Кустова Е. Ю. Факультет: лечебный Курс:2 Группа:11 Руководитель: Профессор Н.Б.Дрёмова Дата сдачи: ______________ Оценка: ______________ Подпись руководителя: ______________ 2019 Содержание Введение……………………………………………………………….3 Глава 1. История развития религии и медицины…………………….4 Глава 2. Взаимодействие религии и медицины……………………...6 2.1. Медицина и индуизм…………………………………………......6 2.2. Медицина и иудаизм…………...…………………………………7 2.3. Медицина и католицизм………………………………………….8 2.4. Медицина и мусульманство……………………………………...9 2.5. Медицина и православие………………………………………..10 2.6. Медицина и протестантство…………………………………….11 Заключение…………………………………………………………..12 Список литературы…………………………………………………..13 Введение Долгое время религия и медицина находились в очень тесной взаимосвязи. Многие религии указывают на влияние духовного здоровья на физическое. Но есть и такие религии, которые это отрицают. Некоторые вопросы медицины противоречат канонам многих религий, а они в свою очередь отрицают множество операций и предписаний врачей. В современном мире, не смотря на изменившиеся устои общества, религия всё-таки остаётся важной для некоторых людей. В основном это люди более старшего поколения, но и среди молодых людей есть те, кто обращается к ней. Значение религии и медицины не угасает, так как именно они стоят у истоков жизни и смерти. Религия представляет собой не только вероисповедание, она является и особым видом жизни и мышления. С развитием науки религия и медицина всё больше отдаляются друг от друга. Чтобы лучше разобраться в данном вопросе, нужно дать определения данных терминов. Религия - мировоззрение, несовместимое с научным миропониманием, основанное на вере в существование Бога, сверхъестественных сил, управляющих миром. Медицина - система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека, а также облегчения страданий от физических и психических недугов. Глава 1. История развития религии и медицины Чтобы понять связь медицины и религии, необходимо знать историю развития религии. На Земле существуют три мировые религии. Самая древняя, почти не изменившаяся со времен язычества, – буддизм, а также христианство и ислам. Религия и врачевание возникли в древности. На протяжении многих лет развитие медицины и религии совершенствовались. Накапливали опыт и мудрость, верили в добро и пытались избежать зла, прося защиты и покровительства у различных сил природы, врачевали себя и других, украшали свою жизнь различными обрядами и ритуальными песнями. Так постепенно складывалась стихийная языческая религия и народная медицина. [4] Для чего все-таки нужна медицина и религия? Медицина нужна нам, чтобы лечить людей от всевозможных заболеваний. Существует множество способов лечить людей. Помимо современной медицины используются народные средства, например, заклинания. До тех пор, пока медицина не стала наукой, люди пользовались народной медициной. Первобытные люди придумывали самые разные, порой очень странные причины заболеваний, поэтому и лечили их, основываясь на магии и других средствах, которые, казалось, приносили пользу. Они применяли тепло и холод, кровопускание, массаж, а также лечебные травы. Медицина Древнего Египта, которая считалась в древности самой эффективной, была основана на заклинаниях. Люди применяли разные мази и снадобья: в качестве лекарств часто применялись мед, соль, кедровое масло, мозг, печень, сердце и кровь разных животных. Иногда эти средства помогали, иногда – нет. Но научная медицина возникла только в Древней Греции. Более 2000 лет назад человек по имени Гиппократ собрал медицинские знания в одной книге – «Коллекции Гиппократа». Она положила начало научной медицине, так как была основана на необходимости изучить больного, прежде чем поставить диагноз. Забота о человеческом здоровье – душевном и телесном – издревле является заботой любой влиятельной религии. Бессилие человека перед природой и было основной причиной возникновения первых религиозных представлений, первобытной религии, которая существовала в форме фетишизма, тотемизма, магии, колдовства, веры в существование души отдельно от человека. Основной причиной, но не единственной. Ведь и до этого человек был бессилен перед природой еще в большей степени, но религия не возникала. Дело, очевидно, в свойствах человеческого мышления, в степени его развития. Пока человек не осознал своего бессилия перед природой, она не пугала его. [3] Первичные религиозные верования не могли не проникнуть и в народную медицину. Человек искал доступные ему способы влияния на фантастические, им же придуманные сверхъестественные силы, он стремился с их помощью лечить болезни, считая последние происками «злого духа». Так возникла лечебная магия – целый комплекс приемов, который будто бы давал возможность вступать в общение с духами, божествами, узнавать об их 362 намерениях, заставлять их подчиняться воле особого избранника – мага, чародея, колдуна. В большинстве случаев такие магические действия сопровождались шумовыми эффектами, заклинаниями, песнями, танцами – маг изгонял из тела, больного поселившегося там «злого духа». При этом практиковалось применение отваров, мазей, окуриваний, купаний и других приемов народной медицины. Однако все дальше они отодвигались на задний план, покрываясь плотным мистическим налетом. Главным орудием борьбы с болезнями становились магические действия. Таким образом, можно говорить о том, что и религия, и медицина заботятся о здоровье человека – душевном и телесном. Глава 2. Взаимодействие религии и медицины Многие века медицина и религия находились в тесной взаимосвязи. Очень многие религиозные служения и традиции преподносятся в качестве заботы об окружающих людях. Каждая религия по-разному относится к медецине. Например, если индуисты придавали особое значение различным святым местам, которые способствовали исцелению, то буддизм утверждал, что лечение болезни – это исключительно медицинская проблема, хотя и не отрицалось, что духовное здоровье важно для физического. [1] В течение долго времени медицина подтверждала религиозную картину мира, подчеркивая наличие Бога-творца как первопричины мироздания. Традиции врачевания в храмах зародились еще в культурах стран Древнего Востока, а позднее пришли Египет, Грецию, Рим. Врачевание уже в те времена было самостоятельной профессией, но, тем не менее, находилось под покровительством религии. В Средневековье часто причиной эпидемий чумы, оспы, проказы считалась греховность человека, поэтому крайне необходимой признавалась массовость религиозной активности как лекарство против распространения болезней. Однако позднее городские власти стали выступать против подобного всяких религиозных собраний и призывали к карантину. Вплоть до конца XIX века анатомические наблюдения в медицине служили в качестве доказательства божественности творения. Только в XIX веке в Европе происходит отделение медицины от религии. С этого времени утверждается мнение о том, что болезни все появляются из-за микробов, а не из-за кары Божьей. Однако в это же время появляются группы и общины, которые по-прежнему отстаивали свою точку зрения о том, что здоровьем и болезнью управляют темные силы. 2.1. Медицина и индуизм Аюверда — религиозное течение, зародившееся в Индии. При оказании медицинской помощи приверженцам Аюверды, врач ни при каких обстоятельствах не должен причинять страдания больному. Он должен быть терпелив, внимателен, спокоен, сострадателен, чрезвычайно корректен, особенно с женщинами. Врач не должен терять самообладания, быть высокомерным, обладать повышенным самомнением. Ни в коем случае ни больному, ни его родственникам нельзя сообщать об угрозе смерти, пусть даже реальной; во всех случаях следует вселять надежду на скорое и полное выздоровление. Во всех случаях следует бороться за жизнь пациента до конца. О болезни, пациенте, его жизни, семье, доме и т.д. должна храниться строжайшая врачебная тайна. Следует иметь в виду, что в Индии корова является священным животным. Поэтому нельзя использовать препараты, приготовленные на основе телячьей сыворотки. 2.2. Медицина и иудаизм Иудаизм отрицает эвтаназию, даже, если об этом имеется соответствующая просьба больного. В то же время по вопросу относительно того, когда прекращать реанимационные мероприятия, мнения ведущих религиозных общин расходятся. Ортодоксальные раввины считают, что нужно поддерживать жизнь любой ценой, неортодоксальные — что в ряде случаев можно дать возможность свободно умереть, если продолжение жизни связано с существенными физическими страданиями, которые не могут прекратиться. В иудейской традиции большое уважение уделяется человеческому телу даже после его смерти, поэтому его нельзя вскрывать, нельзя брать органы на трансплантацию, если только перед смертью человек сам не разрешил этого и семья также не имеет соответствующих возражении. Во всех случаях врач должен бороться за жизнь до последнего вдоха. Лечение при невозможности полного физического выздоровления должно быть направлено на уменьшение страданий больного. Нельзя больному сообщать о диагнозе. Смерть констатируется на основании остановки сердечной и дыхательной деятельности, а также неподвижности. После наступления смерти необходимо незамедлительно вызвать раввина для совершения религиозных обрядов по умершему. Забор органов и крови возможен только в том случае, если это не приводит к ухудшению состояния здоровья реципиента и является добровольным актом. При заборе органов и крови особое внимание нужно уделить тому, чтобы тело донора не было изуродовано. Ортодоксальные иудеи могут отказаться от пересадки органов или переливания крови, если процедура не будет освещена раввином. Искусственное прерывание беременности во всех случаях недопустимо. По медицинским показаниям возможна стерилизация женщины, но не мужчины. Разрешено искусственное оплодотворение спермой мужа, если другие способы забеременеть оказались безрезультатными. В иудаизме разрешен прием вовнутрь только кошерных (одобренных конфессией) продуктов. Соответственно, все употребляемые лекарства должны быть кошерными. Только раввин имеет право признать тот или иной продукт кошерным или некошерным. Сложнее всего получить статус кошерного препарата в случае животного происхождения средства. Бычья сыворотка и яичный белок могут, используемые для приготовления вакцин, сывороток, могут быть кошерными только, если при забое животного, разбивании яйца соблюдались определенные религиозные обряды. Препараты на основе свиных сывороток не могут быть кошерными. Также не могут быть кошерными препараты на основе сырья, полученного от рыб с неполным развитием костей или от хрящевых рыб (например, акул). 2.3. Медицина и католицизм Всякая медицинская помощь должна быть направлена на сохранение жизни. Все медицинские вмешательства, преследующие эту цель (включая пересадку органов, переливание крови, применение малоизученных лекарств), допустимы, если нет альтернативных вариантов лечения. Аборт возможен только при прямых медицинских показаниях (угроза жизни матери). Ни при каких других обстоятельствах медицина не должна регулировать продолжение беременности. Запрещена стерилизация даже лиц с генетическими аномалиями, умственно или физически отсталых. Косметическая или другая хирургическая операция допустимы только тогда, когда преследуют своей целью сохранить целостность и здоровье индивидуума или других части тела. Эвтаназия запрещена во всех видах. 2.4. Медицина и мусульманство В мусульманской религиозной традиции считается, что душа у зародыша появляется с первой недели четвертого месяца беременности — с этого времени прерывание беременности запрещено. До данного срока за женщиной сохраняется свобода выбора относительно сохранения или прерывания беременности. Врач-мужчина, особенно не мусульманин, не может осматривать женщину и принимать у нее роды в отсутствие ее ближайших родственников. Поэтому при развертывании передвижных военных госпиталей на территории мусульманских стран, необходимо укомплектовать штатный состав врачей женщинами по всем медицинским специальностям. При организации медицинской помощи убежденным мусульманам также следует разделять потоки пациентов на мужчин и женщин так, чтобы ни в одном помещении не оказывались пациент-мужчина и пациент-женщина. Мусульманство признает искусственное оплодотворение в случае, если для него использована сперма законного мужа и имеется согласие супругов. Трансплантация органов и переливание крови возможны только от живых доноров, исповедующих ислам и давших на то согласие. Трансплантация возможна от человека с церебральной смертью, которому искусственно поддерживается дыхание и кровообращение. Мусульманство запрещает использование каких-либо продуктов, полученных на основе свинины. Поэтому не допускается использование свиных вакцин, сывороток и т.д. 2.5. Медицина и православие Православие рассматривает аборт как один из видов убийств. Аборт может быть разрешен только в том случае, если есть прямая угроза жизни матери. Православие не возражает против пересадки кожи или переливания крови, если при этом донору не причиняется значительный вред и достигается существенная польза для реципиента. Пересадка других органов возможна только в том случае, если нет угрозы для жизни донора. Смерть наступает при необратимом разрушении тканей человека. Только после этого возможет забор органов для трансплантации. До смерти врач должен сделать всё возможное для продления жизни, в т.ч. давать наркотические анальгетики, проводить реанимационные мероприятия, хирургические вмешательства и т.д. Однако большинством неортодоксальным священников признается, что поддержание жизни после смерти мозга бессмысленно, если оно сопряжено с соматическими нарушениями. [2] В восточной православной традиции разрешено обращаться с молитвой к Богу об ускорении отделения души от тела, если нет шансов на выздоровление больного, его болезнь затянулась, причиняя значительные страдания больному и его родственникам. В этой ситуации разрешена пассивная, но не активная эвтаназия. Православие не признает контрацепции вне брака и в ряде случаев допускает использование контрацепции в браке. Методы планирования семьи допустимы, если последующее деторождение может отрицательно сказаться на здоровье матери или же если семья не в состоянии содержать еще одного ребенка. В любом случае должны использоваться обратимые методы контрацепции. Православная церковь с некоторыми оговорками допускает искусственное оплодотворение. Возможно осеменение жены спермой донора при условии согласия мужа. Ряд священников запрещают, а ряд разрешают оплодотворение жены спермой мужа, если другие способы забеременеть оказались безрезультатными. 2.6. Медицина и протестантство Протестантство практически никак не регламентирует деятельность врача, оговаривая лишь, что она должна быть компетентной и гуманной. При оказании медицинской помощи необходимо стараться по возможности учитывать вероисповедание больного, его культуральные и др. личностные особенности. Следует особенно отметить, что при оказании медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях и в условиях массовых катастроф (особенно транснациональных) необходимо соблюдать максимальную осторожность при оказании медицинской помощи, объяснять больным или их родственникам необходимость каждого медицинского вмешательства и целесообразность проведения подобного лечения. При оказании медицинской помощи на территории зарубежных государств желательным является присутствие местных врачей, знакомых с культуральными особенностями оказания медицинской помощи населению Заключение В заключении нужно отметить то, что физическое состояние здоровья человека полностью зависит от его душевного равновесия, в котором немалую роль играют его религиозные взгляды. Каждая религия по-своему относится к медицинским процедурам. Несмотря на определенные разногласия, практически все исследователи истории развития медицины связывают ее истоки именно с религией, а первыми врачевателями видят служителей религиозного культа. Человек сам решает стоит ли ему опираться на религию, при выполнении назначений врача. Достаточно часто люди обращаются к религии, просят благословление на операции и другие медицинские вмешательства. Но без сомнения есть и те, кто полностью это отрицает и считает, что всё это никак ему не поможет, что исход операции будет зависеть только от врача. Но не стоит забывать и то, что врач тоже человек, он так же, как и пациенты сам для себя решает, как относиться к религии в своей профессиональной деятельности. В настоящее время развитие медицинской технологии, кардинальные сдвиги в медико-клинической практике побуждают многих к скептическому отношению к религиозной роли в развитии медицины. Список литературы Лисичкин, В.А. Военный путь святителя Луки (Войно-Ясенецкого)/ В.А. Лисичкин. – М.: Издательство Моск. Патриархии Русс. Православ. Церкви, 2011. - 222 с. Ринпоче Йонге Мингьюр Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему/ Ринпоче Йонге Мингьюр. - М.: Ориенталия, 2017. - 368 с. Черкасова,А.Е. Взаимодействие медицины и религии. На примере российской медицины и русского Православия/ А.Е. Черкасова. - М.: Софт Издат, 2004. - 270 с. Чуднова, А. Матрона московская. Молитвы и обращения к Святой/ А. Чуднова. - М.: Издательство АСТ, 2010. - 75с. |