Главная страница
Навигация по странице:

  • Украшение предметов в Древнем Египте

  • Храм Аменофиса III.

  • Клисмос - греческий стул

  • Особенности древнегреческого предметного мира - эстетическая целесообразность

  • Устройства для подогревания напитков и еды

  • Особенности древнеримского предметного мира - сосуществование конструктивного и декоративного

  • Предметный мир Египет, Греция, Рим. Древний Египет Древний Египет


    Скачать 4.31 Mb.
    НазваниеДревний Египет Древний Египет
    Дата17.04.2022
    Размер4.31 Mb.
    Формат файлаppt
    Имя файлаПредметный мир Египет, Греция, Рим.ppt
    ТипДокументы
    #481543

    Черникова А.К., студентка магистратуры 2 курса

    • Предметный мир
    • Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима

    Древний Египет

    Древний Египет

    • Облик и устройство вещей в ходе истории постепенно менялись, хотя ремесленники, изготовители этих вещей, всегда были подвластны традициям. Мастерство переходило из поколения в поколение, от отца к сыну, от сына к внуку. Вместе со способом изготовления наследовались и сами формы предметов: они были в старину канонизированы. Тем не менее одни и те же типы вещей со временем приобретали совсем иной вид, иное строение. Поэтому получилось так, что большинство окружающих нас вещей имеет свою очень давнюю историю.
    • Целый ряд обычных для нас бытовых предметов (домашнюю утварь, посуду — предков современных обыденных предметов) мы знаем еще по памятникам Древнего Египта. Эта далекая от нас и удивительная цивилизация занимает особое место в истории вещей.
    • Египтяне, с рациональностью их мышления, во всем стремились к простоте форм. Так, четырехугольный дом имеет, вероятно, древнеегипетское происхождение. Египтяне с древних времен использовали для строительства камень, хотя наклонные наружные стены свидетельствуют о более раннем способе строительства из глины.
    • В качестве строительного материала для жилища аристократии применялось и дерево (бревенчатый остов заполнялся кирпичом). Строились и многоэтажные жилые дома, с террасами, плоской крышей. Попробуем мысленно переступить порог дома египетского вельможи. Сделаем несколько шагов по покрытому циновками полу — и перед нами окажется просторный высокий зал. Внутреннее убранство домов богато и красочно, роскошные колонны поддерживали потолок, стены его от пола до потолка покрывает яркие фрески, изысканные ковры и занавеси. Свет проникает через небольшие окна под самым потолком. Двустворчатые двери или задернутые занавесками проемы ведут в другие помещения.
    • В жилых комнатах мы узнаем многие знакомые нам предметы: ложе для сна (египтяне отказались от лежания на открытом для сквозняков грязном полу и создали первую форму ложа), небольшие столики, несколько видов табуретов, стулья и кресла, сундуки. Причем уже тогда эти предки нашей мебели были как в домах знати, так и у людей среднего достатка; только у одних они выглядели победнее, с отделкой из дешевого материала, у других несравненно богаче)
    • Несмотря на внешнее сходство бытовых предметов с современными, их назначение и способ пользования были иногда иными. У кровати, например, то, что у нас называется изголовьем (т.е. вертикальная стенка), устраивалось со стороны ног, а не головы, и вовсе не служило поддержкой для подушки; подушек у египтян не было вовсе, а под шею подставлялась специальная седловидная опора. Самое ложе было слегка приподнято со стороны головы — все это для того, чтобы, проснувшись, можно было, не поднимаясь, увидеть, как восходит солнце.
    • Столы, стойки, сундуки в домашнем хозяйстве не имели первостепенного значения. Известны три вида столов: рабочий, обеденный и стол типа креденцы. Обеденный стол можно было легко переносить. Он состоял из центральной опоры в форме колонны, круглой крышки и предназначался для одного или двух человек. Креденцы и полки для посуды — это легкая, очень непритязательная мебель из стоек, перемычек и распорок. Большие обеденные столы не встречались, а прямоугольные столы были, по-видимому, чисто хозяйственного назначения.
    • Домашняя утварь складывалась в сундуки — большие и малые и в лари. Они, по-видимому, не имели своего определенного места в интерьере и по мере надобности переносились. По конструкции египетский сундук напоминает саркофаг; в пазы квадратных ножек, сделанных из косяков, вставляются горизонтальные доски; это предохраняет от действия расширения древесины. Сундуки имеют выпуклую передвижную крышку и большие замки или двускатную крышку с тимпаном. Украшались они богатым плоским цветным орнаментом и иероглифическим письмом. Но постепенно стал сформировываться тип стационарной домашней емкости. Это был, по существу, тот же сундук, но поднятый на ножки и ставший уже чем-то вроде комода или столика для рукоделия. Иногда его опорой служила конструкция из стоек, поперечин и подкосов. Такое основание часто использовалось и для поддержки больших сосудов с остроконечным дном.
    • Для бытовых нужд в доме были разнообразные сосуды из камня, керамики, бронзы, а также изделия, сплетенные из пальмовых волокон с высоким художественным мастерством (корзины с крышкой, коробы, циновки). В них хранилось зерно, масло, благовония, в них и готовили пищу, из них ели. Египтяне уже пользовались и металлическими зеркалами.
    • Египетские женщины пользовались множеством различных мазей и притираний, хранившихся в специальных сосудах, флакончиках, коробочках из алебастра, дерева, слоновой кости, фаянса. К числу туалетных принадлежностей относились зеркала из полированной бронзы со специальной ручкой для держания.
    • Египтяне верили в загробную жизнь, и поэтому в могилу умершего клали все, что могло ему понадобиться в потустороннем мире. Благодаря такому культу захоронения, пирамидам и гробницам, а также сухому климату Египта до нас дошло в полной сохранности много замечательных памятников древнеегипетской культуры. В то время сиденья только входили в обиход: на древнейших изображениях сидят только божества, фараон и его жена. Все остальные: гости и музыканты — располагались прямо на полу, покрытом коврами и циновками. Право сидеть, по-видимому, было знаком престижа; в залах для приемов вдоль стен шло небольшое возвышение, на которое ставились сиденья наиболее знатных особ.
    • Древний обычай сидеть на земле был распространен и в Египте (известны скульптуры, изображающие людей в этой позе). И все-таки можно утверждать, что настоящая мебель для сидения впервые появилась в Египте. Вначале у египтян были только низкие скамеечки и стулья, указывающие, что египтяне, как и восточные народы, любили сидеть на корточках. Ремесленники также редко изображаются сидящими на табурете (или тем более стуле), они располагаются на чурбаке или камне, чтобы было удобнее работать, а еще чаще — стоя или сидя на полу. Даже писцы, представители привилегированного сословия, заполняли папирусы, стоя или сидя, скрестив ноги, на земле. На стенных фресках тоже можно видеть изображения людей, работающих сидя на корточках.
    • Табурет (прототип современного табурета сапожника) с вогнутой поверхностью, соответствующей форме тела, — древнейший пример «функциональной формы». Табуреты для мастеровых были устроены совсем примитивно: в плоский обрубок дерева вставлялись три выгнутые ножки, которые были, по-видимому, естественными кривыми сучьями. Позже табуреты стали совершеннее, со специально вырезанными ножками и седловидным сиденьем из дерева, кожи или плетеного камыша.
    • Сформировавшийся уже за 2000 лет до нашей эры складной табурет на Х-образной опорепервоначально был прост и утилитарен, но позже в дворцовом обиходе встречались роскошно отделанные образцы; на одном сохранившемся изображении охоты сидящий на таком табурете Фараон Нового царства Тутанхамон стреляет в диких уток.
    • Привилегией богатых египтян были парадные стулья. В Египте впервые появляется стул со спинкой, спинка являлась надежной опорой для сидящего, форма такого стула получает логическое обоснование, он приобретает конструктивную форму, ставшую основой для всех последующих форм стульев. Первые конструкции стульев были довольно грубыми, позднее они приобрели декоративную отделку. Ножки стали делать в форме звериных лап, тем самым устранив их первоначальную тектоническую неуклюжесть, грубость. На сиденья табуретов и стульев клали тюфячок или циновку или прикрепляли к раме, а на спинку набрасывалось что-нибудь мягкое — шкура или ткань.
    • Если присмотреться к стульям и креслам древних египтян и мысленно отбросить украшавшую их резьбу и накладки из листовой бронзы и золота, то нетрудно заметить, что строение их аналогично обычным стульям и креслам, на которых мы сидим. Те же четыре ножкиспинка, немного отклоненная назад для опоры корпуса. Египетская мебель для сидения имела строго определенные формы, которые, несомненно, соответствовали манере сидения: египтяне сидели выпрямившись, с плотно сомкнутыми ногами, из-за узких одежд. Такими увековечены они в многочисленных скульптурных изображениях.
    • Ясная логика и практическое чутье отличают основные формы многих видов египетской мебели, применяемых и в настоящее время. Тогда создавалась логически рассчитанные, начерченные с помощью линейки, циркуля и угольника основные решения, которые не претерпели существенных изменений и по сей день.

    Мебель Древнего Египта

    • Мебель Древнего Египта: а — ларец; б — табурет; в — складной табурет; г — трон с опорами в виде львов; д — кресло с подлокотниками; е — кресло-трон фараона Тутанхамона;
    • ж — стол; з, и — кровати с опорами в виде звериных лап
    • При всем многообразии предметного мира Древнего Египта, формировавшегося в течение многих столетий, в нем прослеживается необычайная целостность и органичность. 
    • Нельзя не заметить особенности внешней формы предметов. Здесь, как и архитектуре, им свойственна удивительная мягкость очертаний, неощутимый переход скульптуры в конструкцию и конструкции в скульптуру. Углы, по возможности, сглаживаются, прямым линиям придается изгиб или кривизна. Даже у такого простейшего предмета, как хозяйственный столик, ножки плавно переходят в столешницу, их стык вопреки логике округлен.
    • Чисто изобразительная скульптура непосредственно входит в форму предметов в самых неожиданных вариантах: голова бога Беса в одном случае — деталь парадной колесницы, а в другом — подставка для головы; фигуры чернокожих пленников — ручки посоха; женская голова — деталь кресла и т. д. Скульптурные, вырезанные из прозрачного алебастра чашечки лотоса на стилизованных стеблях — вместилища масла — так выглядит светильник из гробницы Тутанхамона. Почти не было музыкальных инструментов, в строении которых не участвовала бы скульптура в самых различных ее видах — человеческого торса на арфе, головы богини Хатор на систре, конской головы на лире.
    • Внешне осязательное пластическое отношение к предмету было сильнее, чем конструктивное. Дело в том, что египетские ремесленники (как и архитекторы) следовали определенным канонам. Поэтому все усовершенствования и какие бы то ни было изменения растягивались бесконечно во времени.
    • Пример тому конструкция сидений стульев и кресел. Придерживаясь принятой схемы, египетские мебельщики из столетия в столетие повторяли один и тот же конструктивный недочет, делая плоской раму сиденья. Поэтому сочленения сиденья и ножек всегда были непрочны и дополнительно укреплялись ремнями или металлическими угольниками.
    • Особенный интерес представляли собой туалетные шкатулки. Они имели форму параллелепипеда или полуцилиндра и примечательны своим сложным и в то же время остроумным внутренним устройством. Если приоткрыть крышку такой коробочки, то мы увидим искусное разделение внутреннего пространства на специальные вместилища: в неглубокой верхней части лежало зеркало, по бокам его узкой ручки были расположены отделения для инструментов. Нижняя часть была занята выдвигающимся ящиком, плотно уставленным сосудиками с мазями, гримом. Весь внутренний объем был разделен в высшей степени эффективно, да и пользоваться такой коробочкой было, без сомнения, удобно. Но целесообразность этой вещи, как и множества других предметов, была самоценной, чисто утилитарной и к эстетике имела только косвенное отношение.
    • Трудно найти пример, когда бы египетский мастер попытался вопреки установленным канонам как-либо по-новому подчеркнуть, выявить конструкцию предмета, блеснуть смелостью и красотой сочленений.
    • Очень характерно связанное с этим отношение к материалу. Для ремесленника было не так уж важно, из дерева ли сделан ларец или из алебастра. Выполненные из таких различных материалов предметы внешне ничем не отличались, так же как и посуда, сделанная будь то из керамики или из камня.
    • Уже отмечалось, что емкости, да и другие предметы древние египтяне ставили на конструктивное основание из стержней. Эта система стоек и подкосов была очень органичной и осмысленной, когда выполнялась из тонких деревянных стержней. Но та же система иногда вырезывалась из целого куска камня, и таким образом конструкция превращалась в орнаментальный узор.
    • Древнеегипетские мастера часто вообще скрывали материал как таковой. Для этого большинство изделий (сундуков, саркофагов, да и предметов мебели) покрывали слоем шпаклевки, иногда таким толстым, что он позволял моделировать предмет подобно скульптуре. После шлифовки наружные плоскости покрывались белым грунтом, а уже на его фоне расцветала красочная ковровая роспись, позолота, инкрустация. Иногда на деревянную основу накладывалась листовая бронза и даже золото.
    • Египетский предметный мир свидетельствует о здоровом ярком реализме. Конструкция мебели логична и понятна, тектонические формы учитывают естественные свойства древесины. Инстинктивная находчивость египетских мастеров, с которой они много тысячелетий назад, не имея предшественников, использовали закономерности развитого тектонического оформления, вызывает глубокое признание. Европа обязана Египту созданием основных форм мебели, инструментов и технологии обработки древесины. Однако египетской мебели присуще определенное однообразие. Ограниченное число типов, не меняющиеся столетиями формы, отсутствие стремления к новым решениям свидетельствуют о том, что у египтян еще не было потребности разнообразить формы. Другим недостатком является то, что символические и заимствованные у природы формы не были тектонически скомпонованы. Формы, заимствованные у природы (например, ножки в форме звериных лап), не всегда превращались в выразительные элементы мебели. Часто отсутствовали уравновешенность пропорций и органическая связь между структурными и декоративными элементами. Искусство Египта уже в древности оказало большое влияние на художественную культуру других народов. Элементы египетской орнаментики встречаются в древнеримской мебели.

    Украшение предметов в Древнем Египте

    • В Древнем Египте мастера, стремясь скрыть дефекты сборки, поверхность мебели покрывали сначала толстым слоем краски-замазки, а затем белой или цветной краской. Сундуки и саркофаги расписывали яркими красками, украшали геометрическим орнаментом, цветными фаянсовыми вставками или полудрагоценными камнями. Украшение мебели в целом не зависело от формы и конструкции изделия. Мебель также обычно украшалась плоскостным орнаментом. Египтяне облицовывали более дешевую древесину пластинами из благородных пород древесины.
    • На особенно богато украшенных изделиях мебели можно встретить слоновую кость, перламутр и даже золотые накладки, как на предметах мебели из гробницы Тутанхамона. Украшение предметов имело знаковый смысл. Орнамент прочитывался подобно буквенному тексту, потому что он был основан на использовании общепринятых эмблем и символов.
    • Стенки небольшого комода могли быть покрыты витиеватым орнаментом; но это не просто украшение, а чередующиеся знаки «анх» (жизнь) и «джед» (вечность). Поэтому все здесь изображенное — некая здравица в честь хозяина.
    • Другой пример — четырехногий табурет, у которого промежуток между опорами заполнен ажурной резьбой в виде плавно изогнутых стеблей лотоса и узкогорлого сосуда посредине. Это не что иное, как знак, символизирующий единение Верхнего и Нижнего Египта.
    • Определенный смысл заложен в том, что опорам лож и сидений придавалась на конце форма конечностей зверей (быка — в более древнее время, льва — в позднейшее).
    • Отражение воспринималось как явление, полное магического смысла. Поэтому ручка зеркала могла иметь форму иероглифа «анх», что означает «жизнь», или изображать фигурку коленопреклоненного человека (это знак «хех» — вечность).
    • Растительные мотивы в орнаментации предметов почти всегда что-то означали: лотос, например, эмблема Верхнего Египта, папирус — Нижнего и т. п. На задней стороне спинки трона Тутанхамона — стилизованные змеи, несущие солнечный диск и другие символы.
    • Египтян не всегда волновал вопрос о том, доступно или недоступно для зрителя то, что изображено или изваяно. Для них был важен сам факт изображения, как талисман.

    Скульптура Древнего Египта

    Архитектура Древнего Египта

    Архитектура Древнего Египта

    • Еги́петские пирами́ды — величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес света» — пирамида Хеопса и почётный кандидат «новых семи чудес света» — Пирамиды Гизы. Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы, использовавшиеся в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Слово «пирамида» — греческое, означает многогранник. По мнению одних исследователей[кто?], большая куча пшеницы и стала прообразом пирамиды. По мнению других учёных[кто?], это слово произошло от названия поминального пирога пирамидальной формы. Всего в Египте было обнаружено 118 пирамид[1](на ноябрь 2008 года).

    Декоративно-прикладное искусство

    Древняя Греция

    • О древнегреческом жилом доме известно, прежде всего из описаний Витрувия. Мягкий климат Эллады позволял значительную часть жизни проводить под открытым небом. Поэтому жилым домам не придавалось большого значения. В ранний период и в период расцвета греческой цивилизации даже дома богачей были простыми и мало отличались от домов бедных горожан. Основной формой греческого жилого дома было однокомнатное помещение (мегарон). Сложенные из тесаного камня стены белились известкой. Внутренние помещения были украшены настенной живописью и облицовкой.
    • Из этой основной формы развилась форма многокомнатного дома; позднее в этом доме жилые и другие помещения размещались вокруг дворика с колоннами (перистиля). У греков не было жилых помещений, которые выходили бы в сторону улицы, они были сосредоточены во внутренней части дома. Полы чаще всего были мозаичными, позднее, под влиянием Востока, их стали покрывать коврами.
    • В небольших комнатах жилища знатного афинянина — постели с покрывалами, стулья и табуреты, сундуки. Несколько красивых ваз, оружие на стенах, примитивные светильники и жаровни — вот и все украшение дома. Но это вовсе не означало, что грекам был безразличен облик их жилья. Один из героев древнегреческого писателя и историка Ксенофонта говорит: «Самая простая мебель, служащая для повседневного употребления, самые обыкновенные вещи хозяйственного обихода становятся гораздо красивее благодаря правильной расстановке, даже кухонные горшки имеют приятный вид, если умно поставлены». Богатые частные дома стали появляться только после того, как Греция прошла пору своего расцвета.
    • Типы мебели: архаичное кресло из Спарты; ложе (клине) и столик (трапедза). Древняя Греция.

    Мегарон

    • Микенский Мегарон
    • Мегарон Царицы

    Перистиль

    • Перисти́ль — открытое пространство, как правило, двор, сад или площадь, окружённое с четырёх сторон крытой колоннадой. Термин происходит от др.-греч. περίστῡλος («окружённый колонами» от др.-греч. περί- «вокруг» идр.-греч. στῡλος «столб») и изначально обозначал такой архитектурный приём в древнегреческой илидревнеримской архитектуре. Постепенно понятие распространилось на более ранние сооружения подобного плана, использовавшиеся в Древнем Египте, Персии и т.п.
    • Храм Аменофиса III.
    • Перистиль
    • Оригинальная греческая мебель не сохранилась. Довольно точное представление о греческих мебельных формах получено благодаря рельефным изображениям, рисункам на вазах и танаграм. Предметы, в основном заимствованные у египтян, сохранили сходство со своими египетскими предшественниками только в самых ранних образцах: кресла на архаических рельефах иногда напоминают троны египетских правителей. Изменились не только сами предметы, но и их назначение, роль, отношение к ним.
    • Позднее у греков появился обычай есть лежа; для этих целей они применяли ложе (клине) — что6то среднее между кроватью и софой. Во времена Гомера еще ели за столом, а ложе использовали только для сна. В большинстве случаев ложе было на высоких опорах и перед ним ставили скамеечку. Позднее оно приобрело подголовник, подушки и матрас - мешк, набитый шерстью. Но на ложах не только спали, но и возлежали, когда хотелось читать или писать: несколько туго набитых подушек служили опорой в полулежачем положении. Во время трапезы слуги ставили перед ложами низкие столики (так называемые трапедза), уставленные яствами. Эти столики были скорее подносами на тонких опорах, чем столами в обычном понимании.
    • В обстановку жилища входили также переносные маленькие сундучки, шкатулки, шкафчики для мелких предметов и туалетных принадлежностей. Большинство произведений греческого искусства, в том числе и мебель, было цветным. Резные или инкрустированные орнаменты были сильно раскрашены, что делало деревянные предметы еще более яркими, красивыми. Греки уже знали способы интарсии из серебра, слоновой кости и черепахи. Они отдавали предпочтение строгим тектоническим формам.

    Клисмос - греческий стул

    • Эстетика осмысленного и глубоко реалистического понимания греками целостности предметного мира проявляется в каждом дошедшем до нас изделии греческих ремесленников. Древние греки создали разнообразную мебель для сидения. Нам известны три основные формы: скамеечки, обычные и церемониальные (тронообразные) стулья. Ранняя форма скамеечки или табурета (дифроса) еще очень простая, громоздкая, ножки четырехгранные или точеные, поверхность для сидения чаще всего плетеная. Другая форма — складной табурет на Х-образной опоре — Известны два вида кресел; более ранняя форма еще напоминает церемониальное кресло (трон) жителей Востока: это тяжелое, высокое изделие мебели с неуклюжими дощатыми ножками, спинкой и боковинами, ножки вставлены в раму сиденья; этот тип часто встречается в вазописи. Подобные парадные кресла делали из мрамора. Для повседневного пользования, преимущественно для женщин, в V в. до н. э. был создан напоминающий современные нам стулья, легкий, элегантный клисмос — греческий стул с серповидными ножками, изогнутые задние ножки держали спинку. Такие стулья, вероятно, изготовляли из гнутой древесины с применением бронзы.
    • Так, будничный бытовой предмет, как и архитектурные сооружения того времени, можно рассматривать как своеобразную модель греческого конструктивного мышления. Удивительно, насколько органично связана женская фигура в традиционной складчатой одежде с очертаниями клисмоса, с каким изяществом следует спинка этого стула форме человеческого тела. Этот тип был распространен на протяжении всего периода античности, и по истечении более чем 2000 лет известный классическими формами ампир вернулся к этой форме стула.

    Клисмос - греческий стул

    Мебель Древней Греции

    • Мебель Древней Греции: а — складной стул с загнутыми внутрь ножками; б — тронное сиденье;
    • в — парадный табурет; г — табурет с точеными ножкамии царгами; д — стул с серповидными ножками; е — обеденный стол на трех изогнутых ножках

    Древнегреческая керамика

    • Эстетику целесообразности греческих изделий прослеживается и в других формах. Знаменитая греческая керамика, удовлетворявшая множество всяческих потребностей (из нее делалась столовая посуда и емкости для хранения припасов, светильники и многое другое), очень показательна в этом смысле. Любой вид или тип греческой вазы или посуды (а их было несколько десятков, имевших свои названия) имел свое предназначение, и это предназначение было не только выявлено в форме предмета, в его моделировке, но и определялось в зримых эстетических качествах.
    • Очевидно, что гидрию (сосуд для воды) можно было не только наполнить и удобно перенести, но и по художественно-выразительным признакам отличить от другого сосуда.
    • И специальные тарелочки для рыбных блюд с углублениями для жидкости, и кратеры для смешивания вина и воды имели свою отточенную, совершенную по своей целесообразности форму.
    • Масляный светильник, который у египтян был просто красивым сосудом, приобрел в Греции зримые функциональные черты: со стороны, где наружу выводился фитиль, корпус вытянулся и приобрел форму носика. Для переноски светильника с места на место служила ручка, а для того, чтобы масло не расплескивалось, емкость с горючим накрывалась крышкой.
    • Все предметы были внутренне соотнесены с человеком. Не случайно вазописцы так часто выбирали этот мотив, как и изображения женских фигур, несущих сосуды. Отношение к предмету как к живому организму прослеживается даже в названии частей ваз: суженная верхняя часть — шейка, основной объем—тулово (туловище), основание — ножка.

    Древнегреческая керамика

    • Бытовая керамика: а) картер, б) амфора, в) гидрия, г) лекиф, д) килик, е) масляный светильник ж) тарелка для рыбы

    Роспись на древнегреческих вазах

    Особенности древнегреческого предметного мира - эстетическая целесообразность

    • Характерная для египетского искусства слитность скульптурных и архитектурных форм сменилась у греков четким и последовательным их разделением. Скульптура никогда не покрывала всю плоскость предмета, она размещалась на строго определенном месте.
    • Все немногочисленные типы орнамента — пальмета, меандр, киматий и другие — были предельно совершенны. Греческий мастер пользовался ими, как живописец пользуется палитрой своих красок или музыкант струнами — в определенных соотношениях, в найденных интервалах, на специально избираемом месте.
    • Мебель и посуда, туалетные принадлежности и музыкальные инструменты — каждый из этих предметов в своей основе был утилитарен и полон здравого смысла. Ремесло от художества было неотделимо: наверное, не было ни одного предмета на греческой земле, который был бы только утилитарным или служившим только для украшения. Прославленные художники занимались мелкой пластикой, бытовая керамика расписывалась искуснейшими вазописцами.
    • Для греков все зримое было важно и существенно, ибо предметный мир воспринимался целостным и органичным. Это было основано не только на орнаментике, но и на общем отношении к логике и конструктивности, пластике и органичности предмета.
    • Греки мастерски сочетали простоту, утонченность, реализм, изящность линий и комфорта, в разработках классических мебельных форм, которые заложили основу и послужили образцами для последующих стилевых форм. Греческая мебель имела четкую структуру, которая подчеркивалась и декором. Простота, гармония элементов и благородные пропорции способствовали распространению художественного влияния греческой мебели на мебель других народов. Греческое искусство оказало большое влияние на искусство Древнего Рима, которое обязано ему своими основами.

    Типы древнегреческого орнамента

    • а) лесбийский киматий,
    • б) меандр,
    • в) пальметта,
    • г) волна,
    • д) ионический киматий.

    Архитектура Древней Греции

    Архитектура Древней Греции

    • Парфенон
    • Храм Артемиды в Эфесе
    • Греческий театр

    Скульптура Древней Греции

    • Для фигур этой эпохи характерна полуулыбка, придающая работам некоторую загадочность и глубину.
    • Архаика
    •  "Богиня с гранатом", которая хранится в Берлинском государственном музее, одна из наиболее сохранившихся архаических скульптур. При внешней грубоватости и "неправильных" пропорциях, внимание зрителя привлекают руки скульптуры, выполненные автором блестяще. Выразительный жест скульптуры делает ее динамичной и особенно выразительной.
    • Эпоха подарила нам фигуры обнаженных воинов-юношей (куросы), а также множество женских фигур в одежде (коры). 

    Скульптура Древней Греции

    •  "Курос из Пирея", украшающий коллекцию Афинского музея, представляет собой позднее, а значит более совершенное произведение древнего скульптора. Перед зрителем мощный молодой воин. Легкий наклон головы и жесты рук говорят о мирной беседе, которую ведет герой. Нарушенные пропорции уже не так бросаются в глаза. А черты лица не так обобщены, как у ранних скульптур архаического периода.

    Скульптура Древней Греции

    •   В эпоху классики были созданы такие известные скульптуры, как Афина Парфенос, Зевс Олимпийский, Дискобол, Дорифор и многие другие. История сохранила для потомков имена выдающихся скульпторов эпохи: Поликлет, Фидий, Мирон, Скопас, Пракситель и многие другие.    Шедевры классической Греции отличаются гармонией, идеальными пропорциями (что говорит об отличных знаниях анатомии человека), а также внутренним содержанием и динамикой.
    • Именно классический период характерен появлением первых обнаженных женских фигур (Раненая Амазонка, Афродита Книдская), которые дают представление об идеале женской красоты расцвета античности.

    Скульптура Древней Греции

    •  Поздняя греческая античность характеризуется сильным восточным влиянием на все искусство в целом и на скульптуру в частности. Появляются сложные ракурсы, изысканные драпировки, многочисленные детали.    В спокойствие и величественность классики проникает восточная эмоциональность и темперамент.
    • Самая известная скульптурная композиция эпохи эллинизма - Лаокоон и его сыновья Агесандра Родосского (шедевр хранится в одном из музеев Ватикана). Композиция полна драматизма, сам сюжет предполагает сильные эмоции. Отчаянно сопротивляясь змеям, посланным Афиной, сам герой и его сыновья словно понимают, что участь их ужасна. Скульптура выполнена с необыкновенной точностью. Фигуры пластичны и реальны. Лица героев производят сильное впечатление на зрителя.

    Древний Рим

    • У римской толпы были и будничные, повседневные нужды: для их удовлетворения служило множество торговых и ремесленных лавок, харчевен, гостиниц, занимавших первые этажи домов. Тут же, загромождая улицы, теснились лотки торговцев и менял.
    • В организации общественного быта Древнего Рима мы впервые встречаемся с тем, что теперь называют «функциональным решением среды». Для этого некоторое ограниченное пространство рассчитывается и оборудуется.
    • Так выглядела, например, мастерская сапожника со специальным шкафом-витриной для показа товара и удобным выступом, чтобы можно было померить обновку. Закрыв створки, хозяин превращал свой шкаф-витрину в закрытую емкость, хранилище товара.
    • Оборудование лавки сапожника
    • Посложнее устроена закусочная, где можно было быстро пообедать. Тут была выработана своя схема: Г-образный каменный прилавок служил одновременно и для торговли, и для подогрева еды, хранимой в больших, врезанных в прилавок сосудах. С торца устраивался очаг, от которого шел понизу нагретый воздух; на противоположный конец прилавка ставилась стопкой чистая посуда.
    • Все это было устроено как будто бы и не очень уж хитро, но это были первые в истории примеры организации трудовых процессов, и недооценивать их нельзя.
    • Харчевня: 1 - вход, 2 - прилавок, 3 - топка, 4 - лестница, 5 - комнаты.
    • Публичный характер дневнеримского общества вовсе не исключал интереса к быту. Правда, малоимущие жили большей частью в многоэтажных домах, называемых инсула (буквально — остров). В двух-трехкомнатные, тесные квартиры, лишеннее даже очага, вели узкие лестницы и переходы. Инсулы были прообразом многоэтажной городской застройки европейских городов.
    • В индивидуальных домах, называемых домус, жили состоятельные граждане. Лучшие примеры жилых построек известны нам по Помпеям — городу, погребенному под вулканической лавой в 79 году до н. э.; самые известные из них — дом Тибуртина и Веттиев. Они свидетельствуют о том, что римский эклектизм объединил итальянский атрий с эллинским перистилем. К основным помещениям городского жилого дома с богатой расчлененной планировкой относились просторныйатриум (сейчас его назвали бы холлом), открытого лучам солнца помещения, без потолка, с расположенным посередине бассейном для сбора дождевой воды, открывающийся отсюда таблинум, который служил и трапезной, и позади него сад, окруженный колоннами, — перистиль. Жилые комнаты для женщин и мужчин, а также хозяйственные помещения группировались вокруг этих основных помещений. Кроме хозяйственных комнат и кладовых, в доме было несколько спален, иногда несколько столовых. Такая планировка отличалась от планировки греческого дома, где все помещения находились по двум сторонам основной оси, чередуясь в строгом геометрическом порядке.
    • Внутреннее оформление жилых домов было очень богатым, полы мраморные или из цветной мозаики, кессонный потолок сохранял формы деревянной конструкции, стены были украшены яркой декоративной росписью, создававшей иллюзию расширения внутреннего пространства узких темных комнат. Эти шедевры известны в истории искусства под названием помпейских фресок. Широко применялись ковры и драпировки - занавеси, закрывающие вход в другие помещения.
    • В хорошую погоду ели в саду. Возлежание во время трапезы было принято, как и в Греции. Вокруг стола расставлялись три ложа, на каждом из них возлежало по три человека. Пирующих гостей обслуживали стоявшие сзади слуги, в то время как сервировка и перемена блюд делались с противоположной стороны стола. Нарядные комнаты были высоки и просторны. Стены их, зачастую покрытые нарядной росписью, по сути, ничем не заслонялись, громоздкой мебели не было. Вообще предметов в доме было немного: сиденья, треножники, жаровни. Бесконечно разнообразными — большими и малыми, напольными и настольными, мраморными и бронзовыми были канделябры — устройства, поддерживающие источники света: наполненные маслом сосуды с фитилем. Все предметы по мере надобности переносились с места на место, из комнаты в комнату.
    • В обиходе были различные типы мебели, отвечающие разнообразным запросам. Что касается мебели для сидения, то здесь почти неизменными оставались табурет, складной стул и кресло. Табуреты без спинки были из древесины или бронзы с выточенными ножками, в оформлении которых частично чувствовалось влияние этрусской техники литья из бронзы. Тип складного т. н. курульного (парадного) стула использовали важные персоны, а курульное императорское кресло — только император. Кафедра, созданная на основе греческого клисмоса, — удобное, однако громоздкое кресло — была «сиденьем для знати». Солиум — почетный стул для глав аристократических семейств, которые имели свое постоянное место в храмах, купальнях или в таблинуме; их кресла часто были высечены из мрамора, с рельефами и ножками в виде звериных лап. Кресло часто дополнялось скабеллумом - скамеечкой для ног. Еще в III веке н.э. в Риме была известна плетеная мебель, она имела совершенную форму и была прекрасно исполнена. Среди мебели для сидения следует упомянуть скамнум - простую, неприхотливой формы скамью для повседневного пользования. В атриуме домов состоятельных людей стояла скамья со спинкой и подлокотникамии, предназначенная для того, чтобы пришедшие с улицы могли сесть на нее и смыть пыль с ног. В знак почести гостя могли усадить в биселлум - парадную двухместную скамью без спинки.
    • Традиционная кровать, обычно деревянная, богато драпировалась и имела мягкую обивку. Четыре выточенные ножки поддерживали четырехугольную деревянную раму с низким изголовьем — косым или изогнутым. Основе этой мебельной формы возникли носилки, которыми пользовались знатные римляне для передвижения по городу.
    • Стол у римлян играл большую роль и имел различное назначение. Обеденный стол был легкий и подвижный, так как иногда при перемене блюд менялся и стол. Лучше всего подходил греческий тип стола на трех ножках, ножки его часто были выполнены из бронзы в виде звериных лап. Римляне же всю ножку стола делали в виде фигуры фантастического животного, можно было встретить комбинации звериных лап с элементами фигур льва, грифа или сфинксов и листьями аканта. При этом общая форма изделий благодаря богатству, гибкости и динамичности очертаний была весьма благородной, однако лля позднеримских форм характерна декоративная перегруженность. Также использовался мраморный стол на трех ножках, и стол — гартибулум — по форме напоминал креденцу, он стоял на почетном месте в атриуме, и символизировал домашний очаг. Вместо ножек были две боковины из мрамора в виде крылатых львов, богато украшенные резьбой, волютами. На основе этой формы возник один из типов столов итальянского Ренессанса.
    • Шкафов в римском жилище почти не было, они относились к предметам обстановки лавок, что известно нам по многочисленным изображениям. Для хранения же предметов домашнего обихода чаще всего использовали сундуки. К сожалению, о римских сундуках мы знаем немного. Один из видов сундуков — арка - сверху полностью обивался железом, обычно стоял в атрии, использовался как сейф для хранения ценных вещей, имевшиеся в доме.
    • Хорошо продуманной была кухонная посуда. Даже обыкновенное ведро было очень целесообразно во всех своих деталях; верхняя кромка, где большая вероятность смятия или изгиба, утолщена, и к этому утолщению шарнирно прикреплена ручка. До сих пор ведра делаются подобным же образом. Так же рациональны кастрюли с горизонтальной ручкой, сковороды с отогнутыми краями и носиком, чтобы легко можно было вылить содержимое. Для приготовления печений служили специальные формы и противни. Таким набором кухонной посуды можно пользоваться и сейчас.
    • Другим типом римского дома была загородная вилла. Такие дома строили в живописной местности, в рощах, они были окружены прудами, фонтанами и садами. Как правило, дома были одноэтажными, однако в Помпеях нашли и двухэтажные дома; в Риме же были построены многоэтажные казармы.

    Мебель Древнего Рима

    • Мебель Древнего Рима: а — шкаф сапожника; б — табурет из дерева и бронзы (II в. до н. э.); в — табурет на скрещивающихся опорах; г — плетеное кресло (III в. до н. э.); д — стол-картибул; е — металлический стол с регулируемой по высоте крышкой

    Устройства для подогревания напитков и еды

    • Любопытны были, например, различные устройства для подогревания напитков. Одно из них, наиболее примечательное — аутепса — античный самовар. В высоком, похожем на кувшин сосуде имелось две емкости: одна для угля, другая для жидкости. Через специальное боковое отверстие закладывался раскаленный уголь, жидкость же наливалась и выливалась при помощи черпака — крана у аутепса не было. В жару, кстати, вместо угля сосуд наполнялся привозимым в город льдом, и жидкость таким образом охлаждалась.
    • Существовал и более совершенный «самовар». В средней его части была устроена полость для угля с решеткой внизу для удаления золы и доступа воздуха. Между этой полостью и наружными стенками находилась жидкость. Приоткрыв крышку, можно увидеть обе емкости — среднюю для угля и периметральную для жидкости. Через специальное уширение сбоку «самовар» заполнялся, здесь же выпускался пар.
    • Приспособления для подогрева пищи напоминали жаровню: это были ящики с полыми стенками, внутрь закладывались угли, а в полость наливалась жидкость. Такое устройство соединено было с сосудами, установленными на дне.

    Устройства для подогревания напитков и еды

    • Бытовые предметы:  а) переносная бронзовая печь,
    • б) аутепса
    • в) приспособление для нагрева жидкости,  г) устройство для нагрева пищи,
    • д) бронзовый канделябр,
    • е) треножник
    • Характерно, что самих типов предметов мебели было немного, но одни и те же, в общем известные, их схемы облекались в самые разнообразные художественные «одежды». Римляне откровенно украшали свои вещи — мебель, утварь (как и архитектору, впрочем). Облицовка, внешняя оболочка предмета скрывали иногда очень прозаическую основу.
    • Существенной новинкой по сравнению с Грецией было использование в римской мебели пластичных украшений - резьба по дереву и металлическая пластика. Изящные профилированные ножки пиршественных лож или роскошных табуретов были набором нанизанных на стержень пустотелых элементов. Декоративное оформление зависело от характера применявшихся инструментов, было много выточенных и изготовленных рубанком элементов мебели.

    Типы мебели: ложе для трапезы и бицеллиум

    • Стремлением к роскоши обусловлено то, что наряду с древесиной применялись и дорогостоящие материалы. Поверхность деревянного остова покрывалась листовой бронзой, накладками из серебра, слоновой кости, а бронзовая рама ложа могла быть сверху украшена драгоценным металлом, применялись и золото, мрамор, рог, панцирь черепахи. Подлинный конструктивный материал предмета не выявлялся, во всяком случае, римляне были к нему равнодушны. Зато они смело прикрепляли к законченному полезному функциональному объему круглые скульптуры или же фрагменты архитектурного плана.
    • Часто изделия мебели высекались из мрамора или полностью отливались из бронзы. К способам декоративного оформления относились резьба, гравировка, роспись, позолота, фанерование, инкрустация. Образцами служили поздние формы греческой мебели, однако в руках римлян они получали более богатое, более декоративное оформление, тщательно прорабатывались даже мелкие детали.
    • Высеченная из мрамора опора стола могла иметь форму ноги животного: у основания это лапа с когтями, наверху же она переходит в цветок с фигуркой ребенка среди лепестков. Ножки столов, курильниц, жаровен почти всегда имели форму звериных или птичьих лап. Скрывался ли за этим какой-либо магический смысл, как это было в Древнем Египте? Вряд ли. Переход одного вида орнаментики в другой, растения — в фигуру человека, фигуры человека — в архитектурную деталь был принят и в настенной росписи. Это перетекание одних форм в другие сочеталось с откровенным привнесением как бы извне целых скульптурных композиций. Основными элементами орнаментики в эпоху Августа были растительные орнаменты, листья аканта, грозди, гирлянды, фрукты. Комбинации цветов, листьев и вьющихся побегов наподобие натюрмортов были строго симметричны и стилизованы. Орнаментика была часто символической и богата аллегориями. Часто встречались изображения зверей, символически используемые фигуры орлов, львов, крылатых хищников или сфинксов, хотя римляне воспринимали эти символы не так серьезно, как жители Востока, и смело использовали их для украшения мебели, особенно ножек и спинок стульев. У римлян впервые в истории стилей мы встречаем осознанную стилизацию.

    Особенности древнеримского предметного мира - сосуществование конструктивного и декоративного

    • Каково было соотношение конструктивного и декоративного, техники и искусства? Они просто сосуществовали. Технически оголенная конструкция металлического канделябра уживалась с богатейшим скульптурным основанием, а геометрическая четкость параллелограмма из бронзовых стержней на шарнирах сочеталась с необычайным скульптурным богатством опор столика.
    • Удивительна была устойчивость самих типов предметов и их схем. В них неизменно прослеживалось традиционное разделение на основание, самое тело и завершение. Ни один канделябр, например, вне зависимости от его устройства или материала не отличался от принятой схемы, количество пиршественных столов было всегда равно трем. Типы сидений (а их было несколько) повторялись из поколения в поколение, меняя только свою внешнюю отделку. Эта устойчивость видов или типов тесно связана со знаковой ролью вещей.
    • Специальный стул на скрещенных ножках (селла курулис) служил для самых высокопоставленных должностных лиц — консулов и преторов. Широкий табурет на прямых наборных ножках был привилегией очень немногих сановников и почетных граждан. На одном надгробном памятнике изображен такой табурет как свидетельство того, что покойный был высокопоставленной персоной, заслужившей чести восседать именно на бицеллиуме.
    • Римские художники и ремесленники достигли удивительного мастерства в изготовлении предметов обихода и мебели. В силу своей практичности они стремились к серьезной, качественной работе. Римляне не обладали таким прирожденным утонченным вкусом, как греки. Вместо простоты и ясности греческих форм часто можно видеть вычурность декора. Однако римское прикладное искусство, несмотря на свои явные недостатки, создало большие ценности. В древнеримском предметном мире господствовал эклектизм, заимствовалось все, что можно было приспособить к бытовавшим вкусам. Римляне почти ничего не добавили к перенятым у греков основным формам, гораздо больше внимания уделяли они богатому, помпезному оформлению.
    • Знаковая роль вещей породила и метафорическое образное отношение к предметам военной техники. Римляне подчас подмечали и заостряли образные черты своего боевого оснащения, называя «черепахой» машину для засыпки рвов, «скорпионом» — метательный аппарат с длинным хоботом, с которого слетала тяжелая стрела, «бараном» — стенобитную машину, у которой раскачивающееся тяжелое бревно (таран) заканчивалось металлической головой «барана». Но машины и механизмы небытового назначения еще не имели эстетического содержания.
    • Римское государство было последним звеном античной цивилизации. Здесь были заложены основные начала предметного мира и организации материальной среды современности. Особенно это ощутимо в бытовом пространстве — в масштабе города и отдельного жилья. Как ни изменились в течение последующих столетий дома и утварь, мебель и инструменты, они в большинстве своем оставались и остаются потомками далеких своих предков — предметов, сработанных античными ремесленниками. Во все последующие столетия достижения римского искусства вновь и вновь оказывали свое влияние, особенно в эпоху классицизма, и в настоящее время они все еще могут служить примером для подражания.

    Архитектура Древнего Рима

    • Колизей в Риме, Италия.
    • Пантеон
    • Триумфальная арка Константина

    Спасибо за внимание!!!



    написать администратору сайта