Главная страница
Навигация по странице:

  • Г. Спенсер.

  • Вильфредо Федерико Дамасо Парето

  • идеи личностей. Э. Дюркгейм. Его произведения Правило социологического метода, О разделении общественного труда были популярны в конце 19 начале 20 в.


    Скачать 23.3 Kb.
    НазваниеЭ. Дюркгейм. Его произведения Правило социологического метода, О разделении общественного труда были популярны в конце 19 начале 20 в.
    Дата07.10.2021
    Размер23.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаидеи личностей.docx
    ТипДокументы
    #243117

    Эмиль Дюргейм

    .5. Одним из основоположников социологии считается Э. Дюркгейм. Его произведения «Правило социологического метода», «О разделении общественного труда» были популярны в конце 19 – начале 20 в. Идеи:

    1. Выдвинул важный постулат «объяснять социальное социальным», т.е. причины социальных процессов следует искать не извне, а внутри общества.

    2. Социология должна изучать социальные факты,которые оказывают влияние на поведение индивида. К ним относят коллективные привычки, традиции, законы, обычаи.

    РЕКЛАМА

    3. Провел одно из первых конкретных соц-кихисследований, посвященное самоубийствам (это не индивидуальная патология, а социальный факт).

    Марсель Мосс

    Мировую известность получил труд М. Мосса о социальном феномене дарения. В своих работах М. Мосс отказался от антипсихологизма Э. Дюркгейма, сформулировал понятие о «тотальном» (целостном) – «тройственном человеке» в единстве его биологических, психических и социальных чертМосс подчеркивает, что социальный возраст относящийся к компетенции социальной физиологии) не совпадает с биологическим (относящимся к демографии и, следовательно, к социальной морфологии). Ученый сохранял право на существование специальных социологических дисциплин, изучающих отдельные проявления социальной жизни. Сохраняется значение и общей социологии, которая исследует универсальные феномены общества, подразделяемые Моссом на «интрасоциальные» и «интерсоциальные».

    Георг Зиммель 

    (1868-1918) предложил свой вариант истолкования предмета, основного метода и базовой теоретической конструкции социологии. Объектом социологии, по его мнению, выступает общество, которое он понимал как процесс социальных взаимодействий и итог этих взаимодействий. Предметная область социологии, по Зиммелю, ограничена изучением “социаций” - устойчивых форм социальной жизни, придающих обществу целостность и стабильность. Речь идет о таких известных формах человеческого общежития, как господство, подчинение, культура, разделение труда, конкуренция, конфликт, мораль, социальный контроль, мода и т.п.

    Исследование “социаций”, установление степени устойчивости “чистых” форм социальности, предполагает применение историко-сравнительного метода. Именно этот метод, по Зиммелю, есть основной способ социологического анализа. Он не исключал других методов социологии (в т.ч. наблюдений, опросов, экспериментов), сам использовал их при изучении городского образа жизни, социальных типов личности, межличностных и других социальных конфликтов, но расценивал их в качестве дополнительных к сравнительно-историческому анализу.

    . М. Вебер считал основой социальной жизни социальное действие, имеющее определенную цель и ориентированное на других людей.

    2. М. Вебер был сторонником понимающей социологии. Он считал, что социолог должен не только описать социальное явление, но и понять смысл, логику, мотивы человеческих поступков. Для этого понимания нужно выяснить, в каком социокультурном контексте возникло и развивалось изучаемое явление, каковы были ценности людей, ставших объектом исследования.

    3. М. Вебер утверждал, что в общественной жизни действует закон рационализации. По мере развития общества уменьшается роль традиций и увеличивается роль разума, рациональных факторов.

    6. Разработал теорию «бюрократии», т. е. на смену капиталисту приходят менеджеры (управляющие) и бюрократы (чиновники).

    2.4. Важную роль в развитии социологии середины – второй половины 19 века сыграл Г. Спенсер.Главный его социологический труд – «Начала социологии» (в 4 томах). Идеи Г. Спенсера:

    1. Органицизм. Общество – это социальный организм, сходный по своей структуре и функциям с природными биологическими организмами.

    2. Социал-дарвинизм. В обществе, как и в природной среде, протекает борьба за существование и естественный отбор. Причем выживают те, кто превосходит других в интеллектуальном отношении.

    3. Эволюционизм. Эволюция – это универсальный процесс развития природы и общества. В ходе эволюции происходит дифференциация функций социальных организмов, и в тоже время – их интеграция.

    4. Ввел в оборот многие понятиясовременной социологии – структура, система, институт (домашние, церковные, политические, производственные).

    5. Предложил оригинальную типологию обществ – военные (для них характерны принуждение, дисциплина, коллективизм) и промышленные (экономика, свобода, индивидуализм).

    2.6. П. Сорокин – классик социологии 20 века, профессор Санкт-Петербургского (до 1922), а затем Гарвардского университетов, автор всемирно известной 4-х томной «Социальной и культурной динамики». Идеи:

    1. Рассматривал общество как совокупность людей находящихся во взаимодействии друг с другом.

    2. Ввел в социологию понятие «социокультуры».Социокультура - органическое единство 3-х элементов – личности, общества, культуры(ключевойаспект – определенная система ценностей, напр., деньги).

    3. Создатель теории стратификации (дифференциация людей на высшие и низшие классы)и теории социальной мобильности (социальные перемещения индивидов и социальных групп). Выделил виды (вертикальная и горизонтальная) и каналы мобильности (методы продвижения к более высокому положению в обществе).

    Линд Уорд.

    Качественную специфику общества Уорд видел в психологичности социальных явлений. Он всемерно подчеркивал, что в основу социологии должны быть положены принципы психологии. В своих трудах он проводит грань между «естественным» прогрессом (слепое действие всеобщих законов эволюции) и прогрессом «искусственным» (активная деятельность людей). Л. Уорда главным образом интересовала именно активная, субъективная сторона общественного развития, анализ мотивов, которые приводят в движение общество. Главный фактор общественной жизни Л. Уорд считал желания людей (голод, жажда, сексуальные стремления), на базе которых формируются более сложные потребностиинтеллектуальные, моральные, эстетические. Доминирующую роль в общественной жизни, в том числе политической, играет не разум, а эмоции. Именно поэтому, подчеркивал Л. Уорд, те люди, чувства которых были наиболее сильными, оказали величайшее влияние на ход истории.

    Смолл выделял шесть классов интересов, связанных со сферами здоровья, благосостояния, общения, познания, кра­соты, справедливости. Первый класс интересов касается пищи и сексуаль­ных отношений, второй — богатства и владения вещами, третий — связей между людьми, четвертый — знания и науки, пятый — наслаждения эстети­ческим, шестой — правоты.

    Строго говоря, конфликт, по Смоллу, имеет место не столько между самими интересами, сколько между людьми, которые стремятся удовлетворить собственные интересы за счет других индивидов. Он считал, что главное состоит в умении найти переход от социального конфликта к соци­альному согласию.

    Социальные связи, отношения, процессы, конфликты Смолл тесно связывал с психическими проявлениями личности.

    Уильям Самнер 

    По мнению американского социолога, обычаи являются продуктом четы­рех главных мотивов человеческих действий и поступков: голода, сексу­альной страсти, честолюбия и страха. В основе этих мотивов лежат много­образные человеческие интересы.

    В качестве основного объекта социологического изучения Самнер рассматривает не общество в целом либо человека, а социальную группу. Общество же есть совокупность, конгломерат конкурирующих, соревну­ющихся групп. В центре этой борьбы оказывается каждый конкретный индивид, который в своей реальной жизни и деятельности связан с опре­деленной совокупностью социальных групп, т.е. с обществом.

    Вильфредо Федерико Дамасо Парето 

    По мысли Парето, общество имеет пирамидальную структуру, на вершине которой находится элита — руководящий социальный слой, направляющий жизнь всего общества. В своих работах Парето скептически относился к демократическим режимам, называя их «плутодемократическими» или «демагогической плутократией», полагая, что в политической жизни есть универсальный закон, при котором элита всегда обманывает массы.

    Успешное развитие общества, однако, возможно лишь при своевременном обновлении элит, что понималось у Парето, в выдвинутой им концепции «циркуляции элит», как абсорбирование и включение наиболее мобильных представителей неэлит или контр-элит в элиту по директивному «избранию сверху» со стороны самой же правящей элиты. В противном случае, согласно его концепции, общество ждёт застой и замена, в результате революции, старой элиты — новой.

    Основные идеи П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского. Видное место в социологии народничества занимает субъективное направление. Субъективное направление возникло в конце 60-х годов XIX в. и просуществовало до Октябрьской революции, подвергнувшись значительной эволюции. Ведущие теоретики субъективной школы Петр Лаврович ЛАВРОВ и Николай Константинович МИХАЙЛОВСКИЙ — а субъективизм (субъективный метод) был наиболее популярным направлением русской социологической мысли — включали психологию в анализ и объяснение исторических и социальных процессов, которые происходили в мире. Впервые основополагающие идей субъективной социологии были сформулированы П.Л. Лавровым в “Исторических письмах” (1870). Разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития находились в центре внимания субъективной социологии. Уделялось внимание и разработке теории общественного прогресса. Субъективная социология, созданная народниками П. Л. Лавровым (1823 - 1900) и Н. К. Михайловским (1842 - 1904), сводилась к следующему: • сущность общественного развития состоит в переработке культуры (традиционных общественных форм в цивилизацию); • цивилизация понималась как сознательное историческое движение, осуществляемое критической мыслью личностей; • полноценное развитие личности возможно только в рамках социализма, где будут реализованы идеалы свободы, равенства и справедливости; • к социализму Россия должна прийти, минуя капитализм на основе крестьянской общины с ее коллективистскими традициями. Методология субъективной социологии: • обоснование необходимости использования субъективного метода в социологии, поскольку социальную деятельность личности - основной единицы общества определяют ее субъективные помыслы и цели (принцип «сопереживания» при изучении личности); • субъективная концепция истины, понимаемая как удовлетворение познавательной способности человека; • критерий истины, по Михайловскому, познавательная способность «нормального человека», поставленного в благоприятные социальные условия и отражающего интересы трудящегося большинства. А это предполагало разработку социального идеала общества, обеспечивающего полнокровное развитие человеческих способностей.


    написать администратору сайта