Главная страница

Билеты по музыкальной литературе. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Экзаменационные билеты по музыкальной литературе содержание музыкальных произведений. Выразительные средства музыки


Скачать 45.22 Kb.
НазваниеЭкзаменационные билеты по музыкальной литературе содержание музыкальных произведений. Выразительные средства музыки
АнкорБилеты по музыкальной литературе
Дата20.09.2022
Размер45.22 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.docx
ТипЭкзаменационные билеты
#686468

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.Содержание музыкальных произведений. Выразительные средства музыки.

2.Исторические оперы русских композиторов

3. Музыкальные жанры: песня, танец, марш.

4. Русское искусство второй половины XIX века.

5. Программно-изобразительная музыка. Мусоргский «Картинки с

выставки».

6. Творчество В.А. Моцарта.

7. Музыка в театре. Григ «Пер Гюнт».

8. Творчество М. И. Глинки.

9.Творчество Л. Бетховена.

10. Опера.

11.Сонатно-симфонический цикл. Симфонический оркестр.

12.Творчество композиторов советского периода.

13. Творчество П. И. Чайковского.

14.Полифония. Творчество И.С. Баха.

15. Развитие жанра романса в русской музыке.

16.Творчество Ф. Шопена.

17. Опера-сказка в творчестве русских композиторов.

18. Балет. Чайковский «Щелкунчик».

1. Содержание музыкальных произведений. Выразительные средства музыки.

В произведениях искусства человек рассказывает об окружающей его жизни.

Содержание песни, романса, хора легко пересказать, так как музыка звучит вместе со словами. В опере или балете на сцене театра происходят события, которые можно увидеть. Но в инструментальных произведениях содержание раскрывается только в музыкальных звуках, его можно почувствовать и понять. Иногда композитор дает произведению название и тем самым поясняет его содержание. Наиболее часто встречаются:

1) тема исторического прошлого (опера «Иван Сусанин» Глинки, опера «Война и мир» Прокофьева)

2) тема народного быта (оперы Римского-Корсакова «Снегурочка», «Садко», фантазия для оркестра «Камаринская» Глинки)

3) в основе - произведения литературы и народного творчества (романсы и песни на стихи Пушкина, Лермонтова и др.; оркестровая пьеса Лядова «Кикимора»)

4) образы природы («Рассвет на Москве-реке» из оперы Мусоргского)

5)современная жизнь людей (опера Кабалевского «Семья Тараса», оратория Прокофьева «На страже мира»)

Создавая музыкальное произведение, композитор пользуется определенными выразительными средствами. К ним относятся:

1. Мелодия- основа музыкального искусства. Мелодией называется одноголосная последовательность различных по высоте и длительности звуков. Мелодия выражает определенную музыкальную мысль.

Напевная, песенная мелодия называется кантиленой.

Мелодия, в которой певучесть сочетается с гибкостью человеческой речи, называется речитативом.

Инструментальная мелодия может содержать большие скачки, хроматическое движение, украшения.

2. Ритм организует мелодию во времени. Особенности ритма влияют на характер мелодии. Преобладание ровных длительностей при спокойном темпе делает мелодию плавной. Разнообразие длительностей придает ей изящество, гибкость.

3. Гармония - это последовательность аккордов. Поддерживая мелодию, гармония наполняет ее новыми выразительными красками.

4. Регистр - это высота звучания. Звукоряд разделяется на верхний, средний и нижний регистры. Своеобразна выразительность каждого регистра. Средний регистр наиболее мягкий и полнозвучный. Нижние звуки кажутся мрачными, гулкими. Верхние - звучат светло, прозрачно, звонко.

5. Тембр - особая окраска голоса или звучания инструмента. Женские голоса - сопрано, меццо-сопрано, альт. Мужские голоса - тенор, баритон, бас.

С тембрами различных музыкальных инструментов можно хорошо познакомиться, слушая симфоническую сказку Прокофьева «Петя и волк».

2. Исторические оперы русских композиторов

Основоположником жанра исторической оперы по праву считают М. И. Глинку. Его опера «Иван Сусанин» - героическая народная музыкальная драма. Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина в 1612 году, во время оккупации России польскими захватчиками.

Действующие лица: Сусанин, его дочь Антонида, приемный сын Ваня, Собинин.

Основным действующим лицом является народ. В опере 4 действия и эпилог.

Опера «Иван Сусанин» - произведение реалистическое, правдиво и искренне повествующее об исторических событиях. Созданный Глинкой новый тип народной музыкальной драмы оказал огромное влияние на последующие творения русских композиторов («Псковитянка» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского).

В основе оперы «Борис Годунов» Мусоргского - пушкинская одноименная трагедия. Жанр оперы - народная музыкальная драма. Состоит из пролога и четырех действий, которые делятся на картины. Основная идея - конфликт между преступным царем Борисом и народом.

Главное действующее лицо - народ. Мусоргского привлекла возможность воссоздать в опере пробуждение силы народа, которая выливается в стихийное восстание. «Борис Годунов» - великое произведение русской музыки. Создание этого произведения явилось важным этапом в развитии музыкального театра.

«Князь Игорь» Бородина - лирико-эпическая опера в четырех действиях с прологом. В основе оперы - произведение древней литературы XII века - «Слово о полку Игореве».

Музыка оперы основана на интонациях народных песен - русских и восточных.

Пролог и 1 действие характеризует русский народ. Важное значение имеет картина солнечного затмения из пролога. В народной эпической поэзии различные драматические события жизни людей нередко сопоставлялись с могучими и грозными явлениями природы.

II действие посвящено показу жизни восточных народов.

Центральное место в 1Y действии занимает плач Ярославны, который возник из старинных народных голошений и причитаний.

Опера «Князь Игорь» - одно из лучших творений оперной классики. Композитор посвятил ее памяти Глинки. В ней прославляется героический дух народа, его стойкость, патриотизм, душевная красота.
3. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш

Жанры музыки - это разнообразные ее виды. Музыкальные жанры возникли в ходе развития музыкального искусства. Каждому из них присущи свои особенности. Произведения, связанные со словами и пением, относятся к вокальной музыке (это песни, романсы, арии, сочинения для хора). Инструментальная музыка включает разнообразные сочинения для отдельных инструментов, ансамблей (дуэты, трио, квартеты) и оркестра. Среди них - этюды, прелюдии, экспромты, ноктюрны, сонаты, сюиты, симфонии и др.

К музыкально-театральным жанрам относятся: оперы, оперетты, балеты.

Песня - самый популярный вид музыкального искусства.

Мелодия в песне повторяется несколько раз с разными словами, образуя куплеты. Такая форма называется куплетной. В конце каждого куплета звучит припев, который не изменяется. Если запев исполняется обычно одним певцом, то припев чаще поют хором.

В песне может быть аккомпанемент фортепиано, баяна или оркестра. Такие песни имеют вступление, отыгрыш между куплетами и заключение. Однако песни могут исполнятся и без сопровождения. Такое пение называют а капелла. Оно более характерно для народных песен.

Музыка, сопровождающая движения людей, известна с глубокой древности.

Маршевая музыка исполняется в темпе шага. Марши бывают: торжественные, военно-строевые, походные, спортивные, траурные. При всем разнообразии маршей им присущи общие черты. Это двух- или четырехдольный размер и четкий ритм шага. Форма марша чаще всего трехчастная.

Примером торжественно-героического марша может служить марш из оперы «Аида» итальянского композитора Верди. А марш из балета Чайковского «Щелкунчик» сопровождает веселый детский праздник. Иногда марши звучат со словами - это песни-марши («Авиамарш», «Марш нахимовцев»).

Танец возник в глубокой древности и тесно связан с бытом. Музыка каждого танца имеет свой темп, размер, ритмический рисунок. Каждый народ создал танцы, отличающиеся национальным своеобразием.

Русские народные танцы: камаринская, трепак; украинские танцы: гопак, казачок; белорусский народный танец - бульба; танец народов Кавказа - лезгинка.

Танцы народов Европы

Вальс ведет свое происхождение от неторопливого и плавного крестьянского танца лендлера, который был распространен в Австрии, Германии, Чехии. В XIХ веке вальс стал популярным во всей Европе. Музыка вальса очень разнообразна по своему характеру. Существуют вальсы радостные и грустные, бравурные и спокойные, светло-мечтательные и задумчиво-печальные. Различна и форма вальсов: от небольших бытовых пьес до развернутых концертных произведений. Размер вальса трехдольный.

Многие композиторы охотно сочиняли вальсы. Замечательные образцы вальса создали Шуберт и Шопен, Глинка и Чайковский. «Королем вальсов» называли австрийского композитора Штрауса.

Полька - чешский народный танец живого, бодрого характера, Польке свойственны задор, юмор.

Мазурка и полонез - польские национальные танцы.

Мазурка - подвижный и динамичный танец. Его мелодия всегда имеет острый ритмический рисунок. Нередко резкие акценты перемещаются в такте с сильной доли на слабую. Размер – трехдольный.

Полонез - это торжественный, величавый танец-шествие. Движение спокойное, неторопливое, с акцентом на сильной доле такта. к,-.. п.шо ,.

Наиболее совершенные образцы мазурки и полонеза дал в своем фортепианном творчестве польский композитор Ф.Шопен.

4. Русское искусство второй половины XIX века

Вторая половина XIX века - время могучего расцвета русской музыки, как и всего русского искусства. Резкое обострение социальных противоречий приводит в начале 60-х годов к большому общественному подъему. Поражение России в Крымской войне (1853-1856) показало ее отсталость, доказало, что крепостное право тормозит развитие страны. Против самодержавия поднялись лучшие представители дворянской интеллигенции и разночинцы.

В развитии революционного движения в России значительной была роль Герцена, деятельность Чернышевского, Добролюбова, поэта Некрасова. Революционные идеи 60-х годов нашли свое отражение в литературе, в живописи, в музыке. Передовые деятели русской культуры вели борьбу за простоту и доступность искусства, в произведениях стремились доступно отразить жизнь обездоленного народа.

Во второй половине XIX века русская живопись дала таких замечательных художников, как Перов, Крамской, Репин, Суриков, Серов, Левитан. Их имена, связаны с «Товариществом передвижных выставок», так как выставки картин стали устраиваться в разных городах России.

Произошли изменения и в музыкальной жизни. Музыка вышла за пределы аристократических салонов. Большое значение в этом сыграла организация Русского музыкального общества.

В 1862 году в Петербурге открылась первая русская консерватория, а в 1866 году - в Москве. Первые выпуски дали русскому искусству замечательных музыкантов.

В музыкальном творчестве 60-х годов ведущее место заняли Чайковский и группа композиторов, вошедших в состав объединения под названием «Могучая кучка». Вдохновителем кружка стал Балакирев. В состав вошли Кюи, Мусоргский, Бородин, Рнмский-Корсаков. Свою цель композиторы видели в развитии русской национальной музыки, правдивом воплощении жизни народа.

5. Программно-изобразительная музыка. Мусоргский «Картинки с выставки»

Различным инструментальным произведениям композиторы нередко дают. названия, поясняющие их содержание. Иногда композитор дает произведению литературное предисловие - программу. В ней излагается содержание. Это и есть программная музыка.

Правдивые и фантастические истории, картины природы, изображение птиц и зверей, герои известных сказок и произведения литературы нашли яркое воплощение в программных произведениях: «Детский альбом», «Времена года» Чайковского, «Детская музыка» Прокофьева, «Альбом для юношества» Шумана, «Карнавал животных» Сен-Санса, «Картинки с выставки» Мусоргского.

«Картинки с выставки» были написаны Мусоргским под впечатлением от выставки произведений художника В. Гартмана, друга композитора, внезапно умершего.

Цикл представляет собой сюиту из десяти самостоятельных пьес, объединенных общин замыслом. Каждая пьеса - музикальная картинка, отразившая впечатление Мусоргского, навеянное тем или иным рисунком Гартмана. Тут и яркие бытовные картинки («Тюльерийский сад», «Лиможский рынок»), и меткие зарисовки человеческих характеров («Два єврея»), и пейзажи («Старый замок»), и образы русских сказок. («Избушка на курних ножках»), былин («Богатырские ворота»). Отдельные миниатюры контрастируют между собой по содержанню и по выразительным средствам. Вместе с тем они. Связаны темой «Прогулки», которая открывает цикл, а затем появляется еще. несколько раз, как бы ведя слушателя от одной картинки к другой.

«Картинки с выставки» стали одним из популярнейших произведений. Многие пианисты включают зто произведение в программыі своих концертов.
6. Творчество В.А. Моцарта

•« ;■.!.! .• і • *,■'■»' ї * .

Вольфганг Амадей Моцарт гениальний австрийский композитор. Свою концертную деятельность начал в 6 лет. Несмотря на то, что прожил всего Зб лет, оставил большое творческое наследие: 50 симфоний, 19 опер («Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта»), реквием, концерты, много инструментальной и.фортепианной музыки.

Опираясь на достижения Гайдна в области сонатно-симфоническон музыки, Моцарт внес много нового и оригинального.

Большой популярностью пользуется соната для фортепиано .Ля мажор. Имея светлый жизнерадостный характер, она отличается грациозностью. Своеобразно строение первой части - она написана в форме вариаций. Вторая часть - традиционный менуэт. Третья часть - широко известный «Турецкий марш».

Симфония соль минор - одна из наиболее известных последних симфоний Моцарта. Благодаря необычайно искренней музыке, симфония понятна самому широкому кругу слушателей.
7. Музыка в театре. Григ «Пер Гюнт»

В музыкальном театре ставятся оперы, балеты, оперетты. В этих жанрах музыка является основой спектакля. Но и в драматическом театре музыка занимает видное место. Она усиливает воздействие спектакля на зрителя, помогает ярче обрисовать тот или иной момент действия, передать настроение героя.

Музыку к драматическим спектаклям писали многие выдающиеся композиторы – Бетховен и Мендельсон, Григ и Бизе, Глинка и Чайковский, Хачатурян и Прокофьев. Порою созданная ими музыка выходила за пределы театра и приобретала самостоятельную концертную жизнь.

«Пер Гюнт» - пьеса выдающегося драматурга Ибсена. Отдельные эпизоды спектакля сопровождает музыка Грига. Композитор воспел суровую и прекрасную природу Норвегии, фантастику и старинный быт, простые и искренние человеческие чувства.

Большой популярностью пользуется оркестровая сюиты, составленная композитором из отдельных номеров музыки к драме. с

Сюита состоит из четырех номеров, контрастных по характеру:

«Утро» - рисует картину пробуждения природы. Музыка передает не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. В основе пьесы лежит небольшой мотив. Он напоминает пастушеский наигрыш.

.«Смерть Озе» сопровождает в драме сцену кончины матери Пера Гюнта, старой Озе. Полная глубокой скорби, в медленном размеренном движении, музыка напоминает похоронное шествие.

«Танец Анитры». Анитра - девушка, с которой Пер Гюнт встречается: во время; своего странствия. Она исполняет танец - легкий, изящный, грациозный. Музыка танца очень изменчива, словно насмешливый и непостоянный нрав Анитры.

«В пещере горного короля». Музыка этого номера образно и ярко рисует фантастическое шествие. В основе пьесы - одна тема в характере марша. Варьируется ее сопровождение. Звучность усиливается, ускоряется темп, постепенно вступает весь оркестр.

8. Творчество М.И. Глинки

Михаил Иванович Глинка - гениальный русский композитор. Подобно Пушкину в поэзии, он был основоположником русской классической музыки - оперной и симфонической.

Истоки музыки Глинки уводят в русское народное творчество. Любовью к. Родине, ее народу, к русской природе проникнуты лучшие его произведения. : , :

Основные произведения: народно-героическая опера «Иван Сусанин»; сказочно-эпическая опера «Руслан и Людмила»; романсы; симфоническая фантазия «Камаринская», «Вальс-фантазия»; фортепианные пьесы.

Опера «Иван Сусанин» - героическая народная музыкальная драма. Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина в 1612 году, во время оккупации России польскими захватчиками.

Действующие лица: Сусанин, его дочь Антонида, приемный сын Ваня, Собинин. Основным действующим лицом является народ. В опере 4 действия и эпилог.

Первое действие - характеристика русского народа и главных героев;

Второе действие - музыкальная характеристика поляков. Звучит танцевальная музыка. Четыре танца образуют симфоническую сюиту: блестящий полонез, краковяк, вальс и мазурка.

В заключительном хоре «Славься» из эпилога музыка величава и торжественна. Это придает ей черты гимна. Народ славит родную землю и погибших героев.

Важное место в творчестве Глинки занимают пьесы для симфонического оркестра. Все его произведения доступны широким массам слушателей, высокохудожественны и совершенны по форме. Симфоническая фантазия «Камаринская» представляет собой вариации на две русские народные темы ':

«Вальс-фантазия» - одно из самых поэтичных лирических произведений Глинки. В основе - задушевная тема, порывистая и устремленная.

Романсы Глинка писал на протяжении всей жизни. В них пленяет все: искренность и простота, сдержанность в выражении чувств, классическая стройность и строгость формы, красота мелодии и ясная гармония. Глинка сочинял романсы на стихи современных ему поэтов - Жуковского, Дельвига, Пушкина.

Популярностью пользуются романсы из цикла «Прощание с Петербургом» - «Жаворонок» и «Попутная песня» (сл. Н. Кукольника). Романс на слова Пушкина «Я помню чудное мгновенье» - жемчужина русской вокальной лирики. Относится к зрелому периоду
творчества, поэтому так совершенно в нем мастерство. ':'"-}(Р:':

В своих романсах Глинка обобщил все лучшее, что было создано его предшественниками и современниками.
9. Творчество Л. Бетховена

Людвиг ван Бетховен - немецкий композитор. В его творчестве классическая музыка достигла своей вершины. Могучий расцвет его творчества совпал с началом XIX века. Современник событий французской революции, Бетховен впервые в музыке с такой силой выразил героические устремления народа.

Творческое наследие: 9 симфоний, увертюры, концерты, инструментальная музыка, 32 сонаты для фортепиано, опера «Фиделио».

Среди фортепианных сонат самыми известными являются: «Патетическая», «Аппассионата», «Лунная». <;;;•' З УїіїРШ .т■*.:••

Завоевала любовь народа симфония № 5. Строение ее традиционно - 4 части. Но впервые Бетховену удалось сделать четырехчастный симфонический цикл столь единым и неразрывным. Все части обьединены одной повелительной темой (темой судьбы), которая звучит вначале как эпиграф.

Героическим настроением проникнута и увертюра из музыки к трагедии Гете «Эгмонт». Интерес Бетховена к судьбам народа, стремление в своей музыке показать борьбу как неизбежный путь к достижению цели и грядущую победу – основное содержание героических произведений композитора.

10. Опера

Опера представляет собой большое и сложное музыкально-театральное произведение. В ее исполнении участвуют оркестр, хор, певцы и нередко танцоры. В опере соединяются различные виды искусства:- драма и музыка, пение и танец, игра актеров и мастерство живописцев-декораторов.

Сюжетом для оперы чаще всего служит какое-либо литературное произведение. На его основе создается текст оперы - либретто. В зависимости от содержания, оперы бывают исторические («Иван Сусанин» Глинки, «Князь Игорь» Бородина, «Война и мир» Прокофьева), бытовые («Проданная невеста» Сметаны, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского), сказочные («Волшебная флейта» Моцарта, «Снегурочка» Римского-Корсакова).

Действие оперы разворачивается перед зрителями на сцене, обставленной декорациями. Главным выразительным средством является музыка. В ней раскрываются характеры героев и основная идея всего произведения.

Оперное представление начинается обычно с оркестрового вступления - увертюры. Музыка увертюры выражает общее настроение произведения и тем самым подготавливает слушателей к его восприятию.

Увертюру и оркестровые вступления к другим действиям оперы исполняет симфонический оркестр. Он же сопровождает пение певцов, а также балетные сцены.

Оперный спектакль разделяется на действия (акты). Каждое действие состоит из отдельных сцен, номеров. Музыкальные номера бывают сольные (для одного исполнителя) - песни, арии; ансамблевые - дуэты, терцеты, квартеты и др.; хоровые и оркестровые.

Оперы писали почти все великие композиторы: Моцарт и Верди, Вагнер и Бизе, Глинка и Чайковский, Мусоргский и Римский-Корсаков, Рахманинов и Прокофьев.

11. Сонатно-симфонический цикл. Симфония. Симфонический оркестр.

Основоположником классической симфонии считают великого австрийского композитора Йозефа Гайдна. Его произведениям присуши стройность и уравновешенность формы, светлый, жизнеутверждающий характер. В его творчестве окончательно сформировался симфонический цикл.

Симфония - произведение циклическое (то єсть многочастное), с определенной последовательностью частей. В переводе слово «симфония» означает «созвучие», «согласие». Это слово приобретало различные значення. В самостоятельное концертное произведение симфония превратилась в ХYIII веке.

І часть идет в быстром темпе, в сонатной форме, II часть - медленная, Ш часть - менузт, IV часть финал, возвращается быстрый темп.

Симфония рассчитана на массовую аудиторию. Исполнителем ее является симфонический оркестр.

Состав симфонического оркестра также установился в творчестве Гайдна. Его основу составляют четыре группы инструментов:


  1. в струнную группу входят: скрипки, альты, виолончели и контрабасы;

  2. в группу деревянных духовых входят: флейты, гобои, кларнеты, фаготы;

  3. группа медных духовых инструментов состоит из валторн и труб.

  4. из ударных инструментов Гайдн использовал только литавры.


12. Творчество композиторов советского периода ^

В творчестве советских композиторов разнообразно представлены: инструментальные и вокальные жанры - сюиты и концерты, камерные ансамбли, романсы и вокальные циклы.

Крупнейшими композиторами этого периода: по праву считаются С. Прокофьев, Д. Шостакович, А.И. Хачатурян, Д. Кабалевский.

Великого советского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева по праву называют классиком XX века. Он передал в своем творчестве чувства современников, острые драматические столкновения эпохи и веру в победу светлого начала в жизни. Прокофьев - смелый художник-новатор. Он открыл «новые миры» в области мелодии, ритма, гармонии, инструментовки. Вместе с тем его искусство крепко связано с традициями русской и мировой классики», «Война и мир»; «Повесть о настоящем человеке» и др.); 7 балетов («Ромео и Джульетта», «Золушка» и др.); оратория «На страже мира»; кантата «Александр Невский»; 7 симфоний; концерты; циклы фортепианных пьес: «Мимолетности», «Сказки старой бабушки», «Детская музыка»; симфоническая сказка «Петя и волк», музыка к кинофильмам.

Музыка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича - сильнейшее художественное воплощение современного ему времени. Это искусство, проникнутое любовью к человеку, верой в его благородство, волю и разум. Это искусство, обличающее все враждебное человеку, фашизм и другие формы подавления человеческого достоинства.

Основные произведения:

15 симфоний (среди них седьмая «Ленинградская», одиннадцатая «1905. год»); опера «Катерина Измайлова»; оратория «Песнь о лесах»; концерты; инструментальная музыка; 24 прелюдии и фуги для фортепиано; песни, вокальные циклы; музыка к кинофильмам.

Музыка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича - сильнейшее художественное воплощение современного ему времени. Это искусство, проникнутое любовью к человеку, верой в его благородство, волю и разум. Это искусство, обличающее все враждебное человеку, фашизм и другие формы подавления человеческого достоинства.

Основные произведения:

15 симфоний (среди них седьмая «Ленинградская», одиннадцатая «1905. год»); опера «Катерина Измайлова»; оратория «Песнь о лесах»; концерты; инструментальная музыка; 24 прелюдии и фуги для фортепиано; песни, вокальные циклы; музыка к кинофильмам.

Шостакович - автор пятнадцати симфоний. Значение этого жанра велико в его творчестве. Он был выдающимся мастером оркестра.

Седьмая симфония («Ленинградская») - одно из наиболее значительных произведений Шостаковича. Симфония написана в 1941 году. Большая ее часть, сочинена в осажденном Ленинграде. На партитуре стояла авторская надпись: «Посвящается городу Ленинграду».

Седьмую симфонию часто сравнивают с документальными произведениями о войне, называют «хроникой», «документом» - настолько точно передает она дух событий. И вместе с тем, эта музыка поражает глубиной мысли. Схватку советского народа с фашизмом Шостакович раскрыл как борьбу двух миров: мира созидания, творчества, разума и мира разрушения и жестокости; добра и зла. Идею борьбы и торжества Человека по-разному раскрывают четыре части симфонии.

Арам Ильич Хачатурян - художник яркой, своеобразной индивидуальности. Темпераментная, жизнерадостная, привлекающая свежестью гармонии и оркестровых красок музыка его пронизана интонациями и ритмами народных армянских песен и танцев. В своих произведениях он также опирается на традиции мировой, и в первую, очередь русской, музыки.

Основные произведения:

2 симфонии; 2 балета («Гаянэ», «Спартак»); концерт для скрипки с оркестром; пьесы для фортепиано; песни и романсы; музыка к драме Лермонтова «Маскарад».

Скрипцчный концерт - одно из самых совершенных его произведений. С особой силой проявился здесь дар композитора создавать музыку, широко опираясь на народное творчество. В концерте три части, своего рода картины из народной жизни, поэтические зарисовки природы Армении.

13. Творчество П.И. Чайковского

Петр Ильич Чайковский все своє творчество посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе, его стремлениям к счастью и мужественной борьбе с темными силами зла. И о чем бы ни говорил композитор,он всегда правдив и искренен.

Чайковский писал почти во всех жанрах, и в каждом из них сказал своє слово гениального художника. Но самым любимым для него жанром была опера. Большое внимание он уделял содержанию, отдавая предпочтение сюжетам из русской жизни.

Вместе с тем важное место в творчестве Чайковского занимает и симфоническая музыка.

Основные произведения: 10 опер («Евгений Онегин», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта» и др.), З балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), 6 симфоний и другие симфонические произведения, фортепианные пьесы (в том числе циклы «Времена года», «Детский альбом»), романсы.

Творчество Чайковского - вершина мировой муыкальной культуры XIX века.

Опера «Евгений Онегин»

Свою оперу Чайковский назвал «лирическими сценами». Все внимание композитор сосредоточил на раскрытии внутреннего, душевного мира своих героев. Также ярко и правдиво раскрываются картины народного быта. С большой любовью даны поэтические «зарисовки» русской природы, на «фоне которой раскрываются чувства и переживания героев.

Действующие лица: Татьяна, Ольга, Онегин, Ленский, князь Гремин.

Важную роль в раскрытии характеров играет оркестр. Каждый из основных героев очерчен своими особыми музыкальными темами. гёмшэил-.-.:■',..>*■•■••;!:•■•■■ •

Характеры героев на протяжении развития сюжета также развиваются и постепенно изменяются (например, в сцене письма, характер главной героини дан в движении: из наивной, мечтательной девочки Татьяна превращается в страстно любящую женщину, обретает душевную зрелость).

Опера «Евгений Онегин» - высочайшее достижение русского оперного искусства. Уже при жизни композитора она стала одной из самых любимых опер.

14.Полифония. Творчество И.С. Баха

Иоганн Себастьян Бах - великий немецкий композитор. Большинству произведений Баха присущ полифонический склад. «Полифония» в переводе означает многоголосие. Каждый голос в полифонической музыке самостоятелен.

Одним из основных средств развития в полифонии является имитация («подражание»). В музыке - это прием поочередного вступления голосов, при этом каждый голос как бы подражает предыдущему с некоторым опозданием. Имитация способствует непрерывности мелодического движения, что является отличительным признаком полифонической музыки.

В творчестве Баха полифония достигла наивысшего совершенства. Им написаны маленькие прелюдии, фуги, 2-х и 3-х-голосные инвенции.

Огромную ценность представляют 48 прелюдий и фуг, составляющие два тома. Произведение получило название «Хорошо темперированный клавир». Здесь композитор доказал что все тональности равноправны и звучат одинаково хорошо.

Бах также написал много музыки для органа, который был его любимым инструментом.

15. Развитие жанра романса в русской музыке

Один из наиболее любимых видов музыкального искусства в конце XYШ и в первой половине XIX века - романс. Многие романсы того времени были тесно связаны с городской бытовой песней. Исполнялись они под аккомпанемент фортепиано, арфы или гитары. Важную роль в развитии русского романса сыграли композиторы Алябьев («Соловей»), Варламов («Белеет парус одинокий», «Горные вершины», «Вдоль по улице метелица метет»), Гурилев («Матушка-голубушка», «Вьется ласточка сизокрылая», «Колокольчик»). Творчество этих композиторов - ценный вклад в сокровищницу русской музыки. . . •.

Важное место занимает романс в творчестве М.И. Глинки. Романсы Глинка писал на протяжении всей жизни. В них пленяет все: искренность и простота; сдержанность в выражении чувств, классическая стройность и строгость формы, красота мелодии и ясная гармония. Популярностью пользуются романсы - «Жаворонок», «Попутная песня», «Я помню чудное мгновенье»

Видное место занимают романсы и песни в творчестве Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Чайковского.

16. Творчество Ф. Шопена

Фридерик Шопен - великий польский композитор и пианист. Он обогатил музыку новым содержанием, ввел новые приемы пианистического исполнительства. Его творчество совпадает с эпохой романтизма, для которой характерен жанр миниатюры.

Сочинял Шопен исключительно для фортепиано. Его музыка признана бала еще при жизни, и в наши дни проходят конкурсы имени Шопена.

Основные произведения: мазурки, полонезы, вальсы, ноктюрны, прелюдии, этюды, экспромты, сонаты, баллады, скерцо, фантазии, концерты.

Шопен значительно расширил выразительные возможности многих жанров (таких как мазурка, полонез, этюд, вальс и др.), превратив их в концертные произведения.

Особой популярностью пользуются вальс до-диез минор, «Революционный» этюд, цикл 24 прелюдии (Шопен первым стал трактовать прелюдию как самостоятельную пьесу).

17. Опера-сказка в творчестве русских композиторов

Жанр оперы-сказки появился в творчестве Глинки с созданием оперы "Руслан и Людмила". Расцвета достигает в творчестве Римского - Корсакова («Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»).

Опера «Снегурочка» написана на сюжет пьесы А.Н. Островского в 1880 году. С большой теплотой воспроизвел композитор старинные обычаи и обряды. Правдивое изображение жизни и быта людей сочетается с миром фантастики, сказки. Действующие лица: царь Берендей, Бермята, Купава, Лель, Мизгирь, Бобыль и Бобылиха (образы реалистические); человеческими чертами наделены Весна-Красна, Дед-Мороз; образ Снегурочки - дочери Мороза и Весны - сочетает в себе реальные черты с фантастическими.

В опере часто изображается природа. Иногда образы природы имеют иносказательный смысл - они олицетворяют собой справедливость и закономерность жизненных явлений.

Римский-Корсаков часто использует лейтмотивы - выдержанные музыкальные характеристики. Сцены, основанные на непрерывном («сквозном») развитии, чередуются в опере с законченными номерами. В опере много хоров, широко использованы подлинные народные мелодии, показаны народные обряды.

Состоит опера из пролога и четырех действий.

18. Балет. Чайковский «Щелкунчик» шц-їщі-

Балет - это музыкально-театральное произведение, в котором обьединяются-музыка, танец и сценическое действие. В балете есть сюжет, действующие лица. Чувства героїв раскрываются посредством танцевальных движений под музику.

Кроме танцев, большую роль в балете играет пантомима, то есть немая игра актеров, состоящая из выразительных жестов и мимики.

Создателем русского классического балета явился Чайковский («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»). Замечательные балеты написали Делиб и Равель, Глазунов и Стравинский, советские композитори Асафьев, Глиэр, Прокофьев, Хачатурян.

Чайковский «Щелкунчик». Основой для балета послужила детская сказка немецкого писателя Гофмана об удивительных приключениях девочки Маши, которые приснились ей после веселого праздничного вечера новогодней елки. Реальная жизнь переплетается здесь с вымыслом и фантастикой. Каждый из персонажей имеет свою музыкальную характеристику. Музыка правдиво передает детские переживання.

В балете два действия. Во втором действии представлен красочннй дивертисмент (это вереница разнообразных танцев, которые не связаны непосредственно с развитием действия).

Каждый танец из дивертисмента имеет своє название: шоколад (испанский танец), кофе (арабский танец), чай (китайский танец), танец пастушков, «Вальс цветов», танец фей Драже.


написать администратору сайта