Эссе философия. эссе Юм. Эссе Скептический эмпиризм Д. Юма. Роль опыта в познании и границы метафизики
Скачать 15.14 Kb.
|
Эссе Скептический эмпиризм Д.Юма. Роль опыта в познании и границы метафизики. Давид Юм – один из выдающихся шотландских философов XVIII века. Основным постулатом философии Юма было эмпирическое изучение человеческого разума, так как он считал, что одна из миссий философии – руководство для практической деятельности. Большинство работ Давида Юма было посвящено изучению опыта, который он рассматривал в качестве потока впечатлений. Философ считал неразрешимой проблему взаимосвязи бытия и духа, поэтому его работы наполнены идеями скептицизма и сомнений. Также одной из центральных проблем его философии являлась проблема причинно-следственной связи. Опираясь на принципы эмпиризма, можно отметить, что единственным источником человеческих знаний являются чувственные познания, поэтому эмпиризм даже не рассматривает вопрос о причинах ощущений, потому что субъективный мир ощущений и чувств является единственной доступной нам реальностью. Также отмечается всего два вида восприятий: впечатления – эмоции, полученные путём восприятия с помощью чувств, и идеи – умозаключения, возникающие внутри разума человека путём использования опыта, получения впечатлений и тд. Идеи могут связываться между собой в уме человека благодаря их схожести, смежности или причинности. Проще говоря, идея может создаваться как результат другой, более ранней идеи, может её дополнять или, наоборот, опровергать. Исходя из этого, можно рассматривать скептицизм как позицию, которая строится на системе сомнений в существовании объективной истины. Крайней формой скептицизма, утверждающей, что получить достоверное знание в принципе получить невозможно, что знания человека ничем, соответствующим действительности, не обладают, является агностицизм, основные принципы которого и формулировал в своих работах Давид Юм. Философ утверждал, что единственным источником знания может являться исключительно опыт. В отличие от идеалистического эмпиризма, который определял опыт как систему восприятий и ощущений и отрицал то, что в основе опыта могут лежать сформулированные знаниями законы, Юм считал, что невозможно установить четкую связь между данными опыта и объективными миром. Понятие причинности возникает из многократного повторения последовательности одного действия за другим. Следовательно, наш разум делает вывод, что между данными явлениям возникает причинно-следственная связь. На деле, как определяет Юм, вывод невозможно считать объективным, так как он является результатом мышления человека. Таким образом, всё познание базируется на опыте, не может выйти за его рамки, поэтому невозможно объективно судить об отношении между опытом и реальностью. Именно поэтому Юм уделял внимание не системе отношений бытия и духа, которую он считал неразрешимой, а зависимости между простыми идеями и внешних впечатлений. Первичными для философа были внешние впечатления – ощущения, а уже на второй план он отправлял впечатления внутреннего опыта, такие как страсти, желания и тд. Юм отвергает появление в сознании объективных закономерностей бытия, поэтому определяет образование сложных идей как психологические связи друг между другом идей простых. А все простые идеи, как уже отмечалось, происходят прямо или косвенно от соответствующих им впечатлений. Таким образом, задача знания состоит в руководстве для практической ориентации. Опираясь на всё вышеизложенное, мы приходим к тому, что действительность является потоком впечатлений, а причины, порождающие эти впечатления непознаваемы. То есть, мы не можем с объективной уверенностью сказать, существует ли внешний мир. Существуют впечатления, получаемые от наших чувств – ощущения, и рефлексия на эти ощущения – эмоции. От этих двух факторов и зависят наши идеи, а также воображение. Получается, ни одна идея не может существовать без предшествующего ей впечатления, эмоции. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать выводы об основных идеях эмпиризма Давида Юма. Взаимосвязь между причиной и действием невозможно определить ни на интуитивном уровне, ни путём доказательств. Таким же образом нельзя определить и отсутствие взаимосвязи. Возможно, в данном случае она есть. Возможно, два повторяющихся события являются элементами системы, где одно – причина, а другое – следствие. Опираясь на наблюдения за прошлыми действиями, разум человека уверен, что такая же причинно-следственная связь будет и в будущем. К примеру, человек уверен в том, что за зимой наступит весна, исходя из своего жизненного опыта. Таким образом у человека вырабатывается привычка. Однако, действие привычки не всегда может нам точно гарантировать достоверность будущих событий – в этом и заключается основная суть скептического эмпиризма. Давид Юм также отмечал то, что, если факт не существует в действительности, он может быть выдуман человеческим разумом, значит, связь нарушается. В конечном итоге, Юм ставит природу выше человека, так как только природа может создавать объективные факты, в то время как человек может эти факты интерпретировать в зависимости от получаемых внешних впечатлений, которые могут видоизменяться из-за внутренней рефлексии. Скептический эмпиризм начинает ставить под сомнение принципы сил и возможностей человеческого разума, поэтому, в конечном итоге, эмпиризм как течение придет к отрицанию самой философии. |