Главная страница
Навигация по странице:

  • Л.Ф.Г ОНЧАР Философия

  • ББК 87я73 Г 65 Г 65 Гончар Л.Ф.. Философия

  • ISBN 5-276-00601-6 © Л.Ф.Гончар, 1996, 2000 ISBN 5-276-00603-2 (Ч.2)

  • Учебное пособие ч асть 2 для студентов заочной


    Скачать 2.19 Mb.
    НазваниеУчебное пособие ч асть 2 для студентов заочной
    Дата24.11.2022
    Размер2.19 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаFilosofija_ch.2_UP_Gonchar_L.F._2000.pdf
    ТипУчебное пособие
    #810964
    страница1 из 23
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
    МОСКОВСКИЙ
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
    ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ
    УНИВЕРСИТЕТ
    ИНСТИТУТ
    ДИСТАНЦИОННОГО
    ОБРАЗОВАНИЯ
    РИЖСКИЙ
    ИНСТИТУТ
    МИРОВОЙ
    ЭКОНОМИКИ
    Л.Ф.Г
    ОНЧАР
    Философия
    Учебное пособие
    Ч
    АСТЬ
    2
    для студентов заочной
    (дистанционной) формы обучения
    2-е издание, стереотипное
    Москва 2005

    ББК 87я73
    Г 65
    Г 65
    Гончар Л.Ф.. Философия: Учебное пособие. Ч.2. 2-е изд., стереот. – М.: МГИУ, 2005. – 352 с.
    ёISBN 5-276-00601-6
    ISBN 5-276-00603-2 (Ч.2)
    Данное учебное пособие рекомендуется для студентов дистанци- онной формы обучения. В нем излагаются проблемы бытия, гносеоло- гии, отдельно выделен раздел "Философия человека", в котором рас- крывается сущность человека, показывается соотношение понятий че- ловек , "индивид", "личность", что крайне необходимо в современных условиях, потому что человек не должен потерять свою личность, ут- ратить свое "я" в сложившихся общественных отношениях. Более объ- емно, чем в подобных учебниках, раскрыты методологические про- блемы истории.
    ББК 87я73
    Редактор З.И. Фадеева
    Подписано в печать 29.09.05.
    Формат бумаги 60 х 90/16
    Бум. множ.
    Усл.печ.л. 22,0 Уч.изд.л. 23,5
    Изд. № 3-2000
    Тираж
    500.
    Заказ № 604
    РИЦ МГИУ, 115280, Москва, Автозаводская, 16.
    ISBN 5-276-00601-6
    © Л.Ф.Гончар, 1996, 2000
    ISBN 5-276-00603-2 (Ч.2) ©
    МГИУ, 1996, 2000
    © ИДО, 1996, 2000.
    ©
    РИЖСКИЙ
    ИНСТИТУТ
    МИРОВОЙ
    ЭКОНОМИКИ,
    1996,
    2000.

    С
    ОДЕРЖАНИЕ
    Содержание........................................................................................... 3
    От автора............................................................................................... 3 1.
    Ф
    ИЛОСОФИЯ БЫТИЯ
    .......................................................................... 6 1.1. Проблема бытия в философии, теологии и науке. .............. 6 1.2. Категория материи, ее значение для современной науки...................................................................................... 20 1.3. Проблема сознания и самосознания. Общественное сознание. ............................................................................... 53 1.4. Диалектическая логика о закономерностях развития бытия. .................................................................................... 82 2.
    П
    ОЗНАНИЕ И ЗНАНИЕ
    ..................................................................... 122 2.1. Теория познания (гносеология) как раздел философии. ...................................................... 122 2.2. Логика познания. Сущность познания............................. 135 2.3. Содержание познания (диалектика процесса познания).159 2.4. Истина, ее условия и критерии. ........................................ 178 2.5. Методы научного познания............................................... 194 2.6. Категории как ступеньки познания. ................................. 210 3.
    Ф
    ИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА
    ................................................................ 235 3.1. Человек в свете теологии, философии и антропологии.. 237 3.2. Проблема сущности человека. .......................................... 267 3.3. Человек и личность. ........................................................... 278 3.4. Проблема свободы личности и ответственности. ........... 289 4.
    Ф
    ИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
    .................................................................. 302 4.1. Взгляды на философию истории в различные эпохи развития человечества. ...................................................... 302 4.2. Понятие общества. ............................................................. 322 4.3. Понятие цивилизации. ....................................................... 327 4.4. Культура.............................................................................. 339 3

    О
    Т АВТОРА
    Мы живем в очень интересное, хотя и трудное время, время рез- ких и глубоких экономических, политических и социальных перемен в
    России, странах СНГ и в других странах мира. Разрушены привыч- ные стереотипы восприятия мира, происходит глубокое переосмыс- ление базовых, концептуальных постулатов и теорий общественного развития. Эти процессы вызывают недовольство среди многих слоев населения, хроническое недовольство переходит в состояние хрони- ческого раздражения. Против чего раздражение? – Против судьбы своей, против правительства, против общественных порядков, про- тив других людей.
    Так же, как в XVIII и начале нашего века, возникают вопросы: действительно ли цивилизация приносит пользу человеку? Дей- ствительно ли есть в истории первородный грех или это миф? Дей- ствительно ли все окружающее общество построено на лжи и не- справедливости или общество гуманно? Действительно ли человек является рабом бытия. Бога, общества, государства, политики, на- ции, класса, самого себя или человек – свободная личность?
    Эти проблемы решаются и теологией, и социологией, и частны- ми науками. Ответы на поставленные вопросы дает и философия.
    Она решает эти проблемы с мировоззренческих и методологических позиций. Безусловно, характер ответов зависит от типа мировоззре- ния. Но во всех случаях философия должна учитывать, как решают- ся они точными науками и теологией, ибо философия занимает про- межуточное положение между теологией и наукой. Б. Рассел отме- чал по этому поводу: "Все точное знание принадлежит к науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат к тео- логии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвер- гающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть филосо- фия".
    Все перечисленные выше вопросы являются как бы стратегиче- скими и замыкаются они на смысле жизни человека. Смысл жизни связан с бытием.
    Данное учебное пособие начинается с анализа бытия. Особое внимание уделено понятию бытия и учению о бытии, рассмотрены формы бытия. Значительное место занимают размышления о бытии, его месте в истории философии, в формировании личности челове- ка, а также о связи понятий "бытие" и "материя", об атрибутах бытия, о возможности осознания бытия. Многие проблемы бытия ставятся
    4
    таким образом, чтобы привлечь студентов к участию в их обсужде- нии.
    В пособии подробно рассмотрены проблемы гносеологии, без которых невозможно уяснить смысл современного общественного развития, преобразований, происходящих во всем мире, невозможно понять саму жизнь. Жизнь – не наука и не философия; она протекает сама по себе, является живым организмом. Ни наука, ни философия, ни религия не господствуют над жизнью как нечто внешнее. Они чер- пают свое содержание из жизни, собирая, разлагая и обобщая явле- ния жизни.
    В пособии восстановлены утраченные за последние годы прин- ципы диалектики процесса познания. Дан анализ основных методов познания. Отдельно выделен раздел "Философия человека", в кото- ром раскрывается сущность человека, показывается соотношение понятии человек, "индивид", "личность". Это крайне необходимо в современных условиях, потому что человек не должен потерять свою личность, утратить свое "Я" в условиях усложнившихся обществен- ных отношений. Он должен познать самого себя, сделать себя мери- лом всех жизненных отношений, дать им оценку сообразно своей сущности, устроить мир истинно по-человечески, согласно требова- ниям своей природы.
    В разделе "Философия истории" более объемно, чем в подобных учебниках, раскрыты методологические проблемы истории. История рассматривается как течение времени – эпохи, десятилетия, столе- тия, тысячелетия. Особое внимание уделяется противоречиям: "че- ловек –история", "личность – общество".
    При работе над учебным пособием автор обращался к произве- дениям виднейших философов мира и особенно русских философов:
    И. Арсеньева, Н. Бердяева, С. Булгакова, Б. Вышеславцева, Л. Кар- савина, В. Соловьева и др.; опирался на Библию, а также на учебни- ки и учебные пособия, выпущенные в последние годы (Философия:
    Учебник для высших учебных заведений. -Ростов-на-Дону, 1995; Фи- лософия: Учебное пособие для студентов вузов. -Киев, 1994).
    Данное учебное пособие является самостоятельным и вместе с тем представляет собой продолжение первой части "История фило- софии".
    5

    1
    Ф
    ИЛОСОФИЯ БЫТИЯ
    1.1.
    П
    РОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ
    ,
    ТЕОЛОГИИ И НАУКЕ
    .
    С древних времен философия занималась познанием бытия.
    Занималась познанием бытия и теология. Если философия подхо- дила и подходит к анализу бытия с позиции онтологии, гносеоло- гии, диалектической и формальной логики, то теология – с чисто трансцендентальной позиции. В различных философских систе- мах содержание и сущность бытия трактуются неоднозначно. Бы- тие одними философами понимается как идея, мысль, разум, нус, усия, эссенция, другими – как универсалия, как природа, материя, как категория, в которой отражается всеобщая реальность.
    По-разному рассматривает бытие и теология. Катафатическая теология рационализировала идею Бога, применила к Богу рацио- нальные категории, выработанные по отношению к объективному миру. Поэтому она с легкостью утверждает, что Бог есть бытие и к нему применимо мышление, приспособленное к познанию бытия.
    Такой взгляд представляет собой теологический натурализм.
    Апофатическая теология считает, что Бог есть не бытие, а сверх- бытие. Бог есть не природа, не бытие, а Дух. Дух не есть бытие, он выше бытия и находится вне объективизации. Дух есть свобода, а не природа, он есть акт, творческий акт, а не застывшее явление.
    Бытие, Истина, Благо и Любовь – существенные атрибуты Бога.
    От Бога бытие получает все, сотворенное из ничего.
    Наука анализирует конкретные формы бытия. Первым фило- софом, анализирующим бытие, был Парменид. Бытие есть то, что не порождено и неуничтожимо. Бытие вечно. Оно не имеет про- шлого, ибо прошлое – то, чего уже нет; не имеет и будущего, ибо его еще нет, оно есть вечное настоящее без начала и без конца. Он вывел бывание из бытия. "Единственная истина, – утверждает фи- лософ, – состоит в том, что существует бытие, ничем и никем не
    6
    порожденное, неуничтожимое, неизменное, неподвижное, равное себе, сферообразное и единое. Все прочее суть пустые имена".
    Парменид не признавал существование небытия: "бытие есть, небытия нет, ибо небытие невозможно ни познать, ни высказать".
    Философ – основоположник особой онтологической традиции в фи- лософии, связанной с гениальными усилиями разума. Но его онто- логизм тесно связан с гносеологизмом. По его мнению, понятие "бытие" наиболее широкое и высокое. Бытие – это мысль, иной раз утверждал он.
    Доказывая, что бытие есть мысль, Парменид имел в виду не субъективную мысль человека, а Логос – космический разум, через который раскрывается содержание мира для человека непосредст- венно. Короче говоря, не человек открывает Истину бытия, а, на- оборот. Истина бытия открывается человеку. И Парменид толковал человеческое мышление так: оно получает знание в непосредствен- ном контакте с Разумом, который и есть бытие. Таким образом, бы- тие, как абсолютная мысль, есть гарант устойчивости человеческого существования.
    Парменид поставил проблему соотношения категорий "сущ- ность", "существование", "действительность", "бытие", "истина",
    "реальность". Но разрешить ее он не сумел.
    В античной философии учение о бытии продолжил Платон.
    Он считал, что подлинное бытие есть царство идей, которое нахо- дится за подвижным и множественным чувственным миром. Пла- тон утверждал примат добра, блага над бытием. У него единство совершенства – высшая идея, идея бытия есть само бытие.
    Аристотель считал, что понятие бытия логически и граммати- чески двусмысленное, два смысла в нем смешиваются. Бытие зна- чит, что что-то есть, и бытие значит то, что есть. Второй смысл бытия должен быть устранен. Бытие оказывается субъектом и предикатом, подлежащим и сказуемым. В действительности бытие есть лишь предикат. Бытие есть общее. Но общее не имеет суще- ствования. Бытие абстрактно и проявляется через конкретное.
    Аристотель выдвинул проблему, которую решают философы и ес- тествоиспытатели и в настоящее время. Науку интересует не бы- тие вообще, а то, чему и кому бытие принадлежит, то есть качест- венная определенность, или глубже – сущность.
    7

    Бытие "вообще" формирует мировоззрение.
    Античные философы, занимающиеся бытием, в культуру и мировоззрение ввели представление о существовании за предела- ми видимых вещей невидимого мира, совершеннейшего и пре- красного, гармонично устроенного, где все есть Благо, Свет, Доб- ро. С другой стороны, бытие – понятие наиболее широкое и высо- кое, бытие есть общее, универсальное, а общее и универсальное не имеет существования, имеет существование нечто конкретное.
    Эти идеи были восприняты многими философами, развивались ими и развиваются в настоящее время. Но развитие их шло и идет по разным направлениям.
    Во-первых, утверждается, что существует подлинное бытие.
    Следовательно, земное бытие имеет истину не в самом себе, а в чем-то ином, невидимом. Это бытие постигается мыслью. Если существует подлинное бытие, совершенное, то земное не есть подлинное. Оно нуждается в переделке, совершенствовании, при- ближающим его к миру подлинному, истинному и совершенней- шему. Но в чем сущность подлинного бытия – вопрос остается от- крытым. Человеческий разум не способен пока сконструировать модель подлинного бытия.
    Во-вторых, отказ от абсолюта. Это не означает, что философы отказались от бытия. Они переходят от понятия бытия к конкрет- ному бытию. Это достигается путем признания онтологичности самого понятия, оно и есть бытие, полное внутренней жизни. Че- ловек, его сознание, его потребности, его жизнь воспринимаются как единственное и несомненное бытие. Философия жизни утвер- ждает, что бытие – это жизнь и потребности ее возрастания. Фи- лософия ценностей объявляет ценности предельным основанием мира. Философская антропология рассматривает бытие как спо- собность человека выходить за свои собственные пределы и тем обосновывать все сущее. Экзистенциализм заявляет, что человек и только он один есть подлинное и предельное бытие.
    В-третьих, с помощью категории бытия интегрируются основ- ные идеи, связанные с проблемой существования мира (мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность), при- родное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хоть и в различных формах; в силу объективной логики существования и
    8
    развития мир образует совокупную Реальность, действительность, предзаданную сознанию и действию конкретных индивидов и поко- лений людей.
    Некоторые философы пытались дать определение понятию бытия, соотнося это понятие с другими понятиями, а именно: с ре- альностью, действительностью, сущностью, существованием, ис- тиной и т.д. Рассмотрим некоторые из этих понятий.
    Реальность отражает совокупность всего существующего в действительности. Говоря о бытии, дают ему определение: бытие
    – это категория, в которой отражается всеобщая реальность (объ- ективная и субъективная). С таким определением можно согла- ситься.
    Под сущностью следует понимать глубинную систему связей и отношений, возникновение которой обусловливает возникнове- ние, существование, функционирование, развитие процессов и систем и с разрушением которой прекращается существование по- следних.
    Категория "существование" служит для обозначения прежде всего наличествования чего-то качественно определенного. Если бытие говорит о том, что что-то есть, а не о том, что есть, то су- ществование говорит о том, что конкретно есть. Как отмечает Н.
    Бердяев, "...бытие есть общее, универсальное. Но общее не имеет существования. Универсальное есть лишь в существующем, в субъекте существования, а не в объекте. Мир плюралистичен, в нем все индивидуально и единично. Универсально-общее есть лишь достижение качества единства и обобщения в этой множест- венности индивидуальностей". Бытие есть суждение оценки, ре- альное есть предикат суждения.
    Категория "действительность" обозначает, с одной стороны, некую реальность, существующий мир. Здесь она сближается с бытием. С другой стороны, действительность есть такая налич- ность, в которой многообразие проникнуто внутренними взаимо- связями, образующими целостную систему с основой, с законо- мерностями функционирования, развития. Для осмысления дейст- вительности необходимо проникнуть в существование через сущ- ность.
    9

    В процессе познания цепочка субъекта представляется такой: бытие – существование – действительность – сущность. Как ви- дим, нет совпадения бытия с сущностью. Таков здравый смысл. И не прав был Фома Аквинский, когда говорил: "Поскольку нет полного совпадения бытия с сущностью у отдельных компонентов мира, то и весь мир может быть, а может и не быть в своей сово- купности, ибо он не необходим, а лишь возможен и случаен...
    Очевидно, что, и существуя, мир существует не сам по себе, а бла- годаря чему-то иному, чье бытие тождественно сущности, а это иное – Бог".
    Необходимо понять соотношение между такими понятиями, как истина и бытие. Истина есть не то, что имеет бытие, даже не то, что существует, истина есть достигнутое качество и ценность.
    В истине отражается ценность конкретного бытия, то есть суще- ствующего. Истина – духовна. Нельзя поклоняться бытию, тому, что есть, потому только, что оно есть. Поклоняться надо истине, но не бытию. Нельзя считать бытие единственным мерилом и кри- терием ценности, истины, добра, красоты. Правда, истина, добро и красота – это то же бытие в широком смысле слова. И чтобы они стали ценностью, их необходимо определить, то есть раскрыть их сущность.
    Итак,
    - во-первых, бытие – это понятие наиболее широкое с точки зрения формальной логики; у этого понятия объем довольно ве- лик, а содержание мало; в нем отражается признак "всеохваты- вающая реальность"; бытие есть общее, универсальное, а общее, универсальное не имеет существования, имеет существование не- что конкретное;
    - во-вторых, в категории "бытие" фиксируется, что что-то есть, а не то, что есть; то, что есть, фиксируется в понятиях "суще- ствование", "действительность", "сущность";
    - в-третьих, опять с логической точки зрения, бытие – это лишь предикат, а не и субъект, и предикат одновременно;
    - в-четвертых, бытие есть то, что не порождено и не уничто- жимо, бытие есть чистая позитивность;
    10

    - в-пятых, бытие глубоко мировоззренческое понятие;
    - в-шестых, следует различать философский смысл бытия и конкретные его проявления через формы бытия. Проблема форм бытия важна для повседневной практики и познавательной дея- тельности людей (хотя в жизни она чаще всего осмысливается и обсуждается не в философских терминах).
    Обычно выделяют следующие различающиеся, но и взаимо- связанные основные формы бытия:
    1) бытие вещей (тел), процессов, которое, в свою очередь, де- лится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие при- роды как целого и бытие вещей и процессов, произведенных чело- веком;
    2) бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;
    3) бытие духовного (идеального), которое делится на индиви- дуализированное духовное и объективированное (в неиндивиду- альное) духовное;
    4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе исто- рии) и бытие общества.
    Проанализируем формы бытия.
    Рассмотрим сначала особенности формы бытия первой приро-
    ды. Казалось бы, что тут мудрить: природа, ее вещи, процессы, со- стояния, бесспорно, существуют вне сознания и независимо от него.
    Даже принимая существование природы в качестве простого факта жизни (а его принимают, по-видимому, большинство философов), философия все же считает необходимым разрешить, по крайней ме- ре, основные возникающие в данной связи сомнения и трудности. И.
    Кант был прав, когда сказал: "...нельзя не признать скандалом для философии и общечеловеческого разума необходимость принимать лишь на веру существование вещей вне нас... и невозможность про- тивопоставить какое бы то ни было удовлетворительное доказатель- ство этого существования, если бы кто-нибудь вздумал подвергнуть его сомнению".
    11

    При осмыслении проблемы существования природы как осо- бой реальности философия сталкивается прежде всего вот с какой трудностью, своего рода парадоксом: о вещах и состояниях при- роды, о природе в целом мыслит и говорит человек; именно он ус- танавливает существование мира природы до, вне и независимо от своего сознания и действия – и устанавливает не иначе как опира- ясь на свое сознание и действие. Да, именно люди судят о природе и говорят, что она существовала до появления человеческого рода и что после возникновения человека и его сознания она сохраняет независимость своего бытия. Но ведь выводы о существовании и форме бытия природы сделаны людьми на основании множества фактов, в том числе аргументов, опытных и теоретических данных науки, то есть на основании общечеловеческого социально-
    исторического опыта, конкретного практического опыта всех ко- гда-либо живших и сегодня живущих индивидов. Повседневная проверка, спрессованная в опыт истории, и придала мысли о су- ществовании природы до и независимо от человека фактическую очевидность не только как факту человеческой жизни, но и как обоснованному научному выводу естествознания и философии.
    О бытии первой природы можно, следовательно, утверждать, что ее вещи, процессы, состояния, ее целостность существуют до,
    вне и совершенно независимо от сознания человека и что в этом – коренное и постоянное отличие природы (ее вещей, процессов, состояний) как особой формы бытия. Но здесь важны бытийст- венные различия между природой в целом и ее отдельными су- щими.
    Природа в целом бесконечна в пространстве и времени – она всегда и везде была, есть и будет. Это уникальная особенность, которая не присуща отдельным вещам, процессам, состояниям природы: они существуют где-то (а где-то не существуют), они когда-то и где-то возникают, то есть, говоря философским языком, их небытие сменяется их бытием. Они вступают в процесс разви- тия, изменения, становления; их бытие – и сохраняющееся, и ис- чезающее. Такие мыслители, как Гераклит и Г. Гегель, ярко рас- крыли диалектику бытия преходящих вещей. Гегель, говоря о процессе становления, метко обозначил его словом
    Verschwundensein – исчезающее бытие или бытие-исчезновение. В конце концов бытие данной преходящей вещи уступает место ее
    12
    небытию, что, однако, не означает прекращения бытия природы в целом. Итак, бытие природы имеет своей особенностью диалекти- ку преходящего и непреходящего бытия отдельных сущих в не- преходящем бытии природного мира как целого.
    Первая природа – благодаря своему бытию до, вне и незави- симо от сознания – является реальностью особого типа. Земля миллиарды лет существовала без человека. После возникновения человеческого рода, несмотря на все его влияние на природу, ог- ромная, поистине неизмеримая ее часть по-прежнему пребывает
    (то есть постоянно бытие действует) как совершенно самостоя- тельная, полностью независимая от человека и человечества ре- альность. В универсуме природы человек с его сознанием – только одно из более поздних звеньев в бесконечной цепи единого бытия.
    Для природы существовать, "быть" вовсе не значит быть воспри- нимаемой человеком (или каким-нибудь другим разумным суще- ством). Огромные пространства Вселенной до возникновения че- ловека, судя по всему, никем и никогда не воспринимались; и че- ловек не может охватить не только восприятием, но даже вообра- жением и мыслью весь универсум.
    Большинство окружающих нас вещей и предметно- вещественных целостностей произведены людьми. Они входят и в житейское, и в философское понятие "окружающий мир" в качестве важного элемента.
    В чем же состоит отличие "второй природы" от первой? С од- ной стороны, воплощенный в ней материал первой природы есть объективная и первичная реальность, развивающаяся по законам, независимым от человека и человечества. С другой стороны, в предметах второй природы воплощены, или, если воспользоваться термином Гегеля и Маркса, "опредмечены", труд и знания челове- ка. В них воплощено и то, что Маркс называл "социальной душой" этих предметов: ведь все они предназначены выполнять опреде- ленные функции в жизни людей, удовлетворять социально зафик- сированные человеческие потребности.
    Так, станок – не просто предмет, сделанный из металла и ка- ких–то других материалов (которые, кстати, тоже часто принад- лежат ко "второй природе", ибо прошли через горнило человече- ской деятельности). В нем предметно, материально запечатлены
    13
    знания людей, воплощены труд и навыки тех, кто его изготовил.
    Для того чтобы использовать и, в случае необходимости, преобра- зовать далее предметные результаты человеческого труда, требу- ются не только знания о материалах природы, из которых предме- ты сделаны. Нужно, чтобы люди, которые пускают их в дело, хотя бы частично располагали ранее воплощенными в них знаниями об их назначении, процессе работы, особенностях конструкции и т.д.
    Или, если снова применить термин Г. Гегеля и К. Маркса, нужно "распредметить" эти знания.
    Здравый смысл подчеркивает, что бытие предметов и процес- сов "второй природы" состоит в том, что они представляют собой нерасторжимое единство природного материала, опредмеченного духовного (идеального), опредмеченной деятельности конкретных индивидов и социального предназначения, функций данных пред- метов. Будучи созданными в качестве такой особой единой реаль-
    ности, эти предметы заданы, объективно предпосланы после- дующим актам человеческого труда, познания, творчества.
    Природный материал, объективные природные процессы со- ставляют, таким образом, то первичное и реальное в предметах "второй природы", с чем в человеческой деятельности нельзя не считаться, с чем требуется жестко сообразовывать свои цели, пла- ны, проекты, замыслы, критерии. Человек может многократно ме- нять проекты и способы изготовления предметов из металла, но во всех случаях относительно постоянной первоосновой будут свой- ства металла как объективно данные и все глубже раскрываемые, осваиваемые людьми.
    Однако специфика бытия предметов "второй природы" и ее как целого состоит в том, что это совершенно новая по сравнению с первой природой комплексная (природно – духовно – социальная)
    реальность.
    "Вторая природа" – мир единый и в то же время чрезвычайно многообразный. Это орудия труда от самых первых, простых, соз- данных человеком на заре цивилизации, до сложнейших совре- менных машин и механизмов, средств транспорта и коммуника- ций. Это – промышленность и энергетика, это – строительные площадки, дороги, обрабатываемые поля. Это – города и поселки.
    Это – радиостанции и телецентры, космодромы и космические ко-
    14
    рабли, школы, вузы, музеи, театры и т.д. Это предметы, окру- жающие нас в быту, – мебель, одежда, да и вообще множество са- мой разнообразной утвари, приспособлений, приборов. Это и предметы, специально приспособленные для удовлетворения по- требностей человеческого духа, – книги, картины, статуи и т.д.
    Словом, речь идет о предметном богатстве, системах и всем "по- ле" человеческой цивилизации, культуры.
    Отличие бытия предметно-вещного мира культуры от бытия природных вещей – это не только отличие искусственного (соз- данного, произведенного) от естественного. Главное отличие в том, что бытие "второй природы" по самому своему существу есть
    социально-историческое, а именно цивилизованное бытие. Вещи "второй природы", живя природной жизнью, проживают и другую свою жизнь: они обретают особое место в бытии человеческой цивилизации.
    Есть еще один принципиально важный аспект, связанный с относительным различием первой и "второй природы", а одновре- менно – с их принадлежностью к единой форме бытия и к единст- ву мира как целого. Долгое время люди не осознавали достаточно четко, что между первой и "второй природой" возможны не толь- ко отношения взаимосвязи, согласованности, но и конфликтного противостояния. Сегодня возник конфликт в виде экологических, энергетических и т.п. проблем. А потому требуются новые подхо- ды к регулированию связи двух подвидов, в принципе относящих- ся к одной – вещной, предметной – форме бытия и к единому, це- лостному бытию мира.
    Все сказанное можно суммировать в следующих выводах.
    При сравнении первой и "второй природы" в целом обнаружива- ются не только их единство, взаимосвязь, но и их различия. Пер- вая природа в целом – безграничное, непреходящее бытие, где существование отдельного человека является преходящим момен- том. "Вторая природа" в целом – бытие, тесно связанное с време- нем и пространством человеческого существования, с бытием со- циального.
    Бытие человека более подробно будет проанализировано в теме "Философия человека". Здесь же мы рассмотрим только об- щие черты бытия человека и человеческого бытия. Следует иметь
    15
    в виду, что бытие человека и человеческое бытие – понятия близ- кие, но различаются между собой по сущности и содержанию.
    Когда говорят о существовании человека, то подчеркивают три пересекающиеся, взаимодействующие измерения: а) реально существует отдельный человек, прежде всего как данная мыслящая и чувствующая "вещь" (тело); б) но одновременно человек существует как индивидуальная особь, принадлежащая к виду Homo Sapiens и взятая на данной ветке его развития, эволюции мира; в) человек существует и как социально-историческое сущест- во. Все эти измерения концентрируются в формуле: "человек – био-психо-социальный феномен". Первое измерение рассматрива- ет человека как природное существо, он связан с Космической жизнью многими нитями, зависит от круговорота Космической жизни. Тело человека определяется физико-химическими и биоло- гическими процессами. В этом отношении человек определяется как вещь среди вещей, как тело среди тел. Тело человека – это те- ло природы. И первой предпосылкой существования человека яв- ляется жизнь его тела. Человеческое тело подчиняется законам структуры, функционирования и развития тел природы.
    Но человек как тело коренным образом отличается от других тел природы. И тайна человека состоит в том, что он есть духов- ное существо. Природа человека представляет собой сумму его физических способностей (питаться, двигаться, размножаться) и духовных способностей (способность мыслить, познавать), то есть человеку присущи чувства, страсти, рассудок, способность опи- раться на здравый смысл.
    Философия всегда искала и ищет связь между телом человека и его страстями, переживаниями, психическими состояниями, психическими свойствами, психическими образованьями, поступ- ками и т.д.
    Итак, бытие человека представляет собой существование его тела, суммы потребностей, духовного мира. С точки зрения пра- вовой – наличие естественного права.
    Функционирование тела тесно связано с работой мозга и нерв- ной системы, а через них с психикой, с духовной жизнью индивида.
    16

    Отношение человека к природе двойственное. Он раб приро- ды и царь природы. Эти проблемы будут проанализированы в раз- деле "Философия человека".
    Человек существует и в двух других измерениях. Он принад- лежит к определенной социальной группе, вовлечен в обществен- ные отношения, охвачен культурной средой и т.д. Человек вплета- ется в социальное бытие. Складывается определенный образ жиз- ни. Это и есть человеческое бытие.
    Человеческое бытие – реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Люди существуют до, вне и независимо от сознания каждого отдельного человека. Но бытие людей отнюдь не абсолютно независимо от сознания, от духа, ибо является комплексным и уникальным единством при- родного, вещественного и духовного, индивидуального и родово- го, личностного и общественного. Каждый из нас – реальность для самого себя. Мы существуем, а вместе с нами реально существует наше сознание.
    Каково же место и значение бытия человека в целостном единстве бытия? Это очень важный и актуальный вопрос. Было немало философских идей и концепций, общий смысл которых: человек – не более чем песчинка в необозримом мире. Даже бытие человеческого рода рассматривалось лишь как "краткий" эпизод в безграничной длительности мира. Но сегодня все энергичнее ак- туализируются другие идеи (их выражают не только философы): миллион лет, столетия и даже десятилетия жизни человека и чело- вечества – важные "мгновения", ибо они включены в уникальный "человеческий эксперимент". Люди не просто существуют в мире, но способны особенно мощно (в том числе и пагубно) влиять на мир и на самих себя. Но они же способны познавать собственное бытие и бытие как таковое, испытывать тревогу за "судьбу бы- тия". Поэтому человек может и должен осознавать свою противо- речивую роль в единой системе бытия и исполнять ее с величай- шей ответственностью. Еще тревожнее звучит вопрос об ответст- венности каждого человека за судьбы человечества, за бытие че- ловеческого рода и человеческой цивилизации, за планету Земля.
    Бытие индивидуализированного духовного – это сознание и самосознание человека. Вопрос о природе сознания и его роли в
    17
    жизнедеятельности человека непосредственно связан с вопросом о природе и сущности человека, о природе и сущности мира, о пре- дельных основаниях бытия.
    Сознание – это особое состояние, свойственное только чело- веку, в котором одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он почувствовал, пережил. Определение сознанию мож- но дать так: сознание – это сложное, интегральное единство пси- хических процессов, психических образований, психических свойств и состояний в деятельности человека и, прежде всего, в отражательной. Сознание – это не только знание о внешнем мире, но и знание о собственном духовном опыте, его содержании.
    Главным элементом в содержании бытия индивидуализиро- ванного духовного является самосознание, то есть осознание че- ловеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношение к другим людям, словом, осознание себя как личности. Самосознание теснейшим образом связано с таким ду- ховным феноменом, как рефлексия. Под рефлексией имеется в ви- ду принцип человеческого сознания, ориентирующий его (челове- ка) на осмысление собственных духовных процессов, нередко критический анализ духовного и душевного состояний. Обычно выделяют такие уровни самосознания: а) самочувствия – осозна- ние своего тела в пространстве; б) социальной принадлежности – осознание себя как принадлежащего к определенной социальной группе, той или иной культуре; в) сущностной – осознание себя как личности, которая может свободно поступать, действовать и нести ответственность за эту деятельность, осознание сущности человека.
    Существуют и формы самосознания. Представляется, что эти формы такие же, как формы общественного сознания, но прояв- ляются через призму личностной видимости. Это: политическое сознание, правосознание, мораль, эстетическое сознание, филосо- фия, религиозное (атеистическое) сознание и т.д.
    Индивидуализированное духовное в широком смысле слова включает и бессознательное. Об этом речь ведется в разделе "Соз- нание".
    18

    Итак, индивидуализированное духовное бытие – это сознание, самосознание, бессознательное, духовный мир личности. Оно не ото- рвано от эволюции других форм бытия, не существует отдельно, обо- собленно от совокупной жизнедеятельности человеческого существа, целостной личности. Оно обладает лишь относительной самостоя- тельностью.
    Бытие объективированного духовного – это совокупность идей, идеалов, норм, ценностей, различных естественных и искус- ственных языков. Считают еще, что это духовная жизнь человече- ства, духовное богатство цивилизации и культуры. Особое место в духовном играют духовно-нравственные принципы, нормы, идеа- лы и ценности – красота, справедливость, истина.
    Следует обратить внимание, что различают такие формы бы- тия, как общественное бытие и бытие общества.
    Общественное бытие – это, во-первых, материальная жизнь общества, вся совокупность материальных общественных отно- шений людей, которые складываются помимо воли и сознания; во-вторых, к общественному бытию относятся также и все те ма- териальные условия, без которых немыслимо общественное про- изводство – географическая среда и народонаселение; в-третьих, материальная сторона имеется и в национальных, и в семейных, и в бытовых отношениях людей.
    Категория "бытие общества", с точки зрения логики, объемнее понятия общественного бытия. Прежде чем раскрыть содержание этого понятия, рассмотрим в общем плане сущность общества.
    Общество выступает в качестве субъекта социальной деятель- ности, представляющего собой относительно самостоятельную целостность. Это означает, что общество выступает как субъект и носитель жизненных потребностей людей и способов их удовле- творения; как субъект и носитель общественного производства, способов его осуществления; как субъект и носитель производст- венных и других общественных отношений; как субъект и носи- тель общественного сознания; как субъект и носитель культуры; как субъект и носитель свободы и творческой деятельности. На каждом конкретном этапе истории общество принимает конкрет- ные, исторически обусловленные формы, наполняется конкрет- ным содержанием, характеризуется присущей ему социальной
    19
    структурой, политической организацией, особенностями духовной жизни, особенностью цивилизации и особенностями взаимоотно- шений с природой.
    По своему содержанию бытие общества – это совокупность людей, система отношений (материальных и идеологических), система учреждений (политических, правовых, культурно- просветительных), культура, образ жизни.
    Итак, проблема бытия – одна из главных в философии, теоло- гии и науке. Она возникла в античной философии из потребностей эпохи – обосновать наличие за вещами предметно-чувственного мира чего-то, что выполняло бы роль гаранта существования этого мира. В разные периоды развития общества бытие анализирова- лось по-разному. Но от этого его сущность не менялась.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


    написать администратору сайта