Главная страница

Учебное пособие ч асть 2 для студентов заочной


Скачать 2.19 Mb.
НазваниеУчебное пособие ч асть 2 для студентов заочной
Дата24.11.2022
Размер2.19 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаFilosofija_ch.2_UP_Gonchar_L.F._2000.pdf
ТипУчебное пособие
#810964
страница5 из 23
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
А. Под воздействием световых лучей в его моз- гу возникает определенный нейродинамический процесс X, кото- рый в закодированной форме несет информацию об А. Эта ин- формация воспринимается субъектом как субъективный образ О, являющийся отображением реального А. При этом личности дана только информация (О), в то время как сигнал – нейродинамиче- ский процесс Х – глубоко скрыт от нее. Таким образом, идеальные явления – это и есть информация, данная личности в непосредст- венном, "чистом" виде. Наличие у человека информации в "чис- том" виде открывает неограниченные возможности для теоретиче- ского и практического освоения действительности, так как иде- альное моделирование в содержательном плане, в отличие от всех материальных процессов, не имеет физических ограничений. Ин- формационно-кибернетическая интерпретация идеального в на- стоящее время осуществляется и в других вариантах, в частности на основе аналогии идеального (гносеологического) и материаль- ного образов.
Одним из сущностных свойств сознания является его актив-
ность. Активность сознания вытекает из всеобщего фундамен- тального свойства материи – свойства ее активности, выражающе- гося в тенденции к прогрессу материальных систем, к преодоле- нию хаоса и нарастанию энтропии. Сознание есть результат наи- высшего развития этого универсального свойства материи.
В свете современных исследований по нейродинамике можно выделить две формы активности мозга: адаптационную (ответные реакции на внешние раздражители) и само регулятивную. Если рассматривается не происхождение и природа сознания вообще, а каждый отдельный акт деятельности сознания, то рефлекторный подход к объяснению механизмов сознания, соответствующий первой форме активности мозга, не является достаточным. Созна- ние имеет и внутренние побудители. Как пишет крупный психо- лог Д.Н.Узнадзе, оно может функционировать и тогда, "когда для этого нет никакой внешней причины. Импульс в этом случае надо искать в самой функции или в самом субъекте". Понятно, что ак- тивность сознания должна рассматриваться в рамках общего ма-
67
териалистического понимания сознания как способности высоко- организованной материи активно отражать саму себя. В против- ном случае преувеличение роли активности может субъективист- ски исказить истинную природу сознания.
Активность сознания направлена на познание и преобразова- ние мира. Ее слагаемыми являются: избирательность и целена- правленность восприятия; отвлечение от одних предметов и фик- сирование других; превращение чувственного образа в логиче- скую мысль; оперирование понятиями; созидание идей, замыслов, целей; продуктивное воображение; формирование мнений, гипо- тез, теорий; управление психическими процессами и практической деятельностью.
Все эти слагаемые активности находятся в определенной су- бординации между собой. Как отмечает В.П.Тугаринов, "актив- ность сознания имеет свои предпосылки, расположенные как бы в двух "этажах". Внизу, в качестве первого "этажа", находятся по- требности (естественные, искусственные и культурные), интересы
(общечеловеческие, общеисторические, возрастные и конкретно- исторические: классовые, национальные и пр.) и связанные с ними цели, нормы, идеалы и т.д. Второй "этаж" составляют различные оценки, имеющие своим основанием и критериями социально- психические явления нижнего "этажа". Благодаря свойству актив- ности сознание не только отражает мир, но и через практическую деятельность творит его". Творящая активность сознания реализу- ется через его функции, речь о которых была выше.
Теперь рассмотрим структуру сознания. Для этого прежде всего следует соотнести понятия "психика" и "сознание". Психика
– более широкая категория, включающая в себя как осознанные, так и неосознанные духовные явления. Сознание – это только фиксированные, опосредованные мышлением в данный момент психические явления. Неосознанные психические явления пред- ставляют собой "закрытую" для личности информацию, недоступ- ную для произвольного оперирования ею. Как считают ученые, человеком на бессознательном уровне перерабатывается в секунду
10 9
бит информации, в то время как на сознательном уровне – только 10 2
бит.
68

Не имея возможности рассмотреть здесь проблемы бессозна- тельного сколько-нибудь полно, попытаемся лишь, опираясь на разъяснения специалистов, кратко ответить на вопросы: как имен- но существует бессознательное, и в чем особенности его бытия?
Первый уровень бессознательного – неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением некоторых наиболее простых нужд и потребно- стей тела. Этот контроль осуществляется автоматически (именно бессознательно). Механизмы бессознательного работают исправно.
Что означает их нарушение, видно на примере ряда психических расстройств (когда, например, человек "разучается" ходить здоро- выми ногами). Бессознательны (или частично бессознательны) не- которые желания и побуждения, сны, патологические душевные со- стояния (фобии, паранойя и т.д.).
Второй уровень бессознательного – это процессы и состоя- ния, сходные с сознанием человека в период бодрствования, но до поры до времени остающиеся неосознанными, хотя в принципе они могут перемещаться в поле сознания. Когда мы говорим: "со- зрела мысль", "мне подумалось", то, по существу, фиксируем ро- ждение мысли, образа в недрах бессознательного и последующее осознание их. Сюда относятся и переживания, которые "вытесне- ны" из сознания во имя его защиты от слишком большого объема информации, от болезненных, тревожных впечатлений и т.д.
Третий уровень бессознательного находит проявление в неко- торых процессах художественной, научной, философской и иной интуиции, в вызревающих в душе человека высших побуждениях духа. В этих процессах бессознательное тесно переплетено с соз- нанием, с творческой энергией чувств и разума человека.
Противоречие и трудность в проблеме существования бессоз- нательного состоят в том, что нам являются лишь отдельные фрагменты бессознательного, причем уже в виде как–то схвачен- ных, уловленных сознанием психических процессов. И все же внимательные, прямые наблюдения за тем, как всплывают из глу- бин подсознательного или погружаются в него эти фрагменты (а также косвенные наблюдения психологов, психиатров, филосо- фов, писателей, например за процессами творчества, снами, пси-
69
хическими патологиями), позволяют обоснованно судить о суще- ствовании бессознательного и анализировать его.
Человек никогда не актуализирует в сознании сразу все явле- ния психики. Однако возможности разума принципиально безгра- ничны: каждый элемент психики может быть освещен сознанием.
Поэтому в пределе, в потенции структура сознания приближается к структуре психики.
Под сознанием понимаются такие психические явления и дей- ствия, которые совершаются со знанием того, что человек чувст- вует, мыслит, делает. Следовательно, фундаментальным призна- ком, важнейшим структурным компонентом сознания является
знание: "Способ, каким существует сознание и каким нечто суще- ствует для него, это – знание".
Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями. Познание, осознание объективной и субъек- тивной реальности имеет различные уровни (чувственный, осуще- ствляемый в формах: ощущение, восприятие и представление; ло- гический, осуществляемый в формах: понятие, суждение, умозак- лючение). Ощущения, восприятия, представления, понятия, суж- дения, умозаключения образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты. Сознание включает в себя акт внимания как необходимый компонент. Кроме того, в со- держание сознания входят такие феномены, как чувства, психиче- ские состояния, психические свойства. Следовательно, сознание – это интегральное сложно структурированное целое психических свойств, психических образований, психических состояний, пси- хических процессов.
Итак,
• во-первых, сознание есть свойство высокоорганизованной материи, функции мозга. Мозг по отношению к сознанию является материальным субстрактом, носителем сознания; хотя сознание и связано с высокоорганизованной матери- ей, оно идеально (в том смысле, что образ – это не вещь, а снимок с нее в мозгу человека. В образе вещь дана в пре- образованном виде как идеальное);
70

• во-вторых, сознание представляет субъективный образ объективного мира, именно образ, копия, а не код, не ус- ловный знак, не иероглиф. Этот образ не зеркальный об- раз, а облекается в сферу эмоционально-чувственную;
• в-третьих, сознание тесно связано с познанием мира и дает адекватное отражение действительности. Ядро сознания составляют человеческие знания;
• в-четвертых, сознание социально обусловлено – в этом его важнейшая черта и особенность;
• в-пятых, сознание как специфическая форма отражения действительности неразрывно связано с языком, именно благодаря ему психическая форма отражения превращает- ся в сознание. Мысль становится реальностью, доступной восприятию с помощью органов чувств, только выражен- ная в языке в виде слов. Даже в самом абстрактном мыш- лении человек не может мыслить, не пользуясь словами, не облекая свои мысли в материальную языковую оболочку.
"Чистых" мыслей вне "природной материи" языка не су- ществует. Однако нельзя думать, что язык и мышление од- но и то же, что слово и мысль тождественны между собой.
Язык и мышление не могут существовать друг без друга, но в то же время они не тождественны. Мышление пред- ставляет собой отражение объективной реальности; язык есть способ выражения и передачи мыслей одного челове- ка другому;
• в-шестых, сознание есть не простое отражение внешнего мира (отражение может проявляться в различных формах), а такое отражение, которое вытекает из потребностей и инте- ресов человека. Отсюда сознание имеет не только познава- тельную, но и творческую функцию. Человек не только по- требляет предметы внешней среды (это делает и животное), но преобразует мир, изменяет его в соответствии со своими потребностями. А это свидетельствует о том, что сознание имеет активный характер.
Сознание дает возможность субъекту выделить себя в качест- ве носителя определенной активной жизненной позиции.
71

Человек мыслит и познает себя. Он отдает себе отчет в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе собствен- ного индивидуального развития человек первоначально осознает предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития – и свои мысли о предметах и действиях. Он осознает себя как личность. Самосознание предполагает выделе- ние и отличение человеком самого себя, своего "я" от всего, что его окружает. Самосознание – это осознание человеком своих дей-
ствий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего по-
ложения в обществе. В формировании самосознания существен- ную роль играют ощущения человеком собственного тела, своих движений, действий. Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практиче- скую деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредст- венном общении людей друг с другом, в их оценочных отношени- ях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотноше- ния. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную ими материальную и духовную культуру.
Продукты труда являются как бы зеркалами, из которых навстре- чу нам лучезарно сияют наши сущности: ребенок, говорит Гегель, бросает камни в реку и восхищается расходящимися по воде кру- гами как неким делом, в котором он получает возможность созер- цать свое собственное творение.
Самосознание теснейшим образом связано с таким духовным феноменом, как рефлексия (порой эти понятия употребляются как синонимы). Под рефлексией имеется в виду принцип человеческо- го сознания, ориентирующий его (человека) на осмысление собст- венных духовных процессов, нередко критический анализ духов- ного и душевного состояний в их противоречивости, направлен- ности чувств, побуждений и мысли; раздумья над приемами своей мысли и их социальной значимостью. Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными – от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Познавая себя, человек никогда не остается вполне таким же, каким он был прежде. Самосознание возникло не в ка- честве духовного зеркала для праздного самолюбования. Оно поя-
72
вилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека, чтобы он умел оце- нить свои поступки, слова и мысли с точки зрения определенных социальных норм. Жизнь своими строгими уроками научила чело- века осуществлять самоконтроль и саморегулирование. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, само сознающий человек берет на себя полную ответственность за них.
Самосознание – динамичное исторически развивающееся об- разование, выступающее на разных уровнях и в разных формах.
Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Оказывается, что простое вос- приятие предметов в качестве существующих вне данного челове- ка и независимо от его сознания уже предполагает определенные формы самоотнесенности, то есть некоторый вид самосознания.
Для того чтобы увидеть тот или иной предмет как нечто сущест- вующее объективно, в сам процесс восприятия должен быть как бы встроен определенный механизм, учитывающий место тела че- ловека среди других тел – как природных, так и социальных – и изменения, которые происходят с телом человека в отличие от то- го, что совершается во внешнем мире. Иначе произошло бы спу- тывание, смешивание тех изменений образа предмета, которые вызваны процессами, происходящими в самой действительности, и тех, которые всецело обязаны субъекту (например, приближение или удаление человека от предмета, поворот его головы и т.д.). Пси- хологи говорят о том, что осознание действительности на уровне восприятия предполагает определенную, включенную в этот про- цесс "схему мира". Но последнее, в свою очередь, в качестве своего необходимого компонента предполагает определенную "схему те- ла".
Следующий, более высокий уровень самосознания связан с сознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному че- ловеческому сообществу, той или иной культуре и социальной группе. Наконец, самый высокий уровень развития этого процесса
– возникновение сознания я как совершенно особого образования, похожего на "я" других людей и вместе с тем в чем-то уникально- го и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и
73
нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку.
Однако самосознание – это не только разнообразные формы и уровни самопознания. Это также всегда и самооценка, и самокон- троль. Самосознание предполагает сопоставление себя с опреде- ленным, принятым данным человеком идеалом "я", вынесение не- которой самооценки и – как следствие – возникновение чувства удовлетворения или же неудовлетворения собой.
Различают сознание вообще, групповое сознание и общест- венное сознание.
Общественное сознание – это совокупность идей, взглядов, теорий, представлений, чувств, привычек, традиций, нравов и т.д. определенной социальной общности, возникших на основе отра- жения объективного мира и общественной жизни. Общественное сознание можно рассматривать в различных аспектах. Элементы его диалектически взаимосвязаны, постоянно изменяются и разви- ваются в различных формах. Некоторые основания для выделения элементов содержания общественного сознания и их форм пред- ставлены отдельно (см. схему).
Отмеченными на схеме положениями не исчерпываются основа- ния и подходы, с позиций которых можно анализировать содержание общественного сознания. Все они по-своему характеризуют его, пред- ставляют содержание как диалектическое единство многих элементов в определенной форме. Множество подходов к выделению элементов содержания общественного сознания можно объединить в два основ- ных интегрирующих подхода: гносеологический и социологический.
При гносеологическом подходе общественное сознание изу- чается как вторичное по отношению к общественному бытию яв- ление, раскрывается процесс возникновения общественного соз- нания и его элементов. Гносеологический аспект общественного сознания отражен в общественном знании, в выделении теорети- ческого и эмпирического, рационального и чувственного уровней, а также в формах сознания.
При социологическом подходе основное внимание уделяется выяснению социальных ролей общественного сознания и его эле- ментов в конкретном обществе. При этом выделяются три основные
74
группы структурных элементов: теоретико-идеологический и обы- денно-психологический уровни, сознание различных социальных групп как носителей общественного сознания и формы сознания.
Гносеологический и социологический подходы к анализу форм общественного сознания позволяют проанализировать со- держание общественного сознания с точки зрения абсолютной и относительной противоположности общественному бытию. Фор- мы сознания выступают структурными элементами и в гносеоло- гическом, и в социологическом аспектах, что представлено на схеме.
Пользуясь методологией определения понятий "содержание" и "форма", можно сказать, что содержанием общественного соз- нания выступает определенным образом упорядоченная совокуп- ность его элементов, отражающих природу и общественное бытие, материальную и духовную жизнь общества. Содержание общест- венного сознания может быть рассмотрено по различным основа- ниям в зависимости от отражаемых сторон объективной реально- сти, а также задач и целей исследования. Формой общественного сознания выступает способ существования и выражения его со- держания. Причем способ существования и выражения не только всего содержания общественного сознания как целого, но и его элементов.
Наблюдаются две определенные традиции относительно рас- смотрения форм сознания. Первая состоит в том, что под формами сознания понимаются не столько различные способы существова- ния и выражения общественного сознания как целого, сколько способы существования и выражения его сторон. Не отрицая пер- вого положения, все-таки преимущественное внимание уделяют формам элементов и сторон содержания общественного сознания.
Вторая тенденция рассматривает не все многообразие форм общественного сознания, а только основные. Такими формами яв- ляются: политическое, правовое, нравственное (этическое), эсте- тическое, религиозное и философское сознание. Выделяют также естественнонаучное, экологическое, экономическое, мифологиче- ское и другие формы сознания, но основной анализ сосредоточен на указанных выше формах и их диалектике.
75

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


написать администратору сайта