Учебное пособие ч асть 2 для студентов заочной
Скачать 2.19 Mb.
|
Закон отрицание отрицания. Закон отрицание отрицания выражает взаимосвязь старого и нового в развитии явлений объективного мира и познания, общий путь и прогрессивный характер процесса развития. Под отрицани- ем в данном случае понимается особое диалектическое отрицание, являющееся прежде всего объективным отрицанием старого но- вым, происходящим в развитии закономерно и необходимо, неза- висимо от желания и воли людей. Диалектическое отрицание – это 108 не субъективное несогласие с чем-либо, не субъективный отказ от чего-либо, а объективное, реальное преодоление, замена старого новым, переход от старого к новому. Рассматривая диалектическое отрицание, необходимо уяснить основные его черты. Во-первых, отрицание есть объективный момент в развитии самой действительности. В процессе перехода предметов, явлений из одного качественного состояния в другое они зачастую пере- стают существовать как данные качественно определенные пред- меты, явления. В этом смысле они отрицаются. Поэтому отрица- ние есть закономерная смена старого качества новым. Во-вторых, отрицание в процессе развития является самоот- рицанием, возникающим в силу закономерного развертывания и разрешения внутренних противоречий данного процесса развития. Оно носит не случайный, а необходимый характер. В-третьих, отрицание означает не полный разрыв с прошлым, а момент связи с ним, так как предполагает удержание на новой, высшей ступени всего лучшего, положительного, достигнутого на предшествующих этапах развития. Тем самым отрицание не про- сто разделяет различные этапы в развитии, но и создает между ними преемственную связь, выступая движущим моментом разви- тия. В-четвертых, отрицание в процессе развития всегда имеет конкретный характер, соответствующий сущности данного про- цесса и его историческим условиям. Способы отрицания так же многообразны, как многообразны противоречия и качественные скачки в бесконечном, развивающемся мире. Таким образом, диалектическое отрицание есть всеобщая форма развития, выражающая закономерный переход от данного этапа развития к другому. Это устранение старого и утверждение нового в процессе поступательного развития, при котором в новом сохраняются все положительные стороны, элементы предшест- вующего предмета, явления. Формула "отрицание отрицания" выражает бесконечность развития, которое не останавливается после первого отрицания, а продолжается дальше, причем происходят повторные отрицания, 109 постоянно сменяющие старое новым. Новое, являющееся в дан- ный момент отрицанием старого, само со временем стареет и под- вергается отрицанию более новым – происходит отрицание отри- цания. Закон отрицание отрицания, как и другие основные законы диалектики, имеет всеобщий характер. Развитие есть процесс по- стоянного отрицания старого и возникновения нового, отмирания одних явлений и возникновения других, качественно отличных. Так, развитие живой природы происходит как отрицание одних биологических видов другими, менее приспособленных к изме- няющимся условиям существования более приспособленными. Развитие каждой отдельной особи также совершается через отри- цание одних стадий ее развития другими. История человеческого общества, с точки зрения закона отрицания отрицания, представ- ляет собой ряд последовательных отрицаний одних типов общест- ва другим. Историческое развитие познания также происходит как отрицание одних положений другими, одних теорий и систем – другими. Отрицание имеет место и в процессе единичного акта познания: ступень чувственного познания сменяется ступенью аб- страктного мышления, а последняя сменяется практикой. История природы, общества и познания показывает, что диа- лектическое отрицание имеет положительное, прогрессивное зна- чение, ведет вперед. Итак, отрицание есть необходимый момент развития, одна из его существенных черт, выражаемая законом отрицание отрица- ния. Отрицание происходит в результате борьбы противоположно- стей и победы одной из них, то есть в результате борьбы старого и нового и победы нового. Оно всегда разрешает какое-либо проти- воречие и вместе с тем представляет собой переход явления от од- ного качественного состояния к другому, является отрицанием одного качества другим на определенной ступени предшествую- щих количественных изменений. Отрицание, следовательно, есть результат действия внутренних сил развития каждого явления и поэтому всегда совершается в форме, соответствующей внутрен- ней природе явления, его специфическим закономерностям. Метафизика понимает отрицание как простое уничтожение. Но такое понимание означает признание действия только внешних 110 по отношению к данному явлению сил, которые, не соответствуя природе явления, разрушают его, прекращают его развитие и де- лают невозможными последующие отрицания. Если, например, плод какого–либо растения будет уничтожен, то из него уже не сможет вырасти растение, развитие прекратится и дальнейшие от- рицания станут невозможными. Действительное же диалектиче- ское отрицание закономерно вытекает из развития явления, со- ставляет необходимый момент этого развития. Так, если плод по- падет в соответствующие условия и из него вырастет растение, то это растение будет отрицанием плода, причем таким отрицанием, которое соответствует природе явления, представляет собой необ- ходимый момент его развития. При этом отрицании плод обусло- вит появление растения, а растение, отрицая плод, возьмет из него все необходимое и будет продолжать его развитие в новой форме. Из данного примера видно, что диалектическое отрицание – это закономерный переход от одного этапа развития к другому, от старого к новому, это особая форма связи старого и нового, при которой старое обусловливает возникновение нового, а новое вы- текает из старого и, заменяя его, продолжает развитие положи- тельного содержания старого в новой форме, сохраняет и исполь- зует это положительное. Отрицание отжившего как раз и необходи- мо для того, чтобы сохранить здоровое и прогрессивное и создать условия для его дальнейшего развития. Поэтому отрицание очень часто является отрицанием старой формы во имя сохранения дос- тигнутого содержания. Природа никогда не отказывается от достиг- нутого, она отказывается только от отжившего, мешающего даль- нейшему развитию. Новое нельзя полностью отрывать от старого. В мире вообще не бывает абсолютно нового, явившегося неизвестно откуда, так или иначе не связанного с предыдущим. Новое отлично от старо- го, но связано с ним, представляет собой его порождение, созрева- ет в его недрах, является результатом деятельности тех сил и за- конов, которые сложились в старом. Такая взаимосвязь старого и нового имеет место как в природе, так и в общественном развитии и познании. В связи с тем, что новое созревает в недрах старого, отрица- ние происходит не ранее того, как получит полное развитие и ис- черпает себя предшествующая стадия развития. 111 Таким образом, диалектическое отрицание представляет со- бой не простое уничтожение или отбрасывание, а единство проти- воположностей: это и отказ от старого, и сохранение из него того, что нужно новому. Вследствие этого диалектическое отрицание является также единством прерывности и непрерывности. Когда одно явление сменяется другим, полного уничтожения старого не происходит, развитие полностью не прерывается с тем, чтобы на- чаться снова на голом месте. В развитии наблюдается известная преемственность между сменяющими друг друга явлениями, бла- годаря чему развитие непрерывно. Перерыв, граница между явле- ниями, между старым и новым при этом имеются, но они не абсо- лютны. Так, в живой природе одни биологические формы сменя- ются другими в результате изменений под влиянием среды, одни формы отрицают другие. Но это не абсолютное отрицание, потому что новые формы благодаря наследственности сохраняют извест- ные положительные признаки, приобретенные прежними форма- ми. Здесь имеет место единство отказа от старого и преемственно- сти, единство изменчивости и наследственности при ведущем зна- чении изменчивости, отрицания. В развитии общества отрицание одного типа общества другим также не является полным уничтожением всего существовавшего в прежнем. Конечно, здесь, как и всегда при отрицании, решаю- щим, ведущим является отвержение старого, коренное преобразо- вание, обновление всех сфер общественной жизни, а преемствен- ность имеет подчиненное значение. При этом то старое, которое сохраняется в новом, не механически включается в него, а подчи- няется его закономерностям. Полный возврат к старому невозмо- жен. То же самое можно увидеть и в истории познания. Например, современная философия является отрицанием всех прежних фило- софских систем, но критически переработала и усвоила все поло- жительные достижения прежней философии и наук. Точно так же в процессе индивидуального акта познания абстрактное мышле- ние есть отрицание чувственного познания, но оно основывается на материале, добытом чувственным познанием. Из сказанного следует, что при отрицании новое сохраняет все положительное из старого. 112 Диалектический характер отрицания одного этапа развития другим связан с тем, что отрицание представляет собой переход в противоположность. Известно, что при достижении определенной степени развития и при соответствующих условиях одна противо- положность переходит в другую, в том числе один этап развития переходит в другой, противоположный ему. Различные этапы раз- вития противоположны как старое и новое, низшее и высшее, как качественно особые этапы. Отрицание одного этапа другим выра- жает их противоположность. Преемственность же при отрицании есть проявление их единства, относительности их противополож- ности, проявление того, что они имеют нечто общее между собой. Отсюда видно, что если взаимоотрицание противоположностей обусловливает образование нового, то их единство обусловливает непрерывность развития, которое, следовательно, невозможно как без единства противоположностей, так и без их взаимоотрицания. Развитие как поступательное движение не может происходить без отрицания отжившего, без замены его новым. Но оно невозможно и без преемственности, без сохранения новым достигнутого до не- го. Поэтому противоречивый диалектический характер отрицания, при котором не только отвергается старое, но и сохраняется дос- тигнутое предшествующим, является необходимым условием по- ступательного развития. Рассматривая процесс отрицания, следует иметь в виду, что после отрицания в новом на некоторое время удерживаются отрицательные остатки старого и требуется известное время для ликвидации этих ос- татков. Диалектическая логика учит, что новое, отрицающее старое, неодолимо, что его победа в конечном счете неизбежна и ему принадлежит будущее. Новое обязательно побеждает потому, что, во-первых, оно возникает закономерно, необходимо, является не- избежным результатом предшествующего развития. Во-вторых, истинно новое всегда выше, совершеннее старого, представляет собой более высокую по сравнению со старым ступень развития. Это объясняется тем, что новое, отрицая отжившее, сохраняет все прогрессивное из предшествующего этапа развития и вместе с тем приобретает новые качества. Оно способно поэтому к более бога- тому, всестороннему дальнейшему развитию. Но если новое со- вершеннее старого и его победа неизбежна, то отсюда следует, что 113 развитие в целом представляет собой прогрессивный процесс по- ступательного движения от низшего к высшему, от простого к сложному, совершающийся через отрицание старого новым, кото- рое, в свою очередь, стареет и отрицается более новым, и так да- лее без конца. О поступательном характере развития свидетельствует исто- рия природы, которая представляет собой процесс появления все более высоких форм движения материи. Так, возникновение жи- вой природы означало переход материи к более высокому, по сравнению с прежним, этапу развития, ибо здесь материя приоб- ретает более сложную структуру и новые свойства – обмен ве- ществ, рост, размножение, раздражимость и, на определенном этапе, психическую деятельность, способность отражать окру- жающий мир. При этом сама живая природа в своем развитии прошла много прогрессивных ступеней – от молекулы белка до растений и животных и, наконец, до человека. Появление человеческого общества также означает переход материи к более высокой форме движения, когда возникает про- изводство, а вместе с ним сознание, мышление в понятиях, язык. Развитие общества представляет собой восходящее движение от низших и примитивных форм общественной жизни ко все более высоким и прогрессивным. Таковы переходы от первобытнооб- щинного строя к рабовладельческому, от рабовладельческого к феодальному, от феодального к капиталистическому, к демокра- тическому справедливому обществу, где господствуют общечело- веческие ценности. Процесс развития познания также совершается по восходящей линии – от незнания к знанию, от знания менее полного к более полному, от относительной истины к истине абсолютной. Об этом свидетельствует вся история науки, в частности история физики. Поступательный характер развития физики наглядно виден на примере смены в конце XIX – начале XX века классической меха- ники новой физикой, ведущими теориями которой являются кван- товая теория и теория относительности, теория массовых процес- сов, теория вероятностей. Переход от классической механики к новой физике представляет собой громадный шаг вперед в позна- нии природы. При этом новая физика явилась не простым отрица- 114 нием классической механики, а отрицанием диалектическим, в ре- зультате которого новая физика не просто отбросила классиче- скую механику, а включила ее в себя, ограничив ее применимость определенной областью явлений, в которой она может быть ис- пользована. Представление о характере развития будет неполным, если не обратить внимание на то обстоятельство, что в сложном, много- стороннем и противоречивом процессе развития возможны от- дельные временные шаги назад, регрессивные движения, зигзаги. Наиболее определенно это наблюдается в развитии общества, об- щий прогрессивный ход которого не исключает отдельных скач- ков назад, отдельных отступлений, что наблюдается на современ- ном этапе, когда осуществляются реформы в нашей стране. Но это необходимо для дальнейшего прогрессивного развития. Обычно отступления и шаги назад в процессе развития пред- ставляют собой результат противодействия старого процессу раз- вития, результат временных побед старого. Однако старое может затормозить прогрессивное движение, но не может его остано- вить. Поэтому отступления всегда являются частичными и вре- менными, а развитие в целом – прогрессивным. Таким образом, процесс развития имеет прогрессивный ха- рактер, совершается от низшего к высшему, что является второй существенной чертой развития, выражаемой законом отрицание отрицания. Развитие в целом никогда не шло и не может идти вспять, назад к прошлому. Будучи в целом поступательным движением, развитие, одна- ко, происходит не просто по прямой линии, а имеет сложную форму, что также выражается законом отрицание отрицания. Раз- витие идет таким образом, что на известном этапе в нем происхо- дит как бы повторение черт старого, исходного этапа, но не про- стое повторение, а повторение на более высокой основе, на новой ступени. Развитие, следовательно, сочетает в себе два противопо- ложных момента: поступательное движение и повторение черт старого, причем из этих двух моментов поступательное движение имеет ведущее, решающее значение. Образно путь развития мож- но представить в виде спирали, которая выражает и восходящее развитие, и повторение черт, свойств предшествующих этапов 115 развития на более высокой основе. Повторение черт старого, ис- ходного этапа на высшей основе в типичном случае происходит после двух отрицаний, на ступени отрицания отрицания, что и нашло свое отражение в названии рассматриваемого закона. Глав- ное содержание закона раскрывается через его основные черты: а) преемственность, поступательность процесса развития, то есть последовательное восхождение от одной ступени к другой, более развитой и совершенной; б) необратимость (несмотря на наличие определенных попят- ных движений развитие идет по восходящей линии); в) цикличность, повторяемость развития, которая проявляется в наличии относительно замкнутых циклов в общем процессе про- грессивного развития. Итак, сущность закона отрицания отрицания состоит в том, что на высшей ступени развития происходит как бы возврат к ста- рому, якобы повторение некоторых черт, свойств, моментов, имевших место на какой-либо из предшествующих ступеней, в последствие утраченных и вновь обретенных, но уже на новой, более высокой основе. Выводы Во-первых, проблема бытия была и есть главным делом мыс- ли, поскольку именно вопрос о бытии наиболее важен для челове- ческого существа. Она имеет реальные жизненные корни, отража- ет вполне определенные запросы и потребности человека. Бытие тесно связано с мировоззрением человека. В разные эпохи скла- дывались различные типы мировоззрения. В самом широком пла- не можно выделить такие его типы: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм. Каждому такому типу мировоз- зрения соответствовал свой взгляд на бытие. Космоцентризм – за видимым бесконечным многообразием тел и явлений природы стремится распознать единую сущность. Гармония космоса была в глазах греков надежной опорой, осно- вой того, что гармоничным и разумным должен быть и общест- венный мир. Мир удерживает в гармоничности, в стабильности сила Абсолютной мысли. Это и есть бытие. Бытие – это то, что имеется за миром чувственных вещей, и это есть мысль. Оно еди- 116 но и неизменно, абсолютно, не имеет внутри себя деления на субъект и объект, оно есть вся возможная полнота совершенств, среди которых на первом месте Истина, Добро, Благо, Свет. Бытие – Логос, Космический разум. Греки же подходят к понятию бытия онтологически и логически. Бытие – это понятие, в котором нахо- дит выражение всеохватывающая реальность. Теоцентризм – Бог – центр философского мышления, превос- ходство души над телом, воли и чувств над разумом. Бог является высшей сущностью, только его существование вытекает из собст- венного естества, все остальное не существует. Бог является при- чиной существования всякого сущего, всех его перемен, он не только сотворил мир, но и постоянно его сохраняет, продолжает творить. Бог выступает причиной познания, он вносит свет в че- ловеческий дух, в человеческую мысль, помогает находить людям правду. Бог является наивысшим благом и причиной всякого бла- га. Бог есть не природа, не бытие, а Дух. Дух не есть бытие, а вы- ше бытия. Бог есть не бытие, а жизнь: жизнь есть "лучшее", чем бытие. Бытие есть одно из порождений Духа. Бытие принимает аксиологический смысл. Бытие есть идей- ный мир. Ценность, истина, добро, красота есть узрение качества существования и возвышаются над бытием. Основное внимание уделяется все же духовному бытию. Другие формы бытия не ана- лизируются. Антропоцентризм – человек – центр философского мышле- ния, гуманизм, единство человеческого тела и духа. Обоснование идеала целостной, универсально развитой личности. Человек есть индивидуум, но он не только индивидуум. Человек есть микро- косм. Человек есть также личность. Личность есть не натура мис- тическая, а духовная категория. Личность есть свобода и незави- симость человека в отношении к природе, к обществу, к государ- ству. Человек – конечное земное существо – обладает конечной, смертной душой. Аскетизм, отказ от земной жизни и ее даров яв- ляется аморальным, смысл жизни состоит в использовании жиз- ненных благ. Путь земной жизни прост: искренняя вера, милосер- дие без лицемерия и беспорочная надежда. 117 Философия всерьез занимается выяснением соотношения бы- тия как реальности, находящейся за миром чувственных вещей, с вещами объективного мира, то есть продолжает заниматься поня- тием бытия и учением о бытии. Основной упор делается на про- блему форм бытия. Теперь наука возникает как самостоятельный феномен, что позволяет более конкретно и объемно анализировать мир. Главной формой бытия для философов эпохи Возрождения является человеческое бытие и бытие человека. Этой формой бы- тия занимается и Кант. Для философии Нового времени опреде- ляющей формой бытия выступает природное бытие. Человек в статусе субъекта познания стал центральной фигурой картины мироздания. Человек, его сознание, его здравый смысл, его по- требности, его жизнь стали восприниматься как необходимое, не- сомненное и подлинное бытие. Социоцентризм – центр философского анализа общества как само развивающегося организма. Главный вопрос: "Кто ты, чело- вечество?" Сложная структура общества, ее динамическое изме- нение, усложнение общественных отношений, плюрализм как главная идея общественного устройства, согласно которой обще- ственно–политическая жизнь есть состязание множества социаль- ных групп и представляющих их интересы людей, – все больше интересуют философов. И они направляют свои усилия на анализ бытия общества и общественного бытия. В наше сложное время, когда исчезли приоритеты: политиче- ские, нравственные, экономические, классовые, государственные, когда продолжается "парад суверенитетов", когда ведутся жесткие межнациональные и религиозные войны – "Двадцатый век сурово хмурит брови. Мы дети века, стыд нам и позор, Ведь никогда так много лжи и крови Не проливалось в мире до сих пор. Двадцатый век устало щурит веки. Мы дети века, честь нам и хвала: Быть может, никогда, как в нашем веке, Мир не боролся против лжи и зла." требуется анализ всех форм бытия на уровне более глубокой сущно- сти. 118 Во-вторых, конкретизацией бытия с позиции субстанции вы- ступает материя. Философское понятие материи имеет длитель- ную историю формирования и развития. Вначале под материей понималась такая неизменная первооснова, которая являлась суб- стратом всех бесконечно многообразных изменяющихся предме- тов и явлений внешнего мира. Уже в древности возник второй принципиально отличный подход к понятию материи как атомов и пустоты. Атомистические взгляды древних философов на строе- ние материи получают признание в Новое время и становятся гос- подствующими в ХУП–ХУШ веках. Ленин дает новое определе- ние материи, опираясь на данные естествознания конца XIX и на- чала XX века. Материя выступает как абстракция, как понятие, у которого объем бесконечный, а содержание равно единице. Это с точки зрения формальной логики. Главным свойством материи является свойство быть объективной реальностью. Материя неис- черпаема, то есть многообразие конкретных объектов, в которых она существует бесконечно. Но бесконечное не хаотично, оно упорядочено. Мы говорим о структурности материи. Наука нахо- дит все новые и новые материальные феномены (например, квар- ки и антикварки). Тезис о неисчерпаемости материи ориентирует науку на поиск новых материальных систем, необходимых чело- веку в его жизни. Новейшие физические теории говорят даже о макро–микросимметрии Вселенной, возвращая нас в чем-то к иде- ям древних греков. Кроме свойства быть объективной реальностью материя обла- дает атрибутами, которые, по нашему мнению, можно разделить на две группы: а) с позиции всеобщих свойств (отражение, струк- турность, сохранение, субстанциональность); б) с позиции сосу- ществования (движение, пространство и время). Атрибуты мате- рии тесно связаны между собой, взаимообусловливают друг друга. Их изучает не только философия, но и ряд других наук. Особый интерес представляет сегодня социальное время – форма бытия общества, выражающая длительность исторических процессов, их смену, возникающие в ходе деятельности людей, то есть про- странство и время – не просто атрибуты материи. Это система от- счета для мировой истории, и факторы цивилизации, и величай- шие ценности для человека и человечества. Мир бесконечен в пространстве и вечен во времени. Этот взгляд всегда волновал че- 119 ловека, волновал науку, волновал философов. И. Кант сказал ко- гда-то: "Две вещи вызывают во мне душевный трепет – вид звезд- ного неба и чувство долга". Время – это пространство для раскры- тия способностей человека. Социальное время характеризуется не только неравномерно- стью протекания, но и многоуровневой структурой. В ней можно выделить время, определяющее историю происхождения рода че- ловеческого, время образования народностей и наций, время раз- вития и смены целых эпох. В-третьих, в истории философии и на современном уровне развития науки к проблеме сознания подходят с двух уровней. Первый уровень заключается в описании феномена сознания со стороны его генезиса, а второй – в раскрытии сущности сознания, его места в психике человека. Среди разных точек зрения можно выделить ту, которая поддается анализу с позиции здравого смыс- ла. Безусловно, что сознание – это функция мозга. Человеческий мозг по своему материальному субстрату – сверхсложная система, состоящая из 14–15 миллиардов нейронов. Верно сказано: "Мой мозг работает. Мой мозг Вбирает все в себя, как воск... Но он не слепок восковой, Не слепок мертвый – он живой: Он может мыслью луч разъять, В турбину молнию вобрать, Огонь души вдохнуть в слова, Услышать, как растет трава." Эта функция мозга заключается в отражении объективной ре- альности. Отражается объективная реальность в форме образов. Но это не зеркальный образ, он облекается в чувственно- эмоциональную сферу (на формирование образа влияют все пси- хические феномены: психические процессы, психические состоя- ния, психические образования и психические свойства). И в этом смысле 3. Фрейд дает такое толкование сознания: "...сознание – сложная система психических феноменов в деятельности челове- ка". Сознание носит общественный характер. По вопросу идеаль- ности сознания среди философов нет единства позиций. 120 Не следует понимать, что в проблеме сознания все выяснено, все обосновано. Сознание – это феномен наиболее светлый и наи- более темный. Светлый он, потому что без него не может быть ра- зумной деятельности. Темный он, потому что в природе его много темного. Но спекуляции здесь не допустимы. Нельзя считать, что в структуре духовного опыта сейчас доминирует бессознательное, что сознание превратилось в служанку бессознательного, что гос- подствующая роль принадлежит инстинктам, и т.д. Необходимо уделять внимание самосознанию. Оно выступает прежде всего как сознание человеком собственного существова- ния, или своего "Я". Уровень самосознания у различных людей не одинаков. Человеческое "Я" неповторимо, индивидуально. Оно формируется на основе природных задатков и под воздействием социальных факторов. Надо помнить, что сознание то же бытие, но специфическое. В-четвертых, все формы бытия подчиняются в своем развитии законам. В объективной реальности – это объективные законы, в субъективной реальности – субъективные. Проблема закона, его сущности, особенности классификации законов уже ставилась в античной философии. Так, шло изменение взгляда на закон – "справедливость", "логос", "закон", "закономерность". Был по- ставлен и несколько решен вопрос о соотношении закона, катего- рии и принципа (Аристотель). Взгляд на закон с развитием науки и философии изменялся. Особый интерес в этом отношении пред- ставляет подход Гегеля к закону. Гегель сформулировал сущность законов диалектики, а также показал методологические выводы, вытекающие из этих законов. Законы диалектики вскрывают источник развития объектив- ного мира и человеческого мышления, его направленность, тен- денцию и взаимоотношение между формами этого развития, то есть они касаются самых общих вопросов теории развития. И это необходимо учитывать в современных условиях развития нашего общества. 121 |