Учебное пособие ч асть 2 для студентов заочной
Скачать 2.19 Mb.
|
1.2. К АТЕГОРИЯ МАТЕРИИ , ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ . Категория бытия выступает предельно общей абстракцией. В ней объединяются самые различные явления, предметы и процес- сы: природные объекты, их свойства, связи и отношения, соци- альные общности людей, социальные институты, состояние чело- веческой психики, сознания и т.д. Возникает вопрос: есть ли не- что, объединяющее все существующее? И философы, обобщая мир, вводят ряд других понятий, прежде всего "субстанция", "ма- терия". С помощью этих понятий находят то общее, что объединя- ет эти феномены. Что такое материя? Каково ее значение? Эти вопросы уже давно волновали умы человечества. Понятие материи вырабатывалось на протяжении про- должительной истории науки и философии. Еще древние филосо- фы придавали большое значение определению материи и настой- чиво пытались дать это определение. Вспомним историю философии. В большинстве учений древности понимание материи было чувственно-конкретным в духе теории четырех элементов (воды, воздуха, земли и огня). 20 Первые материалистические учения возникли на рубеже VII– VI вв. до н.э. в Милете – крупнейшем городе Греции. С конца VII и до начала VI в. до н.э. здесь жили и учили три мыслителя – Фа- лес, Анаксимандр и Анаксимен. Задавшись вопросом о том, отку- да все возникает и во что все возвращается, они искали начало происхождения и изменения всех вещей. При этом они понимали первовещество не как мертвую и косную материю, а как вещество живое в целом и частях, наделенное душой и движением. Фалес полагал, что все существующее возникло из некоего влажного первовещества, или воды. Все рождается из этого пер- воисточника. Сама Земля держится на поверхности воды, окру- женная со всех сторон океаном. По форме Земля – плоский диск, плавающий в воде. Все вещества не лишены жизни, все одушев- лено. Анаксимандр признавал первоисточником всех вещей уже не воду и вообще не какое-либо отдельное вещество, а первовещест- во, из которого обособляются противоположности теплого и хо- лодного, дающие начало всем веществам. Это отличное от всех вещество (и в этом смысле неопределенное первоначало апейрон) не имеет границ и потому есть беспредельное. Алейрон – неопределенная и бесконечная материя. Эта мате- рия бессмертна и неразрушима, образует бесчисленное множество миров, каждый из которых погибает в вечном круговороте мате- рии. Бесконечность пространства и времени представляет одно из проявлений апейрона. Алейрон включает в себя противоположно- сти, между которыми происходит постоянная борьба, являющаяся источником развития мира. С середины V в. до н.э. центром философской мысли Древней Греции становятся Афины. Выдающимся представителем фило- софии этого времени был Анаксагор. Анаксагор полагал, что в основе материи лежат мельчайшие частицы, или семена вещей. Но каждая из частиц не является не- делимой и, в свою очередь, может быть разделена на меньшие элементы. При этом частицы обладают теми же свойствами, что и большие тела. 21 Это был шаг вперед к атомистическому материализму. К V в. до н.э. относится новая форма материализма – атомистический мате- риализм, наиболее выдающимся представителем которого был Де- мокрит. Исходным положением атомистической системы Демокрита является тезис о существовании атомов и пустоты, образующих своими бесконечно многообразными соединениями все сложные тела. Атомы отличаются друг от друга по форме, порядку и поло- жению. Эти первоначальные различия и лежат в основе всех на- блюдаемых различий. Все различия имеют причину. Атомы – по- следние, бесструктурные элементы, бесконечно малые, состав- ляющие вещество. Вещество существует объективно. Итак, во-первых, материя античными философами понима- лась как что-то телесное и элементарно простое. Они пытались свести материю к одному из ее видов, найти перво – материю; - во-вторых, понятие материи как субстанции (сущность, ос- нова мира) сводилась ими к проблеме строения материи; - в-третьих, понятие материи как первоматерии, как строи- тельного материала предполагает его ограниченность, конечность в качественном отношении. Человеческое познание, двигаясь по пути все большего углубления в сущность, рано или поздно долж- но дойти до последней основы всех вещей, до образующей их ма- терии как таковой, обладающей конечной совокупностью свойств, из которых можно будет вывести все качественное многообразие чувственно воспринимаемого мира. Эта перво – материя как абсо- лютно исходная несводима ни к чему другому. Структура такого определения выступает примерно в следующем виде: материя есть все то, и только то, что обладает свойствами P 1 , P 2 , P 3 , …, P n ,; n – велико, но обязательно конечно. Раскрытие P 1 , …, P n должно явиться основной задачей естествознания и опирающейся на него философии. Раскрыв P 1 , P 2 , …, P n как конечную совокупность свойств предметов, человеческое знание достигает абсолютного конца. Это ограниченность. Ограниченность и примитивность первоначальных понятий материи объясняется главным образом низким уровнем развития 22 науки о природе, низким уровнем научного познания мира. Но уже в этих наивных представлениях о материи выражалось при- знание объективной реальности. Великой заслугой античных ато- мистов является то, что они впервые в истории философии сфор- мулировали принцип сохранения материи и движения. С дальнейшим развитием науки о природе понятие материи, ее определение становится все более полным. Выдающимися философами Нового времени были Спиноза и французские материалисты. Они развили учение о материи и субстан- ции. Спиноза полагал, что существует лишь одна субстанция – природа, которая является причиной самой себя, т.е. не нуждается для своего существования ни в чем другом. Это глубокое диалек- тическое положение. Природа – Бог (она творящая, она субстан- ция). Спиноза отрицал наличие сверхъестественного существа, растворяя Бога в природе. Природа вечна и бесконечна, она и причина, и следствие, и сущность, и существование. Природа су- ществует сама по себе независимо от сознания человека. Гольбах отмечал, что "материя вообще есть все, что воздейст- вует каким-нибудь образом на наши чувства". Материя несотво- рима и неуничтожима, существует в бесконечном пространстве. В философии Нового времени наиболее полное и развернутое определение материи дали французские материалисты. Но оно было недостаточно обоснованным и ограниченным по своему содержанию: а) это определение не выясняет то наиболее общее в вещах, что отражается в понятии материи. Материалисты Нового време- ни сводили материю к веществу. Они представляли, что материю можно пощупать, потрогать, испытать; б) материалисты Нового времени не выясняли отношение ма- терии к сознанию в гносеологическом плане. Во второй половине XIX в. ученым казалось, что они уже как никогда близки к окончательному определению материи через перво – материю. Материя представлялась в виде совокупности мельчайших корпускул – неделимых, непроницаемых атомов. 23 Важнейшая характеристика атомов – масса определена еще Нью- тоном как мера заключенного в них количества вещества. С конца XIX в. в естествознании, особенно в физике, начина- ют осуществляться великие открытия, которые привели к ломке традиционных, прочно устоявшихся представлений. Механистическая картина давала одну трещину за другой. Вот некоторые открытия: • в 1895 г. В.Рентген открыл так называемые Х-лучи; • в 1897 г. Д.Томсон экспериментально доказал существова- ние электрона; • в 1898 г. супруги Кюри открыли радий и его самопроиз- вольное излучение; • в 1899 г. русский ученый П.Н.Лебедев открыл давление света, доказав наличие у него электромагнитной массы; • в 1900 г. М.Планк создал теорию квантов; • в 1903 г. Э.Резерфорд и Ф.Содди предложили первую теорию ра- диоактивного распада радия и взаимопревращения элементов; • в 1905 г. А.Эйнштейн ввел понятие фотона. Все эти открытия показали, что законы механики не являются всеобщими и абсолютными, что вещество не обладает абсолют- ными и неизменными свойствами, что масса покоя не является всеобщей характеристикой материи, что атом проницаем и делим, что движение не объясняется лишь законами механики, что про- странство и время не обладают абсолютными характеристиками и т.д. На глазах у физиков подрывалась абсолютность ньютоновско- го принципа равенства действия и противодействия. Более того, поначалу казалось, что "великий революционер радий" свергает даже закон сохранения и превращения энергии. Возникла парадоксальная, на первый взгляд, ситуация: рево- люция в физике породила то, что стали называть кризисом физи- ки. На самом деле эта парадоксальность кажущаяся. Она иллюст- рирует действительное диалектически-противоречивое развитие науки. Революция в физике породила кризис, строго говоря, не физики, а ее мировоззренческих и методологических основ. 24 Суть и причины этого кризиса не были правильно осмыслены самими физиками. Они, двигаясь лабиринтом формальной логики, делали, как им казалось, единственно возможные и правильные выводы: если все свойства, которые, как считали, характеризуют материю, не являются ее свойствами, если материя лишилась сколько-нибудь определенных физических характеристик, следо- вательно нужно отказаться от самого понятия материи. Некоторые философы рассуждали так: реальные элементы ма- терии с их определенными физическими характеристиками исчезли, "атом дематериализовался". Последняя реальность, с которой теперь имеет дело ученый, – математические уравнения. Что скрывается за ними – доподлинно неизвестно никому. Уравнения же составляет, преобразует, комбинирует исследователь, математик. Следователь- но, мир таков, каким его формирует в своих представлениях субъект познания. Таким образом, эти философы, подкрепляя своими доводами точку зрения первичности мышления субъекта по отношению к объективной реальности, проповедовали отказ от понятия "мате- рия", его замену другими словами, только вносящими философ- скую путаницу. Естественно-научный материализм, а в известной мере и фи- лософский материализм не сумели поставить вопрос о сущности материи в строго гносеологическую плоскость. Казалось, улови- мая перво-материя ускользнула из рук. То, что привыкли считать материей, исчезло. Среди физиков стала модной фраза: "Материя исчезла". Исчезла материя вместе с представлявшими ее свойст- вами. Стало известно нечто новое, с новыми необычными свойст- вами, что уже не подходило под прежнее понятие. Ведь материя по тем взглядам представлялась как только то, что обладает свой- ствами P 1 , P 2 , …, P n Теперь появилось нечто, обладающее свойст- вами P n+1 и т.д. и не обладающее некоторыми старыми свойствами P 1 , P 2 , P 3 , …, P n Необходимо было дать определение материи. Надо прямо сказать, что были существенные трудности в вы- работке определения материи. Что значит дать определение? Это значит подвести данное понятие под более широкое. 25 Но для определения материи такой подход неприемлем, пото- му что более широкого понятия, чем материя, за исключением бы- тия, не существует. Понятие материи можно определить только через соотношение с противоположным ему понятием – сознания. Надо было сформулировать важнейшие черты материи: первич- ность, объективную реальность, независимость от сознания и позна- ваемость. Итак, новые данные естествознания требовали своего философ- ского осмысления в форме дальнейшего развития категории материи. Мыслимы были два пути такого осмысления. Назовем их условно пу- тем тривиального обобщения и путем нетривиального обобщения. Первый путь – оставить в неизменном виде концепцию перво – материи, наполнив ее новым содержанием. Вместо прежней ха- рактеристики свойств первоматерии P 1 , P 2 , P 3 , …, P n теперь надо было дать новую P n+1 и т.д. Материя как таковая – это совокуп- ность элементарных частиц и полей, обладающих определенными свойствами. И если новая первоматерия опять признавалась бы объективно существующей, первый шаг науки вперед подорвал бы основы понятия материи, ибо появились бы новые свойства P n+k и т.д. Требовалось иное, нетривиальное обобщение новых данных естествознания, и оно было четко сформулировано В.И.Лениным. "Материя есть философская категория для обозначения объектив- ной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущения- ми, существуя независимо от них". Материя здесь определяется через ее соотношение с сознани- ем, с ощущениями. Определение содержит материалистическое решение основного вопроса философии о независимости и пер- вичности материи по отношению к сознанию и о ее познаваемо- сти, о "копировании", "фотографировании" материи нашими ощущениями. В этом и состоит суть гносеологического подхода к определению материи. В.И.Ленин настаивал на том, что не следует связывать поня- тия материи с какими-либо физическими ее характеристиками (наличие или отсутствие массы, делимость или неделимость и 26 т.п.). Каждая из них относится лишь к отдельным формам и видам материи. Но материя несводима ни к одной из своих форм. Это не то, "из чего" состоит мир, а сам мир, во всем многообразии своих проявлений. Для философии важно одно свойство, присущее всем без ис- ключения предметам и явлениям. По мысли В.И.Ленина, "...единственное "свойство" материи, с признанием которого свя- зан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания". В современной философской литературе можно встретить "се- тования" по поводу "односторонне-гносеологического" подхода Ле- нина к определению материи, по поводу выделения им названного единственного свойства материи. Некоторые авторы считают, что ленинское определение направлено лишь против субъективного идеализма. С ним будто бы может согласиться объективный идеа- лист, признающий объективную реальность вне нашего сознания, но включающий в нее не только материю, но и ее "первопричину" – абсолютную идею. Бога и т.п. Они предлагают в этой связи допол- нить ленинское определение, включить в него указания на онтоло- гические свойства материи, не связанные с ее отношением к созна- нию человека и подчеркивающие ее независимость от какого бы то ни было духа, идеи и т.п. По этому поводу необходимо сказать следующее. Прежде все- го, для Ленина, как и для всей науки, существует только одно соз- нание, человеческое. Вводить в определение признаки материи, характеризующие ее независимость от какого–то иного, "мирово- го сознания", "абсолютной идеи", – значит молчаливо допускать возможность их существования. Далее, ленинское определение отнюдь не является односто- ронне-гносеологическим. Чтобы убедиться в этом, достаточно по- смотреть, как В.И.Ленин характеризовал объективную реальность. Подчеркнув необходимость выделить именно и единственно это "свойство", Ленин неоднократно говорил о свойствах этого "свой- ства", то есть давал материи не только гносеологическую, но и объективно-диалектическую (онтологическую) характеристику. Прежде всего В.И.Ленин указывал на абсолютность материи, на отсутствие какой-либо иной объективной реальности, кроме 27 внешнего, физически существующего мира. "...Известный всем и каждому внешний мир, физическое – есть единственная объектив- ная реальность..." Абсолютность материи состоит в том, что она ничем не обусловлена, сама себе причина, несотворима и неунич- тожима, вечна. В.И.Ленин выделял и такое свойство материи, как неисчер- паемость. Материя вмещает в себя бесконечное разнообразие структурных образований, форм и видов, свойств и отношений. В период, когда только что был открыт электрон, когда о его свой- ствах знали очень немного, В.И.Ленин сформулировал смелую гипотезу: "Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бес- конечна..." Этот ленинский вывод все больше подтверждается современ- ной наукой. Электрон обладает волновыми и корпускулярными свойствами, сложной структурой, неразрывно связан с электро- магнитным полем, а через него – со всеми другими частицами и полями. Исчерпать электрон, т.е. описать его полностью, абсо- лютно, – значит описать полностью абсолютно весь мир в его бес- конечном многообразии. Вот почему можно смело утверждать: электрон, как и весь мир, неисчерпаем, о чем свидетельствует де- ление элементарных частиц на кварки и антикварки. Диалектический тезис о неисчерпаемости материи является решительным отрицанием метафизической концепции перво – ма- терии. Неисчерпаемость, качественная бесконечность несовмес- тима с существованием чего бы то ни было абсолютно первона- чального, абсолютно исходного. Из отрицания первоматерии вы- текает невозможность определения материи по какой-то конечной совокупности ее конкретных свойств, ибо эти свойства будут ха- рактеризовать не всю бесконечную и неисчерпаемую материю, не материю вообще, а лишь определенные формы ее. Неисчерпаемость материи делает принципиально бессмыс- ленной попытку определить ее как таковую вне отношения к сознанию. Таким образом, тезис В.И.Ленина, что свойство быть объективной реальностью есть единственное свойство материи, опирается на признание качественной неисчерпаемости материи, предполагает эту неисчерпаемость. 28 Ленинское определение материи не могут поколебать никакие дальнейшие открытия естествознания. Такое понятие материи представляет собой результат теоретического обобщения свойств, общих для всех различных чувственно воспринимаемых вещей. Вся окружающая нас природа с ее качественно многообразными формами – все это различные виды материи. Ленинское определение материи является отражением в соз- нании человека реального мира. С точки зрения диалектического материализма, нет материи, существующей отдельно от окру- жающих нас предметов и отличающейся своими свойствами от этих предметов. Подобно тому как понятие "плод" получено путем отвлечения от ряда особых свойств яблок, груш, слив и т.д., как понятие "жи- вотное" путем отвлечения от конкретных: кошки, собаки и т.д., так и понятие материи получено на основе отвлечения особенных свойств всех вещей. В нем мыслится только общее свойство, ко- торое присуще всем объектам. Слово "материя" – это просто сокращение, в котором мы ох- ватываем мыслью, согласно их общим свойствам, различные чув- ственно воспринимаемые вещи. Это общее свойство всех качест- венно многообразных предметов природы состоит в том, что они представляют объективную реальность. Понятие материи отражает не только природу, но и матери- альную жизнь общества, ибо последняя тоже есть объективная ре- альность, существующая независимо от сознания людей. Надо различать два вопроса: а) понятие материи (как категории); б) учение о материи. Понятие материи – важнейшая философская категория диа- лектического материализма, с помощью которой решается основ- ной вопрос философии. Ленин его называл вопросом об источни- ках наших знаний. Вопрос об учении о материи связан с понятием материи – это вопрос о том, каковы свойства объективной реальности и как они раскрываются в ходе познания. На эти вопросы философия, опи- 29 раясь на данные конкретных наук, дает ответ в учении о материи, анализируя здесь и движение как способ существования материи, и ее пространственно-временную определенность, и т.д. Понятие материи и естественно – научные представления о ее строении взаимно связаны, питают друг друга. Естественно-научные представления о строении и свойствах материи никогда не могут быть исчерпывающими, завершенными для всех состояний материи. Виды и свойства материи бесконеч- ны и многогранны, поэтому и процесс их познания бесконечен. С каждым открытием новых форм движения материи научные пред- ставления о ее строении углубляются, уточняются, исправляются и даже заменяются новыми, соответствующими данной ступени познания объективной реальности. Что же касается философского понятия материи, то с расши- рением знаний о строении и свойствах ее оно обогащается новым, конкретным содержанием, при всем этом остается незыблемым, безусловно истинным. Философское понятие шире и богаче по своему содержанию, чем естественно-научные представления о ее строении, структуре и свойствах. Между философским понятием материи и естественно- научными знаниями о ее строении имеется не только различие, но и неразрывная связь. Материя как объективная реальность является предметом по- знания всех наук. Различные науки изучают различные формы движения одной и той же объективной реальности – материи, на- учное понятие которой дано Лениным. Поэтому утверждение, будто естествознание имеет свое поня- тие материи, отличное от философского, т.е. положение о двух понятиях материи – философского и физического, является со- вершенно ошибочным, лишенным всякого основания. В действи- тельности, кроме ленинского понятия, другого понятия материи нет. На том основании, что объективной реальностью обладают не только конкретные тела, но и пространство, время, движение, мас- са, энергия, различные общественные явления, может создаться впечатление, что понятие объективной реальности шире понятия 30 материи и что в сфере объективно реального имеются явления, которые не относятся к материи или никак не связаны с ней. В действительности такое допущение неверно. Нельзя разделить существующие в мире явления на две само- стоятельные сферы: на собственно материальные объекты как та- ковые, т.е. на материю в "чистом" виде, и на ее свойства. Материю надо рассматривать во всем многообразии ее видов, в единстве со всеми формами движения, свойствами и проявлениями этих свойств. При этом недостаточно принимать во внимание только объекты неживой природы, неорганические тела. Нужно учиты- вать также все биологические и социально организованные виды материи, материальные общественные отношения. В таком случае движение, энергия, пространство, время, биологические и общест- венные процессы и т.п. будут выступать как свойства и проявле- ния движущейся материи. Поэтому можно сказать, что понятие материи, рассматривае- мой с учетом всех форм ее бытия и в единстве со всеми ее свойст- вами, равнозначно объективной реальности. Ленинский подход к материи целиком подтверждается совре- менным учением о структуре материи и полностью сохраняет свою силу на будущее. Об этом говорят открытия все новых и но- вых "элементарных" частиц, успехи в изучении строения атомного ядра, открытие способа получения внутриатомной энергии. Ленинское определение материи, мысли о качественном мно- гообразии материи, неисчерпаемости ее строения и свойств нашли блестящее подтверждение в достижениях современной науки и прежде всего физики (см. схему). Современная физика рассматри- вает материю в двух видах: а) как вещество; б) как поле. В данном случае деление материи на вещество и поле оказы- вается весьма условным. Такое деление слишком грубое и неточ- ное, хотя бы потому, что общество не относится ни к веществу, ни к полю. Грани между веществом и полем отчетливо выступают лишь в макроскопическом, видимом мире. В области микропроцессов эти грани относительны. Некоторые частицы вещества (мезоны) яв- ляются в то же время и частицами соответствующего поля. Веще- 31 ство и поле неразрывно связаны, а при известных условиях спо- собны и превращаться друг в друга. Так, две частицы вещества (электрон и позитрон) при определенных условиях могут превра- щаться в фотоны – частицы электромагнитного поля . Это еще раз свидетельствует о материальном единстве мира, его изменчивости и подвижности. γ = + + − 2 ) e e ( Материю в первом приближении можно разделить на три ос- новных типа: 1) неживую, 2) живую, 3) социально организован- ную. Неживая природа – это все объекты неорганической природы от элементарных частиц до космических систем все возрастающих масштабов в бесконечной Вселенной. Живая природа – это все множество объектов, обладающих способностью к самоорганизации, к сложным формам отражения и к размножению. Социально организованная материя – это все общественные системы – от человека до общества в целом. Выделение трех указанных важнейших типов материи отра- жает, во-первых, историческое развитие материи; во-вторых, сте- пень сложности структуры, связей и форм движения материи. При детальном исследовании основных областей материи в них можно выделить определенные уровни ее структурной орга- низации. Критерием уровней могут служить следующие признаки: 1) специфические законы движения и взаимодействия объек- тов; 2) совокупность основных свойств, по которым объекты каче- ственно различаются между собой; 3) пространственно-временные масштабы; 4) степень относительной сложности, возникшей в процессе исторического развития. В неживой природе в соответствии с этими признаками мож- но выделить уровни: а) элементарных частиц и атомных ядер (масштаба порядка 10 -13 см, 10 -8 –10 -7 см); 6) атомов молекул; 32 |