Главная страница

Учебное пособие ч асть 2 для студентов заочной


Скачать 2.19 Mb.
НазваниеУчебное пособие ч асть 2 для студентов заочной
Дата24.11.2022
Размер2.19 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаFilosofija_ch.2_UP_Gonchar_L.F._2000.pdf
ТипУчебное пособие
#810964
страница23 из 23
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23
Таким образом, культура общественных отношений является сферой и показателем, характеризующими специфику производ- ства и воспроизводства человека как социального субъекта, это система способов, средств и результатов становления и развития человеческой сущности.
Исключительно важным (четвертым) структурным элементом культуры является культура общественного сознания, проявляю- щаяся в духовной жизни общества, в духовном мире личности.
Как отмечалось, сознание возникло как реализация потребностей человека в новом типе ориентации в условиях опосредования удовлетворения жизненных потребностей социальными условия-
347
ми (производство и система общественных отношений). Способом существования сознания являются знания. Поэтому уже в первой характеристике культуры общественного сознания обращается внимание на содержание, количество и качество знаний. Знания, выступая как результат накопления и обобщения человеческого опыта, заключают в себе оценочное отношение человека к дейст- вительности, являются средством его ориентации в окружающем мире, руководством к действию.
Осознание человеком своего отношения к действительности осуществляется на эмпирическом и рациональном уровне, кото- рый включает в себя обыденное и теоретическое сознание. Эти уровни сознания приобретают непосредственную значимость для человека только тогда, когда они проходят чувственно- эмоциональную оценку. На основе взаимосвязи уровней сознания и чувственно-эмоциональной оценки формируется общественная психология, представляющая собой систему чувств, настроений, переживаний, обусловленных степенью эмпирического и рацио- нального освоения человеком действительности. Осознание чело- веком своего отношения к миру и к себе через призму интересов находит свое выражение и воплощение в формах общественного сознания (научное, политическое, правовое, нравственное, эстети- ческое, религиозное, философское сознание), а также в идеологии.
Таким образом, можно сказать, что культура осознания чело- веком своего отношения к действительности находит свое прояв- ление и выражение в культуре знаний, культуре языка, мышления, общественно-психологических установок, культуре политическо- го, правового, нравственного, эстетического, религиозного, фило- софского сознания, в культуре идеологического осмысления чело- веком своего места в мире и отношения к нему. Интегрированным выражением культуры общественного сознания является осозна- ние человеком целей и смысла жизни. Следовательно, духовная культура представляет собой систему способов средств и резуль- татов становления и развития человека как социального существа, который, сознательно и целенаправленно преобразуя окружаю- щий мир и самого себя, не только обеспечивает условия своего наличного существования, но и решает вопросы будущности че- ловечества. В этом плане показателем культуры является то, какие
348
цели по масштабу и глубине, по направленности ставит перед со- бой человек.
Важным структурным элементом (пятым) культуры является сфера свободы и творчества. Проблема свободы довольно широко исследована в научной и публицистической литературе. Однако она еще недостаточно исследована под углом зрения ее связи с проблемой сущности человека. Свобода является высшим уров- нем сущности человека. Способом ее осуществления является творчество, которое представляет собой процесс преобразования мира бытия человека и самого человека для обеспечения своего существования, функционирования, развития. В культуре свободы и творчества находит свое проявление степень становления чело- века в качестве субъекта социальной деятельности. Реализация свободы и творчества является показателем того, в какой степени цели и результаты деятельности соотносятся, с одной стороны, с потребностями и интересами людей, а с другой – с объективными закономерностями и тенденциями развития общества и природы.
На этой основе можно сделать вывод, что свобода и творчест- во являются обобщенным показателем и критерием уровня разви- тия культуры.
Говоря о структуре культуры, нельзя обойти вниманием куль- туру потребностей общества как целостной системы и способов их удовлетворения. Общество, выступая в качестве субъективного бытия человеческой сущности, приобретает относительную само- стоятельность по отношению к индивидам, социальным группам, классам. В процессе его исторического развития происходит фор- мирование общественных потребностей, удовлетворение которых становится условием жизнедеятельности всех социальных субъек- тов. Для удовлетворения этих потребностей необходимо объеди- нение усилий всех людей. Это касается решения вопросов энерге- тических источников, сохранения и воспроизводства окружающей среды, решения демографических проблем, проблем сохранения мира на Земле и др. По мере развития общества эти потребности приобретают приоритетное значение по отношению к индиви- дуальным и групповым потребностям. Такой уровень культуры характеризует общество с точки зрения его способностей разумно
349
согласовывать удовлетворение потребностей людей и потребно- стей общества как целостной системы.
Таким образом, культура по своей структуре выступает как действительность человеческой сущности, как социально деятель- ностный аспект ее проявления и бытия.
Сложность и многогранность культуры проявляется не только с точки зрения ее внутренней структуры как целостного феноме- на, но и с точки зрения многообразия ее исторических форм. По- этому исследователи часто стремятся раскрыть особенности той или иной исторически сложившейся формы культуры, ее отличие от других форм. Безусловно, есть свои особенности в культуре ан- тичного мира, средневековья, нового времени, современной куль- туры. Есть также различия в культуре отдельных регионов: Егип- та, Древней Греции, Рима, Киевской Руси. Исследование этих раз- личий позволяет более глубоко проникнуть в процесс становления культуры, в раскрытие ее специфики как социального феномена.
Вместе с тем для более глубокого осмысления специфики локаль- ных культур необходимо выработать общее представление о ней, о ее сущности. Только в диалектической взаимосвязи знания сущ- ности и конкретных форм проявления культуры можно опреде- лить ее место и роль в жизнедеятельности общества.
Важным вопросом, связанным с раскрытием специфики куль- туры, является вопрос о ее субъективном бытии, т.е. вопрос о субъектах – носителях культуры. Подобно тому как общество и личность являются субъектами и носителями сущности человека, они являются субъектами и носителями культуры. Вне ее субъек- тов и носителей вопрос о культуре теряет свой смысл. Здесь могут возникнуть возражения, что в мире существует множество нежи- вых предметов, свидетельствующих о культуре давно вымерших народов. Но эти неживые предметы есть не что иное как опредме- ченная жизнедеятельность ушедших поколений. И эти предметы характеризуют не самих себя, а уровень развития тех людей, кото- рые их создали. Иными словами, по этим предметам мы узнаем об образе жизни людей, их отношении к миру и к себе, их понимание смысла своего бытия.
В историческом процессе культура играет важную роль в со- хранении преемственности человеческого опыта, передаваемого
350
от поколения к поколению. Это касается и сферы жизненных по- требностей, и способов их удовлетворения, и сферы производства, общественных отношений, духовной жизни общества, свободы и творческой деятельности, а также сферы жизнедеятельности об- щества как целостности. В этом процессе культура выступает в трех основных ипостасях. Во-первых, возникнув в процессе ста- новления и развития человека, она для каждого последующего этапа является исходным основанием, тем фундаментом, из кото- рого начинается новый этап исторического развития. Во-вторых, культура выступает в качестве непосредственного способа осуще- ствления жизнедеятельности. В-третьих, она выступает как ре- зультат непосредственной жизнедеятельности, как предпосылка дальнейшего поступательного движения.
Итак, культура и культурные ценности создаются творческим актом человека, в этом обнаруживается гениальная природа чело- века. Огромный труд вложил человек в культуру. Культура – это своего рода призма, сквозь которую преломляется и высвечивает- ся для нас все сущее. Культура – это творческий принцип жизни личности и общества в целом; это не просто умение, доведенное до уровня искусства, но и нравственно санкционированная цель.
Философское понимание культуры есть осмысление выра- женного в нас стремления к безграничности и универсальности человеческого развития. Культура есть весь мир, в котором чело- век находит себя.
Вывод
Различают культуру в узком и широком смыслах. В узком смысле культура трактуется как система коллективно разделяе- мых смыслов, ценностей, убеждений, норм и образов поведения, присущих тем или иным индивидам и сообществам.
В широком смысле слова под культурой понимают специфи- ческую, генетически наследуемую совокупность средств, спосо- бов, форм, образов и ориентиров взаимодействия людей со средой их существования, которые они вырабатывают в совместной жиз- ни для поддержания определенных структур деятельности и об- щения.
351

Для заметок
352
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23


написать администратору сайта