Главная страница

Учебное пособие ч асть 2 для студентов заочной


Скачать 2.19 Mb.
НазваниеУчебное пособие ч асть 2 для студентов заочной
Дата24.11.2022
Размер2.19 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаFilosofija_ch.2_UP_Gonchar_L.F._2000.pdf
ТипУчебное пособие
#810964
страница15 из 23
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   23
Специфические
методы
Исторический
Натурный
Качественный
Системно- структурный
Логический
Модельный
Количествен- ный
Системно- функциональ- ный наблюдение поиск и изу- чение доку- ментов опрос (до- прос)
эксперимент специальные эмпириче- ские методы частных наук описание анализ и син- тез моделирова- ние учетно- расчетные операции и др.
специальные теоретиче- ские методы частных наук
МЕТОДЫ
ПОДХОДЫ
МЕТОДЫ
ПОДХОДЫ
Эмпирические
Теоретические
ОБЩИЕ, СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ
В
СЕОБЩИЙ ФИЛОСОФСКИЙ МЕТОД
СИСТЕМЫ ДИАЛЕКТИКИ
209

2.6.
К
АТЕГОРИИ КАК СТУПЕНЬКИ ПОЗНАНИЯ
.
Основные законы диалектики вскрывают источник развития объективного мира и человеческого мышления, его направлен- ность, тенденцию и взаимоотношение между формами этого раз- вития, т.е. они касаются общих вопросов теории развития. Но есть и другие проблемы развития, менее общие. Их анализируют не основные законы – категории диалектики.
Как известно из истории философии, проблеме категории уде- ляли внимание многие философы. Среди них следует выделить
Аристотеля, Т. Гоббса, И. Канта и Г. Гегеля. Эти философы, каж- дый особым образом, анализировали такие проблемы: сущность категории, содержание категории, объективное и субъективное в категории, соотношение понятия и категории, классификации ка- тегорий, взаимосвязь категорий, функции, которые выполняют ка- тегории, системы категорий и др.
Не потеряли своей ценности эти проблемы в такое переход- ное, беспокойное время, как наше, когда прежние точки зрения или отброшены, или сдвинуты с места, когда разрушаются общие принципы анализа науки, в том числе и диалектической логики.
Без осмысления природы категорий, прежде всего философ- ских, невозможен анализ процессов общественного развития.
Что же такое категория и какое ее соотношение с понятием?
Чтобы вооружить себя знанием бытия в интересах практиче- ского воздействия на него и подчинения сил бытия своим нуждам и потребностям, человек познает его. Познание есть сложный процесс. Оно начинается с непосредственного живого созерцания, наблюдения действительности, причем это созерцание не пассив- ное, а активное. Оно совершается на основе практической дея- тельности. Наблюдение над явлениями и процессами природы доставляет нам тот необходимый материал, без которого мы не можем судить о них, ничего не можем знать о них. Чувственное созерцание составляет важную предпосылку подлинно научного познания, но само по себе не есть еще глубокое знание действи- тельности, оно является лишь первым моментом сложного про- цесса познания.
210

Чтобы правильно разобраться в материале, доставляемом нам органами чувств, и суметь за внешним и случайным найти, обна- ружить существенное, необходимое, закономерное, нужно про- должить процесс познания и с помощью новых познавательных средств подняться на более высокую ступень. Такой более высо- кой ступенью являются абстракция и обобщение, а оружием абст- ракции и обобщения служит теоретическое мышление.
С помощью абстракции мы отвлекаемся от того, что не имеет важного значения для познания предмета, находим и отделяем не- обходимое от случайного, существенное от несущественного.
Обобщение позволяет нам найти внутреннюю основу, связь, един- ство явлений и предметов, их причину.
Результаты обобщения фиксируются, находят свое отражение в понятиях, категориях, законах. Следовательно, категории явля- ются итогом абстрагирующей и обобщающей деятельности чело- века. Это наиболее общие понятия, отражающие наиболее суще- ственные стороны предметов и явлений.
Категории – формы отражения в мысли универсальных зако- нов объективного мира.
Каждая наука создает научные понятия, категории: "вид", "на- следственность" и т.п. – в биологии; "стоимость", "труд" и т.п. – в экономической науке; химический элемент , химическая реакция – в химии и т.д. Каждая наука отражает определенную сторону объ- ективного мира, познает мир. Какая же наука формулирует общие понятия? Физика, например, не может это сделать: она ограничи- вается только пределом своей области знания. То же делается и в химии, биологии и других науках.
Самые общие понятия составляют категории философии. Они отражают всеобщие свойства, связи, развитие предметов объек- тивного мира.
Возникает вопрос: а что такое "понятие", которое должно рас- крыть содержание категорий, чтобы проанализировать соотноше- ние между понятием и категорией? Напомним выражение Аристо- теля: "Категория – это такое понятие, у которого объем велик, а содержание мало".
211

Рассмотрим смысл термина "понятие". Понятие – это форма мысли, в которой отражаются существенные признаки. Признаки характеризуются различной степенью общности. Есть признаки, присущие отдельным предметам, есть признаки, присущие клас- сам явлений, есть признаки, присущие нескольким классам явле- ний.
Как известно из области формальной логики, существуют оп- ределенные операции с понятиями: деление объема понятий, оп- ределение понятия, ограничение и обобщение понятий.
Обобщение понятий – логическая операция, посредством ко- торой увеличивается объем его и уменьшается содержание. При такой операции вычленяются наиболее общие признаки. Напри- мер, в понятии "материя" отражается признак "быть объективной реальностью". Это понятие и является категорией.
Собственно философские категории – наиболее общие понятия, которые являются способами анализа и синтеза именно всей дейст- вительности, мира в целом. Категория беднее понятия количеством признаков, но богаче объемом предметов, на которые они распро- страняются.
Существуют философские категории, общенаучные понятия и понятия частных наук. Между ними наблюдается гибкое взаимо- действие и переходы от общенаучных понятий к философским ка- тегориям. Это зависит от характера и развития науки в целом.
Для включения фундаментальных понятий в систему фило- софских категорий необходимо: а) чтобы данное понятие было общенаучным, поскольку об- щенаучное понятие является посредствующим, промежуточным звеном между конкретно-научным знанием и философией; б) чтобы общенаучное понятие представляло собой интенсивно всеобщее и отражало содержательно-качественный аспект действи- тельности; в) чтобы общенаучное понятие активно участвовало в получе- нии нового философского знания в решении проблем, составляю- щих предмет философского знания;
212
г) чтобы данное понятие составляло содержание методологии.
Следует отметить, что категории философии возникли не все сра- зу, не все вместе, а в определенной последовательности, каждая на строго определенной стадии познания человечеством объективной действительности, фиксируя всеобщие стороны и связи, выявлен- ные познанием на данной стадии. Категории отражают особенно- сти этой стадии и являются своего рода ступеньками, опорными пунктами возвышения человека над природой, познания ее. Дру- гими словами, категории, отражая всеобщие стороны и связи внешнего мира, являются в то же время ступенями развития по- знания, моментами, фиксирующими переход познания с одних стадий развития на другие. Опираясь на эти ступеньки, мы приоб- ретаем новые знания.
Являясь итогом практики и познания, категории философии имеют огромное значение для практической и познавательной деятельности. Будучи ступеньками познания, они помогают лю- дям разобраться в сложной сети явлений природы и общества, раскрыть взаимную связь и зависимость вещей, определенный по- рядок, закономерность их развития и в соответствии с этим ус- пешно действовать на практике.
Раскрывая сущность категорий, источники их возникновения, прежде всего следует подчеркнуть их объективный характер. Ис- точником категорий являются вне человека существующие пред- меты и явления, наиболее общие, существенные черты которых они и отражают. Категории субъективны по форме. Как понятия они представляют собой субъективные образы объективного ми- ра.
С точки зрения субъективных идеалистов, категории сущест- вуют только в сознании человека и не имеют никакого отношения к действительности. И. Кант также считал, что еще до того как че- ловек начинает познавать мир, в его сознании уже имеются кате- гории причинности, необходимости, случайности и другие, с по- мощью которых он якобы и упорядочивает хаотический мир явле- ний природы. Нечто подобное утверждают и современные субъек- тивисты. Они считают, что категории – это такие общие понятия, которые связаны только с непосредственными чувственными пе- реживаниями субъекта и не имеют отношения к объективному,
213
вне человека существующему миру. Г. Гегель, хотя и признавал на словах объективный характер категорий, в самом деле рассматри- вал их как ступени, моменты развития абсолютной идеи, мирового духа.
Другой важнейшей чертой категорий с точки зрения диалек- тической логики является их взаимосвязь, изменчивость, подвиж- ность. Эти черты категорий отражают единство самого матери- ального мира, всеобщую связь и взаимодействие его предметов и явлений. Связь категорий настолько тесна, что при известных ус- ловиях они могут переходить, превращаться друг в друга: причина становится следствием, а следствие – причиной, необходимость становится случайностью, а случайность – необходимостью и т.д.
Но категории не только взаимосвязаны, но и изменчивы, подвиж- ны. Отражая постоянно развивающийся материальный мир, они и сами изменяются.
Многие категории философии уже были рассмотрены в пре- дыдущих темах. Таковы, например, категории материи, движения, противоречия, качества, количества и другие, отображающие то, что присуще явлениям и процессам природы, общества и челове- ческого мышления. Они имеют всеобщее значение, и ни одна нау- ка не может обойтись без них, что, в свою очередь, подчеркивает их большое теоретическое и практическое значение.
Объективно присущие явлениям противоположные стороны мышления отражаются в системе взаимопротивоположных соот- носительных или парных категорий, о которых и будет идти речь ниже. Диалектическая взаимосвязь парных категорий выражается в том, что невозможно представить их независимо друг от друга: нельзя понять, что такое сущность или что такое явление без учета связи сущности и явления; немыслимо понять, что такое общее или что такое отдельное без учета связи общего и отдельного, и т.д.
Огромное значение соотносительных и парных категорий в по- знании заключается в том, что в них отражено самое существенное с точки зрения диалектики – внутренние противоречия явлений дей- ствительности, присущие им противоположности. Именно в парных категориях познаются противоположные стороны единого. Если каждая из парных категорий отражает лишь одну определенную
214
сторону противоположности, то система категорий, охватывающая явления действительности со всех сторон, дает цельное отражение действительности.
Важнейшими парными категориями диалектики являются: единичное, особенное, общее; причина и следствие; необходи- мость и случайность; возможность и действительность, вероят- ность; содержание и форма; сущность и явление.
Возникает вопрос: почему мы рассматриваем эти категории не отдельно каждую, а парами?
Дело в том, что каждая отдельная категория, например содер- жание, форма, необходимость, случайность, причина, следствие и т.д., фиксирует лишь какую-то отдельную сторону предметов и явлений, является выражением какого-то отдельного момента движения.
Так, категория причины связана с категорией следствия. Эта связь не произвольна, в связи этих категорий отражена реальная связь тех сторон действительности, которые они фиксируют.
Следствие непонятно без причины, породившей его. Содержание так же не существует вне связи с формой, как и формы нет вне связи с содержанием; единичное находится в связи с общим, об- щее с единичным и т.д. Отсюда и "парность" категорий. "Пар- ность", т.е. то обстоятельство, что мы берем и рассматриваем эти категории вместе, как непосредственно связанные друг с другом, означает не что иное, как один из способов отражения посредст- вом диалектических понятий объективной диалектики.
Каждая из этих категорий находится в отношениях не только с другой категорией, с которой она непосредственно связана, но и со всеми остальными категориями. Например, категории причины и следствия связаны с категорией необходимости, а также с кате- горией закона и т.д. В каждом предмете можно обнаружить все категории, ибо не существует предметов, которые не имели бы содержания, формы, качества, количества, меры и других сторон, выражаемых различными категориями. И так как все стороны предмета взаимно связаны друг с другом, то только с помощью взаимной связи всех категорий можно отразить предмет как целое.
Рассмотрим парные категории.
215

При изучении материального мира человеку прежде всего бросается в глаза бесчисленное множество отдельных, единичных предметов и явлений. Затем, сравнивая, сопоставляя их, человек выделяет в них общие, сходные черты и связи.
Поскольку в процессе практики мы прежде всего имеем дело с единичными вещами, то начнем рассмотрение категорий с еди- ничного, особенного, общего.
Рассмотрение этой парной категории диалектики следует на- чать с определения понятия отдельного, без которого трудно разо- браться в соотношении единичного и общего.
Отдельное – относительно обособленное образование – тело, вещь, явление, процесс, событие. Единичное – это индивидуаль- ные неповторимые черты, свойства, присущие отдельному. Общее
существенно сходные, одинаковые, повторяющиеся черты и свойства, принадлежащие всем отдельным явлениям определен- ной группы. Единичное и общее составляют моменты, стороны отдельного. Отдельное же есть целое.
Различие между единичным и общим носит относительный, а не абсолютный характер. Почти каждое общее выступает в каче- стве единичного по отношению к более широкому кругу явлений.
Наряду с различием единичного и общего диалектическая ло- гика обязывает также выделять категорию особенного. Эта катего- рия в известном отношении содержит в себе черты как единично- го, так и общего.
Таким образом, особенное сочетает в себе свойства единично- го и общего, являясь связующим звеном между ними. Все черты и свойства, присущие единичному и общему, относятся также к ка- тегории особенного. Следует уяснить диалектику этих категорий:
- во-первых, общее и единичное существуют объективно. Ка- тегории единичного и общего являются отражением в сознании людей единичных и общих свойств и признаков, существующих в вещах, предметах и явлениях;
- во-вторых, всякое общее в действительности существует лишь через единичное. Когда мы утверждаем, что источником развития всех предметов и явлений являются внутренние проти- воречия, то тем самым мы выражаем то общее, что свойственно
216
всей действительности. Но существует ли это общее само по себе?
Конечно, нет. Противоречие, как категория общего, проявляется через конкретные отдельные, единичные вещи и явления.
Сущность и явление. Данные категории более сложные, мно- гоплановые и многогранные, чем остальные категории диалекти- ки. Они отражают соотношение внутреннего и внешнего в пред- метах и процессах.
При рассмотрении данных категорий нередко допускается ошибка: отождествляется сущность с внутренним, а явление – с внешним, сущность представляется как бы ядром, а явление – скорлупой. Следует четко представлять отличие философского понятия внутреннего от пространственно-геометрического. С фи- лософской точки зрения внутреннее – это основа процессов, это относительно устойчивая, "крепко сидящая" сторона процессов.
Сущность есть философская категория для отражения внут- ренней, относительно устойчивой стороны предметов и процес- сов, главного и определяющего в содержании их основы, которая определяет функционирование и развитие предметов и процессов.
Явление есть философская категория для отражения внешней стороны предметов и процессов, внешнего обнаружения сущно- сти, проявления сторон и связей, закономерностей сущности.
Следует обратить внимание на диалектику этих категорий:
- во-первых, сущность и явление существуют объективно;
- во-вторых, сущность и явление органически взаимосвязаны между собой, они выражают с различной глубиной и полнотой одну и ту же реальность. Нет сущности, которая бы не имела сво- его проявления. В равной степени нет и таких явлений, которые бы не выражали той или иной сущности. Связь сущности и явле- ния выражается в разных формах. а) Сущность и явление связаны как единое и многое. Сущ- ность всегда выступает как единое в некотором множестве явле- ний.
Пример: сущность листьев растений выражена в фотосинтезе, в функциях дыхания и преобразования световой энергии в хими- ческую. Но как явления листья растений многообразны. Листья
217
березы, дуба, клевера, сосны, кукурузы отличны друг от друга по форме, величине, но сущность их одна – фотосинтез. б) Сущность и явление связаны как общее и единое. Общее может выступать как внутренняя закономерность многих единич- ных явлений. в) Сущность и явление связаны как внутренне, так и внешне.
Сущность всегда представляет внутреннее в явлениях, явление всегда представляет внешнее обнаружение сущности. г) Сущность и явление связаны как устойчивое и меняющееся в явлениях;
- в-третьих, противоположность этих категорий относительна: то, что в одном отношении выступает как сущность, в ином отно- шении выступает как явление. Событие есть и сущность и явле- ние, но в разных отношениях;
- в-четвертых, в данных конкретных отношениях явление и сущность не совпадают. Сущность выражается через явление.
Во многих процессах отдельные воспринимаемые явления дают искаженное отражение их сущности. В этом случае мы име- ем дело с видимостью (кажимостью). Видимость (кажимость) – это проявление отдельных сторон, моментов, признаков сущности непосредственно в чувственных восприятиях человека, в живом созерцании. Кажимость содержит в себе субъективный момент.
Предмет кажется таким-то или таким-то. Здесь имеется момент субъективного отношения к предмету. Но это не значит, что кате- гория видимости чисто субъективна. Видимость – одна из сторон объективного мира. При этом следует иметь в виду, что в отличие от кажимости, имеющей объективное содержание, существует ка- жимость иллюзорная, когда истинная сущность процесса пред- ставлена явлением иллюзорным, ложным;
- в-пятых, сущность как внутренняя основа процесса опреде- ляет, в конечном счете, и характер ее внешних проявлений. Но при этом надо иметь в виду, что характер явлений зависит не только от сущности, но и от тех условий, в которых она проявля- ется. Одна и та же сущность в различных условиях проявляется по-разному;
218

- в-шестых, в процессе развития явления более подвижны, чем сущности. Однако не следует забывать, что сущность не остается неподвижной, неизменной. Изменение сущности обусловливается тем, что в процессе развития материального образования одни не- обходимые связи и стороны начинают усиливаться и играть боль- шую роль, другие отодвигаются на второй план или исчезают со- всем.
Рассмотрев взаимосвязь сущности и явления, необходимо уяс- нить значение этих категорий для правильного понимания про- цесса познания. Явление – это то, что доступно непосредственно- му восприятию органами чувств. Сущность доступна абстрактно- му мышлению, опирающемуся на материал данных органов чувств. Правильное понимание соотношения сущности и явления представляет собой ключ к пониманию взаимосвязи чувственного и рационального моментов в процессе познания.
Неверное решение вопроса о соотношении сущности и явле- ния приводит к ошибочным представлениям о познании, в частно- сти к агностицизму. Агностицизм Канта, например, связан с раз- рывом и противопоставлением явления и "вещи в себе".
Односторонние, неверные концепции познания имели место не только в прежней философии, они существуют и сейчас. Так, современный позитивизм стоит на позициях эмпиризма и агно- стицизма.
Важно усвоить положение диалектической логики о том, что человеческое познание непрерывно развивается, идет от явления к сущности, от познания сущности, так сказать, первого порядка к сущности второго порядка, т.е. более глубокой, и так без конца.
Необходимо строго различать явления и сущность объектив- ных процессов, стремиться за явлениями вскрывать сущность, что представляет собой главную задачу познания.
Познание – сложный, противоречивый процесс движения мыс- ли от конкретного к абстрактному, от явления к сущности и от абст- рактного к конкретному, от сущности через посредствующие звенья к явлению.
Содержание и форма. Категории "содержание" и "форма" тесно взаимосвязаны с категориями "сущность" и "явление". Од-
219
нако в более широком смысле категории "сущность" и "содержа- ние", безусловно, расходятся. Сущность – это общее и необходи- мое, между тем как содержание охватывает не только общее, но и частное, не только главное, но и второстепенное. Сущность – это главное в содержании.
Категории "явление" и "форма" также не совпадают, хотя они близки, поскольку обе занимают "подчиненное" место: форма вторична по отношению к содержанию, явление вторично по от- ношению к сущности. Но форма не лишена существенного. Форма не совпадает с явлением, ибо она не сводится только к внешнему, а несет в себе моменты внутреннего, существенного.
Проанализируем природу понятий "содержание" и "форма" в их взаимосвязи. Может ли быть содержание без формы? Сущест- вует ли "чистая" бессодержательная форма?
Содержание – это философская категория, в которой находит выражение совокупность всех сторон, элементов, связей, отноше- ний, образующих данный предмет (явление, процесс).
Форма – это философская категория, в которой находит вы- ражение способ организации содержания, относительная устойчи- вая определенность связи и взаимодействия элементов содержа- ния.
Рассматривая диалектику этих парных категорий, обратим внимание на следующее:
- во-первых, содержание и форма находятся в тесной взаимо- связи между собой, выступают всегда в неразрывном единстве, ибо нет в мире явлений, не имеющих никакого содержания, а вся- кое содержание так или иначе оформлено. Единство содержания и формы имеет всеобщий характер и по-разному проявляется в не- живой и живой природе, в общественной жизни, в мышлении и познании;
- во-вторых, определяющая роль в этом единстве принадле- жит содержанию, форма зависит от того, что организуется, содер- жание формирует само себя;
- в-третьих, форма не пассивна, а оказывает влияние на со- держание. Если форма соответствует содержанию, то она дает
220
простор для его развития. Если форма не соответствует содержа- нию, то она сковывает его развитие;
- в-четвертых, форма и содержание относительны: то, что яв- ляется содержанием в одних связях и отношениях, в других может быть формой;
- в-пятых, одно и то же содержание может выражаться в раз- личных формах;
- в-шестых, одна и та же форма может выражать различное содержание.
Рассматривая категории "содержание" и "форма", следует об- ратить внимание на связь с категориями "часть" и "целое", "эле- мент" и "структура".
Когда мы рассматриваем вещь с точки зрения ее содержания, она выступает перед нами как целое, как совокупность всех эле- ментов, сторон, ее составляющих, и взаимодействия между ними.
Именно в этом суммарном виде содержание по мере дальнейшего развития познания объекта становится недостаточным, возникает потребность в более тщательном исследовании содержания, от- дельных составляющих его элементов, процессов, отношений.
Содержание расчленяется на отдельные части, анализ которых приводит к необходимости выявления закономерностей их взаи- мосвязи друг с другом и с целым.
Закономерности взаимосвязи части и целого отражаются в ка- тегориях "целое" и "часть". Взаимосвязи частей между собой в рамках целого отражаются в категориях "элемент" и "структура".
Частью является предмет (процесс, явление, отношение), входящий в состав другого предмета (процесса, явления, отноше- ния) и выступающий в качестве момента его содержания.
Целое представляет собой предмет (процесс, явление, отно- шение), включающий в себя в качестве составных частей другие, органически связанные между собой предметы (процессы, явле- ния, отношения), и обладающий такими свойствами, которые не сводятся к свойствам составляющих его частей.
Каждое материальное образование представляет собой нечто целое, состоящее из определенных частей. Части в целом опреде-
221
ленным образом взаимосвязаны между собой, подчиняются законам структуры.
Структура обозначает способ сочетания и взаимосвязи эле- ментов целого.
Причина и следствие. Детерминизм. Все предметы и процес- сы действительности находятся в многообразных связях друг с другом. Одной из форм всеобщей связи является причинно–
следственная связь. Без глубокого познания связей причины и следствия нельзя рассчитывать на целеустремленную практиче- скую деятельность.
С выяснением причинно-следственных связей человеку по- стоянно приходится иметь дело. Содержание причинных связей диалектика раскрывает с помощью категорий причинности, де- терминизма, причины, следствия.
Причинность – это философская категория, которая выражает генетическую связь между отдельными состояниями видов и форм материального мира в процессе его изменения и развития. Пони- мание причинности непосредственно связано с пониманием строения материальной действительности и принципов ее позна- ния. На основе познания причинности осуществляется практиче- ская деятельность людей, научное предвидение. Сущность при- чинности выражается в производстве причиной следствия.
Причина – это философская категория, которая обозначает яв- ление, действие которого вызывает другое явление или определя- ет в нем изменения.
Следствие – это философская категория, обозначающая явле- ние, которое порождается под воздействием причины.
Рассмотрим диалектику причины и следствия.
Во-первых, признание всеобщности причинности. Она выте- кает из положения о самодвижении материи, которое выступает результатом взаимодействия вещей и процессов.
Во-вторых, причина и следствие носят объективный характер.
Философы-идеалисты, отрицая объективный характер причинно–
следственных связей, пытаются утверждать, что причинность есть не более как привычная связь ощущений (Юм), как врожденная
222
категория рассудка (Кант). Субъективный идеалист Мах писал, что в природе нет ни причины, ни следствия, а "все формы закона причинности вытекают из субъективных стремлений".
Некоторые современные философы пытаются убедить людей в том, что в эпоху атомной энергии идея детерминизма будто бы потерпела крах и потому слово "причина" надо исключить из фи- лософской терминологии. Они утверждают, что электрон не под- чиняется закону причинности, а свободно выбирает путь своего движения среди разных возможностей.
Иные социологи "рассуждают", что в общественной жизни от- сутствуют причинно-следственные связи и отношения, а все об- щественные события совершаются только под влиянием субъек- тивной деятельности людей.
Причинность есть связь, всегда вызывающая к жизни нечто новое, превращающее возможность в действительность; она явля- ется необходимым источником развития.
Цель причинно-следственных связей объективно необходима и универсальна. Она не имеет ни начала (первопричину опреде- лить трудно), ни конца, она нигде не прерывается ни в простран- стве, ни во времени. И если наука пока не может определить при- чину в той или иной сфере, это не значит, что следует опуститься на позиции индетерминизма.
В-третьих, причинно-следственные связи имеют многообраз- ный характер. Это многообразие вытекает из многообразия форм взаимодействия явлений действительности.
Современная наука классифицирует причины по различным признакам. Так, по природе отношений выделяются материальные и идеальные, физические, химические, биологические, социаль- ные причины. По характеру связей различаются причины динами- ческие и статистические. Причины разделяют на внутренние и внешние, главные и неглавные, всеобщие, особенные, единичные, необходимые и случайные и др.
В-четвертых, многообразие причин, переплетение их, взаимо- действие приводят к тому, что следствие может порождаться мно- гими причинами, одна и та же причина может порождаться не- сколькими следствиями.
223

В-пятых, во взаимодействии и взаимосвязи причины и следст- вия ведущую роль играет причина. Но следствие, вызываемое причиной, не является пассивным, оно оказывает активное влия- ние на породившую его причину.
В-шестых, одна из особенностей причинно-следственной свя- зи состоит в том, что следствие, вызванное определенной причи- ной, само становится причиной нового следствия, и так далее.
В одной общей цепи идет бесконечная смена причины следст- вием, следствия причиной.
В-седьмых, причинная связь явлений предполагает после- довательность причины и следствия во времени. Причина предше- ствует следствию, следствие наступает после появления причины.
Между причиной и следствием не простая временная связь, а генетическая. При изучении причинно–следственных связей особо следует выделять повод и предлог, их влияние на следствие, их воздействие на причину.
Предлог – это субъективно подготовленное событие с целью ускорить развертывание "причины–следствия".
Повод – это внешнее часто случайное событие, обстоятельст- во, дающее побудительный толчок для наступления другого собы- тия. Повод отличается от причины, так как им могут быть самые разнообразные факты, не связанные необходимо с наступлением следствия. Повод может вызвать то или иное событие лишь пото- му, что последнее подготовлено закономерным ходом развития.
Повод носит объективный характер.
Необходимость и случайность. С категориями "причина" и "следствие", "сущность" и "явление" тесно связаны категории "не- обходимость" и "случайность", отражающие два вида объектив- ных связей бытия.
Необходимость – философская категория для выражения явле- ния или признака, которые закономерно вытекают из внутренней связи их, обусловлены всем предыдущим ходом развития, имеют причину в самих себе и в силу этого неизбежно наступают или должны наступить.
224

Случайность – это категория диалектики, которая отражает не- существенные связи явлений действительности. Случайность – это то, что может произойти, но может не произойти, может совершить- ся так, но может совершиться иначе. Она также причинно обуслов- лена, как и необходимость, но ее причины имеют несущественный, отдаленный характер, они непостоянны, незначительны для данного процесса.
Необходимость и случайность носят объективный характер.
Субъективные идеалисты не признают объективного существова- ния этих категорий. По их мнению, необходимость является ха- рактеристикой сознания, мышления. Отсутствие необходимости в природе доказывал, например. Кант. Согласно его учению, необ- ходимость является формой рассудочной деятельности и привно- сится в природу, в мир явлений человеком.
Философы, стоящие на позиции здравого смысла, признают и доказывают объективное существование необходимости, но неко- торые из них не признают объективного существования случайно- сти. Они считают, что случайность выдумана людьми для при- крытия своей неосведомленности о тех или иных процессах. Ко- гда человек, говорят они, не знает причин какого-либо явления, не может их объяснить, он объявляет его случайным. Такую точку зрения в свое время уже высказал Демокрит: "Люди измыслили идол случая, чтобы пользоваться им как предлогом, прикрываю- щим их собственную нерассудительность". Спиноза мыслил так же: "Случайной же какая–либо вещь называется единственно по несовершенству нашего знания". В наше время такой точки зре- ния придержиыаются французский философ Анри Берр, немецкий философ Ф. Лерингоф и др.
Выразим диалектику необходимости и случайности.
1. Будучи всеобщей формой бытия, необходимость и случай- ность существуют не отдельно друг от друга, а в органической связи, являются моментами, сторонами одного и того же бытия, т.е. абсолютных границ между необходимостью и случайностью нет. Противоположность необходимости и случайности существу- ет только в определенных границах, за которыми нельзя сказать о событии, что оно либо необходимо, либо случайно, так как оно оказывается и тем и другим. Одно и то же событие выступает как
225
случайное в одном отношении и как необходимое в другом отно- шении.
2. Случайность есть проявление необходимости. Термин "проявление" указывает на связь изучаемых категорий с явлением и сущностью. Подобно тому, как сущность "проявляет" себя через явление, общее "проявляет" себя в отдельном, а тем самым и в единичном, необходимость проявляет себя через случайность. Не- обходимость как общее не существует в "чистом" виде, она про- бивает себе дорогу через массу случайностей. Необходимый ре- зультат процесса развития всегда принимает форму, при которой кое-какие моменты могли бы произойти иначе, чем они действи- тельно произошли. Это прослеживается и в явлениях, процессах военной действительности.
3. Случайность дополняет необходимость. Подобно тому как явление обогащает сущность, необходимый результат процесса раз- вития дополняется случайными моментами, обогащается случайно- стями.
Обратим внимание на то, что случайности также подчиняются определенным закономерностям. Современная наука, исследую- щая случайность, совершенно по-иному поставила вопрос об изу- чении закономерностей, речь идет о соотношении динамических и статистических закономерностей.
Эта проблема широко обсуждается в философской литерату- ре, а именно: а) о характере законов действительности – являются они ди- намическими или статистическими; б) о познавательной роли динамических и статистических закономерностей; в) об отношении динамических и статистических законов к причинности, детерминизму.
По этим вопросам мы встречаем самые различные суждения вплоть до противоположных точек зрения.
В динамическом законе выражается зависимость между объ- ектами, представляющими отдельные цельные образования. Зави- симость между такими объектами имеет однозначный характер.
226

Из данного состояния одного объекта однозначно вытекает со- стояние другого связанного с ним объекта, или из данного на- чального состояния однозначно вытекает последующее состояние этого же объекта. Динамический закон по своей математической форме представляет функциональную связь:
)
x
,...,
x
,
x
,
x
(
ф
y
n
3 2
1
=
Если заданы значения некоторых аргументов, то значение ис- комой величины функции определяется вполне строго.
Явления, описываемые динамическими законами, трактуются как необходимые. Необходимая связь, выраженная в такого рода законах, осуществляется, как и всюду, через случайности, через постоянные колебания, отклонения, но эти случайности не оказы- вают существенного влияния на ход процесса, так как здесь огра- ниченное и практически небольшое число существенных, устой- чивых связей господствует над всеми остальными. В этих законах непосредственно отражается тот необходимый средний результат, к которому приводят сложные взаимодействия.
Статистические закономерности действуют в специфической об- ласти, в области массовых явлений, составляющих статистический коллектив, т.е. совокупности вещей или явлений, сосуществующих в пространстве и времени или только повторяющихся во времени, по- следовательно сменяющих друг друга и объединенных определен- ными признаками, благодаря чему они составляют нечто целое и взаимосвязанное.
Наша точка зрения по этому поводу уже выражалась. Напом- ним некоторые положения относительно признаков динамических и статистических законов.
Во-первых, динамические законы выражают связи и отношения между отдельными процессами и явлениями, где ограниченное и практически небольшое число существенных и устойчивых связей и отношений доминирует над всеми остальными, определяя исход процесса; статистический закон выражает связи и отношения мас- совых явлений, "ансамбля" событий, где теоретически бесчислен- но большое число некоррелированных между собой связей, не об- наруживая заметного доминирования друг над другом, определяет исход процесса всей своей совокупностью.
227

Во-вторых, динамическая закономерность выражает отношения между элементами жестко детерминированной системы; статистиче- ская закономерность – между элементами вероятностной системы. В силу этого статистические законы называют вероятностно- статистическими.
В-третьих, динамический закон позволяет на основании зна- ний об определенной области пространства-времени давать одно- значные предсказания о другой области пространства-времени; статистический закон на основании знаний об определенной об- ласти пространства-времени позволяет давать вероятные предска- зания о другой области пространства-времени.
В-четвертых, случайные явления не укладываются в рамки динамических законов, они элиминируются; статистический закон выражает диалектическую связь необходимости и случайности, необходимость пробивает себе дорогу через массу случайностей; здесь эта диалектическая формула очень ярко проявляется, но ста- тистические законы отнюдь не представляют собой законы чис- тых случайностей. Наоборот, вероятностно-статистические зако- ны позволяют в обобщенной теоретической форме учесть "игру случайностей" через выявление общей, существенной и необхо- димой составляющей в массе случайностей.
В-пятых, в динамической закономерности причина выступает непосредственно; в статистической закономерности сложным об- разом переплетаются независимые причины.
В-шестых, при описании процессов и явлений, подчиняющихся динамическому закону, эффективным оказывается дифференциаль- ное и интегральное исчисление; при описании явлений и процессов, подчиняющихся вероятностно-статистическим закономерностям, применяется аппарат теории вероятностей и математической стати- стики.
Рассмотрев данные категории, сделаем вывод.
Во-первых, необходимость никогда не выступает в чистом виде, прокладывает себе дорогу через массу случайностей. Разви- тие науки идет через изучение и использование необходимости, но это не значит, что она не принимает во внимание случайности.
Задача науки состоит в том, чтобы за случайностями открыть не-
228
обходимость и вооружить практику знанием основных тенденций, устойчивых, повторяющихся связей, отношений, т.е. законов.
Во-вторых, в теории и практике очень важно своевременно и умело использовать случайности, которые содействуют необхо- димому ходу событий или раскрытию необходимости, т.е. благо- приятные случайности, способствующие достижению поставлен- ной цели. Не менее важно своевременно обнаружить и устранить или создать условия нейтрализации отрицательно влияющих слу- чайностей.
Возможность и действительность. Вероятность. С перехо- дом от явления к сущности познание не останавливается, не пре- кращает свое движение, а проникает все глубже и глубже в суть исследуемых предметов, раскрывает все новые стороны и связи.
Познавая сущность какого-либо материального образования, про- цесса, мы узнаем как действительное состояние его, так и возмож- ные, такие, которых еще нет, но которые неизбежно наступят при определенных условиях. Но действительное состояние не тожде- ственно возможному. Возникает необходимость разделить, отли- чить действительное от возможного, выяснить особенности того и другого, уяснить диалектику превращения одного в другое, а вме- сте с этим возникает необходимость в категориях "возможность" и "действительность".
Возможность есть философская категория для обозначения материальных образований, свойств, состояний, которых нет в действительности, но которые могут появиться вследствие при- сущей материи способности переходить из одного состояния в другое.
Возможность, реализуясь, превращается в действительность.
Действительность – философская категория для обозначения материальных образований, свойств, состояний, которые сущест- вуют в реальном мире в настоящее время. Надо различать дейст- вительность в широком и узком смысле. Действительность в ши- роком смысле понимается как мир в целом, а в узком смысле – от- дельные предметы, процессы, явления.
Действительность можно определить как осуществившуюся возможность, а возможность – как потенциальную действитель-
229
ность. В лаконичной форме диалектику этих категорий можно вы- разить следующим образом.
Во-первых, возможность и действительность существуют объективно, они свойственны вещам, внешнему миру.
Иную точку зрения развивал Кант. По его мнению, возмож- ность и действительность не свойственны вещам, а являются ха- рактеристиками человеческого разума.
Во-вторых, возможность и действительность, существуя в единстве, в то же время обладают относительной самостоятельно- стью. Метафизический отрыв возможности от действительности, их абсолютизация неизбежно ведет к поиску деятельного начала, поиску первопричины, что осуществить невозможно. При этом переход возможности в действительность происходит не на осно- ве внутренних сил, тенденций, свойственных вещи, а связан с дей- ствием внешних сил. Такую точку зрения выражал Аристотель.
В-третьих, взаимосвязь возможности и действительности отра- жает диалектику развития объективного мира, показывает, что но- вое не возникает на пустом месте (возможность превращается в действительность), а имеет свое основание в предшествующем.
Действительность на основе борьбы противоположностей готовит предпосылки для своего самоотрицания, она порождает новые воз- можности для дальнейшего прогрессивного развития явлений объ- ективной реальности.
В-четвертых, возможность превращается в действительность не всегда, а лишь при наличии соответствующих условий. Под ус- ловиями понимается совокупность факторов, необходимых для превращения какой-либо возможности в действительность.
Всякое материальное образование представляет собой единст- во множества различных противоположных сторон и тенденций, каждая из которых обладает способностью превращаться в свою противоположность. В связи с этим любое материальное образо- вание имеет много различных возможностей. Возникает проблема анализа различных видов возможностей. В философской литера- туре нет единства взглядов по этой проблеме, особенно относи- тельно реальной и формальной, конкретной и абстрактной воз- можности. Нам представляется наиболее правильным различать
230
возможности в этом отношении по вероятности их осуществле- ния.
В категории "вероятность" выражаются следующие отноше- ния: а) объектовая вероятность, т.е. отношения между объектами, классами объектов, элементами, системами; б) валентная вероятность, т.е. отношение знания к своему объек- ту; в) импликативная вероятность, т.е. отношения между фраг- ментами знания (например, логические связи между высказыва- ниями); г) аксиологическая вероятность, т.е. отношение субъекта к ка- ким-либо феноменам. Вероятность рассматривается как психоло- гическая категория, выражающая степень доверия к суждениям, степень риска, полезности, ожидания и т.п.
Различают математическую (классическую, частностную и аксиоматическую), логическую вероятность, а также вероятность как категорию, т.е. философский подход к вероятности.
Вероятность является категорией, отражающей закономерности развития специфического класса явлений, которые характеризуются отношениями иррегулярности и устойчивости, автономности и свя- занности, беспорядка и порядка между взаимосвязанными элемен- тами.
Вероятность является мерой возможности. Она характеризует пределы, в которых существует возможность. Каждая возмож- ность обязательно имеет некоторые, хотя бы минимальные, осно- вания и способность осуществиться. Эта минимальная вероят- ность является "нижним" пределом существования возможности.
С достижением некоторого максимума вероятности возможность осуществляется. Вероятность охватывает возможность от "почти невероятного" до "почти необходимого".
В этом плане (вероятность – мера возможности) можно выде- лить некоторые моменты:
- степень развитости возможности;
- величина основания возможности;
231

- степень необходимого в возможном.
Если в материальном образовании эти три величины достига- ют максимальных пределов, то возможность близка к реализации.
Вероятность близка к единице. Но возможность может и не осу- ществиться. В данном случае есть смысл говорить о реальной возможности.
Реальными называются такие возможности, которые обуслов- лены необходимыми сторонами и связями, законами структуры, функционирования и развития объекта.
Если в материальном образовании эти три величины имеют минимальное значение, то возможность близка к невозможности.
Вероятность в данном случае близка к нулю; при этом речь идет о формальной возможности.
Формальная возможность – возможность, которая обусловле- на случайными связями и отношениями.
Порождаясь необходимыми сторонами и отношениями дейст- вительности, реальные возможности различаются между собой связью с условиями, необходимыми для их осуществления. В за- висимости от наличия или от отсутствия в данный момент, они делятся на конкретные и абстрактные.
Конкретная возможность – такая реальная возможность, для осуществления которой могут сложиться соответствующие усло- вия в настоящее время; абстрактная возможность – такая реаль- ная возможность, для реализации которой в настоящее время нет необходимых условий.
В зависимости от особенностей процесса превращения той или иной возможности в действительность все возможности могут быть разделены на обратимые и необратимые.
Обратимой называется такая возможность, с осуществлением ко- торой первоначальная действительность превращается в возможность; необратимой – возможность, с осуществлением которой первона- чальная действительность становится невозможностью.
Учитывая характер связи возможностей между собой, их можно разделить на сосуществующие и исключающие.
232

Сосуществующей называется возможность, осуществление которой не приводит к исчезновению другой; исключающей – возможность, осуществление которой вызывает исчезновение дру- гой.
Раскрывая диалектику возможности, действительности и веро- ятности, следует уяснить вытекающие отсюда методологические выводы:
- во-первых, в практической деятельности для обеспечения успеха необходимо опираться на реальные возможности, а не на чисто субъективные пожелания, важно учитывать, что в реальной обстановке возможности всегда носят конкретно-исторический характер, они порождены определенными условиями, с изменени- ем которых изменяется возможность, одни возможности превра- щаются в действительность, другие ослабевают и исчезают;
- во-вторых, в своей практической деятельности важно выяв- лять скрытые возможности (резервы), постоянно ставя их на службу для успешной деятельности;
- в-третьих, необходимо умело использовать имеющиеся воз- можности, открывая новые благоприятные возможности, ограни- чивая или преодолевая нежелательные;
- в-четвертых, следует учитывать, что процесс превращения возможности в действительность проходит ряд этапов. На каждом из них важно применять такие приемы, способы, которые обеспе- чивают наибольший успех;
- в-пятых, для того чтобы возможность тех или иных общест- венных преобразований превратилась в действительность, необ- ходима активная деятельность людей, действие субъективного фактора. Следовательно, в общественной жизни приобретает большое значение сознательная, целеустремленная деятельность людей.
Итак, мы рассмотрели важнейшие так называемые парные ка- тегории: единичное, особенное, общее, причина и следствие, не- обходимость и случайность, возможность и действительность, со- держание и форма, сущность и явление.
233

Выводы
1. Категории диалектики – это такие понятия, которые отра- жают действительность в ее взаимосвязях, взаимопереходах, из- менениях и развитии. Они являются отражением существенных и необходимых связей и отношений вещей и явлений.
2. Категории являются конкретизацией основных законов диалектики. Они отражают отдельные стороны объективной дей- ствительности, являются ступеньками и узловыми пунктами в че- ловеческом познании. Истина постигается во взаимосвязи катего- рий и законов диалектики. Развитие познания есть изменение со- держания категорий и их системы.
3. Философские категории имеют важное методологическое значение в отношении конкретных наук. Отрыв философских кате- горий от понятия конкретных наук неизбежно приводит к схоласти- ке, пустоте, а отрыв понятий частных наук от законов и категорий диалектики приводит к грубому эмпиризму, слепому преклонению перед фактами.
4. Диалектика в целом, ее основные законы и категории со- ставляют содержание методологии.
Основу всех форм мышления, в том числе и категорий, опре- деляет практика. Каждая категория является обобщением челове- ческой практики, ее аккумуляцией. Категории диалектики должны стоять на уровне современной практики.
234

1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   23


написать администратору сайта