Учебное пособие ч асть 2 для студентов заочной
Скачать 2.19 Mb.
|
3.3. Ч ЕЛОВЕК И ЛИЧНОСТЬ . Личность – объект философии, социологии, этики, права, пе- дагогики и других наук. Личность есть категория аксиологиче- ская, оценочная, этическая и духовная и в меньшей мере биологи- ческая и психологическая. Человек является биологической, пси- хологической и социальной категорией. Необходимо различать в человеке глубинное и поверхностное "я". И слишком часто человек обращен к другим людям, к обще- ству и цивилизации своим поверхностным "я", которое способно к сообщению, но не способно к общению. Это подчеркивал Л. Н. Толстой. Он изображал двойную жизнь человека: внешнеуслов- ную, исполненную лжи, не подлинную жизнь, которой человек обращен к обществу, государству, цивилизации, и внутреннюю, подлинную жизнь, в которой человек стоит перед первореально- стями, перед глубиной жизни. Поверхностное "я" человека, очень социализированное, рационализированное, цивилизованное, не есть личность в человеке, оно может быть даже искажением об- раза человека, закрытием его личности. Личность человека может быть раздвоена, человек может иметь много ликов и его образ может быть неуловим. "Человек часто играет роль в жизни, – от- мечал В. Бердяев, – и может играть не свою роль". Это происхо- дит потому, что много лжи в политике, в социальной сфере, в эко- номической сфере, в деятельности государственных органов. А что основано на лжи, не может быть право. Личность человека может быть раздавлена. И в то же время вполне социализирован- ный, цивилизованный человек может быть совершенно безлич- ным, может быть рабом, не замечая этого. 278 Что такое личность? Каковы предпосылки ее формирования? Какие типы личностей бывают? Эти вопросы решались и решают- ся философами неоднозначно. Следует подчеркнуть, что есть общие положения, которые роднят философов почти всех школ и направлений во взглядах на личность. Остановимся на некоторых из них. Это утверждение, что достоинство человека есть личность в нем. Только личность имеет человеческое достоинство. Именно сознание личности в че- ловеке говорит о его высшей природе и высшем признании. Чело- век – существо природное и социальное, есть порождение мира и происходящих в нем процессов. Но личность, человек как лич- ность не есть дитя мира. Человек есть личность не по природе, а по духу. Личность есть мое целостное мышление, мое целостное воление, мое целостное чувствование, мои целостные творческие акты. Личность есть целостный образ человека, в котором духов- ное начало владеет всеми душевными и телесными силами чело- века. Личность есть детерминация изнутри – считают одни фило- софы, другие – детерминирована внутренними и внешними фак- торами. Личностью не рождаются, а ею становятся в процессе жизнедеятельности. В человеческой личности есть много родово- го, принадлежащего человеческому роду, много исторического, традиционного, социального, классового, семейного, много на- следственного и подражательного, много "общего". Но эти черты сходства не затрагивают того существа личности, которые делают ее личностью, не личностью вообще, а этой личностью. Личность должна совершать самобытные, оригинальные, творческие акты, и только это делает ее личностью, составляет единственную цен- ность. Все родовое и наследственное есть лишь материал для творческой активности личности. Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических, воздействия социальных факторов (среда, усло- вия, нормы, регулятивы) и ее психосоциального ядра "я". "Я" есть существенный элемент структуры личности, это высший регуля- тивно прогнозирующий духовно-смысловой ее центр. Оно являет- ся основой формирования социальных чувств человека: чувства 279 собственного достоинства, долга, ответственности, совести, нрав- ственно-эстетических принципов. Личность есть активность, сопротивление, победа над тяже- стью мира, торжество победы над рабством мира. Личность есть овладение собой и миром. Личность есть существо разумное и свободное. Личность определяет себя изнутри, вне всякой объек- тивности, и только определяемость изнутри, из свободы и есть личность: существование личности предполагает свободу. Тайна свободы есть тайна личности. Личность как духовно-смысловой (некоторые считают экзистенциальный) центр предполагает чув- ствилище к страданиям и радостям. Личность не только способна испытывать боль, но в известном смысле личность есть боль. Борьба за личность, утверждение личности болезненны. Боль в человеческом мире есть порождение личности, ее борьба за свой образ. Свобода порождает страдание. Личность есть персоналистическая установка ценностей. Лич- ность связана с памятью и верностью, она связана с единством судьбы и единством биографии. Личность есть индивидуальная форма проявления сущности человека. Это субъективное бытие человеческой сущности. Личность связана с характером. Сильная личность есть выра- женный характер. Характер есть победа духовного начала в чело- веке. Характер есть овладение собой, победа над рабством самому себе. Характер обнаруживается прежде всего в отношении к ок- ружающей среде. Темперамент есть природная данность, характер есть завоевание и достижение, он предполагает свободу. Характер – психологический стержень человека, стабилизирующий его формы активности. Только в характере индивидуум приобретает свою постоянную определенность. Характер – индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведе- ния и в отношениях к окружающей действительности. Мы перечислили только некоторые общие элементы из со- держания взглядов на человека различных философских школ и направлений. Но есть и существенные различия во взглядах. Не вдаваясь в подробности, отметим только три крайних подхода: 280 - во-первых, чрезмерная субъективизация личности. Считает- ся, что личность не представляет собой дитя мира. Личность есть феномен, независимый от природы, общества, государства, обще- ственных отношений. Личность в человеке не детерминирована наследственностью, биологической и социальной средой, она есть возможность победы над детерминацией. Личность есть субъект среди субъектов. Личность познается лишь как субъект в беско- нечной субъективности, в которой скрыта тайна существования; - во-вторых, чрезмерная социологизация личности. Личность рассматривается только как социальное качество индивида, упус- каются биогенетические задатки, регулятивно прогнозирующий духовно–смысловой центр; когда сущность личности сводится только к совокупности общественных отношений, когда общест- венная среда выступает прежде всего как классовые условия су- ществования личности, когда абсолютизируется зависимость лич- ности от общества, нации, государства, коллектива; - в-третьих, полная зависимость личности от сверхчеловече- ских ценностей. Утверждается, что личности человека нет, если нет бытия, выше ее стоящего, если нет того горнего мира, к кото- рому она должна восходить. Личность не может восходить, реали- зовать себя, осуществить полноту своей жизни, если нет сверхче- ловеческих ценностей, нет Бога и божественной высоты жизни. Личность не часть мира, она соотносительна миру, соотноситель- на Богу. Личность допускает лишь соотношение, как встречу и общение. И Бог-личность хочет видеть не человека, над которым Он господствует и который должен Его прославлять, а человека- личность, которая отвечает на Его призыв и с которой возможно общение любви. Образ человеческой личности есть не только об- раз человеческий, но и образ Божий. Личность тогда только есть личность человеческая, когда она есть личность богочеловеческая. Свобода и независимость человеческой личности от объективного мира и есть ее богочеловечность. Это значит, что личность фор- мируется не объективным миром, а субъективностью, в которой скрыта сила образа Божия. Некоторые теологи отрицают такую позицию, утверждая, что только Иисус Христос был Богочелове- ком, человек же есть тварное существо и не может таковым быть. "И все же, пусть человек не есть богочеловек, в том смысле, в ко- тором Христос – Богочеловек, – утверждают религиозные фило- 281 софы. – Но в человеке есть божественный элемент, в нем есть как бы две природы, в нем есть пересечение двух миров, он несет в себе образ, который есть образ человеческий и образ Божий и есть образ человеческий в меру того, как осуществляется образ Бо- жий". Отношение между личностью и Богом не есть каузальное (причинно-следственное) отношение, оно находится вне царства детерминации. Бог не объект для личности, он субъект, с которым существуют экзистенциальные (духовные) отношения. Общение личности с Богом осуществляется в сфере духа. На основе анализа подходов к личности представляется, что сложились в настоящее время две основные концепции личности: - во-первых, личность как функциональная характеристика человека, в общем плане личность рассматривается как деятель- ный феномен, из поступков которого сплетается реальная ткань человеческой истории; - во-вторых, рассматривается личность как сущностная харак- теристика человека. Личность при этом рассматривается как сгу- сток ее регулятивно духовных потенций, центр самосознания, ис- точник воли и ядро характера, субъект свободных действий. Чело- век есть личность не по природе, а по духу. Личность – это уни- версум в индивидуально неповторимой форме. Личность есть не субстанция, а акт, творческий акт. Личность есть субъект, а не объект и она вкоренена во внутреннем плане существования, т.е. в мире духовном, в мире свободы. Личность есть экзистенциальный мир. Личность – это внутренний духовный мир человека. Личность – индивидуальное средоточение и выражение обще- ственных отношений и функций людей, субъект познания преоб- разования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм. Личностные качества человека в та- ком случае есть производное от его социального образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общест- венно развитой человек. Личность есть неизменное в изменении, единство в многооб- разии. Личность не есть застывшее состояние, она разворачивает- ся, развивается, обогащается, но она есть развитие одного и того 282 же пребывающего субъекта. Самое изменение происходит для со- хранения этого неизменного, пребывающего. "Личность ни в коем случае, – писал Н. Бердяев, – не есть готовая данность, она есть задание, идеал человека. Личность самосозидается". Личность должна себя созидать, обогащать, наполнять универсальным со- держанием, достигать единства в целостности на протяжении всей своей жизни. Но для этого она должна уже быть. "Личность не со- ставляется из частей, не есть агрегат, не есть слагаемое, она есть первичная целостность", – так определяет личность русский фило- соф Б. Вышеславцев. Но эта целостность не существует сразу с рождением челове- ка. Личностью не рождаются, а становятся в процессе жизнедея- тельности. Очевидно, что к новорожденному ребенку термин лич- ность не приложим, хотя все люди появляются на свет как инди- виды. Понятие индивида указывает, во–первых, на отдельную особь как представителя высшего биологического вида Ноmo sapiens и, во-вторых, на единичный, отдельный "атом" социальной общности. Это понятие описывает человека в аспекте его отдель- ности и обособленности. Индивид – это единичное бытие челове- ка как реально существующего социального существа, с его осо- бенностями и носителя характеристик рода "человек". Индивид есть категория натуралистическая, биологическая, социальная. Он детерминирован родовой наследственностью, а также наследст- венностью социальной. Индивид в качестве особой единичной це- лостности характеризуется рядом свойств: целостностью морфо- логической и психофизиологической организации, устойчивостью во взаимодействии со средой, активностью. Таким образом, индивид – это отдельный человек как особь, изолированно взятая от общества. "Это единица". Но не просто единица, а единица, включающая в себя сущностные признаки ро- да. Это единичное от множества и в самом множестве. Итак, новорожденный есть индивид, а скорее индивидуаль- ность. В каждом новорожденном ребенке уникально неповтори- мым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся предыстория. Это относится и к врожденным особенностям био- химических реакций, физиологических параметров, готовности мозга к восприятию внешнего мира и т.п. При рождении все дети 283 не только разные, но и уникальные, яркие индивидуальности. Ка- ждый день их жизни увеличивает потребность в многообразных реакциях на окружающий мир. Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формирование ее есть в сущности процесс социали- зации индивида. Этот процесс происходит путем внутреннего формирования неповторимо уникального его облика. Процесс со- циализации требует от индивида продуктивной активности, выра- жающейся в постоянной корректировке своих действий, поведе- ния, поступков. Это, в свою очередь, вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием само- сознания. В этом процессе отрабатывается свойственный именно личности механизм рефлексии. Самосознание и самооценка в со- вокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг ко- торого складывается неповторимый по богатству и разнообразию тончайших оттенков "узор" личности, присущая только ей специ- фика. Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов (среда, условия, нормы, регулятивы) и ее психосоциального ядра – "я". Здесь под "я" понимаются глубинные психические процессы и внутренний духовный мир. Оно представляет собой как бы внут- реннее социальное личности, ставшее феноменом психики, опре- деляющее ее характер, сферу мотивации, проявляющуюся в опре- деленной направленности, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убе- ждений, ценностных ориентации, мировоззрения. Оно же является основой формирования социальных чувств человека: чувства соб- ственного достоинства, долга, ответственности, совести, нравст- венно-эстетических принципов и т.д. Таким образом, "я" есть сущностный элемент структуры личности, это высший, регуля- тивно прогнозирующий духовно-смысловой ее центр. Субъектив- но, для индивида, личность выступает как образ его "я" – он-то и служит основой внутренней самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть, каким мог бы быть, если бы хотел. Процесс соотнесения образа "я" с реальными жизненными обстоятельствами, результи- рующий в мотивациях и направленности личности, служит базой 284 для самовоспитания, то есть для постоянного процесса совершен- ствования, развития собственной личности. Человек как личность не есть некая законченная данность. Он – процесс, требующий не- устанной душевной работы. Главным результирующим свойством личности выступает мировоззрение. Оно являет собой привилегию человека, подняв- шегося до высокого уровня духовности. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я явился в этот мир? в чем смысл моей жизни, мое предназначение? живу ли я согласно велениям бытия или нет? Только выработав то или иное мировоззрение, личность, самооп- ределяясь в жизни, получает возможность осознанно, целенаправ- ленно действовать, реализуя свою сущность. Мировоззрение – это как бы мост, связывающий личность и весь окружающий ее мир. Одновременно с формированием мировоззрения складывается и характер личности – психологический стержень человека, ста- билизирующий его социальные формы активности. "Только в ха- рактере индивидуум приобретает свою постоянную определен- ность", – отмечал Гегель. Слово "характер", употребленное в качестве синонима слову "личность", означает, как правило, меру личностной силы, то есть силу воли, которая тоже есть результирующий показатель лично- сти. Сила воли делает мировоззрение цельным, устойчивым и придает ему действенную силу. Люди с сильной волей обладают и сильным характером. Таких людей обычно уважают и справедли- во воспринимают как лидеров, зная, чего можно ожидать от тако- го человека. Признается, что великим характером обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей, соответствуя требованиям объективных, разумно обоснованных и социально значимых идеалов, служа маяком для других. Он стремится к осуществлению не только объективно, но и субъективно оправ- данных целей, а энергия воли имеет достойное себя содержание. Если же характер человека теряет свою объективность, размельча- ясь в случайных, мелких, пустых целях, то он переходит в упрямст- во, становится деформированно субъективным. Упрямство – это уже не характер, а пародия на него. Препятствуя общению человека с другими, оно обладает отталкивающей силой. 285 Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданствен- ность, невозможно вообще общественное самоутверждение чело- веческого индивида как личности. Особым компонентом личности является ее нравственность. Нравственная сущность личности "проверяется" на многое. Соци- альные обстоятельства нередко приводят к тому, что человек, по- ставленный перед выбором, не всегда следует самому себе, этиче- скому императиву своей личности. В такие моменты он превраща- ется в марионетку социальных сил, и это наносит непоправимый ущерб цельности его личности. Люди по-разному реагируют на испытания: одна личность может "сплющиться" под ударами мо- лота социального насилия, а другая – закалиться. Только высоко- нравственные и глубоко интеллектуальные личности испытывают острое чувство трагизма от сознания своей "не личности", то есть неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл "я". Только свободно проявляющаяся личность может сохранить чувст- во собственного достоинства. Мера субъективной свободы лично- сти определяется ее нравственным императивом и является показа- телем степени развитости самой личности. Таким образом, личность – это мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности. В личности важно видеть не только единое и общее, но и уни- кальное, своеобразное. Углубленное постижение сущности лично- сти предполагает рассмотрение ее не только как социального, но и как индивидуально-самобытного существа. Уникальность челове- ка проявляется уже на биологическом уровне. Сама природа зорко бережет в человеке не только его родовую сущность, но и уни- кальное, особенное в нем, хранимое в его генофонде. Все клетки организма заключают в себе генетически контролируемые специ- фические молекулы, делающие данного индивида биологически неповторимым: ребенок появляется на свет уже с даром уникаль- ности. Разнообразие человеческих индивидуальностей порази- тельно, и на этом уровне уникальность наблюдается даже у жи- вотных: кто хоть сколько-нибудь имел возможность наблюдать поведение нескольких животных одного вида в одинаковых усло- виях, не мог не заметить различий в их "характерах". Уникаль- ность людей поразительна даже в своем внешнем проявлении. 286 Однако подлинный ее смысл связан не столько с внешним обли- ком человека, сколько с его внутренним духовным миром, с осо- бенным способом его бытия в мире, с манерой его поведения, об- щения с людьми и природой. Уникальность личностей имеет су- щественный социальный смысл. Что же представляет собой личностная уникальность? Личность включает в себя общие черты, свойственные ей как представителю человеческого рода; ей свойственны и особенные признаки как представителю определенного общества с его спе- цифическими социально-политическими, национальными, исто- рическими традициями, формами культуры. Но вместе с тем лич- ность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наслед- ственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми усло- виями микросреды, в которых она взращивается. Но это еще не все. Наследственные особенности, неповторимые условия микро- среды и разворачивающаяся в этих условиях деятельность лично- сти создают неповторимый личностный опыт – все это вместе и формирует социально-психологическую уникальность личности. Но индивидуальность есть не некая сумма этих аспектов, а их ор- ганическое единство, такой сплав, который в действительности неразложим на свои составляющие: личность не может по своему произволу оторвать от себя что–то одно и заменить его на другое, она всегда обременена багажом своей биографии. "Индивидуаль- ность – это неделимость, единство, целостность, бесконечность; с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я индивидуальное существо", – так отмечал Л. Фейербах. Можно ли в таком случае про кого-нибудь сказать, что у него вообще нет ничего своего? Нет, конечно. У конкретного человека всегда есть что-нибудь свое, хотя бы неповторимая тупость, не позволяющая ему адекватно оценить ситуацию и себя в этой ситуации. Индивидуальность не есть, конечно, некий абсолют, она не обладает полной и окончательной завершенностью, что является условием ее постоянного движения, изменения, развития, но в то же время индивидуальность – это самый устойчивый инвариант личностной структуры человека, изменяющийся и одновременно неизменный на протяжении всей жизни человека, скрывающаяся под множеством оболочек самая нежная часть его – душа. 287 Какова же значимость уникальных особенностей личности в жизни общества? Каким было бы общество, случись вдруг, что в силу каких-то причин все люди в нем оказались бы на одно лицо, со штампованными мозгами, мыслями, чувствами, способностя- ми? Представим себе такой мысленный эксперимент: все люди данного общества оказались каким-то искусственным образом пе- ремешанными в однородную массу телесного и духовного, из ко- торого рука всесильного экспериментатора, разделив эту массу ровно пополам на женскую и мужскую части, сделала всех одно- типными и во всем равными друг другу. Могла бы эта двойная одинаковость образовать нормальное общество? Разнообразие индивидуальностей – существенное условие и форма проявления успешного развития общества. Индивидуаль- ная неповторимость и оригинальность личности – это не просто величайшая общественная ценность, а настоятельная потребность развития здорового, разумно организованного общества. Таким образом, понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении со- циальных явлений, событий, в уяснении механизма функциониро- вания и развития общества, эффективного управления им. Личности бывают разные: гармонично и односторонне разви- тые, прогрессивные и реакционные, нравственные и аморальные. Личность может деградировать. В течение жизни человек может в той или иной степени утратить личностные черты вследствие раз- вития хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболева- ний и т.п. В принципе личность может "умереть" еще в живом че- ловеке, что говорит о сложной внутренней структуре этого фено- мена. В философской литературе выделяют несколько социальных типов личности: "деятели", мыслители, люди чувства и эмоции, гуманисты и подвижники. "Деятели" – рабочие и инженеры, охотники и рыболовы, вои- ны и ремесленники, земледельцы, геологи, медики, педагоги и т.д. Для таких личностей главное — активное действие, изменение мира, самих себя и других людей. 288 Мыслители – люди, которые размышляют о мире, о человеке. Это "маяки" человечества. Примером могут служить "семь мудре- цов" (Фалес, Солон, Биант, Питтак, Клеобул, Хилон, Периандр). Эпоха с необходимостью рождает мыслителей, но не так часто. Люди чувства и эмоции – это деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые сме- лые научные прогнозы. Эти люди, по выражению Г. Гейне, остро чувствуют, как "трещина мира" проходит через их сердца. Гуманисты и подвижники – люди, которые бескорыстно служат другим людям. Они отличаются обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы "вчувствуются" в не- го, облегчая душевное и телесное страдания. Их сила – в вере в свое предназначение, в любви к людям. Они видят цель своей жизни в милосердии. Таким образом, личность – это человек в единстве физическо- го, социального, психологического и духовного, в котором духов- ное овладевает всеми другими феноменами. Личность – это субъ- ективное бытие человеческой сущности. Личность характеризует индивида как субъекта социальной деятельности и служит отли- чительным признаком его от других людей. |