1. история социологии. 1. возникновение и развитие социологии в XIX начале XX вв
Скачать 481.5 Kb.
|
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ В XIX — НАЧАЛЕ XX ВВ. Возникновение социологии как науки приходится на ЗО-е годы XIX века, хотя попытки социологического анализа проблем общественной жизни предпринимались и раньше. Их наличие дает основание усматривать "начало" социологии одним авторам в древности, связывая его с именами Платона и Аристотеля, другим — в рамках нового времени (Монтескье). Однако большинство исследователей считает, что появление социологии необходимо рассматривать в связи с развитием капитализма в первой трети XIX в. Именно он поставил проблемы общества и личности в их взаимодействии в центр социального знания. Термин "социология"от латинского societas— общество и греческого 1оgos— учение) впервые был введен в оборот французским мыслителем О. Контом в 1838 году, т. е. намного позднее того, как началось реальное изучение общества, и означал он в самом общем виде то, что считают в первом приближении к этому понятию и сейчас — науку об обществе. Но если до 30-х гг. 19 в. проблемы общественной жизни вплетались в общую мировоззрения, не выделяясь в специальный предмет изучения, то ближе к середине этого столетия произошло конституирование социологии как отдельной науки. Рассуждая о его причинах, некоторые исследователи полагают что в основе возникновения социологии лежали охранительные задачи. Логика размышлений здесь примерно такова. Идеи начального периода буржуазного развития (XVIII век), содержавшие в себе революционный дух, оказались неприемлемыми в новых условиях. Капиталистический строй утвердился, окреп и не нуждался в революционном обосновании своего развития. Наоборот, появилась новая социальная задача: сохранить буржуазное общество, с решением которой и связывают возникновение социологии отдельные отечественные ученые. Принимая такие представления лишь как частично объясняющие возникновение социологии, необходимо отметить, что существовала логика развития не только общества, но и науки, Причины появления новой науки разумно было бы искать не только за ее пределами, но и в ней самой. Имелись достижения естествознания, которые нельзя рассматривать автономно, поскольку они оказывали воздействие на всю мысль того времени, а, следовательно, требовали своего применения и к объяснению социальных процессов, стало быть, послужили сильным толчком для возникновения социологии. Расширялись знания об обществе, потребность в их прогрессе была значительной. Есть и другая причина, в связи с которой истоки социологии следует искать не только в самом капиталистическом обществе, его потребности иметь объективное научное знание о собственных социальных процессах. Корни социологии имеют общецивилизационную природу. Здесь и постепенное складывание мирового рынка, и возникновение схожих политических структур в ряде стран, и процесс формирования взаимосвязи различных культур, и многое другое. Поскольку происходило создание целостного социального мира, постольку возникала необходимость нового его изучения, что требовало особой науки о нем. Появление социологии можно рассматривать как своеобразный отклик на эту общественную потребность. Поэтому не случайно уже в первых социологических построениях (О. Конта, Г. Спенсера) уделялось большое внимание широким социальным проблемам. Первых "настоящих" социологов, тех, кто провозгласил принципы новой науки, интересовало в первую очередь общество как таковое. Этому как нельзя лучше способствовали сложившиеся к середине XIX века теоретические построения и концепции. Теоретические предшественники социологии Социальное мышление, развитие которого привело к возникновению социологии, включало в себя две наиболее яркие ориентации — консервативную и либеральную. В каждой из них был свой взгляд на общество сквозь призму его связей с индивидом. В рамках консервативной ориентации (Жо-зеф де Местр, Франция) конкретному человеку отводилась лишь незначительная роль, поскольку общество рассматривалось как состоящее из отношений и институтов, но не индивидов. Оно оказывалось выше и важнее, чем человек. Либеральная ориентация (Иеремия Бентам, Джеймс Милль, Англия) основывалась на ином представлении о соотношении человека и общества. Хотя последнее также рассматривалось как своего рода механический агрегат, состоящий из отдельных частей, все же человеку отводилась немаловажная роль в его изменении. Более того, индивидуальная сознательная деятельность как раз и приобретала смысл тогда, когда направлялась на улучшение общества как своеобразного "искусственного тела". Сформировалась идеология индивидуализма, сумевшая выразить одну из важнейших сторон сущности человека. Основной смысл этой идеологии можно было бы определить так: что лучше для человека, то лучше для общества. В целом же обе ориентации сыграли определенную роль в возникновении и последующем развитии социологии, поскольку для нее вопрос о соотношении общества и человека является одним из центральных. Рассматривая идейные предпосылки социологии как науки, нельзя забывать и о значении утопического социализма, о воздействии его идей, о личном влиянии одного из крупнейших его представителей французского мыслителя Анри Сен-Симона основателя социологии Огюста Конта. Семь лет он служил секретарем у Сен-Симона и заимствовал многие идеи своего патрона. Сен-Симон в книге "Очерк науки о человеке" писал, что до сих пор наука о человеке была гадательной, ее же надо возвести в степень наук, основанных на наблюдении. Он предлагал "сообщить науке о человеке позитивный характер, основывая ее на наблюдениях и разрабатывая методы, употребляемые в других отраслях физики" В противовес спекулятивным философским построениям Сен-Симон рекомендовал заняться "усыновлением последовательных рядов фактов, будучи убежден, что это единственно прочная часть наших знаний". Здесь, прервав рассуждения об идейно-теоретических предпосылках социологии, нужно кратко остановиться на естественно-научных достижениях, обусловивших ее возникновение. В первой половине XIX в. наиболее развитыми отраслями естествознания были астрономия, математика, физика, прежде всего такой ее раздел, как механика (отсюда появление "механической" модели общества, в которой оно сравнивалось, с машиной, где каждый винтик выполняет свою функцию) . Поскольку методами, приводившими ученых к точному знанию, установлению научных фактов, были наблюдение и эксперимент, постольку именно они привлекали внимание исследователей общества. Не случайно об этом говорит Сен-Симон, выдвигая идею позитивного знания о человеке, которого можно добиться с помощью применения подобных методов. Позднее этой идеей в полной мере воспользуется О. Конт. Ряд идейно-теоретических предпосылок социологии содержался в философских концепциях мыслителей, занимавшихся анализом исторического и современного материала. Особое значение в этом плане имели взгляды на проблему социального неравенства и классовых различий. С конца XVIII века стало входить в употребление понятие "класс", нетождественное распространенному тогда понятию "сословие". Затем у французских историков периода реставрации (Тьерри, Гизо, Минье) появляется понятие классовой борьбы. Приобретает важное значение понятие гражданского общества, основанного на демократической форме его существования. Гегель рассматривал гражданское общество и как единое (ни один индивид в нем не может обойтись без других), и как раздираемое противоречивыми, зачастую антагонистическими интересами. Наконец, к этому же смысловому ряду предпосылок можно отнести и взгляды итальянского мыслителя Дж.Вико ( конец XVIII в.) на прогресс, согласно которым последний имеет объективный, циклический и провиденциальный (осуществляющий замысел Бога) характер. Для возникновения социологии имело значение, притом существенное, то, что наряду с умозрительными философскими построениями появлялись эмпирические социальные исследования, связанные с социальной статистикой. Проводились хозяйственные переписи, разрабатывалась техника массовых статистических опросов, закладывались основы демографии. Развивались этнографические и антропологические исследования, причем последние меняли свой характер и направление. Если в середине XVIII в. антропология была связана с изучением человеческого тела, то спустя столетие ее определяли как науку о человеке, включающую языкознание, культуроведение и др. Итак, к 30—50-м гг. XIX в. сложились все необходимые социальные, естественно-научные и идейно-теоретические предпосылки возникновения социологии. Требовалось новое осмысление социальных процессов и явлений, которое можно было обеспечить с помощью особой науки — социологии. |