Главная страница
Навигация по странице:

  • 5. К. Маркс и его роль в социологии

  • . По Марксу, производственные отноше­ния, базирующиеся на частной собственности, сковывают разви­тие производительных сил, и, наоборот, общественная собствен­ность открывает простор для их развития

  • Вторая ключевая идея

  • Маркс стремился к глубокому изучению реальных социаль­ных образований, прежде всего рабочего класса

  • 6. Психологическое направление в социологии

  • Психологическое направление

  • Групповая

  • Габриэль Тард

  • Интеракционизм

  • 1. история социологии. 1. возникновение и развитие социологии в XIX начале XX вв


    Скачать 481.5 Kb.
    Название1. возникновение и развитие социологии в XIX начале XX вв
    Анкор1. история социологии.doc
    Дата22.06.2018
    Размер481.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла1. история социологии.doc
    ТипДокументы
    #20605
    страница4 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    Натуралистическое направление социологии


    Под натурализмом в социологии понимают направление или совокупность концепций, авторы которых, опирались в изучении общества и человека на методы и средства естественных наук. Для представителей натурализма характерно и заметно стремление выработать строгую систему знания об обществе и законах им управляющих.

    Во второй половине XIX в. появились школы и социологии социальной биологии, социальной механики, социальной физики. Их представители сравнивали социальные процессы с физическими, химическими процесами и явлениями. Так, известный немецкий ученый Вильгельм Оствальд рассматривал культурный процесс как преобразова­ние свободной энергии в связанную. Чем больше получено, по его мнению, полезной связанной энергии, тем ощутимее про­гресс культуры. Натурализм в социологии способствовал преодолению ненаучных, а иногда субъективистских и религиозных трактовок общественных проблем, однако приводил к отожде­ствлению социальных действий с природными процессами, что затрудняло развитие социологии как науки.

    Рассматривая натуралистические школы в социологии (а их было достаточно много), выделим как одну из наиболее разви­тых социал-дарвинистскую. Ее наиболее видный представи­тель — австрийский социолог Людвиг Гумплович (1838—1909). Понимание им предмета социологии и по сей день не потеряло актуальности, ведь Гумплович рассматривал социологию как на­уку о социальных группах и отношениях между ними. Главной характеристикой этих отношений он считал непрерывную борь­бу, приобретающую подчас жесткие и беспощадные формы, по­этому основным законом общества является "стремление каж­дой социальной группы подчинять себе каждую другую социаль­ную группу, встречающуюся на ее пути, стремление к порабоще­нию, к господству" Не нужно специально доказывать, что мы столкну­лись с использованием дарвиновского закона борьбы за сущест­вование, но уже не на уровне отдельного человека, а в рамках межгрупповых противоречий и противоборств. Важно, однако, отметить, что в основе межгрупповых конфликтов лежат, по Гумпловичу, стремления людей к удовлетворению материаль­ных потребностей.

    Итак, борьба групповая, а интересы индивидуальные. И это положение вошло в теоретический банк социологических идей, которые затем были взяты на вооружение некоторыми исследо­вателями. Нужно только уточнить одно важное обстоятельство: обращая внимание на социальные конфликты как основу обще­ственной жизни, социал-дарвинисты не имели в виду классовую борьбу. Связь между групповым противоборством и классовы­ми, более широко, социальными отношениями вообще не прини­малась ими в расчет.

    Натурализм в социологии проявился в расово-антропологической школе, взгляды представителей которой (Ж. Гобино, Ш. Летурно, Франция) базировались на утверждениях о том, что социальное поведение целиком обусловлено биологической на­следственностью, что оно — результат действия расовых и ант­ропологических факторов. Именно в рамках этой школы были предприняты попытки доказать превосходство одной расы над другой и вредность расовых смешений. Схожие идеи были в дальнейшем использованы, и весьма активно, в реакционных це­лях (фашизм).

    Это же касается и ряда выводов, имеющих геополитический характер и сделанных представителями географической школы. Речь идет о концепции жизненного пространства, которая долж­на определять политику государства (Ф. Ратцель, Германия; Р. Челлен, Швеция). Разумеется, географическая школа остави­ла социологии и иные идеи, более плодотворные. Они касаются роли географической среды и ее отдельных компонентов (кли­мата, почв, ландшафта и др.) в развитии конкретных типов об­щества (И.Мечников, Россия). Например, горы, островное положение, ограниченные пространства, способствуют изоляционизму, консерватизму и национализму. Жизнь на просторе, наоборот, формирует стремление к завоевательным походам, склонность к авантюризму, землепроходчеству – формирование деспотической власти Плодотворной оказалась и трие­диная формула определяющих факторов человеческой жизни, выдвинутая французским социологом Фредериком Ле Пле. К ним были отнесены место обитания, труд, семья.


    5. К. Маркс и его роль в социологии

    В противоположность Конту, Спенсеру, представителям натурализма и других течений социологии, которые обнаружива­ли источники социальных изменений за пределами общества и человека и рассматривали их в виде многочисленных естествен­ных факторов воздействия на социальные процессы, Карл Маркс (1818—1883) в своих социологических воззрениях пришел к со­вершенно иным выводам. Их основой стало материалистическое понимание исторического процесса. Существо нового подхода состояло в доказательстве определяющей общественное разви­тие роли экономического фактора. Маркс выделил в качестве главного вида общественных отношений отношения экономиче­ские, наиболее сильно влияющие на все остальные структуры.

    В рамках материалистического понимания истории цент­ральное место занимало учение об общественной формации. По существу это была одна из первых в истории социологии систем­ных концепций общества. Понятием "формация" Маркс охватил весь комплекс явлений и процессов общественной жизни в рам­ках исторически определенного этапа социального развития. Смена формаций происходит, по Марксу, вследствие разрешения противоречий между производительными силами и произ­водственными отношениями на основе усиления классовой борь­бы и осуществления социальной революции.

    Типология формаций:

    1. Первобытная формация – основана на коллективной общинной собственности и кровнородственных отношениях.

    2. Рабовладельческая

    3. Феодальная

    4. буржуазная. Эти три формации основаны на частной собственности на средства производства, отношения в них носят антагонистический характер.

    5. Коммунистическая, высшая, формация должна обладать следующими чертами:


    Однако в этих казавшихся прозрачными логических посыл­ках кроется несколько противоречий, вскрытых практикой об­щественного развития. По Марксу, производственные отноше­ния, базирующиеся на частной собственности, сковывают разви­тие производительных сил, и, наоборот, общественная собствен­ность открывает простор для их развития. Исторический про­цесс этого не подтвердил. Далее, по Марксу, с развитием произ­водительных сил при капитализме классовая борьба должна уси­ливаться, ибо оно (это развитие) означает расслоение общества, усиление бедности подавляющего большинства населения и его борьбу за социальное равенство. Однако и это не подтвердилось. На самом деле процессы оказались другими: производительные силы развивались в одних случаях при частной собственности, в других — при общественной, но там, где они были более разви­тыми, революций не происходило. Эти противоречия известный французский социолог Р. Арон, который, кстати, дает очень вы­сокую оценку творчества Маркса, назвал "двусмысленностями марксистской социологии"

    В социологической теории Маркса присутствует не только экономический, но и социальный детерминизм, объясняющий механизм взаимодействия общества и личности. Марксов под­ход историчен и заключается в том, чтобы на каждом этапе со­циального развития рассматривать специфику взаимодействия общества и личности, которое имеет особый характер, обус­ловленный совокупностью жизненных обстоятельств кон­кретной общественной формации. При этом человек анализи­ровался Марксом не только как объект социального действия, но и как его субъект, способный активно видоизменять свою среду.

    Несмотря на то, что Маркс не был социологом в строгом и узком смысле слова, более того, ни разу даже не использовал сам этот термин, значение его идей для развития социологии се­годня общепризнано, причем не только отечественными, но и зарубежными учеными. Приведем точку зрения американского социолога Кристофера Дуба: "Во-первых, в работах Маркса подчеркивалось значение экономических факторов, определяющих социальную жизнь... Вторая ключевая идея Маркса со­стоит в том, что системы веры и мысли — это продукты той эпохи, в которой они локализованы... Третья главная идея — это концепция отчуждения труда. Столетие спустя после того, как Маркс писал об этом, социологи продолжают использовать его концепцию

    Если речь зашла об оценке Маркса в работах по социологии, изданных за рубежом, то отметим, что во многих из них едино­душно подчеркивается его громадное влияние на последующее развитие социологической мысли. При этом четко проводится идея: без Маркса не было бы таких гигантов социологии, как Вебер и Дюркгейм. И это несмотря на то, что оба они не приняли его учение. Именно с Марксом связывается прокладывание столбовой дороги социологии.

    Для социологии имеет большое значение акцент на изуче­нии не общества вообще, человека вообще, а конкретного общества, конкретного человека. Такой подход был сформули­рован Марксом и неоднократно применен в процессе социаль­но-теоретического анализа. Для последующего развития соци­ологии ценность и значение представляют марксовы идеи, ка­сающиеся изучения человека. Они позволили Марксу прийти к выводу о том, что, раз условия своей жизни человек меняет сам, нужно сделать их действительно человеческими. Весь во­прос — в том, как это сделать. Маркс считал, что основной способ должен быть революционным. Однако эта позиция вы­зывает серьезные возражения. Опыт показал, что все без ис­ключения революции, несмотря на гуманные лозунги и задачи, которые они ставят, оказываются антигуманными. Можно, следовательно, говорить о противоречии между целями и сред­ствами их достижения при решении проблемы человека в уче­нии Маркса.

    Маркс стремился к глубокому изучению реальных социаль­ных образований, прежде всего рабочего класса, интересовав­шего его как революционера, идеолога этого класса гораздо больше, чем иные элементы социальной структуры общества. В конце концов он подошел к необходимости конкретно-социологического исследования рабочего класса, о чем свидетельствует доставленная им "Анкета для рабочих" (к сожалению, опрос по пей не был проведен).

    Анкета для рабочих» была составлена Карлом Марксом в первой половине апреля 1880 г. по просьбе издателя журнала «La Revue socialiste» Б. Малона, который в 1880 г. под влиянием растущего рабочего и социалистического движения во Франции был вынужден объявить себя приверженцем научного социализма. «Анкета» была напечатана 20 апреля 1880 г. без подписи в «Revue socialiste», а также ввиде отдельного оттиска, экземпляры которого распространялись по всей Франции. Опубликованному в «Revue socialiste» тексту «Анкеты» редакция предпослала следующее введение:


    6. Психологическое направление в социологии

    Ближе к концу XIX в. возникает психологическое направле­ние в социологии, оказавшее сильное влияние на развитие социологии как науки. Появление нового направления было связано с успехами психологии, особенно экспериментальной. Кроме то­го, психология, которая еще в начале XIX в. изучала лишь инди­вида, к концу столетия исследует уже социальные процессы и поведение групп (общностей) людей. Своеобразный биологиче­ский редукционизм, сведение многообразия социальных явлений к биологическим более не устраивал и социологию. Как реакция на неудовлетворенность этим сведением, с одной стороны, и как появление интереса к проблемам мотивации человеческого по­ведения и его психологическим механизмам, с другой, возникает психологическое направление в социологии.

    Некоторые исследователи объясняли явление психологиза­ции социологических теорий стремлением социологов увести об­щественное сознание от обострившихся противоречий общест­венного развития, особенно в сфере производства, и направить его к социально-психологическим факторам. Нам кажется, что такое объяснение носит больше идеологический, чем научный характер, и должно быть скорее отвергнуто, чем принято. Нуж­но иметь в виду логику развития социологической науки, кото­рая испытывала воздействие теоретической мысли в целом. И если в рамках последней психология добилась во второй полови­не XIX — начале XX вв. определенных результатов, то это не могло не сказаться на развитии пограничной с ней области науч­ного знания — социологии. Именно тогда началось их совмест­ное движение к новым успехам, продолжающееся и по сей день.

    Психологическое направление, сформировавшееся на рубеже веков, имело сложную структуру. Выделим психологический зволюционизм, групповую психологию и психологию подража­нии, интеракционизм (направление, изучающее межличностное взаимодействие).

    Психологический эволюционизм был представлен прежде всего работами двух амери­канских социологов — Л. Уорда и Ф. Гиддингса. В учение Лестера Уорда (1841—1913) центральным звеном стала концепция социальных сил Социальные си­пы определяют поведение человека. Раз они психологизируются Уордом, то понятно, что базой социологии становится не биоло­гия, как, скажем, у Спенсера, а психология. Первичной социаль­ной силой оказываются желания. Основными среди них высту­пают голод, жажда, половые потребности, обеспечивающие продолжение рода. Это первичные социальные силы-желания. На их основе возникают более сложные, вторичные, — интел­лектуальные, моральные и эстетические. Если первичные жела­ния человека объясняют его индивидуальное, личное поведение, то вторичные могут быть использованы для анализа поступа­тельного развития общества, в основе которого они лежат. Глав­ной среди вторичных социальных сил является интеллект. Базой удовлетворения первичных желаний выступает труд. Но он не всегда может решить эту задачу, ибо не все зависит от человека. Отношения, в которые он включен, оказываются зачастую "вы­ше" его самого.

    Уорд внес заметный вклад в развитие социологии прежде всего стремлением доказать, что в социальной эволюции, нося­щей активный характер, ведущую роль играет психология чело­века, его воля. Говоря о значении Уорда, необходимо также от­метить, что он явился одним из основателей Американской со­циологической ассоциации и ее первым президентом (1906— 1908).

    Франклин Гиддингс (1855—1931) создал одну из первых соци­ологических кафедр в США (Колумбийский университет, 1894). В работе "Основания социологии" он рассматривал общество как "психическое явление, обусловленное физическим процес­сом". Отсюда следовало, что социология "должна соединить в себе кик субъективное, так и объективное объяснения" . В этом союзе главном оказывается субъективная, психологическая сторона. Не случайно одним из центральных понятий, которым опериру­ет Гиддингс, является "социальный разум".

    В понимании социальных процессов для американского социолога главное- не объективная характеристика, а субъективные признаки, среди которых одно из ведущих мест занимает чувство солидарности. Именно этот признак был положен в основу дифференциации классов Гиддингса. Он выделял "социаль­ный класс" (состоящий из людей, активно защищающих свое об­щество), "несоциальный класс" (люди, равнодушные к общест­венным делам и характеризующиеся индивидуализмом в поведе­нии), "псевдосоциальный класс" (бедняки, стремящиеся жить за счет общества), "антисоциальный класс" (в основном преступни­ки). Приведенная точка зрения дает представление о роли психо­логических характеристик социальных процессов, хотя понятно, что с ней можно успешно полемизировать.

    Групповая пихология и теория подражания

    Идеи групповой психологии и теорию подражания активно развивал Гюстав Лебон (1841—1931). Французский теоретик одним из первых разработал понятие толпы, или массы, под ко­торой понимал группу людей, собравшихся в одном месте, воодушевленных общими чувствами и готовых ид­ти куда угодно за признанным ими лидером.

    Лебон делил толпу на однородную и разнородную. Разновидностями первой являются, по его мне­нию, классы, касты, секты, второй — парламентские собрания, уличные толпы и др. В любом случае толпа для Лебона — раз­рушительная, иррациональная, бессознательная сила, ее поведе­ние регулируется законом "духовного единства толпы".

    В толпе человек теряет свое индивидуальное мышление, за­ражаясь общим настроением. Он превращается из простого че­ловека в "человека толпы". В ней индивид теряет чувство реаль­ности и оказывается подверженным влиянию лидера значитель­но сильнее, чем в обычных условиях. Причем чем дольше по времени человек находится в толпе, тем больше он теряет себя, подвергаясь влиянию и толпы, и лидера.

    Не принимая основную концептуальную линию Лебона, отождествлявшего народ с иррациональной толпой, мы вместе с тем должны сказать о постановке им теоретических проблем анонимности, психического заражения и внушаемости челове­ка, находящегося в толпе. Эти проблемы не только не потеряли актуальности, но оказались одними из важных в условиях демо­кратизации, когда многочисленные формы "митинговой" ак­тивности получили широкое распространение в нашем обще­стве.

    Другой французский социолог Габриэль Тард (1843—1904) рассматривал социологию как коллективную психологию

    Простое социальное отношение трактовалось им как стремле­ние человека или группы людей передать желания. Основным социальным процессом Тард считал подражание, которое харак­теризовал как своего рода гипнотизм. Теорию подражания он распространял на сферы межличностных и групповых взаимо­действий. Наиболее типичным видом подражания является под­ражание низших слоев высшим.

    Источник социального прогресса, по Тарду,- изобретение, трактуемое предельно широко,- от технических нововведений до оригинальных общественно-политических идей. Оно, также как и подражание, является предметом социологического изучения. В качестве основных методов социологии французский теоретик вы­делял археологический и статистический методы. Первый базиру­ется на анализе исторических документов, второй используется для получения информации о процессах подражания. Для этого Тард составлял кривые распространения подражательных актов и потоков. Использование второго метода позволило ему осущест­вить социально-статистические исследования по проблемам пре­ступности, которые получили высокую оценку его современников.

    Тард одним из первых обратил внимание на возрастание ро­ли коммуникативных средств печати (особенно газет), телефо­на, телеграфа. Он рассматривал их как фактор социального кон­троля. Впоследствии эти и другие идеи Тарда получили развитие в исследованиях массовых средств коммуникации, теориях "мас­сового общества", социальной психологии.

    Интеракционизм Взгляды Лебона и Тарда способствовали зарождению интеракционизма, для сторонни­ков которого личность была не изолированным индивидом, а со­циальным существом, принадлежащим к той или иной общест­венной группе и выполняющим несколько социальных ролей. Следовательно, в интеракционизме противопоставление личнос­ти и общества уступает место их взаимосвязи и взаимодействию. Одним из основателей и наиболее крупных представителей чанного направления был профессор Мичиганского университе­та Чарльз Кули (1864—1929). В его учении личность и общество взаимодействовали в рамках различных социальных групп. Кули первым ввел их классификацию, рассмотрев понятие первичных групп и вторичных общественных коллективов. Первичной группой американский ученый считал ассоциацию и коопера­цию индивидов, непосредственно (лицом к лицу) взаимодейству­ющих друг с другом. Первичную группу образуют люди, поддер­живающие устойчивые отношения, характеризующиеся, как правило, пониманием, интересом и взаимными симпатиями. Примеров таких групп можно привести много, но наиболее ти­пичными являются семья, производственная бригада, детский иг­ровой коллектив, студенческая группа.

    Исследуя поведение личности в рамках таких групп, Кули различает и выделяет самосознание их членов (то, что я думаю о себе), социальное сознание (то, что я думаю о других) и общест­венное сознание (то, что в группе думают обо мне и о группе в целом). По существу самосознание, социальное и общественное сознание оказываются тесно связанными и отражают реальное взаимодействие членов группы и общества в целом.

    Что касается вторичных общественных коллективов (к ним Кули относит классы, нации, партии и др.), то они образуют со­циальную структуру общества, при этом индивид выступает лишь как носитель определенных функций, а царят безличные отношения. Следует отметить, что на базе интеракционизма в XX столетии в западной, прежде всего американской социоло­гии возникла концепция символического интеракционизма (по­дробнее о ней будет сказано дальше).

    Завершая характеристику психологического направления в социологии, следует сказать, что оно позволило сделать науке новый важный шаг по пути приближения к конкретным пробле­мам личности, социальной группы, общества. Именно этому на­правлению социология обязана возросшим интересом к изуче­нию внутреннего мира человека, социально-психологических отношений между людьми и общностями. Вместе с тем, преодо­лев биологический редукционизм, сторонники психологическо­го направления преувеличили роль и значение психологическо­го фактора в социальных процессах.


    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта