Главная страница
Навигация по странице:

  • Эмиль Дюркгейм

  • Социологизм” - о

  • Органическая солидарность

  • 11. Социологическая теория В. Парето. Парето Вильфредо

  • "Трактате всеобщей социологии"

  • Парето

  • Социальная

  • 12. Русская социологическая мысль

  • Первый этап – 1860-1890-е годы (синтетический)

  • Второй этап – 1890-1900-е годы (аналитический)

  • Третий этап 1910 -1922 (неопозитивистский).

  • 1. история социологии. 1. возникновение и развитие социологии в XIX начале XX вв


    Скачать 481.5 Kb.
    Название1. возникновение и развитие социологии в XIX начале XX вв
    Анкор1. история социологии.doc
    Дата22.06.2018
    Размер481.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла1. история социологии.doc
    ТипДокументы
    #20605
    страница7 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13

    10. Социология Эмиля Дюркгейма


    Классический этап в развитии социологии конец 19 – 20-е гг. 20 века.

    Назовем причины выделения данного периода:

    1. исторические предпосылки: резкое обострение социальных конфликтов между социальными группами;

    2. кризис в естествознании – потребовался новый подход к анализу социальной действительности.

    Именно в этот период было дано истинно научное описание социальной реальности, были предприняты попытки использования эмпирических данных.

    Важнейшими задачами теоретиков данного периода были

    1. поиск предмета новой науки;

    2. выяснение соотношения личности и общества.

    Эмиль Дюркгейм (1857-1918) — патриарх французской социологической школы, признанный классик мировой социологии.

    Работы: “О разделении общественного труда” (1893), “Метод социологии” (1895), “Самоубийство” (1897) и “Элементарные формы религиозной жизни” (1912).

    Наиболее четко принципы классического типа научности были сформулированы в его работе «Правила социологического метода». Дюркгеймовсая социология основывается на теории социального факта.

    Социальный факт – это всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него.

    Так, при рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно.

    В этой работе он излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы социологии существовать в качестве науки:

    1. Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещь». Это означает, что социальные факты: а) внешни для индивидов, б) они материальны, наблюдаемы и безличны, в) существующие между фактами отношения причинности позволяют сформулировать законы функционирования общества.

    2. Второе правило состоит в том, чтобы социология не должна подчиняться никакой идеологии, личным пристрастиям и предрассудкам, которыми обладают индивиды.

    3. Третье правило состоит в признании примата (приоритета) целого над составляющими его частями. Это означает, что: а) источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивида, б) общество есть автономная система, управляемая своими законами не сводимыми к сознанию или действиям каждого индивида.

    Признание объективной реальности социального факта является центральным пунктом социологического метода Дюркгейма. Социальный факт является предметом социологии по Дюркгейму.

    Социологизм” - основополагающие принципы социологии Дюркгейма.

    Для понимания дюркгеймовского “социологизма” необходимо выделить и различать в нем два аспекта: онтологический и методологический.

    Онтологическая сторона “социологизма”, т. е. концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях.

    1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и “реальная, как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.

    2. Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.
      Общество - не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность, наделенную своими особыми свойствами.

    3. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной

    Таким образом, характерная онтологическая черта “социологизма” - это “социальный реализм”. Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов; но, раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам

    Методологический аспект “социологизма” тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему.

    1. Поскольку общество - часть природы, постольку наука об обществе -социология - подобна наукам о природе в отношении методологии.

    2. Из признания специфики социальной реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата

    3. Социология выступает не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода наука наук.

    Солидарность, аномия, “Самоубийство”


    Тема социальной солидарности - главная тема социологии Дюркгейма. По существу, солидарность для него - синоним общественного состояния.

    Механическая солидарность

    1) Морфологическая (структурная) основа

    Основана на сходствах (преобладает в менее развитых обществах), Сегментарный тип (вначале на плановой, затем на территориальной основе), Слабая взаимозависимость(относительно слабые социальные связи), Относительно малый объем населения, Относительно низкая материальная и моральная плотность

    2) Типы норм (воплощенные в праве)

    Правила с репрессивными санкциями, Преобладание уголовного права

    З а) Формальные признаки коллективного сознания

    Большой объем, Высокая интенсивность, Высокая определенность

    Власть группы абсолютна, 3 б) Содержание коллективного сознания

    Высокая степень религиозности, Трансцендентность (господство над интересами человека и беспрекословность), Приписывание высшей ценности обществу и интересам общества как целого, Конкретность и легальный характер

    Органическая солидарность

    1) Морфологическая (структурная) основа

    Основана на разделении труда (преобладает в более развитых обществах), Организованный тип (слияние рынков и рост городов), Большая взаимозависимость (относительно сильные социальные связи), Относительно большой объем населения, Относительно высокая материальная и моральная плотность

    2) Типы норм (воплощенные в праве)

    Правила с реститутивными санкциями, Преобладание кооперативного права (гражданского, коммерческого, процессуального, административного и конституционного)

    З а) Формальные признаки коллективного сознания

    Малый объем, Низкая интенсивность, Низкая определенность, Больший простор для индивидуальной инициативы и рефлексии

    3 б) Содержание коллективного сознания, Возрастающая светскость

    Ориентированность на человека (связь с интересами человека и открытость для обсуждения)

    Приписывание высшей ценности достоинству индивида, равенству возможностей, трудовой этике и социальной справедливости

    Аномия - сосояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов и состоянии в развитии обществ, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились.

    Выделяет три основных типа самоубийства, обусловленные различной силой влияния социальных норм на индивида: эгоистическое, альтруистическое и анемическое. Эгоистическое самоубийство имеет место в случае слабости социальных (групповых) связей индивида, результате чего он остается наедине с самим собой и утрачивает смысл жизни. Альтруистическое самоубийство, наоборот; вызывается полным поглощением обществом индивида, отдающего ради него свою жизнь, т. е. видящего ее смысл вне её самой. Наконец, анемическое самоубийство обусловлено состоянием аномии в обществе, когда социальные нормы не просто слабо влияют на индивидов (как при эгоистическом самоубийстве), а вообще практически отсутствуют, когда в обществе наблюдается нормативный вакуум, т. е. аномия.

    Дюркгейм сопоставляет данные по самоубийствам в нескольких европейских странах. В итоге становится очевидным, что:

    1. Протестанты более склонны к суициду, нежели католики.

    2. Одинокие люди чаще женатых добровольно расстаются с жизнью.

    3. Количество самоубийств в процентах больше в странах с неустойчивой экономикой и политическим устройством.

    4. Репрессивные политические системы создают в стране суицидальную обстановку

    Понятие аоемии, сформулированное еще в первой книге Дюркгейма, получает в “Самоубийстве” дальнейшее развитие и углубленную разработку.

    Дюркгейма интересовала проблема социального неравенства как признак кризисных явлений капиталистического общества. Социальное неравенство – результат неадекватной организации разделения труда и аномии (в данном контексте общественное состояние, при котором отсутствует чёткая моральная регуляция поведения человека).

    По Дюркгейму мораль – это система объективных правил поведения, характерной чертой которых была их принудительность, обязательность выполнения. Основным признаком морали он считал общественный долг, следование которому делает человека моральным.
    Итак, влияние идей Э. Дюркгейма присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительных онтологических обоснований необходимости и возможности социологии как науки. Он доказывал, что общество - это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Вместе с тем он подчеркивал, что эта реальность обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулированию. Таким образом, Дюркгейм отстаивал необходимость осторожного и уважительного отношения к обществу в социальной практике, важность опоры на реальные спонтанные тенденции при воздействии на социальные

    Парето._Парето_Вильфредо'>11. Социологическая теория В. Парето.

    Парето Вильфредо (15.07.1848, Париж-20.08.1923, Селиньи, Швейцария) - итальянский социолог и экономист, изложивший свою теоретическую социологическую концепцию в "Трактате всеобщей социологии". Пафос позитивистской по своей сущности методологии Парето состоял в критике априорных, метафизических суждений и понятий в социологии, в сведении ее к эмпирически обоснованному знанию об обществе, базирующемуся на описании фактов, и формулированию законов, выражающих функциональные зависимости между фактами.
    Парето постулировал также математическое выражение этих зависимостей. Исходным пунктом социологической теории Парето была концепция нелогического действия. Отказавшись от рационализма философии Просвещения, Парето подчеркивал иррациональный и алогичный характер человеческого поведения, отчетливо проявляющийся, по его мнению, в ходе истории. Врожденные психические предиспозиции толкают индивида к определенного рода поведению, истинные мотивы которого он маскирует при помощи псевдоаргументов, составляющих сущность всех без исключения общественных теорий. Любые теоретические построения, любые идеологии являются, по Парето, оправданием действия и имеют целью придать последнему внешне логический характер, скрыв его истинные мотивы.
    Парето назвал идеологические системы, обладающие ложным содержанием, деривациями, т. е. производными от чувств (названных им "остатками"), коренящихся в иррациональных пластах человеческой психики. Они являются внутренними биологическими импульсами, детерминирующими социальное поведение человека. На основе шести главных классов "остатков", подразделенных на множество подгрупп, Парето пытался объяснить все многочисленные варианты человеческого поведения. К классам "остатков" Парето относит: инстинкт комбинаций, лежащий в основе всех социальных изменений; постоянство агрегатов, выражающее тенденцию поддерживать и сохранять однажды сформировавшиеся связи; стремление человека проявлять свои чувства в общественных действиях и поступках; чувства социальности, собственности и, наконец, половой инстинкт. "Нелогические" действия, совершаемые на основе "остатков", рассматривались им как главная клеточка общественной жизни, определяющая собой ход циклических изменений и возвращений к прошлому.

    Теперь то, что касается дериваций (идеология или оправдательная теория). Дериваты одновременно и олицетворяют и затемняют социальные факты. Парето делит все деривации на четыре класса. К первому классу относятся аксиомы, догмы и абсолютные истины. Второй класс «дериваций» содержит в себе некомпетентные суждения и аргументы, опирающиеся на авторитет (личности, обычаи, традиции). Иначе говоря, это убеждение авторитетом. Третий класс дериваций содержит аппеляцию к общепринятым нормам или воле сверхъестественных сил. Четвёртый класс дериваций – чисто словесные доводы, вербальные доказательства, не имеющие объективного эквивалента («Учение Маркса всесильно, потому, что оно верно»). Такие высказывания часто используются в политике, в пропагандистской работе в целях манипулирования общественным сознанием. Парето полагал, что идеология – теоретическая форма маскировки и сокрытия нелогического действия. Цель дериваций четвёртого типа, преследуемая господствующим классом в необходимости закумуфлировать истинную суть своей политики, которая состоит в господстве.
    В основе концепции действия социального Парето лежала определенная концепция человека. Подчеркивая иррациональную природу человека, он считал, что специфически человеческое состоит не в разуме, а в способности использовать разум в корыстных целях. В проблеме соотношения чувств и разума Парето отдавал приоритет чувствам, считая их истинными движущими силами истории. Исторические закономерности он сводил к закономерностям иррациональной психической жизни отдельных индивидов, а идеологии называл "языками чувств". Поскольку психика человека, ее черты и особенности истолковывались вне и независимо от социально-экономического контекста, а эмоции полагались основой динамизма социальной системы, под последнюю подводился биологический фундамент. Утвердив основополагающую роль сфер человеческой психики, Парето выводил из них теории идеологии, социальной стратификации и смены правящих элит. Противопоставляя деривации (идеологии) истине, Парето вместе с тем подчеркивал, что их логическая несостоятельность вовсе не уменьшает их социального значения, их ценности для общества в целом и для отдельных действующих лиц. Так, он подчеркивал активную роль идеологий в обществе, их мобилизующую силу, раскрывал механизм манипулирования массовым сознанием. Подчеркивая роль неосознанных элементов человеческой психики, Парето сформулировал некоторые идеи психологии подсознания, хотя и не был знаком с трудами Фрейда.
    Разоблачая, демистифицируя различные деривации, Парето показывает, что юридические теории являются не обоснованием действительного применения законов, а всего лишь использованием ложных аргументов в соответствии с корыстными целями. Моральные деривации служат сокрытию аморальных целей, религиозные - прикрывают низменные чувства, общие всем эпохам и народам. В разоблачительном пафосе Парето чувствуется влияние борьбы Маркса с идеалистическими идеологическими конструкциями, деформирующими действительность. Но у Парето нет объяснения, в силу каких причин ненаучные идеологии искажают действительность.
    Парето рассматривает общество как систему, находящуюся в состоянии динамического равновесия, придает детерминирующее значение "остаткам", лежащим в основе как дериваций, так и деления общества на элиту ("лучшие") и неэлиту. Социальная гетерогенность обосновывается биологически, т. е. наличием определенных биопсихологических качеств индивидов. Деление на способную к управлению элиту и неэлиту Парето считает существенной чертой всех человеческих обществ, а "круговорот" элит, т. е. их стабилизацию и последующую деградацию, - движущей силой общественного развития, лежащей в основе всех исторических событий. Согласно этой концепции, индивиды, наделенные от рождения "остатками", т. е. предрасположенностью к манипулированию массами при помощи хитрости и обмана ("лисы") или способностью применения насилия ("львы"), создают два различных типа правления, которые приходят на смену друг другу в результате исчерпания соответствующих "остатков" с последующей деградацией элиты, приводящей ее к упадку. Если правящая элита не противодействует этому путем кооптации новых членов из низших классов, в изобилии обладающих соответствующими качествами, то наступает социальная революция, весь смысл которой, по Парето, заключается в обновлении персонального состава правящей верхушки - элиты общества.
    В области хозяйственной деятельности "львам" и "лисам" соответствуют типы "спекулянтов" и "рантье", прототипами которых являются бизнесмены и их противоположность - робкие вкладчики, живущие стрижкой купонов. Преобладание в обществе "рантье" - свидетельство стабилизации общества, переходящей затем в загнивание. Преобладание "спекулянтов" предопределяет развитие в социальной и экономической жизни. Чередование экономических и политических циклов связано в концепции социального равновесия Парето с циклами духовного производства - интеллектуального, религиозного, художественного и т. п. Здесь происходит ритмическая смена периодов веры и скептицизма, в основе которых в конечном счете лежат "остатки" первого и второго классов.
    Теория "круговорота элит" строится Парето на основе исследования врожденных биопсихологических свойств индивидов. Однако политические, идеологические и экономические изменения не являются простым следствием изменений в личном составе правящего меньшинства. Процесс циркуляции элит выражает глубокие общественные процессы, прежде всего социально-экономического характера. Политические изменения происходят тогда, когда правящие группировки не в состоянии разрешить социально-экономические проблемы, возникающие в ходе общественной практики, и вынуждены прибегнуть к политическому маневрированию. Парето ценил некоторые социологические концепции Маркса, в частности деления общества на классы, ведущей роли классовой борьбы в истории. Однако в целом он был противником научного социализма и резко критиковал исторический материализм, неправомерно отождествляя его с "экономическим материализмом". Он ставил перед собой задачу "превзойти" марксизм при помощи "более широкой" социологической концепции, построенной не на экономическом, а на психологическом фундаменте, который казался Парето более универсальным. Многие идеи Парето заимствованы структурным функционализмом. Среди западных политологов популярна его концепция идеологий как теоретических построений, призванных маскировать эмоции и предрассудки. Большое влияние имеет и его теория элит, послужившая отправным пунктом для исследований механизмов власти с различных теоретических позиций.



    12. Русская социологическая мысль

    В России было несколько течений и направлений социологии, которые, взаимодействуя с западноевропейской наукой, сумели отличить­ся "лица необщим выраженьем". Русские социологи выражали взгляды различных классовых и идейно-политических сил — от революционно-демократических до консервативных. При этом нужно отличать мыслителей, в мировоззрении которых социо­логические взгляды существовали наряду с иными, от стремив­шихся работать в области социологии профессионально. Здесь речь идет лишь о последних.

    Для русской социологии была характерна публицистичность и склонность к литературному выражению. Разработка многих теоретических проблем в социологической науке одновременно содержала социально-политическую и гуманистическую (этическую) направленность, была ответом на вечный русский вопрос: «Что считать наиболее важным для блага народа?». (Бакунин, Ткачёв, Лавров, Михайловский и др.) в русских газетах и журналах рассматривались сложнейшие аспекты и повороты не только общественной идеологии и психологии, но и «общественное функционирование» различных научных идей во всей сложности их исторического развития. Новое знание выступало под знаменем натурализма, позитивизма и материализма. Процесс смены мировоззрения между поколениями не остался незамеченным и в художественной литературе (Тургенев). Таким образом, социология в России имела как гносеологические предпосылки, отражавшие общий ход интеллектуального развития, так и предпосылки социальные.

    . Специфика развития социологии в России заключалась в том, что развивалась она не просто как наука, а как идейное оружие либерально-демократических кругов. Социологи боролись за ликвидацию сословной монополии на высшее образование, государственное управление, встав таким образом в оппозицию.

    В процессе становления социологии в России условно выделяют следующие основные хронологические этапы.

    Первый этап – 1860-1890-е годы (синтетический) Как и на Западе, он возникает и развивается под эгидой работ Конта. Одной из задач этого периода было утверждение предмета социологии как среди учёных, так и в общественном мнении (здесь большую роль сыграла пресса). Важной характеристикой русской социологии было то, что она формировалась как альтернатива официальной власти (революционная или либеральная). В это время складываются основные социологические направления. Объективное направление, ориентирующееся на натурализм, ярче всего представляла органическая школа (П. Лилиенфельд) и школа географического детерминизма (Л. Мечников). Наиболее значимой в отечественной социологии того времени была субъективная школа (этико-социологическое направление). Формируется школа М. Ковалевского, а также теория экономического материализма в лице Г. В. Плеханова. Отличительным признаком этого периода была острая взаимная критика представителями течений друг друга, а также постоянная их полемика. В 1897 вышел первый русский учебник по социологии Н. Кареева «Введение в изучение социологии».

    Второй этап – 1890-1900-е годы (аналитический) С одной стороны, его можно рассматривать как промежуточный в самоопределении социологии. С другой – как веху в интеллектуальном самоопределении. Особо остро стоял вопрос о специфике познавательных процессов, о признании в качестве приоритетов духовных ценностей, что вылилось в формирование неокантианской социологической школы (Б. Кистяковский, А. Лаппо-Данилевский и др). Революция привела к резкому мировоззренческому размежеванию социологов (радикалы и либералы), что привело к изданию в 1909 г. сборника «Вехи». В целом, необходимо отметить усиление марксисткой социологии. Появляются так называемые «легальный марксизм (Струве, Туган- Барановский) и «ортодоксальный марксизм» (Ленин). Из лона марксизма и в противовес ему формируется «христианская социология» (Н.Бердяев, С. Булгаков). В целом, второй период характеризуется общим кризисом социологии, одна из причин которого заключалась в неадекватности методологических принципов позитивизма. Эта ситуация усугублялась также причинами социально-политического характера, которые деформировали развитие социологической мысли. Определённую роль сыграли и особенности социально философского национального мышления.

    Третий этап 1910-1922 (неопозитивистский).Заключительный этап существования социологической науки в России, когда ядро её развития составляла неопозитивистская ориентация. Его начало можно условно 10-м годом, конец 22 годом (насильственной высылкой ведущих учёных и разгромом социологической науки. Политические последствия Октябрьской революции не сразу сказались на характере существования социологии. Так, например вплоть до 1922 существовала религиозная социальная философия. Однако всё большее место занимает марксистская социология в вульгаризированном и политизированном вариантах. Длительное время под эгидой марксизма публикуются самые разношёрстные работы. Здесь выделяется направление, стремящееся соединить марксистские идеи с современной наукой (А. Богданов). П. Сорокин в своём обзоре русской социологии в ХХ веке опубликованном в «Американском социологическом журнале» в 1927 г., писал, что уже в 1920 г. Русское социологическое общество им. Ковалевского вынуждено было работать на нелегальном положении, после репрессий прекратило своё существование. Такой же была судьба и другого социологического института – Общества объективного изучения поведения человека, основанного в 1921 г. академиком И. Павловым

    Одно из основных течений русской социологической мысли (как и на Западе) — позитивизм, наиболее крупным представи­телем которого был М.М.Ковалевский (1851—1916). Взгляды Максима Ковалевского складывались под непосредственным воздействием идей Конта и Спенсера, с последним он был лично знаком. Кстати, Ковалевский близко знал Маркса и Энгельса, но не воспринял их идеи, оказавшись под влиянием социологичес­кого позитивизма.

    М. Ковалевский считал основным методом социологии срав­нительно-исторический, используя который наука должна ре­шить проблему происхождения и развития общественной жизни и социальных институтов. Ученого волновали вопросы социаль­ного прогресса, сущность которого он усматривал в развитии со­лидарности как универсального средства сближения классов, социальных групп, народов, государств. Задача социологии, по мнению М. Ковалевского, состоит в анализе солидарности, ее сущности, форм и видов.

    Делая акцент на солидарности, русский социолог негативно относился к революции как источнику прогресса. Он считал революцию патологией, для прогресса чем-то случайным, не выте­кающим из его природы и потребностей, своеобразным "искусственным перерывом". Если правительство идет по пути проду­манных реформ, страна вполне может обойтись без революции, что для нее всегда к лучшему. Исследователи социологического наследия М. Ковалевского отмечают, что для него был характе­рен подход к общественным процессам и проблемам с абстракт­но-гуманистических позиций.

    Натурализм (Органическая школа и географический детерминизм)

    Неопозитивизм (Звоницкая - придерживалась взглядов Тарда, подражание бессознательное, главное рассмотрение соц.связей; Тохтарев – Социология пронизана естественно-научными методами, обеспечивающаяся количественными методами)

    Религиозно-консервативное течение в русской социологии было представлено Н. Я. Данилевским (1822—1885). Главным в его творчестве делом была разработка теории культурно-исто­рических типов, носивших обособленный, локальный характер. Каждый из десяти описанных Данилевским типов проходит ста­дии, характерные для любого живого организма: рождения, воз­мужания, дряхления и гибели. История общества — это история борьбы культурно-исторических типов с окружающей средой и между собой.

    Данилевский выделяет в хронологическом порядке следующие культурно-исторические типы, или самобытные цивилизации:

    Египетский, китайский, ассирийско-вавилонско-финикийский – халдейский или древнесемитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, германо-романский (европейский). К типам подобного рода, по его мнению можно отнести ещё два цивилизационных типа погибших насильственной смертью и не успевших завершить своего развития: мексиканский (ацтеки, майя) и перуанский (инки). Среди культурно-исторических типов Данилевский различает уединённые и преемственные. Преемственные – плоды которых передавались от одной культуры к другой (египетский тип, ассирийско-вавилонско-финикийский, греческий, римский, еврейский и германо-романский. Никакой культурный тип на может развиваться до бесконечности, каждый народ деградирует, сменяя один другую. Однако результаты этих цивилизаций далеко превзошли результаты деятельности уединённых цивилизаций. Одновременно Данилевский отмечает, что есть племена, жизнь которых есть этнографический материал, «неорганическое вещество», входящее в состав исторических организмов (угро-финские племена). Кроме того, есть ещё временно появляющиеся феномены, смущающие современников – гунны, монголы, турки, которые «помогли испустить дух борющимся со смертью цивилизациям, и разнеся их останки, скрываются в прежнем ничтожестве».

    По теории Данилевского на долю народа в истории выпадают три роли:

    • положительная деятельность культурно-исторического типа;

    • разрушительная деятельность «бич Божий», катализатор упадка дряхлых государств;

    • служение чужим целям в качестве этнографического материала.

    Самым перспективным в истории культурно-историческим типом Николай Данилевский считал "славянский", наиболее вы­раженный в русском народе. Идеи славянофильства Данилевский доводил до крайне консервативных выводов и призывов к борьбе русского народа и российского государства с другими на­родами для утверждения "славянского" типа. Не случайно либе­ральная социологическая критика в России (Н.К.Михайловский, И Кареев) увидела в учении Данилевского отход от гуманистических традиций русской общественной мысли и культуры.

    В конце XIX — начале XX вв. в России возникло влиятельное психологическое направление (Н. И. Кареев, Л. И. Петра-кицкий, Е. В. Де-Роберти). Его представители признавали в ка­честве реально существующих лишь психические процессы, со­циальные же явления рассматривали только как их внешние проекции (по выражению Петражицкого, "эмоциональные фантазмы) Предмет социологии сводился к анализу психического и мимодействия между индивидами.

    Особо следует сказать об идеях и воззрениях Н. К. Михайловского (1842—1904), крупнейшего русского социолога второй половины XIX в. Его считают одним из основателей субъективной социологии. "Фокус" концепции Николая Михайловского — индивид, личность, человек. Мерилом прогресса общества являеться развитие личности. Источником этого процесса может стать преодоление отчуждения личности от общества, ее отказ от роли его простого придатка.

    Но субъективизм социологии Михайловского, конечно, не в этом. Правильнее сказать, что трактовка личности есть одно из следствий подхода социолога к пониманию социальных процес­сов. Главное же в субъективизме — недооценка закономернос­тей общественного развития и тесно связанное с ней признание некоего социального идеала общества, являющегося результа­том его конструирования личностью. По Михайловскому, соци­ология должна иметь дело не с объективными свойствами соци­альных процессов и явлений, а с целеполагающими и этически­ми факторами человеческой деятельности. В идейно-политичес­ком плане Н. К. Михайловский, будучи теоретиком народниче­ства, выражал прогрессивные взгляды русской буржуазной де­мократии.

    Подведем итог. В рамках этапа зарождения и становления социологическая наука проделала значительную эволюцию: от достаточно простых позитивистских построений О. Конта к сложным теориям М. Вебера и Э. Дюркгейма. Различные фор­мы социологического редукционизма (механического, физичес­кого, биологического, психологического), упрощавшие суть со­циологического подхода к общественным процессам и явлениям, постепенно уступали место общей социологической теории и но­вым способам их анализа.

    Развитие социологии в XIX — начале XX в. показало и нали­чие своего рода "сквозных" проблем, характерных для основных направлений и школ, творчества ведущих ученых. Такими сход­ными, а подчас едиными оказались проблемы общества, соци­альной общности (группы), личности. Разумеется, способы ана­лиза и решения социальных, "общностных" и личностных про­блем были весьма дифференцированы. Но важно отметить дру­гое: социология постепенно, сначала как бы "ощупью", затем все более уверенно поднимала эти вопросы как центральные для себя. Свою "стержневую" содержательную роль они, как мы увидим, будут выполнять и в дальнейшем.

    Потребности общественного развития ставили перед социо­логией новые сложные задачи. Одна из них состояла в дальней­шем развитии социологической теории. Другая, крайне важ­ная, — в проведении конкретных исследований и обобщении по­лученных материалов на более высоком теоретическом уровне. Социология вступает в новый этап развития.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13


    написать администратору сайта