Главная страница

1. история социологии. 1. возникновение и развитие социологии в XIX начале XX вв


Скачать 481.5 Kb.
Название1. возникновение и развитие социологии в XIX начале XX вв
Анкор1. история социологии.doc
Дата22.06.2018
Размер481.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла1. история социологии.doc
ТипДокументы
#20605
страница6 из 13
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

8. Понимающая социология Макса Вебера.


Макс Вебер (1864—1920) является одним из наиболее выдающихся представителей социоло­гической науки за всю историю ее существования. Его труды (см.: Вебер М. Избранные произведения. М., 1990; Вебер М. Из­бранное. Образ общества. М., 1994) оказали и продолжают ока­зывать глубокое влияние на последующее развитие социологи­ческой мысли.

Основой социологии Вебера стало учение об идеальных ти­пах. Идеальный тип — теоретическая конструкция, отражаю­щая не объективную реальность, а результат мышления, иссле­довательской деятельности ученого. Идеальный тип — это об­раз-схема, способ систематизации и упорядочения конкретного материала, познаваемого исследователем-социологом. Идеаль­но-типические конструкции — это узловые понятия, которые отражают важнейшие явления и процессы, к примеру, "капита­лизм", "церковь", "город", "религия", "христианство", "экономи­ческий человек" и т. д.

Возникает принципиальный вопрос, на который Вебер не мог не ответить: из чего вытекает и каким образом конструиру­ется идеальный тип — из реальности, существующей независимо от социолога, или из его мышления? Понимая возникшее противоречие, Вебер подразделяет идеальный тип на исторический и социологический. Исторический идеальный тип отражает жизненную историю и из нее формирует понятия, социологический же создает конструкт как продукт деятельности ученого. Учение Вебера об идеальных типах, построенное на таких интерпрета­циях понятий, является основой его "понимающей социологии".В данном случае речь идет о том, что социология должна в качестве исходного пункта рассматривать поведение человека или группы людей. Поведение интересует социолога потому, что люди вкладывают в свои действия определенный смысл. Поскольку такие действия осмысленны, социология должна быть понимающей наукой — понимающей и действия, и, что особенно важно, смысл, который вкладывают в них исследуемые.

Поэтому социология у Вебера — это наука не только о понимании поведения, причем осмысленного человеком, но и о социальном действии. Оно для Вебера равнозначно человеческому поведению. Ведь социальное действие не просто "самоориентировано", оно ориентировано прежде всего на других. Ориента­цию на других Вебер называет "ожиданием", без которого действие не может считаться социальным. Так, не является социаль­ным действием молитва (поскольку она не рассчитана на ее восприятие другим человеком и его ответное действие).

Таким образом, предметом "понимающей социологии" становится осмысленное социальное действие. Оно выступает в нескольких формах, главной из которых является целерациональное действие. Последнее, по Веберу, направлено на достижение осозноваемых личностью целей; для этого используются адекватные средства, то есть те, что признаются необходимыми действующими индивидом. Чем менее рационально действие, тем оно менее понятно. Поэтому целерациональное действие — это основной идеальный тип, а убывание рациональности есть отклонение от него.| Рационализация социального действия — это главное направление исторического процесса, согласно учению Вебера.

Рациональность присуща не только поведению индивида, группы, она характеризует организацию хозяйства, управления, образа жизни в целом. Докапиталистические типы общества Вебер называет традиционными потому, что формально-рациональное начало не характерно для них. Оно становится принципом капиталистической организации общественной жизни.

Здесь мы обнаруживаем еще один пласт проблем, связываю­щих экономику и религию. В работе "Протестантская этика и дух капитализма" Вебер показывает, как воздействуют религи­озно-этические установки на характер и способ осуществления экономической деятельности, на ее мотивацию. Он стремится доказать, что именно религиозные убеждения, религиозная эти­ка оказались основными стимулами развития капиталистичес­кой экономики и обеспечили формирование таких черт личнос­ти, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, честность, активность. Не случайно сегодня западная социология обнару­живает большой интерес именно к этой стороне творчества Вебера. В развитых капиталистических странах многие считают, что дух капитализма и религиозной этики утрачивает свой сти­мулирующий потенциал, и обращаются к наследию Вебера в по­исках рецептов его реанимации.

Не следует думать, что Вебер идеализировал капиталистиче­ское общество. Он осознавал его многомерность, сложность и противоречивость, особенно классовых и групповых отношений. "Вебер анализировал социальные группы, в первую очередь по признакам их престижа, власти и статуса ,и описывал конфлик­ты между ними? Он видел усиление чиновничества и бюрократи­ческого аппарата и предсказывал установление их диктатуры, полемизируя в то же время с положением марксизма о перспек­тивах диктатуры пролетариата.

Социологические идеи Вебера, пожалуй, как никакие другие из наследия конца XIX — начала XX в., привлекают внимание со­временных ученых. Вебер не оставил после себя, как Дюркгейм, школы, у него не было личных авторитетных учеников, которые развивали бы его взгляды. Но сами по себе "понимающая социо­логия", учение об идеальных типах, теория социального дейст­вия, идея связи экономики, этики и религии оказались настолько созвучными задачам общества и времени, что имя Вебера проч­но вошло в социологическую науку, заняв в ней достойное место.


9. Взаимосвязь экономики, этики, религии и мотивация экономической деятельности в социологической теории М Вебера.

Социология экономики (капитализма) М. Вебера.

Несмотря на колоссальную широту охвата как конкретного материала, так и обилие теоретических концепций и разработок по различным сферам общественной жизни, все-таки основным предметом веберовских исследований является капитализм, а самым известным трудом «Протестантская этика и дух капитализма». Причем капитализм, взятый не в одном измерении, а в его культурно-исторической целостности, воплощающей в себе все многообразие его измерений. И в этом плане понятие "капитализм" у Вебера предстает не просто как политэкономическое понятие, как оно в основном представлялось ранее, а как культурно-социологическое понятие. Особое внимание М. Вебер уделяет культурно-историческому компоненту капитализма. Ученый считал, что капитализм -- это особая форма цивилизации. А цивилизация характеризуется тем, что все сферы человеческой жизни представлены институтами, построенными на основе единой идеи.

Традиционно, капитализм рассматривался с сугубо экономической точки зрения. И в первую очередь его характеризовали лишь как «стремление к предпринимательству», «стремление к наживе». У Вебера же капитализм связан, прежде всего, с обузданием иррационального стремления к наживе, путем его рациональной регламентации.

Главная идея Вебера в подходе к пониманию западного капитализма состоит в том, что как бы не были высоки сами по себе экономические условия, связанные с рационализацией техники и рационального права, "все же экономический рационализм зависит и от способности и предрасположенности людей к определенным видам практики - рационального жизненного поведения". Там, где, по Веберу, экономической рациональности препятствуют определенные психологические факторы, развитие хозяйственно-рационального поведения затрудняется этим внутренним противодействием. Таким внутренним противодействием в прошлой истории у Вебера выступили магические и религиозные идеи, в которых коренились определенные этнические представления. Таким образом, религиозные идеи оказываются способными через мировоззрение влиять на хозяйственную деятельность людей. И если в прошлом религиозная система препятствовала ей, то новая религиозная система -- аскетический протестантизм -- лишь стимулировала становление и развитие нового хозяйственного клада -- капитализма.

Утверждение, обусловленности современного Западного капитализма идеологией протестантизма Вебер подтверждает различного рода статистическими данными и, в частности, фактами преобладания протестантов, среди владельцев капитала и предпринимателей, а также среди высших квалифицированных слоев рабочих, а также среднего и высшего технического персонала современных ему предприятий. Из этих данных он делает вывод, что одним из важнейших аспектов, обусловивших это преобладание, является устойчивое внутреннее своеобразие протестантского вероисповедания.

В чем же выражалось это своеобразие? Прежде всего, пишет Вебер, в «приверженности к идее долга по отношению к труду», что создает наиболее благоприятную почву для понимания труда как призвания. Очень важным событием в этой связи стала Реформация, в результате которой моральное значение мирского профессионального труда и религиозное воздаяние за него чрезвычайно возросли.

М. Вебер считает, что в лоне религиозных сообществ аскетических протестантов (к ним ученый причисляет кальвинистов, пиетистов и анабаптистов) были созданы посредством религиозной веры и практикой религиозной жизни психологические стимулы, которые давали определенное направление всему жизненному строю и заставляли индивида строго придерживаться его. Важной была установка на то, Богу угодна социальная деятельность христианина, ибо Бог хочет, чтобы социальное устройство жизни соответствовало его заповедям и поставленной им цели. С такой точки зрения относились (и, в частности в кальвинизме) и к профессиональной деятельности, которая осуществляется в рамках посюсторонней жизни во имя общего блага и направленной на рациональное преобразование социального мира. Отсюда спасение рассматривалось лишь как результат неутомимой деятельности в рамках своей профессии. Практически это вылилось в утилитарную установку, имевшую значительные последствия для формирования буржуазной установки, гласившей, что "Бог помогает тому, кто сам себе помогает", "сам создает себе спасение".

Важнейшей составляющей религиозного учения, сыгравшим решающую роль в трансформации мировоззрения верующих, Вебер считает аскетический элемент, который стремился научить человека действовать под руководством постоянных рациональных принципов, а не аффектов, то есть стремился воспитать в человеке волевую личность. Зачатки целеустремленного и рационального поведения Вебер видит и у некоторых католиков, в частности монахов Бенедиктинских монастырей или иезуитов. Благодаря аскетическим установкам, эти монахи стали, по словам ученого верными и целеустремленными работниками на ниве Господней. Вершиной этой рациональной аскезы, двигающей человека на путь рациональной жизни, Вебер видит в английском пуританизме, выросшем на кальвинистической идеологии.

В пуританском толковании мы, согласно Веберу, имеем дело не только с апофеозом труда, а с апофеозом разделения труда, его специализации. Ибо только специализация (определенная профессия), по мнению идеологов английского пуританизма способствует выучке рабочего и ведет к повышению производительного труда для всеобщего блага.

Все эти моменты в духовно-нравственном плане способствовали тому, что пуританизм стал носителем идеи рационального буржуазного предпринимательства и рациональной организации труда. А мирская аскеза протестантизма, отвергая непосредственное наслаждение богатством, вместе с тем способствовала освобождению приобретательства от психологического гнета традиционалистской этики и разорвала оковы ограничивавшие стремление к наживе, превратив его не только в законное, но и в угодное Богу занятие. Таким образом, предприниматель-пуританин начал всеми силами стремиться к приумножению своего земного богатства, причем деньги рассматривались им не как материальный эквивалент земной роскоши и богатства, а как самоцель, эквивалент собственного совершенства и избранности Богом.

Таким образом, Вебер, будучи действительно глубоким мыслителем, как и в случае с теорией государства и в вопросе о соотношении зарождения и развития протестантизма и капитализма придерживается наиболее мудрой почти «срединной» позиции, не отдавая главенства ни экономическим предпосылкам, как обусловившим появление новой религии, ни протестантизму, как стимулировавшему развитие нового экономического уклада. Учитывая огромную сложность взаимосвязей между материальным базисом, формами социальной и политической организации и духовным содержанием эпохи Реформации Вебер пытается прежде всего установить наличие связи по определенным пунктам между известными формами религиозного верования и профессиональной этикой.

Вебер, как и всегда в своем творчестве остается верным глубокому и широкому подходу к исследуемому материалу. Как он сам пишет, он не стремился создать «конструкцию», в которой все характерные современной культуры логически выводились бы из протестантского рационализма. «Однако, как он пишет сам, мы предоставляем это тем дилетантам, которые верят в «единство» «социальной психологии» и возможность свести ее к одной формуле». Вебер М. Избранные произведения. М., 1990, с. 272. Как он в этой связи замечает: « ... мы не намерены заменить одностороннюю «материалистическую интерпретацию каузальных связей в области культуры и истории столь же односторонней спиритуалистической каузальной интерпретацией». Трудно не заметить в этой фразе едкого, почти ехидного укола в сторону марксистской теории...

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


написать администратору сайта