1. история социологии. 1. возникновение и развитие социологии в XIX начале XX вв
Скачать 481.5 Kb.
|
2. Огюст Конт – основатель позитивизма.Исторически первым направлением в социологии был позитивизм (Positivus – «положительный»). Суть его состояла в том, чтобы сформировать новую систему знаний об обществе на основе использования законов и методов естественных наук. Возник он как противопоставление умозрительному, абстрактному теоретизированию. С точки зрения позитивизма основная задача социологии состояла в том, чтобы эмпирическим и аналитическим путём, основываясь на фактах исследовать социальные явления, только, в, этом, случае, она могла быть позитивной, т. е. способной успешно решать проблемы реальной жизни общества. Родоначальник социологии — французский мыслитель Огюст Конт (1798—1857), перу которого принадлежит целый ряд работ. Некоторые из них были изданы на русском языке, но, к сожалению, только в дореволюционное время (впрочем, это характерно для значительной части работ западных социологов XIX — начала XX вв.). Конт считал, что социология должна основываться на фактах и исследовать, подобно естествознанию, социальные явления эмпирически и аналитически. Это позволит ей уйти от умозрительных абстрактных построений и стать "позитивной", т.е. способной положительно решать проблемы жизни общества. Постоянно сравнивая социологию с естествознанием, доминировавшим в то время, Конт называет ее социальной физикой, имея в ввиду создание позитивной науки об обществе, предметом которой выступало бы открытие его фундаментальных законов. Аналогия, а временами и отождествление социологии с социальной физикой привели Конта к выделению в ней социальной статики и социальной динамики. Социальная статика изучает общество как состояние целостности и равновесия его элементов, социальная динамика — как развитие и переход от одного состояния общества к другому. При изучении социальной статики, по Конту особое внимание необходимо обратить на такой элемент как семья, распад которой будет означать распад общества, ведь из нёё образуются более крупные элементы социальной системы – род, племя, народ и т.д. Для рассуждений Конта о семье характерен консерватизм. Поскольку женщина, по мнению Конта существо находящееся на более низком уровне развития по сравнению с мужчиной, она изначально не может быть равной мужчине. Однако она превосходит мужчину по силе любви, которая иногда значит более, чем разум.
Закон трех стадий – основной закон науки об обществе. Именно с точки зрения данной идеи Конт прослеживал весь процесс развития человеческого знания, индивида и О в целом.
Согласно закону трех стадий, все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой — познание не фактов, а законов. Основным методом в социологии является, по Конту, наблюдение социальных фактов. Оно придает науке объективность, поскольку сам наблюдатель имеет дело с фактами, существующими до и независимо от него. Вторым по значимости методом социологии Конт считал эксперимент, под которым понимал наблюдение за изменением предмета, процесса, явления в результате специально создаваемых условий. Третий из широко используемых им методов — сравнительный, состоящий в сопоставление жизни различных народов. Исторический метод, четвёртый, направлен на выявление тенденций развития общества, он призван связать прошлое, настоящее и будущее. Рассуждения о методах в социологии — один из наиболее рациональных аспектов системы Конта. Существенное значение для социологии как новой науки имел тезис Конта о необходимости строгой эмпирической проверки рассматриваемых положений. При ее осуществлении следует руководствоваться тремя основными принципами: эмпиризмом, позитивизмом и физикализмом. "Эмпиризм, — писал Конт, — оз-н 'II(-г, что единственным источником истинной науки о мире является опыт. Позитивизм — что предметом ее являются только факты... Физикализм — ... что самыми совершенными понятиями являются те, которая создала физика, и что к ним можно и нужно сводить все научное знание" Можно установить без большого труда, что Конт подлинно социологическими считает лишь те знания и исследования, которые основываются на образцах естественных наук. Поскольку главным оказывается для него факт — наблюдаемое физическое поведение, постольку отсюда следует недооценка им роли теоретических обобщений. Конт сумел довольно полно синтезировать основные социально-философские идеи и практические потребности своего времени. Он оказал большое влияние на формирование социологии как самостоятельной науки:
Тем не менее значение работ Конта для последующего развития социологии велико. Не случайно современные западные социологи называют его "отцом социологии", поскольку он дал ей имя и программу. В работах Конта содержатся предпосылки для перехода к конкретным эмпирическим исследованиям. Он оказал значительное влияние на последующее развитие социологической мысли (концепции Э.Дюрк-гейма, Т. Парсонса и др.). Об этом свидетельствуют его идеи строгого отбора социальных фактов, понимание общества как органического целого, отказ от умозрительного и абстрактно-спекулятивного подхода к нему. Именно эти взгляды французского мыслителя и оказались наиболее предпочтительными для дальнейшего прогресса социологии. |