Главная страница

Учебное пособие ч асть 2 для студентов заочной


Скачать 2.19 Mb.
НазваниеУчебное пособие ч асть 2 для студентов заочной
Дата24.11.2022
Размер2.19 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаFilosofija_ch.2_UP_Gonchar_L.F._2000.pdf
ТипУчебное пособие
#810964
страница22 из 23
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23
4.4.
К
УЛЬТУРА
.
Цивилизация создана человеком, чтобы освободиться от вла- сти стихийных сил природы. Она находится между царством при- роды и царством свободы. Это промежуточное царство. Между царством природы и царством свободы и находится культура. Раз- личие культуры и цивилизации стало популярным со времен
Шпенглера. Французы предпочитают слово "цивилизация", пони- мая под этим культуру, немцы предпочитали слово "культура".
Русские раньше употребляли слово "цивилизация", а с начала XIX в. отдали предпочтение слову "культура".
Славянофилы, К. Леонтьев, Ф. Достоевский и другие отлично понимали различие между культурой и цивилизацией. Шпенглер видел в культуре и цивилизации смену эпох. Об этом мы уже го- ворили. Понятие "цивилизация" возникает раньше понятия "куль- тура". Цивилизация есть всякий социализированный процесс. Ци- вилизацией обычно обозначают более социально–коллективный процесс, культурой – более индивидуальный и идущий вглубь.
Мы, например, говорим, что у этого человека есть высокая куль- тура, но не можем сказать, что у этого человека есть очень высо- кая цивилизация. Мы употребляем выражение: мы цивилизован- ные люди. Цивилизация означает большую степень объективиза- ции и социализации, культура более связана с личностью и духом.
"Культура означает, – отмечал Н. Бердяев, – обработку материала актом духа, победу формы над содержанием. Она более связана с творческим актом человека". Хотя различие здесь относительное.
Существуют гениальные творцы культуры. Но культурная среда, культурная традиция, культурная атмосфера так же основана на подражательности, как и цивилизация.
Впервые предметом философского изучения становится куль- тура, как одна из центральных категорий в философии просвеще-
339
ния, которая занималась интерпретацией исторического процесса исторического познания.
Ныне имеется множество точек зрения на сущность культуры, место и роль культуры в жизнедеятельности общества, множество ее определений. Это свидетельствует о том, что она представляет собой сложный феномен.
Существует ряд достаточно разработанных подходов в иссле- довании культуры: аксиологический, семиотический, структура- листский, социологический, гуманитарный, деятельный и т.д.
Мы остановимся на деятельном подходе к культуре. Он в оп- ределенной степени опирается на другие подходы и выражает обобщенный взгляд на культуру.
Для выяснения специфики культуры как социального фено- мена необходимо прежде всего выявить то общее основание, на котором она возникает, а также способом бытия которого она сама является. Таким общим основанием является сущность человека.
Взаимосвязь сущности человека и культуры заключается в том, что они выступают как соотношение сущности и действительно- сти, т.е. культура представляет собой одну из интегративных форм проявления человеческой сущности, одну из форм человеческой действительности. Следовательно, в основании сущности челове- ка и культуры лежит процесс опосредования удовлетворения жиз- ненных потребностей человека сложной системой социальных по- требностей и соответствующих им видов деятельности. Поэтому культуру следует рассматривать как определенную целостность, в которой находит свое проявление сущность человека как реаль- ный процесс жизнедеятельности во всем его богатстве и многооб- разии. Она представляет собой социально-деятельный аспект че- ловеческой действительности. Ее нельзя ограничить какой-либо одной стороной жизнедеятельности человека, нельзя свести к со- вокупности результатов человеческой деятельности, к самой дея- тельности. Выступая в качестве проявления человеческой сущно- сти, культура охватывает все стороны жизни человека, она пред- стает как процесс производства и воспроизводства человека со всем богатством его свойств, потребностей, во всей его целостно- сти и универсальности, во всем богатстве его отношения к дейст- вительности. Следовательно, в культуре главным является не про-
340
сто человеческая деятельность, а сам человек. Деятельность же выступает как способ и средство удовлетворения потребностей человека, результат и предпосылка его жизнедеятельности. Куль- тура, таким образом, представляет собой процесс неуклонного со- зидания человеком себя как родового существа, созидание своей родовой сущности. Сущность человека является субстанциональ- ной основой культуры.
Поэтому культура по своей сущности есть процесс становле- ния, функционирования, развития человеческой сущности, про- цесс производства и воспроизводства человека как общественного существа, как субъекта социальной деятельности.
Важным методологическим аспектом исследования культуры является, с одной стороны, выявление того общего основания, ко- торое позволяет понять само ее возникновение, а с другой – рас- крытие специфики культуры как социального феномена, ее сущ- ности, содержания, внутренней структуры, логики развития. Та- кой подход позволяет показать качественную определенность культуры, раскрыть ее отличие от других социальных феноменов, определить ее место и роль в общественной жизни.
В отличие от животного, человек активно участвует в преоб- разовании природы для создания необходимых условий своего существования, формирует самого себя. И как бы прагматически он ни относился к окружающей действительности, стремясь удов- летворить свои жизненные потребности, в его деятельности про- является глубинная тенденция, выражающая не только необходи- мость заботиться о непосредственном обеспечении своей жизне- деятельности, но и требование проявлять заботу о будущем, о перспективах как индивидуального бытия, так и всего человечест- ва, а следовательно, проявлять заботу о сохранении и воспроиз- водстве окружающей его природной среды. Поэтому культура за- ключает в себе позитивно ценностный аспект человеческой жиз- недеятельности, она выступает в качестве человекообразутощего содержания общественно–исторического процесса. В то же время культура – это мера человеческого в человеке, мера, показываю- щая, в какой степени человеческое воплотилось в человеке, в ка- кой степени в нем реализуется человеческая сущность.
341

Хотя культура выступает как аспект человеческой действи- тельности, аспект проявления, способ бытия человеческой сущно- сти, она сама должна быть рассмотрена во взаимосвязи категорий сущности и действительности, т.е. должна быть рассмотрена взаимосвязь между сущностью культуры и конкретными формами ее бытия. Может показаться парадоксальным, что культура, вы- ступающая в качестве действительности человеческой сущности, может претендовать на то, чтобы характеризоваться собственной сущностью. Однако здесь имеет место не парадокс, а реальная ло- гика развития. Поэтому вполне естественно, что культура по от- ношению к сущности человека, как ее субстанциональной основе, выступает в качестве формы, способа ее бытия, способа проявле- ния. В то же время, как особый феномен, она может быть рас- смотрена с точки зрения взаимосвязи ее собственной сущности с конкретными формами ее бытия.
При раскрытии сущности культуры обращается внимание на наиболее общие ее особенности, на те ее характеристики, которые присущи ей независимо от того, в каких конкретно-исторических условиях и конкретных формах она проявляется. И, как отмеча- лось, сущность культуры заключается в том, что она представляет собой систему способов, средств и результатов становления, функционирования, развития человеческой сущности, процесс становления, производства и воспроизводства человека как субъ- екта социальной деятельности. Но сущность культуры, выражен- ная в логическом определении, не существует сама по себе. В этом определении зафиксирована та глубинная система связей, которая позволяет представить культуру в целостности как особый феномен.
В своей же действительности культура приобретает конкретные формы и способы бытия, которые непрерывно изменяются в ходе исторического развития общества.
В этой связи важное значение приобретает вопрос о внутрен- ней структуре самой культуры. В научно-исследовательской лите- ратуре данный вопрос не получил достаточной разработки. Суще- ствуют различные подходы к его решению. Но чаще всего внима- ние обращается на выяснение специфики локальных структур. Это важно, но этого мало.
342

Вопрос о структуре культуры необходимо решать, исходя из взаимосвязи культуры и сущности человека. В решении вопроса следует выделить два аспекта. Первый заключается в том, что, по- скольку сущность человека выступает как субстанциональная ос- нова культуры, то и ее структурные элементы (основные уровни, порядки человеческой сущности) выступают в качестве субстан- циональной основы структурных элементов культуры. Иными словами, в структурных элементах культуры находят свое прояв- ление и воплощение структурные элементы сущности человека.
Второй аспект решения этого вопроса заключается в раскрытии взаимосвязи сущности культуры и ее действительности. Следова- тельно, вопрос о структуре культуры многоплановый. Тем не ме- нее самым важным здесь является раскрытие взаимосвязи струк- туры культуры и структуры сущности человека.
В соответствии с уровнями (порядками) сущности человека можно выделить основные структурные элементы культуры. Пер- вым ее структурным элементом (стороной) является культура жизненных потребностей и способов их удовлетворения и вос- производства. Среди жизненных потребностей человека следует выделить потребности самосохранения вида, рода.
Потребности обеспечения жизнедеятельности индивида – это прежде всего те потребности, без удовлетворения которых суще- ствование индивида невозможно (потребности есть, пить, дышать, приспосабливаться к температурным условиям и т.д.).
Потребности обеспечения жизнедеятельности вида и рода мо- гут быть не обязательными для данного конкретного индивида.
Однако они должны удовлетворяться в рамках вида и рода, так как без этого становится невозможным продолжение их жизни.
Это касается особенно потребностей продолжения рода, потреб- ностей размножения. Определенный отдельный индивид может не участвовать в данном процессе, однако вид без реализации этой потребности обойтись не может. Такая специфика необходимых жизненных потребностей характерна и для человека. Но с перехо- дом от животного к человеку происходят существенные измене- ния как в специфике проявления потребностей, так и в способах их удовлетворения.
343

Окультуривание, очеловечение жизненных потребностей яви- лось важным звеном в процессе становления человеческой сущно- сти. По мере становления человека функции некоторых потребно- стей значительно расширяются. Например, потребность продол- жения рода выходит за рамки рождения ребенка. Более того, она часто отодвигается на задний план, уступая место получению фи- зиологического, эстетического, нравственного удовольствия. И потребность как бы разделяется на собственно потребность в про- должении рода и сексуальную потребность. Конечно, это две сто- роны единого процесса общения полов, но каждая из них выпол- няет относительно самостоятельную функцию. Известно, что на определенных этапах истории вопросы продолжения рода нераз- рывно связывались сословным, имущественным, религиозным расслоением общества. И в основе брака оказывалось не взаимное влечение мужчины и женщины, не их добрая воля и желание, а установившиеся традиции, в которых воля родителей и сословия являлись определяющими. Половая любовь была как бы в подчи- ненном положении по отношению к этим социальным факторам.
Естественно, что культура взаимоотношения полов в решении по- требности продолжения рода была связана с уровнем развития культуры общества в целом. Важнейшей предпосылкой реализа- ции этой потребности в единстве двух ее аспектов является созда- ние обществом необходимых условий для утверждения свободы личности.
Культура жизненных потребностей и способов их удовлетво- рения охватывает весь спектр непосредственной жизнедеятельно- сти человека: что и как человек ест, что и как пьет, во что одевает- ся, каковы его жилищные условия и т.д. Этот уровень культуры характеризуется преемственностью в развитии жизненных по- требностей и способов их удовлетворения как в плане историче- ской последовательности развития данной социальной общности, так и в плане взаимосвязей различных общностей, взаимовлиянии их друг на друга.
Значительную роль в развитии культуры потребностей и спо- собов их удовлетворения имеет сознательное целенаправленное воспитательное воздействие, которое способствует в значительной степени сохранению преемственности и регулятивному воздейст- вию на развитие данных потребностей. Эта сторона жизни общест-
344
ва особенно важна в той сфере, в какой возникают условия для по- явления патологических жизненных потребностей. Эти потребно- сти, как правило, обеспечивают кратковременное удовлетворение.
Однако со временем они могут превратиться в определяющие по- требности человека. Речь идет о таких потребностях, как алкоголь, наркотики и др. Их разрушительная роль сказывается на жизнедея- тельности не только индивида, но и общества в целом. Поэтому повышение культуры жизненных потребностей и способов их удовлетворения предполагает необходимость профилактики воз- можностей появления патологических потребностей, активной борьбы за избавление от них.
Этот уровень культуры выступает, с одной стороны, как ре- зультат процесса становления и развития человеческой сущности, а с другой – как предпосылка и условие осуществления и продол- жения самой жизнедеятельности.
Вторым структурным элементом культуры (или вторым ее уровнем) является культура процесса производства, в котором из- готовление орудий труда приобретает значение особой (социаль- ной) потребности. Реализация такой потребности является усло- вием создания с помощью трудовой деятельности средств, необ- ходимых для удовлетворения жизненных потребностей, и созда- ния всего комплекса условий для обеспечения жизнедеятельности.
Этот уровень культуры находит свое проявление и воплощение в культуре изготовления орудий труда, культуре технологий, в культуре самой трудовой деятельности, в результатах производст- ва. Поэтому в обобщенном виде этот уровень культуры предстает как система способов, средств и результатов производственной деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности человека. С этим уровнем культуры, с осмыслением человеком его значения в жизни индивида и общества связана сама этимология слова "культура", которое означало возделывание, обработку предметов природы. Однако здесь культура не может быть огра- ничена только сферой овеществленного труда человека. Конечно, сюда входят и орудия труда, и созданные человеком предметы, ценности. Но главным компонентом все же является сам человек с его умственными способностями, с его познавательными и твор- ческими возможностями, с его целеустремленностью. Поэтому весь процесс производства орудий труда, средств удовлетворения
345
жизненных потребностей человека выступает как одна из сторон производства и воспроизводства самого человека. В этом процессе человек – главная производительная сила и потребитель результа- тов своего труда.
В историческом процессе развития культуры производства выделяются специфические исторические эпохи (палеолит, не- олит, бронзовая и т.д.), характеризующиеся определенными типа- ми орудий труда и материалов, из которых они изготовляются. По этим орудиям труда и характеру трудовой деятельности стало возможным восстановить облик человека эпох в его целостности.
Развитие культуры процесса производства нашло свое выра- жение в изменении места и положения человека в производитель- ном процессе. Так, на ранних этапах становления общества инди- вид был непосредственно включен в производительный процесс, совершаемый общиной. Эта непосредственная включенность че- ловека в процесс производства сохранялась еще долго и после пе- рехода от первобытного общества к социально структурирован- ному. Но в дальнейшем, по мере усовершенствования орудий тру- да и технологий человек становится рядом с производством, вы- полняя функции управления сложным комплексом машин. Вне- дрение в производство электроники, биотехнологий и других дос- тижений науки и техники создают предпосылки, когда человек может стать над производством, осуществляя программирование и контроль за производительным процессом. А это предполагает высокий уровень развития индивида, его способностей и умений ориентироваться в сложнейших производительных процессах, принимать необходимые решения с осознанием ответственности.
Третьим структурным элементом культуры является культура общественных отношений. Общественные отношения – это слож- ная система, включающая в себя экономические отношения, от- ношения исторических общностей людей (род, племя, народность, нация), брачно-семейные, бытовые, межличностные, отношение общества и личности. Общественные отношения возникли как со- циальные формы, в которых и посредством которых осуществля- ется процесс производства. Но, возникнув как результат опосре- дования удовлетворения жизненных потребностей человека про- цессом материального производства, они превращаются в фактор,
346
детерминирующий не только возможности осуществления произ- водительного процесса, но и самой жизнедеятельности человека.
Из результата процесса общественного развития они превращают- ся в его предпосылку.
Все сферы общественных отношений взаимосвязаны и взаи- мообусловлены друг другом. Тем не менее следует говорить о культуре экономических отношений, брачно-семейных и других сфер общественных отношений. Каждая из них оказывает актив- ное влияние на жизнедеятельность индивида и общества. Напри- мер, неблагоприятные условия человека оказывают активное воз- действие не только на производительность труда, его эффектив- ность, но и на психологическое состояние человека, характер его отношения к себе, к другим людям, к обществу и даже к природе.
Культура межличностных отношений также оказывает свое влия- ние на все стороны жизни людей. Отсутствие взаимопонимания между руководителем и трудовым коллективом может непосред- ственно сказываться и на результатах производственной деятель- ности коллектива, и на каждом отдельном человеке. Поэтому межличностные отношения в производственном коллективе, в се- мье, в непосредственном общении между людьми в быту, в друж- бе, любви играют роль фактора, опосредующего жизнедеятель- ность человека в его поступательном развитии. Особенно важным является характер взаимоотношений между обществом и лично- стью. Оптимальным в этом плане является положение, когда лич- ность поднимается до осознания общественного как личного, а общество рассматривает личное как общественное.
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23


написать администратору сайта