Главная страница
Навигация по странице:

  • СВЯЗ Е Й О СНО ВНЫЕ ВИ ДЫ СВ ЯЗ ЕЙ

  • Закон единства и борьбы противоположностей.

  • Учебное пособие ч асть 2 для студентов заочной


    Скачать 2.19 Mb.
    НазваниеУчебное пособие ч асть 2 для студентов заочной
    Дата24.11.2022
    Размер2.19 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаFilosofija_ch.2_UP_Gonchar_L.F._2000.pdf
    ТипУчебное пособие
    #810964
    страница7 из 23
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   23
    К
    Л
    А
    ССИ
    Ф
    И
    К
    А
    ЦИЯ
    СВЯЗ
    Е
    Й
    О
    Б
    Ъ
    Е
    КТ
    И
    ВНО
    Й
    РЕ
    А
    Л
    ЬНОСТ
    И
    Х
    АР
    А
    К
    Т
    Е
    Р
    СВЯЗ
    Е
    Й
    О
    СНО
    ВНЫЕ
    ВИ
    ДЫ
    СВ
    ЯЗ
    ЕЙ
    Связи
    , прис ущ ие осн ов ным видам ма те рии и
    фо рм ам ее движен ия
    Связи
    , при су щ
    ие осн ов ным фо рмам су ще ст во ва ния
    Социа ль ные
    Социа ль ные
    Социа ль ные
    Социа ль ные
    Социа ль ные
    Вещ е
    ствен
    - но
    - энер гетич е
    - ск ие
    Ин форма
    - ци он ны е
    П
    рост ран ст
    - ве нны е
    В
    рем енн ы
    е
    Ст ру кт ур ные
    Ге не ти че ск и
    е
    П
    р ич ин ны е
    Фу н
    кцион аль
    - ные
    Связи
    , опр ед еля ющи е
    за ко н яв ле ни я
    Связи
    , не оп ред еляю
    - щ
    ие зак он явл ен ия
    Вн ут рен ние
    Су щ
    естве нн ы
    е
    Необ ходи мые
    Уст ойчивые
    Общие
    Вн еш ние
    Н
    есу щ
    естве нны е
    Сл уч айн ы
    е
    Неу ст ойч ивые
    Единичн ые
    (ун ик ал ьн ы
    е)
    85

    Во-первых, закономерные связи – это объективные связи.
    Диалектическая логика стоит на точке зрения признания объек- тивности законов развития природы и общества, то есть считает, что законы присущи самой реальности и существуют, так же как и материя, вне сознания человека и независимо от его воли. Напри- мер, закон всемирного тяготения выражает взаимодействие двух или нескольких тел между собой. Это взаимодействие объективно, оно существует вне сознания и не зависит от него.
    Во-вторых, закономерные связи – это общие связи, то есть та- кие, которые свойственны многим вещам и явлениям, определен- ным группам вещей и явлений или даже всем вещам и явлениям объективного мира. Единичные связи не относятся к закономер- ным связям. Например, периодический закон Менделеева, уста- навливая связь между зарядом ядра атома и свойствами элемента, выражает общие связи, присущие всем химическим элементам, а не одному какому-нибудь элементу. Наиболее общие связи выра- жаются в законах диалектики. Так, диалектический закон единст- ва и борьбы противоположностей, будучи всеобщим, охватывает все вещи и явления объективного мира.
    В-третьих, закономерные связи – это существенные связи, то есть такие, которые являются главными, основными, определяю- щими специфику и характер движения предмета. Несущественные связи не являются закономерными. Так, закон об определяющей роли производства в развитии общества выражает сущность, ос- нову, главное содержание процесса общественной жизни.
    В-четвертых, закономерные связи – это необходимые связи, то есть такие, которые совершаются непреложно, неизбежно. Важней- шим элементом необходимых связей является причинная зависи- мость связанных между собой явлений, при которой одни явления обусловливают состояние, изменение или возникновение других яв- лений.
    Наконец, в-пятых, закономерные связи – это относительно
    устойчивые, повторяющиеся, воспроизводящиеся связи, которые определяют направление и характер развития явления, это взаи- мосвязи, совершающиеся в определенном порядке, в определен- ной форме, а не хаотично. Понятие закона как раз и выражает этот устойчивый порядок, или форму, связей. Беспорядочные, бесфор-
    86
    менные связи и связи кратковременные не относятся к закономер- ным связям.
    Таким образом, закон есть определенная устойчивая форма
    объективных, общих, существенных и необходимых связей между
    явлениями или сторонами явления, определяющих направление и
    характер развития этих явлений. Данное определение представ- ляет собой определение закона вообще, всякого закона.
    Диалектическая логика выделяет требования, предъявляемые к законам науки. Они таковы:
    - адекватность и относительность описания (отражения) объ- ективной реальности;
    - истинность и достоверность описания (отражения) объек- тивной реальности;
    - интерпретируемость (имеется в виду сложность в логиче- ском плане);
    - информативность;
    - по возможности проверяемость;
    - относительность по форме существования и применяемости.
    Важной проблемой на современном уровне развития науки явля- ется критерий классификации законов. По нашему мнению, клас- сифицировать можно следующим образом: а) по специфике объекта познания – законы природы, законы общества, законы мышления; б) по степени общности – законы всеобщие, законы общие, законы частные; в) по различию отношений между элементами системы – за- коны структуры, законы функционирования, законы развития; г) по форме детерминированности процессов – динамические и статистические законы; д) по значимости – основные и не основные законы; е) по способам и формам выражения зависимостей – качест- венные и количественные законы;
    87
    ж) по степени обобщения – эмпирические и теоретические за- коны.
    Проанализируем особенности некоторых групп законов. Как уже отмечалось, они различаются прежде всего по степени общ- ности, то есть по степени охвата явлений во времени и простран- стве. Одни законы охватывают связи, присущие какой–либо опре- деленной стороне объективного мира, например количественные отношения, изучаемые математикой. Другие – связи, специфич- ные для определенных форм движения материи. Так, биологиче- ские законы охватывают только явления живой природы, общест- венные законы – общественные явления и т.д. Но, кроме того, есть всеобщие, или наиболее общие, законы, которые присущи всем явлениям объективного мира. Это означает, что сфера их действия безгранична: они действуют в неживой и живой природе, в чело- веческом обществе и мышлении. Вместе с тем эти законы вечны.
    Если, например, биологические законы появляются, когда возни- кает живая природа, а общественные – когда возникает человече- ское общество, то всеобщие законы действуют всегда, так как они являются законами всеобщего движения и развития материи и вечны так же, как материя и ее движение.
    Особые законы различных форм движения материи и законы, относящиеся к отдельным сторонам объективного мира, изучают- ся специальными естественными и общественными науками. Все- общие законы развития изучаются диалектикой.
    Будучи всеобщими, законы диалектики отнюдь не существу- ют и не действуют сами по себе, в каком-то "чистом виде", от- дельно от особых процессов, единичных вещей и явлений. Они существуют и действуют в отдельных явлениях, в конкретных процессах, причем их действие совершается в особых формах, за- висящих от специфики этих явлений и процессов, от особых кон- кретно-исторических условий их развития.
    Существуя в особом и единичном, всеобщие законы связаны с особыми законами, определяющими специфику конкретных явле- ний, проявляются в действии этих особых законов. В то же время, будучи всеобщими формами, в которых совершается единый уни- версальный процесс развития, являясь выражениями различных
    88
    его сторон и черт, законы диалектики тесно связаны и взаимодей- ствуют между собой.
    К основным законам относятся закон единства и борьбы про- тивоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицание отрицания. Этими законами, ко- нечно, не исчерпывается диалектика – богатое, всестороннее и глубокое учение о развитии, установившее его многочисленные закономерные связи. Кроме основных законов, еще целый ряд за- кономерных связей выражается категориями диалектики. Напри- мер, так называемые парные, или соотносительные, категории – сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность и др. – отражают объективные за- кономерные связи. Эти закономерные связи тоже всеобщи, но к основным не относятся. Они представляют собой более конкрет- ные проявления основных законов.
    В философской литературе раскрытию сущности динамиче- ских и статистических законов уделяется мало внимания. Поэтому мы постараемся выделить прежде всего особенности этих законов.
    Во-первых, динамический закон выражает связи и отношения между отдельными процессами и явлениями, где ограниченное и практически небольшое число существенных, устойчивых связей и отношений доминирует над всеми остальными, определяя исход процесса. Статистический закон, напротив, выражает связи и от- ношения массовых явлений, "ансамбля событий", где теоретиче- ски бесконечно большое число не коррелированных между собой связей, не обнаруживая заметного доминирования друг над дру- гом, определяет исход процесса всей своей совокупностью.
    Во-вторых, динамическая закономерность выражает отноше- ния между элементами жестко детерминированной системы, а статистическая закономерность – отношения между элементами вероятностной системы.
    В-третьих, случайное явление не укладывается в рамки дина- мического закона, оно элиминируется. Статистическая законо- мерность выражает диалектическую связь необходимости и слу- чайности. Необходимость выступает в неразрывной связи со слу- чайностью, пробивая себе дорогу через массу случайностей.
    89

    В-четвертых, в динамической закономерности причина вы- ступает непосредственно. Причина и следствие в такого типа за- конах связаны функционально. В статистической же закономерно- сти сложным образом переплетаются многие независимые причи- ны. Причина со следствием связана коррелятивно, то есть при- чинно-следственная связь оказывается более скрытой от непо- средственного наблюдения.
    В-пятых, динамические законы позволяют на основании зна- ний об определенной области пространства-времени давать одно- значные предсказания о другой области пространства-времени.
    Статистические законы в отличие от динамических позволяют на основании знаний об определенной области пространства-времени давать вероятностные предсказания о другой области пространст- ва-времени.
    В-шестых, при описании процессов и явлений, подчиняющих- ся динамическому закону, эффективными оказываются диффе- ренциальное и интегральное исчисления. При описании явлений и процессов, подчиняющихся статистическим закономерностям, применяется аппарат теории вероятностной и математической статистики.
    С категорией "закон" тесно связано понятие "закономер- ность", сходное с ним в своих признаках. Понятие "закономер- ность" выражает такой тип связей, который характеризует прежде всего развивающиеся системы, особенно в период их становления.
    Через этот тип связей проявляет себя общая тенденция процесса, складывающаяся как совокупное действие ее различных сторон.
    Так, переход от капитализма к социализму и от социализма к коммунизму характеризуется рядом закономерностей, отражаю- щих существенные стороны этих процессов.
    Понятие закономерности употребляется и для выражения того факта, что в основе всех процессов лежат объективные законы, что действительность не есть хаос и случайное скопление явле- ний, а представляет собой взаимодействующие друг с другом сис- темы. В этом взаимодействии обнаруживается определенная упо- рядоченность, устойчивость связей, что и выражается понятием
    90
    закономерность . Категория "закон" углубляет и конкретизирует представление о специфике этих связей.
    Законы диалектики можно рассматривать в различной после- довательности. Но следует помнить, что каждый из них выражает определенную грань развития. Закон единства и борьбы противо- положностей раскрывает источник, двигательную силу развития.
    Закон перехода количественных изменений в качественные рас- крывает характер развития. Закон отрицание отрицания характе- ризует направленность развития, его поступательный характер. И только в совокупности они дают представление о развитии как об объективном процессе.
    Исключать эти законы из области философского анализа дей- ствительности – грубейшая теоретическая и тем более практиче- ская ошибка. Вульгарный подход к этим законам ведет к вульга- ризации жизни.
    А современная жизнь, все ее сферы (экономическая, политиче- ская, социальная и духовная) так нуждаются в теоретическом обос- новании.
    Следует помнить, что некоторые проблемы законов диалекти- ки уже поставили античные философы (Гераклит, Аристотель).
    Гегель обосновал эти законы.
    Закон единства и борьбы противоположностей.
    Для того чтобы понять содержание и сущность закона, необ- ходимо усвоить основные категории данного закона: тождество, единство, различие, противоположность, противоречие, конфликт.
    Тождество есть отношение вещи к себе самой и другим ве- щам, сторонами которого являются свойства, силы и тенденции, совпадающие друг с другом.
    Различие есть отношение вещи к себе самой и другим вещам, сторонами которого являются свойства, силы и тенденции, не совпадающие друг с другом.
    91

    Противоположность есть отношение различия, сторонами которого являются силы, взаимоисключающие друг друга. Проти- воположность есть различие, развитое до предела.
    Противоречие есть отношение, сторонами которого являются противоположные силы и тенденции, находящиеся в единстве и борьбе.
    Всеобщей формой бытия, из которого возникает и развивается противоречие, является различие. Поэтому диалектические поня- тия различия и противоположности выражают разную степень зрелости противоречий. Высшей степенью обострения противоре- чий является конфликт, то есть противоречие имеет различные формы, ступени, отличающиеся степенью развития и остроты.
    Этими формами, ступенями являются (в восходящем порядке) различие, противоположность, конфликт. Некоторые авторы вы- деляют пять ступеней восхождения к противоречию: тождество, двойное существование, различие, противоположность, противо- речие. Отсюда видно, что термином "противоположность" обо- значают не только противостоящие стороны явления, но также и определенную ступень развития противоречия. Различие можно рассматривать как начальную ступень развития противоречия.
    Оно может выступать также как конечная ступень затухающего противоречия в том случае, если это противоречие разрешается постепенно. Конфликт – наиболее развитое обостренное противо- речие, крайняя степень противоречия.
    Закон единства и борьбы противоположностей выражает ту осо- бенность развития объективного мира, что оно происходит во взаи- модействии и борьбе внутренних противоположностей, различных сторон и тенденций, присущих каждому явлению и процессу, и что это взаимодействие и борьба являются внутренним источником движения и развития всех явлений и процессов. Таким образом, данный закон характеризует развитие со стороны его источника и в этом заключается его специфика, основное отличие от других зако- нов диалектики.
    Закон единства и борьбы противоположностей имеет всеобщий характер. Это выражается уже в том, что всем явлениям и процессам объективного мира свойственны внутренние противоположности, противоречивые стороны и тенденции, что все они имеют положи-
    92
    тельное и отрицательное, новое и старое, нарождающееся и отми- рающее.
    О противоречивости всех явлений и процессов природы и об- щества свидетельствуют многочисленные факты. Открытия физики, например, показали противоречивую – волновую и корпускулярную
    – природу света и вещества, что является выражением прерывности и непрерывности материи. Открытие в последнее время античастиц обнаружило целый ряд "элементарных" частиц материи, противопо- ложных по знаку заряда или внутреннему моменту вращения (спи- ну) таким ранее известным частицам, как протон, электрон, нейтрон и т.д.
    Важнейшими противоположными тенденциями, во взаимо- действии которых происходит движение неорганической материи, являются притяжение и отталкивание. Противоположностями, специфичными для живой природы, являются ассимиляция и дис- симиляция, наследственность и изменчивость.
    Общественные науки вскрывают противоположные стороны и тенденции явлений общественной жизни. Например, труд имеет абстрактный и конкретный характер, товар содержит потреби- тельную и меновую стоимость. Производство представляет собой единство таких двух противоположных сторон, как производи- тельные силы и производственные отношения.
    Противоречив также и мир в целом. Он един, будучи матери- альным, но он и многообразен, так как составляющие его предме- ты и явления отличны друг от друга. Он и прерывен и непрерывен одновременно. Он представляет собой единое целое и в то же время состоит из отдельных частей.
    Противоположности присущи также и процессу познания.
    Подобными противоположностями являются чувственный и ра- циональный моменты познания, абстрактное и конкретное, отно- сительный и абсолютный характер знаний. Познание есть процесс отражения в человеческом сознании объективного мира. Диалек- тика процесса познания есть отражение диалектики объективного мира, поэтому в познании действуют те же законы диалектики, что и в объективном мире. Действует здесь и закон единства и борьбы противоположностей.
    93

    Итак, всем явлениям природы, общества и познания свойственны внутренние противоположности, противоречивые стороны и тенден- ции.
    Противоположности находятся между собой в определенных взаимоотношениях. Первое, что обращает на себя внимание, – это их единство. Единство противоположностей означает, что они со- существуют в одном явлении, составляют неотъемлемые стороны явления, находятся в равнодействии и обусловливают друг друга.
    Ни одна из противоположностей не может существовать без другой, а вещь в целом не может существовать и развиваться без единства противоположностей. Нет положительного без отрицательного, но- вого без старого, притяжения без отталкивания, ассимиляции без диссимиляции. Не бывает производительных сил и производствен- ных отношений друг без друга, а способа производства – без их единства и взаимодействия.
    Единство противоположностей заключается также в том, что они при известных условиях, на определенном этапе развития мо- гут превращаться друг в друга или меняться положениями, роля- ми. Это означает, что противоположности не абсолютны, что они не являются мертвыми и застывшими, а находятся в движении и развитии. Так, вещества неорганической природы преобразуются в вещества органической и наоборот; общественная собственность превращается в частную, а частная – в обществе нную.
    Находясь в единстве, противоположности взаимно отрицают друг друга, вступают в отношения противоречия и борьбы. На- пример, такие противоположности, как притяжение и отталкива- ние, наследственность и изменчивость, находятся в противоречиях между собой, "борются" друг с другом.
    Противоречивость вещей и явлений наиболее наглядно обна- руживается, когда они рассматриваются относительно их развития и взаимной связи. Само развитие есть постоянно возникающее и разрешающееся противоречие между устойчивостью и изменчи- востью, покоем и движением, тождеством и различием. Любая вещь в своем развитии определенное время остается той же самой, тождественной самой себе, и в то же время непрерывно изменяет- ся, становится отличной от предшествующего своего состояния.
    Особенно хорошо это видно в живом организме, который в каж-
    94
    дый момент времени является и тем же самым, и другим ввиду непрекращающегося обмена веществ.
    Рассматривая единство противоположностей, следует отме- тить, что оно условно, относительно в смысле их равновесия, рав- но действия. Равнодействие противоположностей временно, имеет место лишь в определенные периоды существования явления, в моменты его относительного покоя, устойчивости в процессе раз- вития, то есть только тогда, когда происходят лишь количествен- ные изменения этого явления и оно сохраняет свою качественную определенность. Это равно действие нарушается, как только явле- ние начинает претерпевать качественные изменения, когда период относительного покоя кончается и данное явление начинает пре- вращаться в другое. Единство же противоположностей в смысле их сосуществования в одном явлении и наличия взаимосвязи меж- ду ними имеет место всегда, когда есть борьба противоположно- стей, ибо без этого борьба противоположностей невозможна.
    Что же касается борьбы противоположностей, то она абсо- лютна потому, что имеет место во все периоды существования яв- ления и в период перехода его в другое явление. Борьба противо- положностей, которая происходит и во время относительного по- коя, в момент перехода явления в другое качественное состояние обостряется до предела. Переход от одного явления к другому как раз потому и происходит, что одна из противоположностей полу- чает решающий перевес над другой, "побеждает" ее и тем самым обусловливает разрешение противоречий. Борьба противополож- ностей является активным, движущим фактором; она выражает абсолютный характер движения и всегда имеется налицо в про- цессе развития.
    Таким образом, внутренние противоположности находятся и
    в единстве, и в противоречиях, в борьбе. При этом их единство,
    равноденствие относительно, а борьба абсолютна.
    Противоречия не являются вечными и неразрешимыми, так как они не мертвы, не статичны, а находятся в движении и разви- тии: зарождаются, созревают и разрешаются. При этом противо- речия не могут быть разрешены путем примирения противопо- ложностей. По мере их развития противоположности все более поляризуются, противоречия между ними усиливаются, достигая в
    95
    конце концов такой степени обострения, при которой их разреше- ние становится необходимым условием дальнейшего развития яв- ления, перехода его в новый этап или в другое, новое явление. В этом случае примирение противоположностей, если бы оно было возможно, означало бы не разрешение противоречия, а его сохра- нение. Поэтому действительное разрешение противоречия воз- можно лишь путем его преодоления. Преодолено же оно может быть только в борьбе противоположностей, путем победы одной из них и поражения другой, победы нового над старым. Противо- положности данного процесса занимают не равнозначное положе- ние в нем. Одна из них прогрессивная, другая – регрессивная.
    В связи с тем, что противоречия развиваются, они могут быть разрешены не в любой момент, а лишь тогда, когда достаточно со- зреют для этого. Вместе с созреванием противоречий складыва- ются условия и силы для их разрешения.
    Единство и борьба противоположностей представляют собой условие развития явлений. Без единства противоположностей ме- жду ними не может быть противоречий и борьбы. Между разоб- щенными и независимыми явлениями не бывает никаких проти- воречий. Для возникновения противоречий необходима опреде- ленная связь между явлениями. Возникнув, противоречия, борьба противоположностей, становятся активным, движущим началом.
    Развитие всех явлений происходит через возникновение и разре- шение противоречий, которые стимулируют поступательное, про- грессивное движение от низшего к высшему.
    Борьба противоположностей как источник всякого развития всегда выступает в конкретных формах. При этом действие закона единства и борьбы противоположностей связано с особыми зако- нами различных форм движения материи, выражающими специ- фические источники и стимулы каждого данного движения. Дело в том, что эти особые законы осуществляются через борьбу про- тивоположных сил и тенденций, в которой и находит свое кон- кретное выражение рассматриваемый закон диалектики.
    Например, основным законом развития живой природы явля- ется противоречивое взаимодействие таких противоположностей, как организм и среда. С этим противоречием тесно связаны и все другие противоречия жизни. Так, с противоречием между орга-
    96
    низмом и средой связан противоречивый процесс обмена веществ, происходящий во взаимодействии ассимиляции и диссимиляции, ибо обмен веществ в конечном счете совершается между организ- мом и средой. Организм связан со средой как относительно само- стоятельная, устойчивая система обмена веществ, предъявляющая определенные требования к условиям среды. Вследствие того, что эти условия непрерывно изменяются, постоянно возникают про- тиворечия между организмом и средой, разрешение которых при- водит к совершенствованию организма, к его приспособлению к усложняющимся условиям существования. Постоянное возникно- вение и разрешение этих противоречий поэтому и является источ- ником развития организмов.
    Борьба противоположностей происходит и в общественной жизни, представляя здесь внутренний источник развития. Так, взаимодействие противоположных сторон производства – произ- водительных сил и производственных отношений, является глав- ным внутренним источником развития производства.
    Основная закономерность и движущая сила развития челове- ческого познания заключается во взаимодействии теории и прак- тики, которое также является единством и борьбой противопо- ложностей. Между теорией и практикой постоянно возникают и разрешаются противоречия. Новые факты и требования практики вступают в противоречия со старыми, не соответствующими этим фактам и требованиям, теоретическими обобщениями и выводами.
    Разрешение этих противоречий, создание новых теорий, соответ- ствующих новым данным и требованиям практики, каждый раз поднимает науку на новую ступень. Внутри самого процесса по- знания противоречия между теорией и практикой преломляются в противоречиях рационального и чувственного моментов познания, абстрактного и конкретного, а также в противоречии между без- граничными возможностями познания и ограниченным практиче- ским осуществлением этих возможностей, относительностью зна- ний на, каждом данном этапе развития общества. Последнее про- тиворечие является важным рычагом всего умственного прогрес- са.
    97

    Итак, противоречия, борьба противоположностей являются внутренним источником движения и развития всех явлении и про- цессов.
    Все сказанное позволяет сформулировать сущность закона единства и борьбы противоположностей. Сущность его состоит в том, что развитие объективного мира и его познание осуществля- ется путем раздвоения единого на взаимоисключающие противо- положности (стороны, свойства, тенденции), взаимоотношения которых, с одной стороны, характеризуют ту или иную систему как нечто целое и качественно определенное, а с другой – состав- ляют внутренний импульс, источник ее развития, превращения в новое качество.
    Поскольку закон единства и борьбы противоположностей все- гда выступает в особых формах, постольку противоречия являют- ся не только всеобщими, но и специфичными, а значит, и весьма многообразными по своему характеру. При этом их специфика связана как с особыми законами различных форм движения мате- рии, так и с природой тех явлений и процессов, в которых они су- ществуют, и зависит от условий развития этих явлений и процес- сов.
    Каждое явление развивается в системе многих связей и проти- воречий. Каждое противоречие имеет свое место и значение. По- этому противоречия многообразны не только по характеру, но и по своему значению.
    Из многообразия и специфичности противоречий следует, что и разрешаются они в каждом отдельном случае специфическими способами. Особенности противоречий, их место и значение, формы и силы их преодоления могут быть установлены только конкретным анализом конкретных явлений.
    Противоречия различаются между собой: а) по форме проявления – внутренние и внешние; б) по их роли в развитии – основные и не основные, главные и неглавные.
    Внутренние противоречия связаны с содержанием и сущно- стью явлений, с их качественными особенностями. Они представ- ляют собой определяющую причину и главный источник развития
    98
    явлений. Внешние противоречия между явлениями складываются на основе их качеств и свойств, то есть в зависимости от внутрен- них противоречий. Возникнув, внешние противоречия оказывают определенное влияние на развитие явлений, на их внутренние процессы, и поэтому их тоже следует учитывать при изучении яв- лений.
    При рассмотрении проблемы внешних и внутренних противо- речий следует иметь в виду относительность внешнего и внутрен- него. Решение вопроса о том, какие противоречия являются внут- ренними, а какие внешними, зависит от того, какая целостность рассматривается.
    Основное противоречие – это такое внутреннее противоречие, которое играет ведущую роль в развитии предметов и процессов и оказывает существенное воздействие на все другие противоречия.
    Некоторые философы дают иную классификацию противоре- чий. Первая форма противоречий – простые. Это единство, взаи- мопроникновение противоположностей, которые реально даны как внешние по отношению друг к другу, однако есть моменты, стороны некоторого единства. Вторая форма – противоречия пре- вращения. Эти противоречия характерны для функционирования превращенных форм, составляют сущность и движущую силу их развития. Третья форма –гармонические противоречия. Гармони- ческие противоречия есть снятые противоречия, упраздненные и сохраненные одновременно.
    Во всех случаях следует помнить, что противоречие не есть неизбежное зло, от которого следует избавляться. Противоречия существуют объективно. Их познание и разрешение – главное ус- ловие разумной жизни.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   23


    написать администратору сайта