Главная страница

Учебное пособие ч асть 2 для студентов заочной


Скачать 2.19 Mb.
НазваниеУчебное пособие ч асть 2 для студентов заочной
Дата24.11.2022
Размер2.19 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаFilosofija_ch.2_UP_Gonchar_L.F._2000.pdf
ТипУчебное пособие
#810964
страница6 из 23
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
М
НО
ГОО
Б
Р
А
З
И
Е
СО
ДЕРЖА
Н
ИЯ
И
ФО
Р
М
О
Б
ЩЕСТ
ВЕН
Н
О
Г
О
СО
З
Н
А
Н
И
Я
О
С
Н
ОВ
АН
ИЕ
ДЛЯ
ВЫД
Е
ЛЕ
НИ
Я
С
ОД
Е
Р
Ж
А
Н
И
Е
Ф
ОР
М
А
Как всео бщ ее свой ство оп ре
- де ле нным образом орг ан из о- ванной общ ност и люд ей
Вид отражаемой реальности
Ос озн ан ная пс их ика социал ь- ных общн остей
О
тражение у
ст ойч ив ы
х и
ва жны х ст орон общ ест ве нной жи зни
Глу бина ос оз на нност и, ст е- пень на уч ности и
сист емно
- ст и, характ ер возникновения зна ни й
Отражение кл ас со вы х интер е- со в че ре з при зм у по требн остей
?
Вторичность по о
тноше нию к
об щест венном у быт ию
?
Идеаль ность
?
О
тноситель ная сам ос тоятельн ость
?
Отраж ен ие об ъек тив ной реальн ос ти
?
Отраж ен ие су бъ ек ти вн ой р
еаль нос ти
?
Различ ной степени на уч ности и
содержания
?
На уч ны е знания
?
Общест венная во ля
?
Общест венные переживания и
наст роения
?
Идеи и
взг ляды на политик у
?
Идеи и
взг ляды на пра во
?
Идеи и
взг ляды на нра вст ве ннос ть
?
Идеи и
взг ляды на ис ку сств о
?
Идеи и
взг ляды на религию
?
Философские идеи и
взг ляды и
др
?
Обобщен ны е, более гл уб ок о ос м
ы сленные и
систем ат и- зи рованные
, возника ю
щие преим ущ ес твенно ра ци ональ
- ным пу те м
знания и
иде и
?
Первичн ы
е, слабо систематизированные и
не гл уб ок о ос
- мы сл ен ны е, возник аю щие преим уще ст венно чу вс тв ен ны м
пу те м
на основе ос м
ы сления жизне нно го опыта знания и
пр ед ставлен ия
?
Систем атизированные
, осмысленные
, че тк о выр ажающие классовые интере сы иде и и те ории
?
Несистем ное
, с тихийное
, а м
ор фное выражение к
лассовых инт ер есов и
по тр ебнос тей и др
?
Социальное отражение общественн ого бы ти я и
природы
?
Су бъ ек ти вн ый об раз объек ти вного мира
: ид ея
,
принцип
, зак он
, н орм а,
об раз
, понятие и
т

?
Знания
, воля
, э м
оции
?
Политич еск ое созна ние
?
Правовое соз нан ие
?
Нравственное созна ние
?
Эс те ти чес кое созна ние
?
Рели гиоз ное созна ние
?
Фи ло со фс ко е сознание
?
На ук а
?
Теоретико
- идеологи ческ ое
(
те ор е- тичес кое
) созна ние
?
Обы денн о- психологи ческ ое
(
эм пи
- рическое
) сознание
?
Идеологи я
?
О
бщес тве нна я психо
- логия и др и др
76

Формы сознания различаются между собой предметом отра- жения, общественными потребностями, которые вызвали появле- ние определенных форм сознания, способами отражения действи- тельности, ролью в жизни общества, характером оценки объек- тивного мира. Ближе к экономической находятся политическая, правовая и нравственная формы сознания. Их можно назвать "не- посредственно-жизненными", так как прежде всего они отражают коренные экономические интересы общества и классов, быстрее других форм реагируют на изменения экономических отноше- ний, руководят ими.
Такие формы сознания, как эстетическое, религиозное и фи- лософское сознание, дальше расположены от базиса, их взаимо- связи с ним опосредованы "непосредственно-жизненными" фор- мами сознания. Они медленнее реагируют на изменения в эконо- мических отношениях, обобщенно отражают не только свой предмет, но и весь объективный мир. Эти формы играют роль ме- ханизма формирования мировоззрения людей, поэтому их можно назвать "непосредственно-мировоззренческими".
Естественная форма сознания выступает и как "непосредст- венно-жизненная" форма относительно вовлечения природы в производство и становления естественной науки как непосредст- венной производительной силы, и как "непосредственно- мировоззренческая" форма, поставляющая обществу огромную сумму знаний об объективном мире.
В философской литературе нет пока общепризнанного опре- деления форм сознания, но довольно четко выделяются два под- хода. Первый состоит в том, что понимание форм сознания огра- ничивается теоретико-идеологическим уровнем и по существу отождествляется с идеологией, ее формами. При втором подходе формы сознания понимаются более широко, в их содержание включаются идеи и взгляды не только теоретико-идеологического характера, но и обыденно-психологического.
Каждая форма сознания объективно содержит в себе идеи и взгляды различной степени научности, систематизации, осмысле- ния, выражения социальных интересов. Идеи и взгляды каждой формы сознания могут быть получены как чувственным, так и ра- циональным путем, в результате осмысливания непосредственной
77
жизни или теоретического исследования. Поэтому каждая форма сознания закономерно должна содержать эмпирический и теоре- тический, чувственный и рациональный, обыденно-психологи- ческий и теоретико-идеологический уровни.
Таким образом, политическое, правовое, нравственное, эсте-
тическое, религиозное, философское, естественно-научное созна-
ние как формы общественного сознания – это относительно са-
мостоятельные, более или менее систематизированные по уров-
ням духовные образования, отражающие определенные стороны
объективного мира, общественного бытия и активно воздейст-
вующие на них.
Политическое сознание – это совокупность идей, теорий, чувств, мнений и т.п. о политических интересах и отношениях со- циальных групп. Оно подразделяется на политическую идеологию и политическую психологию. В политическом сознании находят концентрированное выражение экономические и другие отноше- ния классов, вопросы о политической власти, об отношениях ме- жду нациями и государствами. Политические идеи отражают фак- тическое положение конкретной социальной группы в обществе.
Наиболее активной в политическом сознании является поли- тическая идеология. Она существует в виде теоретической систе- мы идей и взглядов, выражающих наиболее глубокие коренные классовые интересы. Цели и идеалы класса, их теоретическое обоснование, пути и средства достижения или совершенствования систематизируются в политических программах, лозунгах, кон- цепциях. Политическая идеология выступает духовным средством борьбы социальной группы за достижение ее целей, составляет идейную основу политического руководства обществом. Важное место в политической идеологии занимают вопросы о партии, ее роли в руководстве обществом. Политическая психология отража- ет интересы не так четко, но ее содержание богаче отражает поли- тические отношения и быстрее изменяется.
С политическим сознанием тесно связано правовое сознание.
Сущность его состоит в выражении отношения людей к праву. Пра- во, как и политика, возникло с появлением классов и государства.
Правосознание – это совокупность идей и взглядов относи- тельно правомерности или неправомерности поступков, прав и
78
обязанностей членов общества, справедливости или несправедли- вости юридических законов. Идеи о правовых отношениях, а так- же об общественном бытии и природе, отраженные через юриди- ческие нормы, составляют содержание правового сознания. Они существуют на идеологическом и психологическом уровнях.
Правосознание отличается от правовых норм.
Нравственное сознание возникло в процессе отражения жиз- недеятельности людей с точки зрения добра и зла, справедливости и счастья, чести и достоинства. Это совокупность идей и взглядов о характере и формах поведения людей в обществе, их отношени- ях друг к другу. Нравственные идеи закрепились в совокупности принципов, норм и правил поведения людей. Нравственные нор- мы и принципы – специфические способы отражения и регулиро- вания поведения людей. Они опираются на силу общественного мнения, на убеждения, традиции, воспитание. Нравственные от- ношения изучаются этикой – наукой о морали. Ее знания состав- ляют важный элемент идеологического уровня нравственного соз- нания.
Потребности людей в восприятии и создании совершенного, возвышенного, которое давало бы им духовно-прекрасное насла- ждение, вызвали к жизни искусство и эстетическое сознание.
Они возникли, как и другие отношения и соответствующие им формы сознания, на основе общественно-исторической, прежде всего производственной, практики людей.
Специфика эстетического сознания определяется его предме- том, художественно-образным способом отражения действитель- ности и функциями. Эстетическое сознание включает в себя вку- сы, представления, мнения, идеалы, взгляды и теории, отражаю- щие эстетическую ценность предметов и явлений объективной действительности, а также предметов и явлений, созданных самим человеком. Отражение в эстетическом сознании действительности осуществляется через понятия прекрасного и безобразного, воз- вышенного и низменного, комического и трагического. Это отра- жение осуществляется на идеологическом и обыденно-психоло- гическом уровнях.
Религиозное сознание представляет собой совокупность рели- гиозных идей, взглядов и "учений", которые догматически отра-
79
жают объективный мир. Оно так же необходимо, как и другие формы общественного сознания. Религиозные взгляды возникли на заре человеческого общества и сохранились до наших дней.
Специфика религиозного сознания состоит в том, что его идеи и догмы не поддаются рассудочному доказательству, а основаны на вере в сверхъестественное, мифическое, тайное.
Философское сознание также является формой общественного сознания. Оно представляет собой совокупность идей и концеп- ций о мире и человеке, его месте в обществе, о всеобщих законах развития и познания действительности. Философское сознание отражает мир способом всеобщих понятий.
Взгляды на природу и отношения общества с природой отра- жаются в естественно-научной форме сознания, или природосоз- нании. Содержание естественнонаучной формы сознания состав- ляют идеи о природе, которые, как правило, не имеют классового характера и непосредственно не входят в другие формы сознания.
В естественнонаучную форму включаются идеи и представления, полученные чувственным и рациональным путем.
Особенностью естественно-научной формы сознания высту- пает то, что основное ее содержание представляют идеи о приро- де. Взгляды на отношения людей с природой в данной форме от- ражаются лишь частично, так как они комплексно отражаются всеми другими формами сознания.
Итак, во-первых, в общественном сознании выделяют два уровня от- ражения общественного бытия: обыденное и теоретическое, представ- ляющие собой два уровня познания действительности: познание явлений и познание сущности. Оба эти уровня существуют не изолированно друг от друга, а находятся в диалектическом единстве. Взаимосвязь обыденного и теоретического уровней сознания объясняется наличием у них одинако- вых свойств, что обусловлено рядом обстоятельств.
1. Это два уровня одного общественного сознания. Оба они имеют единую гносеологическую основу – общественное бытие, ко- торое отражается на обоих уровнях с различной глубиной и досто- верностью.
2. В их содержании есть одинаковые структурные элементы.
80

3. Обыденное и теоретическое сознания имеют общие формы мышления (понятие, суждение и умозаключение) и общие методы
(анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.).
4. У них есть единое средство выражения – язык. Язык пред- ставляет собой материальную оболочку мысли независимо от то- го, выражена мысль в форме абстрактных идей или обыденных представлений и понятий.
Между этими уровнями общественного сознания имеются и существенные различия.
1. По происхождению. В обыденном сознании происходит не- посредственное отражение бытия, а в теоретическом оно осущест- вляется опосредованно, опираясь на человеческий опыт, знания, практику, и может выходить за пределы конкретного бытия.
2. По глубине отражения. Обыденное сознание как бы оста- навливается на познании одних только явлений, в то время как теоретическое стремится познать сущность процессов.
3. По форме выражения. Теоретическое сознание выступает обычно в виде концепций, теорий, программы, системы взглядов, а обыденное – в виде совокупности различных представлений, чувств, настроений.
4. По генезису. Теоретическое сознание вырабатывается уче- ными, идеологами, теоретиками. Ими же оно сохраняется и при- умножается. Обыденное сознание формируется самими массами и выступает как совокупность группового сознания больших и ма- лых социальных групп;
- во-вторых, обыденное сознание людей – это сложное, проти- воречивое образование, имеющее свою сложную структуру, и включает в себя эмпирические знания людей, общественную пси- хологию и народное художественное творчество;
- в-третьих, теоретическое сознание отражает существенные связи и отношения, общественное бытие, окружающую человека естественную среду во взглядах, оформленных в определенную систему. Это высший уровень общественного сознания. Теорети- ческое сознание отражает сущность процессов. Оно включает в себя: идеологию и естественнонаучные знания;
81

- в-четвертых, многообразие взаимоотношений людей с мате- риальным миром и между собой послужило основой для выработ- ки у них способности различным образом отражать окружающую действительность и воздействовать на ход общественной жизни и природу. Возникает многообразие форм общественного сознания: политическое, правовое, нравственное, эстетическое, наука, рели- гиозное (атеистическое), философское, экономическое, экологиче- ское, историческое. Они имеют общие черты и различия. Все формы отражают одну и ту же реальность, характеризуют единое целое – общественное сознание как определенную идеальную сис- тему, формируются на обыденном и теоретическом уровне (за ис- ключением науки).
Вместе с тем формы общественного сознания отличаются друг от друга рядом признаков: по предмету отражения, по способу отражения, по их происхождению и по социальным функциям в жизни общества.
1.4.
Д
ИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ
РАЗВИТИЯ БЫТИЯ
.
Категория закона является одним из важнейших понятий на- учного познания. На основе знания законов природы, общества и мышления происходит постижение глубинных, необходимых и существенных связей в вещах и процессах действительности, ко- торые стоят за внешним и случайным их проявлением. Знание за- конов объективного мира означает знание устойчивых зависимо- стей между материальными системами и тенденций их изменения и развития. Сущностное постижение конкретного дается на основе формулирования законов.
Понятие закона формировалось на протяжении истории раз- вития частных наук и философии
Законы науки есть отражение объективных законов природы и общества. Они формируются в виде определенных утверждений.
Есть законы механики, физики, химии, биологии, экономической науки, диалектики и т.д. В них выражается уровень знания, дос- тигнутый наукой и практикой. С открытием новых сторон и свя- зей явлений действительности формулировка законов науки мо- жет быть изменена и дополнена.
82

Ставить знак равенства между законом действительности и тем, как он выражен в данный период времени в науке, нельзя, ибо знания в каждом пункте своих достижений содержат момент относительности, неполноты. Нельзя еще и потому, что законы действительности – это объективные связи и отношения явлений и процессов мира, а законы науки представляют собой отражение этих связей в сознании человека в системе естественных и искус- ственных языков. Вместе с тем различие законов действительно- сти и законов науки нельзя абсолютизировать как раз потому, что законы науки есть выражение существенных связей действитель- ности. Следует подчеркнуть, что закон носит объективный и субъ- ективный характер. Субъективность закона в том, что его форму- лирует человек с помощью своего сознания и выражает в языке.
Однако трактовка законов как только продукта деятельности сознания человека вызывает трудности, возникающие в ходе их познания, особенно при исследовании проблем истинности. Про- верка истинности утверждений, в которых выражаются законы науки, является довольно сложной проблемой. Ряд законов вооб- ще не подлежит прямой экспериментальной проверке. И некото- рые философы считают, что критерием истинности законов явля- ется логическая непротиворечивость в системе знаний или их по- лезность, удобство и т.д.
Например, современные позитивисты придерживаются, с од- ной стороны, феноменологического взгляда на природу научных законов, прямо не отрицая их объективного характера. Но эту объективность они сводят фактически к возможности одинакового истолкования данных опыта различными субъектами. С другой стороны, трактуя чисто аналитически логику и математику, нео- позитивисты вносят в понимание законов элемент априоризма.
При решении вопроса о критерии истинности законов неопози- тивисты впадают в непреодолимое противоречие. Принцип верифи- кации, выдвинутый ими в качестве критерия осмысленности утвер- ждений науки, оказался несостоятельным. Свести ряд теоретических положений к утверждениям, непосредственно проверяемым на опы- те, в принципе невозможно. Поэтому они предлагают рассматривать законы науки как результат соглашения между учеными.
83

Диалектическая логика утверждает, что общественно-истори- ческая практика, обладая достоинством непосредственности и всеобщности, отделяет истину от заблуждения.
Гносеологический анализ категории закона опирается на оп- ределенные онтологические предпосылки. Философия здравого смысла рассматривает окружающий нас мир как взаимосвязанные материальные системы, структурно оформленные, функциони- рующие и развивающиеся по определенным законам. Признание закономерного характера функционирования и развития всех ма- териальных систем опирается на данные естественных и общест- венных наук, на практику жизни.
Мир есть движущаяся материя. Это непрерывный поток раз- нообразнейших превращений и изменений, исчезновение и воз- никновение различных материальных систем. В бесконечном ма- териальном мире все связано и взаимообусловлено, при этом име- ет место определенная устойчивость систем и их элементов, по- следовательность их изменений и превращений.
Принципы материального единства мира, развития и детер- минизма дают логическое основание для вывода о наличии уни- версальной закономерности мира.
Понятие закона есть одна из ступеней познания человеком един-
ства и связи, взаимозависимости и цельности мирового процесса.
Законы охватывают условно, приблизительно универсальную зако- номерность вечно движущейся и развивающейся природы.
В любом законе отражена зависимость явлений и предметов друг от друга (или зависимость сторон предмета).
Важной чертой закона является отражение в нем связи явле- ний (см. схему).
Изучая связи, в которых в природе и обществе совершается развитие, обнаруживая их устойчивые и всеобщие формы, диалек- тическая логика тем самым вскрывает законы развития, ибо закон
– это прежде всего связь, отношение между явлениями или сторо- нами явлений. Но закон – это связь особого рода. Не каждая из всех многообразных связей оказывается закономерной. Законо- мерные связи отличаются рядом признаков.
84

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


написать администратору сайта