Главная страница
Навигация по странице:

  • Содержание Введение

  • 1.2 Естественно-правовые концепции

  • реферат по тгп. Естественное право основные характеристики


    Скачать 297.42 Kb.
    НазваниеЕстественное право основные характеристики
    Дата12.01.2022
    Размер297.42 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлареферат по тгп.rtf
    ТипРеферат
    #329529
    страница1 из 3
      1   2   3


    Челябинский юридический колледж

    Направление подготовки: Правоохранительная деятельность

    Дисциплина: Теория государства и права

    РЕФЕРАТ на тему:

    « Естественное право: основные характеристики

    ________________________________________________________ »

    Автор работы:

    студент группы ПД – 34 – 20

    очной формы обучения

    Шостка Алексей Викторович

    Руководитель работы:

    Преподаватель Конституционного

    права Российской Федерации и

    Теории государства и права

    Тансыкова Алина Шамилевна

    Челябинск 2022 г.

    Содержание

    Введение
    Особенностью общественных отношений в ряде стран выступает изменение соотношение государства и права с точки зрения регулирования общественных отношений, в результате чего происходят и изменения в характере понимания права. Одной из современных тенденций в понимании права выступает определенное превалирование формы закона над его содержанием. В результате возникает неэффективность в общественных отношениях. Для отдельных государств подобное соотношение права и его понимания означает возникновение тенденций в регулировании общественных отношениях, которые не отвечают интересам общества. Меняется соотношение государства и права в пользу формального регулирования государством общественных отношений, вследствие чего на практическом уровне возникают такие отрицательные тенденции как бюрократия и злоупотребление правами. В результате возникают проблемы с позиций как понимания права, так и определения использования государством права для регулирования общественных отношений.

    Соотношение государства с правом рассматривается ТГП, как следствие, именно в рамках ТГП должно определяться общее регулирование общественных отношений государством через право как основа соотношения формы права и его содержания. В результате актуальным становится правовой натурализм как одна из теорий в рамках ТГП. Правовой натурализм предусматривает наличие неотъемлемых прав, которые не зависят от закона. Вполне очевидно, что такое понимание соотношения прав человека и закона не в полной мере соответствует современной практике регулирования общественных отношений. В то же время, ТГП рассматривает регулирование общественных отношений правом в целом, разрабатывая рекомендации по совершенствованию данного регулирования. В результате возможно использование правового натурализма как основы определения в рамках ТГП соотношения между формой закона и его содержанием в пользу регулирования общественных отношений, отвечающих интересам общества. Как следствие, именно в рамках ТГП вопросы правового натурализма становятся особенно значимыми.

    Использование правового натурализма в ТГП перспективно не только в силу совершенствования общих теоретических положений ТГП о соотношении государства с правом, а также понимания права, но, в перспективе, и с точки зрения практики регулирования общественных отношений через разработку рекомендаций для других отраслей на основе обобщения теоретических положений ТГП и понимания права.

    Целью данной работы является исследование основных характеристик естественного права.

    Задачами работы являются:

    - исследование естественно-правового понимания права;

    - исследование естественно-правовых концепций;

    - исследование основных характеристик естественного права в период его становления;

    - исследование основных характеристик современного естественного права.

    Объектом исследования является естественное право.

    Предметом исследования являются основные характеристики естественного права в системе ТГП и понимания права.
    1. Теоретические основы естественного права


    1.1 Естественно-правовое понимание права
    На уровне ТГП само по себе понимание права может быть различным, поскольку различны подходы к пониманию источников права. С позиций ТГП источником права является государство. Однако, на уровне понимания государства как источника права могут быть выделены два основных подхода. В рамках ТГП государство понимается либо как абсолютный источник права, когда в основе регулирования общественных отношений лежит воля конкретного лица, либо как источник права, который опосредован натуральными правами человека. Иначе говоря, в ТГП государство как источник права может пониматься либо как система институтов, имеющих исторический характер и выступающих абсолютным источником права. В данном случае право понимается независимо от каких-либо оценок, норма права существует сама по себе, поскольку только государство имеет независимость и вправе регулировать общественные отношения правовыми нормами. В то же время, правовой натурализм как другая концепция понимания права в рамках ТГП предполагает независимость основ права и регулирования общественных отношений от воли государства. Правовой натурализм предполагает наличие определенных норм, которые являются объективными и не зависят от воли государства. Государство, в соответствии с натуралистическим пониманием права, вырабатывает нормы регулирования общественных отношений не автономно, а в соответствии с данными объективными нормами. Как следствие, правовой натурализм рассматривает права человека как первичные по отношению к государству либо, по меньшей мере, независимые от него [3, стр.115].

    Теория правового натурализма направлена на поиски особой реальности права, несводимой к реальности государственно-властных установлений. Она в определенной мере идеалистична в силу установлений, которые не являются объективными категориями в рамках ТГП. Поскольку под правовым натурализмом в его обобщенном значении понимается сверхпозитивная инстанция, или совокупность всех сверхпозитивных обязательностей общественных отношений, то и особенность естественно-правового понимания права заключается в разграничении и сопоставлении права и закона с позиций принципов справедливости.

    Это означает, что естественно-правовое понимание права ставит перед собой задачу нахождения основания позитивного права и критерия его оценки, а значит, проявляет себя в двух аспектах [3, стр.116]:

    - понимание сущности права как источника регулирования общественных отношений государством. В данном случае сущность собственно права раскрывается через понятие справедливости, а натурально-правовое мышление выполняет функцию объяснения сущности и понимания смысла права. Здесь решается задача выявления принципов справедливости (идеи права) и осуществления их обоснования в рамках ТГП;

    - оценка норм регулирования общественных отношений с позиций сущности права. В данном случае естественно-правовое мышление по отношению к закону как нормам права в целом выполняет критическую функцию.

    Данные аспекты, составляющие функции естественно-правового понимания права тесно между собой взаимосвязаны, поскольку оба направления ориентированы на достижение цели, который является поиск справедливости как сущности права и критерия оценки закона.

    Как следствие, сущность естественно-правового понимания права состоит критике права и государства в рамках ТГП, но с позиций нравственности. В процессе этой критики происходит измерение правовых и государственных отношений на соответствие их сущности и смысла. Как следствие, данная критика направлена на легитимацию и ограничение права и государства [11, стр.142].

    В силу заложенной в нем критической установки естественно-правовой способ понимания права приобретает особую общественную значимость в переходные периоды развития общества, которые характеризуются обострением противоречий между идеалом и действительностью, новыми прогрессивными стремлениями и старым положительным правом, или, другими словами, опытом переживания несправедливости. Поэтому наиболее активно и плодотворно естественно-правовые концепции развиваются в периоды реформ и изменений. Именно это обстоятельство объясняет активизацию естественного нрава в Западной Европе в эпоху Просвещения и активное обсуждения правового натурализма в рамках ТГП в России на рубеже XIX-XX веков, в Германии после Второй мировой войны и в посттоталитарных государствах в наши дни.

    Естественно-правовое понимание права содержит элемент утопии, поскольку исходит не из того, что есть, а из того, что должно быть, отрицая тем самым существующий порядок вещей. Как известно, в Новое время была популярна утопическая модель, построенная на двойственном понимании естественного и гражданского состояний, а средством перехода от одного состояния к другому выступал выражающий принцип согласия общественный договор. Однако данные гипотетические состояния не являются лишь теоретическими положениями, они обладали и обладают реальным стимулирующим воздействием на сознание и поведение людей. Ведь хотя утопические проекты в действительности не сбываются, человек, находясь под впечатлением новой действительности и воодушевленный этой картиной, своими поступками меняет социальный мир, пользуясь при этом символами и категориями утопического проекта [11, стр.142].

    В частности, можно отметить, что весьма значимым было воздействие правового натурализма на становление идей государства и права во время революций в Америке и Франции. Данные положения нашли свое отражение на практике, поскольку позволили построить государства, в которых общественные отношения регулируются в соответствии с общими положениями о правом государстве. Безусловно, право в данных государствах не всегда отвечало справедливости, однако, после революций оно было существенно ближе к данному критерию, чем до изменений в организации государства.

    Смена одного правопорядка другим, как правило, предполагается и ожидается людьми как установление общественных отношений, не просто отвечающих справедливости, но и создающих все условия для благополучия и благоденствия, идеального гармонического состояния человечества (высшей справедливости). И хотя в действительности создание подобных общественных отношений невозможно, человек не может не стремиться к созданию подобного общества. Однако это не просто мечты, а выражение сути собственно правовой реальности. Выражение ценностей, сформированных в подобных представлениях о правовой реальности, находит свое отражение на конкретном уровне с позиций права. В определенной мере именно наличие абстрактный и идеализированных ценностей и представлений о справедливости становится основой для выработки реалистических решений. Иными словами, реальность Правового натурализма представляет собой реальность человеческого императива достижения справедливости в общественных отношениях, которое представляет собой идеальное гармоническое состояние, основанное на началах высшей справедливости, как такого жизненного требования, которое предъявляется самому себе в процессе человеческого сосуществования каждым, кто стал человеком хоть в какой-то мере [3, стр.116].

    Иначе говоря, то общее, что присуще многообразным формам Правового натурализма, может быть охарактеризовано положениями о критике государства и права, а также стремления к гуманизации правопорядка. В этом заключается гуманистический смысл Правового натурализма, в горизонте которого и осуществляются поиски основания и критерия для оценки правопорядка в рамках ТГП. Императив гуманизации правопорядка является отражением представлений людей о справедливости, однако реализация данного императива осуществлялась в различных формах, иногда даже таких, в которых эта направленность получала совершенно противоположное воплощение [3, стр.119].

    Таким образом, правовой натурализм предполагает наличие определенных объективных закономерностей в построении норм права, которые существуют независимо от государства. Правовой натурализм предполагает наличие определенных норм, которые являются объективными и не зависят от воли государства. Государство, в соответствии с натуралистическим пониманием права, вырабатывает нормы регулирования общественных отношений не автономно, а в соответствии с данными объективными нормами. Как следствие, правовой натурализм рассматривает права человека как первичные по отношению к государству либо, по меньшей мере, независимые от него. В основе естественного натурализма лежит понимание права как основанного на объективном критерии справедливости. Именно вопросами справедливости как основы права в рамках ТГП занимается правовой натурализм. При этом роль справедливости имеет практический характер, поскольку на основе выработки понимания справедливости, которая и является основой всякого права, правовой натурализм критикует государство и право. Согласно естественному натурализму, государство не является абсолютным, оно должно быть ограничено с позиций права критерием справедливости. Только в рамках норм права, отвечающих критерию справедливости, государство может регулировать общественные отношения, не выходя за указанные рамки. В результате устанавливается четкое понимание права как независимого от государства и регулируемого, прежде всего, пониманием справедливости.


    1.2 Естественно-правовые концепции
    Понимание правового натурализма в общем случае как представления о праве как регулировании общественных отношений, основанном на справедливости, при котором государство ограничено именно объективным содержанием права в регулировании общественных отношений, имеет, тем не менее, различные проявления с позиций конкретных концепций. Концепции правового натурализма имеют не только исторический характер, но и различны с точки зрения самого понимания объективных основ права.

    Можно выделить следующие концепции правового натурализма [2, стр.172]:

    - подход, в основании которого лежат ключевые категории естественно-правового мышления, такие как «природа», «разум», «природа человека». В зависимости от того, на каком из этих ключевых понятий делается акцент, выделяются и различные типы естественно-правовых концепций:

    а) космологические (натуралистические и теологические), апеллирующие к такой инстанции, как мировой порядок;

    б) рационалистические, апеллирующие к разуму;

    в) антропологические, апеллирующие к природе человека.

    Достоинством космологических концепций было стремление подчеркнуть высший, трансцендентный характер права, однако недостатком было стремление вывести Правовой натурализм из общих закономерностей развития общественных отношений.

    Рационалистические концепции акцентировали внимание на идее права, отмечали мощь человеческого разума, однако ставили перед ним недостижимые задачи, полагая, что усилием одного только разума, без обращения к реальным обстоятельствам, возможно сконструировать идеальную систему права, которая служила бы образцом для любых конкретных правовых систем [5, стр.192].

    Антропологические концепции указывали на связь права с сущностью человека, однако при различной трактовке природы человека иногда утрачивался гуманистический смысл права;

    - в зависимости от понимания смысла права следует выделять старый и новый правовой натурализм:

    а) старый правовой натурализм характерен для традиционных обществ, и, прежде всего, для Средневековья, где предполагалось природное неравенство людей и поэтому справедливость трактовалась с акцентом на групповые привилегии, в частности, дворянству, духовенству и т.п. Сюда же следует отнести и те концепции, которые обосновывали просвещенный абсолютизм XVII века (Ж. Боден, Т. Гоббс, Б. Спиноза). Требование равенства здесь ограничивалось лишь равенством граждан между собой перед лицом установленного государством закона, государством, которому делегировались гражданами их права во имя мира и собственной безопасности [11, стр.144];

    б) новый правовой натурализм, в наше время получивший название прав человека, зародился в эпоху Реформации на основе обоснования права на свободу совести как основополагающего натурального права и стало основой юридической доктрины Просвещения. В XVIII веке натуральные права получили статус неотчуждаемых прав, которые ограничивали произвол государства и устанавливали отношения свободы и равенства не только между гражданами, но и между гражданами и государством;

    - по способу обоснования идеи права концепции «нового Правового натурализма» могут быть подразделены на натуралистические, деонтологические и логоцентрические, различающиеся трактовкой статуса Правового натурализма. Последнее понималось, соответственно, в качестве существующего до позитивного права (как закон природы), над позитивным правом (как моральный идеал) и в самом позитивном праве (как его разумное ядро). Эти три типа классических учений Правового натурализма представлены ключевыми фигурами права Нового времени – Дж. Локком, И. Кантом и Г. Гегелем [2, стр.174];

    - в зависимости от исторической периодизации концепции Правового натурализма могут быть подразделены на классические и современные. Такое деление важно учитывать, поскольку встречаются утверждения, будто естественно-правовое понимание права исчерпало себя. С этим нельзя согласиться. Исчерпала себя лишь определенная историческая форма такого понимания. Законным наследием традиции Правового натурализма является мышление в категориях справедливости, или современные теории справедливости.

    Таким образом, концепции правового натурализма различаются между собой как с позиций периода их формирования, так и с позиций выделения источника справедливости. В то же время, в современной науке концепции правового натурализма имеют вполне определенный практический характер, поскольку устанавливают критерии оценки права с позиций его соответствия справедливости. Установление подобных критериев характерно в большей степени для новых концепций правового натурализма, которые в современном понимании права соответствуют основным правам. Как следствие, наличие различных концепций правового натурализма в большей степени отражает его становление и изменение представлений об источниках справедливости. В то же время, на методологическом уровне вполне очевидна практическая значимость правового натурализма, который устанавливает критерии справедливости, тем самым позволяя сопоставить законы с данными критериями.
    2. Основные характеристики естественного права в периоды его становления и современного естественного права

      1   2   3


    написать администратору сайта