Прро. Файл бви по разделу Человек и общество Основные этапы развития социальногуманитарного знания
Скачать 26.29 Kb.
|
Файл БВИ по разделу «Человек и общество» Основные этапы развития социально-гуманитарного знания Мифы объясняли события, которые происходили с людьми, объясняли принцип действия сил природы: почему происходит смена времен года, почему дует ветер, почему происходят рассвет и закат и многое другое. Согласно древнегреческим мифам прародительницей мира была мать-земля — Гея, которая возникла из Хаоса и которая родила бога неба — Урана. Уран излил на мать дождь, который оплодотворил землю и пробудил спавшие в ней семена к жизни. Потом появились Тартар — бог подземного царства, появились вечный мрак и темная ночь, а от них родились вечный свет и светлый день. С тех пор день и ночь сменяют друг друга на земле. Потом появились боги, титаны. Во главе Олимпа встал Зевс — сын Кроноса, появились другие греческие боги и богини, которые стали прародителями и покровителями людей: Посейдон, Афродита, Афина, Гермес и др. Потом на земле стали жить дети богов и обычных людей. Древние мифы обычно выделяют две идеи: 1) идею творения — мир был создан богом; 2) идею развития — мир постепенно развивался из хаоса. На тему происхождения мира, человека, будущего человечества существовали следующие мифы: космогонические мифы — это мифы о происхождении мира, человека и человеческого общества; мифы о героях (например, мифы о похождениях Геракла); эсхатологические мифы о конце света (о гибели суши во всемирном потопе, о возвращении хаоса, о последней битве богов). С течением времени мифы уже не могли объяснить все события, происходящие с человеком, и дать ответы на его вопросы. Так появилась философия, которая ставила вопросы: что такое человек? Какова цель и смысл жизни человека? Каково будущее человечества? Одной из древнейших философских концепций считается философия индуизма, которая тесно связана с законами кармы (воздаянием). Согласно принципам кармы человек имеет сейчас ту жизнь, которую он заслужил своим поведением в прошлой жизни. Если в прошлой жизни человек вел себя неправедно, допускал ошибки, в следующей жизни, после перерождения, он получит худшую жизнь и даже может стать животным, растением или камнем. Иными словами, все поступки человека отражаются на его сегодняшней жизни и на его будущих воплощениях. Согласно древнеиндийской философии буддизма (на ней базируется все религиозное течение) жизнь человека представляет собой страдание, так как у него очень много желаний, которые он одновременно удовлетворить не может. Чтобы достигнуть высшего просветленного — состояния нирваны — человек должен отказаться от желаний, стать аскетом, тогда он не будет страдать и сможет достичь нирваны. Древнекитайские философские течения представлены несколькими направлениями: даосизм, легизм, моизм, конфуцианство. Самым известным философским течением древности считается конфуцианство, которое даже стало государственной идеологией Ханьской империи. В настоящее время в Китае многие принципы конфуцианства используются Коммунистической партией Китая. Оно во главу угла ставит принцип гуманизма, необходимость подавления в себе отрицательного начала и обретение добродетельности. К основным принципам конфуцианства относят следующие принципы: жэнь — принцип человеколюбия и гуманности. Не желай другим того, чего не хочешь сам. В настоящее время этот принцип называют золотым правилом нравственности, которое нашло подтверждение и в других философских школах в Средние века и в Новое время; ли — принцип почтительности и ритуала; чжэн-мин — порядок в обществе достигается только в том случае, если каждый будет знать свое место; цзюнь-цзы — принцип образа благородного мужа, который должен быть высоконравственным (мудрецом). Удел же простолюдинов — это обслуживание аристократической элиты и императора; вэнь — принцип образованности, просвещенности, духовности; ди — принцип повиновения. Младшие повинуются старшим, ниже по должности — своим начальникам. чжун — принцип преданности императору, нравственному авторитету правительства. Властители должны быть порядочными, тогда и простолюдины воровать не будут. Согласно конфуцианству высшими ценностями являются государственные и патриархальные традиции, служение обществу, поэтому Конфуция называют первым консерватором. Одним из принципов даосизма (основатель даосизма – известный философ Лао-цзы, VI — V вв. до н. э.) является принцип недеяния, поэтому это течение даже считают одним из первых анархистских течений, отрицающих необходимость государства. Лао-цзы считал, что чем меньше правитель вмешивается в дела государства, тем эффективнее государство работает. Однако нельзя считать даосизм философией, которая призывает отказываться от всех действий. Это не так. Согласно теории человек живет для того, чтобы следовать дао, он не в состоянии изменить миропорядок, поэтому должен спокойно плыть по течению жизни, но при этом отслеживать направление плавания (не пытаться плыть навстречу течению, но выбрать направление, чтобы течение подталкивало его в нужную сторону). Основателем моизма считается философ Мо-цзы (ок. 480—400 гг. до н. э.), который говорил о естественном равенстве людей от рождения, о необходимости любви друг к другу, проповедовал отказ от войн. Его даже считают первым социалистом. Философское течение легизм (основатель Шан-Ян, 390-338 гг. до н. э.) провозглашало важность существования суровых законов, которые наведут порядок в обществе. Были сторонниками коллективной ответственности общины за действия ее члена, поэтому их даже называют первыми тоталитаристами. Дальнейшее развитие философская мысль получила в Древней Греции. Ее представителями являются Протагор (софизм), Сократ, Платон (считается основателем идеализма), Аристотель и многие другие философы, которые заложили основы современных философских школ. Одними из основных философских течений являются концепции идеализма и материализма. Представители идеализма считают, что мышление, сознание первично, а материя вторична. Сторонниками идеализма являются Платон, Аристотель, В. Г. Лейбниц, Г. В. Гегель – представители школы объективного идеализма (полагали, что независимо от сознания человека объективно существует духовное начало – мировой дух, «эйдос», которое является первоосновой мира, а природа, материя и человек есть лишь порождение этого духовного начала), и Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант – представители школы субъективного идеализма (считали, что не существует реальности вне сознания субъекта). Наиболее радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, сторонники которого считают, что реальным является только мыслящий субъект, а все остальное существует только в его сознании, и нет доказательств обратного. Сторонники субъективного идеализма считают, что мир существует для человека благодаря его ощущениям. При этом каждый человек представляет мир индивидуально. Что такое сладкое, круглое, твердое, человек познает через свои ощущения. Со своей стороны, представители материализма утверждают о первичности материи и вторичности сознания. Наиболее известна фраза Карла Маркса: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Наиболее древней философской школой материализма считается стихийный материализм, представителями которого являются Гераклит, Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар. Фалес Милетский считал, что все возникает из воды и в нее превращается. Анаксимен считал, что все возникает из воздуха, а Гераклит – из огня. Представителями механистического материализма являются Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, они пытались все явления природы объяснить с помощью законов механики. Дальнейшее развитие материализм получил в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, Г. В. Плеханова, которые сформулировали концепцию диалектического материализма, который стал философской основой марксизма. Согласно концепции диалектического материализма материя является единственной основой мира, мышление является неотъемлемым свойством материи, а развитие (движение) мира представляет собой результат преодоления его внутренних противоречий. Существует также дуалистическая философская концепция (от лат. dualis – «двойственный»), в которой материя и сознание рассматриваются как равнозначные основания всего сущего, независимые друг от друга. Сторонниками дуализма являются Р. Декарт, Ф. Вольтер, И. Ньютон. Они признавали равноправными материю и сознание. Место философии в системе обществознания Основой всех социальных наук считается философия, о чем говорил ещё Платон. Философия учит системно мыслить, находить причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, обосновывать получившиеся зависимости. Философ — это человек, который занимается поиском истинного знания, понимания мира и его устройства. Существуют две основные философские школы: материализм и идеализм, которые по-разному отвечают на вопрос: что первично: материя или сознание? Сторонники материализма считали, что первична материя, и она уже определяет сознание («бытие определяет сознание»). Сторонники идеализма считают, что идеи первичны, а материя вторична. Одним из основателей философской школы идеализма является древнегреческий философ Платон. Философия пришла на смену религии и мифологии. Если религия объясняла происходящее в мире и с человеком с точки зрения предопределения и воздействия высших сил (провиденциализм), то философия стала объяснять происходящие явления с научно-рациональной точки зрения. В период Нового времени складывается разделение философии на несколько составляющих: учение о бытии (онтология), учение о познании (гносеология), учение о мышлении (логика), учение о душе человека (психология), учение о морали и нравственности (этика), учение о прекрасном (эстетика), социальная философия (изучает основные сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную и духовную), история философии (изучает различные философские школы, их происхождение, основные идеи), учение о понимании и толковании знаний (герменевтика), учение о ценностях (аксиология). Структура философии: Онтология (представляет собой раздел философии, который изучает фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, его принципы, структуру и закономерности) Гносеология Логика Психология Этика Эстетика Социальная философия История философии Герменевтика Аксиология Методы философии Методы философии представляют собой тот инструментарий, которым пользуется наука при проведении научных исследований. У философии как основы всех наук тоже есть специфический набор инструментов, которые позволяют двигаться в направлении решения проблем, которые ставит философия. Методы философии: Диалектика (учение о развитии) Метафизика Догматизм Эклектика Софистика Герменевтика Согласно диалектическому методу исследования мир представляется постоянно изменяющейся системой во всем многообразии связей, в котором появляются новые и исчезают старые элементы, происходит борьба противоположных элементов. Немецкий философ Гегель сформулировал три закона диалектики. Первый закон – закон единства и борьбы противоположностей. Ярким примером являются полюса магнита – положительный и отрицательный. Если их соединить между собой, то они будут притягиваться, а если пытаться соединить магнит одинаковыми полюсами, например приблизить плюс к плюсу, то они будут отталкиваться. Второй закон диалектики – закон перехода количества в качество. Наглядно продемонстрировать его работу можно на примере тестов, которые периодически решают школьники. Согласно этому закону, чем больше тестов будет сделано, тем выше будет уровень знаний у школьников. Третий закон – закон отрицания отрицания. Действие закона можно продемонстрировать на примере кругооборота живой природы: сначала семечко пускает в земле корни, вырастает растение, осенью оно отмирает, давая, таким образом, пищу следующим растениям. Наглядной визуализацией действия этого закона является спираль. Метафизика представляет собой метод познания, при котором объекты рассматриваются обособленно (вне связи с другими объектами), статично (игнорируется возможность изменений) и однозначно. Догматизм – способ мышления, когда окружающий мир рассматривается сквозь призму догм – заранее известных незыблемых постулатов. Эклектика – метод познания, в результате которого происходит соединение абсолютно разрозненных фактов, концепций теорий в хаотичном порядке, что приводит к формированию правдоподобного, но ненаучного знания. Софистика – метод философской дискуссии и построения логической концепции, который нацелен на формирование нужного мнения путем манипуляций и подтасовок. Герменевтику как метод философского познания называют еще наукой о понимании. Она объясняет, как правильно понимать философские тексты и конструкции, обучает умению анализировать текст и делать правильные выводы. Существуют также дополнительные методы философского познания, которые одновременно являются направлениями развития философии: материализм (философская концепция, которая утверждает, что материя первична, а сознание вторично), идеализм (философская концепция, которая утверждает, что идеи первичны, а материя вторична), рационализм (метод философского познания, согласно которому разум является основой познания и действий человека), эмпиризм (метод, согласно которому знание считается истинным, если оно получило подтверждение практикой). Сущность человека как проблема философии Вопрос «Что такое человек?» является одним из основных в философии. Аристотель утверждал, что «человек – это существо политическое». Иными словами, те, кто живет в городах – государствах-полисах, – это люди, а все, кто живет вне полисов, – это варвары, полулюди-полузвери, и с ними можно как угодно обращаться. Немецкий философ Макс Шелер писал, что «человек есть нечто настолько обширное, многообразное, что все известные его определения вряд ли могут считаться удачными». Древнегреческий философ и софист Протагор утверждал, что «человек есть мера всех вещей, существующих в том, что они существуют и не существующих в том, что они не существуют». Иначе говоря, нет в мире ничего абсолютного, все относительно, причем относительно человека. Следовательно, измерителем всех понятий является человек. Протагор считал, что нет абсолютного понятия «холодный ветер». Когда дует ветер, кому-то будет холодно, а кому-то нет, поэтому именно человек определяет холодно или нет. Философская антропология изучает природу и сущность человека, при этом происходит философское постижение человека. Биологическая антропология изучает биологические особенности происхождения человека, его становления как Homo Sapiens (человека разумного). Свобода Существуют различные философские и религиозные концепции, которые по-разному относятся к свободе человека: Провиденциализм – философская и религиозная концепция, согласно которой все действия человека предопределены высшими силами (провидением, Богом). Фатализм – философская концепция, согласно которой все действия человека предопределены судьбой (роком, фатумом), в том числе любые попытки избежать предначертанного судьбой, и никакой свободы выборы у него нет. Противоположной концепцией является концепция волюнтаризма. Волюнтаризм – идея о том, что действия человека исключительно обусловлены его собственным выбором (волей). |