философия 2. Философия древнего китая
Скачать 15.02 Kb.
|
Философия древнего китая По мнению древнекитайских философов – мир возник из хаоса. Утверждалось, что два духа: инь (женское начало) и янь (мужское начало) упорядочили бесформенный хаос, породив при этом мир. В начале i-го тысячелетия до нашей эры формируется натурфилософская концепция. Предполагается существование некоего эфира, состоящего из материальных частиц ци. В результате воздействия на этот эфир духов инь и янь, получаются тяжёлые, женские частицы – инь-ци и мужские, лёгкие частицы – янь-ци. Эти частицы порождают пять первоначал, из которых формируется всё существующее: вода, огонь, дерево, металл, земля. В философских взглядах древнего китая складывается представление о дао. Дао – это безличная мировая закономерность, которой подчиняются и природа, и люди В vi-iii-ем веках до нашей эры в жизни китая происходят значительные изменения. Высокими темпами развивается сельское хозяйство, применяются новейшие орудия труда и инструменты, появляется частная собственность на землю, начинаются социальная борьба и войны между государствами. Древнейший китай включал в себя 24 княжества, но уже к i-ому тысячелетию до нашей эры в китае насчитывалось 156 княжеств. Все эти причины повлияли на древнекитайскую культуру и философию, обусловив борьбу различных философско-политических школ. Китайские философы в основном занимались проблемой достижения порядка в обществе. Наиболее влиятельными философско-политическими школами были последователи следующих учений: - даосизм - конфуцианство - моизм - мин-цзя - фа-цзя Даосизм. Центральное понятие учения даосизма – дао – всеобщая закономерность мира, первооснова и завершение всего существующего. Дао вечно, безымянно, бестелесно и бесформенно, неисчерпаемо и бесконечно в своём движении. Дао присутствует во всех материальных вещах и приводит к изменениям этих вещей, превращая вещи в их противоположности. Даосизм признаёт самостоятельность действий человека. Причина всех невзгод, считают последователи даосизма, это нарушение действия дао. Следовательно, чтобы избавиться от невзгод – нужно отказаться от всего достигнутого. Учение даосизма склоняется к фаталистической точке зрения: люди не должны противодействовать действию дао, так как их усилия могут привести к обратным, нежелательным результатам. Разумное поведение, согласно даосизму, это стремление к спокойствию, к умеренности. В основу концепции управления даосизм полагает концепцию «недеяния» («невмешательства») Познание для последователей учения дао не имеет значения, так как они считают, что чем больше человек знает, тем дальше он уходит от истинного дао. Конфуцианство. Основателем конфуцианства является кун-цзы (конфуций), живший в 551-479-ом годах до нашей эры. Кун-цзы основал идею «исправления имён». Это идея состояла в том, чтобы попытаться привести явления к их былым значениям. При всех отклонениях от нормы, считал конфуций, следует обязательно к ней вернуться. Конфуций считал, что ключ к управлению народом находится в силе нравственного примера вышестоящих граждан нижестоящим. Кун-цзы стремится к устранению следующих четырёх зол: жестокости, грубости, разбоя, жадности. В конфуцианской философии подчёркивается идея чжун («преданность») – идея покорности. Также подчеркивалась необходимость почитать правителя, родителей и старших братьев младшими. Конфуций выдвинул идею о том, что люди по своей природе близки друг другу, что люди обладают врождённым знанием, которое он считал «высшим знанием». Также люди имеют другие виды знания, полученные в ходе обучения и в непосредственном опыте. О важности обучения конфуций говорит: «учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно». Также он считал, что необходимо «изучать старое, чтобы познавать новое». |