Главная страница

Философия Древнего мира. Философия Древнего мира


Скачать 1.25 Mb.
НазваниеФилософия Древнего мира
Дата13.03.2023
Размер1.25 Mb.
Формат файлаppt
Имя файлаФилософия Древнего мира.ppt
ТипДокументы
#986102
страница1 из 3
  1   2   3

Философия Древнего мира


1. Возникновение философии
2. Философская мысль в Древней Индии
3. Философские идеи в Древнем Китае
4. Первые философские школы в Древней Греции (досократики)
5. Расцвет древнегреческой философии (Платон, Аристотель)
6. Эллинистическая и римская философия


Зачатки философских идей начинают появляться в недрах мифологического мировоззрения в III-II тысячелетиях до н.э.
Уже в условиях родовой общины, всецело зависимой от природы, человек стал воздействовать на природный процесс, приобретая опыт и знание, оказывающие влияние на его жизнь
Окружающий мир постепенно становится предметом деятельности человека
Возникновение философии было связано с
совершенствованием способности предвидения,
необходимостью объяснить и воспроизводить результаты познания,
развитием языка, появлением абстрактных понятий,
с первыми шагами науки,
с мифологией


«Теогония» — мифические сказания о возникновении богов превращаются в
«космогонию» — верование о происхождении мира
В Древнем Египте и Вавилоне появляются произведения, не только порывающие с мифологией, но и содержащие зачатки атеистической мысли
«Диалог господина и раба о смысле жизни»,
«Песня арфиста»
«Беседа разочарованного со своим духом»
Но ни в Древнем Египте, ни в Ассирии и Вавилоне философские идеи так и не вышли за пределы мифологии, не сложились в целостную систему взглядов
В Древней Индии первые попытки осмысления мира относятся к 15 – 10 вв. до н.э.
Первобытные племенные верования и обычаи были зафиксированы в древнейшем памятнике индийской мифологической литературы – Ведах


Веды — сборник гимнов в честь богов и установленного ими миропорядка
Веды состояли из четырёх частей:
«Ригведа» (гимны),
«Яджурведа» (жертвенные формулы),
«Самаведа» (напевы),
«Атхарведа» (заклинания)
Хранителями и толкователями этого священного знания являлись брахманы – представители высшей касты
Были составлены комментарии к Ведам:
«Упанишады» (буквально – «сидеть у ног учителя») и «Араньяки» («лесные книги», составленные отшельниками)
Центральный миф «Ригведы» имеет космогоническое содержание
В нем говорится, о начале существования нашего мира
Космос порождает человека
Духовная сторона человека приобретает космический смысл


Существует круговорот бытия и цель человеческой жизни, таким образом, состоит в том, чтобы вписаться в него
Начиная с 7-6 вв. до н.э., в Индии получают распространение антибрахманские религиозные учения:
индуизм,
джайнизм,
буддизм
Карма («действие») – центральное понятие антибрахманских религий – это сумма всех совершённых человеком поступков, которые влияют на его последующее существование и перерождение
Индивидуальная судьба человека определяется законом дхармы (предназначения человека)
Закон дхармы жестко предопределяет жизненный путь человека,
закон кармы как бы ослабляет эту предопределенность, ибо он дает возможность человеку самому влиять на свою жизнь


Сансара (буквально – «круговорот») – понятие, отрицающее смерть как таковую:
живая материя неуничтожима, она лишь меняет формы своего существования
Всё живое не умирает, а перерождается
Чтобы стать богом, необходимо пройти через практику йоги – системы упражнений, позволяющих душе слиться с божеством в мистическом экстазе
Йог свободен от себялюбия, от чувственных привязанностей, терпелив, искренен, стоек, безразличен к миру
Различают хатха-йогу – систему физических упражнений – и
раджа-йогу – систему психических упражнений
Буддизм – религиозно-философское учение, ставшее впоследствии первой из мировых религий, возник в 6 веке до н.э.
Основателем буддизма стал принц Сиддхартха Гаутама, родившийся в 563 году до н.э. и получивший прозвище Будда, т.е. «просветлённый»


В брахманизме страдание было наказанием за грехи
Главный вопрос в буддийском учении – «освобождение» человека, путь избавления от страданий
Основу буддизма составляет учение о четырёх истинах, открывшихся Будде:
Любая жизнь есть страдание и сатанинское обольщение.
2. Причина страдания – жажда жизни и наслаждения, и эта жажда приводит человека к бесконечной цепи новых рождений.
3. Избавление от страдания – отказ от желаний.
4. Существует восемь путей достижения нирваны —состояния невозмутимости и безразличия.
Признаки страдания – беспокойство, надежда, желания, страх
Страдание – это вечное желание удовлетворения
Смерть не освобождает человека от страдания, т.к. после смерти его ожидает новое рождение и новые страдания


Цепь бесконечных перерождений только усугубляет страдания и лишает их смысла
Освобождением от страдания служит нирвана, определённое психическое состояние, которое позволяет
а) проникнуть в суть вещей и обнаружить их бессущностность,
б) перестать переживать какие-либо эмоциональные состояния,
в) прекратить всякую связь с внешним миром, освободиться от «пут реальности», которая есть не что иное как обольщение сатаны
Таким образом, древнеиндийские учения тоже не стали философскими в полном смысле этого слова, а остались сочетанием мифологических, религиозных и отдельных философских идей


Вайшешика – первая школа индийской философии III в. до н.э.
Эта школа содержит учение об атомах
Основоположник Вайшешики Канада считал, что существуют тончайшие частички четырех стихий:
земли, воды, света (огня) и воздуха
Они назывались параманавас
Это некие минимумы субстанции (материи)
Они находятся в движении по причине внешнего толчка; кроме того, они обладают свойством соединяться в устойчивые и неустойчивые комбинации
К устойчивым относятся соединения атомов одной стихии, земли например; к неустойчивым - разных стихий, например, земли и воды
В соответствии с принадлежностью к той или иной стихии атомам приписываются качества:
атомам земли - запах, вкус, цвет, осязание; атомам воды - вкус, цвет, осязание; атомам огня - цвет, осязание; атомам воздуха -осязание


Параманавас (атом), являясь беспричинным, сам по себе выступает причиной мира
Он
вечен;
является единицей меры;
не проницаем, но он обволакивается эфиром, который пронизывает все макрообъекты
Эфир выступает как некий аналог пространства
Для каждого органа чувств насчитывается около десяти параманавас (атомов)
Параманавас (атомы) не воспринимаются органами чувств, а только сверхчувственным сознанием йогов
Эта теория говорит о переходе индийской философии с традиционного ритуально-мистического мышления к мышлению логическому


Золотой век китайской философии – период с 6 по 4 вв. до н.э.
В это время сформировалось 6 философских школ:
конфуцианство,
моизм,
легизм,
даосизм,
школа инь-ян,
школа имён
Лидирующее положение заняли конфуцианство и даосизм
Конфуцианство (по-китайски жу цзя сюэ шо) – «школа учёных-интеллигентов», возникло в 6 – 5 веках до н. э.
Конфуций (552 – 479 гг. до н.э.), или Кун Фу Цзы, выдвинул концепцию идеального государства, которым, по его мнению, и должны были править учёные


Общество должно управляться не на основе административно-правовых или экономических принципов, а только на основе норм морали
Основу конфуцианства составляет этическое учение о врождённой природе человека и о приобретаемых им качествах
Человек – это прежде всего член общества, которое подобно большой семье
Внутренний импульс человеческого существования – гуманность, внешний – благопристойность
Она рождает в человеке лучшие качества:
справедливость,
взаимность,
разумность,
мужество, почтительность, братскую любовь, верность, милостивость и т.д.
Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе»


Конфуций сформулировал «Пять постоянств праведного человека»:
Жэнь — «человеколюбие»,
«милосердие», «гуманность»
Это — человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом
Человек есть то, что он сам из себя делает
Ли — буквально «обычай», «обряд», «ритуал»
Верность обычаям, соблюдение обрядов, например, почтение к родителям
Ли — любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества
И — «правда», «справедливость»
И основано на взаимности: так, справедливо почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили
И сообщает благородному человеку необходимую твёрдость и строгость


Чжи — здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность — умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе
Чжи противостоит глупости
Синь — искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность
Синь уравновешивает Ли, предупреждая лицемерие
Все они входят в содержание категории «Вэнь» — культурный смысл человеческого бытия, воспитанность


Даосизм (по-китайски дао цзяо) – направление в китайской философии, основано Лао-Цзы
Сформировалось в 6 – 4 веках до н.э. Лао-Цзы изложил свои идеи в книге «Дао-дэ-цзин», «Книга о пути (Дао) и о благой с иле (Дэ)»
Дао – это закон всего сущего, рождающее и поглощающее начало Вселенной, принцип бытия космоса, общества и человека
Дао соединяет в себе движущие силы мирового процесса: Инь и Ян
Инь – женское, тёмное, пассивное, внутреннее начало
Ян – мужское, светлое, активное, внешнее начало
Отдельно друг от друга они не существуют


Смысл космического бытия – в их взаимопроникновении и взаимодействии
Следование закону Дао обеспечивает гармонию, процветание и долголетие
Отступление от Дао – причина всего зла, царящего в мире, дисгармонии, катастроф, гибели
Дао – целостное бытие
Ни одна вещь в мире не существует отдельно и не обладает самоценностью
Мыслить об отдельных предметах и явлениях – это заблуждение, порождаемое языком, где каждой вещи соответствует отдельное имя
Не существует противопоставления жизни и смерти: они мыслятся как нераздельное целое, как трансформации бытия
Дух человека гибнет вместе с телом, растворяясь в мире


Моизм, «школа Мо» (мо цзя) - философско-религиозное учение, сформировавшееся в 5–4 вв. до н.э. и получившее широкое распространение в 4–3 вв. до н.э.
Трактат «Мо-цзы»
Мо-цзы (Мо-ди) (490–468 – 403–376 до н.э.) первоначально был сторонником конфуцианства, а затем выступил с его резкой критикой
Главное в моизме – аскетическое народолюбие, предполагающее безусловный приоритет коллективного над индивидуальным и борьбу с частным эгоизмом во имя общественного альтруизма


Интересы народа сводятся к удовлетворению элементарных материальных потребностей, определяющих его поведение
«В урожайный год люди гуманны и добры, в неурожайный – негуманны и злы»
Традиционные формы этико-ритуальной благопристойности и музыки рассматриваются как проявления расточительства
Моизм основан на двух принципах:
всеобъемлющей, взаимной и равной «объединяющей любви» (цзянь ай)
«взаимной пользы/выгоды» (сян ли)
Высшим гарантом и точным критерием обоснованности этой позиции моисты считали Небо (тянь), которое приносит счастье тому, кто испытывает к людям объединяющую любовь и приносит им пользу/выгоду
Небо обладает волей, помыслами, желаниями и одинаково любит все живое


Моисты утверждали, что в судьбах людей нет фатального предопределения (мин), поэтому человек должен быть активен и деятелен, а правитель – внимателен к достоинствам и талантам, которые следует почитать и продвигать независимо от социальной принадлежности
Результатом правильного взаимодействия верхов и низов на основе принципа равных возможностей должно стать всеобщее «единение» (тун), т.е. преодолевшее животный хаос и первобытные смуты всеобщей взаимной вражды централизованно управляемое, структурное целое
Моисты призывали к антимилитаристской и миротворческой деятельности, развивая одновременно теорию фортификации и обороны


Легизм - «Школа закона» - сформировавшееся в 4–3 вв. до н.э. теоретическое обоснование деспотического управления государством и обществом, которое первым в китайской теории добилось статуса единой официальной идеологии в империи Цинь (221–207 до н.э.)
Гуань Чжун (? – 645 до н.э.) первым в истории Китая выдвинул концепцию управления страной на основе «закона» (фа)
Закон должен возвышаться над правителем и должен ограничивать, защищать от его необузданности народ
Чтобы противодействовать порочным тенденциям, предложил использовать наказание как главный метод управления: «когда боятся наказаний, управлять легко»
Цзы Чань (ок. 580 – ок. 522 до н.э.) впервые в Китае в 536 до н.э. кодифицировал уголовные законы, создав «уложение о наказаниях» (син шу)


Дэн Си (ок. 545 – ок. 501 до н.э.) развил это начинание, опубликовав «бамбуковое уложение о наказаниях» (чжу син)
Государственная власть – единоначальное осуществлении правителем посредством «законов» (фа) правильного соответствия между «именами» и «реалиями»
Правитель должен овладеть особой «техникой» управления, которая предполагает способность «видеть глазами Поднебесной», «слушать ушами Поднебесной», «рассуждать разумом Поднебесной»
Он не может быть «великодушен» к людям:
Небо допускает стихийные бедствия, правитель не обходится без применения наказаний
В период с 4 по первую половину 3 в. до н.э. произошло формирование легизма в целостное самостоятельное учение, ставшее в самую резкую оппозицию конфуцианству
Шэнь Дао (ок. 395 – ок. 315 до н.э.) стал проповедовать «почтение к закону» и «уважение к властной силе»


«Недостаточно быть достойным, чтобы подчинять народ, но достаточно обладать властной силой, чтобы подчинять достойного»
Шэнь Бухай (ок. 385 – ок. 337 до н.э.) призывал «возвышать государя и принижать чиновников» таким образом, чтобы на них ложились все исполнительские обязанности, а он, демонстрируя Поднебесной «недеяние», скрытно осуществлял контроль и властные полномочия
Шан Ян (390–338 до н.э.) пришел к выводу о том, что государство должно побеждать и оглуплять народ, а не приносить ему пользу:
«Когда народ глуп, им легко управлять. И все это благодаря закону»
Сами же законы отнюдь не богодухновенны и подлежат переменам


«Умный творит законы, а глупый подчиняется им, достойный изменяет правила благопристойности, а никчемный обуздывается ими»
«Когда народ сильнее своих властей, государство слабо; когда власти сильнее своего народа, армия могущественна
Когда проступки скрываются – народ победил закон; когда же преступления строго наказуются – закон победил народ
Когда народ побеждает закон, в стране воцаряется смута; когда закон побеждает народ, усиливается армия»
Поэтому власти следует быть сильнее своего народа и заботиться о могуществе армии
Народ же надо побуждать заниматься двуединым важнейшим делом – земледелием и войной, избавляя его тем самым от неисчислимых желаний
Управление людьми должно строиться на понимании их порочной, корыстной природы


Подлинный расцвет философии произошел в Древней Греции и Древнем Риме
Стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм:
страх и преклонение перед Космосом,
проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира;
объяснение явлений окружающего мира
Человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы
Природа и основные природные стихии – это макрокосм Человек - своеобразное повторение окружающего мира микрокосмос
Высшее начало, подчиняющее себе все человеческие проявления – судьба
Допускалось существование богов, которые были частью природы и близки людям
Философские концепции античности опирались на обыденный опыт


Философия Древней Греции
I. Досократики
Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)
Пифагорейский союз (Пифагор и его ученики)
Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон)
Гераклит Эфесский
Анаксагор из Клазомен
Эмпедокл из Акраганта
Атомисты (Левкипп, Демокрит)
Софисты (Протагор, Горгий, Антифонт)
II. Классический период
Сократ, Платон, Аристотель
III. Эллинистическая философия
Киники (Антисфен, Диоген)
Скептики (Пиррон)
Эпикурейцы (Эпикур, Лукреций Кар)
Стоики (Зенон Китийский, Ксенофан, Хрисипп, Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий)
школы неоплатонизма (римская, сирийская, пергамская, афинская и др.)


Милетская школа
Фалес, Анаксимандр и Анаксимен
искали первопричину всего сущего
Фалес (625 – 545 гг. до н.э.) считается родоначальником европейской философии
Океан – это кольцевая река, окружающая мир, и сама Земля плавает в этой реке
Различал душу и тело, но саму душу считал материальной
Всё обладает душой
Например, магнит способен притягивать благодаря тому, что имеет душу
Душой считал свойства предметов, и эти свойства важнее внешней формы
Этическое учение: человек прекрасен не наружностью, а делами


Основным для философии называл вопрос «Что есть всё?»
Анаксимандр (611 – 545 гг. до н.э.) попытался обосновать, что такое бесконечность
Первопричиной сущего считал апейрон – неопределённую бесформенную вневременную материю, из которой возникает всё: земля, воздух, вода, огонь
Мир не был сотворён, а возник сам по себе из апейрона
А уже из земных стихий (земли, воздуха, воды, огня) возникают живые существа и явления природы
Жизнь зародилась в результате выпаривания влаги из ила
Человек, как и все животные, произошёл от рыб
Мир не вечен, но в результате его разрушения возникнет новый мир, и так будет продолжаться до бесконечности
Мир не является таким, каким мы его воспринимаем, т.к. наши чувства несовершенны
Поэтому прежде, чем познать мир, необходимо познать природу наших чувств


Изобрел солнечные часы и создал первую географическую карту Европы и Азии
Анаксимен (560 – 480 гг. до н.э.) – считал первоосновой сущего воздух, а все состояния вещества объяснял степенью сгущения воздуха: сгущаясь, воздух становится сначала водой, потом камнем, а разрежаясь, становится огнём
Воздух бесконечен, из него состоит и душа


Пифагорейский союз
Пифагор (580 – 497 гг. до н.э.) с острова Самос стал создателем «пифагорейского союза»
Пифагор изобрёл термин «философия», стал основателем математики как науки
Пришёл к выводу, что «всё есть число», т.к. все вещи можно измерить, любое явление имеет числовое выражение
Число – основа мышления и познания
Исследуя природу музыки, пифагорейцы выявили, что ноты и аккорды заключаются в числах, поэтому и гармония мира зависит от чисел
Процесс познания мира – это процесс познания чисел
Основа ряда чисел – единица
Душа — гармония телесных элементов, исчисляемых числом

  1   2   3


написать администратору сайта